Научная статья на тему 'Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития'

Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4532
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS / THE EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL INTERACTION / PROFESSIONAL FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HUMAN PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашмаров И.А.

Выполненная работа полностью основана на тезисе о прямой зависимости влияния личностных качеств человека на результативность профессионального обучения. От сформированных в годы учёбы в школе или вузе качеств школьника или студента будут зависеть не только дальнейшие результаты учёбы, но и весь дальнейший жизненный путь человека, начиная с момента его трудоустройства и вплоть до завершения трудовой карьеры. Качество личности человека определяется сформированными в годы обучения личностными качествами, от которых очень многое зависит и в судьбе конкретного человека, и в судьбе окружающих его людей из общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is entirely based on the thesis of a direct relationship personal qualities influence on the effectiveness of training. Student's qualities will depend not only further study results, but also the entire future career person, since its employment and until completion of the work career. Quality of a person's identity is determined by years of education formed in personal qualities, from which very much depends on the fate of a particular person, and in the fate of the people around him from society.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития»

УДК 37.032.5

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ

И. А. Ашмаров,

к.э.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВПО "Воронежская государственная академия искусств " (ВГАИ).

Аннотация. Выполненная работа полностью основана на тезисе о прямой зависимости влияния личностных качеств человека на результативность профессионального обучения. От сформированных в годы учёбы в школе или вузе качеств школьника или студента будут зависеть не только дальнейшие результаты учёбы, но и весь дальнейший жизненный путь человека, начиная с момента его трудоустройства и вплоть до завершения трудовой карьеры. Качество личности человека определяется сформированными в годы обучения личностными качествами, от которых очень многое зависит и в судьбе конкретного человека, и в судьбе окружающих его людей из общества.

Ключевые слова: личностные качества студентов, эффективность педагогического взаимодействия, профессиональное становление и развитие личности человека.

Influence of personal qualities of students in the learning process on the effectiveness of the process of professional formation and development

Abstract. This work is entirely based on the thesis of a direct relationship personal qualities influence on the effectiveness of training. Student's qualities will depend not only further study results, but also the entire future career person, since its employment and until completion of the work career. Quality of a person's identity is determined by years of education formed in personal qualities, from which very much depends on the fate of a particular person, and in the fate of the people around him from society.

Keywords: personal qualities of students, the effectiveness of pedagogical interaction, professional formation and development of the human personality.

Введение. Проблема развития и саморазвития личностных качеств человека имеет самое большое практическое значение для жизнедеятельности любого общества. То же самое касается, конечно, и студентов, которые получают образование, результативность (эффективность) которого зачастую зависит не только и не столько от учебного заведения или педагогов, сколько в

первую очередь от самого обучающегося, то есть самого студента. В работе исследовано влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на его результативность.

Общеизвестной является мысль Всеволода Мейерхольда, давно ставшая афоризмом: «нельзя научить, можно только научиться». Это высказывание подчёркивает первостепенную роль самостоятельности в жизни для любого взрослого дееспособного человека и присущих ему навыков самообучения и саморазвития.

По сути, ту же мысль спустя время повторил Павел Лунгин, кинорежиссёр: «дать никому ничего нельзя. Когда человек готов, он сам всё берёт. И берёт с огромной лёгкостью. А то, что дают, уходит в песок, растворяется». Эта идея о приоритетной роли самостоятельной работы студентов в процессе обучения, конечно, не снимает ответственности с профессорско-преподавательского состава за качество выполняемой работы, но, тем не менее, делает очевидным значение роли самой личности студента или другого носителя социального статуса для собственной эффективности.

Тема исследования, посвящённого личностным качествам человека, всегда будет иметь актуальность и представлять большое значение для общественной жизни и деятельности, тем более для системы профессионального образования и науки, профессиональной ориентации и карьеры на всех её уровнях в современном постиндустриальном обществе, которое нам демонстрируют наиболее развитые страны мира.

Личные качества студентов, проявляющиеся в процессе обучения. Многочисленные научные исследования показывают, что личностные свойства и черты человека — это «хорошие предсказатели будущего профессио-

"5

нальной подготовки и обучения личности» . (Уиггинс, Блэкберн и Hackman, 1969). Отсюда следует, что черты личности, которые способствуют обучению студентов, должны быть предварительно оценены для того, чтобы определить, кто является наиболее способным извлечь выгоду из курса обучения.

В зарубежных исследованиях последних лет Marks (2000), (Eyong и Schniederjans, 2004) сообщается, что «различия между студентами, а не различия между классами и школами были ответственны за результативность обучения»4. Большинство современных исследований академических взаимодействий тем самым подчеркивают роль личности студентов как главных факторов их развития в процессе обучения. Таким образом, это чрезвычайно важно для педагогов, чтобы они были проинформированы о связи в процессе обучения между личностными чертами студентов и результатами обучения.

3 Wiggins, N., Blackburn, M., & Hackman, J. (1969). The prediction of first-year graduate success in psychology. Journal of Educational Research. p. 63.

4 Marks, H.M. (2000). Student engagement in instructional activity: Patterns in the elementary, middle and high school, American Educational Research Journal, 37, 153-184. Eyong, BK & Schniederjans, MJ (2004). The role of personality in web-based distance education courses. Communications of the ACM, 47 (3), 95-98.

Личность является естественной основой не только психологической науки, но и педагогики, так как такие области, как внимание, восприятие, память напрямую влияют на процессы обучения, их эффективность и результативность. Черты характера человека, заложенные самой природой и предшествующим воспитанием, могут вносить свой положительный или отрицательный вклад в мотивацию студентов и их академическую успеваемость, в зависимости от типа учебной деятельности.

В связи с этим одним из наиболее актуальных вопросов для современного учебного процесса является вопрос личностных качеств студентов, необходимых студенчеству в процессе обучения для получения высоких результатов в учёбе, а также для успешного поиска рабочего места на рынке труда. Для максимально более полного охвата личностных качеств необходимо систематизировать качества студентов, непосредственно влияющие на результативность процесса обучения.

Все качества студентов можно классифицировать на следующие две группы, необходимые как непосредственно в период обучения, так и после обучения. Во-первых, это - качества, необходимые для учебы. И, во-вторых, это - качества, необходимые для поиска работы и трудоустройства.

Первая группа личностных качеств студентов.

1. Мотивация. Это качество студента совершенно не напрасно ставится на первое место - без мотивации, на наш взгляд, нечего делать в учебном заведении в принципе. При этом мотивирующими факторами могут выступать различные ситуации: желание родителей, служба в армии, желание самосовершенствования и т.д. Несомненно, самыми действенными факторами являются внутренние (желание самого студента), а не внешние факторы. От степени мотивированности к обучению зависит успех учебного процесса в целом.

2. Самоорганизация. Не менее важное личностное качество студента. В детском саду и даже в школе - все воспитатели и учителя заботились о своих подопечных, нянчили и лелеяли их. Высшее учебное заведение (вуз) - более серьезный социальный институт. Здесь никто не будет заботиться о твоей успеваемости, за исключением самого себя. Сможешь организовать свой рабочий день: вовремя встать, прийти к нужной паре, качественно отработать все занятия, выполнить все домашние задания, подготовиться к семинарам, практикам и т.д. - значит, сможешь успешно обучаться. Позволишь себе лениться, особенно в первый год обучения - можешь не рассчитывать на положительный результат. В студенческой среде существует распространённая поговорка. «Первый год ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя». Этот тезис неоднократно проверен студентами на практике. Тем не менее, важно трудиться не только на первых порах и заработать себе репутацию «хорошего студента» в глазах преподавателей. Ещё более важно продолжать трудиться над собой и в дальнейшем, чтобы добиться максимально высоких результатов.

3. Самостоятельность. Это качество студента имеет большое значение и для процесса обучения, и для формирования в нём самостоятельной личности. Привычный надзор со стороны учителей отсутствует в вузе. Здесь студент сам отвечает за свои поступки, никто не будет за полученную двойку вызывать маму с папой к директору. Особенно это качество важно при обучении не в своем родном городе. Как говорится, «формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху» (Джим Рон).

4. Усидчивость. Как минимум, нужно «отсидеть» все лекции, выслушать весь теоретический материал. Или же, если пропустил, переписать конспект лекции в свою рабочую тетрадь. Кроме того, необходимо время, чтобы подготовиться к практическим (семинарским) занятиям.

5. Обучаемость. К сожалению, это личностное качество присуще не всем студентам. Но, как правило, если предыдущие четыре пункта соблюдены в повседневной жизни, то обучаемость будет на достаточно высоком уровне. Кто-то «схватывает» информацию на лету, кому-то приходится долго работать, чтобы выучить теоретический материал. Это уже психологические особенности личности, которые следует учитывать в процессе обучения как самим студентам, так и преподавателям.

6. Лидерские качества. Феномен лидерства рассматривается с различных сторон, многие исследователи работали над определением понятия лидерства и пытались выделить характерные психологические особенности лидера.

Д. Майерс предлагает несколько определений лидерства: во-первых -это процесс, по средствам которого определённые члены групп мотивируют и ведут за собой группу; во-вторых - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей [Майерс Д., 2002, С. 394].

В.Г. Крысько определяет лидерство как социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общества, общности (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Лидер по его мнению - это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности.

Г.М. Андреева выделила и описала три основных теоретических подхода в понимании лидерства: 1) «Теория черт»; 2) «Ситуационную теорию лидерства»; 3) «Системную теорию лидерства» [Андреева Г.М., 1998].

«Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией» от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалось как нечто, снизошедшее на человека). Исходит из положений немецкой психологии конца девятнадцатого-начала двадцатого века и концентрирует своё внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных личностных черт. В 1940 г. К. Бэрд составил список черт,

присущих лидеру. Среди них были названы: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. Позже Р. Сто-гдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие.

По мнению В.Г. Крысько, лидер является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности, группы, общества в целом. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке новых различных ситуациях и обстоятельств.

В.Г. Крысько выделил несколько характеристик лидерства:

- мотивация к лидерству - лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих;

- когнитивные способности-лидеры могут обрабатывать и интегрировать большой объём информации;

- приспособляемость - лидеры могут адаптироваться к потребностям своих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации. [Крысько В.Г., 2001, С.200]

Д. Майерс, в свою очередь, выделил два типа лидеров:

- целевой, организующий работу, устанавливающих стандарты и сосредоточенного на достижении цели;

- социальный, сплачивающий команды, улаживающий конфликты и оказывающий поддержку.

По мнению А.Р. Фонарёва, «структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, развитие личности стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее новый качественный уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту» [Фонарёв, А.Р. 1997] Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- в процессе обучения, ориентируясь на получившие определенное развитие задатки, целесообразно формировать новые психические качества

- личностный рост возможен при условии ориентации на успешную профессиональную деятельность, т.е. предполагает развитие сильной профессиональной мотивации.

Если личностный рост стимулирует развитие профессиональной деятельности, то в системе обучения необходимо создать условия для этого роста. Проблема специальной профессиональной подготовки лидеров относительно новая и малоизученная, но в психолого-педагогической теории и практике существуют возможности для проектирования педагогической системы, нацеленной на развитие способностей к лидерству.

Сегодня признается, что концептуальной основой процесса развития лидерских качеств является практикующее (опытное) учение, исходящее из предположения, что умения в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике [Рудестам К. 1990].

В общем, действительно понятно, что никто не обращает внимания на тех, кто «тащится позади эшелона». Если студент ставит цель быть успеш-

ным - необходимо проявлять активную позицию в учёбе и в жизни, одним словом, быть впереди, будь-то учеба или внеклассные мероприятия.

«Развитие лидерских качеств во многом зависит от личностных качеств студентов. Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Он не останавливается на достигнутом; подчиняя свою и чужую волю, добивается поставленной цели. Он интересен, неповторим, увлекателен. Нестандартность мышления и жажда нового являются самыми продуктивными качествами творческой личности. И, как свидетельствует жизнь, лидерский склад ума приносит плоды, как в будущем, так и в настоящем»5.

Вторая группа личностных качеств студентов.

Сразу отметим, что качества из первой группы являются первостепенными. Без них не получится успешного обучения и в дальнейшем успешной работы. К ним добавим дополнение из ещё нескольких качеств студента, необходимых не только для процесса обучения, но и для поиска и получения работы.

1. Гибкость мышления. Умение мыслить нестандартно очень ценится современным работодателем. Именно такие сотрудники являются наиболее ценными кадрами («палочкой-выручалочкой») для современного бизнеса. Необходимо развивать в себе это качество, пригодится и в учёбе, и на работе.

2. Концентрация и переключаемость внимания. Очень важно уметь концентрироваться на поставленной задаче, отвлекаться от посторонних мешающих факторов. При этом не менее важной бывает способность переключения внимания с одной задачи на другую.

3. Стрессоустойчивость психики. Всегда важно добиваться поставленных целей, даже несмотря на то, что многое может не получаться или выходить не так, как нужно. В жизни многое может идти не так, как запланировано заранее, поэтому умение переключать внимание, а также не расстраиваться из-за неудач и умение «держать удар» крайне важны для процесса обучения.

4. Грамотная речь и письмо (нормативное употребление языка). Если студент качественно и быстро усваивает информацию, в этом заслуга его учителей русского языка и литературы. Самое первое, на что работодатель обращает внимание - грамотность потенциального сотрудника. Ни один руководитель не будет тратить свое время на обучение сотрудника русскому языку.

5 Злая В.В., Попсуевич Г.В., Зеленская Е.Д. Формирование лидерских качеств у студентов медицинского колледжа // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 г. Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/12/2822

5. Коммуникабельность. Умение общаться и находить общий язык со многими людьми, в том числе с преподавателями, - это важное качество, которое только помогает студентам сначала в процессе обучения, затем в процессе трудоустройства и последующей работы.

Таким образом, студентам необходимо развивать и тренировать множество качеств в себе, как-то: способность обобщать, точность восприятия, логическое и техническое мышление, пространственное воображение и др. Если студент может реализовать все эти личностные качества в себе, то он будет успешен, как в студенческой, так и в дальнейшей профессиональной жизни.

Каждый человек в определенный момент своей жизни должен сделать выбор профессиональной области, которую он хочет изучать и в которой он хочет работать. Студенты, сделавшие этот выбор осознанно, понимают, к чему стремятся и что представляет собой их будущая работа. Как правило, такие студенты учатся с удовольствием, принимают активное участие не только в общественной, но и в научной жизни высшего учебного заведения (публикация научных статей, выступления с докладами на научных конференциях и др.).

Наиболее способных студентов опытные преподаватели замечают уже на первом курсе обучения. На первое место выходят способности студента находить и анализировать информацию об интересующем его предмете. Студент, который проявляет интерес к предмету, уделяет учебе дополнительное время, участвует в специальных научных мероприятиях, интересуется новостями, обязательно привлечет внимание преподавателей вуза, в котором он обучается.

На этапе формирования положительного образа добросовестного студента важным моментом является прохождение учебно-ознакомительной, учебной и преддипломной практики. Студент получает возможность продемонстрировать свои деловые качества, наличие которых может подтвердить положительный отзыв (характеристика) руководителя практики. Также студент должен отразить результаты прохождения практики в отчете (отчет по преддипломной практике) и составить дневник практики, четко следуя календарному плану и заданию на практику. Хороший отчет по практике (отчет по преддипломной практике) и положительный отзыв руководителя практики подтвердят намерения студента стать квалифицированным специалистом в выбранной им области. После успешного написания отчетов по преддипломной практике для студентов, как правило, не представляет труда написание дипломов (дипломных работ).

Для того чтобы развить в человеке склонность к научной деятельности и направить его на углубленное изучение предмета, профессора, занятые в вузе, могут предложить способному студенту поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию по теме, которая представляет для него наибольший интерес. Если выбор вуза и направления обучения на этапе окончания школы может оказаться недостаточно продуманным, то решение

поступить в аспирантуру после завершения обучения по программе высшего образования студент, как правило, принимает до момента написания дипломной работы и уверенно идет к своей цели.

В дальнейшем личностные качества, проявленные человеком, будучи ещё студентом, играют важную роль в становлении личности аспиранта. Современный аспирант (соискатель ученой степени кандидата наук) занимается не только научно-исследовательской деятельностью (написанием кандидатской диссертации, публикацией статей в научных журналах и т.д.). Он также осуществляет педагогическую деятельность по обучению, воспитанию и развитию потенциала студентов, а участие в управлении кафедрой и других видах организационных работ является неотъемлемой частью его жизни.

Успешность обучения в аспирантуре также во многом зависит от личных качеств аспиранта. На его деятельность и результаты работы влияют и характер, и тип личности, и выбранные им технологии обучения. Немаловажны также и нравственные качества, проявление которых может сказаться на отношении к нему научного сообщества.

Данный аспект очень хорошо отражен в учебном пособии С.Д. Резника «Аспирант вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности». В пособии автор предлагает модель качеств аспиранта (соискателя ученой степени кандидата наук), основанную на определении статуса, или ранга, аспиранта. Первый ранг имеет профессиональная компетенция аспиранта как молодого учёного и педагога. Второй ранг автор присваивает нравственным качествам. Организаторские способности, деловые качества и умение аспиранта управлять самим собой занимают последующие уровни важ-ности6.

Особенность деятельности аспиранта (соискателя ученой степени кандидата наук) состоит в том, что он должен постоянно заниматься научной работой: заниматься написанием кандидатской диссертации и автореферата, публиковать научные статьи для журнала из Перечня ВАК, участвовать в научных конференциях, сотрудничать с научными организациями.

Успех аспиранта в научной деятельности определяется получением ученой степени, звания, наличием научных публикаций, в том числе, в журналах ВАК и внедрением результатов исследования.

Процесс обучения представляет собой непрерывную деятельность, целью которой сначала является накопление теоретических знаний в виде написания рефератов, контрольных и курсовых работ. Затем наступает время для получения практического опыта во время прохождения практики и написания отчета по практике. Затем студент обобщает теоретические и практические знания и начинает написание дипломной работы. Студенты, серьезно подошедшие к написанию дипломной работы, получают шанс поступить в аспирантуру и заняться написанием кандидатской диссертации.

6 Резник С.Д. Аспирант вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Инфра-М, 2011. - 518 с.

Решив продолжить научную деятельность, студент становится аспирантом (соискателем ученой степени кандидата наук) и расширяет материал написанной им дипломной работы до серьёзного научного исследования, результатом которого становится кандидатская диссертация. В дальнейшем молодой ученый стремится найти признание в научном мире и утвердить свою научную позицию посредством публикации научных статей в журналах из перечня Высшей Аттестационной Комиссии России (ВАК РФ).

Согласно результатам проведенных исследований, академическая успеваемость студентов связана в большей степени с их личностными качествами в том случае, если они обучаются по традиционной системе.

Для студентов, обучающихся по дистанционно-очной системе, эта связь менее выражена (но и для них получение хороших экзаменационных отметок имеет отношение к их личностным качествам). В частности, успеваемость этих студентов большей частью связана с уровнем развития познавательных способностей и качеств (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и эмоциональной зрелостью (личностный опросник Р. Кеттелла). Все эти качества не противоречат друг другу по своему содержанию и описывают целостный образ зрелого и интеллектуального студента.

Для психодиагностики основных личностных свойств студентов предназначен адаптированный вариант многофакторного опросника Р. Кеттелла. Тест состоит из 142 вопросов, направленных на оценку выраженности следующих факторов личности:

Общительность (А);

Искренность (В);

Эмоциональная устойчивость (С);

Доминирование (Е);

Активность

Ответственность

Социальная зрелость (Н);

Чувствительность (I);

Коллективизм

Тревожность (О);

Групповая зависимость ^2);

Уровень самоконтроля^З);

Напряженность ^4) .

Подчеркнем, личностные качества студентов, обучающихся по традиционной системе и связанные с их успеваемостью - более разнообразны и более противоречивы по своему содержанию, причем один и тот же личностный фактор здесь нередко оказывается связанным полярными корреляциями с различными учебными дисциплинами. Для академической успеваемости этих студентов важны такие качества, как самоуверенность, спокойствие, до-

1 ^ ^ ^ Елисеев О.П. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - М.,

2002.

верчивость, принятие условий со стороны других, смелость, практичность, расчетливость, проницательность. Все эти характерные особенности входят в коммуникативную группу качеств личности и играют большую роль при ответе на экзамене, являются составляющими умения "преподнести себя в выгодном свете" перед преподавателем. Наличие значимых корреляций полярных по своему содержанию качеств с разными предметами может объясняться различными личностными особенностями преподавателями и неодинаковыми их требованиями к ответу на экзамене.

Помимо этого, исследования демонстрируют, что успеваемость по конкретным учебным дисциплинам студентов вузов с различными системами обучения связана с различными личностными качествами. У студентов вуза с дистанционно-очной системой обучения развитое логическое мышление связано с успеваемостью по таким предметам, как история, философия, математика. Развитое воображение у этих студентов имеет отношение к их успеваемости по таким учебным дисциплинам, как философия, математика, политология. Гибкость мышления, экспериментаторство связаны у них с успеваемостью по культурологии и логике. Эмоциональная зрелость является сопутствующим фактором для успеваемости по таким учебным дисциплинам, как история, логика, философия и социология.

Важно отметить, что перечисленные личностные качества связаны у студентов вуза с дистанционно-очной системой обучения с интегральным показателем их академической успеваемости, что свидетельствует о том, что при данной системе обучения существует группа качеств, имеющая системные свойства, связанная с общей успеваемостью студентов. Такой группы качеств у студентов вуза с традиционной системой обучения не удалось обнаружить.

У студентов вуза с традиционной системой обучения такие качества, как доверчивость, принятие условий со стороны других, а также самоуверенность и спокойствие связаны с успеваемостью, или точнее с успешной сдачей экзамена по логике, математике, иностранному языку и психологии. Такие качества как практичность, стремление к выгоде, свободная трактовка правил оказались значимыми для успеваемости по истории и естествознанию. Изменчивость, эмоциональная неустойчивость важны для успешного обучения по социологии и естествознанию. Зависимость от группы, несамостоятельность значимо связаны с успеваемостью по истории и философии.

Перечисленные качества студентов вуза с традиционной системой обучения, а также ряд других качества, слабо связаны с познавательными способностями учащихся. Они отражают скорее коммуникативные, индивидуально-типологические и моральные качества студентов. Можно предположить, что на экзамене, проходящем в форме непосредственного общения преподавателя и студента, при оценивании ответа учитываются не только содержание и полнота ответа, но и множество других факторов, связанные с поведением студента во время семестра и на самом экзамене, и вызывающих симпатию или антипатию у преподавателя.

Косвенным свидетельством этого тезиса может служить совпадение дисциплин, которые ведет преподаватель и набора личностных качеств студентов, которые, как оказалось, значимо связаны с успеваемостью по этим дисциплинам. В данном исследовании это совпадение личностных качеств, связанных с успеваемостью по таким предметам, как культурология и социология (склонность к чувству вины, неуверенность). Можно предположить, что для этого преподавателя, в отличие, например, от преподавателей психологии и иностранного языка, более симпатичным будет представляться скромное или даже робкое, неуверенное поведение студента, как на экзамене, так и во время семестра.

Таким образом, исследования выявляют совершенно различную структуру связей учебной успеваемости и личностных качеств студентов вузов с традиционной и дистанционно-очной системами обучения. Наличие или отсутствие непосредственного общения преподавателя и студента на экзамене является существенным фактором, определяющим содержательные и структурные особенности системы связей успеваемости и личностных особенностей студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При традиционной системе обучения успеваемость студентов в большей степени связана с их коммуникативными, моральными и индивидуально-типологическими особенностями. При дистанционно-очной системе обучения для успеваемости студентов приобретает большее значение уровень развития их познавательных способностей. Последние при этом приобретают роль стержневого фактора, определяющего успеваемость, не только по конкретным учебным дисциплинам, но и успешность обучения в вузе вообще.

Эти исследования, как нам представляется, могут иметь большое значение для служб профессиональной ориентации, на этапе консультации перед выбором той или иной формы обучения в вузе. Особенно, подчеркнем, для консультаций в вузах, построенных по принципу дистанционно-очной формы обучения. Ряду студентов подобная форма получения высшего образования будет представляться слишком тяжелой и им можно рекомендовать традиционное обучение. Таким образом, при отсутствии стойких ограничений в конечном результате, может быть рекомендован тот или иной способ его достижения.

Как мы уже говорили, личностные качества имеют значение и в профессиональной деятельности будущих студентов. В ответах студентов-специалистов геолого-географического профиля порядок их значимости был следующим: целеустремленность; дисциплинированность и чувство коллективизма, необходимые для «полевиков» в удаленных экспедициях; трудолюбие и решительность. Остальные категории качеств, такие как смелость и воля к победе, были оценены студентами как малозначимые (см. табл. 1).

У работающих специалистов приоритеты распределились в другом порядке: дисциплинированность, которая весьма необходима в условиях экспедиционной работы; чувство коллективизма; целеустремленность; трудолю-

бие и решительность. Как и студенты, вторая группа анкетируемых смелость и волю к победе поставили на последнее место.

По мнению специалистов геолого-географического профиля, наиболее значимыми в профессии двигательными качествами являются выносливость и сила, на втором месте - ловкость и скоростно-силовые качества.

Таблица 1. Ранжирование личностных качеств,

профессионально значимых для студентов и специалистов.

Личностные качества Студенты Специалисты

Дисциплинированность 3,4 1,7

Чувство коллективизма 3,4 2,9

Целеустремлённость 3,2 3,7

Трудолюбие 4,0 4,0

Решительность 4,4 4,0

Смелость 4,7 5,6

Воля к победе 5,3 6,1

Быстрота и гибкость не являются значимыми в профессиональной деятельности. Среди личностных качеств как приоритетные определены дисциплинированность и коллективизм, на втором месте - целеустремленность, трудолюбие и решительность; наименее значимыми признаны смелость и воля к победе.

У студентов первого курса имеет место ошибочная оценка значимости некоторых физических и личностных качеств. Так, скоростно-силовым качествам первокурсники присудили второе место, обойдя силу и ловкость. Это неразумно, так как сила и ловкость для «полевиков» очень важны на трудных маршрутах: сила - чтобы нести на себе тяжелый груз, ловкость - чтобы вовремя среагировать в экстремальных ситуациях.

Вторая ошибочная оценка студентов младших курсов - это признание целеустремленности наиболее важным личностным качеством для геолога. Специалисты опровергли данную оценку, отдав предпочтение дисциплинированности и коллективизму, т.к. длительное пребывание в экспедиции требует строгой дисциплины, поддержания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Результаты социологического опроса показали, что у студентов геолого-географического профиля наиболее значимыми двигательными качествами являются выносливость, сила и ловкость. Из личностных качеств ведущее место занимают дисциплинированность, коллективизм, которые весьма необходимы в условиях экспедиционной работы, затем - целеустремленность и трудолюбие. Перечисленные качества наиболее полно формируются у студентов, занимающихся лыжным спортом, поэтому одним из вариантов фор-

мирования данных профессионально-значимых качеств можно рассматривать занятия на специализации «лыжный спорт».

Таким образом, напрашивается вывод, что дистанционное, или веб-образование, не может быть благоприятным абсолютно для всех студентов, хотя бы просто потому, что веб-образование не подходит для всех типов сту-

о

дентов .

Поэтому необходимо вырабатывать инструменты оценки и отбора, которые могут быть использованы для определения таких студентов, у которых высокая степень риска неудачи в веб-образовании9. Личностные (индивидуальные) характеристики, которые могут повлиять на результаты обучения, безусловно, должны быть рассмотрены при отборе студентов, выбирающих путь дистанционного, или веб-ориентированного, образования («web based education»)10.

Менеджеры в образовании, педагоги, психологи-консультанты, эксперты по общению и коммуникации должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы добиться успеха в дистанционном образовании11. Зная пути к успеху, можно предположить такую («удалённую») форму обучения в учебных заведениях для студентов, обладающих соответствующими личностными качествами и способностями. Основные личностные свойства студентов выступают, таким образом, как главные факторы развития личности в современных условиях и являются необходимыми предпосылками и результатами производства.

Практически в каждом случае результативность обучения зависит от индивидуальности обучающего, обучаемого и системы их ценностей. Роль человеческого фактора проявляется в двух основных аспектах: влияние личностных характеристик на процесс обучения и личностные оценки его результативности.

Главным элементом социальной системы является человек как субъект, объект и потребитель образовательной услуги. Каждый человек наделен набором личностных характеристик (качеств), сближающих его с другими людьми или отдаляющих. Причем, один и тот же человек в разных ситуациях (организациях) может по-разному проявлять свои личностные качества.

8

Muse, H.E. The web-based community college student: an examination of factors that lead to success and risk. // The Internet and Higher Education. 2003. 6 (3). pp. 241-261.

9 Anderson, N. Web-based: instructional effectiveness, World Conference on Educational Multimedia,Hypermedia and Telecommunications, 2000 (1), 1583-1585.

10 Eyong, B.K. & Schniederjans, M.J. The role of personality in web-based distance education courses. Communications of the ACM. 2004. 47 (3), 95-98. Frith, K.H. & Kee, C.C. The effect of communication on nursing student outcomes in a web-based course. Journal of Nursing Education. 2003. 42 (8), 350-358.

11 Bayram S., Deniz L., Erdogan Y. The role of personality traits in web based education // The Turkish Online Journal of Educational Technology - TOJET. April 2008. Volume 7. Issue 2. Article 5. pp. 41-50.

Проще работать и разрабатывать решения в технической системе, в которой характеристики каждой годной детали одинаковы, независимо от количества и местонахождения.

Многие делают выводы об абсолютной уникальности каждого человека, называя его личностью. Однако обучать и/или работать с абсолютно уникальными по качествам людьми невозможно, так как это потребует уникальности всех решений для каждого человека. Лучше выявить общие и особенные личностные качества в учебном коллективе и оценить их соотношение. Для общих качеств необходимо использовать типовые процедуры подготовки и обучения, а для особенных качеств, выделяющих человека из коллектива использовать искусство индивидуального обучения (репетиторства).

Для каждого человека характерны следующие основные параметры мышления: глубина, широта, быстрота и гибкость.

1. Глубина - характеризует аналитических характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек при этом может абстрагироваться от окружающих элементов.

2. Широта - отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общем сценарии деятельности.

3. Быстрота - определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной учебной группе. Студент может быстрее, чем другие разобраться в ситуации или разработать эффективное решение задачи.

4. Гибкость - характеризуется своевременным обоснованным переходом на новые методы самоподготовки и обучения.

Большое значение обычно придают харизме личности, то есть способности личности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Харизма - власть, основанная на исключительных качествах личности - мудрости, «святости», героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разных положений в обществе. Харизма выдвигает людей по карьерной лестнице обычно быстрее, чем профессионализм и знания.

Большое влияние на результативность процесса обучения оказывают такие личностные качества как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах самоподготовки и обучения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойствен практически всем студентам в начальный период своей учебной деятельности. Романтизм - один из источников развития личности. Однако он часто приводит к разочарованиям. Практицизм студента как будущего специалиста связан с опытом работы и отработкой стереотипных подходов.

Оптимизм студентов базируется на завышенной оценке своих возможностей. В принципе оптимизм должен подкрепляться высоким уровнем знаний, позднее профессионализмом в процессе обучения, а затем в практиче-

ской деятельности. Студенты-оптимисты полезны для результативности процесса обучения. Пессимизм студентов базируется, наоборот, на заниженной оценке своих личных возможностей.

Среди набора личностных качеств есть неизменные, слабо изменяемые и хорошо изменяемые. К неизменяемым личностным качествам относятся, например: темперамент, здоровье, реакции. По личностным особенностям человека выделяют: экстравертированный и интравертированный типы личности.

Всего, как известно, выделяют четыре типа природного темперамента человека. Личности холерического темперамента предпочитают быстроту, оперативность и индивидуализм в процессе обучения. Часто именно эти качества оказываются важнее долговременной подготовки. Однако холерики не всегда успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения порой носят спонтанный характер. Решения, принятые холериком характеризуются высоким уровнем риска, решительностью и бескомпромиссностью.

Личности сангвинического темперамента имеют более спокойный тип мыслительной деятельности. Они также как холерики быстры и оперативны, однако индивидуализму они предпочитают коллективное обсуждение ключевых проблем или ключевых элементов уже принятых ими решений. Сангвиники хорошо работают как с преподавателями, так и с дистанционными информационными системами обучения (ИСО).

Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на подготовку учебных задач, чем время на их реализацию. Для них важен избыток информации, мнений и советов по решаемым задачам. Их решения буду характеризоваться высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы. Они больше доверяют живым специалистам, чем информационным системам.

Личности меланхолического темперамента очень ответственно подходят к процессу обучения. Они пытаются учесть все возможные отрицательные последствия неправильно продуманных решений. Часто второстепенные проблемы (мелочи) возводятся ими в ранг первостепенных. Меланхоликам требуется много времени, большой объем информации, советников и различных утверждений. Решение, принятое меланхоликом отличается детальной проработанностью и реальностью выполнения. Меланхолики принимают эффективные решения в области стратегического планирования, конструирования и т.д. Работа в напряженных ситуациях им противопоказана. Меланхолики постоянно погружены в процесс обучения на учёбе и дома. Они постоянно следят за ходом их выполнения, помогают преподавателям, вникают во все тонкости возникших учебных ситуаций и проблем.

К слабо изменяемым личностным качествам относятся: внушаемость, уровень эмоциональности, профессионализм, опыт, характер внимания, рис-

кованность, параметры мышления. К хорошо изменяемым личностным качествам относятся: воля, ответственность, коммуникабельность.

Итак, мы видим, что влияние всей совокупности личностных качеств студентов в процессе обучения напрямую влияет на его результативность. Кроме того, личностные качества профессорско-преподавательского состава выступают как своего рода образцы поведения и примеры для подражания для ещё только формирующихся личностей студентов. Авторитет и престиж образовательного процесса, в том числе высшей школы, объективно вынуждают студентов к тому, чтобы ориентироваться на своих преподавателей сначала в процессе обучения, а затем в ходе занятия профессиональной деятельностью и дальнейшей работы.

Заключение. По нашему мнению, личностные качества студентов определяют весь процесс обучения и сказываются на его результативности, а именно на уровне подготовленности выпускаемых высшей школой специалистов. Специалист XXI века должен быть интеллигентным, культурным человеком, умеющим использовать мировой опыт и мировые ценности. Он должен научиться самостоятельно находить нужную для себя информацию и грамотно использовать её в своей работе. Выход из такой ситуации только один - активное включение студентов в деятельность творческого характера и развитие личностных качеств студентов, в первую очередь их творческих способностей.

Личностные качества являются своего рода нематериальной базой, ядром формирования и развития человека, его профессионализма, закладываемого на студенческой скамье в период обучения в вузе. На наш взгляд, одной из важнейших черт личности студента, человека вообще является самостоятельность. Это качество личности следует рассматривать как неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, без которого учебный процесс не может состояться. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный характер и обеспечивать развитие творческих способностей студентов.

Со временем в процессе обучения студент должен овладеть такими профессиональными качествами как владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом. Способность генерировать новые идеи, направлять других студентов, будущих коллег на поиск путей решения поставленных проблем, умение устанавливать и поддерживать устойчивый положительный эмоциональный настрой партнёров - вот неотъемлемые черты личности, которая, помимо компетентного специалиста, должна быть сформирована в вузе как результат профессионального обучения.

Современный студент должен вести и действовать себя самостоятельно, и не только во время процесса обучения. Его можно описать следующим образом, и ко всем нижеприведённым характеристикам можно применить определение «самостоятельный». Итак, настоящий студент, по нашему мне-

нию, должен: - быть самостоятельной творческой личностью, способной к социальному взаимодействию;

- обладать самостоятельным творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить и решать задачи;

- самостоятельно принимать персональные решения и отвечать за них;

- уметь развивать у себя творческие начала и способность самостоятельно (независимо) ориентироваться в современной социальной, политической и экономической обстановке;

- уметь самостоятельно учиться и организовывать свой учебный процесс, обеспечивать его всем необходимым.

Жизнь в современном динамичном (изменчивом) мире предполагает творческое отношение человека ко всему происходящему в этом мире. Возрастает спрос на творческую личность во всех сферах общественной жизни. Поэтому современные студенты должны быть подготовлены к самостоятельной творческой деятельности, созданию новых продуктов, машин, технологий, услуг, методов организации производств. Поэтому весь учебный процесс следует ориентировать на мотивацию творчества и развитие личных качеств студентов. Студент должен отчетливо представлять роль творчества в самостоятельном развитии себя как человека и как ответственного члена нашего общества.

Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому; должны быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно в течение всей жизни. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств студента. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. Он будет востребован, более защищён от безработицы.

В результате научного исследования, проведённого в одном из вузов, выяснилось, что абсолютное большинство опрашиваемых признало, что сегодня профессионализм определяется прежде всего сочетанием личностных качеств, поэтому главное в профессиональной деятельности - использовать свой личностный потенциал. Показано, что эффективность педагогического взаимодействия (а значит и всего образовательного процесса в целом) зависит от уровня межличностных отношений студентов и профессорско-преподавательского состава. Здесь напрашивается следующий вывод: результативность процесса обучения зависит, в первую очередь, от личностных качеств сегодняшних студентов, в дальнейшем будущих специалистов. Уровень профессиональной подготовки (профессионализм) студентов вузов определяется прежде всего гармоничным или не очень гармоничным сочетанием их личностных качеств.

Как показывают результаты нашего исследования, тщательный анализ личности, а также сами личностные качества, способности, интересы и личные взаимоотношения имеют решающее значение для профессиональной системы образования и обучения, чтобы они были эффективными и постоянно совершенствовались.

Будущие направления развития профессиональной науки и образования связаны с развитием личности человека, его личностных качеств, которые необходимо постоянно совершенствовать. Вместе с личностью будет совершенствоваться и общество в целом, в котором каждый человек будет представлять яркую индивидуальную личность, которая будет стремиться расти в течение всей своей жизни и деятельности. К этому приводит нас научно-технический прогресс, социально-экономическое и политическое развитие современного общества, культуры и цивилизации.

Библиографический список

I. Ашмаров И.А., Вишина Г.В. Некоторые практические проблемы современной вузовской педагогики // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сб. докладов XIV-й Межд. науч. конф. (Липецк, 21 июня 2013 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. -Липецк: Издательский центр «Гравис», 2013. - С. 26-34.

2. Ашмаров И.А., Вишина Г.В. К вопросу о функциях кураторов вузов // Общество знания: философия, управление, образование: Сб. статей III Сибирского философского семинара (Всероссийской науч. конф. с межд. участием) / отв. ред. В.А. Суровцев, С.И. Ануфриев. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. - С. 153-156.

3. Елисеев О.П. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. -М., 2002. - 240 с.

4. Резник С.Д. Аспирант вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - М.: Инфра-М, 2011. - 518 с.

5. Злая В.В., Попсуевич Г.В., Зеленская Е.Д. Формирование лидерских качеств у студентов медицинского колледжа // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 г. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/12/2822

6. Anderson, N. Web-based: instructional effectiveness, World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications, 2000 (1), 1583-1585.

7. Bayram S., Deniz L., Erdogan Y. The role of personality traits in web based education // The Turkish Online Journal of Educational Technology - TOJET. April 2008. Volume 7. Issue 2. Article 5. pp. 41-50.

8. Eyong, B.K. & Schniederjans, M.J. The role of personality in web-based distance education courses. Communications of the ACM. 2004. 47 (3), 95-98.

9. Frith, K.H. & Kee, C.C. The effect of communication on nursing student outcomes in a web-based course. Journal of Nursing Education. 2003. 42 (8), 350-358.

10. Marks, H.M. Student engagement in instructional activity: Patterns in the elementary, middle and high school, American Educational Research Journal. 2000. 37. 153-184.

II. Muse, H.E. The web-based community college student: an examination of factors that lead to success and risk. // The Internet and Higher Education. 2003. 6 (3). pp. 241-261.

12. Wiggins, N., Blackburn, M., & Hackman, J. The prediction of first-year graduate success in psychology. Journal of Educational Research. 1969. p. 63.

13. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661

References

1. Ashmarov I.A., Vishina G.V. Nekotorye prakticheskie problemy sovremennoj vuzovskoj pedagogiki [Some practical problems of the modern university teaching] // Actual problems of modern psychology and pedagogy: Sat. reports XIV- th Int. scientific. conf. (Lipetsk, June 21, 2013). / Ed. Ed. AV Gorbenko. - Lipetsk: Publishing Center "Gravis", 2013. - P. 26-34. (In Russian).

2. Ashmarov I.A., Vishina G.V. K voprosu o funkcijah kuratorov vuzov [On the question of the curator universities] // knowledge society: philosophy, management, education: Sat Articles III Siberian philosophical seminar (All-Russian scientific. Conf. with Intl. participation) / Br. Ed. V.A. Surovtsev, S.I. Anoufriev. - Tomsk Univ. University Press, 2013. - S. 153-156. (In Russian).

3. Eliseev O.P. Praktikum po obshhej jeksperimental'noj i prikladnoj psihologii [Workshop on the general experimental and applied psychology]. - Moscow, 2002. - 240 p. (In Russian).

4. Reznik S.D. Aspirant vuza. Tehnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoj dejatel'nosti [Graduate student of the university. Technologies of scientific creativity and educational activities] 2nd ed ., Rev. - Moscow: Infra-M, 2011 . - 518 p. (In Russian).

5. Zlaya V.V., Popsuevich G.V., Zelenskaya E.D. Formirovanie liderskih kachestv u studentov medicinskogo kolledzha [Formation of leadership qualities among students of medical college] // V International Student e-conference "Student Science Forum" February 15 - March 31, 2013 Electronic resource. - Mode of access: http://www.scienceforum.ru/2013/12/2822. (In Russian).

6. Anderson, N. Web-based: instructional effectiveness, World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications, 2000 (1), 1583-1585.

7. Bayram S., Deniz L., Erdogan Y. The role of personality traits in web based education // The Turkish Online Journal of Educational Technology - TOJET. April 2008. Volume 7. Issue 2. Article 5. pp. 41-50.

8. Eyong, B.K. & Schniederjans, M.J. The role of personality in web-based distance education courses. Communications of the ACM. 2004. 47 (3), 95-98.

9. Frith, K.H. & Kee, C.C. The effect of communication on nursing student outcomes in a web-based course. Journal of Nursing Education. 2003. 42 (8), 350-358.

10. Marks, H.M. Student engagement in instructional activity: Patterns in the elementary, middle and high school, American Educational Research Journal. 2000. 37. 153-184.

11. Muse, H.E. The web-based community college student: an examination of factors that lead to success and risk. // The Internet and Higher Education. 2003. 6 (3). pp. 241-261.

12. Wiggins, N., Blackburn, M., & Hackman, J. The prediction of first-year graduate success in psychology. Journal of Educational Research. 1969. p. 63.

13. Fursov, A. L. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt organizacii sistemy professional'noj orientacii naselenija / A. L. Fursov // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. - N 1. - P. 32-40. -ISSN 2078-9661 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.