Научная статья на тему 'Влияние личностных характеристик лидера на социально-психологический климат организации'

Влияние личностных характеристик лидера на социально-психологический климат организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
565
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / PERSONAL QUALITIES / SOCIABILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / EMOTIONAL BALANCE AND STRESS RESISTANCE / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова Наталья Ильинична

В статье рассматриваются личностные характеристики лидера, влияющие на социально-психологический климат организации. Анализируя роль личностных качеств, автор выделяет такие как коммуникабельность, социальная ответственность, эмоциональная уравновешенность и стрессо-устойчивость. Кроме того, в статье подчеркивается, что личность лидера является наиболее важным фактором, определяющим уровень психологического климата всего коллектива. Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of personal qualities of a leader on social and psychological climate of an organization

The article reviews personal qualities of a leader which influence social and psychological climate of the organization. In the analysis of the personal qualities the author point out such qualities as sociability, social responsibility, emotional stability and stress resistance. Besides, the article underlines that the personality of a leader is the most important factor determining the level of psychological climate of the whole team. A manager who possesses all necessary qualities and abilities and practically implements them enjoys deserved standing among the subordinates, colleagues and higher echelon.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных характеристик лидера на социально-психологический климат организации»

курсов); регулярного применения наиболее эффективных методов тренинговых занятий; организации самостоятельного поиска и творческого осмысления информации; обеспечения индивидуального подхода к обучению (индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание, индивидуальная дидактика — темп усвоения знаний, количество повторов и т. д.); формирования профессиональной компетентности в предметных областях.

Составной частью технологии телекоммуникационного ресурсного обеспечения является организация обмена информацией между университетом, его институтами и филиалами. Бесперебойное и эффективное функционирование данной системы лежит в основе информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ), позволяющей реализовать дистанционный учебный процесс в каждом филиале с использованием электронных учебных продуктов.

Таким образом, в условиях глубоких трансформационных изменений институтов общества необходима целенаправленная, системная и научно обоснованная деятельность федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации вузовского образования и созданию современных инновацинно-образовательных систем и информационно-коммуникационных технологий, способных к эффективному формированию профессиональной компетенции и гуманитарному образовании студентов вузов.

Литература

1. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. М., 2001.

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информационном обществе. [Электронный ресурс] // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». Вып. 1. 2010. URL: http://hummf.tsu.ш/e-jumal/magazme/1/ demkin.htm.

3. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.

4. Цой Л. Н. Организационный конфликт-менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. М.: Книжный мир, 2007.

УДК 331.108.2

Н. И. Данилова

Влияние личностных характеристик лидера на социально-психологический климат организации

N. I. Danilova. Influence of personal qualities of a leader on social and psychological climate of an organization

В статье рассматриваются личностные ха- The article reviews personal qualities of a

рактеристики лидера, влияющие на соци- leader which influence social and psycho-

ально-психологический климат организа- logical climate of the organization. In the

ции. Анализируя роль личностных качеств, analysis of the personal qualities the author

Наталья Ильинична Данилова — доцент кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат социологических наук. © Н. И. Данилова, 2011.

автор выделяет такие как коммуникабельность, социальная ответственность, эмоциональная уравновешенность и стрессо-устойчивость. Кроме того, в статье подчеркивается, что личность лидера является наиболее важным фактором, определяющим уровень психологического климата всего коллектива. Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена.

Ключевые слова: личностные качества, коммуникабельность, социальная ответственность, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, эффективность управления.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 575-03-38; pr@spbame.ru.

point out such qualities as sociability, social responsibility, emotional stability and stress resistance. Besides, the article underlines that the personality of a leader is the most important factor determining the level of psychological climate of the whole team. A manager who possesses all necessary qualities and abilities and practically implements them enjoys deserved standing among the subordinates, colleagues and higher echelon.

Keywords: personal qualities, sociability, social responsibility, emotional balance and stress resistance, management efficiency.

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 575-0338; pr@spbame.ru.

Современные условия диктуют радикальное изменение роли человека в системе управления, когда он перестает быть частью технологического процесса и превращается в важнейший ресурс организации. Поэтому приоритетной задачей управления становится обеспечение условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека и получения максимальной трудовой отдачи в соответствии с условиями сегодняшнего дня и стратегией организации. Решение данной задачи выдвигает требования изучения личностных качеств и компетентности руководителей, обеспечивающих успешное функционирование экономических и социальных институтов общества.

Известно, что для эффективной деятельности руководителей организаций большое значение имеют их личностные качества, позволяющие лидеру в полной мере задействовать высшие уровни потребностей и обрести последователей в лице подчиненных. Выявление качеств лидера играет ключевую роль для понимания природы управленческих решений.

Существует очень широкий диапазон мнений на предмет «личные качества лидера»: от попытки составить относительно завершенный их перечень, содержащийся в исследованиях, до сомнения в его необходимости и возможности сделать такой исчерпывающий перечень личных качеств.

Результаты проведенных исследований показали, какие именно «общечеловеческие» личностные качества являются для руководителя наиболее значимыми. Однако у разных авторов имеются свои подходы в изучении этой проблемы, раскрывающие специфические особенности личности руководителя в управленческой деятельности. Так, например, Ф. Тейлор выделяет следующую совокупность качеств: 1) ум; 2) образование (специальное или техническое); 3) опыт; 4) такт; 5) энергия; 6) сообразительность; 7) честность; 8) здравый смысл; 9) здоровье [10; 11]. А. Файоль расставлял качества идеального менеджера в следующем порядке: 1. Здоровье и физическая выносливость. 2. Ум и умственная работоспособность. 3. Нравственные качества: сознательная, твердая упорная воля; активность, энергия и, в известных случаях, отвага; мужество, ответственность, чувство долга, забота об общем

интересе. 4. Значительный круг общих познаний. 5. Административная установка. 6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к возглавляемому производству. 7. Возможна более глубокая компетентность в специфически характерной для данного предприятия профессии [11].

Американский консультант Уорен Беннис провел исследования девяноста преуспевающих лидеров и определил четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, управление значением, управление доверием, управление собой [3].

Дж. Блэк называет следующие качества, необходимые для руководителя: организационное, административное упорство, стойкость, честолюбие, здравый смысл, способность планировать, умение общаться с людьми, понимание людей, знание дела, смелость. Р. Бейси отмечает такие качества, как жизнеспособность и опять же стойкость, решимость (желание и умение решать), умение убеждать, не бояться ответственности, незаурядное умственное развитие. В. Баменьский наряду с интеллектуальными качествами, способностью разбираться в людях и принимать решения подчеркивает важность быстроты реакции, опыта, внимательности, общей теоретической подготовки, высокого морального уровня, энергичности, инициативы, гражданского мужества, умения поддерживать у окружающих хорошее настроение, неподверженности внушению, такта и некоторых других [7].

Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик: биографические характеристики; способности (в том числе управленческие); черты личности (личностные качества) [там же]. Известный специалист в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой — менеджерскими характеристиками: возраст; пол; социальный статус; образование [6].

Ряд авторов считают, что современные требования к личности и деятельности профессионального руководителя должны отражать «глубинную сущность профессии, базирующуюся не только на функциональной заданности конкретной профессиональной деятельности, но и на ее социокультурной и временной обусловленности» [4]. Так, выделяя личностную составляющую руководителя, такие авторы, как И. С. Емшина, А. А. Зворыкин, В. И. Максимов, считают, что в нее входит конкретная совокупность профессиональных, социальных, нравственных, политических, психических, физических и других черт личности, совокупность характеристик человека, без которых он не сможет функционировать в руководящей роли [5, с. 8-27]. К этим характеристикам относят, например, профессиональную направленность, структуру профессиональных мотивов; уровень профессиональной активности личности на различных стадиях профессионализации; описание основных показателей, характеризующих производительность, качество, надежность функционирования личности на различных стадиях профессионализации.

Н. П. Пищулин отмечает, что к личным качествам, в первую очередь, относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. Он должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», по-

следовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует и помогает обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово [9].

Е. М. Бабосов выделяет ряд личностных качеств, успешно реализуемых в различных сферах деятельности: одаренность; стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта; высокий профессионализм; активность; инициативность; надежность; впечатляющая внешность; высокая степень уверенности в себе; способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели [2].

На наш взгляд, такая поляризация взглядов на личностные характеристики лидера только подчеркивает важность данного аспекта проблемы, без понимания которого невозможно постичь смысл лидерства и определить пути его формирования или определить факторы эффективного лидерства в новых условиях. Личностные характеристики лидера важны потому, что влияют на восприятие тех, кого нужно за собой вести. Это восприятие, в свою очередь, влияет на готовность идти за лидером и реакции на поведение лидера.

Качества руководителя — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность и зависят от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Представляется правомерным разделить всю совокупность качеств лидера на две большие группы — личностные и деловые, профессиональные. К личностным качествам относятся: коммуникабельность, социальная ответственность, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Коммуникабельность — одно из основных личностных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. Для руководителя умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций.

Быть коммуникабельным, значит, точно передавать мысли тем или иным способом и точно воспринимать передаваемую мысль. Коммуникабельность связана с особенностями мышления, воображения и речи. Так, Исследовательским центром портала SuperJob.ru проведен опрос среди менеджеров по персоналу, директоров предприятий, фирм и организаций. Респондентам был задан открытый вопрос: «Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный менеджер по персоналу?» Менеджеры по персоналу и руководители предприятий главными качествами идеального представителя своей профессии назвали коммуникабельность (32 %), доброжелательность (28 %) и интуицию (17 %) [12].

Особое значение среди личностных качеств имеет социальная ответственность личности. Ответственность, проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности индивида, выступает критерием оценки его взаимоотношений и взаимодействия с другими членами социума, проявления его деятельности и ее последствий в отношении социума.

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий

человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так» предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно, в случае неудачи.

Социальная ответственность представляет собой ответственность организации или личности перед обществом или его социальными институтами, с позиций выполнения принятых в нем норм и правил, за результаты общей деятельности. Основной особенностью социальной ответственности является то, что она определяет отношение человека к другим людям, когда принимаются дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Социальная ответственность является свойством (чертой) личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью. Она предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании.

Социальная ответственность лидера организации призвана контролировать ее моральное «здоровье», используя личный пример, миссию компании и различные этические нормы и ценности организации. Используя личный пример, лидер-руководитель открыто и уверенно поддерживает нормы этичного поведения, выступает инициатором обновления этических ценностей организации. Формальное изложение этических и социальных ценностей организации заложено в миссии компании. Как правило, миссия компании базируется на заявленных принципах организации, либо в ней излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, требования к качеству продукции, отношение к работникам.

Социальная ответственность — ценностный ориентир как для руководства, так и для каждого сотрудника организации.

Социальная ответственность руководителя важна для организации и имеет свои преимущества, связанные с расширением спектра мотивационных возможностей по повышению качества жизни персонала, условий его трудовой деятельности, совершенствованию нравственного климата в коллективе, улучшению деловой репутации компании, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса, появлению дополнительных возможностей по привлечению и удержанию сотрудников, предпочитающих работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

Важным качеством личности руководителя является эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю важно контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Стрессы могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т. д., поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.

Эмоции, волевые усилия, психологические состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне — в его поведении,

речи, мимике и т. д. Эти проявления могут и должны контролироваться — усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т. е. его авторитет.

Здесь необходимо выделить три основных аспекта:

1. Контроль за проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.

2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж волевого, обаятельного, т. е. эмоциональнопривлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека).

3. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других — подчиненных. Это своего рода диагностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчиненных и передает информацию им. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрессивной чувствительности и психологической проницательности [1].

Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д.

Личностные характеристики лидера формируют основу его деловых качеств. В соответствии с современными требованиями деловые качества включают способность создавать улучшенные организационные структуры, способность правильно оценивать ситуацию на рынке, умение осуществить первоначальные предпринимательские расчеты, готовность и способность принять предпринимательское решение.

Деловые качества представляют собой синтез профессиональной компетентности лидера и его организаторских способностей.

Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю: а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу; б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях; в) способность разработать стратегию изменений; г) наличие организаторских способностей; д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления. Р. Гас-тенберг — один из руководителей крупнейшей в мире бизнеса корпорации «Дже-нерал моторс», — определяя качества, которыми должен обладать в современных условиях руководитель, прежде всего называет компетентность. Кроме того, он выделяет ответственность, умение чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Руководитель, по мнению Р. Гастенберга, должен также обладать высокой работоспособностью и желанием быть лучшим. И. Ансофф, американский классик стратегического управления, указывает на такие принципиально важные

качества руководителя, как умение идти на риск, способность к решению социальных проблем, а также профессиональное мастерство.

Профессиональные качества — это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Профессиональная компетентность проявляется в теоретических познаниях в области управления, экономики, права, в аналитических способностях и в способности предвидения перспектив развития руководимого предприятия. Существенную роль в оценке профессиональной компетентности руководителя играет умение объективно оценивать способности подчиненных и поручать им работу, соответствующую способностям. Профессионализм руководителя — постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, а также общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить такие профессионально важные качества, как организаторские качества, характеризующиеся умением лидера подбирать, расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль за деятельностью предприятия.

К организаторским качествам можно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от руководителя ясных и обоснованных целей. Поскольку в мире все меняется, руководитель должен эти цели корректировать, уметь четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Организаторские качества отражают уровень организаторской культуры лидера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

При оценке профессиональных качеств руководителя сотрудники в наибольшей степени обращают внимание на его профессиональную подготовленность, справедливость, умение анализировать и правильно оценивать мнения и действия подчиненных.

Следует согласиться с М. Магурой, который среди специальных способностей, необходимых эффективному руководителю, таких как специальные умения и знания, компетентность, выделяет информированность [7]. Информация и информационный потенциал являются основными ресурсами руководства. Умение оперативно получать нужную для принятия управленческого решения информацию, профессионально ее осмыслить — это одно из ключевых требований, без выполнения которого успех не дает положительного результата.

Современный руководитель, будучи бесспорным лидером, в то же время должен обладать умением, когда того требуют обстоятельства, использовать административные методы управления. Иначе говоря, для того чтобы управлять людьми, он должен: овладеть искусством управлять собой как лидером и как администратором; мыслить системно, панорамно (широко, комплексно) и одновременно профессионально предметно, со знанием деталей и тонкостей управленческого процесса; понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию; не поддаваться неделовому нажиму сверху и вместе с тем не оказаться в оппозиции к руководству; уметь не соглашаться, не будучи при

этом неприятным; быть склонным принимать новые идеи, внедрять обоснованные нововведения.

Таким образом, личностные характеристики лидера важны не потому, что хорошо согласуются с определенной природной способностью вести за собой, но потому, что влияют на восприятия тех, кого нужно за собой вести. Эти восприятия, в свою очередь, влияют на готовность идти за лидером и реакции на поведение лидера.

Личность руководителя является наиболее важным фактором, определяющим уровень психологического климата всего коллектива. Действительно, роль непосредственного руководителя в создании благоприятного социально-психологического климата огромна. Руководитель оказывает влияние практически на все условия, определяющие социально-психологический климат. От него во многом зависит воспроизводство таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, чувство защищенности и др.

Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.

Перечисленные качества показывают, что эффективность управления начинается с порядочности руководства и его социально-ответственного поведения. Кроме того, влияние личности лидера на управление организацией имеет существенное значение в решении таких прикладных задач, как повышение адаптивности, мотивации, благонадежности и лояльности работников, эффективного руководства, развития организационной культуры и внедрения инноваций. Восприятие личности руководителя является важнейшим фактором формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности.

Литература

1. Бабенко О. А. Профессионально важные качества личности менеджера. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://psi.lib.ru.

2. Бабосов Е. М. Социология управления: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2001.

3. Беннис У. Дж. Как становятся лидерами: менеджмент нового поколения М.: Вильямс, 2006. 208 с.

4. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: ООО «Вершина», 2004. 912 с.

5. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций / под ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.

6. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель... М.: Дело, 1996. 352 с.

7. Магура М. Личность руководителя. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://www.elitari.um. т.

8. Птуха Н. И., Краснобаева И. А., Кушнирык В. В. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 184-193.

9. Пищулин Н. П., Пищулин С. Н, Бетуганов А. А. Социальное управление: теория и практика: учеб. пособие. В 2 т. Т. 1. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 549 с.

10. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

11. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1923.

12. www.superjob.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.