УДК 331.1
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА КАЧСЕТВО ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ
Д. Н. Кокорина Научный руководитель - А. И. Таюрский
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются основные вопросы влияния личности преподавателя на качество полученных знаний у студентов, для дальнейшего развития в профессиональной сфере. Задача любого высшего профессионального учебного заведения - сформировать все многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как важной составляющей жизненного успеха и самореализации в целом. Внедрение компетентностного подхода в образовательную систему вуза обязывает вуз «сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности».
Ключевые слова: личность преподавателя, профессорско-преподавательский состав, профессиональные компетенции, компетентностный подход, система ценностей.
INFLUENCE OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER OF THE HIGH SCHOOL ON THE QUALITY OF OBTAINED KNOWLEDGE BY STUDENTS
D. N. Kokorina Scientific supervisor - A. I. Tayurskiy
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article deals with the main issues of the influence of the teacher's personality on the quality of the acquired knowledge among students, for further development in the professional sphere. The task of any higher professional educational institution is to form the whole variety of general cultural and professional competencies that are necessary for the future specialist for successful implementation in professional activity as an important component of life success and self-realization as a whole. The introduction of a competence approach to the educational system of the university obliges the university "to form a sociocultural environment, to create the conditions necessary for the all-round development of the individual".
Keywords: the personality of the teacher, the teaching staff, professional competences, the competence approach, the value system.
Задача любого высшего профессионального учебного заведения - сформировать все многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как важной составляющей жизненного успеха и самореализации в целом.
Внедрение компетентностного подхода в образовательную систему вуза обязывает вуз «сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Решение этой задачи зависит от эффективности от многих факторов. К основ-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
ным из них относятся: система управления вузом, содержание образовательных программ, квалификация и мотивация деятельности профессионально-преподавательского состава, организация учебного процесса, технологии обучения, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, воспитательная работа, учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями, организация контроля образовательного процесса и его результатов. Несомненно, что пересмотр существовавших образовательных программ и учебно-методических комплексов, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, применение инновационных обучающих технологий, являются важными факторами успешной реализации основной задачи компетентностного подхода - формирования у студентов способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной сфере. Но, не смотря на обилие продуктивных технологий и средств обучения, сегодня, как и во все времена, главным фактором качества образования в целом и формирования соответствующих компетенций у будущих специалистов в частности, выступает преподаватель - носитель знаний [1].
Важнейшим фактором формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов является личность преподавателя, его система ценностей - развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции. Как сказал известный русский этнограф, писатель и медик В.И. Даль, «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Студенты очень чувствительно и критично воспринимают несоответствие преподавателя тем требованиям, которые он предъявляет к ним. Огромное влияние на отношение студентов к изучаемой дисциплине и в целом к учебному процессу оказывает их отношение к преподавателю, который эту дисциплину преподает [3]. Преподаватель высшей школы - это не просто транслятор знаний. Основная задача преподавателя - это вовлечь студента в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворенность, формируют у студентов низкую производительность труда, нежелание учиться вообще. Потребность студентов в благоприятном доверительном общении с преподавателями часто не получает своего удовлетворения, что ведет к формированию повышенной тревожности, неустойчивой самооценке, мешает профессиональному становлению и часто ведет к развитию неуверенности, снижению мотивации к обучению [2]. Негативно влияют замкнутые, малообщительные, не умеющие наладить контакт со студентами, надменные, пренебрежительно относящиеся к студентам преподаватели. Несомненно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда студенты хотят учиться у преподавателя. А хотят они учиться у того, кого уважают, ценят и любят. Именно преподаватель своими личными и профессиональными качествами способен развить в студентах тягу к познанию, освоению и получению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач, пробудить желание трудиться и любовь к труду. Какими же качествами обладает преподаватель, вызывающий уважение и любовь студентов? Для того чтобы ответить на это вопрос мы провели опрос, в котором приняли участие студенты 1-2 курсов технических специальностей СибГАУ. Мы попросили испытуемых назвать несколько основных характеристик или качеств «идеального» преподавателя.
Анализ результатов позволил выявить те качества преподавателя, которые ценят студенты в наибольшей степени: уважительное отношение к студентам, глубокое знание преподаваемой дисциплине, желание научить, умение заинтересовать, ответственное выполнение своих обязанностей, воспитанность, вежливость тактичность. Данные, полученные в результате опроса, свидетельствуют о том, что студенты, главным образом, выделяют те качества преподавателя, которые характеризуют моральные свойства его личности. И на первом месте стоит уважение. Именно уважение, как одно из важнейших требований нравственности, лежит в основе других названных значимых характеристик: ответственности, образованности, тактичности. Только тот преподаватель, который уважает, в первую очередь, себя и свою профессию, может уважать своих студентов, и, следовательно, быть для них и учителем, и наставником, и образцом поведения. Преподаватель, знающий и любящий свою деятельность, увлеченный своим предметом, вызывает искреннее уважение со стороны студентов, формирует у них высокий уровень мотивации не только к познанию самого предмета, но и во многом помогает изменить их отношение к самим себе. Это происходит как через освоение учебной дисциплины и приобретение профессиональ-
ных знаний, умений и навыков, так и через механизм симпатии, идентификации студента с преподавателем и подражания ему. Преподавателю, любящему свой предмет и уважающему тех, кому он передает свои знания, хочется подражать. Подлинное уважение к студенту - это основа формирования компетентной личности и в профессиональном, социальном и культурном плане.
Известный социолог, философ, социальный психолог Эрих Фромм определил уважение как «способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Только при таком подходе возможно формирование личностных компетенций на основе высших человеческих ценностей: нравственности, порядочности, ответственности, что как никогда актуально в наше время. Уважение к себе и другим людям, любовь к своей профессии и познанию, высокий уровень культуры общения и взаимодействия с окружающими, ответственное отношение к своим обязанностям - важнейшие составляющие профессиональной компетенции педагога, которые соответствуют тем компетенциям, которые должны быть сформированы у студентов к моменту окончания Вуза. Таким образом, качество реализации поставленных задач по получению на выходе востребованного работодателями специалиста и сильной личности в первую очередь зависит от качества деятельности преподавателя, который должен быть подлинным носителем вышеперечисленных качеств.
Выдающийся американский психолог, один из основателей бихевиоризма, Б. Ф. к Скиннер сказал, что «люди учатся тому, чему вы их учите, а не тому, чему вы хотите их научить». Это высказывание видится нам очень подходящим для понимания сути рассматриваемой проблемы. Личность преподавателя должна являть собой для студентов наглядный пример тех качеств, тех способностей, и компетенций, которые преподаватель хочет развить у студентов.
Библиографические ссылки
1. Белозерова Н. А., Титов О. А. Компетентностный подход в оценке персонала // Решет-невские чтения: материалы XIV Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генерал. конструктора ракет. - космич. систем академика М. Ф. Решетнева (10-12 нояб. 2010, г. Красноярск: в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск,2010. - Ч. 2. - 332 с.
2. Калашникова А.В. Мотивация педагога как фактор повышения качества высшего образования // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - №7, с30-33. Леонова Е. В. Формирование Общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. - 2010. - № 2, С.124-131.
3. Андреева М. А. Личность преподавателя Вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенцией будущих специалистов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 304-306.
© Кокорина Д. Н., 2017