Научная статья на тему 'Воспитательное мероприятие в вузе как условие развития общекультурных компетенций студента'

Воспитательное мероприятие в вузе как условие развития общекультурных компетенций студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общекультурные компетенции студента / компетентностный подход / ценностные ориентации / гуманизация системы образования / укрепление традиций / гарантированный результат / general cultural competencies of the student / competency-based approach / value orientations / humanization of the education system / strengthening traditions / guaranteed result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валерий Викторович Вереницын, Сергей Иванович Тихов, Любовь Викторовна Мухометзянова, Тамара Кирилловна Крикунова

В статье рассмотрены вопросы развития общекультурных компетенций студента в образовательном процессе вуза. Показано, что для успеха в этом вопросе необходимо сочетание работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности, требуются более высокие вложения в образование нового поколения. В условиях вуза процесс развития личности студента идет в основном на занятиях, поэтому задача куратора состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого студента в разные виды деятельности, сочетание которых дает необходимый педагогический эффект и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валерий Викторович Вереницын, Сергей Иванович Тихов, Любовь Викторовна Мухометзянова, Тамара Кирилловна Крикунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Event at the University as a Condition for the Development of General Cultural Competencies of a Student

The article discusses the development of the general cultural competencies of the student in the educational process of the university. It is shown that for success in this matter a combination of work is required in both educational and extracurricular activities, higher investments in the education of a new generation are required. In a university, the process of developing a student's personality is mainly in the classroom, so the task of the curator is to ensure that each student is included in different activities, the combination of which gives the necessary pedagogical effect and result.

Текст научной работы на тему «Воспитательное мероприятие в вузе как условие развития общекультурных компетенций студента»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10151

Воспитательное мероприятие в вузе как условие развития общекультурных компетенций студента

Educational Event at the University as a Condition for the Development of General Cultural Competencies

of a Student

Валерий Викторович ВЕРЕНИЦЫН,

кандидат юридических наук, доцент, декан гуманитарно-правового факультета Тверского института МГЭУ

Сергей Иванович ТИХОВ,

кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и управления Тверского института МГЭУ

Любовь Викторовна МУХОМЕТЗЯНОВА,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Тверского института МГЭУ

Тамара Кирилловна КРИКУНОВА,

научный сотрудник Тверского института МГЭУ

E-mail: mgeitver@mgeitver.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития общекультурных компетенций студента в образовательном процессе вуза. Показано, что для успеха в этом вопросе необходимо сочетание работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности, требуются более высокие вложения в образование нового поколения.

В условиях вуза процесс развития личности студента идет в основном на занятиях, поэтому задача куратора состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого студента в разные виды деятельности, сочетание которых дает необходимый педагогический эффект и результат.

Ключевые слова: общекультурные компетенции студента, компетентностный подход, ценностные ориентации, гуманизация системы образования, укрепление традиций, гарантированный результат

Abstract. The article discusses the development of the general cultural competencies of the student in the educational process of the university. It is shown that for success in this matter a combination of work is required in both educational and extracurricular activities, higher investments in the education of a new generation are required.

In a university, the process of developing a student's personality is mainly in the classroom, so the task of the curator is to ensure that each student is included in different activities, the combination of which gives the necessary pedagogical effect and result.

Key words: general cultural competencies of the student, competency-based approach, value orientations, humanization of the education system, strengthening traditions, guaranteed result

Переход всей системы высшего образования на уровневую систему в соответствии с требованиями Болонского процесса предполагает переход на ФГОС ВПО, ориентированные не только на содержание об-

разовательной программы, а на результат обучения, выраженный набором общекультурных и профессиональных компетенций.

Среди новых требований, предъявляемых к выпускникам вузов, приоритет получают обще-

культурные компетенции, позволяющие системно организовать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах [3, с. 4].

Совершенно очевидно, что сформировать общекультурные, да и профессиональные компетенции в рамках только учебных дисциплин невозможно. Понятно, что в этом вопросе велика роль внеучебной деятельности. Все это требует иного осмысления роли преподавателя в образовательном процессе, разработки качественно нового методического обеспечения образовательного процесса, построенного на компетентностном подходе, который предполагает формирование у студентов особых качеств, обеспечивающих их способность продуктивно участвовать в профессиональной деятельности, адекватно реагировать на вызовы времени.

В последнее время много исследований посвящено общим дидактическим и организационно-методическим проблемам внедрения ФГОС ВПО в практику вузов. При этом по известным причинам в стороне остаются вопросы формирования профессиональной культуры специалиста. В среде преподавателей вузов бытует заблуждение, что главное — дать студенту максимум знаний, а общекультурные компетенции сформируются сами собой в процессе обучения. Это далеко не так.

В современных социокультурных условиях квалифицированное решение той или иной проблемы упирается не столько в технические трудности, сколько в специфические препятствия, обозначаемые емким термином «человеческий фактор» [2, с. 114].

В свою очередь, ценностные приоритеты специалиста формируются не только в процессе учебной деятельности, но и в тех неформальных средах, которые связаны с корпоративной культурой, историей вуза, традициями межпоколенной преемственности. Формирование системы личностных ценностей охватывает и эмоционально-волевую сферу студентов.

Согласно современным педагогическим теориям развитие личности будущего специалиста должно протекать в пространстве профессиональной среды, которая основана на культурном опыте, традициях и ценностях профессионального сообщества. Она не только сохраняет, тиражирует, воспроизводит этот опыт, но и творчески его преобразует, адаптирует к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности специалиста (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев).

Развитие индивидуальных способностей студента предполагает многоаспектный подход к воспитанию. В обществе бытует мнение, что в XXI в. от молодых людей потребуются иные, непривычные для сегодняшнего поколения качества. Несомненно, однако, одно: требуются более высокие вложения в образование нового поколения.

Следует отметить, что реальность нашей жизни такова, что многие студенты по разным причинам не получают вообще никакой художественно-эстетической подготовки. Нельзя не учитывать несомненный факт вредного влияния СМИ, особенно телевидения, где нередко поставляется коммерчески выгодная, ходовая массовая продукция, негативно действующая на неокрепшие души молодых людей, на их чувства, стремления и желания. Кроме того, коммерциализация российской общественной жизни, в частности системы образования, исчезновение на многие годы из жизни общества института воспитания, деятельность СМИ обусловили утверждение индивидуализма, прагматизма, потребительства, стремление к материальному достатку любыми средствами, что привело и приводит к снижению уровня личной культуры студентов.

Специалисты (Р. Мертон, Т.А. Хагуров и не только) серьезно обеспокоены, что сегодня школа, в том числе и высшая, из института воспитания и обучения превращается в один из институтов системы потребления [4, с. 55].

Это наглядно проявляется в том, какую систему ценностей выносят учащиеся из школьных и университетских аудиторий. Социологические опросы в США показывают, что 93% подростков называют шопинг своим любимым занятием. Около 60% студентов, говоря о жизненных ценностях, считают самым важным зарабатывание большого количества денег.

Похожая ситуация складывается и в России. На вопрос о будущем респонденты отвечали, что хотят иметь высокооплачиваемую работу. Варианты ответа «быть честным» и «добрым» выбирали не более 4—6% респондентов. Другими словами, доброта и честность у современных школьников и студентов не относятся к числу востребованных личностных качеств. Это и неудивительно: их призывают быть эффективными и конкурентоспособными. Они слушаются. Между прочим, еще Р. Мертон указывал, что эти ценности одинаково подходят как для успешного бизнесмена, так и для успешного преступника: и тот и другой стремятся к конкурентоспособности и эффективности.

Здоровое общество опирается на принцип объединения людей в служении высоким идеалам. Когда же в качестве идеала провозглашаются цели приземленные, сводимые к индивидуальному благополучию, то общество неизбежно сталкивается с социальными болезнями. Эти болезни (девиации) начинают принимать устойчивый характер, превращаясь в неустранимые системные дисфункции, обусловленные направлением личностной активности в социально-деструктивном направлении: гедонизм, стяжательство, корыстная преступность.

Сегодня в области государственной, региональной и муниципальной политики (не только образовательной) наблюдается опасный перекос. Суть его может быть выражена одним словом — экономоцентризм. Исключительное внимание уделяется вопросам условий жизни и совершенно недостаточное — вопросам ее смысла и качества. Отсюда можно наблюдать ситуацию, когда «конкурентоспособный экономист» разрабатывает совершенно коррупционные схемы, а «компетентный юрист» работает на мафию. Не хочется вспоминать, что бывает, когда «компетентный врач» рассматривает пациента исключительно как источник прибыли.

В течение последних двух десятилетий социологи неоднократно обращали внимание на то, что СМИ стали одним из наиболее значимых институтов социализации молодежи, оттеснив традиционные: семью, школу, вуз. Это вызывает справедливое беспокойство общественности, особенно научно-педагогического сообщества, поскольку в условиях рыночных отношений затруднена объективная экспертная оценка предоставляемой СМИ информации, а также расширяются возможности манипулятивного воздействия на сознание молодежи.

В результате внешняя привлекательность, культ карьеры и успеха, славы и престижа оказываются главными смысложизненными ценностями, а успешные молодые люди с обложек глянцевых журналов становятся образцами для подражания. Стиль жизни в досуговой форме представлен гедонистическими образцами поведения и различными формами экстрима как наилучшего способа самореализации личности. Причем в телепередачах все это подается ярко, красочно, эмоционально. Более того, нередко заимствуются традиционные ценности русской культуры, но извращается их смысл, например, семья, любовь ограничены сферой сексуальных отношений, причем безответственных, случайных; искренность и эмоциональность дружеско-

го общения подменяется расчетом, а счастье сводится к материальному достатку [1, с. 150].

Поэтому приобщение студентов к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса крайне необходимы.

В условиях вуза процесс развития личности студента идет в основном на занятиях, поэтому задача куратора состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого студента в разные виды деятельности, сочетание которых дает необходимый педагогический эффект и результат.

Интегрированный подход, не нарушая процесс духовно-психологического взросления личности студента, дает ей возможность подниматься по ступенькам духовной зрелости, развивать интересы и потребности. Кроме того, интегрированные мероприятия имеют большую информативную емкость и творческий потенциал.

Формирование общекультурных компетенций молодого специалиста тесно связано со сферой досуга, система организации которой в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов студентов.

Наш опыт показывает, что, организуя работу по формированию общекультурных компетенций будущего специалиста, важно руководствоваться следующими положениями:

■ формирование общекультурных компетенций происходит в многосторонней деятельности;

■ развитие общекультурных компетенций студентов неразрывно связано с гуманизацией системы образования и воспитания студентов;

■ развитие общекультурных компетенций — процесс длительный и сложный.

Как уже было сказано, группа — самый значимый коллектив в жизни студента. Самоутверждение в коллективе — ведущий мотив в жизни и деятельности студента. Он хочет добиться признания, занимать определенное положение в среде сверстников. Если молодому человеку удается себя реализовать, он живет в мире и согласии с теми, кто его окружает, если нет, он либо замыкается, либо становится агрессивным, либо стремится создать свой особый мир, в котором чувствует себя защищенным.

Организуя работу по развитию общекультурных компетенций, куратору студенческой группы вуза важно акцентировать свое внимание на таких видах и формах деятельности,

которые способствовали бы в том числе и самоутверждению личности студента в коллективе сверстников.

Хотелось бы отметить, что главное в этой работе — не в том, чтобы отвлечь студентов от пустого времяпрепровождения. Главное — расширить круг интересов студентов, разбудить стремление повышать культурный уровень, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени. Задача эта достаточно сложная. Практика работы со студентами показывает, что если куратор акцентирует внимание на создании и укреплении традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне и дают значительный педагогический эффект.

Каждый куратор знает, что ему придется работать не только со студентами, интересы которых имеют положительную направленность. Не так уж малочисленна группа студентов, которые, не имея устойчивых интересов, думают только о том, чтобы бездумно развлечься, расслабиться. Эти молодые люди живут обедненной духовной жизнью и наиболее подвержены всевозможным вредным влияниям. Когда человек чем-то увлечен, проблемы свободного времени у него не возникает. Наоборот, ему всегда не хватает времени для любимого дела. И, наконец, куратору приходится продумывать работу со студентами, интересы которых приняли нежелательную или даже негативную направленность. Естественно организуя работу по развитию общекультурных компетенций, надо иметь в виду каждую из этих категорий: развивать интересы одних, формировать социально значимые интересы других, нейтрализовать антиобщественные интересы третьих.

Для того чтобы работа по развитию интересов студентов была эффективной, куратору необходимо позаботиться о взаимодействии с социальными и культурными учреждениями, способными оказать необходимую помощь, обеспечить условия для проведения культурных мероприятий и конечно, преодолеть пассивность студентов.

Как известно, в юном возрасте интересы еще только формируются и подвергаются самым разным влияниям, в том числе и случайным.

Практика организации свободного времени студентов показывает, что наиболее эффективными оказываются конкурсно-викторинные формы проведения досуга. К тому же, как правило, они решают несколько педагогических задач.

Однако эпизодические, даже блестяще подготовленные мероприятия не могут решить про-

блему развития общекультурных компетенций студентов. Необходима хорошо продуманная система работы, предусматривающая опору на традиции и создание духовной атмосферы. Отправной точкой для разработки такой системы должны стать комплексные мероприятия, которые предусматривают реализацию нескольких аспектов воспитания в их взаимосвязи, что позволяет осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. В процессе подготовки и проведения комплексного мероприятия укрепляются межличностные связи, создаются условия для самовыражения студентов, повышения уровня их общей культуры.

Обратимся к практике. Хорошо известно, что в первые дни пребывания в вузе студенты испытывают большие сложности в организации своей учебной работы в связи с тем, что образовательный процесс в вузе и в школе отличаются по форме и по содержанию.

Поэтому целесообразно в конце сентября провести, например, «Неделю культуры», предварительно объяснив студентам, почему необходимо каждому человеку владеть навыками культуры труда. Инициативная группа может с помощью куратора составить программу недели, в которую можно включить следующие дела: встречи со студентами-старшекурсниками по обмену опытом успешной учебной работы; встречи с психологом о рациональной организации труда; с преподавателями-предметниками; подготовка памяток и рекомендаций «Учись учиться»; посещение музеев и выставок, филармонии. Завершает это комплексное мероприятие «День группы». Организуются встречи друзей, которые проходят при свечах, не успевшие хорошо познакомиться, ближе узнают друг друга. «День группы» можно провести и как конкурс самодеятельных программ, что делает его более зрелищным, более насыщенным. Уместным будет награждение по номинациям, например, за лучшее оформление стола, за содержательность программы, артистичность выступлений и т.д.

Заметим, что конкурс может быть и тематическим, например, «Аукцион знаний по профессии». Для его организации можно привлечь преподавателей-предметников.

Важно также иметь в виду, что при проведении того или иного мероприятия возможны ситуации как успеха, так и неуспеха. В педагогическом смысле ситуация успеха — это результат продуманной воспитательной и организационной работы и педагога, и коллективов — педагогического и студенческого. Неудачный результат, конечно, радости никому не приносит, но и рас-

сматривать эту ситуацию только в негативном плане не следует. Нужно вместе с членами коллектива проанализировать причины неудачи, определить новые подходы к подготовке и проведению мероприятий. Педагогическое руководство состоит в том, чтобы радость успеха не порождала зазнайство, а неуспех — уныние и тоску. Поэтому большое значение приобретает культура общения как между студентом и педагогом, так и между самими педагогами.

Осуществляя воспитательную работу, являющуюся важным звеном образовательного процесса, педагог не должен отводить ей узкую роль развлекательного плана. Он не должен брать на себя функции массовика-затейника, веселящего детей в свободное от учебы время. Он не холоп, приставленный к личности для потехи. Педагог — не гувернер, прислуживающий детям (даже если они дети миллионеров в элитарной школе), и не надзиратель, контролирующий характер свободного времени учащихся, подчеркивают специалисты [5, с. 27].

Воспитательная работа требует от педагогов высокой квалификации в деле организации работы в группе. Никак не снижая важности и значимости лекций и семинаров и вовсе не желая преуменьшить значение профессионализма преподавателей, отметим, что внеаудиторная работа со студентами обладает большей сложностью и тонкостью, чем процесс обучения и пере-

дача научных знаний. Этому искусству нужно постоянно учиться, совершенствуя свои умения работать с группой: на методических объединениях, в педагогических мастерских и студиях, на семинарах, на встречах с выдающимися педагогами, а также в индивидуальном целенаправленном совершенствовании своего педагогического мастерства и профессионализма.

Список литературы

1. Васенина И.В. Кухтевич Т.Н. Российское студенчество: вчера и сегодня // Высшее образование В России. 2011. № 10. С. 150.

2. Васильева В.Д., Петрунева P.M. Социокультурная среда вуза — условие формирования профессиональной культуры специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 114.

3. Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 4.

4. Хагуров ТЛ. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 55.

5. Щуркова Н.Е. Педагогическое назначение внеклассной работы // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. 2003. № 1. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.