Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Osadchikova Eugenia Vasilievna FORMATION OF ECONOMISTS' CULTURAL COMPETENCIES ..
pedagogical sciences
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОВ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2018
Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Осадчикова Евгения Васильевна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: ijv1993@gmail.com)
Аннотация. Компетентностный подход является основополагающей идеей модернизации системы высшего образования на современном этапе. С его позиций процесс профессиональной подготовки становится комплексной деятельностью, которая направлена на формирование у выпускников вуза компетенций, утвержденных стандартами образования. Базисом личности будущего экономиста являются общекультурные компетенции. Современные исследователи считают, что данные компетенции выступают некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество. Ориентация современного высшего образования на формирование компетенций у выпускников означает, что вузам необходимо создавать многоаспектные условия, чтобы студенты смогли формировать интеллектуальную, познавательную активность, личностную социальную позицию, индивидуальность; выразить себя в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта обучения. Поэтому большое значение в профессиональной подготовке будущих экономистов приобретают интерактивные технологии обучения, так как они являются специальной формой организации познавательной деятельности, ориентированной на повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов; усиление познавательной мотивации, формирование и развитие общекультурных компетенций будущих специалистов. Данные технологии способствуют и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности, активном участии в планировании, организации, реализации, оценивании и коррекции обучения.
Ключевые слова: компетенция, общекультурная компетенция, бакалавр экономики, интерактивные технологии обучения, ФГОС 3+, «перевернутый класс», веб-квест, круглый стол, проектная деятельность, кейс-технологии, творческий проект, деловая игра.
FORMATION OF ECONOMISTS' CULTURAL COMPETENCIES BY TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE TRAINING
© 2018
Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Associate Professor of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Osadchikova Eugenia Vasilievna, master of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Togliatti State University (445020, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: ijv1993@gmail.com)
Abstract. Competence approach is the fundamental idea of modernizing the system of higher education at the present stage. From his standpoint, the process of professional training becomes an integrated activity, which is aimed at forming the competence of graduates of the university, approved by the standards of education. The basis of the personality of the future economist is general cultural competencies. Modern researchers believe that these competencies act as a kind of primitive and fundamental component for professional readiness, professionalism, mastery, individual creativity. Orientation of modern higher education on the formation of competencies among graduates means that universities need to create multidimensional conditions so that students can form intellectual, cognitive activity, personal social position, individuality. They can express themselves as an active subject, not a passive object of learning. Therefore, interactive training technologies have great importance in the professional training of future economists, since they are a special form of organization of cognitive activity aimed at increasing the effectiveness of the educational process, achieving high results; strengthening of cognitive motivation, formation and development of general cultural competencies of future specialists. These technologies contribute to the activation of educational and cognitive activity of students, encourage them to active thinking and practicing, to participate in planning, organizing, implementing, evaluating and correcting teaching.
Keywords: competence, general cultural competence, bachelor of economics, interactive learning technologies, Education Standart 3+, "inverted class", web-quest, round table, project activity, case technology, creative project, business game.
Современность такова, что высшее профессиональное образование кардинально изменяет подходы к организации образовательного процесса. Эти изменения обусловлены введением системы многоуровневого образования, созданием единого образовательного пространства, переходом на ФГОС ВО, реализацией компе-тентностного подхода. Роль преподавателя значительно возрастает: теперь он должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, уметь пользоваться современными образовательными технологиями, чему способствует использование интерактивных технологий. В научных трудах различных авторов [1-3] понятие «интерактивность» рассматривается с двух позиций. Во-первых, как полное взаимодействие обучаемых с преподавателем, друг с другом и учебным окружением. Во-вторых, как взаимодействие субъектов образовательного процесса с информационной средой или её отдель-
ными составляющими [4].
Многообразие форм совместной деятельности обучающихся - одна из характерных черт интерактивных технологий. Субъекты образовательного процесса могут взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией между собой, принимать совместные решения, моделировать ситуации, оценивать поступки других и свои собственные, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества для разрешения проблем [5].
Существует некая двуплановость в знаниях, приобретаемых посредством применения интерактивных технологий. С одной стороны, это информация об окружающем мире, которую учащийся получает в процессе собственной активности. Роль преподавателя, применяющего в своей деятельности интерактивные технологии, - создавать ситуации для активности студента, в которых «...он совместно с другими приобретает спо-
44
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Сундеева Людмила Александровна, Осадчикова Евгения Васильевна ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОВ ...
собности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие» (О. Бассис, представитель «Groupe Francais d'Education Nouvelle (GFEN)») [6]. Другой стороной является овладение обучающимся набором опробованных способов деятельности, которые он сможет применять по отношению к себе, социуму, миру вообще. Также сюда можно отнести усвоение им различных механизмов поиска новой информации, которая может перейти в форму знаний. Таким образом, знания, которые получает обучающийся в высшей школе, являются также и инструментом для самостоятельного обучения.
Цель интерактивных технологий - это создавать специальные условия для обучающихся, чтобы они сами открывали, приобретали и конструировали свои знания. Студент будет усваивать от 70 % до 90 % информации, если будет обсуждать различные проблемы, моделировать ситуации. В результате применения технологий активного обучения в образовательном процессе, учащийся и педагог меняются функциями, что приводит к изменению содержания образовательного процесса [7]. Очень важно, по мнению К.Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами учащиеся, чтобы педагогу больше приходилось слушать... , чтобы обучаемые все время были активными, а не сострадательными лицами...» [8].
Использование в процессе обучения интерактивных технологий было реализовано нами в рамках практических занятий по дисциплинам «Экономика», «Микроэкономика», «Инвестиции», «Налоги и налогообложение». Были использованы следующие технологии: перевернутый класс, кейс-технологии, организация проектной деятельности, веб-квест и т. д. В ходе реализации курса были использованы все виды педагогического взаимодействия, составляющие основу интерактивного обучения: «студент-преподаватель», «группа студен-тов-преподаватель», «группа студентов-студент», «студент-электронный образовательный ресурс».
Нами были предложены методические рекомендации, способствующие формированию общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5, ОК-7 у бакалавров экономики первых двух курсов обучения. Далее приведем примеры использования интерактивных технологий на практических занятиях.
Кейс-технологии. Кейс состоит из проблемы или проблемной ситуации, которую необходимо основательно изучить, проанализировать и предложить необходимое решение. Анализ кейс-ситуации означает поиск и анализ дополнительной информации. Обучающимся также необходимо обосновать различные варианты ответов на вопросы, прилагающихся к этой проблемной задаче. Суть данной технологии в осмыслении реальной практической проблемы, а также в актуализации определенного комплекса знаний, необходимого для усвоения. Сама проблема не должна иметь однозначного решения. Кейс-технология, как интерактивная технология, должна отвечать требованиям:
- соответствие четко поставленной цели создания;
- наличие соответствующего уровня трудности;
- иллюстрация нескольких аспектов экономической жизни;
- актуальность на сегодняшний день;
- иллюстрация типичных ситуаций;
- развитие аналитического мышления;
- провоцирование аудитории на дискуссию;
- наличие нескольких решений [4].
Работа с кейсом формирует у обучающихся умение решать проблемы, умение общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность и высказывать свою позицию, толерантность, рефлексивные умения, умения проводить анализ и диагностику.
Данную технологию мы применили в рамках дисциплины «Налоги и налогообложение». Практическое
занятие было посвящено теме прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Преподаватель ввел студентов в курс дела, рассказал, что такое прогрессивное налогообложение и как оно рассчитывается. Было продемонстрировано предварительное пленарное заседание Государственной Думы, перед журналистами выступил депутат фракции КПРФ Н.В. Арефьев от 12 октября 2017года. Далее студентам были предложены материалы в форме статей:
1) НДФЛ в 2018 году: введение прогрессивного налогообложения 24.01.2017;
2) подоходный налог: ни прогресса, ни справедливости 07.04.2016;
3) прогрессивный подоходный налог вернется 15.02.2013.
Данные статьи ребята прорабатывали в подгруппах по 5 человек (4 группы).
Итогом данного задания стало совместное обсуждение подгруппами принятых ими решений о положительных и отрицательных сторонах введения данной формы налога, предложений студентов по шкале налогоплательщиков, должных уплачивать более высокие проценты, а также способы удержания богатых граждан в пределах страны и невывода ими денежных капиталов заграницу.
Организация проектной деятельности. Проектное обучение отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Целями и результатами учебного проектирования является:
1. Активизировать мыслительную деятельность.
2. Повысить их мотивацию в учении и труде.
3. Установить связь обучения с жизнью, практикой.
4. Сформировать навыки творческого саморазвития.
5. Сформировать толерантность.
6. Сформировать умений добывать информацию и ее практическое применение.
7. Достигнуть целостности, интеграции знаний путем их компетентностного использования в процессе учебного проектирования.
8. Изменить позиции преподавателя из транслятора знаний в организатора познавательной и конструктивной деятельности студентов.
9. Сформировать навыки исследовательской работы.
10. Развить творческие способности.
Учебный творческий проект - это самостоятельно созданный и выполненный учащимися продукт (материальный или интеллектуальный). Он выполняется учащимися, начиная от замысла и заканчивая воплощением проекта в жизнь, обладать субъективной или объективной новизной, выполняться под контролем и при консультации преподавателя [1].
Студентам на занятии по дисциплине «Инвестиции» был задан вопрос: могут ли они позволить себе заниматься инвестированием? Большая часть группы утвердила ответ - нет, студенты слишком небогаты, чтобы выделять средства на инвестирование. Преподаватель решила их переубедить посредством задания в проектной форме. Проектное обучение отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Суть проекта: каждый студент в группе должен скачать любое мобильное приложение по составлению личного бюджета, внести в него имеющиеся денежные средства: и наличные, и безналичные. В течение 2-х месяцев, начиная со следующего дня после проводимого занятия, нужно вносить данные о поступлении и расходовании денежных средств. Необходимо выбрать такой «мобильный кошелек», где есть возможность создавать статьи расходов и доходов, где аналитика представлена графиками и диаграммами. Статьи необходимо конкре-
Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Osadchikova Eugenia Vasilievna pedagogical
FORMATION OF ECONOMISTS' CULTURAL COMPETENCIES ... sciences
тизировать на подстатьи, чтобы по истечении времени можно было проанализировать необходимость данного расходования средств. Через месяц после начала ведения кошелька необходимо сделать промежуточный анализ: какие статьи имеют наибольший вес в «кошельке», есть ли возможность их сократить, какие расходы были нецелесообразными и т. д. В конце второго месяца ведения таких записей нужно учесть ошибки первого месяца, перераспределить расходы желаемым образом. К концу необходимо предоставить отчет в виде анализа своего бюджета за два месяца, диаграммы или графики доходов и расходов. Итогом должен стать финансовый результат: удалось ли с помощью контроля доходов и расходов получить свободные денежные средства, которые возможно направить на личное инвестирование.
Итоги проектов студентов были самыми разнообразными. Часть студентов смогла отказаться от займов, что раньше при нехватке денежных средств практиковалось. Остальным удалось сохранить определенную сумму денег на инвестирование, чего раньше у большинства из них не получалось. Проект решено было продолжить с учетом ошибок до конца учебного года.
Перевернутый класс - это такая педагогическая технология, где организация лекционных занятий и домашних заданий представлены наоборот. Студенты должны дома просматривать короткие видео-лекции, а в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео-лекции являются ключевым компонентом в «перевернутом» подходе. Они должны создаваться преподавателем и размещаться в интернете, на онлайн-файлообменнике. Традиционное представление обучения, где преподаватель - основной оратор и источник информации, а обучающиеся - пассивные слушатели, действительно, переворачивается.
Использование технологии «перевернутый класс» способствует оптимальному восприятию полученной информации; формированию коммуникативных навыков обучающихся; взаимодействию с преподавателем и между собой; отработке регулятивных навыков, навыков контроля и самоконтроля своей деятельности; рациональному расходованию аудиторного времени преподавателем [9].
Применение технологии «перевернутый класс» было апробировано на практическом занятии по дисциплине «Экономика». Перед занятием студентам было дано задание самостоятельно проработать данную тему следующим образом:
- подготовить три различных определения понятия «конкуренция»;
- изучить видео-материалы, которые были заранее отправлены старосте группы и распространены среди учебной группы;
- подготовить вопросы, возникшие в процессе просмотра видео.
Студенты разбились на небольшие группы по пять человек и получили индивидуальные задания: каждая группа должна подготовить к практическому занятию презентацию про каждого участника рыночных отношений. Практическое занятие было выстроено следующим образом: сначала мини-подгруппы демонстрировали домашние задания. В качестве формы представления были выбраны доклад и презентация. После демонстрации презентаций происходило обсуждение, где студенты проанализировали ошибки, указанные преподавателем, и самостоятельно вывели правила групповых презентаций.
Творческий проект. Данная технология применялась на части занятия по дисциплине «Экономика». Четыре подгруппы получили по одному ватману на группу и маркеры. Им было предложено творческое коллективное задание: за 15 минут изобразить схему кругооборота благ и денег в системе рыночной экономики. Здесь было поставлено условие от каждой группы делегировать участника для презентации. Так были проверены 46
остаточные знания студентов по теме. В конце занятия преподаватель представил свою версию схемы кругооборота благ и денег в России, указал на неточности или отличия в схемах, представленных подгруппами. Происходило это следующим образом: преподаватель, называя каждого участника рыночных отношений, спрашивал о его связях с остальными участниками рынка у студентов, которые не готовили по нему доклада. Таким образом, совместно с преподавателем была выведена общая схема кругооборота денег и благ в рыночной экономике России.
Деловая игра. Данная технология воссоздает предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Она моделирует комплекс профессиональных отношений, проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в данной профессии. Дидактическая цель деловой игры: создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений методом игровых технологий по дисциплине «Экономика». Учебная группа разделилась на пять игровых команд по четыре человека в каждой. Один из участников становится капитаном команды (финансистом, имеющим максимальный опыт работы). Проведение занятия, оценка работы студентов осуществляется жюри в составе заведующего кафедрой, преподавателя дисциплины, магистранта психолого-педагогического направления подготовки, готовившего занятие. Игра проходит в форме соревнования между командами, задача которых - набрать максимальное количество баллов, начисляемых за правильно выполненные задания. По окончании игры жюри подсчитывает баллы и выбирает победителя. Рефлексия среди студентов-участников деловой игры «Финансовые знатоки» проводилась в форме анкетирования, результаты которого показали, что абсолютно всем участникам деловая игра понравилась, из минусов мероприятия студенты назвали ограниченность по времени, так как игру необходимо было провести в рамках одного практического занятия. Приобретенные знания, безусловно, применялись студентами на практике. Во время деловой игры они продемонстрировали навыки публичного выступления, умение слушать, задавать и отвечать на вопросы, выражать и аргументировать собственное мнение.
Деловые, имитационные, ролевые игры помогают разнообразить течение образовательного процесса и сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета.
Веб-квест. Web-Quest - это формат учебного занятия с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. К преимуществам данной образовательной технологии можно отнести достаточную новизну веб-квестов для образовательной вузовской среды, привлекательность, т. к. учебные материалы расположены в сети Интернет, а студенты достаточно мобильные и оснащены необходимым оборудованием. Также преимуществом, несомненно, является одновременные поиск и использование информации по назначению для выполнения конкретного задания, что способствует развитию у учащихся навыков аналитического и творческого мышления.
Применяя веб-квест в образовательной деятельности можно:
- повысить мотивацию к самообучению и поощрить студентов учиться независимо от учителя;
- научить студентов искать необходимую информацию;
- уметь находить несколько способов решений проблемы, определить из них наиболее рациональное решение, обосновать свой выбор;_
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Сундеева Людмила Александровна, Осадчикова Евгения Васильевна
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОВ ...
- реализовать свой творческий потенциал;
- повысить личностную самооценку;
- развить лидерские и организационные способности;
- развить общую самостоятельность;
- развить коммуникативные умения;
- развить умения работать в группе;
- развить мышления;
- увеличить словарный запас;
- развить навык публичных выступлений.
Для погружения студентов в мир инвестиций было решено демонстрировать им работу инвестиционных площадок. Была использована отвечающая требованиям доступности и онлайн-работы технология веб-квест.
Пользуясь сайтом Investing.com (или мобильным приложением Investing.com) студенты должны заполнить предлагаемую Таблицу 18. Раздел Акции - Эмитент акции, указанный в таблице - график Обзор BANE - 1 неделя. Исходя из графика, необходимо было заполнить таблицу по каждому эмитенту в течение последней недели. Время-ориентир - 12-00 дня по Московскому времени. Таблица 1 для заполнения показателей инвестиционных индексов РТС, ММВБ, S&P 500 (F), Dow 30, DAX, FTSE 100 была представлена студентам для заполнения.
Таблица 1 - Таблица для заполнения показателей инвестиционных индексов РТС, ММВБ, S&P 500 (F), Dow 30, DAX, FTSE 100
9. С. 62-64.
6. http://gfen.asso.fr/fr/accueil
7. Жажева Д. Д., Жажева С. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 4 (апрель). С. 21-25.
8. Венцель К.Н. Свободное воспитание. М.: Знание, 1993. 370 с.
9. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск: Современное слово, 2003. 128 с.
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Акции 2 день Здень 4 день 5 день б день 7 день Разница 1 и
Башнефть
Лукойл
Роснефть
Татнефть
Сравнительный анализ эмпирических данных, полученных до и после применения интерактивных технологий на занятиях, позволил сформулировать вывод о том, что количество бакалавров с низким уровнем развития общекультурных компетенций значительно сократилось, в то время как высокие показатели возросли.
Положительным от применения технологий интерактивного обучения можно назвать следующее:
- значительное повышение мотивации к обучению;
- повышение уровня усвоения учебного материала;
- снижение утомляемости;
- вынужденная активность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;
- отработка коллективной работы;
- отработка коммуникационных навыков.
Рассмотренные интерактивные технологии могут
быть применимы при обучении различным дисциплинам в вузах для формирования компетенций, а в своей концептуальной основе - при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 89-96.
2. Гавронская Ю. Интерактивность и интерактивное обучение // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 101-104.
3. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12-18.
4. Хайбулаев М.Х., Раджабалиев Г.П. Опыт организации интерактивного обучения будущих педагогов // Материалы научной онлайн-конференции «Новости научной мысли», раздел «Педагогика». 2013. С. 53-55.
5. Бирюкова Н.А., Кондратенко И.Б. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения
// Теория и практика общественного развития. 2014. №_