Научная статья на тему 'Влияние куратора учебной группы на процесс адаптации первокурсника'

Влияние куратора учебной группы на процесс адаптации первокурсника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР УЧЕБНОЙ ГРУППЫ / ПЕРВОКУРСНИК / КУРАТОРСКАЯ РАБОТА / CURATOR OF THE STUDY GROUP / FRESHMAN / CURATORIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключникова Д. В.

В статье рассмотрено значение куратора учебной группы в процессе адаптации студента-первокурсника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE CURATOR STUDY GROUPS ON PROCESS OF ADAPTATION OF FRESHMEN

The article discusses the importance of the curator training group in the adaptation process first-year student.

Текст научной работы на тему «Влияние куратора учебной группы на процесс адаптации первокурсника»

4. B.I. Kim. Unity and gap between pedagogical science and practice of education. // Historical and socio-educational opinion. Scientific Journal, No.2 (18), pp. 63-70. - ISSN 2075-9908 (PRINT), ISSN 2219-6048 (ONLINE)

5. D.I. Feldstein. Relationship of theory and practice in the formation of psycho-pedagogical foundations of modern education organization // Pedagogics, 2010 No.10. pp. 3-15.

Ключникова Д.В.

Кандидат технических наук, доцент,

Воронежский государственный университет инженерных технологий ВЛИЯНИЕ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

Аннотация

В статье рассмотрено значение куратора учебной группы в процессе адаптации студента-первокурсника.

Ключевые слова: куратор учебной группы, первокурсник, кураторская работа.

Kljuchnikova, D.V

Candidate of technical Sciences, Associate Professor,

Voronezh state University of engineering technology

INFLUENCE CURATOR STUDY GROUPS ON PROCESS OF ADAPTATION OF FRESHMEN

Abstract

The article discusses the importance of the curator training group in the adaptation process first-year student.

Keywords: curator of the study group, a freshman, curatorial work.

Согласно компетенциям федерального стандарта подготовки направления 19.03.03 «Технология продуктов животного происхождения» у студентов в процессе обучения должны сформироваться целый ряд навыков: общекультурные,

общепрофессиональные, профессиональные, производственно-технологические, организационно-управленческие, научноисследовательские, проектные.

Но для успешного обучения любому студенту необходимо адаптироваться в ВУЗе. Термин «куратор» происходит от латинского слова curator - наставник, попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы. Куратор группы - это человек, который вовлечён в процесс адаптации первокурсника в ВУЗе. Он обязан помочь студентам быстро и безболезненно привыкнуть к условиям студенческой жизни, научить ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомить с организацией учебного и внеучебного процесса в ВУЗе, сплотить коллектив и создать положительный микроклимат в группе. Куратор должен контролировать текущую успеваемость в подшефной группе и при необходимости проводить коррекционные мероприятия.

Кроме того, куратор должен работать в тесном контакте с преподавателями, руководством общежитий, родителями.

Куратор должен иметь все сведения по учащимся (адреса, телефоны). Он обязан еженедельно проводить собрания («кураторские часы») со студентами. Данные собрания направлены на: выяснения причин отсутствия студентов на занятиях; выявления и предотвращения конфликтов в академических группах; обсуждения проблем студентов по учебной и внеучебной работе (культурно-развлекательные, спортивные, научные и образовательные мероприятия).

Кроме того, куратор обязан ознакомить студентов с образовательным законодательством, структурой, Уставом учебного заведения, положениями, утвержденными в ВУЗе относительно зачетов, экзаменов, рейтинговой системы, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами, регулирующими организацию учебного процесса, а также с правами, обязанностями и теми возможностями, которые предоставляется для физического и культурного развития.

В начале каждого семестра куратор обязан довести до сведения студентов группы учебный план и график выполнения контрольных мероприятий.

В обязанности куратора входит контроль хода и качества учебного процесса в группе. Необходимо выявлять нарушения расписания занятий, консультаций, приема домашних заданий, зачетов и проведения экзаменационных сессий.

Обязательным является проведение смотров текущей успеваемости в учебной группе с приглашением ведущих преподавателей.

Наставнику студенческой группы следует ежемесячно посещать общежитие, проводить профилактическую воспитательную работу с проживающими там студентами группы, помогать им в решении возникающих бытовых проблем и вопросов.

Желательно уже с первого курса привлекать студентов к научно-исследовательской работе на кафедре, в отраслевых и исследовательских лабораториях ВУЗа.

Организовывать встречи с выпускниками, руководителями промышленности, крупными учеными, проводить экскурсии в музей города, лаборатории кафедр университета и на промышленные предприятия.

Совместно со студентами группы участвовать в трудовом десанте, направленном на уборку и благоустройство территории прилегающей к учебному заведению.

Куратор учебной группы обязан выявить творческие таланты у студентов и рекомендовать в качестве участников культурных мероприятий, проводимых факультетом и ВУЗом.

Главными функциями кураторов являются: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая.

В связи с этим, функции куратора необходимо возлагать на компетентного профессионала, обладающего интуицией, эрудицией, наблюдательностью, общительностью, оптимизмом, находчивостью, милосердием, психологическими навыками.

Кураторство - это незаменимая и эффективная система взаимодействия студентов и преподавателей, которая позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

Таким образом, кураторская работа направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям ВУЗа, которая является не только основой успешной учебы, но и полноценной студенческой жизни. В связи с этим выбор кандидатуры куратора учебной группы является очень важным и значимым.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 199 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (уровень бакалавриата)». (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36667).

2. Ключникова Д. В. Значение куратора учебной группы в процессе адаптации первокурсника // Современные технологии непрерывного обучения школа-вуз [Текст]: материалы Всероссийской научно-методической конференции / под общ. ред. Е.Д. Чертова ; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. -Воронеж: ВГУИТ, 2014. - с. 23.

References

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 N 199 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta

16

vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 19.03.03 Produkty pitanija zhivotnogo proishozhdenija (uroven1 bakalavriata)». (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 01.04.2015 N 36667).

2. Kljuchnikova D. V. Znachenie kuratora uchebnoj gruppy v processe adaptacii pervokursnika // Sovremennye tehnologii nepreryvnogo obuchenija shkola -vuz [Tekst]: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii / pod obshh. red. E.D. Chertova ; Voronezh. gos. un-t inzh. tehnol. -Voronezh: VGUIT, 2014. - s. 23.

Макарский А.М.1, Комиссарова Т.С.2

К.п.н., доцент, декан факультета естествознания, географии и туризма, д.п.н., профессор, директор НИИ географии, экологии и

природопользования,

ЛГУ имени А.С. Пушкина

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается экологическая педагогика как современная область исследования в контексте общей педагогики. Теория и методика воспитательной деятельности рассматривается в экологоориентированном педагогическом контексте. Дано понятие экологической педагогики и показаны особенности развития научного знания об экологическом воспитании с позиций праксеологического подхода. Определяются основные направления экологического воспитания: психолого-педагогическое, системологическое, праксеологическое и дается их краткое описание.

Ключевые слова: экологическая педагогика, формальное и неформальное экологическое образование, методика

экологической воспитательной деятельности, экологоориентированные воспитательные системы.

Makarsky A.M.1, Komissarova T.S.2

'Candidate of Pedagogics, the associate professor, the dean of faculty of natural sciences, geography and tourism of A. Pushkin University (LSU), Doctor of Geography, ^Director of research institute of geography, ecology, environmental management

A. Pushkin University (LSU)

THEORY AND TECHNIQUE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN AN ECOLOGY-ORIENTED PEDAGOGICAL

CONTEXT

Absrtact

In article the ecological pedagogics as modern field of research in the context of the general pedagogics is considered. The theory and a technique of educational activity is considered in an ecology--oriented pedagogical context. The conception of ecological pedagogics is given and features of development of scientific knowledge of ecological education from positions of praxiological approach are described. The main directions of ecological education are defined: psychological and pedagogical, systemological, praxiological - their short description is also given.

Keywords: ecological pedagogics, formal and informal ecological education, technique of ecological educational activity, ecology-oriented educational systems.

Развитие экологической педагогики как научного направления, возникшей на стыке разных областей философского, социологического, психологического, педагогического, экологического и иных видов знания обусловлено рядом проблем методологического, психолого-педагогического, социально-педагогического, образовательного и культурно-исторического характера, поэтому теоретический анализ её структуры и предметного поля является актуальным.

В структуре современной экологической педагогики, складываются (как и в общей педагогике) две основные, относительно самостоятельные и параллельно развиваемые теоретические области - теория экологического обучения (дидактика) и теория экологического воспитания. И если достижения дидактики подкрепляются частными методиками преподавания, то теория экологического воспитания до сих пор остается недостаточно подкрепленной научным методическим аппаратом. Методологическое исследование теории и методики экологического воспитания являются важнейшим вектором развития педагогики в экологоориентированном контексте.

Развитие научного знания о воспитании, в том числе и теории экологического воспитания, имеет немаловажное значение. В этой связи нам близки идеи, выдвинутые Е.В. Титовой об объективных направлениях развития научного знания о воспитании. Ею выделены три основных направления и соответствующие им три предметно-проблемные области, изучение которых обусловлено выбором научной позиции исследований: психолого-педагогическое; системологическое и праксеологическое.(11)

В центре внимания исследователей психолого-педагогического направления - ребенок, его личность, культурнонравственное развитие и процессы формирования социально-ценных качеств. Методологической основой таких исследований становятся, прежде всего, психологические теории личности, идеи и положения возрастной и педагогической психологии.

Обширная многолетняя практика экологоориентированного просвещения и воспитания школьников дает нам основания полагать, что обозначенные предметно-проблемные области и научные направления характерны и для экологической педагогики.

Мы полагаем, что в контексте психологического направления в экологической педагогике можно обозначить следующие проблемные области:

Z формирование и развитие экоцентрической личности в условиях средоориентированного экологического воспитания (Т.С. Комиссарова, А.М. Макарский, 2000, 2009гг.) ;

Z формирование экологической ответственности и компетентности;

Z формирование отношения к природе, взаимодействия с окружающей природной и социальной средой;

Z согласованное взаимодействия педагогов и воспитанников в природной среде;

Z стадии и уровни развития отношений в детском экологическом объединении;

Z детское экологическое объединение как инструмент педагогического влияния на личность.

Педагогические направления развиваются в тесной связи с психологическими. В психологической науке выделились такие направления, как психологическая экология, психология окружающей среды и экологическая психология.

По мнению Глебова В.В. задачами психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их воздействия на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов [1].

С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин понимают под экологической психологией собственно психологию экологического сознания, в соответствии, с чем ключевой проблемой экологической психологии они считают исследование индивидуального и группового экологического сознания как совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе, а так же соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [2].

В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области психологии окружающей среды. Психология окружающей среды изучает пространственное познание (environmental cognition); пространственное поведение

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.