Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С МЕСТА У СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С МЕСТА У СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / круговая тренировка / прыжок в длину с места / students / physical culture / circuit training / standing long jump

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Треушников Алексей Ильич, Соборнов Александр Вячеславович, Леушина Марина Леонидовна

Рассмотрено использование метода круговой тренировки в педагогической практике преподавателей высшей школы. Разработана методика круговой тренировки, состоящая из общеразвивающих упражнений со средней и низкой интенсивностью, регламентированных рамками работы и отдыха. Анализ проведенного исследования показал увеличение результатов в прыжке в длину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Треушников Алексей Ильич, Соборнов Александр Вячеславович, Леушина Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CIRCULAR TRAINING ON THE RESULTS IN THE PLACE LONG JUMP OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The use of the circular training method in the pedagogical practice of teachers of higher education is considered. A circuit training technique has been developed, consisting of general developmental exercises with medium, low intensity and regulated work and rest frames. Analysis of the study showed an increase in the results of female students in the long jump.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С МЕСТА У СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 796.431.24:796.015.58

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-40-46

ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ тренировки на результат в прыжке В ДЛИНУ С МЕСТА У СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

А.И. Треушников, А.В. Соборнов, М.Л. Леушина

Рассмотрено использование метода круговой тренировки в педагогической практике преподавателей высшей школы. Разработана методика круговой тренировки, состоящая из общеразвивающих упражнений со средней и низкой интенсивностью, регламентированных рамками работы и отдыха. Анализ проведенного исследования показал увеличение результатов в прыжке в длину.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, круговая тренировка, прыжок в длину с места.

THE INFLUENCE OF CIRCULAR TRAINING ON THE RESULTS IN THE PLACE LONG JUMP OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Treushnikov A.I., senior lecturer, aleshatru@ mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin,

Sobornov A.V., senior lecturer, al vyach soborn@mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Leushina M.L., senior lecturer, leushina1987 @yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizh-niy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia

The use of the circular training method in the pedagogical practice of teachers of higher education is considered. A circuit training technique has been developed, consisting of general developmental exercises with medium, low intensity and regulated work and rest frames. Analysis of the study showed an increase in the results of female students in the long jump.

Key words: students, physical culture, circuit training, standing long jump.

Треушников Алексей Ильич, старший преподаватель, aleshatru@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Соборнов Александр Вячеславович, старший преподаватель, al vyach soborn@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородская академия МВД России,

Леушина Марина Леонидовна, старший преподаватель, кшЫга1987@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородская академия МВД России

В настоящее время в высших учебных заведениях уровень подготовки студентов по физической культуре очень разный. Часть студентов имеют спортивный опыт, при этом неважно длительный или нет. Другие студенты не имеют возможности заниматься на практических занятиях по состоянию здоровья. Выделяют довольно многочисленную группу студентов, которые могут заниматься на практических занятиях, однако имеют определенные ограничения, не позволяющие им достигать необходимого уровня двигательной активности в определен-

ных движениях [1].

В подобных условиях использование метода круговой тренировки как средства контроля времени работы и отдыха во время занятий не те -ряет своей актуальности. Специфика организации занятия, выражаемая в одновременной занятости большого количества студентов, а также высо -кая плотность выполнения упражнений являются несомненным положительным фактом, который мотивирует преподавателей к постоянному использованию данного тренировочного средства.

При оговоренных интервалах работы студенты с разным уровнем подготовки могут корректировать индивидуальную интенсивность заня-тия, ориентируясь на уровень физических кондиций. Использование в круговой тренировке упражнений различной направленности предусматривает комплексное развитие физических качеств. В классические комплексы входят как общеразвивающие упражнения с гантелями, так и гимнастиче -ские средства, направленные на развитие быстроты и ловкости. Данное обстоятельство послужило основанием для проведения исследования [2].

Цель исследования: определить влияние круговой тренировки на результат прыжка в длину с места у студенток педагогического вуза.

Задачи исследования:

1) проанализировать отечественные и зарубежные работы по теме исследования;

2) разработать методику круговой тренировки, состоящей из обще-развивающих упражнений на различные мышечные группы;

3) провести педагогический эксперимент.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической стати -стики.

В рамках педагогического эксперимента круговая тренировка была включена в учебный процесс студентов 1-2-го курсов. Эксперимент проводился на базе Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) с 2017 по 2019 год в период с октября по май. В эксперименте приняла участие 31 студентка.

В начале и конце эксперимента было проведено тестирование в прыжке в длину с места. Студентки выполняли круговую тренировку 2 раза в неделю. За одно занятие занимающиеся проходили 2 или 3 круга в зависимости от самочувствия. Один круг включал 10 станций: 2 упражнения - на мышцы плечевого пояса, 3 упражнения - на мышцы нижних конечностей, 3 упражнения - на мышцы живота и 2 упражнения -на мышцы-разгибатели позвоночника. Упражнения на все мышечные группы носили общеразвивающий характер. Перед студентками не ставилась задача динамического выполнения упражнений, темп выполняемых двигательных действий был средним.

С октября по февраль круговая тренировка проводилась по схеме: 30 секунд работы - 30 секунд отдыха, а с марта по май - 20 секунд работы - 20 секунд отдыха.

Результаты исследования и их обсуждение. Круговая тренировка как особый метод подготовки характеризуется последовательностью прохождения различных станций. Данная тренировка направлена на развитие силы, выносливости, ловкости и гибкости. Станции расположены по кругу, на каждой станции необходимо выполнять определенное упражнение.

Упражнения составляются по принципу чередования мышечных групп. Один из принципов подбора упражнений состоит в том, чтобы неработающие мышечные группы успели восстановиться во время упражнений для другого части тела [3].

Круговая тренировка была разработана в Англии в 50-е годы XX века. Комплекс, разработанный R. Morgan и G. Adamson, включал 24 упражнения. Некоторые упражнения с собственной массой тела, такие как отжимание в упоре лежа и упоре от брусьев, подтягивание в висе, прыжки, включаются преподавателями в круговые тренировки. Упражнения, требующие специального инвентаря, практически не рассматриваются в современных работах, которые нами были проанализированы. К данным упражнениям относятся: подъем по канатной лестнице, некоторые упражнения на растяжку с использованием специального оборудования. Еще одно отличие круговой тренировки, которое отметил A. Klee, - сравнительно малое количество упражнений на мышцы живота. Всего одно упражнение в комплексе было направлено на работу с абдоминальными мышцами. На сегодняшний день специалисты стали значительно чаще уделять внимание развитию мышц корпуса занимающегося.

Работы по круговой тренировке публиковались с 1960-х годов в Германии. В это время в научной литературе, посвященной круговой тренировке, начинает формироваться практика по включению станций с использованием мячей для игровых видов спорта (футбол, гандбол, волейбол и баскетбол). При этом основной принцип общей направленности круговой тренировки не нарушается и является ключевым преимуществом для практики различных навыков большими группами спортсменов.

В научной литературе метод круговой тренировки связан с рядом специалистов (М.Н. Шолих, Л. Геркан, Х. Муртазин, М. Пейсахов и др.). В.Н. Кряж предлагает использовать упражнения скоростно-силовой направленности для узкой специализации в тех видах спорта, где большие требования предъявляются к ловкости и выносливости спортсменов [3].

На современном этапе данный метод востребован как на учебных занятиях, так и в спортивных секциях, клубах. Популярность имеют ком -плексы, сформированные из функциональных упражнений для различных мышечных групп. Данные комплексы могут носить характер как непрерывного выполнения упражнений одно за другим (для таких комплексов обычно подбираются относительно простые движения), так и выполнение упражнений в течение 30-60 секунд с последующим отдыхом от 30 до 120 секунд.

В настоящее время исследования по подготовке студентов с использованием круговых тренировок, как правило, ориентированы на решение задач общей или специальной подготовки. В работе Л.И. Бычкова и соавторов использовалась круговая тренировка для повышения силовых

показателей с весами 40-60 % от максимума, что способствовало статистически значимому росту исследуемых характеристик в экспериментальной группе, в сравнении с показателями в контрольной группе, занимающейся по классической повторной схеме [4].

О.В. Тестов с целью повышения эффективности круговых тренировок комбинировал упражнения со штангой и специальные беговые упражнения для развития скоростно-силовых способностей студентов. В конечном результате показатели силы увеличились на 27 %, а скоростные качества - на 35 % [5].

Многие современные работы раскрывают результаты исследования классических круговых тренировок. Так, А.З. Манин анализировал данные тестирования в прыжках длину с места, подтягивании, наклоне вперед сидя и челночном беге у студентов. Автором были разработаны три комплекса по восемь упражнений, которые включали упражнения на развитие разных физических качеств. Время работы составляло 40 секунд, интервал отдыха - 45 секунд. Время отдыха каждую неделю постепенно уменьшалось. За тренировку выполнялись два или три круга. Упражнения чередовались по мышечным группам: ноги, руки, туловище. Использование дан -ного комплекса обеспечило больший прирост результатов в экспериментальной группе (до 31,1 %) по сравнению с контрольной (25,1 %) [6].

К.В. Порсева и В.В. Порсев, опираясь на труды Ю.В. Верхошан-ского, разработали скоростно-силовой комплекс для студентов, включающий девять станций. Ценность данного исследования заключалась в том, что авторами были предложены три уровня сложности круговой тренировки с изменением соотношения продолжительности работы и отдыха: в начале 15 секунд работы, 45 секунд отдыха, в конце - 25 и 35 секунд соответственно. Для подбора интенсивности нагрузки предлагалось использовать показания частоты сердечных сокращений, рассчитанные по методу Карвонена [7]. Видно, что круговой метод, разработанный 70 лет назад, постепенно начинает усложняться и дополняться данными современной диагностики и контроля. Усложнения необходимы как для роста спортивных результатов и индивидуализации процесса обучения, так и для сохранения здоровья студентов.

И.А. Кочева отмечает, что круговая тренировка способна «обеспечить высокую работоспособность организма, эффективно развить физиче -ские качества в условиях лимита времени при строгой регламентации выполняемых упражнений», и подтверждает результатами проведенного исследования: показатели мышц плечевого пояса увеличились на 28,1 % за счет использования блока круговой тренировки [8]. Следует обратить внимание, что упражнения с собственным массой тела (как для мужчин, так и для женщин), выполняемые на верхнюю часть тела, носят более силовой характер, нежели приседание, выпады и т. п. Поэтому некорректно сравнивать увеличение показателей силы разных мышечных групп, учитывая, что

интенсивность упражнений на верхний плечевой пояс может составлять от 40 % от максимума и выше. В это же время интенсивность упражнений на мышцы ног, даже при условии включения специально беговых упражнений, для студентов составляет 20-50 %. Данной особенности уделено особое внимание в экспериментальной части нашей работы.

Анализ проведенного исследования показал увеличение результатов студенток в прыжке в длину с места: после 1 -го года обучения средняя прибавка составила 8,7 см, после 2-го года обучения - 8,8 см.

Показатели студентов в прыжке в длину с места были следующими:

- 1-й курс: до эксперимента - 160,6 см, после - 169,3 см;

- 2-й курс: до эксперимента - 159,4 см, после - 168,2 см.

Результаты были обработаны с помощью методов математической

статистики с использованием ^критерия Стьюдента для связанных выборок. На 1-м курсе ^критерий составил 4,4, на 2-м курсе - 3,5. Оба результата находятся в зоне значимости, различия между группами не являются статистической погрешностью.

Экспериментальная программа предполагала интенсивность упражнений на мышцы ног и мышцы корпуса до 40-50 % и отсутствие упражнений скоростно-силовой направленности. Однако использование об-щеразвивающих, относительно несложных технических упражнений обеспечило увеличение результата в прыжке в длину с места.

Такие упражнения, как приседания, выпады, ягодичные мосты, подъем ног лежа, выполняемые подконтрольно, приводили к достаточному воздействию на опорно-двигательный аппарат. На наш взгляд, усложнение круговой тренировки, которое было использовано в данном эксперименте, было недостаточным. Необходимо вносить коррекции в программу тренировок по мере роста уровня подготовленности студентов, добиваясь устойчивых изменений в состоянии мышц. В исследовании была выполнена коррекция программного содержания только 1 раз (путем сокращения интервалов работы и отдыха). Из этого следует вывод, что в процессе длительного эксперимента необходимы частые изменения программы для достижения выраженного и стабильного результата.

Целенаправленное задействование мышечных групп при выполнении упражнений с интенсивностью до 50 % от максимума является эффективным для роста взрывных показателей студенток, однако после прекра -щения тренировок на 4 месяца результаты возвращаются к исходному уровню.

Выводы

1. Метод круговой тренировки, начиная с 1960-х годов, плотно вошел в планы подготовки как в учебных заведениях, так и в спортивных секциях. Удобство, простота и эффективность данного метода доказана многочисленными исследованиями. В настоящее время метод круговой

тренировки продолжает развиваться, уточняются критерии учета интенсивности в соответствии с целями занимающихся. Данный метод исполь -зуется для развития всех физических качеств при правильном подборе упражнений.

2. Разработана методика круговой тренировки, включающая обще -развивающие упражнения со средней и низкой интенсивностью. Данная методика тренировки позволила статистически достоверно повысить результаты в прыжке в длину с места у студенток 1-2-го курсов.

3. Отсутствие специфичных скоростно-силовых упражнений в круговой тренировке не является препятствием для улучшения результата в тестовом задании.

4. Представляется целесообразным в последующих исследованиях использовать гибкие, нормированные планы круговых тренировок. Необходимы контроль выполнения плана подготовки и его коррекция для достижения высоких показателей в развитии физических качеств. Дальнейшее изучение темы исследования видится актуальным, а проведение экспериментов - необходимым.

Список литературы

1. Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Юсифов К.Д. Проблема отноше -ния к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 4.

2. Klee A. Circuit-training und fitness-gymnastik // Schriftenreihe praxisideen. 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rircuit-trainmg-dehnen-dr-klee.de/ (дата обращения: 20.10.2022).

3. Круговая тренировка в системе физического воспитания студен -тов ВолгГТУ: учеб. пособие / Е.Г. Прыткова [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2021. 128 с.

4. Бычкова Л.И., Лебединская И.Г., Занина Т.Н. Влияние метода круговой тренировки на развитие силовых способностей студентов первых курсов среднего специального профессионального учебного заведения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 13-19.

5. Тестов О.В. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых способностей студентов (ХГУ им. Н. Ф. Катанова) // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 8 (24). С. 248-251.

6. Манина А.З. Результативность использования круговой трени-ровки в процессе физического воспитания студентов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2018. С. 144-146.

7. Порсева К.В., Порсев В.В. Влияние круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей студентов высших учебных заведений // Физическая культура: проблемы обучения и воспитания: сб. статей. Екатеринбург, 2019. С. 56-61.

8. Ковачева И.А. Использование метода круговой тренировки на за -нятиях со студентами для более эффективного совершенствования физических качеств // Педагогическое образование и наука. 2020. № 2. С. 102-105.

References

1. Mayasova T.V., Lekomceva A.A., Yusifov K.D. Problema otnosheniya k zdo-rov'yu i zdorovomu obrazu zhizni studentov-pervokursnikov [The problem of attitude to health and healthy lifestyle of first-year students] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2015. No. 3 (11). P. 4.

2. Klee A. Circuit-training und fitness-gymnastik // Schriftenreihe praxisideen. [Electronic resource]. URL: http://www.circuit-training-dehnen-dr-klee.de/ (accessed: 20.10.2022).

3. Krugovaya trenirovka v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov VolgGTU [Circular training in the system of physical education of students of VolgGTU]: textbook. allowance / E.G. Prytkova [et al.]. Volgograd: VolgGTU Publishing House, 2021. 128 p.

4. Bychkova L.I., Lebedinskaya I.G., Zanina T.N. Vliyanie metoda krugovoj tre-nirovki na razvitie silovyh sposobnostej studentov pervyh kursov srednego special'nogo pro-fessional'nogo uchebnogo zavedeniya [Influence of the circuit training method on the development of strength abilities of first-year students of a secondary specialized vocational educational institution] // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i re-sheniya [Physical culture and sport in the modern world: problems and solutions]. 2015. No. 1. P. 13-19.

5. Testov O.V. Krugovaya trenirovka kak metod razvitiya skorostno-silovyh sposobnostej studentov (HGU im. N. F. Katanova) [Circular training as a method of developing the speed-strength abilities of students (N. F. Katanov Kharkiv State University)] // Alleya nauki [Alley of Science]. 2018. Vol. 2. No. 8 (24). P. 248-251.

6. Manina A.Z. Rezul'tativnost' ispol'zovaniya krugovoj trenirovki v processe fizicheskogo vospitaniya studentov [The effectiveness of the use of circuit training in the process of physical education of students] // Scientific and methodological support of physical education and sports training of university students: sat. materials of the International scientific-practical conf. Minsk: BGU, 2018. P. 144-146.

7. Porseva K.V., Porsev V.V. Vliyanie krugovoj trenirovki na razvitie skorostno-si-lovyh sposobnostej studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Influence of circuit training on the development of speed-strength abilities of students of higher educational institutions] // Physical culture: problems of education and upbringing: collection of articles. articles. Yekaterinburg, 2019. P. 56-61.

8. Kovacheva I.A. Ispol'zovanie metoda krugovoj trenirovki na zanyatiyah so studentami dlya bolee effektivnogo sovershenstvovaniya fizicheskih kachestv [Using the method of circuit training in the classroom with students for more effective improvement of physical qualities] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2020. No. 2. P. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.