УДК 796.89
МЕТОДЫ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
CIRCUIT TRAINING METHODS IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF ATS STAFF
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., professor department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Осипов Дмитрий Васильевич
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Osipov Dmitry Vasilievich lecturer
department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения вы/полняются занимающимися как бы1 по кругу.
Abstract. Circuit training (CT) is one of the effective organizational and methodological forms of physical exercise. She got her name due to the fact that all the exercises are performed by people involved as if in a circle.
Ключевые слова: круговая тренировка, вы^/носливость, скорость, сила, функциональная система.
Keywords: drcuit training, endurance, speed, strength, functional system.
Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б. Д. Фрактман. Еще в 1955г. Б. Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.
Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, предложены И.А. Гуревичем. Для повышения моторной плотности учебно-тренировочных занятий И.А. Гуревич предложил ввести в них элементы либо целые комплексы круговой тренировки.
С позиций концепции П.К. Анохина о функциональной системе рассматриваются вопросы круговой тренировки В.Н. Кряжем. Применительно к подготовительному отделению и группам спортивного совершенствования им предложены тренировочные комплексы и методические правила их использования в скоростно-силовых упражнения и дисциплинах, требующих высокого уровня развития ловкости и выносливости.
Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1/2 от максимума.
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 -40 с). Этот метод, по мнению В. В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.
3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
Б. А. Наумов считает, что сущность метода круговой тренировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудности и интенсивности. Он предполагает применять два принципа изменения нагрузки в занятиях:
- многократное повторение мышечной работы, при которой происходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечнососудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом;
- постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.
Х. М. Муртазин отмечает, что при помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:
- увеличение количества повторений за то же время;
- сокращение времени на выполнение того же количества повторений;
- повторение кругов (2 - 3);
- сокращение пауз отдыха;
- введение новых, более эффективных упражнений.
При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц.
Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных занятий описана в монографии М. Шолиха. Он успешно объединил идею слитного, непрерывного выполнения разнородных упражнений, детально разработанную английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном с идеей так
и и и /" и \ / г\ и
называемой «интервальной тренировкой», обоснованной в трудах X. Рейнделла и X. Роскамма. М. Шолих широко использовал также работы советских авторов А. Гугина и Б. Фрактмана.
М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под «крейзтрэнингом» и его вариантами мы понимаем эффективные организационно-методические формы занятий для совершенствования двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, а также в особенности таких их комплексных форм, как силовая выносливость, скоростная выносливость и скоростная сила в зависимости от метода нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых составляет неизменная на некоторое время программа упражнений».
Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражнений, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу - длительного (непрерывного), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта - экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от максимальной, длительностью 15 - 30 с и паузами отдыха 45 - 90 с. Интенсивная работа - мощностью 75% от максимума, длительностью 8 - 15 с
и паузами 90 -120 с.
КТ по методу интенсивной работы характеризуется высокой интенсивностью в каждом упражнении, достигающей 75 - 80% от максимальной мощности усилий (В. С. Фарфель).
Интервальная тренировка, разработанная X. Рейнделлом, X. Роскаммом и другими в последнее время была с успехом применена в упражнениях ациклического характера. В частности, отдельные ациклические упражнения стали выполнять серийно-интервалным методом, придавая им условный циклический характер, что позволило избирательно повышать функциональные возможности отдельных мышечных групп, а также развивать аэробные и анаэробные возможности организма. Эта идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целостную нагрузку, как это предусматривается круговой тренировкой, оказалась весьма продуктивной.
В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а также от специфики избранного вида спорта.
Для определения времени отдыха между упражнениями используют данные, полученные Васильевой В.В., а также исследования
Рейнделла X. и Роскамма X. о так называемой «действенной паузе». По их мнению, ударный объем сердца достигает максимума не во время самой работы, а во время отдыха на протяжении первых 60 - 90 с.
По данным Васильевой В. В. возбудимость ЦРС значительно повышена на протяжении первых 2-х минут отдыха, после чего возбудимость начинает снижаться. Автор считает, что целесообразно выполнять повторную работу в фазе наибольшей возбудимости ЦРС, возникающей в результате предшествующей нагрузки. Более длительные интервалы отдыха, сопровождающиеся снижением возбудимости, должны быть менее эффективны.
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций (Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков).
Программа упражнений, рекомендуемых М. Шолихом для круговой тренировки рассчитана в основном на О.Ф.П., но эта форма может иметь и другое содержание - она подходит и для специализированной физической подготовки применительно к различным видам спорта. Вопрос заключается только в соответствующем подборе дополнительных средств, оказывающих положительный эффект на упражнения специализации. В системе подготовки спортсменов варианты применяемых методов КТ будут отличаться от традиционных форм круговой тренировки. Отличие будет заключаться в направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного качества, в зависимости от специализации.
Характеристики физических упражнений, применяемых в круговой тренировке
В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.
Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия.
Из пройденного курса спортивной физиологии нам известно, что общая классификация всех физических упражнений проводится на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:
1) объем активной мышечной массы;
2) тип мышечных сокращений (статический или динамический);
3) мощность сокращений.
В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих участие в работе, все физические упражнения классифицируются на локальные, региональные и глобальные. Локальные упражнения КТ избирательно воздействуют на отдельные мышечные группы. При использовании таких упражнений в КТ следует учитывать, что они не вызывают значительной активизации таких основных жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и другие.
Выполнение региональных и особенно глобальных упражнений значительно активизирует деятельность дыхательной, сердечнососудистой и других систем. Степень их активизации зависит от интенсивности, длительности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех циклических упражнений, требующих максимального проявления физических и психических возможностей человека.
В зависимости от интенсивности и длительности выполнения глобальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны относительной мощности: максимальную; субмаксимальную; большую; умеренную. Для упражнений каждой зоны характерны особенности, которые следует учитывать при составлении комплексов круговой тренировки и выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при выполнении их на станциях) придается искусственно циклическая структура, то рассматриваемые ниже особенности каждой из зон в определенной мере справедливы и для них.
В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с предельной интенсивностью в течение 10 - 20с. При их выполнении, в мышцах происходит
распад энергосодержащих соединений с выделением большого количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При таких кратковременных и интенсивных упражнениях системы дыхания и кровообращения не успевают удовлетворить потребность организма в кислороде. Поэтому работа выполняется почти в бескислородных (анаэробных) условиях. Кислород, необходимый для восстановления, поступает в организм уже после окончания работы.
Для глобальных упражнений максимальной зоны относительной мощности, включаемых в круговую тренировку, характерны высокая интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и большой кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для воспитания этих качеств применяют преимущественно повторный и интенсивно-интервальный методы.
Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20 - 40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значительно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (увеличение концентрации солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для занимающихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно -и интенсивно-интервальный методы.
В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеблется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислорода достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накапливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения биохимического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощности, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенствуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применяется такой метод в основном на общеподготовительном этапе подготовительного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.
Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются
запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков). Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки.
В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Это соотношение хорошо видно на графике, выражающем связь между возможным числом повторений с отягощением и величиной отягощения (рис. 1.).
Отягощение к: макс. 1ОО
90 ВО 7 О 60 50 40 ЗО 20 10
о и_I_I_1_I_I_I_I_
Ю ЗО 50 70 90 НО 130 150 число повторений
Рис. 1. График зависимости «величина отягощений - предельное
число повторений»
Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (В. С. Фарфель и др.), характеристики которых приведены в таблице 1.
Рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде
всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.
При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например, большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).
При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автоматизма движений.
Нам нет необходимости подробно описывать весь процесс образования двигательного навыка, а лишь напомним, что он проходит ряд фаз. Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы.
Вследствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения.
В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.
Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возможностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимающихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ.
Таблица 1.
Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности
Зоны относительной мощности
Показатели максимальная субмаксимальная большая умеренная
Предельно возможное время работы (при непрерывном выполнении)
до 20с от 20с до 5 мин. от 5 до 40 мин. свыше 30 мин.
Расход энергии (ккал/с) до 2 и более 2-0,5 0,5-0,4 0,3 и менее
Общий расход энергии (ккал/с) меньше 30 до 240 до 750 до 1000 и более
Потреблен. кислорода в расчете на 1 мин. (л) до 1,5 приближается к максимально возможному до максимально го (до 6-7) меньше максимально го (до 5,25,5)
Удовлетворение кислород. запроса (в % к величине запроса) меньше 10% до 50% до 85-90% полное или почти полное
Кислородный долг (л/мин.) до 15-18 до 25 до 15-16 до 4-6
Легочная вентиляция (л/мин.) меньше 60 до 150 и более 100-150 меньше 100
ЧСС (уд/мин.) к концу упражнения до 185 и более до 220-240 (моментами) до 200 (преимущест венно меньше) до 180 (преимущест венно меньше)
Минутный объем крови (л/мин.) значительно меньше предельно возможного приближается к максимальному максимальн ый или близкий к нему (35-40) меньше максимально го
Содержание молочн. кислоты в крови (мг%) до 100 200-250 и более 50-100 вначале незначительн о повышается затем приближаетс я к исходному уровню
Содержание сахара в крови (мг%) норма или повышено до 80-120 норма или повышено норма снижается по ходу работы
Выводы.
Из проведенного анализа совершенствование методики физической подготовки сотрудников ОВД посредством применения методов круговой тренировки можно сделать следующие выводы:
1. Применение средств и методов круговой тренировки позволяет увеличить моторную плотность занятий на 35-40 % и обеспечивает
двигательный режим со средней частотой сердечных сокращений от 150 до 160 уд/мин. Такая мощность мышечной работы в наибольшей мере обеспечивает эффективный рост уровня силовых и скоростно-силовых качеств гиревиков и повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
2. В комплекс круговой тренировки рекомендуется включать технически не сложные и хорошо знакомые упражнения с жесткими интервалами отдыха (30 -50 с) с преимущественной направленностью на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости, а также, по методу повторного упражнения с полными интервалами отдыха (до 120 с) с преимущественной направленностью на развитие силовых и скоростно-силовых качеств.
3. Для поддержания определенного уровня физической нагрузки в основной части занятий, проводимой по методу круговой тренировки, необходимо последовательно чередовать упражнения с большой и малой нагрузкой.
4. Спортивная тренировка, организованная по круговому методу, способствует повышению осознанности, активности и самодисциплины занимающихся.
Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений сотрудниками ОВД и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все сотрудники ОВД одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Литература
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 2010.
2. Васильева В. В. Изменение возбудимости центральной нервной системы при интенсивной работе / В. В. Васильева // Теория и практика физической культуры/. -2010. - № 6. - С. 12.
3. Верхошанский Ю. В. Основы/ специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. Изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 215 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы/ специальной физической подготовки спортсменов /Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 2011. - 330 с.
5. Волков Н. И. Влияние величины/ интервалов отды/ха на тренировочны/й эффект, вы/зы/ваемы/й повторной мы/шечной работой / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры/. - 2010.- № 2. - С. 18.
6. Гуревич И. А. 1500упражнений для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. - 2-ое изд. - Минск: Вы/сшая школа, 2011. - 253 с.
7. Гульянц А. Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: дис.... канд. пед. наук. - М, 2009. -157 с.
8. Захаров Е. Н. [и др.]. Энциклопедия физической подготовки: методические основы/ развития физических качеств. - М. : Ленос, 2010. - 368 с.
9. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов /В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
10. Кряж В.П Круговая тренировка в физическом воспитании студентов В. П. Кряж. - М. : Высшая школа, 2012. -120 с.
11. Махов С. Ю. Психофизический многофункциональный тренинг / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Тенденции развития направлений современной психологии физической культуры/ и спорта : материалы/ Всероссийской научно-практической конференции 11-13 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет» ; под. ред. С. Ю. Махова. — Орел, 2016. — 2 (8). —180 с.
— ISSN2413-6379.
12. Морган Р. Е. Круговая тренировка Р. Е. Морган, Д. Т. Адамсон. - Лондон,
2010. -78 с.
13. Скородумова А. П. Исследование некоторых показателей выносливости и путей их повышения в процессе физической подготовки : автореф. дис. ... кад. пед. наук. - М, 2009. - 25 с.
References
1. Ashmarin B. A. Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovanij v fizicheskom vospitanii [Theory and methods of pedagogical research in physical education]. — Moscow, Physical culture and sport Publ, 2010.
2. Vasilyeva V. V. Izmenenie vozbudimosti tsentral'noj nervnoj sistemy pri intensivnoj rabote [Changes in the excitability of the central nervous system during intensive work]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture. - 2010 - № 6.
- pp. 12.
3. Verkhoshanskij Yu. V. Osnovy spetsial'noj silovoj podgotovki v sporte [Fundamentals of special strength training in sports]. 2nd ed. Moscow, Physical Culture and Sport Pub/., 2009, 215p.
4. Verkhoshanskij Yu. V. Osnovy spetsial'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Basics of special physical training of athletes]. Moscow, Physical culture and sport Publ.,
2011, 330p.
5. Volkov N. I. Vliyanie velichiny intervalov otdykha na trenirovochnyj effekt, vyzyvaemyj povtornoj myshechnoj rabotoj [The effect of the interval of rest on the training effect caused by repeated muscular work]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2010, no. 2, pp. 18.
6. Gurevich I. A. 1500 uprazhnenij dlya modelirovaniya krugovoj trenirovki [1500 exercises to simulate a circular workout]. 2nd ed. Minsk, High School Publ., 2011, 253 p.
7. Gul'yants A. E. Ispol'zovanie metodov krugovoj trenirovki v fizicheskom vospitanii studentov. Dis. kand. ped. nauk [Using the methods of circuit training in the physical education of students. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009, 157p.
8. Zakharov E. N. [and others]. Entsiklopediya fizicheskoj podgotovki: metodicheskie osnovy razvitiya fizicheskikh kachestv [Encyclopedia of physical training: a methodological basis for the development of physical qualities]. Moscow, Lenos Publ., 2010, 368 p.
9. Zatsiorskij V. M. Fizicheskie kachestva sportsmenov [Physical qualities of athletes]. Moscow, Physical culture and sport Publ,, 2009, 200p.
10. Kryazh B. P. Krugovaya trenirovka v fizicheskom vospitanii studentov [Circular training in the physical education of students]. Moscow, Higher School Publ., 2012, 120p.
11. Makhov S. Yu. Psikhofizicheskij mnogofunktsional'nyj trening [Psychophysical multifunctional training].hov /Nauka-2020 : Tendentsii razvitiya napravlenij sovremennoj psikhologii fizicheskoj kul'tury i sporta : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj
konferentsii 11-13 marta 2016 g. Orel. [Science-2020: Development trends in the areas of modern psychology of physical culture and sport: materials of the All-Russian scientific-practical conference March 11-13, 2016. Orel. ]. Orel, 2016, no. 2 (8), 180 p.
12. Morgan R. E, Adamson D. T. Krugovaya trenirovka [Circuit training]. London, 2010, 78p.
13. Skorodumova A. P. Issledovanie nekotorykh pokazatelej vynoslivosti i putej ikh povysheniya v protsesse fizicheskoj podgotovki. Avtoref. dis. kad. ped. nauk [The study of some indicators of endurance and ways to improve them in the process of physical fitness. Author's abstract of cad. ped. sci. diss. Moscow, 2009, 25p.