Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ'

ВЛИЯНИЕ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

Загрязняемость тканей ртутью в зависимости от их сырьевого состава (в мг/дм2)

ней. В частности, широко используемый молескин артикул 3053 прочно удерживает до 30 мг ртути на 1 дм2.

Всесторонний анализ результатов лабораторных исследований позволил зыбрать для изготовления опытной партии спецодежды хлопчатобумажную костюмную ткань артикул 3509. Ее средняя загрязняемость ртутью составляет 4,2 мг/дмг. Вид отделки ткани, применяемой для изготовления опытной партии спецодежды, — мерсеризованная гладкокрашеная (синяя и хаки), а также мерсеризованная отбеленная.

Испытания опытной партии спецодежды проводили в условиях производства хло-

£1 и каустической соды ртутным методом, ля сравнения рабочим была одновременно выдана новая спецодежда из молескина артикул 3053. Испытания проводили в два этапа. Сначала в течение месяца выдавали спецодежду для опытной носки, во время которой оценивали уровни загрязнения ее ртутью, эффективность ее очистки от ртути в специальной прачечной, снижение прочности н усадку в процессе демеркуризации. Затем спецодежда была оставлена на предприятии для дальнейшего использования до полного износа. В ходе производственных испытаний выявлено, что костюмная ткань артикул 3509 обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с молескином артикул 3053: в среднем в 4 раза меньше загрязняется ртутью, имеет большую начальную прочность, меньшую потерю прочности в процессе обработки в специальной прачечной, меньшую усадку после стирки. Кроме того, срок носки спецодежды из костюмной ткани артикул 3509 более чем 2 раза превышает сроки носки спецодежды из молескина артикул 3053. В ходе испытаний была установлена также возможность использования наряду с отбеленной гладкокрашеной ткани, причем гладкокрашеная ткань имеет большую прочность, чем отбеленная.

В целом, результаты проведенных лабораторных исследований и производственных испытаний позволяют рекомендовать костюмную ткань артикул 3509 в качестве основного материала для изготовления спецодежды рабочих ртутных производств.

Загрязняемость

Ткани минималь- максималь-

ная ная

Льняные 2 39

Шелковые 4 18

Хлопчатобумажные 3 35

Полиэфирные (тек- 27

стурированные) 8

Сульфоновые 9 23

Хлопчатобумажные 13 36

с лавсаном

Хлопчатобумажные И 57

с капроном

Лавсановые 8 150

Капроновые 18 290

Полипропиленовые 24 100

Шерстяные 17 2300

ЛИТЕРАТУРА. БыховскаяМ. С. и др. Методы определения вредных веществ в воздухе н других средах. Ч. 1. М., 1960, с. 205—217.

Поступила 1/111 1976 г

УДК 371.73

Л. Н. Гатауллина

ВЛИЯНИЕ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ

ЗДОРОВЬЯ

Ташкентский медицинский институт

Цслыо настоящего исследования было изучение возможности круглогодичного проведения уроков физического воспитания и перемен на открытом воздухе в климатических условиях Узбекистана и влияния такого режима на состояние здоровья школьников. Исследования проведены в 4 начальных классах 2 школ Ташкента. В одном из классов (1-й экспериментальный) уроки физического воспитания и перемены проводились на открытом воздухе во все сезоны года. Для этих целей использовали игровые и спортивные площадки, открытые рекреации — навесы на участке и этажах школы, а в ненастную погоду — физкультурный зал при широкой аэрации. В другом классе (2-й экспериментальный) уроки физического воспитания проводились на открытом воздухе в теплую погоду в осенний и весенний период года, зимой их переносили в зал. Однако перемены учащиеся этого класса проводили на свежем воздухе независимо от сезона года. Учащиеся 2 контрольных классов занимались физкультурой и проводили перемены в большинстве случаев в помещениях школы.

Состояние здоровья школьников изучали по результатам медицинского осмотра с участием школьного врача и специалистов детской поликлиники. Ежемесячно анализиро-

вали заболеваемость детей по обращаемости. Физическое развитие изучено в динамике по изменению показателей длины и веса тела, окружности и экскурсии грудной клетки. Измерения производили 4-кратно в начале и в конце учебного года по общепринятой методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон. Физическое развитие детей оценивали с учетом местных стандартов по шкалам регрессии (О. Т. Ушнурцева и соавт.). Учитывали годовые темпы прироста антропометрических показателей. В статистическую разработку материала по заболеваемости и физическому развитию включены данные 2-летнего наблюдения за 140 учащимися в возрасте 8—10 лет.

Анализ заболеваемости показал, что учащиеся экспериментальных классов болели реже, чем контрольных. Так, количество не болевших за 2 учебных года детей в экспериментальных классах составило соответственно 20,6 л 19,4%, в контрольных — 7,1%. Детей, болевших многократно (4 раза и более), в экспериментальных классах было в 3,5— 1,4 раза меньше, чем в контрольных. Наиболее часто у детей отмечались заболевания органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы и органов чувств. Однако их частота была ниже в классах, где дети больше времени проводили на открытом воздухе (в 1—1*/2 раза). Особенно выражены различия в заболеваемости органов дыхания. Так, частота острых респираторных заболеваний в 1-м экспериментальном классе была в 2 раза, а во 2-м экспериментальном классе — почти в 11/2 раза меньше, чем в контрольных. Уменьшение частоты заболеваний, в этнологии которых существенное значение имеет фактор переохлаждения, свидетельствует о возрастании степени закаленности детей вследствие ежедневного пребывания на открытом воздухе в различные сезоны года.

Важным показателем состояния здоровья детей является их физическое развитие.

В начале 2-го года обучения в школе (сентябрь, 1970) у 87,1% детей экспериментальных классов рост был средний, выше среднего и высокий и только у 12,9% — ниже среднего. В контрольных классах рост ниже среднего был всего у 5,7% детей. К концу 3-го года обучения (май, 1972) количество учащихся с ростом ниже среднего в экспериментальных классах сократилось на 10,1 % вследствие перехода большинства детей в группу со средним уровнем развития. В контрольных же классах группа детей с ростом ниже среднего увеличилась на 1,4%. Однако необходимо учитывать не только.отдельные антропометрические показатели, но важна и их комплексная оценка. В начале 2-го года обучения гармонично развитых детей, у которых вес и окружность грудной клетки соответствовали росту, в экспериментальных классах было 60%. К концу 3-го года обучения эта группа увеличилась на 12,9%. В контрольных классах количество детей с гармоничным физическим развитием уменьшилось с 62,9 до 58,6%.

Таким образом, наблюдения в динамике показывают, что количество детей, отнесенных в ту или иную группу физического развития, не оставалось стабильным на протяжении учебного года, а менялось в результате неравномерного увеличения соматометрнческих признаков. Круглогодичные занятия физической культурой и активный отдых на открытом воздухе способствовали более гармоничному физическому развитию детей. Прирост показателей физического развития происходит интенсивнее у детей, которые больше времени проводили на открытом воздухе. За 2 учебных года прибавка в росте у мальчиков экспериментальных классов была больше, чем в контрольных, на 0,5 см, веса — на 0,4 кг, окружности грудной клетки — на 0,7 см, экскурсии грудной клетки — на 0,9 см; у девочек эти показатели были больше соответственно на 0,6 см, 0,4 кг, 0,8 см и 0,8 см. Наиболее выраженными были различия в приросте окружности и экскурсий грудной клетки (Р < 0,01).

. Выводы

1. Проведение уроков физического воспитания и перемен на открытом воздухе оказало наиболее выраженное оздоровительное воздействие на организм школьников, что проявилось в снижении их заболеваемости и улучшении физического развития.

2. Улучшение состояния здоровья детей под влиянием круглогодичных занятий физической культурой и активного отдыха на открытом воздухе позволяет рекомендовать их широкое проведение в климатических условиях Узбекистана.

ЛИТЕРАТУРА. С т а в и ц к а я А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. — Ушнурцева О. Т., А р и п д ж а н о в а Т. А., Козлова Г. Е. — В кн.: Материалы по физическому

Развитию детей и подростков некоторых городов и сельских местностей Узбекской ССР. ашкент, 1964, с. 14—87.

Поступила 19/111 1976 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.