Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / САМООЦЕНКА / СТРАТЕГИЯ / СОВЛАДАНИЕ / АПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадиева Роза Исмаиловна, Абакарова Айсират Джамбулатовна

Цель - анализ влияния кризисных ситуаций на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности и выбор стратегий совладания. Методы. Методика Н. Эндлера и Д. Паркера. Анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный анализ эмпирического материала, методы математической статистики. Результат. Установлена значимая взаимосвязь между жизнестойкостью, локусом контроля, произвольной саморегуляцией и предпочитаемыми стратегиями совладания юношей и девушек. Высокий уровень жизнестойкости и интернальный локус контроля способствуют более частому использованию проблемно-ориентированной стратегии совладания и менее частому - эмоционально-ориентированной стратегии. Развитие компонентов саморегуляции предрасполагает юношей и девушек к использованию проблемно-ориентированной стратегии совладания. Вывод. При оказании консультативной и психотерапевтической помощи молодым людям, находящимся в кризисной ситуации, необходим учет имеющихся у них ресурсов совладания, построение дальнейшей помощи должно основываться как на актуальных ресурсах, так и на развитии новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CRISIS SITUATIONS ON THE FEATURES OF CONSTRUCTING PERSON’S SUBJECTIVE VIEW OF THE LIFE JOURNEY

The aim of the article is the analysis of influence on subjective view of the life journey the crisis situations and coping strategies. Methods. N. Endler and D. Parker Methodology. Analysis of literature sources, comparatively-competitive analysis of empiric material, methods of mathematical statistics. Result. There is a significant relationship between resiliency, locus of control, voluntary self-regulation and preferred coping strategies of young men and women. The high level of resiliency and internal locus of control contribute to more frequent use of a problem-oriented coping strategy and less frequent use of an emotionally-oriented strategy. The development of self-regulation components predisposes young men and women to use a problem-oriented coping strategy. Conclusion. When providing counseling and psychotherapeutic assistance to young people in a crisis situation, it is necessary to take into account their available resources of coping, the construction of further assistance should be based on both current resources and the development of new ones.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-121-126

Влияние кризисных ситуаций на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Кадиева Р. И., Абакарова А. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: mvdcccp@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Цель - анализ влияния кризисных ситуаций на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности и выбор стратегий совладания. Методы. Методика Н. Эндлера и Д. Паркера. Анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный анализ эмпирического материала, методы математической статистики. Результат. Установлена значимая взаимосвязь между жизнестойкостью, локусом контроля, произвольной саморегуляцией и предпочитаемыми стратегиями совладания юношей и девушек. Высокий уровень жизнестойкости и интернальный локус контроля способствуют более частому использованию проблемно-ориентированной стратегии совладания и менее частому - эмоционально-ориентированной стратегии. Развитие компонентов саморегуляции предрасполагает юношей и девушек к использованию проблемно -ориентированной стратегии совладания. Вывод. При оказании консультативной и психотерапевтической помощи молодым людям, находящимся в кризисной ситуации, необходим учет имеющихся у них ресурсов совладания, построение дальнейшей помощи должно основываться как на актуальных ресурсах, так и на развитии новых.

Ключевые слова: субъективная картина жизненного пути, самооценка, стратегия, совладание, апатия.

Формат цитирования: Кадиева Р. И., Абакарова А. Д. Влияние кризисных ситуаций на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 121-126. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-121-126_

The I nfluence of the Crisis Situations on the Features of Constructing Person's Subjective View

of the Life Journey

Roza I. Kadieva, Aysirat D. Abakarova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mvdcccp@gmail.com

ABSTRACT. The aim of the article is the analysis of influence on subjective view of the life journey the crisis situations and coping strategies. Methods. N. Endler and D. Parker Methodology. Analysis of literature sources, comparatively-competitive analysis of empiric material, methods of mathematical statistics. Result. There is a significant relationship between resiliency, locus of control, voluntary self-regulation and preferred coping strategies of young men and women. The high level of resiliency and internal locus of control contribute to more frequent use of a problem-oriented coping strategy and less frequent use of an emotionally-oriented strategy. The development of self-regulation components predisposes young men and women to use a problem-oriented coping strategy. Conclusion. When providing counseling and psychotherapeutic assistance to young people in a crisis situation, it is necessary to take into account their available resources of coping, the construction of further assistance should be based on both current resources and the development of new ones.

Keywords: subjective picture of the life journey, self-esteem, strategy, coping, apathy.

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

For citation: Kadieva R. I., Abakarova A. D. The Influence of the Crisis Situations on the Features of Constructing Person's Subjective View of the Life Journey. Dagestan State Pedagogical University. Journey. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 121-126. DOI: 10.31161/1995-0659-202014-2-121-126

Введение

Проблеме формирования субъективной картины жизненного пути (СКЖП) личности в последнее время посвящается все больше исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Большое внимание при этом уделяется социальным факторам, влияющим на СКЖП, таким как, социальные стереотипы, социальная действительность, социальная идентификация и т. д.

При оценке изменений субъективной картины жизненного пути (СКЖП) определяющую роль играет не сила воздействия (или «степень экстремальности события»), а восприятие этого события индивидом как угрожающего его жизненным планам и значимым ценностями и потребностям или нет. Следует учитывать влияние событий друг на друга, их взаимосвязь, на течение жизни. События (изменения в той или иной сфере жизни человека: состояние здоровья, внутренний мир, работа, семья, быт, досуг и т. д.), являясь простейшими элементами жизненного пути человека играют различную роль в жизни разных людей.

Соотношение и степень выраженности изменений может быть основой для выделения различных способов изменения субъективной картины жизненного пути личности под влиянием событий жизни: травматического, аффективного и субъ-ектно-деятельностного.

Человек, оказавшись в критической жизненной ситуации, переосмысливает свое отношение к жизни в целом, пересматривает образ себя, что отражается в когнитивном, аффективном планах СКЖП.

Критические жизненные ситуации делятся на следующие: возрастные кризисы, биографические кризисы и кризисные ситуации (или травматические кризисы). Кризисные ситуации рассматриваются учеными преимущественно как ситуативное состояние неравновесия между личностью и окружающей средой, в отличие от возрастных и биографических кризисов, характеризующихся достаточной продолжительностью [12].

Следует отметить, что кризисы и критические жизненные ситуации отличаются по форме эмоционального переживания. Возрастные и биографические кризисы представляют собой довольно сложное переживание, отражающееся практически на всех сферах жизни. Критическая жизненная ситуация, в свою очередь, характеризуется острой эмоциональной реакцией на то или иное событие в жизни.

Изменение ценностных ориентаций, а также само событие могут восприниматься людьми по-разному и соответственно приводить к разным последствиям.

Довольно часто используемый в терапевтической практике прием переосмысления трудной ситуации, «позитивного истолкования» морально тяжелого негативного переживания, техника «акцептации ситуации» (принятие ее такой, как она есть) являются наиболее распространёнными.

В современном мире частое возникновение кризисных ситуаций объясняется нестабильностью практически во всех сферах жизни: социальная, экономическая и др. Обществу в сложившейся ситуации предъявляются повышенные требования к стрессоустойчивости, способности находить выход из тяжелых ситуаций. Следует отметить, что молодым людям особенно тяжело преодолевать такие ситуации в силу того, что они недостаточно сформировались как личности, их личностные и экономические ресурсы ограничены.

Изучение особенностей совладания молодежи с трудными жизненными событиями, разработка программ психологической помощи по праву считаются приоритетными направлениями отечественной психологии.

В западной психологии изучение со-владающего поведения (поведение, направленное на преодоление жизненных ситуаций) превратилось в самостоятельное направление науки в 60-х годах XX века. Изучением этой проблемы занимались: Р. Мооса, С. Фолкман, Н. Хаан, Дж. Шеффер, Р. Лазарус.

Что касается отечественной психологии активное изучение совладеющего поведе-

ния началось в 90-х годах прошлого столетия. К настоящему времени сложились научные направления и школы, но многие аспекты этой проблемы недостаточно изучены, в частности, связь между оценкой трудных жизненных событий личностью и выбором ею стратегий совладания с ними [3; 6].

Цель исследования - анализ влияния кризисных ситуаций на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности и выбор стратегий совладания.

Методы - методика Н. Эндлера и Д. Паркера. Анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный анализ эмпирического материала, методы математической статистики.

Результаты и обсуждение

В эксперименте приняли участие 160 студентов (80 юношей и 80 девушек) социального факультета Дагестанского государственного университета в возрасте от 19 до 20 лет.

Проведенное исследование показало, что в качестве тяжелых оцениваются также необратимые события из межличностной сферы (разрыв отношений, измена), необратимые криминальные события (физическое насилие, ограбление) (рис. 1). Также имеются различия между юношами и девушками в оценке ими трудных жизненных ситуаций, необратимость последствия события приводит к его оценке как более тяжелого; смерть близкого человека оценивается как самое тяжелое жизненное испытание; события из межличностной сферы (измена, разрыв отношений) и необратимые криминальные события (насилие, ограбление) рассматриваются как тяжелые (рис. 1).

В ходе исследования выявлены достоверные различия в оценке тяжести трудных жизненных событий юношами и девушками по всем группам событий, которые показывают более легкое отношение юношей к трудным жизненным событиям, что можно объяснить их большей уверенностью в своих силах. Все события девушки в целом оценивают как более угрожающие, подходят к их оценке дифференцированно, в то время как юноши менее чувствительны к оценке последствий событий. К криминальным событиям юноши относятся с большей легкостью нежели девушки, так как они сами часто

становятся инициаторами этих событий, а девушки чаще выступают только в роли жертв таких событий. События деловой сферы: «провал» на экзамене и критика со стороны преподавателя/начальства, оцениваются как юношами, так и девушками как наиболее тяжелые.

7 -Ц6.6 .

11й 35 S.4 -А- -

2.8—_

I 2 3 4 S 6 7

I □ Юноши Ш Девушки |

Рис. 1. Оценка тяжести событий разного типа юношами и девушками

Примечание: 1 — межличностные обратимые события; 2 — межличностные необратимые события; 3 — деловые обратимые события; 4 — деловые необратимые события; 5 — экстремальные и криминальные обратимые события; 6 — экстремальные и криминальные необратимые события, 7 — смерть близких.

Результаты исследования говорят о том, что конструктивный подход к решению проблемы, при котором предпринимаются реальные действия для выхода из создавшегося положения - наиболее приемлемая стратегия для юношей и девушек. Избегание и эмоциональные стратегии совладания юноши и девушки применяют реже (Рис. 2).

ПОК ЭОК КОИ Огвл. С. Отел

[□Юноши И Левушки |

Рис. 2. Степень выраженности стратегий совладающего поведения юношей и девушек (методика Н. Эндлера и Д. Паркера)

Примечание: ПОК - проблемно-ориентированный копинг; ЭОК - эмоционально- ориентированный копинг; КОИ - копинг, ориентированный на избегание; Отвл. - отвлечение; С. Отвл - социальное отвлечение.

В полученных данных мы видим половые различия в способах совладания с

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 2. 2020

трудными жизненными событиями. Девушки предпочитают эмоционально-ориентированные стратегии совладания (и=5,597; р<0,01), социального отвлечения (и=3,737; р<0,01) и избегания решения проблем (и=2,288; р<0,05). Это подтверждает то, что женщинам более свойственна потребность в поиске поддержки и проявлении эмоций в трудных жизненных ситуациях, в свою очередь, мужчины стремятся к эмоциональной сдержанности, физической и интеллектуальной активности.

Юноши чаще используют следующие тактики: «Стараюсь разъяснить для себя ситуацию», «Концентрируюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить», «Определяю курс действий и придерживаюсь его», «Делаю то, что считаю самым приемлемым в данной ситуации». Юноши предпочитают больше спать, гулять, думать о чем-нибудь хорошем, разговаривать с тем, чей совет для них особенно ценен при совладении таких событий, как разрыв отношений с любимой девушкой, т. е. выбирают стратегию избегания проблемы.

Девушки предпочитают проблемно-ориентированную стратегию в ситуациях ссоры с родителями, критики со стороны начальства и «провала» на экзамене, применяя при этом следующие тактики: «Сразу предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию», «Концентрируюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить», «Анализирую случившееся и учусь на своих ошибках», «Делаю то, что считаю наиболее приемлемым в данной ситуации». В ситуации разрыва отношений с любимым человеком, девушки предпочитают справляться, используя стратегии избегания, в частности, такие тактики: «Думаю о чем-то хорошем, что происходило в моей жизни», «Звоню другу», «Разговариваю с тем, чей совет особенно ценен».

Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий у юношей и девушек (показатели - жизнестойкость, локус контроля, произвольная саморегуляция) эмпирически установлены. Интернальный локус контроля и высокий уровень жизнестойкости, развитие компонентов саморегуляции способствуют более частому использованию проблемно-ориентированной стратегии со-владания.

Полученные данные свидетельствуют о том, что используемые молодыми людьми стратегии и тактики совладания могут варьировать в зависимости от содержания события. Девушки демонстрируют более широкую вариативность используемых стратегий и тактик в разных ситуациях.

Заключение

В соответствии с конкретными тяжелыми жизненными событиями проявляются половые различия в выборе тактик совладания с ними. Выбор стратегий и тактик совладания зависит от типа жизненного события и его обратимости. Девушки более дифференцированно подходят к оценке событий, при этом отдавая предпочтение эмоциональным стратегиям совладания, стратегиям социального отвлечения и избегания. Для юношей характерно использование когнитивных стратегий совладания. Как показали исследования, часто молодежь использует тактики избегания в ситуации необратимых событий межличностной сферы (разрыв отношений с другом; с любимым человеком) . При ссорах с родителями используют тактики, направленные на разрешение проблемы.

Необходимо учитывать ресурсы совла-дания у молодых людей при оказании психотерапевтической и консультативной помощи, а также учитывать индивидуально- психологические особенности, от которых зависит эффективность выбора стратегий совладания. Диагностика индивидуальных особенностей совладания с разрывом отношений и ссорами может помочь восстановить межличностные отношения. На основе результатов проведенного исследования могут быть составлены практические рекомендации по выбору стратегии совладания с тяжелыми жизненными событиями.

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с юношами и девушками по выработке у них стратегий совладания должна вестись с учетом изменений в различных сферах жизни, которые вызывают трудности: экстремальные, криминальные события, смерть близкого человека, конфликты и т. д. Работа усложняется в силу некоторых факторов, связанных с возрастными особенностями юношей и девушек: физиологические особенности, постоянный стресс, связанный с учебной деятельностью, страх быть отвергнутым, конкуренция и т. д. Для юношей и деву-

шек студенческого возраста особенно характерны нарушения в межличностных отношениях, что влияет на способность к преодолению различного рода трудностей. При этом особое значение имеет их коммуникативная активность, способность правильно выстраивать коммуникативную стратегию, т. е. продуктивно взаимодействовать с окружающими, что, в свою очередь, способствует самовоспитанию, развитию личности, решению различного рода задач - профессиональных, личных. При этом девушки проявляют большую коммуникативную активность, чем юноши, которые меньше склонны к

стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб. : Речь, 2004. 166 с.

2. Александрова Л. A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов / под ред. М. М. Горбатовой, A. B. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. Вып. 2. С. 82-90.

3. Алексапольский A. A. Стилевые и уровне-вые свойства интеллекта как факторы совла-дающего поведения: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. М., 2008. 26 с.

4. Анненкова Е. Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий и выбора стратегий совладания // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 5. С. 50-51.

stressu. Osnovy teorii, diagnostiki, terapii [Adaptation to stress. Fundamentals of theory, diagnosis, and therapy]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 166 p. (In Russian)

2. Aleksandrova L. A. On the concept of resilience in psychology. Sibirskaya psihologiya segodnya: sbornik nauchnyh trudov [Siberian Psychology today: collection of scientific papers]. Ed. by M. M. Gorbatova, A. V. Seray, M. S. Ya-nitskiy. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2004. Ed. 2. Pp. 82-90. (In Russian)

3. Aleksapolsky A. A. Stilevye i urovnevye svojstva intellekta kak faktory sovladayushchego povedeniya: avtoref. diss. ... kand. psih. nauk [Stylistic and level properties of intelligence as factors of coping behavior: abstract of diss. ... Ph. D. Psychology]. Moscow, 2008. 26 p. (In Russian)

4. Annenkova E. Personal determinants of assessing the severity of difficult life events and

общению, менее эмоциональны, менее заинтересованы в новых знакомствах. Для юношей характерна больше деловая коммуникативная активность, способствующая решению профессиональных задач, получению нужной им информации.

При разработке программ выхода из тяжелых ситуаций молодых людей необходимо актуализировать имеющиеся ресурсы совладания, а также развивать новые, т. е. расширять индивидуальный набор используемых стратегий совлада-ния, снижающих и нейтрализующих психическое напряжение, возникающее вследствие развития личности.

и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007. 30 с.

6. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 21. № 2. С. 113-123.

7. Бурлачук А. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 5-18.

8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.

9. Волкова Н. В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 119-123.

10. Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2003. 22 с.

icheskij zhurnal [Russian psychological journal]. 2009. Vol. 6. No. 5. Pp. 50-51. (In Russian)

5. Bityutzkaya E. V. Kognitivnoe ocenivanie i strategii sovladaniya v trudnyh zhiznennyh situ-aciyah: avtoref. diss.... kand. psihol. nauk [Cognitive assessment and coping strategies in difficult life situations: an abstract. diss. ... Ph. D. Psychology]. Moscow, 2007. 30 p. (In Russian)

6. Bodrov V. A. Problema preodoleniya stressa [Psychological Journal]. 2006. Vol. 21. No. 2. Pp. 113-123. (In Russian)

7. Burlachuk A. F., Mikhaylova N. B. On the psychological theory of the situation. Psiholog-icheskij zhurnal [Psychological journal]. 2002. Vol. 23. No. 1. Pp. 5-18. (In Russian)

8. Vodopyanova N. E. Psihodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. Saint Petersburg, 2009. 336 p. (In Russian)

9. Volkova N. V. Coping strategies as a condition for identity formation. Mir psihologii

Литература

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к 5. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание

References

1. Ababkov V. A., Perre M. A. Adaptaciya k choosing coping strategies. Rossijskij psiholog-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

[World of Psychology]. 2004. No. 2. Pp. 119-123. (In Russian)

10. Manukyan V. R. Sub"ektivnaya kartina zhiznennogo puti i krizisy vzroslogo perioda: diss.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кадиева Роза Исмаиловна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: mvdcccp@gmail.com

Абакарова Айсират Джамбулатовна, магистр, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия, e-mail: mvdcccp@gmail.com

... kand. psih. nauk [The subjective picture of the life path and the crises of the adult period: diss. ... cand. psycho. sciences']. Saint Petersburg, 2003. 22 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Roza I. Kadieva, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: mvdcccp@gmail.com

Aysirat D. Abakarova, graduate, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; email: mvdcccp@gmail.com

Принята в печать 27.04.2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 27.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.