ЭКО. - 2016. - №11 ФАЛЬЦМАН В.К.
Влияние кризиса на конкурентоспособность российской продукции
В.К. ФАЛЬЦМАН, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, Институт прикладных экономических исследований РАНХ и ГС, Москва
Предложены индикаторы измерения конкурентоспособности продукции. Анализ динамики показателей конкурентоспособности выполнен за период 2013-2015 гг. по 30 видам российской продукции потребительского и инвестиционного спроса. Он позволяет оценить внешнеэкономические связи России в аспекте перспектив импортозамещения и развития несырьевого экспорта. Ключевые слова: кризис, конкурентоспособность товаров потребительского и инвестиционного спроса, внешнеторговый оборот, импорт, экспорт, импортозамещение
Индикаторы конкурентоспособности продукции
Одно из определений конкурентоспособности звучит как «способность экономики удовлетворять возрастающий совокупный спрос и поддерживать экспорт. Об утрате конкурентоспособности обычно говорят такие признаки, как увеличение импорта и падение экспорта» [1].
Это предполагает, что конкурентоспособность продукции может быть измерена по данным статистики экспорта (Э), импорта (И), производства (П), поставок в народное хозяйство (П+И - Э), внешнеторгового сальдо (Э - И) и внешнеторгового оборота (И + Э) конкретных товаров в физических либо ценностных единицах измерения.
В статье предпочтение было отдано физическим измерителям объемов продукции, так как они не подвержены воздействию ценовых и курсовых колебаний. При отсутствии данных о физических объемах производства использовались показатели импорта и экспорта (в долларах США). Для многих видов российской продукции объемы экспорта статистически малозначимы, и в таблицах экспорт опускается по умолчанию. Поскольку расчеты велись для трехлетнего периода, изменениями переходящих из года в год запасов можно было пренебречь без большого ущерба для точности результатов.
Для измерения конкурентоспособности продукции использовались три индикатора:
1) доля импорта во внешнеторговом обороте России по конкретному виду продукции: И/ (Э + И). Условием конкурентоспособности продукции на внешнем рынке является положительное внешнеторговое сальдо (Э - И) >0, а доля импорта не должна превышать 0,5: [И/ (Э +И)] < 0,5. При таком соотношении страна может считаться обеспеченной данной продукцией независимо от поступлений экспортных средств (условие внешнеторговой безопасности);
2) доля импорта в поставках продукции: И/ (П+И-Э). Чем ближе значение этого показателя к единице, тем меньше конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке, выше зависимость страны от импортных поставок. И, наоборот, чем ближе показатель к нулю, тем меньше импортозависимость и выше конкурентоспособность товара на внутреннем рынке;
3) доля экспорта в производстве продукции: Э/П. Чем выше этот показатель, тем при прочих равных условиях страна более конкурентоспособна на внешнем рынке. Правда, при этом растет зависимость экономики от внешнеторговой конъюнктуры, а иногда, к сожалению, и политики.
Все три показателя можно измерять в процентах (умножив значение на 100%) и использовать для оценки конкурентоспособности экономики как страны в целом, так и на уровне внешнеэкономической деятельности отдельной компании.
Можно ли доверить индикаторам рынка оценку конкурентоспособности товаров и услуг? На наш взгляд, такая оценка будет достоверной только для идеальных условий свободной конкуренции и при неизменности условий. В действительности же на каждом рынке действуют таможенные, налоговые, антидемпинговые, коррупционные и многие другие ограничения и преференции, включая политические санкции.
Анализ конкурентоспособности продукции был проведен за период 2013-2015 гг., который характеризуется резким обвалом темпов экономического роста в 2013 г, их обнулением в 2014 г и переходом в отрицательную зону в 2015 г В качестве базы для сравнения приняты показатели 2012 г (ранее аналогичный анализ был проведен для предкризисного периода 2000-2012 гг. [2]).
Источником данных за 2012-2014 гг. послужил ежегодник Росстата за 2015 г [3]. Поскольку окончательные данные за 2015 г на момент подготовки статьи отсутствовали, использованы оценки автора, выполненные с помощью экстраполяции данных за 11 месяцев 2015 г на весь 2015 г. Объектами исследования были продукция потребительского спроса, а также товары
инвестиционного назначения. Не рассматривались сырьевые товары, конкурентоспособность которых подтверждена многолетними лидирующими позициями российского экспорта. Так, за 11 месяцев 2015 г. физические объемы экспорта (по отношению к аналогичному периоду 2014 г.) выросли по следующим продуктам: сырая нефть (на 8,6%), нефтепродукты (4,1%), электроэнергия (33,4%), удобрения (4,9%), синтетический каучук (13,5%), пневматические шины (31,7%), обработанные лесоматериалы (10,3%), целлюлоза (10,9%), передельный чугун (24,7%), рафинированная медь (94,7%), необработанный алюминий (19,4%). Эти примеры демонстрируют положительное влияние девальвации национальной валюты на рост экспортного потенциала и конкурентоспособности страны на внешних рынках.
Бесспорно конкурентоспособными на внешних рынках были и остаются вооружения российского производства, продукция атомной промышленности, услуги в космосе.
Рассмотрим исходные гипотезы исследования. Знаковым явлением начавшегося кризиса стал шоковый обвал валютного курса рубля. Если в 2012 г. официальный валютный курс составлял 30,37 руб./долл., в 2013 г. - 32,73 руб./долл., то в 2014 г. он вырос до 56,26 руб./долл. (в 1,7 раза) [3. С. 554], а к декабрю 2015 г. - до 77,8 руб./долл. [4. С. 200].
Вследствие девальвации национальной валюты подскочили цены на импортную продукцию, и спрос на нее упал. Покупатели стали отдавать предпочтение более дешевым товарам отечественного производства (нередко уступающим по качеству). В этих условиях мы вправе ожидать роста производства отечественной продукции, замещающей подорожавший импорт.
Однако не весь сократившийся импорт требует возмещения. Например, спрос на импортные товары инвестиционного назначения упал из-за снижения объемов инвестиций, а на потребительские товары - из-за уменьшения доходов домохозяйств. И в том и в другом случае определенная доля импорта не требует возмещения поставками российской, китайской или любой другой продукции.
В кризисные годы снизились цены на нефть (в долларовом измерении), а также издержки производства в валюте, и появились возможности для повышения привлекательности отечественной экспортной продукции. В этих условиях в годы кризиса мы вправе ожидать заметного роста экспорта и его доли в производстве.
Реальные изменения индикаторов конкурентоспособности проанализируем на примере ряда потребительских товаров и товаров инвестиционного назначения.
Товары потребительского спроса
На долю товаров потребительского спроса приходится одна треть российского импорта и только 5% экспорта. К этим товарам можно отнести продовольственные, а также лекарства и медицинскую технику, продукцию легкой промышленности, легковые автомобили и бытовую технику, туристические поездки и транспортные услуги.
В одну группу их объединяет потребитель. В некотором смысле каждый из этих товаров борется за долю его дохода. По данным за 2014 г, средние по России расходы домашних хозяйств имеют следующую товарную структуру [3. C. 170]: продукты питания - 27%, в том числе мясо - 8,5%, одежда и обувь - 8,9%, здравоохранение - 3,6%, покупки и эксплуатация транспортных средств - 15,2%, отдых - 7,1%, услуги связи - 3,4%. В кризисные годы, когда доходы домашних хозяйств уменьшаются, структура потребительских расходов будет смещаться в сторону товаров первой необходимости.
В таблице 1 показана динамика формирования продовольственных ресурсов в 2012-2015 гг., как из внутренних, так и внешних источников.
Таблица 1. Динамика формирования
продовольственных ресурсов РФ в 2012-2015 гг.
Продукт 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Мясо и мясопродукты, тыс. т
Импорт 2710 2480 1952 1366 0,50
Производство 8090 8545 9070 9524 1,18
Экспорт 128 117 135 113 0,88
Поставки 10672 10908 10887 10777 1,01
Внешнеторговый оборот 2838 2597 2087 1479 0,52
Доля импорта, %
в обороте 95 95 94 92
в поставках 25 23 18 13
Доля экспорта в производстве, % 2 1 1 1
ФАЛЬЦМАН В.К. Окончание табл.1
Продукт 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Молоко и молочные продукты, тыс. т
Импорт 8516 9445 9155 7553 0,89
Производство 31756 30529 30791 31406 0,99
Экспорт 645 628 629 528 0,82
Поставки 39627 39346 39317 38431 0,97
Внешнеторговый оборот 9161 10073 9784 8081 0,88
Доля импорта, %
в обороте 93 94 94 93
в поставках 21 24 23 20
Доля экспорта в производстве, % 2 2 2 2
Зерно, млн т
Импорт 1,2 1,5 0,9 0,7 0,58
Валовый сбор 70,9 92,4 105,3 106,3 1,50
Экспорт 22,5 19,0 30,1 27,1 1,20
Поставки 49,6 74,9 76,1 79,9 1,61
Внешнеторговый оборот 23,7 20,5 31,0 27,8 1,17
Доля импорта, %
в обороте 5 7 3 3
в поставках 2 2 1 1
Доля экспорта в производстве, % 32 21 29 25
Картофель, тыс. т
Импорт 735 764 1045 835 1,14
Производство 29533 30184 31502 33600 1,14
Экспорт 48 74 69 58 1,21
Внешнеторговый оборот 783 838 1114 893 1,14
Доля импорта, %
в обороте 94 91 94 94
в поставках 2 2 3 2
Доля экспорта в производстве, % ~0 ~0 ~0 ~0
Овощи и бахчевые культуры, тыс. т
Импорт 2806 2817 2929 2208 0,79
Производство 16079 16109 16885 17560 1,09
Экспорт 890 658 750 628 0,71
Поставки 17995 18268 19064 19140 1,06
Внешнеторговый оборот 3696 3475 3679 2836 0,77
Доля импорта, %
в обороте 76 81 80 76
в поставках 16 15 15 12
Доля экспорта в производстве, % 5 4 4 4
Источник: [3. С. 413-414].
Из данных таблицы следует, что активнее всего импортоза-мещение происходит на мясном рынке. В результате кризиса импорт мяса снизился вдвое, как и его доля в поставках мясопродуктов на внутренний рынок, и это снижение восполнил рост отечественного производства.
Правда, в таблице не отражено, что при этом поголовье крупного рогатого скота снизилось с 19,9 млн голов в 2012 г до 19,3 млн голов в 2014 г., что, безусловно, отрицательно скажется на будущем потенциале мясного скотоводства. В течение всех кризисных лет опережающими темпами росло российское производство мяса птицы. С 2012 г. по 2015 г. производство курятины и индюшатины выросло на 27%, а поставки - на 16%. На долю мяса птицы приходится свыше 40% потребляемых в стране мясных продуктов, и эта доля растет.
Российский экспорт мяса и мясопродуктов составляет всего около 1% от их объемов производства. Во внешнеторговом обороте мясопродуктов доля импорта превышает 90% (порог достижения глобальной конкурентоспособности - 50%), т. е. об экспортоориентированном развитии этой ключевой отрасли говорить пока не приходится.
В кризисные годы из-за снижения импорта на 3% упали поставки на внутренний рынок молока и молочной продукции. Однако в последнее время увеличилось производство молочных продуктов с применением пальмового масла. Это содействует росту объемов производства и удешевляет молочную продукцию, что же касается ее качества и воздействия на здоровье потребителей, эти вопросы заслуживают специального обсуждения в профессиональной среде.
Высокая доля импорта во внешнеторговом обороте (свыше 90%) свидетельствует о явном преобладании закупок молока и молочной продукции над их экспортом (доля последнего в производстве составляет всего 2%). Новые возможности для роста экспорта, возникшие в связи с девальвацией рубля, в этой сфере деятельности реализовать будет непросто. Помимо внешнего спроса на российскую молочную продукцию, для этого требуются увеличение дойного стада, приобретение оборудования для производства, упаковки, хранения и транспортировки разнообразных молочных продуктов, создание новых внешнеторговых логистических цепей и ряд других условий. В целом
отметим, что замещать импорт на внутреннем рынке намного проще, чем увеличивать экспорт той же продукции.
Зерно - бесспорно конкурентоспособный продовольственный ресурс России. Россия полностью обеспечена собственными злаками, импортируя всего 1% от общего объема поставок. При этом экспорт составляет от 1/4 до 1/3 от валового сбора зерна. В кризисные годы растет производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности. За 11 месяцев 2015 г. экспорт муки в тоннах вырос в 2,2 раза, макаронных изделий - на 4%.
Отечественный картофель также является высококонкурентоспособной продукцией, но только на внутреннем рынке, где доля импорта составляет всего 2%. На внешний рынок картофель практически не экспортируется.
Российский рынок овощей и бахчевых культур обеспечен собственной продукцией почти на 90%. Притом, что доля импорта в поставках этого продовольственного ресурса в годы кризиса снизилась с 16 до 12%, происходил процесс импортозамещения. Экспорт российских овощей и бахчевых пока незначителен (4% от объемов производства), во внешнеторговом обороте этой продукции доля экспорта составляет всего 20%. Поэтому овощи и бахчевые культуры не преодолели барьер конкурентоспособности на мировом рынке.
Основные последствия кризиса для продовольственного рынка страны следующие:
- заметное снижение объемов подорожавшего импорта;
- рост поставок и частичное импортозамещение за счет увеличения отечественного производства;
- снижение экспортных поставок на мировой рынок (кроме зерна и картофеля).
Относительно высокую импортозависимость Россия сохраняет по молоку и молочной продукции.
В 2015 г снижались импортные поставки на внутренний рынок такой дорогостоящей продукции, как шоколад (на 44%), крепкие спиртные напитки (на 26%), сигареты (на 26%), пиво (на 44%).
В целом вызванные кризисом изменения на внутреннем рынке продуктов питания оказались не настолько значимыми, чтобы иметь социальные последствия.
В отличие от них изменения в импортных поставках на внутренний рынок лекарственных средств и медицинской техники (табл. 2) могут нести серьезную угрозу здоровью населения.
Таблица 2. Рынок лекарств и медицинской техники РФ в 2012-2015 гг., млрд долл.
Показатель 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Лекарства
Импорт 10,8 11,8 10,2 6,8 0,63
Экспорт 0,5 0,4 0,4 0,4 0,80
Внешнеторговый оборот 11,3 12,2 10,6 7,2 0,64
Доля импорта в обороте, % 96 97 96 94
Медицинские приборы
Импорт 3,0 2,4 2,4 0,80
Рентгеновская аппаратура
Импорт 1,4 0,6 0,5 0,36
Источники: [3. С. 636, 642, 643; 4. С. 126].
Россия обеспечена собственным производством лекарственных средств не более чем на 20% в денежном выражении и не более чем на 65% - в физическом измерении. Доля импорта во внешнеторговом обороте составляет 94-97%, т. е. экспорт почти отсутствует. Отечественная медицинская промышленность обеспечивает внутренний рынок медицинской техникой менее чем на 25%.
Между тем за годы кризиса импортные поставки на внутренний рынок лекарственных средств сократились на 37%, медицинских приборов - на 20%, рентгеновской аппаратуры - на 64%. Рассчитывать на быстрое импортозамещение современных лекарственных средств и сложной медицинской техники было бы опрометчиво - на их разработку и выпуск необходимы значительные финансовые, кадровые, научные, временные ресурсы.
В таблице 3 представлены данные, характеризующие источники обеспечения внутреннего рынка продукцией легкой промышленности, приведены показатели конкурентоспособности тканей, одежды и обуви отечественного производства.
Кризис повлиял на снижение импорта товаров легкой промышленности. Так, доля импорта тканей в поставках на российский рынок снизилась с 22% в 2012 г. до 16% в 2015 г., импортной обуви - с 58% до 48%. Но если увеличившиеся поставки российского текстиля на внутренний рынок создали предпосылки для импортозамещения и в будущем в швейном производстве, то сокращение отечественного производства обуви и импорта привело к тому, что поставки обуви на внутренний рынок в физическом измерении упали почти на треть.
4 ЭКО. - 2016. - №11
Таблица 3. Обеспеченность продукцией
легкой промышленности РФ в 2012-2015 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Ткани, млн м2
Импорт 1099 1097 1143 883 0,80
Производство 3972 4164 3961 4524 1,14
Поставки 5071 5261 5104 5407 1,07
Доля импорта в поставках, % 22 21 29 16
Одежда трикотажная, млрд долл.
Импорт 4,1 4,1 3,7 2,4 0,59
Одежда текстильная млрд долл.
Импорт 4,1 4,1 4,0 2,6 0,63
Обувь, млн пар
Импорт 140 144 121 83 0,59
Производство 103 118 116 90 0,87
Поставки 243 262 237 173 0,71
Доля импорта в поставках, % 58 55 51 48
Источники: [3. а 643; 4. а 123].
Конкурентоспособность отечественной легкой промышленности за кризисные годы выросла незначительно. Особенно низкой она остается для обуви: больше половины ее население получает из-за рубежа в форме организованного импорта либо личных покупок.
В таблице 4 представлены данные, свидетельствующие о значительном влиянии кризиса на формирование рынка легковых автомобилей. Возможно, это происходит из-за специфики данного товара, обладающего потенциалом отложенного спроса.
В предкризисные годы по мере повышения благосостояния населения российский авторынок рос настолько бурно, что привлек в страну всех крупнейших мировых автопроизводителей, организовавших собственные сборочные производства. Выпускаемые в России иномарки на 50-60% собираются из импортных компонентов, но в статистике к импорту не причисляются, в отличие от «частей и принадлежностей к автомобилям», которые предназначаются для последующей сборки и частично ремонта.
Такое сборочное производство можно определить как «гибридный» импорт, так как исконно российский автопром повышает качество своей продукции во многом за счет импортных узлов и деталей.
Таблица 4. Легковые автомобили и принадлежности к ним на российском авторынке в 2012-2015 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Автомобили легковые, тыс. ед.
Импорт 1082 894 704 341 0,32
Производство 1964 1925 1683 1213 0,62
Экспорт 113 138 129 120 1,06
Поставки 2933 2681 2258 1434 0,49
Внешнеторговый оборот 1195 1032 842 461 0,39
Доля импорта, %
в обороте 90 87 84 74
в поставках 37 33 34 24
Доля экспорта в производстве, % 6 7 8 10
Части и принадлежности к автомобилям, млрд долл.
Импорт 10,8 11,5 9,8 5,3 0,49
Экспорт 0,1 0,1 0,1 0,1 1,00
Внешнеторговый оборот 10,9 11,6 9,9 5,4 0,49
Доля импорта в обороте, % 99 99 99 98
Источники: [3. С. 637, 643; 4. С. 59, 61, 126].
В годы кризиса наиболее значимым событием в автопроме явилось обрушение объемов и всей структуры поставок легковых автомобилей. Импорт сократился на 2/3, производство - на 1/3, а поставки на внутренний рынок - наполовину.
Доля импорта в поставках легковых автомобилей на внутренний рынок сократилась с 37% до 24%, что говорит об успешном импортозамещении. Вследствие девальвации рубля создались предпосылки для роста экспорта, однако реализовать их пока не удалось: экспорт легковых автомобилей хотя и незначительно вырос, не смог восполнить потери внутреннего спроса. Доля экспорта в производстве автомобилей выросла с 6% в 2012 г. до 10% в 2015 г., в то время как из-за обрушения внутреннего спроса производство в целом сократилось на 38%. Даже при поддержке крупнейших мировых производителей российский автопром остается неконкурентоспособным на внешних рынках. Об этом свидетельствует все еще высокая доля импорта во внешнеторговом обороте, составившая в 2015 г. 74%. Увеличению экспорта автомобилей российской сборки препятствует депрессивное состояние рынков сбыта в странах ближнего зарубежья.
При ожидаемом низком валютном курсе рубля экспорт легковых автомобилей, вероятно, будет возрастать, так же как и локализация их производства.
Загрантуризм не является неотложным потребительским благом, поэтому в первую очередь подвержен воздействию кризиса. Тем не менее для россиян он настолько престижен, что даже в первые два года кризиса оставался весомой статьей потребительских расходов (табл. 5).
Таблица 5. Рынок услуг загрантуризма (личные поездки) в РФ в 2012-2014 гг., млрд долл.
Показатель 2012 2013 2014 Индекс, 2014/2012
Импорт 40,8 51,6 48,8 1,20
Экспорт 4,7 5,9 4,7 1,00
Внешнеторговый оборот 45,5 57,5 53,5 1,18
Доля импорта, % 90 90 91
Источник: [3. а 650, 651].
В таблице представлены расходы российских граждан на оплату загрантуризма (импорт), а экспорт отражает затраты иностранцев на поездки в Россию с личными целями. Российский загрантуризм явно преобладает над иностранным. Отрицательное внешнеторговое сальдо по этому виду услуг достигло 44,1 млрд долл., то есть загрантуризм де-факто выступает в виде одной из форм вывоза капитала.
В период докризисного процветания затраты на зарубежный отдых росли гигантскими темпами. В 2014 г. наметились первые признаки его спада, в 2015 г. как внутренние, так и внешние туристические услуги сократились на 10% [4. С. 101]. В первом квартале 2015 г. число российских туристов в Европе снизилось на треть, а в некоторых южных странах - наполовину.
Товары инвестиционного спроса
В период кризиса обрушились инвестиции в основной капитал. Еще в 2013 г. они продолжали расти по инерции - на 0,8%, но в 2014 г падение составило 3%, а в 2015 г. - 8,4%. Всего за три кризисных года объем инвестиций упал примерно на 10%, что привело к сокращению импорта машин и оборудования - на 49% и снижению на 8% выпуска российских инвестиционных товаров. Как показывает практика, такое снижение инвестиционной деятельности и темпов модернизации основных фондов будет
оказывать негативное влияние на дальнейшее развитие экономики и спустя 2-3 года может сказаться на снижении объемов ВВП.
В таблице 6 приведены данные о поставках четырех видов основного технологического оборудования: металлорежущих станков, являющихся основным технологическим оборудованием гражданского и оборонного машиностроения, грузовых автомобилей (транспорт, строительство, оборона), тракторов сельскохозяйственного назначения - технологической основы аграрной отрасли, экскаваторов для земляных работ в строительстве.
Таблица 6. Рынок основного технологического оборудования в РФ в 2012-2015 гг., тыс. ед.
Показатель 2012 2013 2014 2015 Индекс, 2015/2012
Станки металлорежущие
Импорт 673 845 788 567 0,84
Производство 3,5 2,9 3,3 2,9 0,83
Поставки 676,5 847,9 791,3 569,9 0,84
Доля импорта, % ~ 100 ~ 100 ~100 ~ 100
Автомобили грузовые
Импорт 121,0 89,1 61,6 20,7 0,17
Производство 212,0 207,0 153,0 131,0 0,62
Экспорт 18,8 27,0 22,5 20,9 1,11
Поставки 314,2 269,1 192,1 130,8 0,42
Доля импорта, % 39 33 32 16
Тракторы сельскохозяйственные
Импорт 92,7 77,4 82,8 65,0 0,70
Производство 13,6 7,6 6,7 5,1 0,37
Поставки 106,3 85,0 89,5 70,1 0,66
Доля импорта, % 87 91 92 93
Экскаваторы
Импорт 34,8 35,2 23,0 0,66
Производство 1,9 1,8 1,9 1,00
Поставки 36,7 37,0 24,9 0,68
Доля импорта, % 95 95 92
Источник: [3. С. 643, 383].
Большую угрозу оборонному и гражданскому машиностроению несет сокращение импорта металлообрабатывающих станков. Рассчитывать на быстрое импортозамещение в отечественном станкостроении не приходится, поскольку почти все станки Россия закупает за рубежом. Учитывая защищенность программы перевооружения в оборонном секторе, можно предполагать, что
основной удар от сокращения поставок станков придется на гражданское машиностроение и металлообработку. А это приведет к торможению модернизации экономики.
Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, которые нарастили производство продукции в годы кризиса. Между тем в 2013-2015 гг. импорт сельскохозяйственных тракторов сократился на 30%. Одновременно уменьшилось и до того скромное отечественное производство тракторов - на 63%, а их суммарные поставки в сельское хозяйство - на 34%. В результате развитие сельскохозяйственного производства оказалось в про-тивофазе с поставками техники: производство сельхозпродукции росло, а поставки основного источника мобильной энергетики -тракторов - снижались. При этом имортозависимость России в поставках тракторов приблизилась к своему пределу, достигнув в 2015 г. 93% (в 2012 г. - 87%).
Поставки грузовых автомобилей в первую очередь направляются на развитие транспортировки грузов, земляные работы в строительстве, на нужды обороны. В годы кризиса транспорт и строительство сворачивают масштабы своей деятельности, соответственно сокращаются и поставки грузовых автомобилей -падение составило 58%. В том числе на 83% сократился импорт автомашин и на 38% - их отечественное производство. Немного смягчил ситуацию в транспортном машиностроении небольшой рост экспорта грузовиков. В целом можно говорить о процессе импортозамещения в отрасли: доля импорта на внутреннем рынке сократилась с 39% в 2012 г. до 16% в 2015 г.
Ведущим отечественным производителем тяжелых грузовиков является ОАО «Камаз». В 2015 г. его производство сократилось меньше, чем в целом по отрасли, - на треть, в то время как по ав-топрому - более чем на 40%, в итоге доля компании на внутреннем рынке выросла с 41% в 2014 г. до 51% в 2015 г [5].
Предприятие стремится закрепить за собой эту долю, разрабатывая более экономичные модели грузовиков на основе отечественных комплектующих, сокращая издержки за счет оптимизации производственных площадей, снижения энергозатрат. К сожалению, ему приходится уменьшать затраты и на техническое перевооружение производства.
В годы кризиса в депрессивной зоне оказалась строительная отрасль - основной потребитель экскаваторов, в связи с чем начали сокращаться поставки этой техники. Объемы собствен-
ного производства экскаваторов, составляющие всего 5-8% от их поставок, пока не изменились. Уменьшение объемов поставок целиком произошло за счет импорта, который обрушился на 83%.
Подводя итог сказанному, отметим, что кризис и санкции отражаются скорее на долгосрочных целях развития и модернизации экономики, чем на текущем ее состоянии. К числу первоочередных проблем экономической политики должны быть отнесены активизация инвестиционного процесса и его обеспечение современной техникой. Необходимо создать условия для привлекательности инвестиций, хотя бы в ограниченное число проектов. При этом следует весьма осторожно подходить к регулированию процесса импортозамещения, в том числе к принудительному сокращению импорта инвестиционных товаров для госзакупок, обращая первоочередное внимание на технический уровень продукции.
В таблице 7 приведены показатели, характеризующие конкурентоспособность высокотехнологичной техники и приборов.
Таблица 7. Рынок высокотехнологичной техники в РФ в 2012-2014 гг., млрд долл.
Показатель 2012 2013 2014 Индекс, 2014/2012
Вычислительная техника
Импорт 5,8 4,9 5,1 0,87
Экспорт 0,2 0,3 1,1 5,0
Внешнеторговый оборот 6,0 5,2 6,2 1,02
Доля импорта, % 96 94 82
Авиационная техника
Импорт 4,8 5,9 7,7 1,59
Экспорт 4,3 5,4 4,1 0,95
Внешнеторговый оборот 9,1 11,3 11,8 1,28
Доля импорта, % 53 52 65
Суда и другие плавучие средства
Импорт 1,4 2,1 1,7 1,19
Экспорт 2,1 2,3 1,4 0,67
Внешнеторговый оборот 3,5 4,4 3,1 0,88
Доля импорта, % 40 48 54
Источник: [3. а 637, 643].
В состав вычислительной техники входит как продукция гражданского, так и двойного назначения. Сокращение ее импорта на 13%, возможно, вызвано не столько удорожанием поставок
из-за рубежа, сколько насыщением рынка: страна вышла на европейский уровень по использованию импортных компьютеров, Интернета, коммуникационных технологий.
Поставки компьютерно-офисной техники из Китая и других стран в 2012-2015 гг. сократились на 28% [4. С. 130]. Дальнейший спрос на нее будет формироваться под воздействием быстрого обновления модельного ряда. Быстрый рост экспорта вычислительной техники российской сборки не изменил импор-тозависимый статус по данному направлению.
До последнего времени доля импорта во внешнеторговом обороте авиационной техники была близка к 50%, что свидетельствовало о конкурентоспособности продукции российского авиапрома на мировом рынке. Импорт определяет в первую очередь спрос на гражданские самолеты, в то время как на экспорт поставляются главным образом истребители, вертолеты и другие изделия оборонного предназначения.
За первые два года кризиса импорт авиатехники вырос примерно в 1,6 раза, но в 2015 г. он обрушился почти втрое. Причина, на наш взгляд, заключалась не только в подорожании импорта, но и в сокращении пассажирских авиаперевозок, в том числе из-за снизившегося потока загрантуризма. Начавшийся процесс свертывания закупок и лизинга импортной авиатехники, возможно, будет способствовать восстановлению гражданского авиастроения.
Россия - один из лидеров оборонного судостроения, в первую очередь кораблей подводного флота. Поэтому во внешней торговле на долю экспорта субмарин и другой оборонной продукции приходится до половины и более поставок. Импорт - это платформы и вспомогательные суда для добычи нефти, прогулочные яхты и другая судостроительная продукция. Доля импорта во внешнеторговом обороте, составляющая около 50%, позволяет достаточно высоко оценить уровень конкурентоспособности российского судостроения на внешних рынках.
Обобщения и предложения
Описанные результаты анализа конкурентоспособности, выполненного на примере отдельных групп товаров-представителей, дополним изучением укрупненной товарной структуры внешней торговли России за период 2012-2015 гг. (табл. 8).
Таблица 8. Укрупненные товарные группы
внешней торговли России в 2012-2015 гг.
Показатель Доля импорта во внешнеторговом обороте, % Индекс изменения, 2015/2012 Эффект импорто-замещения, млрд долл.
2012 2015 импорта экспорта
Товары потребительского спроса
Продовольствие 71 62 0,64 0,95 13,8
Товары легкой промышленности 96 92 0,59 1,12 7,4
Легковые автомобили и принадлежности к ним 95 85 0,36 1,27 20,3
Лекарства 96 94 0,63 0,80 3,9
Итого 84 74 0,54 0,97 45,4
Товары инвестиционного спроса
Машины, оборудование, транспортные средства 83 73 0,53 0,92 58,3
Металлы 28 23 0,53 0,70 - 6,3
Продукция химической промышленности 62 58 0,69 0,84 7,2
Итого 64 55 0,56 0,79 59,2
Из данных таблицы следует, что в годы кризиса глобальная конкурентоспособность отечественной продукции - как потребительской, так и предназначенной для инвестиционного спроса, по всем товарным группам росла, хотя и медленно. Об этом свидетельствует снижение доли импорта во внешнеторговом обороте: по потребительским товарам - с 84% (2012 г.) до 74% (2015 г) и по инвестиционным товарам - с 64% до 55%. Соответственно выросли доли экспорта по потребительским товарам - с 16% до 26%, а по инвестиционным - с 36% до 45%: экспорт сокращался медленнее импорта. Но при этом индикатор конкурентоспособности ни по одной из групп, кроме металлов, не достиг своего критического значения - 50%.
Российские металлы - единственная товарная группа из таблицы 8, конкурентоспособная на мировом рынке. Ее индикатор конкурентоспособности составляет 23%. Для товаров легкой промышленности и лекарств доля импорта во внешнеторговом обороте превышает 90%, что позволяет количественно оценить низкий уровень конкурентоспособности России в этих сферах. Значение этого же показателя для машин, оборудования и транспортных средств приблизилось к 70%, возможно - под
воздействием абсолютной конкурентоспособности России в области вооружений, которые входят в данную товарную группу. По продукции химической промышленности (за вычетом удо -брений, лекарств и парфюмерии) значение индикатора за годы кризиса достигло 58%, приблизившись к пороговой черте(50%).
Знаковым событием кризисных лет, особенно 2015 г., явилось шоковое обрушение импорта продовольственных товаров (на 46%) и продукции инвестиционного назначения (на 44%). Особенно значительным было сокращение импорта легковых автомобилей -на 64%. Помимо роста цен на это повлияли политические решения руководства страны: санкции и государственное регулирование госзакупок. В результате в российской экономике наконец сложились объективные предпосылки для структурных изменений в направлении разгрузки нефтегазовых отраслей от несвойственных им функций обеспечения средствами для оплаты импорта техники, продуктов питания, лекарств и других товаров.
По мере сокращения импорта его доля в поставках на внутренний рынок снижалась, но не столько вследствие роста объемов замещающего российского производства, сколько под влиянием более медленного сокращения последнего. Прямым экономическим эффектом от сокращения импорта явилось уменьшение отрицательного внешнеторгового сальдо. В 2012 г отрицательное внешнеторговое сальдо в сумме по потребительским и инвестиционным товарам составляло 160 млрд долл., в том числе 130 млрд долл. приходилось на продукцию машиностроения. Оплачивались эти товары за счет поступлений от экспорта нефти, газа и другого сырья.
К 2015 г. отрицательное внешнеторговое сальдо по упомянутой группе товаров уменьшилось до 105 млрд. долл. Эту экономию можно рассматривать как прямой эффект от снижения импорта и роста импортозамещения. Воздействие кризиса на им-портозамещение наряду с положительным эффектом содержит ряд потенциальных угроз.
Угроза 1. Сокращение импорта в годы кризиса, к сожалению, сопровождалось уменьшением экспорта, небольшим для потребительских товаров (3%) и значительным (21%) - для товаров инвестиционного спроса. Экспорт снижается заметно медленнее импорта, тем не менее сокращение внешнеторгового оборота ведет к экономической изоляции страны, что противоречит всеобщей тенденции к интеграции и глобализации.
Сохранение низкого обменного курса национальной валюты будет способствовать росту экспорта отечественной продукции на мировом рынке, но этот рост ограничен неблагоприятной внешнеэкономической ситуацией, в том числе на рынках близлежащих стран.
Угроза 2. Ограничение импорта потребительских товаров в разумных пределах - это путь к умеренности. Но снижение на 37% импорта лекарственных средств в сочетании с несбыточными надеждами на быстрое импортозамещение представляет собой реальную угрозу здоровью населения. По нашему мнению, импортозамещению в сфере здравоохранения должно предшествовать создание полноценных отечественных заменителей импорта, а не наоборот.
Угроза 3. Снижение наполовину за три кризисных года импорта инвестиционных товаров в то время, как инвестиции снизились на 10%, означает падение инновационного потенциала инвестиционной деятельности. Российская наука не в состоянии восполнить потери от зарубежных заимствований, так как затраты на науку и ее результаты (публикации) составляют всего лишь 2% от мировых.
Чтобы продолжить начатый в «тучные годы» процесс модернизации экономики, необходимо восстановить интеграционные процессы с развитыми странами.
Кризис снижает как потребительскую, так и инвестиционную активность экономики, способствуя росту конкуренции и уходу с рынка наименее конкурентоспособных производств. На первый план выходит вопрос цены. В этих условиях выросла ценовая конкурентоспособность российской продукции и услуг, начался процесс импортозамещения. Однако первоначальные ожидания по поводу увеличения выпуска отечественной продукции, замещающей импорт, за редким исключением, пока не подтвердились. Собственные поставки снижаются наряду с импортными, хотя и медленнее последних. Процесс импортозамещения - рост доли отечественной продукции в поставках - происходит без существенного увеличения собственного производства.
Между тем качество и технологический уровень импортной продукции, вытесняемой в кризис с российского рынка, часто выше ее потенциальных заменителей (иначе импортозамещение произошло бы еще в докризисный период), поэтому импортоза-мещение может сопровождаться снижением общего качества продукции и услуг. Такая перспектива особенно опасна для
основного технологического оборудования, электроники, средств связи, лекарств [5].
Кризис создал дополнительные перспективы для роста экспорта несырьевой отечественной продукции, однако в течение 2012-2015 гг. заметного роста несырьевого экспорта не произошло - он сдерживается как относительно невысоким качеством отечественной продукции, так и трудностями депрессивных рынков сбыта стран ближнего зарубежья.
Отечественные производители, естественно, борются за свои рыночные ниши: пытаются сдерживать их свертывание, наращивать экспорт своих товаров за счет снижения издержек производства, диверсификации, развития партнерства и совместной деятельности с компаниями стран Евросоюза в сфере повышения качества и технологического уровня производимой продукции [6]. Однако надежд здесь пока больше, чем реальных результатов.
На наш взгляд, значительным потенциалом обладает идея приоритетного развития агропродовольственной сферы, выдвинутая учеными Института Европы [7]. Ее суть сводится к первоочередному развитию потребительского комплекса отраслей как исходного пункта оздоровления российской экономики, обеспечения базовых потребностей населения питанием, медикаментами, одеждой, обувью, транспортом, жильем. Привлекательность российского потребительского комплекса для российских и зарубежных инвесторов связана с большой емкостью этого рынка, быстрым оборотом капитала, наличием собственной базы сельскохозяйственного сырья.
Спрос на продукцию агропродовольственной сферы на внутреннем рынке весьма устойчив, поскольку численность населения страны изменяется незначительно. На мировом рынке спрос на продовольствие российского производства будет расти, поскольку увеличиваются численность населения планеты и его потребности.
Российские регионы уже предпринимают усилия по увеличению производства продукции агропродовольственной сферы. Так, Московская область выполняет программу продовольственной независимости по основным видам продуктов питания [8]. В числе целей программы - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, эффективности использования земельных и других ресурсов, развитие сельских территорий,
малых форм хозяйствования, инновационное развитие агропро-довольственного комплекса.
На наш взгляд, в условиях кризиса государственная поддержка регионального развития агропродовольственной сферы должна оказываться не столько в виде прямых инвестиций (хотя льготное кредитование, вложения в транспортную инфраструктуру, возможно, потребуются), сколько в форме поддержки местной предпринимательской инициативы: выделения земли, подключения к энергосетям, получения на хозрасчетной основе доступа к технике и технологиям европейского уровня, к рынкам сбыта, в том числе и зарубежным. Успешная реализация частных инициатив может быть достигнута на кооперативных началах при поддержке местных, региональных и федеральных властей, отвечающих за ее результаты и защищающих проекты от коррупционных посягательств. При этом доля внебюджетного финансирования развития агропродовольственной сферы может быть существенно повышена.
Ускоренное развитие российской агропродовольственной сферы в условиях кризиса может иметь не только экономический, но и социально-политический резонанс: возрождение российской деревни, обеспечение занятости, развитие малого бизнеса, поддержка местной инициативы противодействия кризису.
Литература
1. Бетс Г., Брайндли Б., Уильяме С. и др. Бизнес. Толковый словарь. - М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 1998.
2. Фальцман В. К. Конкурентоспособность России на рынках Большой Европы и мира (предкризисный период) //Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы. - М.: Весь мир, 2014.
3. Российский стат. ежегодник - 2015. Росстат. - М., 2015.
4. Социально-экономическое положение России - 2015. Росстат. - М., 2015.
5. Фальцман В. К. Предпосылки импортозамещения и развития экспорта продукции высоких технологий // ЭКО. - 2016. - № 4. - С. 56-74.
6. Интервью с генеральным директором ПАО «Камаз». URL: www. Vedo-mosti. Ru.
7. Шмелев Н. П., Федоров В. П. Российские реалии // Современная Европа. - 2013. - № 3.
8. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы». URL: docs. cntd. ru/document/537925914.