ЭКО. $ 2014. $ 15 ФАЛЬЦМАН В.К.
Приоритеты структурной политики:
импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности1
В.К. ФАЛЬЦМАН, доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва. E-mail: m975032@gmail.com
Анализируются тенденции преодоления импортозависимости за счет импортоза-мещения и ориентации на экспорт инновационной продукции в российской экономике начала XXI века. На базе статистических данных о тенденциях мирового рынка обоснованы приоритеты и возможности импортозамещения в авиа-, судостроении, автопроме, а также экспортоориентированного развития оборонной, атомной промышленности, газонефтехимии.
Ключевые слова: промышленная структурная политика, конкурентоспособность инновационной продукции, экспорто- и импортоориентация, импортозамещение
Характерная черта экономики развивающихся стран состоит в обмене сырья и полуфабрикатов на готовую продукцию, особенно инновационную. Развитые страны демонстрируют зеркально противоположную картину: готовая продукция обменивается на сырье и полуфабрикаты его первичной обработки.
Формирование инновационной экономики идет по пути им-портозамещения инновационной продукции на внутреннем рынке страны и ориентации на ее экспорт - на внешних рынках. При этом инновационная продукция - техника, новые материалы, технологии в медицине, образовании и т.д. - аккумулирует новые знания, использование которых в производстве позволяет экономить сырье, основной и человеческий капитал, повышать качество жизни людей.
Развитие импортозамещающих производств предполагает восстановление конкурентоспособности российской продукции по качеству и цене на внутреннем рынке, а рост экспорта базируется на внешнеэкономической торговой экспансии на рынки других стран.
1 Статья подготовлена по результатам НИР, выполненных в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на 2013 и 2014 годы.
Импортозависимость:
позитивные и негативные последствия
В таблице 1 по шести из 40 обследованных видов продукции2 приведены данные, свидетельствующие об импортоориентиро-ванном пути технологической модернизации экономики России: индексы роста импорта данных видов продукции значительно обгоняют развитие их российского производства. Причем по первым четырем позициям рост импорта даже сопровождался абсолютным снижением отечественного производства. Импорт подавляет и вытесняет российский выпуск техники.
Таблица 1. Динамика импортозависимости России по шести видам техники в 2000-2011 гг.
Вид продукции Индексы, 2011/2000 Доля импорта в поставках, %
импорт производство 2000 2011
Металлорежущие станки 15,2 0,4 70 100
Экскаваторы 35,4 0,6 29 96
Тракторы 4,3 0,8 84 90
Бульдозеры 15,5 0,6 6 63
Грузовые автомобили 5,7 1,1 9 37
Легковые автомобили 15,2 1,8 8 39
За каждой табличной позицией стоят крупные отрасли-потребители. Металлорежущие станки - это основное технологическое оборудование гражданского машиностроения, оборонной отрасли, авиа-, судостроения, атомной промышленности. Приобретателями и пользователями экскаваторов и бульдозеров выступают предприятия строительства, особенно дорожно-инфраструктурного, тракторов - сельское хозяйство. Автомобили - это средство передвижения, а легковые - еще и индикаторы качества жизни населения.
2 Фальцман В.К. Варианты технологической модернизации России // Современная Европа. - 2012. - № 4; Фальцман В.К. Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 5; Фальцман В.К. Конкурентоспособность важнейших видов российских товаров на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность? // Современная Европа. - 2014. - № 1; Фальцман В.К. Конкурентоспособность российской продукции в мире, на рынке СНГ, ЕврАзЭс и дальнего зарубежья // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №1.
Из данных таблицы следует, что развитие производственной базы российского машиностроения, сельского хозяйства, строительства, транспорта происходит преимущественно им-портоориентированным путем по формуле: техника в обмен на нефть и газ.
Импортоориентированный путь структурно-технологической модернизации имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Позитивные: ликвидация технического отставания, рост качества продукции, производительности труда, энергосбережения в отраслях-пользователях техники. Примеры - быстрое распространение сотовой связи и информационно-коммуникационных технологий, в том числе персональных компьютеров, Интернета, электронной почты, обеспеченность которыми в России в последние годы достигла европейского уровня.
Негативные: кризис и сокращение производства отечественного оборудования, увеличение нагрузки на добычу нефти и газа, на сырьевой экспорт минералов, а также потеря научно-технических компетенций: прикладные (отраслевые) НИОКР в отраслях машиностроения свертываются.
Из этого следует, что Россия не может продолжать идти по пути ограничения и подавления импорта. Такая внешнеторговая политика - односторонняя, она защищает отечественного производителя, но противоречит экономическим интересам многочисленных российских потребителей, фиксирует их техническую отсталость. Защита производителя от внешнеторговой конкуренции в нашей стране если и допустима, то только как временная мера, позволяющая производителю адаптироваться к быстро изменившимся условиям рынка.
Такая политика сегодня невозможна еще и потому, что им-портозависимость России по металлорежущим станкам, экскаваторам, тракторам и некоторым другим товарам уже достигла 90-100%. Компетенции и конкурентоспособность собственного производства по этим видам экономической деятельности утеряны и вряд ли могут быть восстановлены без внешних заимствований, даже если эти отрасли отнесут к числу приоритетов государственной промышленной политики.
В условиях глобализации России не удается полностью избежать импортозависимости по многим видам инновационной продукции и ее комплектующим.
Возможности импортозамещения
В группу импортозамещающих могут быть отнесены российские товары, импортируемые в значительных объемах, но выпуск которых может быть увеличен, и они способны занять господствующие позиции на внутреннем рынке.
К числу факторов, способствующих росту конкурентоспособности и импортозамещению, например, относятся возможность использования потенциала оборонного производства, большие масштабы внутреннего рынка, наличие собственного сырья и других дешевых производственных ресурсов, заимствование зарубежных научно-технических разработок.
Конкурентоспособности продукции российского производства на внутреннем рынке способствуют также некоторые климатические и инфраструктурные особенности ее эксплуатации (низкие температуры, бездорожье и др.). Например, спрос на грузовые автомобили российского производства на внутреннем рынке на 2/3 покрывает выпуск автомобилей «КАМАЗ» и других отечественных марок. Хотя отечественные автомобили по сравнению с иномарками более металлоемки и энергозатратны, но они лучше приспособлены для проблемных российских дорог. (Кстати, это преимущество отечественного автопрома демонстрируют победы автомобилей «КАМАЗ» на международных ралли.) Может быть, поэтому Миноборонпром и Минобороны предпочитают приобретение российских грузовых автомобилей, в том числе для комплектации мобильной военной техники.
Авиастроение. На рисунке 1 видно, что в 2000-2011 гг. в мире рост импорта авиационной техники происходил синхронно с увеличением ее экспорта. При этом до 2011 г. экспорт превышал импорт. В конце периода их абсолютные величины совпали на отметке около 6 млрд долл.
Экспорт российской авиатехники - это преимущественно продукция военного назначения: истребители, вертолеты и др. В импорте преобладают летательные аппараты гражданского назначения.
Российский авиапром практически вытеснен с внутреннего рынка авиатехники: на его долю приходится всего около 4% российского пассажирооборота. С 2008 г. российские авиакомпании приобрели около 600 иностранных самолетов, а российских -
всего 59 (10%). В авиапарке России на долю самолетов отечественного производства приходится примерно 7%3.
Млн долл.
7000 I I--1--------
6000 ---О— Импорт---------—^ I
5000 Экспорт)'
2000 ................о.......^...............^ч ^^К^Д^У----
1000 тСх---Л—тС-'-Ч^Л----
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика мирового экспорта и импорта авиационной техники (включая космические аппараты) в 2000-2011 гг., млн долл.
Несмотря на то, что российский авиапром - один из самых крупных из десятка стран, имеющих развитое самолетостроение, его доля на мировых рынках гражданского самолетостроения не превышает 1%. В государственной программе развития гражданской авиационной техники долю России на мировых рынках гражданских самолетов планируется поднять до 5%4.
Предпосылки для развития производства гражданской авиатехники в России следующие:
- опыт производства самолетов 881-100 для региональных трасс, конкурентоспособных на мировом рынке;
- традиционно успешный опыт России в сегменте производства машин транспортной авиации5;
- развитое отечественное производство цветных и черных металлов, композитов;
- возможность использования российских комплектующих изделий надлежащего качества, применяемых в оборонном самолетостроении.
Можно представить себе, например, следующий сценарий частичного импортозамещения и в перспективе - роста экспорта машин гражданской авиации.
3 Авиапром и авиакомпании объединили в группу // КоммерсантЪ. - 2013. -15 авг.
4 ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» URL: http://www.programs-gov.ru/27_1 .php.
5 Подробный аудит конкурентоспособности российских моделей самолетов см. в статье М. Погосяна // КоммерсантЪ. - 2011. - 29 март.
долл.
- -О—Импорт -•—Экспорт
Прямая конкуренция с Boeing и Airbus вряд ли целесообразна, хотя бы из-за огромных масштабов их производства и сбыта, известного бренда, наработанного на мировом рынке. Нереально также получение доступа к технологиям этих компаний. Так, Россия в надежде обрести доступ к технологиям компании EADS, в состав которой входит производство аэробусов, передала ей 10% акций авиастроительной компании «Иркут», но ожидаемого результата не получила6.
Выход, по-видимому, следует искать в новых формах кооперации с зарубежными партнерами. Российский авиапром в состоянии разработать и произвести собственный широкофюзеляжный самолет гражданской авиации, но вот его продвижение на мировом рынке могло быть успешным, если бы он был продуктом совместной деятельности с одним из мировых авиагигантов. Недаром в России функционирует мощная компания «Боинг-Раша», которая готовит российских специалистов, в частности, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Государственная инновационная политика может способствовать существенному расширению спроса на внутреннем рынке на российские самолеты гражданской авиации, если параллельно в целях повышения безопасности авиаперелетов будет запрещена эксплуатация старых изношенных самолетов со сроком службы 25-30 и более лет. По опубликованным данным, 207 самолетов гражданской авиации России имеют износ 90% и более7.
Социально-экономическими последствиями развития российского гражданского авиастроения могут быть:
- частичное импортозамещение и в перспективе - рост экспорта аппаратов гражданской авиации;
- мультипликативный технологический эффект повышения конкурентоспособности многих смежных отраслей и производств: число смежников в производстве самолета АН-140 - 179 предприятий, а у Boeing - превышает 280;
- рост безопасности авиаперелетов за счет обновления парка самолетов.
6 Емельянов Ю. Государственно-частное партнерство в авиастроении // Мир перемен. - 2011. - №3.
7 URL: http://www/minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/6
Угрозы для развития российского авиапрома:
- чрезмерное использование в российских моделях зарубежных комплектующих, в результате чего заказчики воздерживаются от приобретения российских военных и гражданских самолетов;
- старение основного и человеческого капитала, особенно инженерно-конструкторских кадров;
- ориентация российских авиаперевозчиков на приобретение в лизинг бывших в употреблении импортных самолетов. Небольшие авиаперевозчики в целях повышения конкурентоспособности охотно приобретают или берут за рубежом в лизинг дешевую изношенную авиатехнику, а отважный российский пассажир не боится идти на риск с целью выгадать в стоимости билета.
Правда, некоторые эксперты утверждают, что при надлежащем техническом обслуживании безопасность авиаперелетов не зависит от сроков службы самолетов. Однако такое утверждение противоречит законам физики: вероятность возникновения дефектов из-за усталости металла увеличивается с возрастом машины.
Промышленная и инновационная политика России, в частности, Объединенной авиастроительной компании, должна сконцентрировать ресурсы на устранении перечисленных угроз.
Судостроение. В мировом военном кораблестроении Россия занимает второе место после США и производит 12% всей продукции судостроения. По объемам гражданского судостроения Россия занимает 21-е место в мире (0,6% мировых объемов по тоннажу и 13% - по стоимости)8.
Так же, как в авиапроме, объектом импорта судостроительной промышленности преимущественно является продукция гражданского назначения, а экспорта - оборонного, в том числе подводные лодки.
Из рисунка 2 видно, что в 2000-2007 гг. на мировом рынке экспорт судостроительной продукции существенно превышал ее импорт. Но впоследствии импорт резко возрос. В 2008-2009 гг. и, особенно в 2011 г., импорт обогнал экспорт. Притом экспорт оставался на отметке, превышающей предыдущие годы, что свидетельствует о сохраняющейся конкурентоспособности оборонного судостроения.
8 URL: Иир^Лмшш/ттргот^огд.доу.ги/тпшэ^уЯср/б
Млн долл. 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Динамика мирового экспорта и импорта судов и других плавучих средств в 2000-2011 гг., млн долл.
Возможности для будущего импортозамещения и развития экспорта открывает увеличение производства в судостроении конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Таможенная статистика позволяет определить основные виды судостроительной продукции, которые могут быть объектами импортозамещения, а также главные страны-импортеры, являющиеся будущими конкурентами в борьбе за внутренний рынок. Плавучие платформы, маяки, земснаряды, пожарные суда в Россию поставляет в основном Республика Корея (92% от общей суммы импорта). Суда грузовые, круизные, паромы, баржи импортируют в Россию Республика Корея (19%), Германия (15%), Китай (13%), Финляндия (11%), Италия (10%). Импортные яхты и другие плавучие средства для отдыха и спорта в Россию поставляют США (20%), Англия (14%), Италия и Китай (по 13%). Буксиры и суда-толкачи, в основном, направляет Норвегия (более 80%), а в небольших количествах (около 5%) - Украина. Импорт рыболовных и рыбоперерабатывающих судов относительно невелик - всего на 31 млн долл., из них одну треть поставляет Польша и около 16% - Украина.
Реалистичность импортозамещения, а впоследствии экспор-тоориентированного развития гражданской продукции судостроения подтверждают следующие факторы.
• Высокая конкурентоспособность на мировом рынке оборонной продукции российских предприятий отрасли.
• Обширный внутренний рынок для гражданской продукции судостроения, масштабы которого определяют:
- большая протяженность морских (40 тыс. км) и речных (100 тыс. км) путей;
- обновление парка судов рыбопромыслового флота, который формируется за счет импорта судов крупного и среднего водоизмещения;
- производство судов для ледовых условий Арктики, платформ для освоения морского шельфа.
Угрозы для развития судостроения:
1) конверсия оборонных мощностей не всегда обеспечивает ожидаемые положительные результаты при переходе к производству гражданской продукции;
2) ощутимые последствия урона, нанесенного отраслевым НИОКР в 1990-е годы;
3) отставание в производительности труда от зарубежных компаний в 3-5 раз при в 2-2,5 раза большей продолжительности строительства судов;
4) недостаточно высокое качество комплектующих деталей;
5) старение основного и человеческого капитала.
В настоящее время принята Государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», которая наряду с реализацией и финансированием стратегических направлений его развития включает подготовку квалифицированных кадров.
Автопром. На рисунке 3 показана динамика производства в России легковых автомобилей в 2000-2011 гг. в сравнении с импортом иномарок.
Тыс. ед.
2500
2000
>
1500
10005 500 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 3. Динамика российского производства легковых
автомобилей в сравнении с импортом иномарок в 2000-2011 гг., тыс. ед.
С 2000 г. по 2008 г. импорт легковых автомобилей рос темпами, существенно опережающими стагнирующий отечественный автопром. Производство легковых автомобилей в России в 2000-2005 гг. практически оставалось на неизменном уровне -
ед.
около 1 млн в год. С 2006 г. оно стало заметно расти в основном за счет сборочного производства иномарок, а с 2009 г. стал сокращаться импорт иномарок зарубежной сборки.
В 2011 г. российское производство автомобилей уже в 1,6 раза превышало импорт, в основном за счет сборки иномарок.
Однако возможности импортозамещения поставок легковых автомобилей остаются в России очень большими: по данным таможенной статистики, стоимостной объем их импорта в Россию в 2011 г. составил 18,6 млрд долл. Наиболее крупные поставщики - это Япония (36%), Германия (19%), Соединенное Королевство (10%), Республика Корея (6%), Чешская Республика (4%).
Целый ряд мировых брендов автопрома строят в России предприятия по сборке автомобилей. На них производится более половины продукции российского автопрома. Сравнительно с российскими у иномарок сокращаются удельные затраты топлива на единицу пробега, а также меньше вредных выбросов в атмосферу.
Перспективы российского автопрома предусматривают развитие производства иномарок в России. Догоняющий тип развития этой отрасли путем создания сборочных предприятий имеет преимущество по сравнению с импортом, так как позволяет создать новые рабочие места, использовать российскую электроэнергию, металл и постепенно локализовать производство с использованием российских комплектующих деталей. Как показал опыт, качество сборки иномарок в России не отличается от зарубежного.
Как импорт иномарок, так и их сборочное производство в России будут вызывать свертывание брендов российских автогигантов, о чем, в частности, свидетельствует низкий коэффициент использования их производственных мощностей. По мнению отдельных экспертов, технологическое отставание, отсутствие грамотного менеджмента, низкая производительность труда, рост цен на продукцию и автокомпоненты, другие неблагоприятные факторы «в скором времени могут стать причиной полного прекращения массового производства отечественных моделей автомобилей»9.
Зарубежные производители ориентированы на прогнозы долговременного расширения рынка автомобилей.
9 Нуреев Р.М., Кондратов Д. И. Рынок легковых автомобилей: вчера, сегодня и завтра // Журнал институциональных исследований. - 2010. - Т. 2. - №3. -С. 92.
Рост российского рынка автомобилей определяют следующие факторы:
- эффективность производства иномарок в России по сравнению с их импортом, причем как для России, так и для транснациональных корпораций;
- возможность замещения импорта иномарок и последующее развитие их экспорта на рынки ближнего зарубежья;
- дальнейший рост парка легковых машин личного пользования (в России 48 машин на 100 семей, в США - 116, в Германии -97, в Казахстане - 62, в Литве - 70);
- увеличение доли автомобильного транспорта в грузоперевозках (в России - 4% грузооборота, в США - 33%, в Герма -нии - 63%, в Белоруссии - 15%, в Украине - 13%);
- строительство в России автомобильных дорог и автостоянок. Угрозы для будущего развития российского рынка легковых
автомобилей могут наступить как вследствие падения доходов населения, что приведет к снижению спроса, так и из-за роста зарплаты, обгоняющей рост производительности труда, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности российских автомобильных предприятий на международном рынке.
Развитие экспортоориентированных производств
Из отраслей обрабатывающей промышленности значительным опытом экспорта продукции располагают оборонная, атомная и газонефтехимия.
Оборонная промышленность. По оценкам экспертов Департамента вооружений США, в 1990 г. Россия имела техническое превосходство либо паритет по 15 из 32 видов вооружений, в частности, в сфере баллистических ракет, ракет «земля - воздух», антиспутников, химического и бактериологического оружия10. Многие виды отечественных вооружений и в настоящее время находятся на самом высоком мировом уровне (межконтинентальные ракеты и ракетные комплексы, атомные подводные лодки, истребители, новые боевые вертолеты и др.).
Мировой рынок свидетельствует о росте конкурентоспособности вооружений российского производства.
По экспорту вооружений в целом Россия находится на втором месте в мире, уступая только США (35 млрд долл.). В 2011 г.
10 Soviet Military Power. USA. Department of Defense/ Wash., YPO, 1991
российский экспорт вооружений увеличился до 12 млрд долл. против 3,7 млрд долл. в 2000 г. В 2012 г. и 2013 г. происходил дальнейший рост экспорта российских вооружений.
Основная часть российских вооружений экспортируется в Индию, Китай, Алжир, Вьетнам, на рынках которых востребованы даже наши системы 1980-х и 1990-х годов11.
Некоторые виды вооружения закупают Франция, Канада, Греция, Кипр и даже США. Правда, малый интерес к российскому вооружению в странах НАТО вызван его слабой совместимостью с западными техническими регламентами и стандартами.
По данным таможенной статистики12, экспорт российских вооружений и боеприпасов составил в 2011 г. 3713 млн долл., а импорт - 224 млн долл. Многократное превышение экспорта вооружений над импортом свидетельствует о высокой конкурентоспособности российской оборонной промышленности на мировом рынке и позволяет прогнозировать возможность обеспечения оборонной достаточности страны, практически не прибегая к импорту вооружений. При этом развитие оборонной отрасли будет повышать инновационный потенциал смежных отраслей и производств. Угрозы для будущего развития производства вооружений:
- за последние 30 лет отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) пропустил несколько циклов модернизации, и теперь, «по сути, нужно совершить такой же мощный комплексный прорыв в модернизации его отраслей, как это было еще в 30-е годы прошлого века»13;
- металлорежущие станки - основное технологическое оборудование оборонной промышленности - Россия практически целиком импортирует;
- изменение политической обстановки в мире, которая оказывает большое влияние на рынок вооружений;
- старение инженерных кадров конструкторов, технологов, линейного персонала на предприятиях и в конструкторских бюро (ежегодный выпуск специалистов по системам вооружения составляет всего 800 чел., причем, конкурс на эту специальность в последние годы падает);
11 Баранец В. Броня вчерашнего дня //Комсомольская правда - еженедельный выпуск . - 2012. - 2 февр.
12 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Федеральная таможенная служба, 2012.
13 Штуки в сторону! Владимир Путин перешел от ручного управления ОПК к штучному // КоммерсантЪ. - 2012. - 1 сент.
- возможное развитие импорта вооружений, что отвечает интересам Минобороны, но разрушает конкурентоспособность Миноборонпрома России. При этом надежды на получение зарубежных технологий вместе с импортом иллюзорны. Экспорт российской оборонной продукции на мировом рынке
базируется на удовлетворительном качестве и не очень высокой цене. Между тем из-за удорожания энергии и металла, повышения зарплаты, обгоняющего рост производительности труда, быстро увеличиваются издержки производства, а вследствие этого - и цены на продукцию. Рост цен - объективная угроза экспорту российских вооружений14, поскольку он вызовет на внешнем рынке падение спроса на российскую продукцию военного назначения, ее экспорта. Тем более что на мировом рынке тактика ряда стран (в первую очередь США) состоит в том, что продукция военного назначения предлагается по себестоимости, а прибыль получают за счет послепродажного обслуживания техники и поставки запчастей15.
На внутреннем рынке, целиком ориентированном на отечественных производителей, рост цен на оборонную продукцию вызовет при фиксированном объеме финансирования сокращение ее поставок в натуральном измерении.
В качестве тактических мер регулирования цен на продукцию ОПК эксперты предлагают:
- регламентировать цены не только на готовую продукцию, но и на ряд факторов производства;
- передать Минобороны право анализа себестоимости ОПК, экспертизы соотношения цены и качества на его продукцию, обоснованности уровня рентабельности и ряд других мер.
В перспективе, может быть, целесообразно воспользоваться опытом США, где с середины 1980-х годов производство большинства комплектующих элементов ОПК передано гражданскому машиностроению, действующему на конкурентном рынке. При этом специализированные предприятия ОПК становятся преимущественно сборочными.
14 Дмитриев М.Д. Сейчас нужна суперповоротливость, быстрее нужно делать дела // КоммерсантЪ. - 2011. - 24 февр. - С. 4.
15 Московский А.М. «Ручное» регулирование цен на продукцию военного назначения: особенности и механизмы оперативного купирования //Эффективное антикризисное управление. - 2012. - №5.
Атомная энергетика. Россия - один из мировых лидеров по проектированию, сооружению и эксплуатации АЭС, обогащению и поставкам ядерного топлива16. Ныне в Российской Федерации и за рубежом госкорпорация «Росатом» строит 15 АЭС. «Росатому» принадлежит 40% мирового рынка услуг по обогащению урана, 17% - по ядерному топливу.
Глава «Росатома» С.В. Кириенко подчеркивает, что, несмотря на общемировое падение уровня заказов в атомной отрасли после аварии на АЭС «Фукусима-1», российская атомная отрасль продемонстрировала увеличение объемов заказов вдвое17.
В соответствии с ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» внутренний рынок России предусматривает строительство 26 новых энергоблоков и увеличение доли АЭС в электроэнергетике с 16 до 25%18.
Безальтернативность будущего развития атомной энергетики в России и в мире вытекает из исчерпания наиболее доступных источников нефти и газа и неизбежного роста мировых цен на углеводороды в перспективе.
Возможности и предпосылки для развития атомной энергетики в Российской Федерации включают:
- научный потенциал России по разработке реакторов нового поколения на быстрых нейтронах (например, по российским технологиям был построен такой экспериментальный реактор в Китае);
- технические компетенции в области разделения изотопов в газовых центрифугах, модернизированное производство которых на Ковровском механическом заводе и предприятии «Точмаш» сохраняет ведущие позиции страны на рынке обогащения урана.
О бесспорной конкурентоспособности атомного машиностроения свидетельствуют данные внешней торговли: объем экспорта ядерных реакторов и тепловыделяющих элементов (твэлов) для них, оборудования и устройств для разделения изотопов составлял в 2011 г. 1,2 млрд долл., в то время как импорт не превысил 5 млн долл.
16 Бероева Н. Россия построит атомные станции по всему миру // Комсомольская правда. - 2010. - 10 март.
17 Новости международного сотрудничества в области атомной энергетики. URL: http://www.dsac.by/ru/news/international-cooperation/prignoz/...
18 Официальный сайт российского концерна «Росэнергоатом».
Растущей конкуренции на мировом рынке атомной энергетики и ядерного топлива Россия противопоставляет экономическую интеграцию19. В частности, «Росатом» ведет переговоры с «Каз-атомпромом» о создании объединенной атомной компании. С Арменией, Монголией, Белоруссией, Украиной и некоторыми другими странами также ведутся переговоры о совместной деятельности в области атомной энергетики20.
К числу угроз и ограничений, способных сдерживать развитие атомной промышленности России, относятся следующие21.
1. Возможные будущие техногенные катастрофы на АЭС, следствием которых могут стать политические решения об отказе от атомной энергетики, пусть даже временном.
2. Экология: специфическая проблема атомной энергетики - удаление, захоронение и рециркуляция радиоактивных отходов.
3. Высокая капиталоемкость строительства АЭС, которая повышается по мере решения проблем безопасности и радиоактивных отходов.
4. Политическая нестабильность в мире, которая затрудняет реализацию долгосрочных атомных проектов. Газонефтехимия. В начале 2012 г. Минэнерго России утвердил
план развития газо- и нефтехимии до 2030 г.22 Пуск в Тобольске комплекса по производству полипропилена стал первым шагом в реализации этого плана23.
Газонефтехимическая промышленность России характеризуется достаточно высоким уровнем конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. На рисунке 4 показана динамика экспорта и импорта синтетического каучука российского производства.
Из графика видно, что экспорт российского каучука в 12-13 раз превышает его импорт. Это позволяет надеяться на то, что Россия надолго сохранит на мировом рынке свои позиции конкурентоспособного экспортера синтетического каучука.
19 Мировой атом как катализатор интеграции. Гайдаровский форум - 2013. URL: www.eprussia.ru
20 Сотрудничество России и Казахстана в атомно-энергетическом комплексе. Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. - Алматы, 2011. - №11.
21 Перспективы атомной энергетики современной России. URL: http://www/ memoid.ru
22 URL: http://minenergo.gov/ru/press/doklady/11723.html
23 В. Путин рассказал о будущем нефтехимической отрасли. URL: http://top. rbc/ru/economics/15/10/2013/882342.shtml
Тыс. т 1000
800
600
400
200
0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 4. Динамика экспорта и импорта каучука
в 2000-2011 гг., тыс. т Конкурентоспособность продукции российской полимерной промышленности иллюстрирует рисунок 5.
Млн долл.
12000 I I I --------
10000 ---•— Импорт----------
8000 -\ Экспорт)-----X—-
6000 -----------
4000 ------------
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 5. Экспорт и импорт полимерных материалов, пластмасс и изделий из них в 2000-2011 гг., млн долл.
Данные свидетельствуют, что рост импорта полимеров в период 2000-2011 гг. опережал увеличение экспорта. В результате в конце периода объем импорта был в четыре раза больше экспорта. На удовлетворение внутреннего спроса за рубежом закупалась продукция примерно на 9 млрд долл.
План развития газонефтехимии до 2030 г. предусматривает создание шести кластеров: Северо-Западного, Волжского, Каспийского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Ядро кластера - нефте- и газопереработка, производство полупродуктов, полимеров, каучука, продукции оргсинтеза.
Возможности для опережающего развития газонефтехимии: - избыток в стране углеводородного сырья, почти 60% которого идет на экспорт;
1 1 ---•—Импорт
>
__<
- высокий потенциал спроса на каучук, полимеры и изделия из них (конструкции, детали, трубы, пленки, покрытия, окна и т. д.), применение которых повышает эффективность строительства и машиностроения.
Угрозы для развития газонефтехимии заключаются в возможном:
- росте цен на сырье и энергоносители, связанном с постепенным исчерпанием наиболее доступных месторождений;
- усилении конкуренции на мировом рынке;
- недостаточном научном и кадровом обеспечении. Государственные меры по стимулированию развития газонефтехимии включают:
- создание шести региональных кластеров, обеспечивающих сокращение затрат на логистику сырья, сбыт готовой продукции, эффект масштаба, сбалансированность этиленпроизводящих и потребляющих мощностей;
- меры благоприятствования в таможенно-тарифном регулировании;
- введение стандартов и технических регламентов в строительстве, ЖКХ, обеспечивающих рост внутреннего рынка продукции газонефтехимии, изделий из пластиков;
- льготные кредиты;
- научно-образовательное сопровождение.
О промышленной и научно-технической политике
Рассмотренные области инновационных прорывов далеко не исчерпывают всех возможных направлений лидерства. В их перечень можно добавить продукцию биотехнологий, композитные материалы, бытовую электронику, компьютеры и планшеты, нанотехнологии, робототехнику, технику мобильной связи, лекарства, сложную медтехнику и многие другие инновационные продукты, потребности в которых сейчас в значительной степени удовлетворяются импортом.
А как России нужен совершенный дизель, наподобие того, что в свое время использовался в танке Т-34 и на ряде транспортных средств! В свое время дизель позволил выиграть не только эпохальные танковые битвы, но и конкуренцию в судостроении и транспортном машиностроении.
Однако останемся реалистами в оценке будущего. Попробуем исходить не из технократического романтизма, а из имеющихся
научно-технических возможностей, заделов, производственных компетенций, реально подтвержденных мировым рынком.
Каждая инновация, прежде чем стать объектом промышленной политики, должна успешно пройти все стадии научно-технической политики. Конкурентоспособность новой продукции должна быть доказана на докоммерческой стадии: вначале - в ходе испытаний, демонстрационных или опытных образцов продукции, а вслед за тем - получить признание на мировом рынке24. Только после подтверждения конкурентоспособности и спроса на внутреннем и внешних рынках эта продукция может стать приоритетом промышленной политики.
В промышленной политике возможно совершить много тупиковых и ложных ходов, которые не будут признаны внутренним и внешним рынками, потребуют ресурсов, но не дадут ожидаемых результатов. В назидание вспомним прошлый неудачный опыт выпуска промышленных серий неконкурентоспособных российских моделей компьютеров «Электроника», некоторых видов бытовой техники, металлорежущих станков с ЧПУ
Критикуя состояние долгосрочных научно-технических прогнозов, выполняемых различными аналитическими центрами России, авторы одной из последних работ по приоритетам развития пишут: «...Во всех без исключения прогнозах мы находим рекомендации о приоритетном развитии информационных технологий. Своеобразным "футурологическим" штампом стало упоминание о "нанобиоинфоконвергенции". При этом следует заметить, что по большинству перечисленных долгосрочных приоритетов научно-технического развития России в мире уже сформированы индустриальные рынки, в переделе которых Россия принимает весьма скромное участие»25.
Авторы исследования доказывают, что значительная часть выделенных приоритетов «создает риск неэффективного расходования государственных средств».
Основываясь на библиометрическом и патентном анализе, авторы приводят следующие примеры сложных приоритетов.
24 Концепция ФПЦ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России» на 2014-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2013 г. №736-р.
25 Куракова Н.Г., Зинов В.Г. и др. Актуализация приоритетов научно-технологического развития России. Проблемы и решения. - М.: Издательский дом «ДЕЛО», 2014. - С. 5-6.
В числе эффективных методов получения возобновляемой энергии в России назван отбор тепла с больших глубин. Однако, по мнению экспертов, эффективных технологий бурения и отбора тепла на глубинах порядка 10 км в настоящее время в мире не предложено. Если же ограничиться меньшими глубинами, то это позволит использовать пар для отопления, но не для выработки электроэнергии. В «Топ-10» патентообладателей по геотермальной энергетике не входит ни один университет.
В качестве примера неверной оценки конкурентоспособности российских научных заделов названа биоинженерия. На долю России в этой области приходится 13 патентов, в то время как в Европе - 135, США - 905, Китае - 1050 патентов.
В российский перечень приоритетов прикладной науки не вошло развитие нейронауки. Число публикаций по этой тематике составляет: в России - 2 тыс., Китае - 7 тыс., Германии - 16 тыс., США - 64 тыс.
Модернизацию частного бизнеса и быта населения за счет импортной техники и технологий успешно осуществляет «невидимая рука» рынка. В отличие от этого приоритетное развитие оборонной промышленности, атомной энергетики, гражданского авиа- и судостроения, газонефтехимиии закреплено в государственных программах и правительственных документах. Но для того чтобы приоритеты были реализованы, требуется сконцентрировать административные трудовые ресурсы, инвестиции и другие средства на их выполнении с использованием программно-целевого подхода. В противном случае они останутся только на бумаге.
Можно утверждать, что развитие конкурентоспособного производства гражданских самолетов и судов, сборочного производства легковых иномарок с последующей его локализацией, экспорта современных вооружений, объектов атомной энергетики, продукции газонефтехимии существенно укрепит лидерские позиции России в мировой инновационной системе.
Пока в России велики экономически доступные запасы нефти, газа и руд, не следует ожидать ее преобразования из сырьевой в инновационную. Тем более, что в перспективе в российскую экономику будут вовлечены дополнительные сельскохозяйственные ресурсы земли и воды. Но практическая реализация приритетов промышленной и научно-технической политики существенно увеличит инновационный элемент российской экономики.