Научная статья на тему 'Технологические суверенитеты России. Статистические измерения'

Технологические суверенитеты России. Статистические измерения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1645
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ ТЕХНИКИ / ЦЕНА НЕФТИ / ОБОРОННЫЕ РАСХОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман Владимир Константинович

Предложен индикатор технологического суверенитета. За период 2000-2016 гг. проанализирована динамика суверенитета России для машиностроительной продукции в целом, металлорежущих станков, вычислительных машин, для легковых автомобилей, авиационной и судостроительной техники, высокотехнологичной продукции. Показано влияние роста, а затем обрушения цен на нефть, динамики расходов на оборону, экономических санкций, состояния рынков стран ЕС, Китая, Украины, Казахстана. Сформулированы предложения по восстановлению технологического суверенитета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические суверенитеты России. Статистические измерения»

Современная Европа, 2018, №3, с. 83-91 СФЕРА ЭКОНОМИКИ

УДК 339

Владимир ФАЛЬЦМАН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СУВЕРЕНИТЕТЫ РОССИИ. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Аннотация. Предложен индикатор технологического суверенитета. За период 20002016 гг. проанализирована динамика суверенитета России для машиностроительной продукции в целом, металлорежущих станков, вычислительных машин, для легковых автомобилей, авиационной и судостроительной техники, высокотехнологичной продукции. Показано влияние роста, а затем обрушения цен на нефть, динамики расходов на оборону, экономических санкций, состояния рынков стран ЕС, Китая, Украины, Казахстана. Сформулированы предложения по восстановлению технологического суверенитета страны.

Ключевые слова: технологический суверенитет, импорт, экспорт техники, цена нефти, оборонные расходы, экономические санкции.

В эпоху дорогой нефти Россия успешно использовала сырьевую модель развития, получала импортную технику и овеществленные в ней технологии в обмен на экспорт энергоресурсов. Основной площадкой для этого обмена был рынок стран Большой Европы. После 2014 г. ситуация в корне изменилась: обрушились цены на нефть, экспорт и импорт страны, замаячило сокращение добычи нефти из-за оскудения её запасов, Китай серьёзно потеснил Европу как мастерскую мира, для России были введены экономические санкции [Фальцман, 2017а]. Поэтому на Совете по науке, технологиям и образованию президент поставил вопрос о научно-технологическом суверенитете. Речь шла не о том, чтобы делать все самим, не о технологической и научной автаркии. Интеллектуальная изоляция способна привести лишь к отсталости. А о способности России обеспечить лидерство по ряду ключевых направлений, быстро впитывать и использовать чужие наработки, сделать российские технологии востребованными партнёрами быть способной, Владимир Путин призвал быть готовы к такой конкуренции, подчеркнув, что это вопрос о нашем научном и технологическом суверенитете.

Под технологическим суверенитетом в статье понимается способность того или иного вида экономической деятельности обеспечить народное хозяйство своей продукцией надлежащего качества, пусть даже частично за счёт её импортных поставок, но

© Фальцман Владимир Константинович - д. э. н. профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации. Адрес: РФ, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д.82. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320188391

при обязательном условии возмещения импортных затрат за счёт поступлений от реализации собственного экспорта. Тот вид экономической деятельности, внешнеторговый оборот которого отвечает сформулированному условию технологического суверенитета, обменивает на мировом рынке лидерство по одним видам продукции на заимствования в форме импорта по другим её видам, не нагружая нефтегазовый сектор. Для измерения научно-технологического суверенитета отрасли (вида экономической деятельности) можно использовать следующий индикатор: а = 100(Э - И) / (Э + И),

где: Э - экспорт продукции как признак лидерства,

И - импорт продукции как форма заимствования зарубежных достижений.

В числителе показателя - чистый экспорт продукции (Э - И). Он свидетельствует о лидерстве страны по данному виду экономической деятельности. Причём лидерстве, подтверждённом мировым рынком. В знаменателе предложенного индикатора стоит внешнеторговый оборот продукции (Э + И), который свидетельствует об уровне инте-грированности страны по данному виду продукции в мирохозяйственные связи либо, наоборот, о "научной автаркии" и "интеллектуальной изоляции" данного вида экономической деятельности. Чистый экспорт - величина отрицательная (Э - И) < 0) в том случае, когда экспорт продукции меньше её импорта. В этом случае отрасль не полностью выполняет свои народнохозяйственные функции. Часть из них приходится заменить импортной продукцией, оплачивая её за счёт экспорта других отраслей. В российской экономике в качестве такого донора выступает нефть и другое сырьё. При этом отрицательное значение чистого экспорта является вычетом из ВВП страны. Положительная величина чистого экспорта - это вклад в экономический рост. Положительный чистый экспорт является свидетельством высокой конкурентоспособности продукции отрасли, преобладанием лидерства над заимствованиями, подтверждённым мировым рынком2.

Значение показателя научно-технологического суверенитета (далее - Т-суверенитет) изменяется в пределах от - 100% до + 100%. а = - 100%, когда продукция абсолютно, на 100% неконкурентоспособна и весь внешнеторговый оборот представлен одним импортом. а = + 100% в том случае, когда импорт отсутствует, весь внешнеторговый оборот представлен экспортом, продукция на мировом рынке абсолютно конкурентоспособна. В российской экономике такой абсолютный суверенитет сложился, например, для сырой нефти.

По мере продвижения от полного отсутствия Т-суверенитета к абсолютному его преобладанию, продукция проходит критическую точку, где а = 0. Это и есть точка достижения Т-суверенитета, когда поступлений от экспорта продукции достаточно для оплаты её импорта. Страна достигла лидерства в одной из ниш мирового рынка, получив за счёт этого возможность впитывать через импорт зарубежные достижения. Перспективы достижения Т-суверенитета зависят не только от научных и производственных достижений поставщика в повышении конкурентоспособности продукции, но и от состояния рынков, покупательной способности населения, от инвестиционной активности как на внутреннем, так и на внешних рынках. Поэтому, говоря о конкурентоспособности продукции, мы имеем в виду соответствие ее цены и качества запросам конкретного рынка. Основываясь на изложенных методологических соображениях, при-

2 Внеэкономические причины изменения экспорта и импорта в данном контексте не рассматриваются.

ступим к измерению Т-суверенитета машин, оборудования и транспортных средств (далее - техники), на долю которых в стоимостном выражении приходится почти половина всего российского импорта. Для анализа, кроме специально оговоренных случаев, использованы официальные банки данных3. В таблице 1 приведён расчёт индикатора Т-суверенитета для машиностроительной продукции в целом.

Таблица 1.

(млрд долл.)___

2000 2010 2013 2014 2015 2016

Экспорт 9,1 21,3 28,8 26,5 25,4 24,3

Импорт 10,6 101,7 152,8 136,4 81,9 86,3

Чистый экспорт - 1,5 - 80,4 - 124,0 -110,1 - 56,5 -62,0

А - 7,6% - 65,4% - 68,3% - 67,5% - 52,7% - 56,0%

В период дорогой нефти (2000-2013), когда её экспортная цена выросла в 4,2 раза, экспорт машиностроительной продукции тоже вырос почти в три раза. Но импорт этой продукции увеличился в 15 раз. В итоге индикатор Т-суверенитета упал до своего минимума - 68%. В 2013 г. чистый экспорт по продукции машиностроения достиг - 124 млрд долл. - 3,6% ВВП этого года. На оплату этого "убытка" страна истратила примерно третью часть поступлений от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. В период 2014-2016 гг. экспортная цена нефти упала в 2,5 раза. Как следствие всего за два года вдвое снизился импорт в Россию техники: со 153 млрд долл. в 2013 г. до 82 млрд в 2015 г. К этой беде добавилось еще некоторое сокращение экспорта машиностроительной продукции из-за свертывания рынков традиционных внешнеторговых партнёров -Украины и Казахстана. В последнем случае - вследствие подешевевшей нефти. Показатель Т-суверенитета, конечно, улучшился. Но какой ценой? За рост Т-суверенитета пришлось заплатить снижением инвестиционной активности страны, инновационной насыщенности рубля. Из-за снизившихся реальных доходов населения обрушился рынок автомобилей. В два раза сократился импорт техники из Германии. Из Китая - в 1,4 раза. Изменилась география импортных поставок техники в Россию. На первом месте в 2016 году оказался Китай (35,6%). Германия поставляет 11,4% машин, оборудования и транспортных средств. Италия - 5%, Франция - 3,1%, остальные европейские страны -ещё меньше.[Хесин, 2014].

Будущее неизбежное повышение Т-суверенитета должно базироваться не на проявлениях кризисного шока, а на упреждающем росте конкурентоспособности отечественной продукции, импортозамещения и несырьевого экспорта. Между тем, несмотря на наличие незагруженных производственных мощностей, российское машиностроение далеко не всегда готово занять рыночные ниши, освободившиеся от импортной продукции. Пример тому - металлорежущие станки, являющиеся основ-

3 Базы данных: [Российский статистический ежегодник. 2017; Россия в цифрах. 2017].

ным технологическим оборудованием машиностроения. Станки - это основа основ развития оборонной промышленности страны. В таблице 2 показана удручающая картина с Т-суверенитетом этой важнейшей для страны продукции (тыс. шт.).

Таблица 2.

2010 2013 2014 2015

Экспорт 2,6 0,2 0,1 6,9

Импорт 562 845 788 406

Производство 2,9 3,0 4,1 3,6

а - 99,1% - 99,9% - 100% - 96,6%

В годы дорогой нефти в России начался процесс восстановления обороноспособности страны, едва ли не потерянной в 1990-е годы. Он продолжился и после обрушения цен на нефть. Модернизация оборонной промышленности практически целиком базировалась на импорте станков. Отечественное производство станков почти не увеличивалось, несмотря на предельно низкий уровень загрузки действующих производственных мощностей (17%). Их импорт превысил 800 тысяч. В результате индикатор Т-суверенитета по металлорежущим станкам оказался на предельном минимуме (- 100%). В области поставок металлорежущих станков суверенитет у России отсутствует полностью. Не несёт ли такая высокая импортозависимость по продукции двойного назначения угрозу для обороноспособности страны? Вопрос, бесспорно, есть. Единственно, что можно на него ответить, это указать на высокую диверсификацию импорта станков, распределенного между различными странами и компаниями, затрудняющую применение санкций. В таблице 3 приведены показатели Т-суверенитета России по легковым автомобилям (тыс. шт.).

Таблица 3.

2000 2010 2013 2014 2015 2016

Экспорт 116 45,4 138 129 97,7 68

Импорт 71,7 710 894 704 350 267

Производство 969 1210 1925 1695 1215 1122

а + 23,6% - 88,0% - 73,2% - 69,0% - 56,3% - 59,4%

Двухтысячные годы явились для легковых автомобилей годами высокой турбулентности, подъёмов и спадов производства, импорта и экспорта. Пожертвовав крупным автозаводом АЗЛК, отечественный автопром в годы подорожавшей нефти нарастил к 2013 г. производство легковых автомобилей примерно с одного до двух миллионов машин и стал заметен на мировом уровне. Наряду с ростом объёмов производства отечественных машин, повысивших качество во многом за счёт использования зарубежных достижений, большую роль в увеличении объёмов производства сыграли крупнейшие автопроизводители Европы и остального мира, основавшие свои сбороч-

ные производства. Рост импорта легковых машин в Россию успешно соревновался с собственным производством. За 2000-2013 г. импорт иномарок вырос в 12 раз, в то время как собственное производство - в два раза. Эта пропорция и определила динамику Т-суверенитета, так как экспорт автомобилей в этот период, если и рос, то неустойчиво и незначительно. В итоге значение индикатора Т-суверенитета поменяло свой знак с плюса на минус. В 2013 г. Т-суверенитет на российском рынке автомобилей составил - 73%.

В 2014-2016 гг. показатель суверенитета, хотя и несколько улучшился, но оставался в минусовой зоне. Под влиянием кризиса производство средств легкового автотранспорта вновь упало до отметки одного миллиона. Импорт машин сократился к 2016 г. более чем в три раза. Вдвое сократился скромный объём экспорта, особенно на традиционные рынки Украины и Казахстана. В этих условиях на мировом рынке отечественный автопром вновь оказался в режиме ожидания, привлекая ненасыщенностью рынка, потенциалом развития экспорта в страны ближнего зарубежья, перспективами развития сборочных производств и их локализации.

Не менее трагично складывалась судьба Т-суверенитета по вычислительным машинам и их блокам (таблица 4).

Таблица 4.

(млрд долл,) ^___

2000 2010 2013 2014 2015 2016

Экспорт 0,1 0,1 0,3 1,1 0,4 -

Импорт 0,2 4,8 4,9 5,1 4,0 3,8

а - 33,3% - 95,9% - 88,5% - 64,5% - 81,8% - 100%

Из всех видов техники вычислительные машины единственный вид, индикатор Т-суверенитета которого на протяжении всего периода с 2000 по 2016 г. стремился к своему минимуму ( - 100%) и в конце концов достиг его в 2016 г. Подъём цен на нефть, а затем их обрушение, на этом тренде заметно не отразился, в чем-то повторяя траекторию металлорежущих станков. Возможно, сказались закупки оборонных отраслей, которые в этот период продолжали расти даже при снижающейся цене нефти. В таблице 5 приведены данные для анализа Т-суверенитета авиационной техники (млрд. долл.).

Таблица 5.

2000 2010 2013 2014 2015

Экспорт 0,5 3,9 5,9 7,6 3,4

Импорт 1,2 4,9 5,4 4,1 5,5

а - 41,2% - 11,4% + 4,4% + 29,9% - 23,6%

Импорт авиационной техники - это преимущественно продукция гражданского и двойного назначения. Готовые вооружения Минобороны за рубежом, как правило, не закупает. В отличие от этого в экспорте авиапрома преобладают истребители и другая военная техника.

В период дорогой нефти динамику Т-суверенитета определил рост экспорта авиационной техники, преимущественно военной, - с 0,5 млрд долл. в 2000 г. до 5,9 млрд долл. в 2013 г., заметно опережающий рост импорта. Вследствие этого индикатор Т-суверенитета изменил свой знак с минуса на плюс. В 2014 г. он вырос почти до + 30%. Начавшееся обрушение цен на нефть не могло остановить процесс роста суверенитета, так как расходы на оборону, от которых зависит финансирование авиапрома, продолжали расти.

Оборонные расходы России до определённых пределов более автономны от цен на нефть, чем в некоторых других нефтезависимых странах: в годы падения цен на нефть (2009, 2014-2015) расходы на оборону в нашей стране продолжали расти [Фальцман, 20176].

В 2015 г. показатель Т-суверенитета обрушился до уровня - 23,6%. Причина - в обрушении экспорта авиационной техники с 7,6 до 3,4 млрд долл. Если бы объём экспорта в 2015 г. оставался на уровне 2014 г., индикатор Т-суверенитета оставался бы величиной положительной. При том что оборонные расходы в 2015 г. продолжали расти, причину обрушения экспорта следует искать не в производстве, а во внешней среде, со стороны спроса.

В таблице 6 приведены данные для анализа индикатора Т-суверенитета продукции судостроительной промышленности - судов и других плавучих средств (млрд долл.).

Таблица 6.

2000 2010 2013 2014 2015

Экспорт 1,0 2,3 2,3 1,4 1,9

Импорт 0,2 1,0 2,1 1,7 2,2

а + 66,7% + 39,4% + 4,5% - 9,7% - 7,3%

Во внешней торговле продукцией судпрома импорт, как и в авиапроме, прежде всего ассоциируется с гражданской продукцией, рыболовецкими судами, пассажирскими лайнерами, яхтами, продукцией двойного назначения. В экспорте судостроительной продукции велик удельный вес военной техники.

К началу благополучных 2000-х годов импорт судов и других плавучих средств был намного меньше экспорта. Благодаря этому отрасль располагала высоким положительным индикатором Т-суверенитетом.

В годы дорогой нефти (2000-2013) импорт судостроительной продукции рос быстрее экспорта, Индикатор Т-суверенитета, оставаясь величиной положительной, убывал в сторону нуля.

В 2014-2015 гг. судьбу Т-суверенитета определило сокращение экспорта. Оставайся экспорт на уровне предыдущего года, индикатор Т-суверенитета в 2015 г. был бы величиной положительной. Но фактически значение показателя стало отрицательным (- 9,7%). Если исходить из сохранения уровня финансирования оборонных предприятий судпрома в 2015 г. не ниже предыдущего года, то причины сокращения экспорта должны, по-видимому, находиться на стороне снижения

спроса на внешних рынках. В таблице 7 приведены показатели внешней торговле России высокотехнологичной продукцией (млрд долл.).

Таблица 7.

2010 2013 2014 2015

Экспорт 13,6 18,3 18,8 18,0

Импорт 27,2 34,7 36,9 25,8

а - 33,3% - 30,9% - 32,5% - 17,8%

В соответствии с рекомендациями ОЭСР, в состав высокотехнологичной продукции включены товары авиакосмической продукции, компьютерно-офисная техника, электроника и телекоммуникационное оборудование. Фармацевтическая продукция, которая по классификации ОЭСР также относится к высокотехнологической продукции, исключена из данных таблицы 7, так как суверенитет страны в области обеспечения лекарственными средствами заслуживает самостоятельного рассмотрения, выходящего за рамки настоящей статьи.

Обеспечение народного хозяйства страны в решающей мере зависит от импорта высокотехнологичной продукции. Поэтому её импорт рос в годы дорогой нефти и сократился в 2015 г., когда обрушились доходы от продажи нефти за рубеж. Пожалуй, эту закономерность можно считать определяющей для динамики индикатора Т-суверенитета высокотехнологической продукции в рассматриваемом периоде.

Экспорт российской высокотехнологической продукции, вдвое уступая по стоимости импорту, вырос в 2014 г. до 18,8 млрд долл. Россия демонстрировала успехи на мировом рынке благодаря экспортным поставкам программных продуктов, разработок в области кибербезопасности. Однако для страны, нацеленной на реализацию цифровой экономики, этого явно не хватает. Об этом свидетельствует сохраняющееся отрицательное значение индикатора Т-суверенитета. Видимо, требуется усилить господдержку разработок высокотехнологичной продукции, обеспечив её суверенитет от турбулентности цен на нефть.

* * *

Анализ динамики Т-суверенитета позволяет сделать следующие выводы. 1.Доминирующим фактором, определившим снижение индикатора Т-суверенитета, явился рост экспортных цен на нефть в 2000-2013 гг. За этот период импорт техники в Россию увеличился с 11 до 153 млрд долл. Индикатор суверенитета упал существенно ниже нулевой отметки, а для металлорежущих станков и некоторых других видов техники приблизился к своему нижнему пределу (- 100%).

2.Обрушение цен на нефть привело в 2014-2016 гг. к падению объемов импортных поставок машин, оборудования и транспортных средств, в основном за счет снижения инвестиционной активности, а также спроса населения на автомобили и бытовую электронику. Импорт снижался вследствие кризиса, а не в ходе импортозамещения техникой отечественного производства. Продолжение роста оборонных расходов в условиях обрушившихся цен на нефть позволило частично демпфировать воздействие сокраще-

ния природной ренты на закупки оборонными предприятиями импортных станков, вычислительных машин и другой техники.

В целом индикатор Т-суверенитета для машиностроительной продукции свидетельствует о том, что зависимость страны от импорта техники остаётся недопустимо высокой по отношению к перспективам получения природной ренты.

3.Импорт техники способствовал ликвидации накопленной в прошлом технологической отсталости ряда отраслей, а в ряде из них - росту Т-суверенитета. Например, показатель Т-суверенитета по металлургическому оборудованию находился на низком уровне, опускаясь до - 78%. Но при этом импорт металлургического оборудования позволил успешно провести модернизацию черной металлургии. Качество продукции повысилось. Появилась возможность отказаться от "проекта века - трубы в обмен на газ", от импорта труб большого диаметра для строительства газопроводов, холоднокатаного автомобильного листа. Рос экспорт металлургической продукции. В итоге индикатор Т-суверенитета для чёрных металлов повысился до + 70%.

4.Вместе с тем преобладание низкого Т-суверенитета техники содержит угрозу будущему страны. Низкий Т-суверенитет - это высокая нагрузка на добычу нефти и других полезных ископаемых. Но запасы нефти скудеют и в обозримом будущем иссякнут. По прогнозам, у нас они иссякнут раньше, чем у других стран, экспортирующих нефть. Поэтому переключившись на импорт техники и свертывая собственное её производство, Россия "рубит сук, на котором сидит": через 10-15 лет страна, образно говоря, может оказаться и без нефти, и без собственного производства техники и даже без ее импорта. Поэтому импортозамещение - это не доброе пожелание, а объективная необходимость. Причём реализовать импортозамещение и развитие несырьевого экспорта нужно с упреждением по отношению к снижению добычи нефти.

5.В 2000-е годы изменилась география внешнеэкономических связей России. Европа стала терять в этом ведущую роль. Например, такой традиционный поставщик техники в Россию, как Германия, занимает на российском рынке всего 11%, а Китай - уже 36%. Китайский экспорт растёт. Цены на импортную технику год от года снижаются. Спасибо Китаю. Но при этом Китай способен задавить своими товарами Россию, как это он демонстрирует во многих странах Европы и мира.

6.В 2014-2016 гг. экспорт техники отечественного производства снизился с 29 до 24 млрд долл. Повлияли начавшийся в стране кризис и неблагоприятные изменения на внешних рынках. Негативное влияние на экспорт российских товаров оказали потери рынков Украины, трудности сбыта техники на рынках Казахстана. Самые значительные снижения российского экспорта демонстрировали легковые автомобили (со 138 до 68 тысяч машин) и авиационная техника (с 5,9 до 3,4 млрд долл.). Воздействие девальвации рубля на росте экспорта техники пока не отразилось.

7.Экономические санкции, по-видимому, не повлияли на общую картину динамики Т-суверенитета России, но могли оказать локальное воздействие на импорт научных приборов из США, бурового оборудования для добычи нефти на шельфе, некоторых видов продукции двойного назначения.

8.В перспективе рост Т-суверенитета, импортозамещения и несырьевого экспорта российской продукции может быть достигнут при условии повышения её конкурентоспособности. Основываясь на прошлом опыте России и Китая, можно предложить три пути к технологическому суверенитету:

- новый социальный заказ российской науке на разработку конкурентоспособной продукции;

- использование предстоящей диверсификации оборонных предприятий с доведением к 2030 г. доли гражданской продукции до 50%;

- кооперация с зарубежными производителями.

В преддверии оскудения континентальных залежей нефти и прогнозируемого снижения её добычи, страна нуждается в разработке Комплексной программы повышения конкурентоспособности продукции и Т-суееренитета на период до 2030 года. Это должна быть широкомасштабная межотраслевая и межрегиональная программа под патронатом государства, регионов и муниципалитетов. Объект программы - продукция, конкурентоспособность которой подтверждена внутренним и внешними рынками. Её участники - крупные отечественные, а также зарубежные корпорации гражданских и оборонных отраслей, НИИ и организации НИОКР, средний и малый бизнес.

Список литературы

Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. Сб. (2017) /Росстат. М. 686 с.

Россия в цифрах. 2017: Крат. Стат. Сб. (2017) /Росстат-М. 511 с.

Фальцман В.К. (2017а) Кризис ВЭД России: пути преодоления. // Мировая экономика и международные отношения, 2017, том 61, №5 с. 17-25.

Фальцман В.К. (2017b) Зависимость оборонно-промышленного комплекса от цены на нефть: конверсия. // Проблемы прогнозирования, 2017, №5, с. 31-38.

Хесин Е.С. (2014) Становление Европы как мастерской мира. // Современная Европа, 2014, №1, с. 17-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Faltsman V.K. (2017а) Krizis VEHD Rossii: puti preodoleniya .// Mirovaya ehkonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya, 2017, tom 61, №5, s. 17-25.

Faltsman V.K. (2017b) Zavisimost' oboronno-promyshlennogo kompleksa ot ceny na neft': konversiya. // Problemyprognozirovaniya, 2017, №5, s. 31-38.

Hesin E.S. (2014) Stanovlenie Evropy kak masterskoj mira. // Sovremennaya Evropa, 2014, №1, s. 17-25.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2016: Stat. Sb. (2016) /Rosstat. M. 725 s.

Rossiya v cifrah. 2017: Krat. Stat. Sb. (2017) /Rosstat-M. 511 s.

Statistical Measurements of Russia's Technological Sovereignty

Author. Faltsman V., Doctor of Sciences (Econ.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Principal Research Scientist, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 82, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119571. E-mail: [email protected]

Abstract. The indicator of technological sovereignty is proposed. The dynamics of Russia's sovereignty in the machine-building in general as well as in the production of metal cutting equipment, computing machinery, light motor vehicles, marine and aircraft engineering and advanced technology products are analyzed and demonstrated for the period of 2000—2016. The impact of several factors on the level of Russia's technological sovereignty is shown, including the oil prices rise and subsequent collapse, military expenditure, economic sanctions imposed on Russia and the market conditions in EU countries, China, Ukraine and Kazakhstan. Suggestions on how to regain the country's technological sovereignty are presented.

Keywords: technological sovereignty; import; technical export; oil price; defence expenditures; economic sanctions.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320188391

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.