ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗВИТИЕ АПК
А.А. Головин, М.С. Сорокина
В статье изучено влияние финансового кризиса на развитие АПК. Рассмотрены действия правительства по спасению и укреплению банковской системы. Предложены мероприятия по поддержке и развитию кредитования АПК.
Ключевые слова: финансовый кризис банков, роль Россельхозбанка, влияние внешних факторов на развитие АПК; безработица; правительственные меры; финансирование АПК; кадровый кризис в АПК.
Разразившийся глобальный финансовый кризис за короткое время сумел охватить все секторы национальной экономики многих стран. Одних это коснулось в меньшей степени, а в других сложилась кризисная финансовая ситуация.
Охвативший кризис банковской системы поставил под угрозу развитие сельского хозяйства - ту отрасль, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны. Также под угрозой может оказаться и реализация приоритетного национального проекта по поддержке АПК.
Возникший банковский кризис сможет оставить без кредитования сельское хозяйство, что не даст возможности интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилит зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. А это значит, свести на нет усилия Россельхозбанка, направленные на возрождение в России национальной системы обслуживания товаропроизводителей в сфере АПК. Благодаря государственной поддержке в отрасли в последнее время появились высокопроизводительные машины импортного произ-
Сведения об авторах
Головин Алексей Анатольевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Курского государственного университета, тел. 8(4712)56-22-29.
Сорокина Марина Сергеевна, аспирант Курского государственного университета, тел. 8(4712)56-22-29, E-mail: [email protected].
водства, навесное и прицепное оборудование; обеспечивались затраты на закупку качественных семян, горюче-смазочных материалов, удобрений, гербицидов, запасных частей к сельскохозяйственной технике, и как следствие
— увеличилось производство сельскохозяйственной продукции.
Работа банка значительно увеличила возможность производителей сельскохозяйственной продукции развивать свой бизнес. Так, Россельхозбанк сыграл ключевую роль в создании кооперативов. Именно он направил порядка 8 млн. рублей на кредитную поддержку кооперативов. В свою очередь, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, половина из которых снабженческо-сбытовые, помогают сельхозпроизводителям продавать без посредников - всё больше кооперативов стало работать реально, а не числиться формально.
В последние годы наблюдалась тенденция увеличения золотовалютных запасов страны, которые к текущему году составляли более 500 млрд. долларов США. Основным источником такого роста стали высокие цены на энергоресурсы. Однако в связи с финансовым кризисом золотовалютные запасы страны начали использоваться на поддержку банковской системы и хозяйствующих субъектов. При этом цены на нефть на мировом рынке значительно снизились. Произошло ослабление позиций рубля по отношению к доллару, что объясняется, скорее всего, не успехами экономики США, а валютными спекуляциями. Подобные действия трейдеров усугубляют и без того непростую ситуацию на финансовом рынке.
Сложившаяся в последнее время банковская практика заключалась в заимствовании средств у западных банков и предоставление их российским заемщикам юридическим и физическим лицам. Это приносило хорошую прибыль. Однако разразившийся кризис прервал этот процесс. Возник кризис ликвидности банков. Чтобы хоть как-то поддержать ликвидность, банки увеличивают процентную ставку кредитования, либо просто не выдают кредиты.
В связи с финансовым кризисом наблюдается ещё одна ситуация, вызывающая снижение ликвидности банков - безработица. Безработица вызвана тем, что предприятия, заводы, корпорации, чтобы сократить свои затраты, сокращают рабочие места, сокращают количество рабочих дней в неделе, что приводит к снижению заработной платы - и как следствие: граж-
данам нашей страны нечем расплачиваться с банками за многочисленные кредиты.
Правительство в короткие сроки принимает меры по спасению и укреплению стабильности банковской системы. А именно, разработан антикризисный законопроект «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Данный законопроект предлагает использовать в качестве инструмента для спасения банковской системы Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
При этом ставится обязательное условие: потенциальный банк-банкрот должен входить в систему обязательного страхования вкладов. Претендентов на помощь агентства будет отбирать Центральный банк (ЦБ). Оценив финансовое положение банка, Центробанк должен обратиться в АСВ. Агентство составит план по предупреждению банкротства, а за это время ЦБ приведёт уставный капитал кризисного банка в соответствие с действительным положением дел. Так, если собственных средств у банка осталось 100 рублей, значит, уставный капитал будет равен его сумме. Если собственных средств не осталось вовсе, а только одни долги, то уставный капитал будет определен размером в 1 рубль и банк не будут объявлять банкротом, не будут отбирать лицензию и запрещать привлекать средства вкладчиков [2;7].
Чтобы не произошло снижение кредитования АПК и не возросли процентные ставки по кредитам в период кризиса, на совещании президента Д.Медведева с членами правительства было принято решение о том, что эффективные проекты в сельском хозяйстве получат кредитную поддержку через крупные банки. В этих целях предусмотрено увеличение уставного капитала Россельхозбанка и Росагролизинга. В свою очередь, первый вице-премьер В.Зубков собрал в правительстве глав отраслевых ассоциаций АПК и представителей банков, кредитующих агропроекты. В совещании участвовали представители шести крупнейших банков, кредитующих АПК: Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ, Газпромбанк, МДМ, ВЭБ. Как показывает статистика, за последние годы участия в национальном проекте Россельхозбанк занял лидирующие позиции в части кредитной поддержки сельских товаропроизводителей и продолжает их поддерживать. По итогам собеседования была создана антикризисная группа по проблемам АПК, которую возглавил глава Минсельхоза России Алексей Гордеев. Пред-
ставители ассоциаций попросили банкиров сохранить на прежнем уровне ставки по кредитам, не требовать дополнительных залогов и не отзывать долгосрочные кредиты. При этом вопрос о выделении сельхозпроизводителям дополнительных средств из федерального бюджета не ставится, так как все необходимые средства на поддержку отрасли уже заложены в бюджете [3;5].
Данные меры, несомненно, позволят при скоординированной работе министерства, банков и аграриев добиться реализации целей и задач Госпрограммы.
Запланированный на 2009 г. в соответствии с государственной программой прирост кредитования АПК с учётом сегодняшней ситуации необходимо будет корректировать. Так, объём финансирования по программе 2008-2012 гг. составляет:
- за счет средств федерального бюджета:
551.3 млрд. рублей (2008 год -76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 -130 млрд. рублей);
- за счёт средств бюджетов субъектов РФ:
554.3 млрд. рублей (2008 год -83 млрд. рублей,
2009 год - 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год - 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей);
- за счёт средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008-
2010 гг. 31 млрд. рублей [1;4].
При достигнутом соглашении о продолжении кредитования наиболее важных инвестиционных проектов необходимо будет определить лимиты кредитования по регионам и конкретных объектов.
Оценивая долгосрочные перспективы развития АПК, необходимо повышение эффективности государственной политики регулирования рынков сельских территорий, совершенствования поддержки аграрного сектора. Для увеличения объёмов производства продукции сельского хозяйства необходимо увеличить инвестиции. В Западной Европе на 1 га земли расходуется 300 долларов США. Такие же инвестиции нужны в России.
Для осуществления государственных программ агропромышленный комплекс должен быть обеспечен квалифицированными кадрами, обладающими современными знаниями. В последнее десятилетие наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве.
Данная ситуация вызвана низким качеством уровня жизни сельского населения. Необходимо развивать и совершенствовать инфраструктуру села - асфальтирование дорог, газификация домов природным газом, улучшение условий жизни населения; качества сервисного обслуживания, культурно-массового досуга. Это будет способствовать повышению занятости и уровня жизни сельского населения. Если не принять в настоящее время меры по улучшению социальных условий на селе, то разрыв между уровнем жизни в городе и на селе продолжит расти. Это создаст угрозу решения программы демографического кризиса в сельской местности и поставит под угрозу осуществление программы по развитию АПК.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Финансирование мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села осуществляется на основе принципа софинансирова-ния за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Необходимо продолжать постоянно поддерживать и развивать кредитование АПК. Поэтому укрепление кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере АПК невозможно без активного участия и поддержки органов управления на региональном уровне. Участие областной администрации в работе общественного совета при региональных филиалах позволит быть в курсе возможностей и планов банка, эффективно распределять финансовые ресурсы предприятиям АПК региона. Для руководителей филиалов -возможность всегда владеть информацией о проводимой аграрной политике в регионе, финансовом положении и инвестиционных возможностях крупных предприятий АПК.
Увеличение финансовой устойчивости сельского хозяйства должно производиться за счёт мер по расширению досгупа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях. Кроме того, необходимо жестко контролировать целевой характер использования выделяемых государством средств.
Таким образом, эффективное развитие сельского хозяйства возможно при постоянной государственной поддержке, что позволит соз-
дать условия успешного решения финансовых и социальных проблем, а также способом удвоения валового вну греннего продукта, сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности страны.
Список использованных источников
I Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.07г. №146. - 70с.
2 Московский комсомолец / М.Озерова: Банкиров пригласят на исповедь. 23.10.08г.
3 Российская газета - издание Правительства РФ // Приоритетные национальные проекты России / Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО // В России появилась рабочая группа по поддержке АПК. 24.10.08г.