Научная статья на тему 'Влияние криминологического потенциала объектов товарного обращения на экономическую безопасность потребительского рынка'

Влияние криминологического потенциала объектов товарного обращения на экономическую безопасность потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОШЕННИЧЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CRIMINOLOGICAL POTENTIAL / SWINDLE / CONSUMERS / CRIMINALITY / TRADE ENTERPRISES / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсов Андрей Леонидович

в статье рассмотрены проблемы экономической безопасности потребительского рынка. Выделены носители угроз экономической безопасности, раскрыт криминологический потенциал объектов товарного обращения, обосновано его влияние на экономическую безопасность потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирсов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of criminological potential of objects of the commodity references on economic safety of the consumer market

in article problems of economic safety of the consumer market are considered. Carriers of threats of economic safety are allocated, the criminological potential of objects of the commodity reference is opened, its influence on economic safety of the consumer market is proved.

Текст научной работы на тему «Влияние криминологического потенциала объектов товарного обращения на экономическую безопасность потребительского рынка»

14.3. ВЛИЯНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЪЕКТОВ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Фирсов Андрей Леонидович, соискатель Академии управления МВД России, начальник отдела. Главное управление МВД России по Московской области.

vvnovikov@list.ru

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы

экономической безопасности потребительского рынка. Выделены носители угроз экономической безопасности, раскрыт криминологический потенциал объектов товарного обращения, обосновано его влияние на экономическую безопасность потребительского рынка.

Ключевые слова: криминологический потенциал,

мошенничество, потребители, преступность, торговые предприятия, экономическая безопасность.

INFLUENCE OF CRIMINOLOGICAL POTENTIAL OF OBJECTS OF THE COMMODITY REFERENCES ON ECONOMIC SAFETY OF THE CONSUMER MARKET

Firsov Andrey Leonidovich, the competitor of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the chief of department of Central administrative board the Ministry of Internal Affairs of Russia across Moscow Region.

vvnovikov@list.ru

Annotation: in article problems of economic safety of the consumer market are considered. Carriers of threats of economic safety are allocated, the criminological potential of objects of the commodity reference is opened, its influence on economic safety of the consumer market is proved.

Keywords: criminological potential, swindle, consumers, criminality, trade enterprises, economic safety.

Современный потребительский рынок

функционирует на основе определенных принципов, присущих рыночной экономике, в сочетании с регулирующим воздействием со стороны государства, степень которого определяется складывающимися на каждый конкретный исторический этап социальными и экономическими условиями. Условия таковы, что потребительский рынок нуждается в серьезном контроле со стороны государства. Здесь сегодня сконцентрировался целый «клубок» проблем экономического, правового, криминологического, организационного порядка. Большинство этих проблем так или иначе связаны с криминализацией экономики, необходимостью усиления контроля в области защиты прав потребителей и взаимодействия государственных органов, общественных организаций и представителей бизнеса в вопросах развития потребительского рынка.

Важная характеристика экономической безопасности потребительского рынка - его способность противодействовать негативным внешним и внутренним угрозам.

Под угрозами экономической безопасности следует понимать совокупность потенциально или реально возможных внешних и внутренних факторов (событий, действий, процессов или явлений), создающих опасность нормальному функционированию субъектов потребительского рынка и самому их существованию.

Носителями угроз экономической безопасности потребительского рынка криминологического характера могут быть:

- коррумпированные федеральные и региональные чиновники и сотрудники правоохранительных органов;

- организованная преступность;

- отдельные лица, вынашивающие мошеннические и другие противоправные намерения;

- сотрудники хозяйствующих субъектов,

совершающие противоправные и иные негативные действия и др.

Следует отметить, что преступные посягательства в сфере потребительского рынка в условиях трансформации экономики стали чуть ли не обыденным явлением. В рамках перехода от административной экономики к рыночному укладу многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминальных элементов. Последствия этих процессов и сегодня сказываются на экономической безопасности потребительского рынка.

Раскрыть криминологический потенциал объектов товарного обращения на потребительском рынке представляется возможным через краткую уголовноправовую характеристику преступлений в сфере потребительского рынка.

На сегодняшний день сфера потребительского рынка, где реализуется 40% всех товаров и услуг, а оборот денежных средств составляет 2,5 трлн. рублей в год, является одним из основных объектов

преступных посягательств. Данное обстоятельство подтверждаются не только увеличением числа зарегистрированных и раскрытых преступлений, но и ростом противозаконных деяний, совершенных

организованными группами и преступными сообществами1.

Изучение причинного комплекса преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков к какой-либо монопричине. В качестве причин этого негативного явления выступают

социальные явления и процессы, коренящиеся в самом обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его

функционирования. В качестве наиболее важных причин и условий современной преступности

выступают различные явления и процессы в сферах экономики, политики, социальных отношений и идеологии . Наиболее существенные из них представлены в таблице 1.

1 Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться: монография / Ред. А.А. Крылов. - М.: Экономика, 2011. С.334.

2 Криминология: Учебник / Ред. В.Д. Малков. - М.: Юстицинформ, 2004. С.348.

Таблица 1

Социально-экономические явления и процессы, влияющие на криминологический потенциал потребительского рынка

В сфере экономики В политической сфере В сфере социальных отношений В идеологической сфере

1 Несоответствие мевду производством и потреблением 2 Различия и противоречия в видах, формах и условиях груда 3 Различия в уровне материальной обеспеченности 1 Противоречия в организации власти и /правления 2 Противоречия, связанные с уровнем осуществления демократии 3 Противоречия в обеспечении законности 1. Семейно-бытовые проблемы 2. Противоречия в положении молодежи 3. Национальноэтнические противоречия 4. Противоречия в условиях жизни б различных зидах поселений (город-:ело, центр-периферия и ТД) 1 Противоречия в состоянии общественного сознания, правосознания, морали и нравственности 2. Противоречия в условиях образования и воспитания 3. Религиозные противоречия

Кроме того, говоря о криминологическом потенциале потребительского рынка России, нельзя упускать из виду явления и процессы, имеющие субъективный характер, подразумевая нарушения и упущения в практической деятельности, усиливающие и углубляющие объективные трудности и противоречия, их негативное воздействие на сознание людей, а также оказывающие непосредственно влияние на их поведение, провоцируя на правонарушения.

К экономическим факторам повышения уровня преступности относятся такие явления, как:

- общий экономический кризис;

- объективное противоречие между экономическими потребностями населения и возможностями общества в их удовлетворении;

- безработица;

- инфляция;

- поляризация населения по уровню доходов;

- несоответствие уровня жизни значительной части населения уровню обеспечения физиологической выживаемости;

- наличие и распространение «теневой экономики»;

- более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной экономической деятельности и т.п.

Результатом таких противоречий в экономическом развитии страны являются попытки отдельных лиц удовлетворять свои материальные потребности антиобщественным, а зачастую и преступным путем.

Являясь одной из наиболее прибыльных и динамически развивающихся сфер экономики страны, темпы роста которой в докризисный период составляли ежегодно 10-15%, потребительский рынок отличается явным преобладанием частной собственности (96%), возрастанием конкуренции, низкой прозрачностью, значительной долей теневого сектора (по некоторым оценкам - не менее 40%), отсутствием достоверной и надежной статистики, как по отдельным сегментам, так и в целом, что создает предпосылки для его криминализации, а также высокой латентности экономических и налоговых преступлений.

Необходимо отметить широкую распространенность вокруг объектов товарного обращения нарушений, связанных с обманом потребителей, незаконным использованием товарных знаков, осуществлением предпринимательской деятельности без

государственной регистрации, с нарушением правил привлечения и использования иностранных работников, уклонением от налогообложения.

Нарушения при осуществлении кассовых операций, отсутствие четкого учета торговых мест, реализация контрафактной и контрабандной продукции создают предпосылки для сокрытия большей части выручки продавцами рынка. Ради этого они идут на различные противоправные деяния, наиболее

распространенными из которых являются коммерческое мошенничество и преступления, связанные с оборотом потребительских товаров и незаконным оборотом некачественной, том числе фальсифицированной продукции.3

Охарактеризуем эти виды преступных деяний более подробно.

Целью коммерческих мошенничеств является неправомерный переход имущества из владения управомоченного лица в незаконное обладание субъекта преступления, используя сложность и многоступенчатость финансово-экономических связей, некомпетентность и юридическую неосведомленность руководителей и работников субъектов потребительского рынка, беспечность и чрезмерную доверчивость потребителей.

Главные проблемы при выявлении мошенничеств заключаются в том, что незаконные операции внешне выглядят как вполне обычные действия, осуществляемые в соответствии с установленными правовыми и экономическими нормами. При этом преступники всегда стремятся тщательно маскировать свои действия, поэтому применяемые ими способы обмана, подлога и т.п., как правило, сложно распознаваемы и трудно проверяемы.

Зачастую мошенники используют видимость

финансовой состоятельности и успешной экономической деятельности, арендуя солидные служебные помещения, оснащенные новейшей

оргтехникой, где идет демонстрация уже совершенных и находящихся в процессе исполнения грандиозных сделок, планирования деловых встреч с

«компаньонами» и «поручителями» и т.п. С помощью поддельных финансовых отчетов, фиктивных договоров и «заключений» мнимых экспертов предпринимаются попытки осуществления хитроумной преступной комбинации для завладения имуществом, предназначенного для продажи.

Основными направлениями противоправных деяний в сфере потребительского рынка являются преступное воздействие на объекты товарного обращения извне и внутрирыночные криминальные процессы.

Преступления в сфере оборота потребительских товаров в основной своей массе связаны с принятой при осуществлении оптовой торговли практикой преобладания расчетов в форме авансов и предоплаты. Используя данную форму, поставщики товаров, получив предоплату, могут задержать отгрузку продукции и, используя в своих интересах полученные денежные средства, причинить тем самым имущественный ущерб покупателям путем обмана или злоупотребления доверием или вообще скрыться, присвоив полученные от покупателей денежные средства. Такие действия квалифицируются как мошенничество.

Участниками хозяйственной деятельности на потребительском рынке в ряде случаев являются сами предприятия-производители, реализующие товары непосредственно потребителю через сеть своих торговых точек, минуя оптовую торговлю. При этом распространена практика осуществления частной торгово-посреднической деятельности без соответствующей регистрации или лицензии либо

3 Сулейманов С.М. Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке // Бизнес в законе. 2011. № 4. С.106.

сокрытия от налогов определенного количества полученной чистой прибыли.

При осуществлении розничной магазинной торговли методом самообслуживания ощутимый ущерб наносится хищениями товара из торгового зала магазина. Данные хищения совершаются либо недобросовестными покупателями, действия которых квалифицируются как кража, или кассирами-контролерами торгового зала, которые умышленно пробивают кассовый чек на сумму, меньшую полученной от покупателя, тем самым занижая сумму оплаты за приобретенный товар, а образовавшийся излишек денежных средств присваивают. При этом недостачу по торговому залу объясняют хищением товаров со стороны покупателей. Иногда наоборот, умышленно пробивается в кассовом чеке сумма, больше полученной от покупателя. Тем самым завышают сумму оплаты за приобретенный товар, создают излишки товара в торговом зале за счет обмана покупателя и в результате присваивают товар, фактически оплаченный покупателем. Данные действия, в зависимости от того, являются ли продавцы материально-ответственными лицами, квалифицируются как мошенничество или присвоение чужого имущества.

При осуществлении розничной торговли как с прилавка, так и методом самообслуживания распространенными являются продажа

недоброкачественной продукции, опасной для жизни и здоровья человека, или различные нарушения правил торговли, выражающиеся главным образом в работе без кассового аппарата, продаже товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

В рамках внемагазинной торговли способом пересылки товаров по почте потребитель также может пострадать от мошеннических действий продавца. Уплатив вперед деньги за заказанный товар, покупатель рискует либо не получить товар вообще, либо получить товар плохого качества, либо получить товар, не соответствующий заказанному. Подобные действия при наличии угрозы жизни или здоровью потребителя квалифицируются как хранение либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности.

При осуществлении выездной розничной торговли с автомашин или уличной торговли с лотков недобросовестные предприниматели могут использовать ослабление контроля над их деятельностью для сокрытия своих доходов от налогообложения, т.к. при торговле с лотка необязательно использование кассового аппарата. Распространен в данном случае и обман потребителей, т.к. покупателю трудно проконтролировать правильность взвешивания и расчетов: неточность при взвешивании товара с применением механических весов или гирь; плохое освещение в темное время суток и при ненастной погоде и др.

При осуществлении рыночной розничной торговли наиболее распространены такие противоправные деяния, как обман путем обвеса или обсчета и продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Последнее обеспечивает продажу товара, пришедшего в негодность из-за неправильного хранения или из-за превышения сроков хранения с

целью исключения убытков. Иногда продукция формально списывается и уничтожается, а на самом деле продается потребителю, и эта часть прибыли скрывается от налогообложения.

В настоящее время на российском потребительском рынке сбывается большое количество фальсифицированной продукции, в том числе как незаконно изготовленной на территории Российской Федерации, так и ввезенной из-за границы. Значительная часть данной продукции (прежде всего, продукты питания) опасна для жизни и здоровья человека из-за несоответствия требованиям безопасности, установленным российским ГОСТом.

Одним из наиболее криминализированных в стране является сектор производства и оборота алкогольной продукции. Согласно официальной статистике от употребления некачественного алкоголя в нашей стране за год еще недавно погибало около 40 тысяч человек. Начиная с 2000 г. этот показатель ежегодно рос или оставался примерно на одном уровне, и лишь в 2011 году произошло снижение уровня смертности на 1/3.

По различным экспертным наблюдениям, объем контрафактной аудиовидеопродукции и компьютерных программ на потребительском рынке доходит до 80%, а их теневой оборот оценивается в 1,5 млрд. рублей4.

Неблагоприятная ситуация наблюдается и в других сферах потребительского рынка. Так, по информации Генеральной прокуратуры РФ, до 12% лекарственных средств, реализуемых на территории Российской Федерации, являются фальсифицированными.

Таким образом, сегодня наблюдается высокий криминологический потенциал объектов товарного обращения на потребительском рынке, что порождает многообразие видов преступных деяний, зачастую носящих скрытый, латентный характер. В предупреждении и пресечении преступлений на потребительском рынке заключается важнейший аспект правоохранительной деятельности, направленный на стабилизацию ситуации в данной отрасли и ее гармоничное развитие. Требуется также объединение усилий всех правоохранительных и контролирующих структур, действующих на объектах потребительского рынка, в направлении формирования современной системы обеспечения экономической безопасности данной сферы.

Список литературы:

1. Криминология: Учебник / Ред. В.Д. Малков. - М.: Юстицинформ, 2011. 543 с.

2. Сулейманов С.М. Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке // Бизнес в законе. 2011. № 4. С.106-110.

3. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться: монография / Ред. А.А. Крылов. - М.: Экономика, 2011. 631 с.

4. Чумаченко А.Е. Контрафакт как социально-правовое и криминальное явление: направления и средства его предупреждения органами внутренних дел // Юридический мир. 2007. № 2. С.42-46.

4 Чумаченко А.Е. Контрафакт как социально-правовое и криминальное явление: направления и средства его предупреждения органами внутренних дел // Юридический мир. 2007. № 2. С.42.

Reference list:

1. Criminology: the Textbook / Red. V.D.Malkov. - М: Justicinform, 2011. 543 p.

2. Suleymanov S.M. Criminally of the politician in the field of counteraction to crimes in the consumer market // Business in the law. 2011. № 4. P.106-110.

3. What is «criminalization of economy of Russia» and as with it to struggle: the monography / Red. A.A.Krylov. - М.: Economy, 2011. 631 p.

4. ^u^^cen^ A.E. Kontrafakt as the socially-legal and criminal phenomenon: directions and means of its prevention law-enforcement bodies // The Legal world. 2007. № 2. P.42-46.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья А. Л. Фирсова написана на актуальную тему. Обеспечение экономической безопасности потребительского рынка тесно связано с противодействием криминализации отношений в рассматриваемой сфере.

Следует согласиться с авторским подходом раскрытия криминологического потенциала объектов товарного обращения на потребительском рынке через уголовно-правовую характеристику

преступлений. Действительно, в качестве причин возникновения негативных явлений выступают социальные явления и процессы, коренящиеся в самом обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его

функционирования. И преступность имеет свои социально-экономические корни.

В статье выделены носители угроз экономической безопасности потребительского рынка, обосновано их влияние на экономическую безопасность.

Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит задачи, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках формирования системы экономической безопасности потребительского рынка, предлагает основные направления обеспечения экономической

безопасности данного сектора экономики, в основе которых лежит объединение усилий всех правоохранительных и контролирующих структур.

Вывод: статья А. Л. Фирсова может быть опубликована в открытой печати в журнале «Бизнес в законе».

Начальник кафедры

организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России кандидат экономических наук, доцент

Ю. Г. Наумов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.