OS4 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА /SD
ТЮТЮННИК Наталья Анатольевна,
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации e-mail: [email protected]
12.00.01 — Теория и история права и государства; история правовых учений
ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА ПРАВОПОРЯДОК
Аннотация. Проблема коррупции продолжает быть актуальной на протяжении многих лет, поскольку носит массовый характер и затрагивает все сферы социальной, политической и экономической жизни общества и государства. В статье рассматривается негативное влияние коррупции на правопорядок, анализируются причины становления коррупции как социального явления, показана проблема коррупции в системе государственного аппарата. Автор также выявляет ключевые направления антикоррупционной деятельности с учетом особенностей современного государственного развития России и мирового опыта в данной области.
Ключевые слова: коррупция, правопорядок, причины коррупции, коррупционная деятельность, государственный аппарат, мировой опыт, антикоррупционная политика.
TYUTYUNNIK Natalia Anatolyevna,
Post-graduate (scientific degree applicant) of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
IMPACT OF CORRUPTION ON THE LEGAL ORDER
Annotation. The issue of corruption continues to be relevant for many years, as it is widespread and affects all spheres of social, political and economic life of society and state. The article deals with the negative impact of corruption on the rule of law, analyzes the causes of corruption as a social phenomenon, the problem of corruption in the system of the state apparatus is discussed. The author also identifies key areas of anti-corruption activities, taking into account the characteristics of modern state development of Russia and international experience in this field.
Key words: corruption, legal order, causes of corruption, corruption activities, state apparatus, international experience, anti-corruption policy.
Уровень правопорядка является для общества столь же значимым и показательным критерием, как состояние здоровья для человека. Только «здоровое» общество может полноценно реализовать свой потенциал и выполнить стоящие перед ним задачи. Вместе с тем правопорядок, как и здоровье человека, - хрупкое явление, а потому должно быть предметом непрерывной охраны со стороны государственных и общественных институтов. Многогранный, противоречивый характер становления и развития современных государственно-организованных обществ каждый день инициирует возникновение все новых и новых «вирусов», угрожающих правопорядку. Одной из таких угроз, наносящих вред его соци-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
ально-экономическим, политико-правовым и моральным основам, является коррупция, создающая условия для злоупотребления государственной властью с целью извлечения личной выгоды, выгоды в интересах третьих лиц или же группы лиц [1, с. 195].
Коррупция представляет собой сложное, многоаспектно организованное явление. Она находит свое распространение равно как на элитарном, так и на среднем и низовом уровнях всех сфер и институтов общественной жизни; затрагивает права и законные интересы всех социальных групп, слоев и классов общества; негативно влияет на экономику и политику, социальную сферу и культуру [2, с. 30]. Причины коррупции носят системный характер и не исчерпываются
исключительно административными, экономическими или правовыми аспектами. Коррупция прежде всего - явление социально-психологическое. Ее существование и развитие во многом объясняется именно менталитетом общества. Следовательно, противодействие коррупции не может ограничиваться исключительно организационно-правовыми и экономическими мероприятиями.
Коррупция, ее характер и масштабы распространения, особенности и характерные черты развития - не только результат и следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических сложностей государства. Истоки коррупции берут свое начало в истории России. Вместе с тем, как показывает международный опыт, коррупция всегда развивается в обстоятельствах изменения социальных взаимоотношений. Эта тенденция применима и к нынешней эволюции России от государства с тоталитарным политическим режимом к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, контролируемого государством общества к открытому и демократическому. Противоречивость этого перехода обусловила появление взаимозависимого комплекса предпосылок и причин стремительного роста и повсеместного распространения коррупции.
Если не подвергать оценке период зарождения института кормления в IX в., достижения степени распространения коррупции, потребовавшей в XIV в. законодательного закрепления термина «посул» (взятка), повсеместного взяточничества воевод XVI - XVII вв. и т.д., а перейти на современный виток развития коррупции, то одним из факторов, существенно повлиявших на масштабное развитие коррупции в государстве, стала смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 1960-е годы. Непосредственно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений, свойственных современной России. Особенно существенному надлому подверглась общественная мораль и социальная нравственность в 90-е годы XX в. - в условиях беззакония государственной власти, на стадии радикальных экономических реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все без исключения сферы жизни российского общества.
Как явление коррупция существовала и существует во всех государствах и правопоряд-ках. В последние годы новостные хроники регулярно пополняются коррупционными скандалами, которые стали частью политической жизни Западной Европы, США, Японии и др.
Однако коррупция в современной России распространяется особо высокими, даже галопирующими, темпами (как по скорости, так и по сферам распространения [1, с. 195]), она характеризуется многообразием и высокой организованностью форм, что оказывает пагубное влияние на все ключевые сферы государственной и общественной жизни. Подкуп, должностные злоупотребления, лоббизм интересов, вымогательство, взяточничество, хищение бюджетных средств и отмывание преступных доходов, совершаемые в том числе и организованными преступными группами, - далеко не исчерпывающий перечень проявлений коррупции. При этом не стоит забывать, что коррупция - живой организм, развивающийся под влиянием внешних и внутренних факторов общественного развития. Соответственно, для каждого исторического этапа будут характерны ее специфические разновидности, которые с течением времени будут приобретать все новые формы и должны быть встречены соответствующими механизмами противостояния.
Стоит отметить, что на первоначальной стадии реформ коррупция воспринималась скорее, как некая девиация, но уже через несколько лет коррупция институализировалась [3]. Она стала расцениваться как массовое, даже глобальное, явление в области социально-экономической и политико-правовой жизни нашего государства. Это проявляется в первую очередь в огромных масштабах использования работниками государственного аппарата своего служебного положения для достижения своих корыстных интересов. В денежном эквиваленте масштабы таких злоупотреблений, по оценке экспертов, достигают десятков миллиардов долларов [4, с. 8, 9] - и это только официально выявленные грубые финансовые нарушения, которые не отражают всех объемов существующей коррупции. Проблема коррупции является сложной для исследования, так как носит достаточно латентный характер, что выражается в закрытости статистических данных и необходимости принятия судебного решения о наличии коррупционных преступных действий для возможности статистического учета. Несмотря на то что к уголовной ответственности по соответствующей категории дел в 2018 г. было привлечено около 7 тыс. человек, эта и так высокая цифра не может объективно отражать количество коррупционеров в России, так как далеко не все коррупционные преступления выявляются и доводятся до вынесения обвинительного приговора.
Коррупционная деятельность перестала проявляться в форме единичных случаев, она приобрела устойчивые и упорядоченные органи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
зационные формы. Коррупция принимает сложную разветвленную структуру, в нее вовлечены многие группы людей, принадлежащих к разным уровням системы управления. Ярким подтверждением этого является то, что коррупция как явление стала привычной и обыденной не только для лиц, занимающих руководящие должности разных уровней и сфер жизни общества и государства, но и для всего населения страны в целом. Столь высокие темпы распространения коррупции стали возможными даже не благодаря «молчаливому согласию» обычных граждан, а благодаря их активным поощряющим ее действиям, которые подпитывают и укореняют коррупцию в жизни общества и государства. В данной ситуации возможно констатировать, что именно коррупция порождает коррупцию - из-за того, что люди изначально не ожидают безвозмездную, даже и полагающуюся им законом помощь со стороны государства (а если такая помощь и будет представлена, то после прохождения длительного бюрократического пути), человеку становится легче поощрить коррупционное развитие и, тем самым, облегчить достижение желаемого, а порой и необходимого.
На сегодняшний день сложилось патовая ситуация, когда для среднестатистического человека стало привычным и приемлемым платить деньги чиновнику за «ускорение» решения существующей проблемы; платить деньги в медицинских учреждениях за предоставление более высокого уровня услуг в области здравоохранения, которые изначально должны быть оказаны гражданину надлежащим образом; в военкоматах, Госавтоинспекции и т.д. Российские экономисты в этой связи предлагают рассматривать коррупцию как специфическую форму транзакционных издержек. Данное обстоятельство в значительной степени объясняет и «потребность» в коррупции: до тех пор, пока коррупция будет сокращать транзакционные издержки (будь то время, деньги или нервы), она будет востребована в обществе и государстве в целом [5, с. 9].
Коррупция может быть условно классифицирована на низовую (бытовую) и вершинную (элитарную). Однако, несмотря на значительную разницу в уровнях коррупции, между ними существуют непосредственная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, организационного, патерналистского или социально-психологического характера. И та, и другая имеет «собственные» финансовые источники существования. Низовая коррупция паразитирует на материальном благосостоянии простых людей, которые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
ежедневно ощущают на себе её влияние в сферах здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования и т.д. На первый взгляд ущерб, причиняемый коррупционными действиями в этих сферах, можно оценить, как незначительный. Но при этом не следует забывать, что такие злоупотребления носят системный характер и затрагивают большую часть населения в масштабах целой страны. Оценка при учете подобных условий позволяет выявить «бытовую коррупцию» в размере около 3 млрд долл. ежегодно.
Главными источниками существования вершинной (элитарной) коррупции являются государственные финансовые и товарные потоки. Малейшее ослабление контроля со стороны общественных и государственных институтов порождает возможность использования этих потоков недобросовестными чиновниками для достижения своих личных и групповых корыстных целей. Вершинная коррупция систематически присваивает огромную долю государственной и частной экономики. Можно привести множество примеров подобной коррупции за годы государственных реформ. Чего только стоит процесс приватизации государственной собственности, который сопровождался множественными нарушениями действовавшего в тот период времени законодательства, в том числе занижением действительной стоимости крупнейших градообразующих предприятий, являвшихся ключевыми объектами отечественной промышленности. Например, автомобилестроительный завод им. Лихачева в Москве был продан по цене, которая, по оценкам Государственного комитета по управлению имуществом РФ, была занижена в 250 раз по сравнению с его реальной стоимостью. Реализационная стоимость Красноярского алюминиевого завода также была занижена в 300 раз [6, с. 8 - 17].
Вершинная коррупция характеризуется более высокой, детализированной степенью устройства. Речь в данном случае идет о формировании коррупционных сетей. Особенность деятельности последних проявляется в создании неофициальных каналов взаимодействия среди чиновников в рамках вертикали управления в одной государственной структуре, а также по горизонтали - на различных уровнях управления между разными государственными структурами. Данные сети взаимосвязей применяются с целью систематического совершения коррупционных действий, как правило, с целью распределения государственных средств в пользу структур, являющихся звеном данной коррупционной сети, повышения ее нелегальных доходов или создания конкурентных преимуществ
финансово-кредитным и коммерческим организациям, входящим в нее, с целью последующего получения доходов [7].
Об институализации коррупция в России свидетельствует ее трансформация из преступлений единичных чиновников в массовое явление, становящееся распространенной, общепринятой практикой, привычным звеном социально-экономической системы. Исследователями в области коррупции отмечается не только интенсификация процессов сращивания аппарата государственной власти и общественного управления с организованной преступностью, но и способность коррупции создавать и воспроизводить специфические характерные отношения обмена и соответствующие им социальные нормы (правовые, моральные и др.). Эти нормы регулируют и поддерживают непредусмотренный и даже запрещенный законом, в связи с чем скрываемый от общества и государства, обмен -присвоение субъектами публично-властных структур незаконной ренты [2, с. 30].
Успех борьбы с коррупцией в значительной степени находится в зависимости от установления и анализа факторов и обстоятельств, которые ее порождают. Данные причины заключаются в неисполнении государственной властью законодательных предписаний, широком развитии и распространении теневой экономики, отсутствии сильного гражданского общества и надлежащего уровня правосознания граждан. Борьба с коррупцией является длительным и сложным процессом. Попытки свести его к определенному набору мероприятий, которые зачастую носят разовый, фрагментарный характер, как показывает история, не приводят к желаемому успеху.
Борьба с коррупцией не должна сводиться исключительно к применению мер уголовной ответственности по факту уже выявленных коррупционных преступлений и принятию новых программных документов в данной сфере. Это прежде всего - системная работа по установлению и устранению причин и условий, способствующих процветанию коррупции. Как показывает международный опыт (например, Китай с применением высшей меры наказания за коррупционное преступление), ужесточение наказания за коррупционные преступления приводит к кардинально противоположному эффекту - росту коррупции. Под страхом уголовной ответственности чиновник использует многозвенные цепочки, состоящие из множества посредников, в результате чего суммы взяток только увеличиваются, а в институт посредников включается все большее количество граждан, принимающих непосредственное участие в
реализации различных коррупционных схем. Таким образом, в вопросе наказания за коррупционное преступление большую роль играет неотвратимость наказания, чем его размер.
Несмотря на то что победить коррупцию в одночасье невозможно, но создать условия, значительно затрудняющие ее существование -вполне реальная задача. Одним из ключевых звеньев антикоррупционной политики государства является устранение условий, порождающих коррупцию, создание среды, при которой она будет невозможна по различным основаниям. Так, к снижению коррупции приводят такие технологические решения, как «служба одного окна», электронный документооборот, дорожные камеры, электронная очередь и иные инструменты цифровизации, позволяющие устранить условия для коррупционных злоупотреблений посредством минимизации личного контакта с чиновниками.
С другой стороны, несмотря на образование большого количества антикоррупционных организаций, советов, различных рабочих групп и т.д., уровень коррупции в государства не снижается. Противодействие коррупции и достижение правопорядка возможно только в рамках совместной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, всевозможных институтов гражданского общества и непосредственно самих организаций и физических лиц. На сегодняшний день полностью избавиться от коррупции не удалось ни в одном государстве мира, но в таких странах, как Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия и Сингапур удалось снизить уровень коррупции до той степени, при которой коррупция не затрагивает ключевые права и законные интересы граждан. Подобный результат стал возможным только тогда, когда основная роль в борьбе с коррупцией была разделена государством со средствами массовой информации и институтами гражданского общества, что позволило дать объективную оценку работе государственной власти и максимально раскрыть необходимую для бизнес-сообщества и граждан информацию путем установления гласности в данной области.
Правопорядок - одно из ключевых условий жизни и развития современного цивилизованного общества и правового государства. Он представляет собой реально сложившуюся на основе права систему упорядоченных общественных отношений и ценностей. Только в условиях стабильного правопорядка возможно эффективное функционирование экономики (в том числе и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
инвестиционная привлекательность государства), достижение баланса в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, активное и плодотворное осуществление деятельности различных общественных и частных организаций, гарантирование свободного развития человека, соблюдение его прав и законных интересов, максимальное удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Коррупция отрицательно воздействует на правопорядок, влияет на него как дестабилизирующий, подрывающий фактор. Приобретая системный и систематический характер, она становится причиной изменения правопорядка, грозящего утратой правом регулятивного значения, а правопорядком - предназначения по организации общественных отношений. Распространение коррупции способно стать предпосылкой к кризису правовой системы и разрушению государства [8, с. 53].
Без обеспечения законности деятельности государственного аппарата, без высокого уровня моральных принципов и правосознания каждого человека, без искоренения таких негативных, разрушительных явлений как коррупция невозможно укрепление правопорядка в обществе. Однако при этом нельзя забывать, что коррупция имеет многовековую историю и является отражением экономических, общественно-политических проблем и социально-психологических особенностей развития конкретного общества. В связи с этим антикоррупционная деятельность требует не только разработки системного и комплексного механизма борьбы, но и выработки новых мероприятий, соответствующих вызовам времени, учитывающих особенности (например, географические, исторические, социальные и т.д.) Российского государства и общества.
Список литературы:
[1] Сауляк О.П. Законность и правопорядок: на пути к новым парадигмам. - М.: Юрли-тинформ, 2009.
[2] Хабриева Т.Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: ИД «Юриспруденция», 2012.
[3] Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция. - М.: РГГУ, 2000.
[4] Цуриков В.И. Коррупция и коррупционер в современной России // Социодинамика. -2017. - № 4.
[5] Овчаров А.С. Коррупция в системе теневых экономических отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2003.
[6] Поливанов В.П. Технология великого обмана. - М: Правда, 1995.
[7] Бабурин С.Н., Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция - наиболее опасный вектор деградации общества: материалы к размышлению. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2004.
[8] Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин (и др.); отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: ИНФАРМА-М, 2017.
Spisok literatury:
[1] Saulyak O.P. Zakonnost' i pravoporyadok: na puti k novym paradigmam. - M.: Yurlitinform, 2009.
[2] Habrieva T.Ya. Korrupciya: priroda, proyavleniya, protivodejstvie: monografiya / otv. red. T.Ya. Habrieva. - M.: ID «Yurisprudenciya», 2012.
[3] Timofeev L.M. Institucional'naya korrupciya. - M.: RGGU, 2000.
[4] Curikov V.I. Korrupciya i korrupcioner v sovremennoj Rossii // Sociodinamika. - 2017. - № 4.
[5] Ovcharov A.S. Korrupciya v sisteme tenevyh ekonomicheskih otnoshenij: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.01. - Volgograd, 2003.
[6] Polivanov V.P. Tekhnologiya velikogo obmana. - M: Pravda, 1995.
[7] Baburin S.N., Golik Yu.V., Karasev V.I. Korrupciya - naibolee opasnyj vektor degradacii obshchestva: materialy k razmyshleniyu. - M.: Izd-vo RGTEU, 2004.
[8] Habrieva T.Ya. Protivodejstvie korrupcii: novye vyzovy: monografiya / S.B. Ivanov, T.Ya. Habrieva, Yu.A. Chihanchin (i dr.); otv. red. T.Ya. Habrieva. - M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF: INFARMA-M, 2017.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019