Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / духовный менеджмент / системная модель корпоративной культуры / элементы корпоративной культуры / корпоративный дух / конкуренция.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова Асель Армановна, Турсунов Ф.У.

В этой статье рассматривается, как корпоративная культура влияет на уровень конкурентоспособности и эффективности организации. Автор рассматривает основные компоненты корпоративной культуры, которые гарантируют долгосрочный успех бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулейманова Асель Армановна, Турсунов Ф.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

II. MENEJMENT VA MARKETING

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Сулейманова Асель Армановна

студентка СамИЭС

Научный руководитель: Турсунов Ф.У.

к.э.н., доцент кафедры Менеджмента, СамИЭС

Аннотация: В этой статье рассматривается, как корпоративная культура влияет на уровень конкурентоспособности и эффективности организации. Автор рассматривает основные компоненты корпоративной культуры, которые гарантируют долгосрочный успех бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная культура, духовный менеджмент, системная модель корпоративной культуры, элементы корпоративной культуры, корпоративный дух, конкуренция.

Введение: Картину современной культурной формы составляют корпоративная концепция, объединяющая внутреннюю культуру и внешнее позиционирование организации, ее миссия и философия - душа и вера, брэнд-культура, корпоративный имидж, фирменный стиль, духовный лидер-новатор и др., которые являются генератором активизации роста успеха и прибыли в динамичной конкурентной среде. В результате доминирующее положение занимает духовный менеджмент, формирующий единую систему качественных ценностей, корпоративных правил поведения, мотивации и соучастия работников, выводящую «человеческий ресурс» («культурный капитал») в критический фактор экономического успеха. Концепция приложения усилий к управлению духовной стороной жизни организации оказывается способной развивать, воодушевлять и вести персонал в правильном направлении и превращать веру в эффективный результат: культура успеха становится полноценной культурой организации. По причине этого управление посредством корпоративной культуры является ключевой для современных организаций и стратегическим направлением развития организационно-управленческих, социально-трудовых и общественных отношений как основы социального мира и порядка. Её актуальность заключается в выявлении содержания и формы правления и механизмы функционирования корпоративной культуры с позиции социологического подхода.

Литературный обзор: Взаимосвязь между корпоративной культурой и эффективной деятельностью и конкурентоспособностью компании были рассмотрены в трудах таких теоретиков менеджмента, как Эдгард Шейн, Камерон К. и Квинн Р.

Общий анализ: Становления важности корпоративной культуры для организации относят к периоду перехода от индустриального общества к постиндустриальному, характеризующего формированием новых тенденций в организационно-управленческой сфере, ориентирующую на качественную сторону изменений в организации, духовно направляемый менеджмент, креативность процесса деятельности, командный потенциал работников, нематериальные ценности мотивации, создание корпораций-сообществ, объединяющих в единое целое людей, обладающих как средствами производства, так и способностью к труду и потреблению. Подобные новации для того времени нашли отражение в понятии "корпоративная культура", вошедшем в 90-е гг. в управленческий и научный лексикон благодаря усилиям Р.Акоффа, Т.Дила, А.Кеннеди, Дж.Коттера, Дж.Тернера др. Оно подчеркивает в качестве основного управленческого инструмента духовный фокус -корпоративный дух. Последний выступает объединяющей силой, сплачивающей организацию вокруг понятной всем общей цели, создающей приверженность персонала, обеспечивающей бизнесу духовную основу и делающей труд более производительным и творческим.

Формирование корпоративной культуры включает в себя миссию организации, корпоративный дух, фирменный стиль, комфортные условия труда, обеспечивающие дальнейшее продвижение и раскрытие профессионального потенциала сотрудников. Вследствие корпоративная культура стала атрибутом современной организации, обретая корпоративное кредо, объединяющее её интересы и ценности с ценностями сотрудников и потребителей. С данной точки зрения корпоративная культура определяется, как качественная реализация разновидностей позитивного корпоративизма на основе системы ценностей социального партнерства, разделяемых сообществом организации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с социально-этической ответственностью. Корпоративная культура содержит социокультурную сферу (ценности, суждения, поведенческие нормы, действия и т.п.) и средообъектную сферу (микро-, мезо-, макроуровни). Системная модель корпоративной культуры выглядит следующим образом.

Таблица 1

Системная модель корпоративной культуры_

Факторы, влияющие на корпоративную культуру (внутренние)

Лидеры и основатели Миссия, видение и ценности Система управления Сотрудники, уровень вовлеченности сотрудников Коммуникация, информационна я открытость Обучение и развитие

Факторы, влияющие на корпоративную культуру (внешние)

Отраслевая культура Экономическая среда Социально-культурная среда Государственное регулирование Технологии Глобализация

Элементы корпоративной культуры

Декларация миссии Корпоративная философия Корпоративный дух Стиль руководства и лидерства Корпоративные имидж и репутация Управление человеческими ресурсами

В современном динамичном мире корпоративная культура выходит на первый план, становясь ключевым фактором конкурентоспособности как в производственной сфере, так и в сфере услуг. Нарастающее давление со стороны конкурентов подталкивает топ-менеджеров к поиску инновационных подходов к развитию бизнеса. Повышение качества и расширение ассортимента услуг -это уже не просто желаемая цель, а необходимое условие для выживания на рынке.

Конкуренция - это экономическое явление, характеризующееся соперничеством между субъектами рынка (производителями, покупателями, посредниками, инвесторами) за ограниченные ресурсы (товары, продукция, капитал, труд, информация) или рыночную долю. Выступает важным фактором, обеспечивающее эффективное функционирование рыночной экономики.

Функционирование конкуренции не только требует создания конкурентной среды, но и связывает ее с формированием конкурентных преимуществ и обеспечением конкурентоспособности как предприятий, так и их товаров и услуг. Сильная корпоративная культура зачастую становится ключевым фактором, позволяющим компании не только оставаться на плаву, но и превосходить своих конкурентов. Наличие конкурентных преимуществ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности предприятия. Чем больше

таких преимуществ, тем выше шансы компании успешно функционировать на рынке.

Ниже на примере конкретных компаний показано, как корпоративная культура влияет на эффективность и конкурентоспособность бизнеса:

Пример 1: Компания X, успешно внедрившая эффективную корпоративную культуру.

Southwest Airlines - американская бюджетная авиакомпания, основанная 1971 году, известная своей уникальной корпоративной культурой, которая стала ключевым фактором ее успеха.

Пример 2: Компания Y, испытывающая трудности из-за неэффективной корпоративной культуры.

Enron - американская энергетическая компания, которая обанкротилась в 2001 году из-за ряда скандалов, связанных с неэффективной корпоративной культурой.

Таблица 2

Сравнительный анализ корпоративной культуры на примере двух

компаний

Элементы корпоративной культуры Компания X Компания Y

Миссия компании "Соединять людей с тем, что важно в их жизни, посредством дружелюбных, надежных и недорогих авиаперевозок" "Быть самой инновационной компанией в мире, которая меняет мир к лучшему" (2020 г)

Фокус деятельности Фокус на долгосрочный рост Фокус на краткосрочной прибыли

Культура Позитивная, основанная на уважении Неэтичная, основанная на жажде наживы

Корпоративный дух Атмосфера дружбы, вежливости и доверия: программа лояльности для сотрудников, регулярные поощрения за новые идеи и улучшения, командная работа. Атмосфера страха и подавления, где сотрудники боялись высказывать свое мнение, чтобы не потерять работу

Стиль руководства Демократический с акцентом на сотрудничество и участие сотрудников Авторитарный с сильным акцентом на иерархию и контроль

Отношение к сотрудникам Как к ценным активам Как к ресурсам, которые можно использовать

Обучение и развитие персонала Инвестиции в обучение и развитие сотрудников, и создания условий для их профессионального и личностного роста Сокращение инвестиций на обучение. Фокус обучений на повышение продаж, а не профессиональных навыков сотрудников

Конечные результаты Устойчивый рост и успех Крах

Сравнительный анализ корпоративной культуры Enron и Southwest Airlines демонстрирует, как разные подходы к управлению людьми и формированию корпоративной культуры могут привести к разительно разным результатам.

Southwest Airlines, с ее положительной культурой, ориентированной на сотрудников и клиентов, стала одной из самых успешных авиакомпаний в мире. В то время как Enron, с ее неэтичной культурой, ориентированной на краткосрочную прибыль, рухнула в 2001 году.

Этот пример наглядно показывает, что сильная и позитивная корпоративная культура является ключевым фактором успеха компании, непосредственно влияющий и способствующий её эффективности и высокой конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Вывод: Таким образом, взаимосвязь корпоративной культуры и конкуренции является взаимовыгодной. Сильная корпоративная культура способствует повышению конкурентоспособности компании, а конкуренция может стимулировать развитие корпоративной культуры.

Важно отметить, что формирование сильной корпоративной культуры -это не сиюминутный процесс, а долгосрочная стратегия, требующая постоянных усилий со стороны руководства.

Развитие устойчивой корпоративной культуры - это инвестиции в будущее компании, которые окупятся сторицей в виде улучшения финансовых показателей, повышения конкурентоспособности и укрепления позиций на рынке.

Использованная литература:

1. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. "Корпоративная культура. Теория и практика". Москва АЛЬФА-ПРЕСС 2005.

2. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры. Издательский дом «Питер», 2001.

3. Эдгар Шейн Корпоративная культура и ее влияние на эффективность бизнеса. 2010 г.

4. Языджан А.З. Значение и влияние корпоративной культуры на конкурентоспособность компании. Вестник университета Российской академии образования. 2020 г.

5. Ермакова Е.Г. Корпоративная культура и её влияние на конкурентоспособность организации. Актуальные вопросы экономических наук. 2013 г.

6. The Impact of Corporate Culture on Employee Performance and Firm Productivity by S.E. Ashkanasy, N.J. Avolio, C.Y. Hinkin, F.J. Quadri (2011).

7. Corporate culture and Organizational Performance by S.L. Schneider, B.C. Ehrhart, A.M. Mayer, M.C. Morrison (2013).

8. https://www.indeed.com/career-advice/career-development/guide-to-company-culture

9. https://www.shrm.org/topics-tools/tools/toolkits/understanding-developing-organizational-culture

10. https://www.investopedia.com/terms/c/corporate-culture.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.