Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕСТРУКТИВНЫХ ОБРАЗОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ'

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕСТРУКТИВНЫХ ОБРАЗОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / имидж власти / региональные органы исполнительной власти / социальные медиа / конструктивные и деструктивные образы власти / оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти / формирование имиджа власти / image / image of the authorities / regional executive authorities / social media / constructive and destructive images of the authorities / evaluation of the effectiveness of the executive authorities / formation of the image of the authorities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гордышов Максим Сергеевич

Цель исследования состоит в выявлении влияния положительных и отрицательных образов органов исполнительной власти Республики Адыгея в массовом сознании жителей региона. Методологическая база исследования. Проведен системный анализ результатов авторского социологического исследования, позволяющий выявить основные конструктивные и деструктивные образы региональных органов исполнительной власти (РОИВ). В рамках исследования были использованы качественные и количественные методы, основанные на индивидуальных оценках жителей региона: опрос и рейтинговый замер. Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования оценки имиджа органов исполнительной власти Республики Адыгея. В 2022–2023 гг. методом онлайн-опроса было опрошено 1087 жителей региона разных возрастных групп. На основании результатов исследования было выявлено наличие у региональных органов исполнительной власти Республики Адыгея набора конструктивных и деструктивных образов – индикаторов общественного мнения, доверия и имиджа власти региона. В ходе проведенного исследования было установлено, что персональный имидж представителей исполнительной власти региона оказывает влияние на общий образ института власти. Это связано, в том числе, с персонификацией РОИВ Адыгеи жителями региона. Перспективы исследования. В условиях современных вызовов, определяемых распространением новых медиа и массовых коммуникаций, исследование методов и практик формирования имиджа региональных органов исполнительной власти России обретает особое значение. В первую очередь, это связано с растущей потребностью общества к постоянному открытому диалогу с представителями власти, систематическим и своевременным получением полной и достоверной информации о проводимой политике и деятельности регионального правительства. Взаимодействие власти и общества является сложным динамичным процессом, успешность которого зависит от восприятия гражданами эффективности деятельности органов власти. В сознании каждого человека формируется образ власти и ее представителей, складывается мнение о ее деятельности. В связи с тем, что имидж представителей РОИВ оказывает влияние на общий образ института власти, возрастает необходимость создания и реализации в республике консолидированной и системной имиджевой политики в целях конструирования и поддержания устойчивого положительного образа регионального правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE IMAGES ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ADYGEA

Objective of the study is to identify the influence of positive and negative images of the executive authorities of the Republic of Adygea in the mass consciousness of the inhabitants of the region. The methodological basis of the research. A systematic analysis of the results of the author’s sociological research has been carried out, which makes it possible to identify the main constructive and destructive images of regional executive authorities (ROIV). The study used qualitative and quantitative methods based on individual assessments of residents of the region: a survey and a rating measurement. Research results. The article presents the results of a study assessing the image of the executive authorities of the Republic of Adygea. In 2022-2023, 1,087 residents of the region of different age groups were interviewed by the online survey method. Based on the results of the study, it was revealed that the regional executive authorities of the Republic of Adygea have a set of constructive and destructive images – indicators of public opinion, trust and image of the authorities of the region. In the course of the study, it was found that the personal image of representatives of the executive power of the region influences the overall image of the institution of power. This is due, among other things, to the personification of the SWARM of Adygea by the inhabitants of the region. Prospects of the study. In the context of modern challenges determined by the spread of new media and mass communications, the study of methods and practices of image formation of regional executive authorities of Russia is of particular importance. First of all, this is due to the growing need of society for a constant open dialogue with government officials, systematic and timely receipt of complete and reliable information about the policies and activities of the regional government. The interaction of government and society is a complex dynamic process, the success of which depends on citizens’ perception of the effectiveness of the authorities. An image of the government and its representatives is formed in the consciousness of each person, an opinion is formed about its activities. Due to the fact that the image of the representatives of the ROIV has an impact on the overall image of the institution of power, there is an increasing need to create and implement a consolidated and systematic image policy in the republic in order to construct and maintain a stable positive image of the regional government.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕСТРУКТИВНЫХ ОБРАЗОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

НЮр УДК 316.4

Щш Б01 10.18522/2227-8656.2023.5. ЕШ МНЯС01

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕСТРУКТИВНЫХ ОБРАЗОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

М. С. Гордышов *

ORCID: 0009-0004-4517-0895

* Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

Цель исследования состоит в выявлении влияния положительных и отрицательных образов органов исполнительной власти Республики Адыгея в массовом сознании жителей региона.

Методологическая база исследования. Проведен системный анализ результатов авторского социологического исследования, позволяющий выявить основные конструктивные и деструктивные образы региональных органов исполнительной власти (РОИВ). В рамках исследования были использованы качественные и количественные методы, основанные на индивидуальных оценках жителей региона: опрос и рейтинговый замер.

Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования оценки имиджа органов исполнительной власти Республики Адыгея. В 2022-2023 гг. методом онлайн-опроса было опрошено 1087 жителей региона разных возрастных групп. На

© Гордышов М. С., 2023

Научная статья

THE INFLUENCE OF CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE IMAGES ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ADYGEA

Maxim S. Gordyshov *

* Adyghe State University, Maykop, Russia

Objective of the study is to identify the influence of positive and negative images of the executive authorities of the Republic of Adygea in the mass consciousness of the inhabitants of the region.

The methodological basis of the research. A systematic analysis of the results of the author's sociological research has been carried out, which makes it possible to identify the main constructive and destructive images of regional executive authorities (ROIV). The study used qualitative and quantitative methods based on individual assessments of residents of the region: a survey and a rating measurement.

Research results. The article presents the results of a study assessing the image of the executive authorities of the Republic of Adygea. In 20222023, 1,087 residents of the region of different age groups were interviewed by the online survey method. Based on the results of the study,

основании результатов исследования было выявлено наличие у региональных органов исполнительной власти Республики Адыгея набора конструктивных и деструктивных образов - индикаторов общественного мнения, доверия и имиджа власти региона. В ходе проведенного исследования было установлено, что персональный имидж представителей исполнительной власти региона оказывает влияние на общий образ института власти. Это связано, в том числе, с персонификацией РОИВ Адыгеи жителями региона.

Перспективы исследования. В условиях современных вызовов, определяемых распространением новых медиа и массовых коммуникаций, исследование методов и практик формирования имиджа региональных органов исполнительной власти России обретает особое значение. В первую очередь, это связано с растущей потребностью общества к постоянному открытому диалогу с представителями власти, систематическим и своевременным получением полной и достоверной информации о проводимой политике и деятельности регионального правительства. Взаимодействие власти и общества является сложным динамичным процессом, успешность которого зависит от восприятия гражданами эффективности деятельности органов власти. В сознании каждого человека формируется образ власти и ее представителей, складывается мнение о ее деятельности. В связи с тем, что имидж представителей РОИВ оказывает влияние на общий образ института власти, возрастает необходимость создания и реализации в республике консолидированной и системной имиджевой политики в целях конструирования и поддержания устойчивого положительного образа регионального правительства.

Ключевые слова: имидж, имидж власти, региональные органы исполнительной власти, социальные медиа, конструктивные и деструктивные образы власти, оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти, формирование имиджа власти

it was revealed that the regional executive authorities of the Republic of Adygea have a set of constructive and destructive images -indicators of public opinion, trust and image of the authorities of the region. In the course of the study, it was found that the personal image of representatives of the executive power of the region influences the overall image of the institution of power. This is due, among other things, to the personification of the SWARM of Adygea by the inhabitants of the region.

Prospects of the study. In the context of modern challenges determined by the spread of new media and mass communications, the study of methods and practices of image formation of regional executive authorities of Russia is of particular importance. First of all, this is due to the growing need of society for a constant open dialogue with government officials, systematic and timely receipt of complete and reliable information about the policies and activities of the regional government. The interaction of government and society is a complex dynamic process, the success of which depends on citizens' perception of the effectiveness of the authorities. An image of the government and its representatives is formed in the consciousness of each person, an opinion is formed about its activities. Due to the fact that the image of the representatives of the ROIV has an impact on the overall image of the institution of power, there is an increasing need to create and implement a consolidated and systematic image policy in the republic in order to construct and maintain a stable positive image of the regional government.

Keywords: image, image of the authorities, regional executive authorities, social media, constructive and destructive images of the authorities, evaluation of the effectiveness of the executive authorities, formation of the image of the authorities

Введение

Эффективная и результативная коммуникация между властью и обществом на современном этапе развития информационных технологий достигается, в том числе, благодаря активному использованию РОИВ в своей работе социальных медиа и их широкого набора инструментов для прямого участия населения в общественно-политической жизни своего региона (Angelo, 2019). Успешность же взаимодействия будет зависеть от сложившегося имиджа органов исполнительной власти, от образов в массовом сознании жителей субъекта Российской Федерации, от эффективности деятельности регионального правительства в социальной сфере.

Ф. Котлер рассматривал имидж в качестве набора идей, представлений, мыслей и впечатлений человека о том или ином объекте (Котлер, 2015). Под имиджем мы понимаем специально формируемый с целью популяризации образ индивида или социального института. Под образом понимается «результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека» (Ожегов, 2011). Особое значение имеют структурные компоненты восприятия личностью деятельности представителей института власти. Так, А. Г. Турантаева и А. И. Егорова выделяют следующие группы: объектные (характеристики власти и ее представителей), коммуникативные (смысловые интерпретации власти), активные (восприятие через призму социально-экономической политики) и субъективные (социальные и психологические особенности личности) компоненты восприятия (Турантаева, 2007).

В политической системе России в последние годы региональными органами исполнительной власти стала проводиться работа, направленная на систематическую коммуникацию с населением. Для этого задействуются как традиционные методы (личные приемы граждан, встречи с представителями общественности, пресс-конференции и круглые столы), так и современные приемы, аккумулируемые коммуникационными технологиями (прямые эфиры на телевидении и в социальных медиа, общение с гражданами в социальных сетях, ответы на просьбы и жалобы жителей региона на сайтах сети интернет). Благодаря активной информационно-коммуникационной работе с населением органы исполнительной власти помогают жителям региона сформировать наиболее полный образ власти как социального института; выявляют и структурируют запросы общества, внося изменение в социальную политику субъекта РФ. Следует отметить, что процесс формирования образа власти, как и ее имиджа, может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Образы исполнительной власти региона, формирующиеся у его жителей на основании представлений о сущности власти, обязанностях и функциях, ожиданий и восприятия ее деятельности, принятия или непринятия результатов работы, посредством влияния социально-экономических условий, воздействия средств массовой информации, социальных сетей и политических

технологий, могут быть положительными, нейтральными, а также отрицательными. Под нейтральными образами мы понимаем отсутствие у отдельных категорий граждан сформированного мнения о деятельности власти, или выраженное безразличие к политическим и социальным процессам в регионе. В целом, образы власти следует разделить на две категории: конструктивные -обладающие набором основополагающих параметров для формирования позитивного имиджа РОИВ, и деструктивные - в арсенал которых входят компоненты, оказывающие отрицательное, разрушающее действие на имидж региональных органов исполнительной власти. И конструктивные, и деструктивные образы могут зависеть от социальных стереотипов - распространенных представлений и суждений о региональных органах исполнительной власти.

Методология и эмпирическая база исследования

Для проведения целенаправленной и системной работы по формированию положительного имиджа РОИВ основополагающим фактором является выявление образа, сформированного у жителей региона и доминирующего у большинства населения. В статье проведено эмпирическое исследование оценок имиджа органов исполнительной власти Республики Адыгея. В рамках социологического исследования были использованы качественные и количественные методы, основанные на индивидуальных оценках жителей региона: опрос и рейтинговый замер.

Результаты онлайн-опроса показывают, что у жителей Республики Адыгея есть собственное представление об основных функциях, которые должны выполнять органы государственной власти. Большинство респондентов считают, что органы госвласти должны: поддерживать качественное функционирование государственной системы страны - 63 %; улучшать жизнь граждан -72 %; исполнять волю населения - 27 %; создавать комфортные условия для жизнедеятельности отдельных категорий граждан - 10 % (рис. 1). Это связано с ожиданиями, существующими в сознании граждан страны. Результаты опроса свидетельствуют о том, что жителям Адыгеи важно, чтобы органы госвласти страны обеспечивали не только комфортную жизнедеятельность граждан, исполняли волю населения, но и эффективно работали для бесперебойной деятельности государственной системы России.

Большинство участников онлайн-опроса ответили позитивно на вопрос исполняют ли органы государственной власти свою основную функцию: 24 % - да, 43 % - скорее да. Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что население Республики Адыгея считает деятельность органов власти страны по поддержанию устойчивости государственной системы, улучшению жизни граждан и исполнении воли населения достаточно эффективной. Вышесказанное означает, что ожидания, обозначенные результатах предыдущего вопроса (рис. 1), соотносятся с реальностью (табл. 1).

Улучшать жизнь граждан |

Создавать комфортные условия для жизнедеятельности 111(ю%)

отдельных категорий граждан

Поддерживать качественное функционирование 689 (63%)

государственной системы страны

Исполнять волю населения | 291(27%)

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900

Рисунок 1. Какие основные функции, по Вашему мнению, должны выполнять органы государственной власти Российской Федерации?

Таблица 1

Выполняют ли, по Вашему мнению, органы государственной власти Российской Федерации свои основные функции?

Вариант ответа % от общего числа опрошенных

Да 24 %

Скорее да 43 %

Скорее нет 12 %

Нет 5 %

Затрудняюсь ответить 16 %

Как следует из результата социологического исследования, образ исполнительной власти Республики Адыгея в глазах жителей региона имеет преимущественно позитивную коннотацию - количество положительных оценок составило 56 %. Нейтральное отношение к региональным органам исполнительной власти выразили 34 % респондентов, тогда как отрицательное отношение отметили лишь 4 % участников опроса. Это указывает на положительное восприятие жителями органов государственной власти России. Представляется, что это связано с успешностью проведения общественно-ориентированной политики, реализацией государственных программ и национальных проектов, нацеленных на улучшение качества жизни, развитие социальных институтов, сферы здравоохранения и образования, поддержки социально-незащищенных слоев населения и т. д.

Конструкт положительного образа региональной исполнительной власти в массовом сознании жителей Республики Адыгея выражается также через призму доверия. Исследовательский коллектив под руководством доктора политических наук З. А. Жаде отмечает, что в большинстве своем «доверие к власти определяется степенью ее открытости перед обществом» (Жаде, 2022).

Стоит также отметить, что доверие к власти является одной из объективных характеристик оценки деятельности региональных органов исполни-

тельной власти. Соответствующее положение закреплено Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 04.02.2021).

Отмечается, что эффективность деятельности РОИВ в Адыгее в большей степени зависит от спокойной и стабильной обстановки в регионе (70 %). Также наиболее значимыми результатами в глазах населения республики являются: видимые положительные изменения в разных отраслях - 61 %; своевременная и системная работа с населением - 34,2 %; отсутствие замечаний со стороны жителей - 18,8 %; мнение друзей и знакомых; отсутствие замечаний со стороны федеральных органов власти - 9 % (рис. 2).

По спокойной и стабильной обстановке в регионе По видимым положительным изменениям в различных отраслях

По мнению друзей, родственников и знакомых

По отсутствию замечаний и роста негативных настроений со стороны жителей

По оценкам экспертного сообщества По положительной оценке федеральных органов власти

По положительным отзывам в СМИ

По положительным отзывам жителей региона в социальных сетях и мессенджерах

По своевременной и системной работе с населением

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900

Рисунок 2. По каким параметрам Вы оцениваете эффективность деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея?

Сформированный у человека образ власти также зависит от соотношения ожиданий и реальных дел. Большинство жителей Республики Адыгея считают, что работа исполнительных органов власти скорее соответствует их ожиданиям (45,5 %). Полностью сбываются ожидания у 26 % респондентов. Вышесказанное может свидетельствовать о том, что РОИВ Республики Адыгея при планировании своей работы стараются отвечать запросам разных категорий населения. Как видно из сказанного выше, между населением Республики Адыгея и органами исполнительной власти региона существует высокий уровень доверия. Качество предоставления государственных услуг, реализация крупных социальных, культурных и экономических проектов и программ выступает одним из критериев формирования конструктивного об-

раза власти. Деструктивно на образ действует низкое качество работ, выполняемых властью, как цельным социальным институтом, так и некомпетентность и непрофессионализм государственных служащих.

В проведенном исследовании жителям Республики Адыгея предлагалось оценить по 5-балльной шкале работу РОИВ. Полученные результаты социального опроса указывают на общую положительную оценку властным структурам Адыгеи. Совокупность положительных ответов составила 66,4 % (где за «5 - отлично» проголосовали 290 человек (26,7 %), а за «4 - хорошо» 432 респондента (39,7 %)). Вместе с тем часть опрошенной аудитории показывает достаточно критичное отношение к работе исполнительной власти республики. 21,4 % и 4 % респондентов проголосовали за варианты ответа «3 -удовлетворительно», и «2 - неудовлетворительно» соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Оцените по 5-балльной шкале работу органов исполнительной власти Республики Адыгея

Вариант ответа % от общего числа опрошенных

5 - отлично 26,7 %

4 - хорошо 39,7 %

3 - удовлетворительно 21,4 %

2 - неудовлетворительно 4 %

1 - затрудняюсь ответить 8 %

В ходе исследования жителям Республики Адыгея предлагалось выбрать несколько высказываний, с которыми, по их мнению, связаны отрицательные оценки деятельности исполнительной власти региона. К деструктивным образам РОИВ респонденты отнесли, в первую очередь, отстраненность от проблем населения (33,8 %), предполагаемую коррумпированность (26,3 %), невысокую осведомленность населения о деятельности власти (26,1 %), с невысоким уровнем профессионализма государственных служащих (22,3 %), с неэффективной деятельностью региональной власти (20,8 %), с невысокой политической культурой населения (20,1 %), с отсутствием единой стратегии формирования имиджа региона и региональной власти (9,3 %) (рис. 3). Полученные результаты опроса позволяют выделить основные отрицательные характеристики имиджа органов исполнительной власти Адыгеи.

Конструктивные и деструктивные образы власти проходят через стере-отипизацию и персонификацию. В целях выявления реального имиджа органов исполнительной власти Республики Адыгея в глазах жителей региона им было предложено оценить по 5-балльной шкале имидж (образ) высшего должностного лица - Главы Адыгеи Мурата Кумпилова.

Рисунок 3. Как Вы считаете, с чем связаны отрицательные оценки деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея?

Рисунок 4. Оцените по 5-балльной шкале имидж Главы Республики Адыгея

Полученные результаты опроса сложились следующим образом: имидж главы региона оценкой «5 - отлично» отметили 45,5 % респондентов, оценкой «4 - хорошо» - 35 % опрошенных, «3 - удовлетворительно» поставили 12,8 %, за вариант ответа «2 - неудовлетворительно» проголосовало 1,5 % от опрошенных, еще 5,2 % затруднились с ответом (рис. 4). Результаты опроса

позволяют сделать вывод, что имидж Главы Республики Адыгея находится на высоком уровне. Данная оценка предполагает личный контроля и частую коммуникацию, инклюзивное участие руководителя региона в решении социальных проблем.

В рамках социологического исследования, жителям Адыгеи было также предложено оценить по 5-балльной шкале существующий на данный момент имидж органов исполнительной власти республики. Респонденты охарактеризовали имидж РОИВ Адыгеи следующим образом: 26 % - «5 - отлично», 42 % - «4 - хорошо», 21 % - «3 - удовлетворительно», «3 % - неудовлетворительно». Еще 7 % опрошенных затруднились с ответом. Полученные данные позволяют сделать вывод, что совокупная положительная оценка образа региональных органов исполнительной власти в глазах жителей Республики Адыгея составляет 68 %. Несмотря на достаточно высокую оценку, часть респондентов выражают неудовлетворенность качеством и эффективностью деятельности РОИВ (рис. 5).

5 — отлично

4 — хорошо

3 - удовлетворительно

2 - неудовлетвор1ггельно

1 - затрудняюсь ответить

■ 23% 22%

26%

■ 28%

33%

30%

39%

42% 42%

46%

22% 22% 22%

34%

16%

12%

0% 5% 10% 15% 20% 25% ■ 66-старше ■ 46-65 ■ 36-45 26-35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30% 35% ■ 18-25

40%

45%

50%

Рисунок 5. Оцените по 5-балльной шкале имидж органов исполнительной власти Республики Адыгея

Для оценки уровня персонификации власти в Республике Адыгея участникам опроса было предложено ответить на вопрос о влиянии имиджа Главы Республики Адыгея на имидж органов исполнительной власти и наоборот. 75 % опрошенных ответили положительно на вопрос о влиянии имиджа Главы Адыгеи на оценку деятельности РОИВ. О влиянии имиджа РОИВ на имидж Главы Адыгеи заявили 74 % опрошенных. Сравнительный анализ показан на

графике (рис. 6). На основании анализа результатов логично предположить, что влияние имиджа Главы Адыгеи на имидж органов исполнительной власти связан с персонификацией власти. Таким образом, высокий уровень одобрения руководителя региона распространяется и на его команду - профессионалов, которые были отобраны и одобрены лично им. Следовательно, имидж органов исполнительной власти Адыгеи оказывает влияние на имидж главы субъекта по причине оценки деятельности региональной правительственной команды, отобранной и поддерживаемой лично главой региона.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

74%

70%

18%

8% 14% шщ

Влияет ли имидж Главы Республики Адыгея на имидж Влияет ли имидж РОИВ Адыгеи на имидж Главы РОИВ Адыгеи? Республики Адыгея?

■ Да Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 6. Как Вы считаете, влияет ли имидж Главы Республики Адыгея на имидж органов исполнительной власти региона? / Как вы считаете, влияет ли имидж органов исполнительной власти региона на имидж Главы Республики Адыгея?

В целях демонстрации того, что органы исполнительной власти Республики Адыгея персонифицируются жителями республики, в рамках социологического исследования респондентам предлагалось назвать представителей РОИВ. 438 респондентов назвали 28 представителей органов власти региона, 3 человека из которых на данный момент более не относятся к РОИВ Адыгеи. Так, имя Главы Адыгеи Мурата Кумпилова назвали чаще всего - 264 респондента из (60,27 %). Второй по популярности представитель РОИВ региона - Анзаур Керашев, Председатель Кабинета Министров Республики Адыгея - 189 человек (43,15 %). Замыкающим в линейке самых упоминаемых представителей органов исполнительной власти республики стал Министр здравоохранения Адыгеи Рустем Меретуков - 187 голосов (42,69 %) (табл. 3).

Таблица 3

Каких представителей органов исполнительной власти Республики Адыгея Вы знаете?

ФИО Должность № %

Аутлев Юрий Министр культуры РА 101 23,06

Картамышев Валерий Министр строительства РА 43 9,82

Керашев Анзаур Председатель Кабмина РА 189 43,15

Куанов Анзаур Министр с/х РА 55 12,56

Кумпилов Мурат Глава РА 264 60,27

Курузова Магирет Зам.министра эконом. разв. РА 1 0,23

Кушу Светлана Зам.министра культуры РА 12 2,74

Лапчук Анна Начальник Управления Главы РА по реализации нацпроектов 5 1,14

Лебедев Евгений И.о. Министра обр.и науки РА 104 23,74

Меретуков Рустем Министр здравоохранения РА 187 42,69

Мирза Джанбеч Министр труда и соц.разв. РА 34 7,76

Нагороков Алий Начальник Управления молодежной политики РА 1 0,23

Орлов Виктор Министр финансов РА 38 8,86

Павловский Александр Зам. министра эконом. разв. РА 1 0,23

Паранук Сусанна Зам. министра обр. и науки РА 23 5,25

Погасеева Людмила Начальник отдела по работе со СМИ 2 0,46

Романова Фатима И.о. Официального представителя РА при Президенте РФ 4 0,91

Свеженец Владимир Руководитель Администрации Главы РА 6 1,37

Схабо Нальбий Начальник Управления государственной службы РА 3 0,68

Тлехас Махмуд Зам. председателя Кабмина РА 87 19,86

Тхакушинов Аслан Государственный Советник РА 27 6,16

Хотко Саниет Зам. рук. Администрации Главы РА 3 0,86

Шеуджен Заур Министр эконом. разв. РА 73 16,67

Шу Заурбек Министр цифр. разв. РА 11 2,51

Шхалахов Аскер Председатель Комитета РА по делам национальностей 40 9,13

Щербаков Константин Зам. Предс. Комитета РА по делам национальностей 3 0,68

Следует отметить, что на уровень узнаваемости представителей органов исполнительной власти Республики Адыгея повлияло несколько факторов. Одним из них можно назвать пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызвавшую большой информационный поток в социальных сетях и мессенджерах. В связи с переходом многих людей на удаленный формат работы и прочих карантинных мер, власть региона стала чаще взаимодействовать с жителями в интернет-пространстве. Также одним из факторов можно назвать интенсификацию работы с обращениями граждан, поступившими из открытых источников, принятие закона о государственных пабликах, обязывающие представителей РОИВ лично участвовать в диалоге с населением посредством социальных сетей.

Заключение

Проведенный анализ результатов социологического исследования позволяет сделать вывод о том, что региональные органы исполнительной власти обладают набором конструктивных и деструктивных образов - индикаторов общественного мнения, доверия и имиджа власти региона. К конструктивным образам относятся эффективность деятельности, высокий уровень профессионализма госслужащих, вовлеченность в социально-бытовую жизнь населения и другие. Деструктивные образы включают в себя некомпетентность и непрофессионализм государственных гражданских служащих, потенциальные случаи коррупции, отстраненность власти от проблем населения, отсутствие диалога с жителями и другие. В ходе проведенного исследования было установлено, что персональный имидж представителей исполнительной власти региона оказывает влияние на общий образ института власти. Это связано с персонификацией РОИВ жителями региона.

Таким образом, учет конструктивного и деструктивного опыта функционирования органов исполнительной власти Республики Адыгея, сопряженного с возникновением рисков краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера, позволяет разработать инструментарий для управления имиджем РОИВ.

Список источников

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е издание, дополненное. - Москва: А ТЕМП, 2010. - 944 с. - EDN ИХРБРТ.

Турантаева А. Г. Образ власти в зеркале сознания рядовых граждан / А. Г. Турантаева, А. И. Егорова // Вестник СВФУ - 2007. - №> 4.

References

Ozhegov S. I., Shvedova. N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. - 4th edition, supplemented. Moscow: A TEMP; 2010. 944 p. (In Russ.).

Turantaeva A. G., Egorova A. I. The image of power in the mirror of the consciousness of

Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; [Пер. с англ.]. - СПб.: Нева, 2003 (М.: ПФ Красный пролетарий). -219 с. - ISBN 5-7654-2780-4.

Пандемия COVID-19 как вызов власти и обществу: политико-социологический взгляд: монография / З. А. Жаде, Н. А. Ильи-нова, И. В. Киреева, Е. С. Куква, С. А. Ляу-шева, А. Ю. Шадже, рук. Авторского коллектива и отв. редактор З. А. Жаде. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2022. - 218 с.

Angelo A. L., Bonelli F., Paglieri T. Civility and trust in social media / A. L. Angelo, F. Bonelli, T. Paglieri // Journal of Economic Behavior & Organization. - 2019. - Vol. 160. -P. 83-99.

Для цитирования: Гордышов М. С. Влияние конструктивных и деструктивных образов на формирование имиджа органов исполнительной власти Республики Адыгея // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. -№ 5 (63). - С. 134-146. DOI 10.18522/2227-8656.2023.5.10 EDN MHRCOI

Сведения об авторе

Гордышов Максим Сергеевич

Аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета AuthorID РИНЦ: 1214316

gordyshovglobal@mail.ru

ordinary citizens. Vestnik SVFU = NEFU Bulletin; 2007; 4. (In Russ.).

Kotler F. Marketing from A to Z: 80 concepts that every manager should know; [Trans. from English]. St. Petersburg: Neva = SPb.: Neva, 2003 (Moscow: PF Krasny Proletariy). 219 p. ISBN 5-7654-2780-4. (In Russ.).

Zhade Z. A., H'inova I. V., Kireeva I. V. The COVID-19 pandemic as a challenge to power and society: a Political and sociological view: monograph. Majkop: Adygejskij gosudarstven-nyj universitet = Maykop: Adygea State University; 2022. 218 p. (In Russ.).

Angelo A. L., Bonelli F., Paglieri T. Civility and trust in social media. Journal of Economic Behavior & Organization. 2019; 160: 83-99.

История статьи:

Поступила в редакцию - 04.09.2023. Одобрена после рецензирования -28.09.2023.

Принята к публикации - 02.10.2023.

Information about author

Maxim S. Gordyshov

Postgraduate student, Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University WoS. ResearcherlD: HNP-8757-2023

gordyshovglobal@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.