Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ АДЫГЕИ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ АДЫГЕИ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кумпилов Тагир Маратович

Целью исследования является анализ имиджевой политики в Стратегии социальноэкономического развития Республики Адыгея как действенного инструмента позиционирования и обеспечения конкурентных преимуществ региона. Методологическую базу исследования составляет системный подход к анализу регионального имиджа. Автор анализирует основные направления деятельности органов власти Адыгеи по укреплению положительного облика региона. Результаты исследования. По итогам проведенного исследования представлены факторы, формирующие имидж региона, проанализированы условия повышения его конкурентоспособности. В заключение статьи делается вывод о том, что для успешной реализации задачи по укреплению имиджа региона необходима скоординированная, имеющая стратегический характер политика, направленная на позитивную трансформацию всех сфер жизни общества. Перспективы исследования. Автор предлагает разработать на основе стратегии концепцию имиджевой политики Республики Адыгеи с учетом опыта других национальных республик и на основе научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кумпилов Тагир Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL IMAGE OF ADYGEA IN THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC

Objective of the study is to analyze the image policy in the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea as an effective tool for positioning and ensuring the competitive advantages of the region. The methodological basis of the research a systematic approach to the analysis of the regional image. The author analyzes the main directions of the activities of the authorities of Adygea to strengthen the positive image of the region. Research results. Based on the results of the study, the factors that form the image of the region are presented, the conditions for increasing its competitiveness are analyzed. The article concludes that for the successful implementation of the task of strengthening the image of the region, a coordinated, strategic policy aimed at a positive transformation of all spheres of society is needed. Prospects of the study. The author proposes to develop the concept of the image policy of the Republic of Adygea based on the Strategy, taking into account the experience of other national republics and on the basis of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ АДЫГЕИ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 316.4; 332

DOI 10.18522/2227-8656.2021.2.11

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ АДЫГЕИ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ*

© 2021 г.

Т. М. Кумпилов *

* Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Целью исследования является анализ имиджевой политики в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея как действенного инструмента позиционирования и обеспечения конкурентных преимуществ региона.

Методологическую базу исследования составляет системный подход к анализу регионального имиджа. Автор анализирует основные направления деятельности органов власти Адыгеи по укреплению положительного облика региона.

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования представлены факторы, формирующие имидж региона, проанализированы условия повышения его конкурентоспособности. В заключение статьи делается вывод о том, что для успешной реализации задачи по укреплению имиджа региона необходима скоординированная, имеющая стратегический характер политика, направленная на позитивную трансформацию всех сфер жизни общества.

Тип статьи в журнале - научная

REGIONAL IMAGE

OF ADYGEA IN THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC

© 2021 T. M. Kumpilov *

* Adyghe State University, Maykop, Russia

Objective of the study is to analyze the image policy in the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea as an effective tool for positioning and ensuring the competitive advantages of the region.

The methodological basis of the research a systematic approach to the analysis of the regional image. The author analyzes the main directions of the activities of the authorities of Adygea to strengthen the positive image of the region.

Research results. Based on the results of the study, the factors that form the image of the region are presented, the conditions for increasing its competitiveness are analyzed. The article concludes that for the successful implementation of the task of strengthening the image of the region, a coordinated, strategic policy aimed at a positive transformation of all spheres of society is needed.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31190021.

Перспективы исследования. Автор предлагает разработать на основе стратегии концепцию имиджевой политики Республики Адыгеи с учетом опыта других национальных республик и на основе научного знания.

Ключевые слова: имидж региона; Республика Адыгея; стратегия социально-экономического развития; укрепление положительного имиджа региона; региональный бренд.

Prospects of the study. The author proposes to develop the concept of the image policy of the Republic of Adygea based on the Strategy, taking into account the experience of other national republics and on the basis of scientific knowledge.

Keywords: image of the region; Republic of Adygea; socio-economic development strategy; strengthening the positive image of the region; regional brand.

Введение

Формирование и укрепление положительного имиджа региона является стратегическим инструментом, направленным на увеличение конкурентных преимуществ территории. Продвижение позитивного имиджа Республики Адыгеи является актуальной задачей органов региональной власти, эффективное решение которой призвано обеспечить региональную безопасность, и направлено на укрепление целостности и консолидацию регионального сообщества. Имидж является «сложной структурой, взаимосвязанной со стратегией социально-экономического развития административно-территориального образования. Имидж должен отражать реальную конкурентоспособность региона, поэтому его целесообразно формировать, опираясь на традиционные факторы конкурентоспособности, и правильным образом транслировать в сознание общественности» (Булочников, 2020. С. 29).

Методология и методы. Исследование осуществлено с применением общенаучных методов познания. Также использовались системный подход к анализу регионального имиджа, позволяющий анализировать формирование имиджа в единстве целей и задач реализации стратегии развития региона; подходы к изучению территориального имиджа (Д.П. Гавра, Ю.В. Таранова, И.А. Василенко).

Научные результаты и дискуссия

Имиджевая политика Республики Адыгеи. Своевременность усилий региональных властей в формировании имиджа региона отражена в нормативно-правовой базе Адыгеи. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. подчеркивается, что целью региональной политики является «обеспечение гармоничного устойчивого развития с высоким уровнем качества жизни населения. При этом основными целями являются увеличение ожидаемой продол-

жительности жизни к 2030 году до 80 лет; рост среднемесячной зарплаты в 2,2 раза до уровня свыше 50 тыс. рублей; снижение уровня бедно-

о *

сти в 3 раза» .

«Под стратегией социально-экономического развития следует понимать научно обоснованный порядок действий по реализации принципов комплексного развития. Стратегия социально-экономического развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития макрорегиона (Южного федерального округа) и страны, составляя с ней единое целое» (Шалатов, 2017. С. 62).

Анализируя имиджевую стратегию региона, целесообразно выделить основные направления деятельности институтов власти Адыгеи:

1. Использование факторов узнаваемости и уникальности республики:

- бренд региона. В топ-1000 культурных туристических брендов России вошли 13 брендов из Адыгеи: «Дольмены Адыгеи», «Золотое шитье адыгов (черкесов)», «Черкеска», «Адыгское (черкесское) седло», «Адыгские (черкесские) танцы», «Черкесская шашка», «Халюжи», «Ла-го-Наки», «Тембот Керашев»^.

Наиболее узнаваемыми продуктами республики за ее пределами являются адыгейские сыр и соль. Традицией стало ежегодное проведение фестиваля-конкурса «Адыгейский сыр». В сентябре 2018 г. в рамках проведения такого фестиваля был организован круглый стол, на котором глава Адыгеи М. Кумпилов подчеркнул, что «республиканские власти готовы... продвигать национальный бренд адыгейский сыр , который для нашей республики не просто часть имиджа. Это один из главных брендов Адыгеи, благодаря которому многие россияне узнают о нашем регионе» ,

- исторические события знакового характера. Майкопская археологическая культура получила широкую известность за пределами Адыгеи. Важным для истории региона также является тот факт, что знаменитый Шелковый путь проходил по территории исторической Черкесии;

- уникальные климатические и природные условия, определяющие образ региона. В первую очередь образ республики определяют Кавказский биосферный заповедник, включенный в объекты Всемирного

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года от 26.12.2018. URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

^ Бренды Адыгеи попали в топ-1000 культурных туристических брендов России. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-kultury/novosti-ministerstva/brendy-adygei-popali-v-top-1000-kulturnykh-turisticheskikh-brendov-rossii/.

* Мурат Кумпилов: «Наша стратегическая цель - повысить качество жизни населения». URL: https://adygei.er.ru/activity/news/murat-kumpilov-nasha-strategicheskaya-cel-povysit-kachestvo-zhizni-naseleniya.

наследия ЮНЕСКО, и национальный природный парк «Горная Адыгея». С одной стороны Адыгеи - обширная равнина, с другой - горы и предгорья Большого Кавказа. Она отличается неповторимыми ландшафтами, целебными источниками, многообразием флоры и фауны, а также наличием нескольких климатических зон.

2. Использование набора инструментов по продвижению специфики региона:

- реализация в республике значимого культурного проекта. В рамках флагманского проекта «Культура Адыгеи» стратегии предполагается «развитие сферы культуры республики по следующим направлениям: поддержка народно-художественных промыслов, популяризация творческих брендов республики, создание регионального инновационного культурного центра, разработка календаря культурных событий, поддержка событийного туризма».

К основным мероприятиям культурного характера следует отнести Международный фестиваль адыгской (черкесской) культуры; адыгский Новый год (Навруз); межрегиональный фестиваль казачьей культуры; ежегодный горный поход и слет талантливой молодежи у подножия горы Фишт с участием главы республики; фестиваль адыгейского сыра; празднование Дней адыгов (черкесов), памяти и скорби черкесского народа, адыгского языка и письменности, адыгского (черкесского) флага, национального адыгского (черкесского) костюма, адыгского халюжа, черкесской груши, адыгейской тыквы;

- реализация туристических программ. В Адыгее доступен широкий спектр популярных видов активного отдыха: пешие, конные и велосипедные туры, альпинизм, спелеотуризм, каньонинг, водный туризм, рафтинг, дельтапланеризм, горные лыжи, путешествия на внедорожных автомобилях («джиппинг»), квадроциклах, снегоходах и прочие.

Перспективными проектами являются многопрофильный турист-ско-рекреационный парк «Джэнэт» и этнокомплекс «Даховская поляна», которые представляются точками роста для туризма, влияют на развитие инвестиционной привлекательности и создание положительного имиджа Адыгеи. Туризм является одной из самых перспективных отраслей экономики Адыгеи. Принимая во внимание ландшафтные особенности территории республики, ее богатейшую культурно-историческую насыщенность, традиционный жизненный уклад, особое распространение в Адыгее получили такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, пешеходный, горный, альпинизм и скалолазание, горнолыжный, водный, а также неорганизованные формы авто- и мототуризма.

Реализация стратегии «предполагает концентрацию и синхронизацию усилий и ресурсов региональных властей, органов местного самоуправления, бизнеса и общества на приоритетных направлениях и проектах развития туристско-рекреационного комплекса на основе формирования конкурентоспособного турпродукта, комплексном развитии территории ключевых туристских дестинаций, включая развитие систем коммунальной и социальной инфраструктуры поселений, снятие инфраструктурных ограничений, формирование комфортной современной *

среды»*;

- визиты официальных делегаций региона в зарубежные государства. За последние годы делегация республики посетила Объединенные Арабские Эмираты (2018 г.); в 2019 г. состоялся официальный визит делегации в Турцию, где обсуждался инвестиционный и экономический потенциал Адыгеи, также рассматривалось развитие партнерства между Адыгеей и Турцией. В рамках визита состоялась встреча с представителями адыгской диаспоры в Турецкой Республике; в 2019 г. состоялся визит в Иорданию, в рамках которого проведены встречи с представителями черкесской диаспоры. В ходе переговоров обсуждались различные аспекты взаимовыгодного сотрудничества и был представлен инвестиционный потенциал Адыгеи;

- приглашение представителей других государств на территорию региона. В 2018-2019 гг. состоялся ряд значимых международных переговоров под руководством главы субъекта РФ М. Кумпилова с руководством компании ENEL (Азербайджан); с делегацией из Италии во главе с послом Итальянской Республики в РФ. В июне 2018 г. Адыгею посетила китайская делегация из города Цюаньчжоу с целью обсуждения вопросов сотрудничества в экономической, культурной и научной сферах. Глава Республики Адыгеи в июле 2018 г. принял делегацию из Объединенных Арабских Эмиратов; в сентябре 2018 г. провел встречу с представителями адыгской диаспоры из Иордании, в 2019 г. состоялись встречи с послами Туркменистана и Королевства Бахрейн в РФ;

- установление партнерских связей между муниципальными образованиями региона и зарубежными городами. В 2018 г. подписано соглашение об установлении побратимских связей между городом Майкопом и городом Цюаньчжоу Китайской Республики. В 2019 г. власти Адыгеи и Турции договорились о дальнейшем развитии побратимских отношений между городом Майкопом и районом Анкары - Чанкая и

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года от 26.12.2018. URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

Газиантеп с целью плодотворного взаимодействия с многочисленной адыгской диаспорой Турции;

- международное сотрудничество. С целью укрепления положительного имиджа Республики Адыгеи среди соотечественников, прибывающих из-за рубежа, а также социальной адаптации репатриантов постоянно обеспечивается их участие в общественно значимых республиканских мероприятиях. Также с целью распространения имиджевых характеристик ведется активная работа по взаимодействию с общественными организациями Адыгеи и стран проживания диаспор.

Структурные элементы имиджа региона. Основываясь на стратегии и опыте российских регионов по формированию имиджа, выделим основные направления повышения имиджа Республики Адыгеи:

1. Учет социально-экономического положения региона. Республика Адыгея является частью Южного федерального округа, целиком окружена территорией Краснодарского края.

2. Использование природно-климатических особенностей республики обозначено в приоритетной программе «Кавказский горный ареал» и флагманском проекте стратегии. В настоящее время активно используется рекреационный потенциал региона: Лагонакское нагорье, Фишт-Оштенский массив, Хаджохская теснина, водопады Руфабго, дольмены, долина аммонитов, Азишская пещера, гранитное ущелье, казачий камень и др.

Горнолыжные и термальные курорты Адыгеи открывают широкие возможности для развития туристско-рекреационного потенциала республики. Савранская канатная дорога и веревочный парк приключений «Тетис» предназначены для создания центров экстремального туризма, проведения других форм активного и инициативного отдыха.

3. Наличие историко-культурных традиций Республики Адыгеи. Основными позициями этой имиджевой составляющей выступают исторические памятники, образ столицы республики, элементы культурного пространства и др.

Значительную роль в формировании имиджа региона играет образ его столицы, название которой происходит от адыгского слова «Мыекъуапэ» - долина яблонь. Город Майкоп - один из самых красивых и благоустроенных городов ЮФО, административный и культурный центр Республики Адыгеи. Мировую известность Майкоп обрел с открытием в 1897 г. знаменитого кургана Ошад - древнего бренда региона, богатейшего памятника эпохи ранней бронзы на Евразийском континенте в историческом и художественном смысле. Майкопский курган (курган Ошад), относящийся к III тыс. до н. э., - ровесник египетских

пирамид, 11 м высотой и 60 м в окружности, с богатейшим погребальным инвентарем. Это древнейший памятник всемирного значения, не имеющий аналогов в Европе. Остатки кургана были уничтожены в начале XX в., сегодня на его месте находится скромная стела работы скульптора А.А. Шикояна, повествующая о некогда величественном сооружении.

По своим демографическим, социально-структурным и экономическим параметрам Майкоп - современный город. Для повышения имиджа столицы используется ряд элементов культурного пространства, к числу которых относится театральная, художественная и музыкальная среда, республиканские театрально-концертные организации и музеи.

Вышеуказанное позволяет заключить, что, согласно стратегии, такие конкурентные преимущества региона, как «Адыгея - регион устойчивого развития на базе природы, климата и экологии; Адыгея - сложившийся в веках историко-культурный стержень; Адыгея - это почти полмиллиона человек, вместе с Краснодарским краем образующие шестимиллионный рынок, в центре двадцати шести миллионного южного полюса роста; Адыгея - единство общества, бизнеса и "команды развития" (Глава Республики, координационный совет, проектный офис и новая динамика исполнительной и законодательной власти); Адыгея - ре*

гион, привлекательный для инвестиций» , призваны способствовать укреплению имиджа республики.

Заключение

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в Республике Адыгее успешно реализуется региональная имиджевая политика, которая представляется конструктивной и целенаправленной. Вместе с тем для дальнейшей реализации задачи по укреплению имиджа региона необходима скоординированная, имеющая стратегический характер политика, направленная на позитивную трансформацию всех сфер жизни общества. С этой целью, во-первых, целесообразно разработать на основе стратегии концепцию долгосрочной имиджевой политики Республики Адыгеи. Во-вторых, воссоздать специальную структуру в рамках региональных органов власти Адыгеи, призванную разрабатывать механизмы и технологии повышения имиджа региона, с учетом опыта других национальных республик и на основе научного знания.

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года от 26.12.2018. URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

Литература

Булочников П.А. Формирование имиджа региона как элемент системы стратегического развития // Петербургский экономический журнал. 2020. № 2. С. 17-29.

Шалатов В.В., Коваленко М.Г. Об эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года // Вестник Адыгейского государственного университета. Экономика. 2017. № 1. С. 61-70.

References

Bulochnikov, P.A. (2020). Formation of the image of the region as an element of the system of strategic development. Peterburg-skiy ekonomicheskiy zhurnal, 2, 17-29. (in Russian).

Shalatov, V.V., Kovalenko, M.G. (2017). On the effectiveness of the implementation of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2025. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 1, 61-70. (in Russian).

Для цитирования: Кумпилов Т.М. Региональный имидж Адыгеи в стратегии социально-экономического развития республики // Гуманитарий Юга России. 2021.2 (48). С. 130-137.

БОТ 10.18522/2227-8656.2021.2.11

История статьи:

Поступила в редакцию - 23.02.2021 г. Получена в доработанном виде -03.03.2021 г. Одобрена - 10.03.2021 г. Доступна - 30.04.2021 г.

Сведения об авторах Кумпилов Тагир Маратович

Аспирант

Адыгейского государственного университета

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: tagir-kumpilov@mail.ru

Information about authors

Tagir Maratovich Kumpilov

Postgraduate Student, Adyghe State University

208 Pervomayskaya St., Maykop, 385000, e-mail: tagir-kumpilov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.