УДК 338.48 : 070 (470.621)
ББК 65.433 (2 Рос.Ады)
X 15
Хажгериева А.А.
Креативный директор Государственного академического ансамбля национального танца Адыгеи, соискатель кафедры литера-туры и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Роль брендинга в формировании туристической привлекательности Республики Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация:
Целью работы является исследование присутствия бренда Республики Адыгея в информационном пространстве в качестве фактора повышения туристической привлекательности региона. Задачи заключаются в выявлении основных направлений, способствующих формированию позитивного имиджа республики. В данном ракурсе обосновывается актуальность разработки и продвижения в информационном пространстве бренда региона, как инструмента развития и положительного позиционирования в информационном пространстве, что имеет практическое значение в комплексной структуре PR-менеджмента Адыгеи. В результате исследования устанавливается, что для привлечения дополнительного внимания и повышения туристической привлекательности Республики Адыгея успех может иметь та имиджевая политика, которая будет опираться на исторические традиции, на мнение и поддержку местного экспертного сообщества, на активную заинтересованность жителей региона в проведении такой политики.
Ключевые слова:
Брендинг, туризм, информационное пространство, позитивный имидж региона, Адыгея, товар, территориальный продукт.
Khazhgeriyeva А. А.
Creative Director of the State Academic Ensemble of National Dance of Adyghe, Competitor of Literature and Journalism Department of the Adyghe State University, e-mail: axazhgerieva@mail. ru
The role of branding in formation of tourist appeal of the Republic of Adyghea
Abstract:
The work focuses upon research on presence of a brand of the Republic of Adyghea in information space as a factor of increasing tourist appeal of the region. Specifically our aim is to identify the main directions promoting formation of positive image of the Republic. In this aspect we prove relevance of development and advance of a brand of the region in information space as a tool of development and positive positioning in information space that has practical value in complex structure of PR management of Adyghea As a result it is inferred that for attraction of additional attention and increase of tourist appeal of the Republic of Adyghea, successful will be that image policy which will rely on historical traditions, on opinion and support of local expert
community and on active interest of inhabitants of the region in carrying out such policy. Keywords:
Branding, tourism, information space, positive image of the region, Adyghea, goods, territorial product.
Трендом региональной политики становится разработка бренда региона или города, так как это способствует развитию инвестиционной привлекательности региона, повышению капитализации и формированию позитивного имиджа. Возрастает роль позиционирования, позволяющая приумножать ресурсы для дальнейшего развития, что является особенно важным в условиях жесткой межрегиональной конкуренции. Таким образом, регион можно представить как специфический товар, потребителями которого могут быть туристы, инвесторы, предприниматели, а так же его жители [1].
Рассмотрение ценностей и приоритетов, которые отличают Республику Адыгея от других территорий, позволяет выделить ключевые характеристики региона, определиться с его перспективными брендами, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию территории, формированию позитивного имиджа.
Позиционирование региона, создание его узнаваемости возможно только путем продвижения его локальных эксклюзивных отличий. Цель брендинга региона - обеспечение присутствия бренда региона в информационном пространстве, создание условий для его узнаваемости. Это поможет сделать регион силой влияния, обеспечить приток финансовых ресурсов на территорию и продвинет трансляцию региональных инициативных решений вовне.
В целях создания условий для привлечения инвестиций и развития экономики Адыгеи Кабинет Министров Республики Адыгея постановил утвердить долгосрочную целевую программу Республики Адыгея «Обеспечение инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея» на 2012-2016 годы. Целью Программы является создание условий
для привлечения инвестиций в экономику Республики Адыгея, а одной из основных задач - формирование позитивного имиджа Республики Адыгея [2]. «Существует целый ряд стратегий работы с имиджем территории, каждая из которых целесообразна в конкретных условиях существования территории, при определенном состоянии ее имиджа и в зависимости от целей его изменения» [3: 561].
Наиболее актуально - позиционирование Республики Адыгея как привлекательного туристического объекта с богатым культурно-историческим наследием. Данный образ включает в себя почти все элементы ядра существующего образа региона и имеет положительную оценку. Территория, климат и природные феномены Адыгеи вполне позволяют её позиционирование в качестве уникального туристического центра (сегодня известны и узнаваемы далеко за пределами республики туристские бренды Лаго-Наки, Фишт, водопады Руфабго, Хаджохская теснина, Свято-Михайловский монастырь, ряд уникальных природных памятников, например создаваемый национальный природный парк «Горная Адыгея»), Не менее интересны для туризма культурные и археологические артефакты (древнейший памятник культуры адыгских народов - Нартский эпос, дольмен- феномен ) и т.д. Также Адыгея является родиной и местом жительства видных деятелей культуры и искусства и ярких коллективов, имеющих мировую известность (например Адыгейский государственный академический ансамбль «НАЛЬМЕС»), территорией, предлагающей уникальные товары (например такие, как адыгейская соль, адыгейский сыр).
Большой популярностью среди жителей и туристов Адыгеи пользуются ставшие уже традиционными фестива-
ли «Адыгейского сыра», «Черкесской груши», «Адыгейской тыквы», туристическо-споргивные соревнования «Интерралли - Белая», а также ряд других мероприятий, которые проводятся на протяжении уже многих лет [4]. Таким образом, туристический феномен Адыгеи представляет собой широчайшую панораму предложений, способных заинтересовать потребителя с любыми вкусовыми предпочтениями. «Потенциальный потребитель продукта вовлекается в игру, которая его интригует и дает возможность проверить свои креативные возможности, способность к ассоциативному мышлению, IQ и т.д.» [5:150].
Адыгея имеет уникальное природно-географическое положение — республика расположена в предгорьях и горах Кавказа, пронизана крупными горными реками, а также находится довольно близко к Чер-
ному морю (144 км по автодороге). Данное географическое положение создает благоприятные природно-климатические условия, исключительно комфортные для проживания, ведения сельского хозяйства, развития промышленности в равнинных частях Адыгеи и туризма в предгорных и горных частях региона. В целом по республике насчитывается от 200 до 250 ясных дней в году [6]. Видимо, из-за этой особенности её называют «Солнечной Адыгеей». Кроме того, Адыгея — первый регион в списке всех субъектов РФ, это отражается на картах и в автомобильных кодах регионов. Следовательно, бренды «Регион №1» и «Солнечная Адыгея» желательно использовать при формировании имиджа.
Понятие «бренд региона» может отождествляться с определёнными категориями (см. таблицу):
Категория Пример Пример бренда на примере Республики Адыгея
Бренд территории: бренд географического места, района, группы районов, города Тибет Золотое кольцо России Сибирь Горы Кавказа Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова. Самая большая по территории и старейшая особо охраняемая природная территория на Северном Кавказе. Расположена в пределах трех субъектов Российской Федерации - Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики. С 1999г. территория Кавказского государственного природного заповедника включена в список Всемирного наследия
Бренд государства и входящие в него административные единицы: бренд земли, штата, области, края, республики, города, района Санкт-Петербург — культурная столица Иваново — город невест Адыгея — «Солнечная Республика»
Бренд производителя или территории происхождения: бренд государства, географический регион, группа районов, городов. Японская техника Швейцарские часы Вологодские кружева Хохломская роспись Адыгейский сыр Адыгейская соль
Бренд региона может включать в себя официальную символику (флаг, герб, гимн), а также фирменный стиль (логотип и т.д.)
Например, студия Артемия Лебедева разработала туристический логотип Саратова в виде текстового знака, призванного создать в глазах путешественников привлекательный и успешный образ города.
У нас в стране, за очень редким исключением, пока не происходит перехода от обьектов-брендов или брендовых маршрутов к городам-брендам, то есть туристы знают отдельные достопримечательности или места отдыха, но у них нет в сознании цельного образа города, района или региона. Логотипы и слоганы играют важную роль в наращивании туристического потока в город или регион. Если у города красивый логотип, возможно, это вызовет интерес к городу в целом.
В основу работы по позиционированию Республики Адыгея должна быть положена стратегическая концепция, разработанная на основе частных проектов по РЯ, рекламе, продвижению бренда и т.д. Концепция рассматривается на уровне региональной власти, который и выступает инициатором создания специального Общественного Совета, на который будут возложены функции по позиционирова-
нию региона, в том числе - по разработке рекомендаций как для региональных властей, так и для частных компаний. В состав Совета должны быть включены социологи, историки, деятели культуры, политики, лидеры бизнеса, специалисты по связям с общественностью, журналисты, экономисты, специалисты по маркетингу, юристы. Совет должен быть структурной составляющей Высшего Совета регионального развития.
Проблема создания имиджа волнует сейчас многие регионы России. Республика Адыгея в этом плане не исключение. Для привлечения дополнительного внимания и повышения инвестиционной привлекательности администрацией республики разработана стратегия социально-экономического развития региона, в которой также намечены направления формирования позитивного имиджа республики. Успех может иметь только та имиджевая политика, которая будет опираться на исторические традиции, на мнение и поддержку местного экспертного сообщества, на активную заинтересованность жителей региона в проведении такой политики. Какой видят нашу республику далеко за ее пределами, и какой ее видят сами жители будет зависеть от позиционирования образа Республики в информационном пространстве.
Примечания:
1. Шаромов Андрей. Как создается и продвигается бренд региона// «Корпоративная имиджелогия», №4,2008 год http://www.ci-journal.ru/article/414/200804_brand_ugra
2. Долгосрочная целевая программа Республики Адыгея «Обеспечение инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея» на 2013-2016 годы В ред. - Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.12.2012 г. N 293, НГР1000201201038
3. http://pankrukhin.ru/wordpress/wp-content/uploads/2015/01 /pankrukhin-marketing.pdf Панкрухин Александр Павлович. Маркетинг. Гильдия маркетологов. - 4.е изд., стер. - М.: Омега.Л, 2006. - 656 с.
4. Космачева Елена. Социальная стабильность в Адыгее - основной стимул привлечения инвестиций в туризм // «Российская газета» - Федеральный выпуск №5417 (41), 28.02.2011
5. Кикова Т.А. Теоретические основы постмодернистской рекламы // Вестник Ады-
гейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2014. Вып. 3 (145). С. 148-151.
6. Официальный интернет сайт исполнительных органов государственной власти Республика Адыгея www.adygheya.ru/nature/climate/index.shtml.
References:
1. Sharomov Andrey. How the region brand is made and promoted // Corporate imagiology, No. 4, 2008. http://www .ci-journal.ru/article/414/200804_brand_ugra
2. The long-term target program of the Republic of Adygheya «Support of the investment attraction of the economy of the Republic of Adygheya» for 2013-2016. Resolutions of the Cabinet of the Republic of Adygheya of 29.12.2012. N 293, NGR:RU01000201201038.
3. http://pankrukhin.ru/wordpress/wp-content/uploads/2015/01 /pankrukhin-marketing.pdf Pankrukhin Alexander Pavlovich. Marketing. Guild of marketing specialists. - 4 ed., ster. - M.: Omega. L., 2006. - 656 p.
4. Kosmacheva Elena. Social stability in Adygheya as the main incentive of attracting investments into tourism // The Russian newspaper - A federal issue No. 5417 (41), 28.02.2011
5. Kikova T.A. Theoretical foundations of post-modern advertizing // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2014. Iss. 3 (145). P. 148-151.
6. The official Internet site of executive bodies of the government of the Republic of Adygheya. www.adygheya.ru/nature/climate/index.shtml.