Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кумпилов Тагир Маратович

В статье анализируются особенности имиджа Республики Адыгея в пространстве социальных медиа. Эмпирической базой анализа выступают результаты онлайн-опрос среди пользователей социальных сетей из числа республиканских жителей (опрошено 638 человека в 2020 г.) и материалы контент-анализа сообщений на российских «сайтах-отзовиках» (574 сообщения за период с 2016 по 2020 гг.). Показано, что внутренний и внешний имидж Адыгеи концентрируется, преимущественно, вокруг туристских ресурсов. Причем, если природно-географическая и социокультурная специфика региона воспринимается по большей части положительно, то социально-экономическая и туристская инфраструктура (качество материального фонда и уровень сервиса) многими местными жителями и приезжими оценивается достаточно критично. В условиях стихийного формирования имиджеобразующего контента в социальных медиа, посвященных Республике Адыгея, повышается роль направленного конструирования позитивного имиджа региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кумпилов Тагир Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERNAL AND EXTERNAL IMAGE OF THE REPUBLIC OF ADYGEA IN SOCIAL MEDIA (BASED ON THE RESULTS OF APPLIED RESEARCH)

The article analyzes the features of the image of the Republic of Adygea in the social media space. The empirical basis of the analysis is the results of an online survey among social network users from among Republican residents (638 people were interviewed in 2020) and content analysis of messages on Russian «response sites» (574 messages for the period from 2016 to 2020). it is Shown that the internal and external image of Adygea is mainly concentrated around tourist resources. Moreover, if the natural-geographical and socio-cultural specifics of the region are perceived mostly positively, then the socio-economic and tourist infrastructure (the quality of the material Fund and the level of service) is evaluated quite critically by many local residents and visitors. In the conditions of spontaneous formation of image-forming content in social media dedicated to the Republic of Adygea, the role of directed construction of a positive image of the region is increasing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 316.77

DOI 10.23672/d3932-2330-3993-f

Кумпилов Тагир Маратович

аспирант кафедры

философии и социологии,

Адыгейский государственный университет

tagir-kumpilov@mail.ru

Tagir M. Kumpilov

Postgraduate Student of the Department Philosophy and Sociology, Adygea State University tagir-kumpilov@mail.ru

Особенности внутреннего и внешнего имиджа республики

адыгея в социальных медиа (по результатам прикладного исследования)

Features of the internal

and external image of the republic of adygea in social media (based on the results of applied research)

Аннотация. В статье анализируются особенности имиджа Республики Адыгея в пространстве социальных медиа. Эмпирической базой анализа выступают результаты онлайн-опрос среди пользователей социальных сетей из числа республиканских жителей (опрошено 638 человека в 2020 г.) и материалы контент-анализа сообщений на российских «сайтах-отзовиках» (574 сообщения за период с 2016 по 2020 гг.). Показано, что внутренний и внешний имидж Адыгеи концентрируется, преимущественно, вокруг туристских ресурсов. Причем, если природно-географическая и социокультурная специфика региона воспринимается по большей части положительно, то социально-экономическая и туристская инфраструктура (качество материального фонда и уровень сервиса) многими местными жителями и приезжими оценивается достаточно критично. В условиях стихийного формирования ими-джеобразующего контента в социальных медиа, посвященных Республике Адыгея, повышается роль направленного конструирования позитивного имиджа региона.

Ключевые слова: имидж региона, Республика Адыгея, социальные медиа, интернет-дискурс, внешний и внутренний имидж.

Annotation. The article analyzes the features of the image of the Republic of Adygea in the social media space. The empirical basis of the analysis is the results of an online survey among social network users from among Republican residents (638 people were interviewed in 2020) and content analysis of messages on Russian «response sites» (574 messages for the period from 2016 to 2020). it is Shown that the internal and external image of Adygea is mainly concentrated around tourist resources. Moreover, if the natural-geographical and socio-cultural specifics of the region are perceived mostly positively, then the socio-economic and tourist infrastructure (the quality of the material Fund and the level of service) is evaluated quite critically by many local residents and visitors. In the conditions of spontaneous formation of image-forming content in social media dedicated to the Republic of Adygea, the role of directed construction of a positive image of the region is increasing.

Keywords: regional image, Republic of Adygea, social media, Internet discourse, external and internal image.

Введение. Имидж Республики Адыгея является одним из приоритетных направлений коммуникативной деятельности региональной власти. Сегодня задача формирования имиджа республики приобретает новое звучание. Одной из предпосылок этого процесса стал резкий скачок в информационных технологиях. Массовая коммуникация не ограничивается традиционными СМИ, в медиа-ландшафт встраиваются социальные сети, мессенджеры, видеохостинги. Новые медиа-технологии изменили характер коммуникации с линейной на многомерную [1; 2; 3]. Жители региона непрерывно находятся в состоянии

потребления и генерирования нового медиа-контента [4]. В этих условиях в процессе дискурсивного конструирования имиджа Адыгеи полюс смещается в сторону самоорганизующихся интернет-сообществ. В этой связи, необходимо исследовать содержательные характеристики конструирования имиджа Республики Адыгея в социальных медиа1.

В пространстве новых медиа находят отражение актуальные социальные дискурсы, поскольку они создает свободную коммуникативную площадку для производства и транслирования социальных

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-90021.

представлений [5; 6]. Имидж современных регионов во многом зависит от характера медиадис-курса, который может формироваться целенаправленно (органами власти, бизнесом) и конструироваться стихийно через коммуникации в социальных медиа (посты и комментарии в социальных сетях, отзывы на различных веб-сервисах). В настоящее время приоритеты дискурсивного формирования имиджа регионов России концентрируются в пространстве самоорганизующихся интернет-сообществ. В этих условиях изучение специфики регионального имиджа предполагает анализ коммуникативно-технологических аспектов производства имиджевого контента.

Эмпирическая база исследования. В статье приводятся результаты социологического он-лайн-опроса, проводившегося в начале 2020 г. среди пользователей социальных сетей. Опрашивались подписчики наиболее многочисленных групп в Инстаграм, вКонтакте и Однокласники, посвященных Республике Адыгея. В опросе принялИ участие 638 человек (39 % мужчин и 61 % женщин). 90 % респондентов проживает в республике и две трети из них адыги. В силу демографической специфики пользователей социальных сетей в опросе преобладает относительно молодое

поколение: 32 % опрошенных в возрасте 18-24 года, 42 % - 25-34 года, 18 % - 35-44 года, 8 % -45-64 года.

Для изучения интернет-дискурса имиджевых характеристик Республики Адыгея были выбраны сообщения, представленные на самых известных российских сайтах отзывов. Методом контент-анализа на Интернет-ресурсе 1гесоттепс1 были проанализированы 574 сообщения (отзывы и комментарии) за период с 2016 по 2020 гг., на сайте С^оуИк - 70 сообщений за период с 2014 до 2020 г. Всего было проанализировано 644 сообщений интернет-пользователей.

Результаты исследования. Опрошенная аудитория социальных медиа состоит, преимущественно, из коренных жителей, поэтому социологический опрос отражает, преимущественно, автохарактеристики имиджа республики. Население региона положительно характеризует существующий имидж Адыгеи (81 %), тогда как оценки жителей других регионов, с точки зрения опрошенных, разделяются между позитивными (35 %) и нейтральными (34 %). Они считают, что у российского населения отрицательное восприятие республики у 11 % опрошенных (рис. 1).

Рисунок 1 - Как Вы оцениваете существующий имидж (образ) Республики Адыгея? А как, по-вашему, воспринимают имидж (образ) Республики Адыгея жители других регионов РФ? (один ответ, в %)

Большая часть опрошенных пользователей социальных сетей из числа республиканских жителей отмечают, что Адыгея является привлекательной для туристов своей природой и климатом (9,2 средних балла по 10-ти балльной шкале), уникальными историко-культурными характеристиками (9,2 средних баллов), гостеприимством и доброжелательностью местного населения (8,1 средних балла). В тоже время, достаточно критичны респонденты в оценке досуговой (6,4 средних баллов по 10-ти балльной шкале), образовательной (5,6 средних балла) и социально-экономической инфраструктуры (5,6 средних баллов) региона, условия для предпринимательской деятельности здесь также не совсем благоприятны (4,7 средних баллов).

По мнению жителей республики, негативное влияние на имидж Адыгеи оказывают безработица,

невысокий уровень жизни населения, коррупция, неразвитость досуговой, жилой и социальной инфраструктуры в регионе (рис. 2).

Исследование внешнего имиджа Республики Адыгея осуществлялся через анализ интернет-дискурса на, так называемых, «сайтах-отзови-ков». Результаты проведенного контент-анализа показывают, что, чаще всего, интернет-пользователи пишут отзывы и оставляют комментарии относительно:

- туристкой инфраструктуры (гостиницы, базы отдыха, рестораны, транспорт, вокзалы, уровень сервиса и пр.) - 27 %;

- природно-географических особенностей республики (леса, горы, реки, озера, климат, экология и пр.) - 25 %;

- историко-культурной специфики (этнические традиции, поведенческие особенности, язык, национальная кухня, ремесла и пр.) - (18 %);

- качества жизни ее населения (уровень жизни, труд и безработица, образование, жилье, здравоохранение, социальные услуги) - 8 %. (рис. 3).

безработица невысокий уровень жизни населения мало возможностей качественного досуга коррупция в регионе

плохое медицинское обслуживание

неразвитая инфраструктура городов и районов республики

низкий уровень эффективности деятельности органов власти

неудовлетворительное состояние автомобильных дорог

проблема межнациональных отношений высокий уровень преступности отдаленность от центра России затрудняюсь ответить другое

I

Рисунок 2 - «Какие факторы, на Ваш взгляд, негативно влияют на имидж Республик Адыгея?»

(несколько вариантов ответов, в %)

Рисунок 3 - Показатели упоминаемости характеристик Республики Адыгея на «сайтах-отзовиках» (в %)

В анализируемом интернет-дискурсе складываются, в целом, позитивные характеристики при-родно-географического, исторического, социокультурного и туристского компонентов имиджа Республики Адыгея. Всего они собирают 43 % анализируемых сообщений на «сайтах-отзови-ках» (рис. 4). «Куда бы мы не ездили в Адыгее, везде вот такая красота - горы, леса, травы по пояс» [4]. «В Адыгее природа удалась на славу: хочешь горы, на тебе горы, хочешь водопады, на тебе водопады, хочешь пещеры, на тебе пещеры» [5].

Однако социально-экономический имидж региона имеет, скорее, негативную направленность. Особенно большое число отрицательных высказываний отмечается по категории «туристская инфраструктура». «Приезжал в Адыгею посмотреть на горы и всё прочее, был только расстроен, бабла просадил немерено, а в результате никаких впечатлений, нет нормально развитой инфраструктуры, даже связи нет» [6]. «Администрация в больших гостиницах и турбазах просто выводит из себя своим отношением к людям!» [7]. «С сервисом в Адыгее ужасно. Нормальных кафе в туристических местах просто нет» [8].

Рисунок 4 - Оценка содержательных компонентов имиджа Республики Адыгея на «сайтах-отзовиках»

Заключение. Таким образом, проведенный анализ показывает амбивалентность имиджа Адыгеи в пространстве социальных медиа. С одной стороны, образ региона по большей части воспринимается положительно как жителями самой республики, так и гостями, приезжающими из других российских территорий. Однако внутренний и внешний имидж Адыгеи концентрируется преимущественно вокруг туристских ресурсов. Причем, если природно-географическая и социокультурная специфика региона оценивается по большей части положительно, то социально-

экономическая и туристская инфраструктура (качество материального фонда и уровень сервиса в отелях и базах отдыха) в значимом количестве наблюдений оценивается местными жителями и гостями отрицательно. Большинство пабликов и веток в социальных медиа, посвященных Республике Адыгея, создаются и модерируются самими пользователями на стихийной основе. В этой связи, актуализируется необходимость направленного формирования позитивного имиджа региона в сознании населения.

Литература:

1. Kaplan A.M. Users of the world, unite challenges and opportunities of social media / A.M. Kaplan, M. Haenlein // Business Horizons. 2010. Vol. 53. Lss. 1. Р. 59-68.

2. Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А.Н. Гуре-ева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208.

3. Дукин Р.А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4(40). С. 122-126.

4. Гавра Д.П. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве / Д.П. Гавра, Ю.В. Таранова. СПб. : СПбГУ, 2013. 155 с.

5. Mitra A. Theorizing cyberspace: the idea of voice applied to the internet discourse / A. Mitra, E. Watts // New Media & Society. 2002. Vol. 4. P. 479-498.

6. Tanner E. Chilean conversations: internet forum participants debate Augusto Pinochet's detention / E. Tanner // Journal of Communication. 2006. Vol. 51. P. 383-403.

7. Отзыв о Республике Адыгея. URL : https:// otzovik.com/review_310193.html (дата обращения 10.12.2020).

8. Отзыв о Республике Адыгея. URL : https:// otzovik.com/review_310193.html (дата обращения 10.12.2020).

Literature:

1. Kaplan A.M. Users of the world, unite challenges and opportunities of social media / A.M. Kaplan, M. Haenlein // Business Horizons. 2010. Vol. 53. Lss. 1. Р. 59-68.

2. Gureeva A.N. Theoretical understanding of medi-atization in the digital environment / A.N. Gureeva // Bulletin of the Moscow University. Episode 10. Journalism. 2016. № 6. P. 192-208.

3. Dukin R.A. The Phenomenon of social media: the problem of sociological understanding / R.A. Dukin // Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences. 2015. № 4(40). P. 122-126.

4. Gavra D.P. Image of territorial subjects in the modern information space / D.P. Gavra, Yu.V. Taranova. SPb. : SPBU, 2013. 155 p.

5. Mitra A. Theorizing cyberspace: the idea of voice applied to the internet discourse / A. Mitra, E. Watts // New Media & Society. 2002. Vol. 4. P. 479-498.

6. Tanner E. Chilean conversations: internet forum p a rt icipants debate Augusto Pinochet's detention / E. Tanner // Journal of Communication. 2006. Vol. 51. P. 383-403.

7. Review of the Republic of Adygea. URL : https://otzovik.com/review_310193.html (date of application 20.12.2020).

8. Review of the Republic of Adygea. URL : https://otzovik.com/review_310193.html (date of application 20.12.2020).

9. Отзыв о Республике Адыгея. URL : https:// otzovik.com/review_3509170.html (дата обращения 10.12.2020).

10. Отзыв о Республике Адыгея. URL : https:// otzovik.com/review_4533570.html (дата обращения 10.12.2020).

11. Отзыв о Республике Адыгея. URL : https:// otzovik.com/review_7925796.html (дата обращения 10.12.2020).

9. Review of the Republic of Adygea. URL : https://otzovik.com/review_3509170.html (date of application 20.12.2020).

10. Review of the Republic of Adygea. URL : https://otzovik.com/review_4533570.html (date of application 20.12.2020).

11. Review of the Republic of Adygea. URL : https://otzovik.com/review_7925796.html (date of application 20.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.