Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 178-183 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):178-183
Политология и этнополитика
Научная статья УДК 323
doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-178-183
УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА:
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Зуриет Анзауровна Жаде
Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, zhadezura@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь уровня доверия граждан к региональной власти и имиджа региона. Объектом исследования выступает Республика Адыгея. Эмпирической базой анализа являются результаты социологического исследования, проведенного в сентябре -октябре 2021 года в Адыгее. Подчеркивается, что доверие власти является важной составляющей социальной консолидации и основой стабильности регионального социума, оно гармонизирует отношения общества и институтов власти, формирует стабильность власти в долгосрочной перспективе, определяет ее легитимность, характер развития и направленность социальной интеграции. Аргументируется тезис о том, что повышение доверия является эффективным ресурсом позитивного имиджа региона. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарного подхода при анализе взаимосвязи феноменов «имидж региона» и «доверие власти».
Ключевые слова: региональная власть, доверие к власти, имидж региона, Республика Адыгея, COVID-кризис
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31778.
Для цитирования: Жаде З.А. Укрепление доверия к власти как фактор повышения имиджа региона: на примере Республики Адыгея // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 178-183. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-178-183.
Politology and Ethnopolitics
Original article
STRENGTHENING TRUST IN THE AUTHORITIES AS A FACTOR IN IMPROVING THE IMAGE OF THE REGION: THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
Zuriet A. Zhade
Adyghe State University, Maykop, Russia, zhadezura@yandex.ru
Abstract: The article examines the relationship between the level of trust of citizens in the regional government and the image of the region. The object of the study is the Republic of Adygea. The analysis is based on the results of a sociological study conducted in September - October 2021 in Adygea. It is emphasized that the trust of the authorities is an important component of social consolidation and the basis for the stability of regional society, it harmonizes the relations of society and institutions of power, forms the stability of power in the long term, determines its legitimacy, the nature of development and the direction of social integration. The thesis is argued that a positive image of the region is an effective resource for increasing trust. The conclusion is made about the need to apply an interdisciplinary approach to the analysis of the relationship between the phenomena «image of the region» and «trust of the authorities».
Keywords: regional power, trust in the authorities, the image of the region, Republic of Adygea, COVID-crisis.
Financial Support: The study was carried out with the financial support of RFFI and EISI as part of the scientific project No. 21-011-31778.
For citation: Zhade Z. A. Strengthening trust in the authorities as a factor in improving the image of the region: the example of the Republic of Adygea. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):178-183 (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-178-183.
© Жаде З. А., 2021 178
Уровень доверия населения к власти и характер восприятия имиджа регионов Российской Федерации напрямую зависят от состояния неопределенности, в которое ввергла современный социум пандемия COVID-19. Как отмечает известный ученый А.В. Торкунов, «с момента официального объявления глобальная пандемия стала неординарным и шоковым явлением для мирового сообщества и глобальной экономики. Проблема оценки последствий пандемии и поиска путей их нейтрализации является достаточно сложной и комплексной, требующей решений не только на национальном, но и на международном уровне, координации действий и согласованности решений стран и правительств, международных организаций и национальных институтов, государственных и негосударственных структур, общественной поддержки и солидарности в обществе» [1, с. 8].
В условиях пандемического кризиса динамика рыночной экономики особо требует от каждого региона активного привлечения инвестиций. В этой связи конструирование позитивного имиджа региона и брендирование территорий являются важной задачей государственных органов региональной власти. Обозначенная проблема активно обсуждается в экономической науке, представителями которой предложены оригинальные пути повышения доверия к региональной власти [2].
В последние два года, в связи с COVID-кризисом, в России остро встала проблема развития внутреннего туризма. Привлечение туристических потоков в российские регионы стало не только задачей подъема туриндустрии, но и масштабной задачей правительства РФ и региональных органов власти. Важным инструментом решения этой задачи является разработка и реализация эффективной имиджевой стратегии регионов в коммуникативном пространстве. Целенаправленно данный конструкт создается региональными правительствами и размещается на официальных сайтах. В этих имиджевых конструктах делается акцент на привлекательные характеристики, адресованные разным потребителям - бизнес-сообществу, широким слоям населения, которое рассматривается как потенциальный туристический поток. Для бизнес-структур освещается инвестиционный климат региона, успехи в экономике, предпринимательская активность населения; для потенциальных туристов - природные и историко-культурные особенности региона.
В данном контексте остановимся на реалиях Республики Адыгея, недостаточно развитый туристический кластер которой в сравнении с курортами и туристическими комплексами соседних регионов (Краснодарского края, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии] требует поиска уникальных характеристик, способных снизить эти недостатки. Одним из инструментов такого поиска может стать анализ качества и имиджа регионального управления.
Как известно, разработка стратегии регионального развития и формирование имиджа региона является первоочередной задачей институтов власти. «От понимания и осознания важности реализуемой стратегии устойчивого развития региона представителями государственной и муниципальной власти в значительной степени зависят эффективность создания позитивного образа региона, положительная репутация, финансово-экономические, политические и социокультурные составляющие регионального развития» [3, с. 168]. Исходя из этого положения, в данной статье проанализируем укрепление доверия к власти как фактор повышения имиджа региона.
Эмпирическая база исследования. С целью определения степени доверия населения органам власти в условиях COVID-кризиса исследовательским коллективом Адыгейского государственного университета в сентябре-октябре 2021 года проведен социологический опрос в Республике Адыгея (N=508]. В качестве эмпирических объектов выступило население четырех муниципальных образований республики: города Майкоп (39,8%) и трех районов: Красногвардейский (15,7%), Тахтаму-кайский (20,1%) и Теучежский (24,4%). Основным инструментарием является стандартизированная анкета, пригодная для личного анкетирования и применяемая в Google Forms с анонимным заполнением респондентами. Опрос проведен по квотно-пропорциональной выборке по основным социально-демографическим подгруппам населения.
Результаты исследования. За отправную точку анализа приняты итоги исследования, в основе которых лежат ответы респондентов на вопрос «Доверяете ли Вы следующим органам, структурам, институтам в условиях пандемии?». Данные показывают, что Главе Республики Адыгея доверяют 59,1% (суммарный) респондентов, не доверяют (19,8%) (суммарный), затруднились ответить (20,8%] (таб. 1).
Согласно полученным результатам, среди институтов власти наибольшим доверием у населения пользуются правоохранительные органы (21%), чуть меньше доверия вызывают у респондентов исполнительные (20,4%) и законодательные органы власти (19,4%), администрация города/села (19%). В наименьшей степени население доверяет общественным организациям (18,3%), далее средствам массовой информации (15,3%) (таб. 1).
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Доверяете ли Вы следующим органам, структурам, институтам в условиях пандемии?», (в %]
Table 1 - Distribution of answers to the question: "Do you trust the following bodies, structures,
institutions in pandemic conditions?", %
Варианты ответа полностью скорее скорее не не до- затрудняюсь
доверяю доверяю доверяю веряю ответить
Президенту РФ 25,9 27,9 16 9,6 20,8
Главе региона 27,1 32 12,4 7,4 20,8
Исполнительным органам вла- 20,4 27,6 18,3 8,6 20,8
сти региона
Законодательным органам 19,4 27,6 18,7 8,8 21,2
власти региона
Администрации города/села 19 33 17,7 8,4 21,6
Правоохранительным органам 21 33,2 15,7 8,8 21
Организациям здравоохранения 20,4 33 16,1 10,6 19,6
Общественным организациям 18,3 34,2 16,5 8,8 22
СМИ 15,3 31,1 21 11 21,4
Сравнительный анализ этих показателей с результатами аналогичного социологического исследования, проведенного нами в 2020 году, позволяет утверждать, что уровень доверия населения к руководителю региона, составлявший 71,2%, снизился на 12,1%. На наш взгляд, это является свидетельством того, что в условиях продолжающегося кризиса «для обеспечения безопасности и защиты населения органы публичной власти вынуждены были пойти на жесткие меры по сдерживанию распространения инфекции, многие из которых были сопряжены с ограничениями прав человека» [4, с. 37-38]. Органы власти республики при столкновении с пандемией ввели профилактические меры, сходные с таковыми в остальных регионах: карантин, перевод школьников и студентов на дистанционное обучение, перевод граждан на удаленную работу, временное закрытие для посещения учреждений культуры, временное закрытие для посещения верующими религиозных учреждений, режим нерабочих дней, режим повышенной готовности и самоизоляции, масочный и пропускной режимы, мобилизация системы здравоохранения.
Один из вопросов, который нас интересовал в ходе социологического исследования, связан с восприятием населения общей ситуации в республике в период «третьей волны» пандемии. 12,6% респондентов полагают, что ситуация значительно улучшилась; 23,2% выбрали ответ, что не изменилась, по мнению 20,3%, стала несколько лучше; 12% считают, что стала несколько хуже; 24,2% - затруднились ответить. Вариант «значительно ухудшилась» выбрали 7,7% респондентов. (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «По Вашему мнению, общая ситуация в Вашем регионе за
последние полгода улучшилась или стала хуже?» Fig. 1. The distribution of answers to the question "In your opinion, has the general situation in your region improved over the past six months or has it become worse?"
Представляется, что такая оценка текущей ситуации в республике связана с принятыми ограничительными мерами для населения, которые, в свою очередь, усугубили существующие и породили новые социальные и экономические проблемы, начиная с кризиса во многих отраслях экономики. Как указывает Н. В. Варламова, «при пандемии «уровень чрезвычайности ситуации» проявляется по-разному в различных регионах страны, что требует децентрализации управления, вовлечения в него региональных органов власти и институтов гражданского общества. При этом установление необходимых ограничительных мер на региональном уровне очень часто входит в противоречие с конституционными гарантиями прав и свобод человека, которые не могут корректироваться региональными властями, что «размывает» конституционный порядок» [5, с. 17]. Тем не менее, на наш взгляд, ограничительные мероприятия, связанные с самосохранительным поведением граждан, являются целесообразными, поскольку направлены на снижение риска от распространения пандемии.
Одно из направлений проведенного прикладного исследования связано с оценкой деятельности республиканской власти в разных сферах общественной жизни. Опрошенное население указывает, что на достаточно высоком уровне работа организована в культурной области (24,8%], затем в обеспечении безопасности (18,1%), далее в системе образования (17,5]. По мнению 20,5% респондентов, в экономической сфере работа очень плохо ведется (таб. 2].
Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, работу органов власти Вашего региона, проводимую в различных областях за последние полгода» (в %)
Table 2 - Distribution of answers to the question: "Please assess the work of the authorities of your region carried out in various areas over the past six months" (%)
Варианты ответа работа очень плохо ведется работа организована на высоком уровне
экономика 20,5 13,2
социальная сфера 15 17,1
образование 15,3 17,5
здравоохранение 23 13,6
безопасность, работа правоохранительных органов 16 18,1
культура 12,2 24,8
Кризис, вызванный пандемией, стал своеобразным стресс-тестом для всей системы государственного управления, в том числе и региональной. Как показано на рисунке 2, только 12,6% опрошенных жителей республики полностью удовлетворены действиями органов власти, скорее удовлетворены (39,4%), скорее не удовлетворены (19,9%], полностью не удовлетворены (6,6%), затруднись ответить (21,5%). Как видно, суммарно больше половины респондентов поддерживает деятельность региональной власти. Во время пандемии, как и в других кризисных ситуациях, формируется запрос на новые формы взаимодействия органов власти и общества. В текущей ситуации государственные органы власти республики при реализации региональной политики стали уделять существенное внимание координации действий с гражданами.
Следует согласиться с коллегами в том, что «COVID-19, распространившийся более чем в 200 странах, имеет огромные последствия для экономики как отдельных стран, так и всего мира. Меры государственной политики, принимаемые в отдельных странах, с целью сглаживания экономических издержек пандемии могут иметь значительные негативные последствия в долгосрочной перспективе» [6, с. 554]. Действительно пандемия внесла особые коррективы в деятельность органов власти, которым безотлагательно пришлось вводить новые механизмы принятия управленческих решений, чтобы эффективно и результативно реагировать на критическую ситуацию.
Таким образом, доверие к власти играет важную роль в повышении имиджа региона. Доверие власти на региональном уровне является важной составляющей социальной консолидации и основой стабильности общества, оно гармонизирует отношения общества и институтов власти, формирует стабильность власти в долгосрочной перспективе, определяет ее легитимность, характер развития и направленность социальной интеграции.
Ф полностью удовлетворен Ф скорее удовлетворен
скорее не удовлетворен # полностью не удовлетворен Ф затрудняюсь ответить
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Если говорить в целом, то лично Вы удовлетворены действиями органов власти
в городе (районе), где Вы живете?»
Fig. 2. The distribution of answers to the question "In general, are you personally satisfied with the actions of the authorities in the city (district) where you live?"
Повышение привлекательности и узнаваемости Республики Адыгея, которые являются основными характеризующими признаками ее имиджа, зависит в значительной степени от скоординированной и целенаправленной имиджевой политики, реализуемой властными структурами. Успешность реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея напрямую связана с укреплением доверия граждан к власти.
Исследование взаимовлияния и взаимозависимости имиджа региона и доверия власти имеет особый практический потенциал, поскольку дает возможность объяснить институциональные процессы во всех сферах общественной жизни. Данный анализ должен основываться на междисциплинарном подходе, необходимость использования которого объясняется многогранностью феноменов «имидж региона» и «доверие власти».
1. Торкунов А.В. Как будем выходить из эпидемиологического кризиса? Пытаемся ответить // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие / Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова. М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 7-10.
2. Отвагина И.Е., Брокерт А.В. Повышение уровня доверия к власти как фактор укрепления бренда территории в условиях информационно-цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11. С. 533-536.
3. Дроздова Ю.А. Имидж региона: коммуникативные аспекты определения, структурирования и продвижения // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 4. С. 165-171.
4. Савенков А.Н. Обеспечение прав человека как составляющая национальной безопасности в условиях пандемии œVID-19 // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика. М.: Издательский центр Университета имени О .Е. Кутафина (МГЮА), 2021. С. 37-47.
5. Варламова Н. В. Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 6. С. 17-30.
6. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. Том 10. № 4. С. 937-960.
Список источников
References
1. Torkunov A. V. How will we get out of the epidemiological Crisis? Trying to respond. The COVID-19 pandemic: Challenges, Consequences, Counteraction. Edited by A.V. Torkunov, S.V. Ryazantsev, V.K. Levashov. Moscow: Aspect Press Publishing House, 2021: 7-10. (In Russ.)
2. Bravagina I. E., Brokert A. V. Increasing the level of trust in the authorities as a factor of strengthening the brand of the territory in the conditions of the information and digital economy. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2020; (11): 533-536. (In Russ.)
3. Drozdova Yu.A. Image of the region: communicative aspects of definition, structuring and promotion. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Right. 2014;(4):165-171. (In Russ.)
4. Savenkov A. N. Ensuring human rights as a component of national security in the context of the COVID-19 pandemic. Protection of human rights in the context of the spread of a new coronavirus infection: theory and practice. Moscow: Publishing Center of the O. E. Kutafin University (MSLA), 2021:37-47. (In Russ.)
5. Varlamova N. V. The COVID-19 pandemic as a challenge to constitutional law and order. Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie = Comparative Constitutional Review. 2020;(6):17-30. (In Russ.)
6. Drobot E. V. The world economy in the context of the COVID-19 pandemic: the results of 2020 and prospects for recovery. Ekonomicheskie otnosheniya = Economic relations. 2020;10(4):937-960. (In Russ.)
Информация об авторе
З. А. Жаде - докт. полит. наук, проф., зав. кафедрой теории и истории государства и права и политологии.
Information about the author
Z. A. Zhade - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law and Political Science
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 17.11.2021; принята к публикации 18.11.2021.
The article was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 18.11.2021.