УДК 316.334:321:614.4
РО! 10.23672/и2534-7914-6841 -п
Жаде Зуриет Анзауровна
доктор политических наук, профессор,
заведующая кафедрой
теории и истории государства
и права и политологии,
Адыгейский государственный университет
Zuriet A. Zhade
Doctor of Political Sciences, Professor,
Head of Department of Theory and History of State and Law and Politology, Adyghea State University [email protected]
Власть и общество перед
вызовом пандемии covid-19
Government and society
facing the challenge of a pandemiccovid-19
Аннотация. В статье проведен анализ результатов проведенного в 2020 году эмпирического исследования в Республике Адыгея и Краснодарском крае. Подчеркивается, что пандемия COVID-19 послужила возможностью для дальнейшей систематизации стратегии кризисной коммуникации государства и общества. Борьба с пандемией наглядно продемонстрировала важность коммуникации и охарактеризовала ее как один из важнейших элементов управления в кризисный период.
Ключевые слова: глобальный риск, пандемиякоро-навирусаCOVID-19, интеграция, дезинтеграция, региональная власть, доверие к власти.
Annotation. The article analyzes the results of an empirical study conducted in 2020 in the Republic of Ady-gea and the Krasnodar Territory. It is emphasized that the COVID-19 pandemic has become an opportunity for further systematization of the crisis communication strategy of the state and society. The fight against the pandemic has clearly demonstrated the importance of communication and described it as one of the most important elements of crisis management.
Keywords: global risk, COVID-19 coronavirus pandemic, integration, disintegration, regional power, trust in power.
В настоящее время человечество столкнулось с новым глобальным риском, в качестве которого выступает пандемия коронавируса СОУЮ-19. Политика, проводимая органами власти в условиях СОУЮ-кризиса, оказала влияние на состояние гражданского общества и определила вектор развития государства. Оценка этой политики отражается в отношении граждан к политической системе общества. Особенности и характер изменения динамических характеристик мнения граждан по поводу обеспечении государством основных норм жизни общества в условиях СОУЮ-кри-зиса позволили выявить ряд актуальных проблем развития гражданского общества [1, с. 26, 29].
В условиях данного глобального риска, явившегося причиной глубокого социально-экономического кризиса, основная ответственность лежит на органах государственной власти, призванных как противодействовать распространению пандемии, так и минимизировать последствия кризиса. Здесь большое значение имеет выстраивание эффективного взаимодействия государственной власти и общества, формирование действенной системы защиты интересов различных социальных групп и слоев.
Согласимся с коллегами в том, что сегодня назрела объективная необходимость не только понять риски и вызовы безопасности, но и
выявить интеграционный потенциал социокультурного пространства, для которого актуализируются проблемы обеспечения безопасности [2, с. 15].
В статье приводятся результаты социологического опроса, проведенного в сентябре-октябре 2020 года в Республике Адыгея и Краснодарском крае методом анкетирования (N = 1171). Полученные данные обработаны и проанализированы с помощью пакета SPSS.
Объект исследования - общества двух российских регионов - Республики Адыгея и Краснодарского края. Их рассмотрение объектами эмпирического исследования можно считать вполне обоснованным в силу единых историко-культурных и территориально-географических обстоятельств. Оба субъекта Российской Федерации одинаково подвержены влиянию непосредственного глобального риска.
Во-первых, в этих регионах наблюдается сравнительно высокий риск распространения вируса, о чем свидетельствуют статистические данные (по состоянию на момент написания статьи(11 февраля 2021 года) число заболевших COVID-19 в Адыгее - 13445 человек, скончавшихся - 132 человека; число заболевших в Краснодарском крае -35671 человек, скончавшихся - 1660 человек).
Во-вторых, это регионы, одинаковые по многим параметрам, которые влияют на ситуацию вокруг пандемии: средняя продолжительность жизни и возрастная структура населения, качество здравоохранения и санитарно-эпидемиологическая обстановка.
В-третьих, при всех сходствах эти регионы заметно различаются по ряду таких параметров как размер территории, численность населения, экономический потенциал. Тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации и относятся к Южному Федеральному округу. Между соседствующими субъектами происходит обмен достижениями экономического прогресса (научно-техническое сотрудничество, кадровое и образовательное взаимодействие, торговые и туристические связи). Особо актуально сегодня развивать данные тенденции, тем самым увеличивая прогресс развития регионов в рамках единого целого.
В-четвертых, руководители двух субъектов РФ -глава Республики Адыгея и губернатор Краснодарского края - продемонстрировали способность политических лидеров обеспечить в кризисной ситуации и обозримой перспективе солидарные отношения в обществе, сотрудничество его различных слоев, реализовать на практике принцип социальной справедливости в региональных социумах.
В качестве эмпирических объектов выступили муниципальные образования двух уровней: столицы регионов и муниципальные районы. Отбор объектов исследования проходил двухступенчатым способом. На первом этапе отбирались муниципальные образования по двум критериям: на основе анализа статистических показателей подверженности населения реальному риску заболевания СОУЮ-19 (количество заболевших, количество жертв, длительность ограничительного режима);на основе анализа жесткости мер, принимаемых местными и региональными властями.
В эмпирическом исследовании первая ступень отбора в выборке включала четыре муниципальных образования Республики Адыгея (город Майкоп, Красногвардейский, Тахтамукайский и Те-учежский районы) и четыре муниципальных образования Краснодарского края (город Краснодар, Белореченский, Курганинский и Лабинский районы).
На второй ступени отбирались населенные пункты на основе расчета статистических квот по типу поселения - городское и сельское. На третьей ступени, т.е. при непосредственном отборе интервьюерами респондентов для опроса, выборка осуществлялась по квотам: основным социально-профессиональным признакам и возрастным когортам.
Органы власти Республики Адыгея и Краснодарского края при столкновении с пандемией ввели меры, сходные с остальными регионами и итоги оказались одинаковые. Ранее неизвестная человечеству глобальная угроза стала проверкой на способность властных структур адекватно реагировать на вызовы времени. Обращает на себя внимание тот факт, что пандемия изменила повседневные отношения населения и органов власти, а также внесла коррективы в работу органов власти российских регионов.
За отправную точку анализа были приняты результаты исследования, позволяющие выяснить, каким образом население оценивает деятельность властных структур, в основе которых лежат ответы респондентов на вопрос «Оцените, пожалуйста, работу органов власти вашего региона, проводимую во время пандемии». По мнению 41,3 % респондентов,что-то делалось, что-то плохо; 36,4 % - в целом хорошо; 11,7 % - в целом плохо;10,6 % - затруднились ответить на поставленный вопрос (рис. 1). Как нам представляется, это свидетельствует о недостаточной информированности населения о мерах, предпринимаемых властными структурами.
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, работу органов власти вашего региона, проводимую во время пандемии»
В рамках исследования также была предпринята попытка выяснить, достаточные ли меры принимают органы власти для предотвращения распространения коронавируса. Обратим внимание, что 37,4 % считают, что принимаются все необ-
ходимые меры; по мнению 22,1 %, принимаемые меры не принесли ожидаемого результата, т.к. не следят за их соблюдением; 17,8 % полагают, что принимаемых мер недостаточно (рис. 2).
принимаются все необходимые меры принимаемые меры чересчур жесткие принимаемых мер недостаточно принимаемые меры не принесли ожидаемого результата, так как не следят за их соблюдением затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, региональные власти принимают достаточные меры для предотвращения распространения коронавируса в вашем регионе»
Исходя из этого, можно утверждать: с одной стороны, мы видим, что власть предпринимает большие усилия для стабилизации ситуации, выделяя средства и трансформируя собственный функционал; с другой стороны, принимаемых мер, по мнению опрошенных, недостаточно. Есть основания полагать, что низкий уровень социального доверия будет снижать общественную поддержку мер, принимаемых государством для преодоления последствий пандемии.
Пандемия СОУЮ-19 стала возможностью для дальнейшей систематизации стратегии кризисной коммуникации государства и общества. Борьба с пандемиейнаглядно продемонстрировала важность коммуникации и охарактеризовала ее как один из важнейших элементов управления в кризисный период.
Кроме мер, вводимых для ограничения распространения вируса, особое значение имеет достаточный уровень информированности населения, как о самой эпидемии, так и о мерах по ее нейтрализации.
В проведенном исследовании неожиданные ответы получены на вопрос анкеты «Обращались ли Вы лично или коллективно в муниципальные или региональные органы власти во время пандемии в связи с какими-то проблемами?» Из опрошенных респондентов 4,5 % обращались и не получили ответ; 12,4 % обращались и получили ответ, 75,2 % не обращались. Мы также выяснили, что 37 % обращались по телефону, по 26,9 % лично и в электронной форме,9,1 % в письменной форме. Результаты показывают, что удовлетворены ответом - 51,2 %, не удовлетворены - 25,1 %, частично удовлетворены - 23,5 % (рис. 3).
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов об обращении к органам власти в условиях пандемии
Немалую роль при принятии решений в кризисных ситуациях играет реакция граждан на деятельность властей. Как меняется общественный консенсус и доверие к власти, как органы власти на это реагируют, как изменившаяся повестка сказывается на настроениях в обществе - все эти факторы влияют не только на человеческие и иные потери от пандемии, но и на развитие регионов на многие годы вперед. В условиях распространения эпидемии требование к эффективной работе государственных институтов выступило на первое место.
Как показал опрос, 35,4 % респондентов считают, что деятельность власти не изменилась; по мнению 19,6 %, действия власти стали однозначно более открытыми; а 16,5 % убеждены, что стали скорее более открытыми (рис. 4).
О степени открытости власти перед обществом можно судить по тому, что одной из характеристик современности стало более тесное общение представителей власти с гражданами. Так, в процессе коммуникации глава Адыгеи М.К. Кумпилов активно использует интернет-среду,Инстаграм-аккаунт которого признан одним из самых продвинутых среди аккаунтов руководителей субъектов ЮФО. Об этом сообщили авторы исследова-ния«Рейтинг БММ-стратегий губернаторов Российской Федерации», подготовленного совместно телеграм-каналами «Незыгарь» и «Иполитика».В исследовании были проанализированы инста-грам-аккаунты губернаторов, глав регионов на предмет эффективности использования современных средств коммуникации с гражданами. По итогам исследования инстаграм-аккаунт главы Адыгеи вошел в тройку лучших на юге России и
занял семнадцатое место среди 73 глав российских регионов. В период пандемии коронавируса на его странице появляется вся актуальная информация о ситуации в регионе. Он регулярно
обращается к гражданам в формате видео, сообщая о развитии в республике событий, связанных с распространением СОУ!Р-19.
Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в условиях пандемии органы власти вашего региона стали более открытыми, менее открытыми или ничего не изменилось?»
Для прогнозирования влияния пандемии на общество в целом необходимо принять во внимание тот факт, что подавляющее большинство органов власти вошло в эпоху СОУЮ-19 с низким уровнем институционального доверия. Проблема доверия оказалась сегодня злободневной в связи с нарастающими угрозами и «непосредственно связана с развитием стабилизационных и интеграционных процессов,
крайне необходимых российскому обществу» [3, с. 44].
Наше исследование показало, что при ответе на вопрос «Скажите, действия властей региона способствовали Вашей уверенности в безопасности?», мнения респондентов разошлись: 29,2 % опрошенных считают, что скорее да; 26,1 % - скорее нет (рис. 5).
Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Скажите, действия властей региона способствовали
Вашей уверенности в безопасности?»
В рамках проведенного исследования нас интересовала точка зрения респондентов относительно факторов взаимодействия власти и населения, влияющих на улучшение жизни. К таким факторам 39,1 % опрошенных отнесли необходимость
учета общественного мнения при принятии решений; 29,7 % считают, что принимаемые решения должны быть справедливыми; 23,8 % полагают, что власть должна быть более открытой, доступной (рис. 6).
Ф учитывать общественное мнение при
принятии решений в власть должна быть более открытой, доступной
# принимаемые решения должны быть справедливыми
# власть делает асе необходимое, ничего другого Не нужно
Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, что необходимо для того, чтобы взаимодействие власти региона с населением влияло на улучшение жизни?»
Республика Адыгея и Краснодарский край продемонстрировали четкую картину поведения при непредвиденных глобальных кризисах. В результате последовательно введенных мер, власть, как свидетельствуют исследования, укрепила свой имидж. Причин тому несколько. Во-первых, власти с самого начала показали максимальную ответственность. Во-вторых, ситуация с корона-вирусом предоставила власти возможность повысить свой имидж в глазах избирателей. В-третьих, одним из обстоятельств в борьбе с пандемией стала состоятельность институтов государст-
венного управления, позволившая быстро реагировать на угрозу, консолидируя ресурсы и учитывая общественное мнение.
Из этого следует, что одним из механизмов, повышающих доверие к представителям власти в условиях пандемии, является учет общественного мнения. Но, как показало исследование, 36 % респондентов считают, что власть при принятии решений скорее не учитывает общественное мнение (рис. 7).
Рисунок 7 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, при принятии решений органы власти вашего региона учитывают общественное мнение?»
Есть основания ожидать, что под влиянием пандемии произойдут изменения в политических установках россиян: кардинальные решения, принимаемые российскими политическими лидерами, повышают уровень доверия к государству.
Для сохранения целостности, безопасности российского общества, обеспечения его интегриро-ванности и успешного социально-экономического развития важно определить возможные пути и факторы, способствующие наращиванию внутренних интеграционных процессов, увеличению его интеграционного потенциала [4, с. 23].
С целью горизонтального измерения направленности тенденций интеграции и дезинтеграции между различными социальными группами в анкете ставился вопрос: «Считаете ли Вы, что пандемия стала проверкой на человечность, отзывчивость, солидарность?» Результаты показывают: 48,7 % респондентов считают, что люди готовы и могут помогать друг другу в трудные минуты, по мнению 25,8 %, люди только разобщились. Также важно отметить, что 25,5 % опрошен-ныхзатруднились ответить на поставленный вопрос (рис. 8).
Г1 г 25,5% 25,8%
)
да: люди готовы и могут помогать друг другу а трудные моменты нет, люди только больше разобщились затрудняюсь ответить
Рисунок 8 - Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что пандемия стала проверкой на человечность, отзывчивость, солидарность?»
Как нам представляется, это свидетельствует о том, что негативные переживания, связанные с последствиями пандемии, запускают разнонаправленные процессы. С одной стороны, они повышают сплоченность людей перед лицом общей опасности, с другой - способствуют их разобщенности.
Пандемия является серьезным испытанием для всех уровней власти, поскольку она демонстрирует, насколько те или иные политические
решения являются правомерными или неправомерными, насколько политические элиты справляются с вызовами и отвечают тем запросам, которые существуют у населения. В конечном итоге, это приведет к изменениям во властных структурах. Успехи или неудачи органов государственной власти в преодолении пандемии и ее последствий, так или иначе, повлияют на вопросы обеспечения национальной безопасности и на поляризацию внутри общества [5, с. 189].
В перспективе, интеграционные процессы на региональном уровне будут усложняться, приобретая новые формы. Их результатом станет система отношений, в которой решения будут приниматься на основе диалога. В этих условиях процветание страны будет во многом зависеть от того, насколько эффективно используются интеграционные возможности с учетом региональных преимуществ. Инструменты реализации интеграционного потенциала общеизвестны. В то же время, ключевым вопросом остается выбор
Литература:
1. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году / Отв. ред. В.К. Левашов. М. : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. 532 с.
2. Авксентьев В.А. Интеграционный потенциал полиэтничного региона в контексте укрепления социокультурной безопасности / В.А. Авксентьев и [др.] // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10. С. 14-21.
3. Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала / П.М. Козырева // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 43-54.
4. Константинова Л.В. Интеграционный потенциал общества: опыт концептуализации / Л.В. Константинова // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 19-29.
5. Жаде З.А. Векторы (дез)интеграции в полиэт-ничном обществе в условиях непосредственного глобального риска / З.А. Жаде // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Ре-гионоведение». 2020. Вып. 3. С. 185-190.
конкретных интеграционных мер в текущей критической ситуации.
Будем надеяться, что в дальнейшем, благодаря согласованным действиям граждан, общества и государства, человечество сможет преодолеть пандемию COVID-19.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011 -31523.
Literature:
1. Russian society and the state in the context of a pandemic: the socio-political situation and demographic development of the Russian Federation in 2020 / editor-in-chief V.K. Levashov. M. : ITD «PER-SPEKTIVA», 2020. 532 p.
2. Avksentiev V.A. Integration potential of a multiethnic region in the context of strengthening sociocul-tural security / V.A. Avksentiev [et. al.] // Society: sociology, psychology, pedagogy.2019. № 10. P. 1421.
3. Kozyreva P.M. Interpersonal trust in the context of the formation of social capital / P.M. Kozyreva // Sotsiologicheskieissledovaniya.2009. №. 1. P. 4354.
4. Konstantinova L.V. Integration potential of society: experience of conceptualization / L.V. Konstantinova // Sotsiologicheskieissledovaniya. 2019. № 8. P. 19-29.
5. Zhade Z.A. Vectors (dez)integration in a multiethnic Society in direct global risk / Z.A. Zhade // Bulletin of the Adygeya State University. A Series of «Regional Studies». 2020. Vol. 3. P. 185-190.