Научная статья на тему 'Влияние конструктивистского подхода на разработку структурно-композиционной модели учебных занятий'

Влияние конструктивистского подхода на разработку структурно-композиционной модели учебных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засыпкина Елена Викторовна

Данная статья посвящена проблеме структурно-композиционного моделирования учебных занятий в общеобразовательной школе на основе педагогики конструктивизма. Рассматриваются теоретические аспекты педагогики конструктивизма. Раскрыты особенности учебной деятельности преподавателя, использующего в своей работе принципы педагогики конструктивизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конструктивистского подхода на разработку структурно-композиционной модели учебных занятий»

УДК 371.214+371.3 ББК 74.202

Засыпкина Елена Викторовна

преподаватель г. Сургут

Влияние конструктивистского подхода на разработку структурно-композиционной модели учебных занятий

Данная статья посвящена проблеме структурно-композиционного моделирования учебных занятий в общеобразовательной школе на основе педагогики конструктивизма. Рассматриваются теоретические аспекты педагогики конструктивизма. Раскрыты особенности учебной деятельности преподавателя, использующего в своей работе принципы педагогики кон структивизма.

Реформы последнего времени серьезным образом затронули систему образования. Инновационные процессы в сфере образования являются предметом активного обсуждения в педагогической науке. Очевидно, что обновление содержания общего образования, его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени. Главное

изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов его развития. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно, активно действовать, творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Представляется очевидным, что необходима новая модель российской школы, ориентированная на органическое единство нового содержания

образования, новых форм организации образовательного процесса, а также новых форм оценки учебных достижений.

Конструктивизм, как методологическая основа инновационного образования, может сориентировать на создание таких моделей, так как его основная идея — создание собственной базы знаний на основе ранее приобретенного опыта.

Теория конструктивизма имеет много последователей в педагогической науке, к ним можно отнести работы Л. С. Выготского, Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Пиаже, Г. Гарднера, Э. фон Г лазере фе льда, П. Вацлавика и других конструктивистов.

Представляется очевидным, что педагогика конструктивизма входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Начиная с конца семидесятых - начала восьмидесятых годов, в Западной Европе стали распространяться высказывания и утверждения относительно природы знания, которые, «сформировавшись в междисциплинарном пространстве современного естествознания и гуманитарных наук, образовали собой некий научно-философский дискурс, получивший наименование конструктивизма, стала широко издаваться научно-философская литература, посвященная идеям конструктивизма» [5]. Об этом направлении заговорили не только на университетских семинарах, но и, как утверждает Сергей Цоколов, в среде гуманитариев, журналистов и духовенства.

В своем исследовании мы опирались на идеи методологии конструктивизма, которые основаны на представлении, что обучение - это процесс, при котором знание конструируется с помощью мыслительной деятельности учащегося. «Знание - это не копия действительности, оно конструируется индивидом», утверждал Пиаже в одной из своих последних работ в 1977 году [5].

Рассмотрим, как трактуются и понимаются идеи конструктивистского подхода на современном этапе с педагогической точки зрения. Наиболее общими основаниями для его построения являются теоретические положения

И.В. Трайнева [4]. Как утверждает автор, «педагогику конструктивизма в укрупненном плане можно рассматривать как направление, обеспечивающее прежде всего интенсификацию процесса обучения с применением различных активных методов и средств, педагогическое творчество в общении с обучаемыми». По утверждениям И.В. Трайнева, интенсификация обучения требует перестройки не только деятельности преподавателей, но и содержания изучаемого материала, изменения оснащения занятий и самой организации учебного процесса, означает внедрение в обучение новых методов и активных средств, обеспечивающих дальнейшее повышение качества подготовки специалистов. Таким образом, процесс интенсификации является результатом совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

С точки зрения И.В. Трайнева, можно определить, что суть этого процесса заключается в том, что преподаватель, осуществляющий учебный процесс, должен его выстроить так, чтобы конечная цель достигалась через ряд более мелких, промежуточных целей на различных участках всего пути обучения. При этом промежуточные цели должны всячески стимулировать обучаемых, вызывая и поддерживая у них желание достичь их. Обращается внимание на использование различных мотивировок интенсивной трудовой деятельности обучающих и обучаемых. Необходимо применять соответствующие поощрения для достижения чувства удовлетворенности, проявления тех или иных способностей. По мнению автора, интенсификация не предполагает пересмотра научно-обоснованных норм интенсивности труда, она ориентируется на прогрессивные технологии, внедряемые в учебный процесс.

Представляется очевидным, что при составлении структурно-композиционной модели учебных занятий на основе педагогики конструктивизма для преподавателя очень важно учитывать теоретические позиции И.В. Трайнева. Мы полностью поддерживаем его мнение о том, что для успешной деятельности преподавателю необходимо разрабатывать методы обучения, активизирующие деятельность обучаемых, внедрять информационные педагогические технологии, позволяющие по-новому

осуществлять интенсификацию, активизацию учебного процесса, развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В связи с этим можно сформулировать наше собственное понимание конструктивизма, основная идея которого заключается в структурно-композиционном моделировании учебных занятий на основе использования и комбинирования новых приемов, методов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения. При этом структурно-композиционное моделирование в нашем понимании - это совокупность взаимосвязанных компонентов учебного занятия, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Конструктивизм рассматривается в нашем исследовании как неотъемлемый компонент для структурно-композиционного моделирования учебных занятий, который ориентирует школьников на становление активной позиции в решении поставленных перед ними проблем не только в период обучения в школе, но и в их будущей профессиональной деятельности.

Представляется очевидным, что опора на принципы педагогики конструктивизма может обеспечить положительный результат при

моделировании учебных занятий, так как сочетание новых методов и активных средств, выбор образовательных технологий, соответствующих индивидуальным особенностям детей, способствует созданию ситуации успеха для всех в равных возможностях.

Аналогично позиции Трайнева рассуждает и Г.В. Захарова [1]. По ее мнению, конструктивистская теория обучения пытается побудить учащихся к активному исследованию. С этой целью разрабатываются задания, стимулирующие кооперативные социальные процессы, креативную разработку гипотез и их проверку. Автор указывает на то, что решающая роль в этой связи отводится «конструктивистскому» характеру восприятия и познания, способности человеческого организма к самоорганизации, невозможности повлиять извне на процессы познания при помощи управления. Подчеркивается также

необходимость учета социального контекста для учения, которое предполагает признание учащимися жизнеспособности своих гипотез об окружающем мире и достижение консенсуса по поводу способа его конструирования.

Немаловажный интерес для нашего исследования представляет позиция доктора педагогических наук, профессора М. А. Чошанова [6], по мнению которого, конструктивизм - это педагогическая философия, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Автор подчеркивает, что можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. Во главу угла он ставит точку зрения ученика, какой бы она ни была.

Мы согласны с его мнением и более того считаем, что, выстраивая композиционные компоненты урока, преподавателю необходимо консультативно поддерживать учеников и быть их сопровождающим в процессе выбора образовательной траектории. Моделируя учебное занятие, учителю необходимо использовать методы обучения, которые ставят школьника перед различными проблемами, являются для него личностно значимыми и побуждают к поиску путей для их решения с опорой на знания, полученные на уроках. Именно такая позиция учителя способна обеспечить сознательность, глубину, прочность знаний и сформировать л огико-теоретическое и интуитивное мышление.

При этом учитель не должен забывать о базовых требованиях, предъявляемых к планированию учебных занятий.

Необходимо также отметить, что отношения учителя и ученика следует строить на принципиально иной, по сравнению с авторитарной педагогикой, основе. Это должны быть уважительные отношения сотрудничества, в которых открытое, доброжелательное отношение друг к другу стимулирует желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.

Акцентируя внимание на особенностях педагогической деятельности учителя-конструктивиста, вслед за М.А. Чошановым мы считаем, что, прежде всего, учитель-конструктивист - это консультант, организатор и координатор

проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

Рассматривая педагогическую деятельность, нельзя не согласиться с мнением И.В. Трайнева [4] о том, что важной составляющей педагогики конструктивизма является педагогическое творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

В свое время, обращаясь к руководителям школ, В.А. Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества» [3].

A.C. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят формального, бездарного, нетворческого отношения к своей профессии [2].

Полагаем, что педагогическое творчество является неотъемлемым компонентом в деятельности преподавателя, организующего свою работу на основе педагогики конструктивизма.

Кроме того, деятельность педагога требует от него умения наблюдать, анализировать, исследовать, вскрывать противоречия в учебном процессе и находить выход из них. И.В. Трайнев отмечает, что педагог постоянно находится в своеобразном эвристическом поиске, когда в результате соответствующего диагностического анализа, педагогических находок, догадок, открытий, подлинного новаторства возникает понимание того, какой должна быть эффективная, оптимальная система обучения. Достигнув этого, педагог может спрогнозировать развитие различных педагогических ситуаций.

Подводя итог сказанному, можно сделать выводы о том, что конструктивизм - это мощная методологическая база для развития современной педагогической науки. Конструктивизм отстаивает точку зрения,

предполагающую неотделимость наблюдателя от наблюдаемого, относительность и субъективность любого научного знания. Это новый подход к проблемам, связанным с образованием.

Конструктивизм рассматривает учение как активный познавательный процесс, в котором учащиеся создают новые знания, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах, понятиях. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится проблема, которая требует работы мысли для ее решения. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание.

Следовательно, структурно-композиционное моделирование на основе педагогики конструктивизма может выступать в качестве инновационной технологии преподавания в школе.

Можно констатировать, что педагогической наукой сделаны определенные шаги в рассмотрении проблемы конструктивистского подхода, но, несмотря на имеющийся спектр теоретических разработок, современный институт школы по-прежнему испытывает потребность в дидактическом инструментарии, который обеспечит переход от концептуально-теоретического осмысления конструктивистского подхода к его процессуально-технологической реализации в школьной практике.

Библиографический список

1. Захарова, Г.В. Теоретические основы конструктивистского подхода к обучению иностранным языкам в Германии // Педагогика / Г.В.Захарова - 2006.-№6. - С. 107.

2. Макаренко, A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта: в 5 т. /

A.C. Макаренко. - М.: Изд-во АПН, 1960. Т. 5. - 234 с.

3. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973. - 206 с.

4. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: учебное пособие / Под общей ред.

B.Л. Матросова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

5. Цоколов, С.А. Дискурс радикального конструктивизма/ С.А. Цоколов. -Мюнхен: Изд-во «Phren», 2000. - 253 с.

6. Чошанов, М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы / М.А Чошанов - 2000. - №4. - С. 56 - 62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.