Научная статья на тему 'Влияние консолидации добавленной стоимости компаний групп на налоговый потенциал экономической системы России'

Влияние консолидации добавленной стоимости компаний групп на налоговый потенциал экономической системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / КОНСОЛИДАЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / VAT / CONSOLIDATION / TAX POTENTIAL / TAXES / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цибин Алексей Викторович

В ходе модернизации экономических отношений происходит непрерывное изменение правил налогообложения. В данной статье рассмотрены основы и актуальность применения консолидированного налогообложения в рамках налога на добавленную стоимость в России, а также раскрыто влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цибин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE GROUP COMPANIES’ ADDED VALUE CONSOLIDATION ON THE TAX RESOURCES OF THE RUSSIAN ECONOMIC SYSTEM

During enhancement of the economic relations there is a continuous change of the taxation rules. The article considers foundations and relevance of the consolidated taxation adoption in the context of the value added tax in Russia. The author discusses influence of the holding companies’ added value consolidation on the tax resources of the country.

Текст научной работы на тему «Влияние консолидации добавленной стоимости компаний групп на налоговый потенциал экономической системы России»

УДК 33

Цибин Алексей Викторович dom-hors@mail.ru

ВЛИЯНИЕ КОНСОЛИДАЦИИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ ГРУПП НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Tsibin Alexey Viktorovich dom-hors@mail.ru

INFLUENCE OF THE GROUP COMPANIES’ ADDED VALUE CONSOLIDATION ON THE TAX RESOURCES OF THE RUSSIAN ECONOMIC SYSTEM

Аннотация:

В ходе модернизации экономических отношений происходит непрерывное изменение правил налогообложения. В данной статье рассмотрены основы и актуальность применения консолидированного налогообложения в рамках налога на добавленную стоимость в России, а также раскрыто влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал страны.

Ключевые слова:

НДС, консолидация, налоговый потенциал, налоги, налогообложение.

Summary:

During enhancement of the economic relations there is a continuous change of the taxation rules. The article considers foundations and relevance of the consolidated taxation adoption in the context of the value added tax in Russia. The author discusses influence of the holding companies’ added value consolidation on the tax resources of the country.

Keywords:

VAT, consolidation, tax potential, taxes, taxation.

На рубеже становления современных экономических отношений в России большое значение приобретает налогообложение вертикально-интегрированных компаний. Как правило, данные компании осуществляют свою деятельность путем создания группы компаний (холдинга). В связи с этим актуализируется необходимость создания и функционирования в Российской Федерации института консолидированного налогообложения.

С 2012 г. в РФ налогоплательщики налога на прибыль вправе на добровольной основе объединятся и создавать консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) [1; 2]. Данные изменения соответствуют международным концепциям налогообложения, которые широко применяются в ряде иностранных государств (Большинство государств Евросоюза, Япония, Австралия и др.).

Не смотря на все попытки создания системы консолидированного налогообложения, в стороне по-прежнему остается вопрос налогообложения консолидированной добавленной стоимости групп компаний. Данный вопрос имеет большое значение, поскольку НДС является одним из основных источников формирования федерального бюджета в Российской Федерации. За последние три года (2010-2012) величина ежегодных налоговых отчислений по указанному налогу достигала от 2,5 до 3,5 триллионов рублей, что составляет 27,5 % - 30,0 % от общей суммы доходов федерального бюджета страны [3].

Налоговая система России имеет важнейшее значение в развитии экономических отношений и обеспечивает финансовую стабильность страны. При этом налоговое и бюджетное планирование являются приоритетными направлениями формирования налоговой системы. Основной задачей налогового прогнозирования является оценка соответствия налогового потенциала региона фактическим поступлениям налогов и сборов. Существование консолидированного налогообложения в рамках НДС способствует более обоснованному и достоверному управлению налоговым потенциалом государства. Таким образом, необходимо выделить особое влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал и на налоговую систему России.

В настоящий момент существует несколько основных трактовок и механизмов оценки налогового потенциала. Как следует из научных работ М.Н. Шалюхиной, налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком смысле налоговый потенциал трактуется как максимально возможная сумма поступлений, генерируемая за счет налоговых отчислений, рассчитанных согласно правилам актуального законодательства [4].

Огромное влияние на качество определения величины налогового потенциала оказывает существенный объем незадекларированного оборота в России (скрытая добавленная стоимость), который, по оценкам различных исследователей, колеблется в интервале от 15 % до 45 % леги-

тимного оборота. На данный момент указанный сектор является перспективным для целей налогообложения, подлежащим учету по мере модернизации налоговой системы. Поэтому предполагается, что именно формирование КГН, объединение добавленной стоимости компаний холдингов будет способствовать более достоверному учету налогового потенциала регионов.

Существует три подхода к определению понятия «налоговый потенциал» и его оценки:

- ресурсный;

- фискальный;

- межбюджетный.

Первые два подхода являются основополагающими и используются большинством исследователей. Межбюджетный подход рассматривается меньшим количеством авторов.

В рамках ресурсного подхода понятие налогового потенциала трактуется как «...совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе "население - хозяйство - территория", в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона». Исходя из этого, при определении перспективных направлений совершенствования налоговой системы страны и модернизации межбюджетных отношений целесообразно уделять больше внимания фискальной оценке налогового потенциала. То есть согласно данному подходу налоговый потенциал -это консолидированный объем налогооблагаемых объектов территории. Таким образом, в данной концепции налицо влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговую систему России (налоговый потенциал) [5].

Исходя из положений фискального подхода, налоговый потенциал определяется как максимально допустимая сумма налоговых отчислений, генерируемая на конкретной территории. При расчете совокупного налогового потенциала, как правило, используется фискальных подход, что предполагает суммирование налоговых баз отдельных территориальных образований, что представляет собой некий максимум налоговых отчислений, который будет получен при наступлении идеальных условий. При этом налоговые отчисления рассматриваются как продукт, формируемый двумя элементами: налоговыми ставками и налоговыми базами. Исходя из этого, налоговый потенциал рассматривается как финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджетную систему через налоговые отчисления. В данном подходе также прослеживается влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал России.

Третьим подходом, определяющим понятие «налоговый потенциал» с точки зрения наполнения доходной части бюджета и выравнивания региональной несимметричности, является межбюджетный подход. С точки зрения конечного получателя налоговых отчислений, налоговый потенциал представляет собой предполагаемый фискальный доход на душу населения, который может быть получен органами государственной власти при применении единых правил налогообложения для определенной территории. То есть налоговый потенциал, как правило, рассматривается с позиции максимально возможных налоговых платежей, которые могут аккумулироваться в бюджетной системе государства, при определенных внутренних и внешних условиях, определенных для предприятий и домашних хозяйств. Иными словами, его можно определить и как предполагаемый доход на душу населения, который может быть получен, исходя из существующих межбюджетных отношений. Что в свою очередь определяет влияние консолидации добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал региона.

В качественном аспекте налоговый потенциал определяется как система экономических отношений, которая обладает следующими особенностями:

- налоговый потенциал существует в экономическом пространстве, и его назначение заключается в возможности отчуждения части доходов (и соответственно части финансовых потоков) ряду субъектов налоговых правоотношений, то есть в возможности лимитировать ресурсную базу процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности;

- налоговый потенциал - это способность определенного ряда субъектов налоговых правоотношений формировать поток налоговых отчислений в условиях определенности налогового законодательства и заданной налоговой политики;

- налоговый потенциал является составной частью финансового потенциала совокупности налогооблагаемых ресурсов, находящихся на данной хозяйственной территории; формирование налогового потенциала перетекает в процесс реализации финансового потенциала хозяйственной территории; финансовый потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала;

- мера налогового потенциала определяет ресурсы воспроизводства собственности, экономического потенциала в целом, а значит, и меру налогового потенциала последующих периодов.

Проведенный анализ понятий и методов оценки налогового потенциала показывает, что они не учитывают производственные, организационно-кадровые, инновационные, ресурсосберегающие, экологические, финансово-экономические, прочие возможности предприятий и КГН, характеризующихся уровнем проявления и развития соответствующих потенциалов. То есть недостаточно комплексно учитывают влияние объединения добавленной стоимости компаний холдингов на налоговый потенциал и в целом налоговую систему России. Вместе с тем следует отметить, что многочисленность регионов России, а также большая степень межрегиональной дифференциации природно-климатических и социально-экономических условий, а, в конечном счете, и налогового потенциала, приводит к невозможности оценки регионального налогового потенциала с помощью сравнительно простых методов.

Ссылки:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»

3. Информационно-аналитический раздел // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. 11Р1_: http://info.minfin.ru/ (дата обращения: 14.03.2013)

4. Кадочников П., Луговой О. Моделирование динамики налоговых поступлений и оценка налогового потенциала территорий. м., 2О07.

5. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.