14.5. СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННУЮ НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
Цибин Алексей Викторович, аспирант Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва
Аннотация: Рост количества крупных многоуровневых холдингов требует разработки и интеграции новых методик налогообложения консолидированных групп. В статье рассматривается сущность консолидированного налогообложения по налогу на добавленную стоимость, а так же описана технология функционирования группового налогообложения в российской налоговой системе.
Ключевые слова: НДС, консолидация, группа
налогоплательщиков, налоги, налогообложение
THE ESSENCE OF THE CONSOLIDATED TAXATION BY VALUE ADDED TAX AND ITS INTEGRATION INTO A MODERN TAX SYSTEM OF RUSSIA
Zibin Alexey Victorovich, post-graduate student of the Moscow financial-industrial University «Synergy», Moscow
tsibon2009@gmail. com
Annotation: The growth of large multi-tiered holdings requires the development and integration of new methods of taxation of consolidated groups. The article deals with the essence of consolidated taxation by value added tax, as well as describes the technology of functioning of group taxation in the Russian tax system.
Keywords: VAT, consolidation, Group of taxpayers, Taxes, taxation
Одним из основных факторов качества и степени развития таких значимых институтов существования общества как оборона и безопасность, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование и социальная поддержка выступает фактор финансирования. В Российской Федерации значительная часть расходов на указанные нужды производится за счет средств федерального бюджета.
Одним из основных источников формирования федерального бюджета в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС). За последние три года (2010-2012) величина ежегодных налоговых отчислений по указанному налогу достигала от 2,5 до 3,5 триллионов рублей, что составляет 27,5%-30,0% от общей суммы доходов федерального бюджета страны1. Данные показатели свидетельствуют о высокой степени существенности налога в экономической жизни страны.
1 Информационно-аналитический раздел/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru/ (дата обращения: 08.12.2011).
Субъектом налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации является единица, выделяемая из общей массы налогоплательщиков исключительно по юридическим параметрам (Организация, индивидуальный предприниматель). Но зачастую субъектами, непосредственно
формирующими добавленную стоимость, выступают группы компаний (холдинги).
В большинстве стран2 налоговое законодательство, для целей исчисления налога на прибыль (корпоративного налога), рассматривает
консолидированную группу компаний в качестве единого налогоплательщика (Консолидированная группа налогоплательщиков - КГН). Похожая аналогия может быть применена для целей НДС3.
Системы консолидированного налогообложения сравниваются по следующим основным параметрам: порядок создания КГН, субъекты КГН, обязательность и степень консолидации, требуемая доля участия в зависимых компаниях, налоговый статус группы, составление единой налоговой декларации, фактическое исполнение обязанности по уплате налога, налогообложение прибылей и убытков КГН, порядок изменения состава КГН и другие .
Что касается НДС, то консолидированной группой налогоплательщиков по НДС целесообразно признавать добровольное объединение
налогоплательщиков на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в целях исчисления и уплаты НДС.
От сюда следует, что участником консолидированной группы налогоплательщиков по НДС признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и соответствует критериям и условиям, предусмотренным для участников подобных консолидированных групп.
Ответственным участником КГН по НДС признается участник, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по КГН.
Технология интеграции консолидированного налогообложения по НДС в Российскую налоговую систему может быть рассмотрена в разрезе основных параметров налогообложения:
1. Порядок создания КГН.
КГН может быть образована:
а) на основании решения, принимаемого головным предприятием - в случае, если в КГН войдут только головное предприятие и его обособленные подразделения (филиалы и др.).
б) на основании договора - во всех остальных случаях. При наличии у входящих в группу дочерних предприятий филиалов и иных обособленных
2 В том числе в России с 01 января 2012 года (Федеральный закон № 321-Ф3 от 16.11.2011 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» // Собрание законодательства РФ, № 47, ст.6611, 21.11.2011.)
3 Victor Thuronyi. Tax Law Design and Drafting (volume 1, chapter 6 Value-Added Tax) // International Monetary Fund, 1996. p. 13
4 Архипцева Л.М., Архипцева О.Н., Миронченко Т.С. Особенности холдингов как консолидированных налогоплательщиков // Налоговая политика и практика, 2008, N 5
Цибин А. В.
СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
подразделений - все эти подразделения включаются в КГН без специального решения.
КГН регистрируется территориальным налоговым органом по месту учета головного предприятия на основании его заявления.
2. Участники КГН.
Участниками КГН выступают юридические лица -головные предприятия, их дочерние организации, а так же обособленные подразделения.
Участниками КГН могут быть только российские организации, местом деятельности которых является РФ.
3. Обязательность и степень консолидации.
Консолидация является правом, но не обязанностью.
Степень консолидации:
а) при создании КГН на основании решения головной организации в группу должны войти все обособленные подразделения головной организации;
б) При создании КГН на основании договора вхождение всех дочерних предприятий в группу не требуется.
4. Налоговый статус группы.
КГН выступает в качестве единого налогоплательщика
Местом деятельности КГН признается место деятельности головного предприятия.
5. Составление единой налоговой декларации.
Осуществляется головной организацией.
6. Исполнение обязанностей КГН по уплате налогов.
Права и обязанности КГН как налогоплательщика реализует головная организация. То есть головная организация является ответственным участником группы.
Головная организация обязана вести сводный учет для целей исчисления и уплаты налогов и представлять участникам КГН отчет об исполнении ее налоговых обязательств.
Участники КГН несут солидарную ответственность по ее налоговым обязательствам, а также по уплате пеней и штрафов, начисленных КГН.
7. Налогообложение добавленной стоимости КГН.
Объектом налогообложения для КГН признается
совокупная реализация, определяемая для каждого участника группы в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ. При этом налоговая база по НДС для каждого участника КГН определяется на общих основаниях, как если бы этот участник не входил в состав консолидированной группы в соответствии с особенностями гл.21 НК РФ.
Каждый участник КГН сначала исчисляет
собственную налогооблагаемую базу по НДС и осуществляет её корректировку на основании рыночных цен и текущих норм законодательства по НДС. Затем головная организация объединяет налогооблагаемые базы, вычеты и осуществляет корректировку НДС на основании правил
консолидированного налогообложения.
8. Налогообложение НДС от внутригрупповых операций.
Операции между участниками КГН (в том числе безвозмездные передачи) приравниваются к
операциям между структурными подразделениями одного предприятия. При этом любая безвозмездная передача одним участником такой группы другому ее участнику, если ни один из этих участников не
является головным предприятием этой группы, рассматривается как две передачи, первая из которых происходит от одного участника головному предприятию, а вторая - от головного предприятия второму участнику этой группы.
9. Изменение состава КГН (и его налоговые последствия).
Состав участников КГН может быть изменен:
- при выходе участника из состава КГН, если это не связано с ее ликвидацией;
- при вступлении участника в состав КГН.
Выход предприятия из состава КГН не снимает с него ответственности наряду с другими участниками этой группы по исполнению налоговых обязательств КГН, относящихся ко времени вхождения этого предприятия в состав группы, а также по уплате соответствующих пеней и штрафов.
10. Ликвидация КГН.
КГН может быть ликвидирована как в добровольном, так и в принудительном порядке.
КГН ликвидируется в случаях:
1) ликвидации головного предприятия этой группы;
3) истечения срока действия договора (решения) об
образовании консолидированной группы
налогоплательщиков;
4) принятия участниками этой группы решения о ее ликвидации;
5) образования консолидированной группы налогоплательщиков с нарушением условий образования такой группы;
6) невыполнения обязанностей, возложенных на такую группу налоговым законодательством.
При ликвидации КГН все входившие в ее состав предприятия возвращаются в первоначальное состояние самостоятельных налогоплательщиков НДС. НДС, уплаченный головным предприятием от имени группы, засчитываются в счет исполнения налоговых обязательств участников этой консолидированной группы.
При ликвидации консолидированной группы
налогоплательщиков налоговое обязательство этой группы и каждого участника такой группы корректируется.
Интеграция консолидированного налогообложения по НДС в современную налоговую систему России позволило бы решить ряд важных проблем, таких как:
1. Проблемы трансфертного ценообразования.
Интеграция предлагаемой методики
налогообложения добавленной стоимости
консолидированных групп налогоплательщиков
позволит исключить необоснованное регулирование цен на товары (работы, услуги) внутри группы компаний, целью которого зачастую является минимизация налоговых выплат.
2. Незаконные схемы уклонения от уплаты НДС.
Внедрение механизма консолидированного
налогообложения по НДС позволило бы создать
дополнительные барьеры при создании схем минимизации налоговых платежей по НДС, что повлекло бы за собой нецелесообразность функционирования ряда из них и как следствие к росту налоговых поступлений в федеральный бюджет страны.
3. Проблемы администрирования НДС.
Объединение налогоплательщиков в группы
позволит сократить количество объектов
администрирования и соответственно существенно снизить нагрузку на налоговые органы, что так же позитивно скажется на результатах контрольных процедур.
Список литературы:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации
2. Архипцева Л.М., Архипцева О.Н., Миронченко Т.С. Особенности холдингов как консолидированных налогоплательщиков // Налоговая политика и практика, 2008, N 5
3. Зобова Е.П. Консолидированная группа: основные понятия и особенности администрирования Налоговая проверка", 2012, N 1 Кто может создавать консолидированные группы налогоплательщиков?
4. Информационно-аналитический раздел/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru/ (дата обращения: 17.03.2013)
5. Климова М. Консолидированная группа налогоплательщиков: новый институт налогового права (комментарий к законопроекту "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков") // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2011, N 12
6. КонсультантПлюс: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 30.11.2011 3 Изменения Налогового кодекса РФ, связанные с созданием консолидированной группы налогоплательщиков
7. Victor Thuronyi. Tax Law Design and Drafting (volume 1, chapter 6 Value-Added Tax) // International Monetary Fund, 1996. p. 13
Reference list:
1. The Tax Code of the Russian Federation
2. Arkhiptseva L.M. Arkhiptseva O.N., Mironchenko T.S. Features consolidated holdings as taxpayers // Tax Policy and Practice, 2008, N 5
3. Zobova E.P. Consolidated group: basic concepts and features of the administration tax audit ", 2012, N 1 Who can create a consolidated group of taxpayers?
4. Information-analytical section / Official site of the Ministry of
Finance. URL: http://info.minfin.ru/ (date accessed:
17/03/2013)
5. Klimov M. Consolidated group of taxpayers: new tax law Institute (comments to the draft law "On amendments to Parts I and II of the Tax Code of the Russian Federation in connection with the creation of a consolidated group of taxpayers") // Tax Bulletin: Comments on the regulations for the accountants' 2011, N 12
6. Consultant: New documents to the accountant. Release of 11/30/2011 3 Changes in the Tax Code, related to the creation of the consolidated group of taxpayers
7. Victor Thuronyi. Tax Law Design and Drafting (volume 1, chapter 6 Value-Added Tax) / / International Monetary Fund, 1996. p. 13
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Цибина А. В. «Сущность консолидированного налогообложения по налогу на добавленную стоимость и его интеграция в современную налоговую систему России»
В современных условиях усиления макроэкономических процессов в России, ведущих к возникновению крупных холдингов, неизбежно возникает необходимость поиска новых подходов к налогообложения таких хозяйствующих субъектов. При этом, учитывая существенную роль в формировании федерального бюджета налога на добавленную стоимость, выделение консолидированной группы компаний (КГН) в качестве единого налогоплательщика указанного налога является одним из возможных таких решений. В связи с этим рассмотрение в статье различных аспектов, связанных с интегрирование
консолидированного налогообложения по налогу на добавленную стоимость в российскую налоговую систему, представляется весьма актуальным и своевременным.
Автором работы -последовательно анализируются такие элементы консолидированного налогообложения как критерии включения в состав участников КГН, обязательность и степень консолидации, налоговый статус группы, порядок составления ее участниками единой налоговой декларации и исполнения обязанностей по уплате налогов; налогообложение добавленной стоимости, создаваемой в КГН; особенности налогообложения НДС от внутригрупповых операций, а также изменения состава КГН и ее ликвидации.
В статье приводятся вполне убедительные аргументы, подтверждающие направленность консолидированного налогообложения на решение существующих проблем современной налоговой системы страны.
Следует согласиться с мнением автора о том, что предложенная методика налогообложения добавленной стоимости консолидированных групп налогоплательщиков позволит исключить необоснованное регулирование цен на товары (работы, услуги) внутри группы компаний, целью которого зачастую является минимизация налоговых выплат. Кроме того, внедрение консолидированного налогообложения по НДС позволит создать дополнительные барьеры против применения схем минимизации налоговых платежей по данному налогу путем выстраивания более прозрачной системы формирования налогооблагаемой базы. Последнее, несомненно, направлено против применения ряда незаконных схем уклонения от уплаты НДС. Наконец, очевиден положительный эффект в части администрирования данного налога, заключающийся, по мнению автора, в повышении эффективности налоговых проверок, в основе которого лежит снижение количества объектов налогообложения, что предусматривает создание КГН
Давая общую оценку статье Цибина А. В., следует отметить, что ее содержание изложено логично и методологически выверено, подтверждается
соответствующими ссылками на использованные источники.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
К.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент»
НОУ ВПО Тульский институт управления
и бизнеса им. Н. Д. Демидова
В. В. Яровова