УДК339.137.2:639.2/.3
Е.О. Сучкова1, М.Ю. Еремина2
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 1 e-mail:fringekatya9996@gmail. com 2 e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ
В статье проводится анализ конкурентоспособности рыбопромышленного предприятия по трем направлениям: оценка финансовых результатов компаний-конкурентов, экспертный метод балльных оценок, сравнительный анализ; а также даются рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия за счет участия в совместной деятельности по рыбодобыче и создания интернет-магазина на базе сайта предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рыбная отрасль, рыбодобыча, финансовый анализ, маркетинговый анализ, сравнительный анализ, финансовая устойчивость, рыбопродукция, совместная деятельность.
E.O. Suchkova1, M.Yu. Eremina2
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003
1 e-mail: fringekatya9996@gmail. com
2 e-mail: [email protected]
COMPETITIVENESS IMPACT ON FINANCIAL RESULTS OF FISHING ENTERPRISES ACTIVITY
The competitiveness of fishing enterprise is analysed in three diractions: assessment of financial results of the companies-competitors, expert scoring method, and the comparative analysis. The recommendations on improving the competitiveness of the investigated enterprise through participation in joint activities in fishing and creation of online store based on the enterprise site are given.
Key words: competitiveness, fishing industry, fishing, financial analysis, market analysis, comparative analysis, financial sustainability, fish product, joint activity.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность предприятия рыбной отрасли определяется как способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише. Обязательным признаком конкурентоспособности предприятия рыбной отрасли является выявление конкурентных преимуществ и учитывание их в хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, имеет большое значение в управлении производством [1]. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Для выявления уровня конкурентоспособности рыбопромышленного предприятия необходимо: оценить финансовые результаты деятельности предприятия в сравнении с компаниями-конкурентами; провести маркетинговый анализ, используя экспертный метод балльных оценок, и сравнительный (комплексный) анализ, который носит количественный характер [2].
4%
ПАО «Океанрыблот» является одним из крупнейших предприятий рыбной отрасли Камчатского края [3], которое наряду с другими крупными и средними рыбопромышленными компаниями региона внесло свою лепту в повышение объема производства рыбопродукции. Основными конкурентами ПАО «Океанрыбфлот» являются: Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина; ООО «Витязь-Авто»; АО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55».
Для оценки конкурентоспособности данного предприятия немаловажно рассмотреть, какую долю рынка занимают ПАО «Океанрыбфлот» и его основные конкуренты в Камчатском крае, при этом не затрагивая прочие мелкие предприятия (рис. 1). Сразу хотелось бы отметить, что подсчет доли рынка происходил на основе выручки от реализации компаний.
■ ПАО «Океанрыбфлот»
■ РК им. В.И.Ленина
■ ООО «Витязь-Авто»
■ АО «Озерновский РКЗ № 55»
■ ООО «Восточный берег»
■ ООО «Поллукс» Прочие
Рис. 1. Структура доли рынка рыбопродукции в Камчатском крае в 2017 г.
Как показывают данные, на долю ПАО «Океанрыбфлот» приходится 42% доли рынка, это говорит о том, что данное предприятие является лидером по сравнению с конкурентами. Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина твердо занимает второе место. Эти предприятия имеют хорошую производственную базу, проводят эффективную инвестиционную политику, наращивают и модернизируют флот и предприятия береговой обработки, поэтому имеют столь значимые обороты.
На рис. 2 представлен конкурентный анализ выручки, себестоимости и прибыли от реализации, за 2015-2017 гг. ПАО «Океанрыбфлот» опережает своих конкурентов в добыче рыбы-сырца, тем самым получает гораздо большую выручку от реализации. В 2017 г. ПАО «Океанрыбфлот» получил доход в 14 млрд руб., РК им. В.И. Ленина - всего 6 млрд руб., АО «Озерновский РКЗ № 55» - 3 млрд руб., а «Витязь-Авто» - лишь 1 млрд руб. В то же время рост выручки наблюдается лишь у РК им. В.И. Ленина.
ПАО «Океанрыбфлот»
РК им. В.И. Ленина
20000 15000 10000
3000 2000 1000 0
-1000
■■ 1 шш Ш
1 1 ■ 1 п
2015 2016 2017
ООО «Витязь-Авто»
1 ■ 1 щ щ 1
Е [
2015 2016 2017
8000 6000 4000 2000 0
■
2015
2016
2017
АО «Озерновский РКЗ № 55»
4000 3000 2000 1000 0
II I
2015
2016
2017
Выручх! от реализации ■ Себестоимость продукции ■Приоыль от реализации
Рис. 2. Конкурентный анализ выручки, себестоимости и прибыли от реализации за 2015-2017 гг., млн руб.
Относительно себестоимости продукции отметим, что в 2017 г., по сравнению с 2016 г., только у АО «Озерновский РКЗ № 55» происходит снижение данного показателя; себестоимость продукции ООО «Витязь-Авто» увеличилась, в результате исследования выяснилось, что в 2016 г. списание основных средств производства происходило в экономном режиме,
а в 2017 г. в полном объеме; в ПАО «Океанрыбфлот» и РК им. В.И. Ленина на рост себестоимости повлияли увеличение фонда оплаты труда, общепроизводственных и общехозяйственных затрат, а также удорожание потребляемого сырья и материалов.
На рис. 3 приведен конкурентный анализ основных показателей рентабельности компаний-конкурентов за 2015-2017 гг.
ПАО «Океанрыбфлот»
200
100
2015
2016
2017
РК им. В.И. Ленина
200
100
2015 2016
2017
ООО «Витязь-Авто»
150
100
50
-50
АО «Озерновский РКЗ № 55»
100
50
г
2015 2016
■ Продаж ■ Основной деятельности ■ Фондорентабельность
2017
Рис. 3. Основные показатели рентабельности компаний-конкурентов за 2015-2017 гг., %
У РК им. В.И. Ленина по всем показателям рентабельности наблюдается рост. Из-за сокращения выручки оставшиеся компании-конкуренты потеряли определенную долю прибыли, об этом свидетельствует снижение рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности данных предприятий.
На предприятиях-конкурентах за весь исследуемый период был выявлен рост фондовооруженности труда, что отражает замещение труда техникой, ликвидацию ручных процессов, повышение степени механизации производства. Для того чтобы понять, эффективно ли предприятие, необходимо рассмотреть также темпы роста фондовооруженности труда и производительности труда (рис. 4).
ПАО «Океанрыбфлот»
РК им. В.И. Ленина
2017/2016
2016/2015
2017/2016
2016/2015
85
90
95
100 105
110
50
100
150
200
0
0
0
0
0
■ Фондовооруженность труда Производительно сть труда
Рис. 4. Соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности труда за 2015-2017 гг.
Как видно, только лишь у РК им. В.И. Ленина темп роста производительности опережает темп роста фондовооруженности, что означает, что вводимое производственное оборудование используется эффективно и с полной отдачей. В ПАО «Океанрыбфлот», ООО «Витязь-Авто» и АО «Озерновский РКЗ № 55» несоответствие данных соотношений темпов роста послужило снижению фондоотдачи за анализируемый период и в дальнейшем снижению выпущенной продукции предприятий.
С целью определения финансового состояния предприятий-конкурентов были проанализированы показатели ликвидности (рис. 5). Если рассматривать в совокупности все четыре предприятия, то можно отметить, что самые высокие показатели всех коэффициентов ликвидности имеет АО «Озерновский РКЗ № 55». Высокие значения данных коэффициентов позволяет допустить, что в любой момент предприятие сможет расплатиться по своим текущим обязательствам денежными средствами, финансовыми вложениями, дебиторской задолженностью.
ПАО «Океанрыбфлот»
1,6 1,4
1,2
0,8 0,6 0,4
0,2
2017
2016
2015
■ Коэффициент абсолютной ликвидности
■ Коэффициент срочной ликвидности
■ Коэффициент текущей ликвидности
■ Коэффициент промежуточной ликвидности
■ Коэффициент общей ликвидности
■ Коэффициент материального покрытия
35 30 25 20 15 10 5 0
АО «Озерновский РКЗ № 55»
■ Коэффициент абсолютной ликвидности
■ Коэффициент срочной ликвидности
■ Коэффициент текущей ликвидности
■ Коэффициент промежуточной ликвидности
■ Коэффициент общей ликвидности
■ Коэффициент материального покрытия
2017
2016
2015
РК им. В.И. Ленина
ООО «Витязь-Авто»
4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
Щ ■■
п II
2017
2016
2015
■ Коэффициент 20 абсолютной
ликвидности 18
■ Коэффициент 16 срочной
ликвидности 14
■ Коэффициент 12 текущей
ликвидности 10
■ Коэффициент 8 промежуточной ликвидности 6
■ Коэффициент общей 4 ликвидности
2
■ Коэффициент 0 материального покрытия
tf
2017
2016
2015
■ Коэффициент абсолютной ликвидности
■ Коэффициент срочной ликвидности
■ Коэффициент текущей ликвидности
■ Коэффициент промежуточной ликвидности
■ Коэффициент общей ликвидности
■ Коэффициент материального покрытия
Рис. 5. Показатели ликвидности предприятий-конкурентов за 2015-2017 гг.
Для наглядной картины о спросе на рыбопродукцию местных производителей среди жителей Камчатского края был проведен опрос в виде анкетирования, результаты которого представлены на рис. 6.
5%
21%
■ Океанрыбфлот
■ Витязь-Авто
■ Камчатская рыба 5% "Колхоз им. В.И. Ленина 5% ■ Озерновский РКЗ № 55
■ Группа компаний «Salmonica»
■ Акрос
Рис. 6. Выбор производителей рыбной продукции жителями Камчатского края, %
1
0
Как видно, наибольшим спросом пользуется продукция РК им. В.И. Ленина, затем ПАО «Океанрыбфлот» и АО «Озерновский РКЗ № 55», затем ЗАО «Акрос» и остальные предприятия. Предпочтения потребителей в рыбопродукции РК им. В.И. Ленина и АО «Озерновский РКЗ № 55» обусловлены тем, что у данных предприятий есть свои торговые точки, в которых стоимость товара значительно ниже, чем у компаний, которые закупают у рыбопромышленных предприятий их же продукцию и перепродают в своих супермаркетах и продовольственных магазинах. Помимо приемлемой цены, некоторые из потребителей выбирают производителей, исходя из высокого качества, вкуса, а также широкого ассортимента рыбопродукции. При этом спрос на продукцию ПАО «Океанрыбфлот» отличается тем, что потребители выбирают этого производителя не за счет приемлемой цены, а за самое высокое качество продукции на рынке. Данный опрос также показал, что потребители (80% опрошенных), которые отдают предпочтение рыбопродукции других производителей, купили бы рыбопродукцию ПАО «Океанрыбфлот», если цена на данный товар была бы ниже.
Итоги анализа конкурентоспособности с помощью метода балльной оценки представлены в табл. 1. При этом были установлены ограничения максимальной оценки каждого показателя конкурентоспособности - 5 баллов. Оценка конкурентоспособности по трехбалльной шкале представлена в табл. 2.
Таблица 1
Балльная оценка конкурентоспособности с учетом коэффициентов весомости
Коэффициент весомости (а) ПАО «Океанрыбфлот» Конкуренты
Показатель Балл Балл х а РК им. В.И. Ленина ООО «Витязь-Авто» АО «Озерновский РКЗ № 55»
Балл Балл х а Балл балл х а Балл Балл х а
Качество продукции 0,17 5 0,85 5 0,85 5 0,85 5 0,85
Цена 0,17 4 0,68 4 0,68 5 0,85 5 0,85
Дилерская сеть 0,12 2 0,24 5 0,6 3 0,36 3 0,36
Продвижение, реклама 0,10 3 0,3 5 0,5 4 0,4 4 0,4
Ассортимент продукции 0,15 3 0,45 5 0,75 5 0,75 3 0,45
Репутация, имидж 0,12 5 0,6 5 0,6 5 0,6 5 0,6
Финансовое состояние 0,17 3 0,51 5 0,85 5 0,85 4 0,68
ИТОГО 1 - 3,63 - 4,83 - 4,66 - 4,19
Таблица 2
Оценка конкурентоспособности по трехбалльной шкале
Шкала Оценка Фирмы
3,63-4,03 Низкая ПАО «Океанрыбфлот»
4,03-4,43 Средняя АО «Озерновский РКЗ № 55»
4,43-4,83 Высокая РКЗ им. В.И. Ленина, ООО «Витязь-Авто»
На основании проведенного комплексного анализа можно сделать вывод, что ПАО «Океанрыбфлот» отстает от компаний-конкурентов по экономическим показателям (рис. 7) [4].
Подводя итог, можно сказать что ПАО «Океанрыбфлот» является крупным масштабным предприятием в Камчатском крае, но недостаточно конкурентоспособным по сравнению с другими компаниями. На основе этого необходимо внедрить комплекс мероприятий, который поможет выйти ПАО «Океанрыбфлот» на более высокий уровень.
Вылов основного количества рыбы и морепродуктов ПАО «Океанрыбфлот» ведется промысловыми судами типа БМРТ в Охотском и Беринговом морях. При этом, учитывая специфику данных судов, можно сказать, что предприятие не может вести рыболовство в прибрежных зонах. В связи с чем на предприятие не распространятся освоение квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей, но при этом промысловые суда ПАО «Океанрыбфлот» подразумевают переработку таких водных биоресурсов.
В соответствии с ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» [5] предлагается в период лососевой путины ПАО «Океанрыбфлот» вести совместную деятельность
в форме совместных осуществляемых операций с компаниями, которые ведут добычу тихоокеанских лососей по своим собственным квотам. Под совместно осуществляемыми операциями понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнение работы, оказание услуги) с использованием собственных активов. При этом каждый участник договора в бухгалтерском учете отражает свою часть расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю экономических выгод или дохода в соответствии с условиями договора [5]. В данном случае ПАО «Океанрыбфлот» будет осуществлять в рамках договора этап переработки рыбопродукции. Экономические выгоды состоят в том, что полученную рыбопродукцию компании делят между собой по долям для дальнейшей реализации. В частности, для ПАО «Океанрыбфлот» экономическая выгода состоит в дополнительной выручке от реализации данной продукции, что в дальнейшем влечет за собой получение дополнительной прибыли. Тем самым за счет роста объемов реализации продукции ПАО «Океанрыбфлот» сможет повысить свою конкурентоспособность.
Рентабельность продаж 6
Текущая ликвидность
Темп прироста выручки
Производительность труда
Оборачиваемость активов
Коэффициент автономии
Рентабельность собственного капитала
Уровень годности основных средств
■ПАО «Океанрыбфлот» ООО «Витязь-Авто»
РК им. В.И. Ленина АО «Озерновский РКЗ № 55»
Рис. 7. Комплексная оценка ПАО «Океанрыбфлот» и его конкурентов
Второе мероприятие - создание интернет-магазина по продаже рыбопродукции предприятия для потребителей внутреннего рынка Камчатского края на базе уже существующего официального сайта ПАО «Океанрыбфлот» и размещение его на главной странице.
Итогом предложенного комплекса мероприятий стали рост чистой прибыли на 698 531 тыс. руб. и повышение финансовой устойчивости ПАО «Океанрыбфлот», а следовательно, и его конкурентоспособности. Проведенная повторно балльная оценка конкурентоспособности ПАО «Океанрыбфлот» показала существенное улучшение данного показателя.
Литература
1. Еремина М.Ю. Теоретические аспекты конкурентоспособобности рыбохозяйственных бизнес-структур // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 4. -С. 172-175.
2. Ворожбит О.Ю. Оценка конкурентоспособности рыбопромышленной деятельности // Дальневосточный регион - рыбное хозяйство. - 2008. - № 1. - С. 70-95.
3. ПАО «Океанрыбфлот» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.k-agent.ru/catalog/ 4100000530-1024101019986.
4. Когденко В.Г. Экономический анализ: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 392 с.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03»: Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46166/.