2008
Известия ТИНРО
Том 152
УДК 658.U5.33.639.2/.3
В.Е. Беззубкин
Дальрыбвтуз, г. Владивосток e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
Рассматриваются вопросы интеграции предпринимательских структур рыбо-хозяйственной специализации. Предлагается поэтапная программа организации в Камчатском крае интегрированной рыбопромышленной компании (ИРПК) путем последовательного объединения рыбоперерабатывающих, рыбодобывающих, судоремонтных, обслуживающих предприятий с единой маркетинговой службой. Дается оценка эффективности работы ИРПК.
Bezzubkin V.Ye. Prospects for the creation of the integrated fishery company in Kamchatka Krai // Izv. TINRO. — 2008. — Vol. 152. — P. 376-384.
Issues of integration of fishery business structures are discussed in the article. The stepwise program on association of catching, processing, ship-repairing, servicing enterprises and the united marketing service into one integrated fishery company (IFC) in Kamchatka Krai is suggested. Also the appraisal of IFC's operational efficiency is given.
В настоящее время Камчатский край является регионом с моноотраслевой структурой экономики. Следует отметить, что ни один субъект ДВФО не зависит в такой степени от рыбной промышленности, как Камчатка. Состояние дел в рыбной промышленности определяет социально-экономическую ситуацию в крае в целом. Рост и уменьшение численности населения во многом определяются ростом и сокращением объема производства и занятости в нем.
В силу своего географического положения Камчатский край вынужден развивать экспортное направление своей экономики, поскольку расстояние до европейской части России, где сосредоточено основное население страны, намного превышает расстояние до США, Японии, других азиатских стран (Ромаков, 2004). К тому же сбыт рыбопродукции за пределами региона на территории России неэффективен по причине высоких железнодорожных и морских тарифов, высокой стоимости продукции глубокой переработки и недостаточной платежеспособности российского населения, поэтому 80 % рыбопродукции, производимой в крае, поставляется на экспорт. Однако эффективность деятельности рыбной промышленности Камчатки значительно уступает другим секторам экономики, так как ее доля в доходах регионального бюджета составляет не более 7 %.
Причина такого положения кроется в том, что, во-первых, в рыбной промышленности края работает более трехсот предпринимательских структур рыбо-хозяйственной специализации, главным образом мелких компаний, деятельность большей части которых убыточна, а во-вторых, на экспорт направляется в основном непереработанная рыбопродукция, поставляемая непосредственно с мест
376
промысла (Концепция развития ..., 2004). Организовать глубокую переработку рыбы-сырца, соответствующую требованиям мирового рынка, мелкие компании не в состоянии в основном из-за недостатка финансовых ресурсов. Поэтому крайне актуальными для экономики Камчатского края являются вопросы интеграции предпринимательских структур рыбохозяйственной специализации с целью организации экспортоориентированного рыбоперерабатывающего производства, что и предопределило выбор темы настоящей статьи.
Важнейшими из направлений интеграции являются: усиление взаимодействия между предприятиями отрасли путем объединения их экономических интересов, создание интегрированных структур с замкнутым циклом "добыча — переработка — реализация готовой продукции", а также качественная и своевременная поддержка технического состояния судов (Фадеев, 2006).
К объединению в крупные структуры рыбохозяйственные предприятия побуждают такие специфические российские факторы, как необходимость восстановления разрушенных производственно-технологических связей и структурной перестройки производства, что невозможно без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов, а также рост транзакционных издержек в результате изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы (Дементьев, 1998).
Обобщение результатов исследований позволило автору разработать классификацию предпосылок интеграции в зависимости от факторов внешней и внутренней среды рыбохозяйственных предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Классификация предпосылок интеграции предпринимательских структур рыбохозяйственной специализации
Table 1
Classification of requisites of intégration enterprise structures of fishing industry specializations
Классификационный признак
Предпосылки интеграции
Характеристика предпосылок
Экономические
Раздробленность отрасли
Большое количество субъектов хозяйствования. Потребность в крупных объединениях, консолидирующих существенный сектор рынка рыбопродукции
Инфляция, Возможность снизить потребность в оборотных
неплатежи средствах, перейти на внутренние взаиморасчеты
Сочетание в отрасли трех разных видов деятельности
Избыток или недостаток ОПФ
Угроза банкротства, кризиса
Малое количество компаний, совмещающих одновременно все три бизнеса рыбохозяйственной деятельности: производство (добыча), переработку и продажу рыбопродукции, вызванное различиями экономических интересов этих бизнесов Возможность использования избыточных ресурсов, комбинирование взаимодополняющих ресурсов
Конъюнктурные Колебания рыночной конъюнктуры
Стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис
Неопределенность внешней среды
Возможность проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса. Экономия, обусловленная масштабами деятельности. Снижение рисков непоставки сырья для переработки, нереализации продукции
Стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков
Окончание табл. 1 Table 1 finish
Классификаци- Предпосылки у
„ ^ ^ Характеристика предпосылок онныи признак_интеграции_ ___
Социальные Социальная значи- Отрасль является градообразующей в ряде реги-мость отрасли онов страны, одним из основных источников создания рабочих мест. Для Камчатского края отрасль является регионообразующеИ. В Дальневосточном регионе на долю рыбного хозяиства приходится около 50 % товарноИ продукции, в Северном — более 20 % Необходимость восстановления разрушенных связеИ и структурноИ перестройки производства. Надежда на согласованность деИствиИ при про-изводственноИ кооперации. Стремление к стабильности связеИ
Сложность поиска Стремление сократить транзакционные издержки компромиссов и производственные затраты с естественными монополиями
Региональные Регионализация Стремление региональных властеИ сохранить от-экономики раслевые комплексы, обеспечить выживаемость
и развитие предприятиИ региона Недостаток сырь- Консолидация сырьевых источников. Получение евых ресурсов дополнительноИ прибыли за счет освоения новых _объектов промысла, глубокоИ переработки сырья
Необходимо отметить, что при классификации рассматривались основные, наиболее часто встречающиеся мотивы объединения. Характеристики среды рассматривались вне зависимости от состояния экономики (рыночная, переходныИ к рыночным отношениям период). Анализ данных табл. 1 позволяет заключить, что к объединению предприятия "подталкивают" в преобладающеИ степени факторы внешнеИ среды.
В дореформенный период рыбопромышленный комплекс характеризовался развитоИ внутриотраслевоИ интеграциеИ и кооперациеИ (Концепция развития ..., 2004). Восстановление этого комплекса из разрозненных предпринимательских структур рыбохозяИственноИ специализации и управляемость им на федеральном и региональном уровнях возможны на основе разработки и реализации определенных мер. ВажнеИшими из них, на наш взгляд, являются: усиление взаимо-деИствия между предприятиями отрасли путем объединения их экономических интересов, создание интегрированных структур с замкнутым циклом "добыча — переработка — реализация готовоИ продукции", а также качественная и своевременная поддержка технического состояния судов. Для достижения этоИ цели автором предлагается программа создания в Камчатском крае интегрированноИ рыбопромышленноИ компании (ИРПК). Реализация программы предусматривает три основных этапа (табл. 2).
Этап 1. Подготовка к интеграции предпринимательских структур рыбохозяйственной специализации
Целью данного этапа является создание единоИ маркетинговоИ службы груп-поИ рыбохозяИственных предприятиИ, решивших координировать свои деИствия в ценовоИ политике, уходе от ненужноИ конкуренции при выпуске однотипных рыбных товаров, продвижении рыбопродукции на внутрироссиИскиИ и международные рынки (Ахметов, 2002). Единая маркетинговая служба должна формироваться в виде самостоятельноИ структуры, котороИ предприятия-участники делегируют часть своих полномочиИ (табл. 3).
Институцио- Разрушение хозяи-нальные ственных связеИ
Таблица 2
Последовательность интеграции предпринимательских структур рыбохозяйственной специализации
Table 2
Consecution of integration enterprise structures of fishing industry specializations
Этап Содержание Результат
1 Подготовка к интеграции предпринимательских структур рыбохозяйственной специализации Создание единой маркетинговой службы
2 Горизонтальная интеграция (интеграция на договорной основе) Создание ассоциации рыбохо-зяйственных предприятий
З Вертикальная интеграция (интеграция на имущественной основе) Создание интегрированной рыбопромышленной компании
Функции и полномочия единой маркетинговой службы Functions and authorities of the whole marketing service
Таблица З Table З
Функция
Полномочия и ответственность
Сбор, систематизация информации, анализ отраслевого и регионального рынка. Разработка плана маркетинга для каждого предприятия, входящего в группу.
Ответственность за качество предоставленной информации, а также разработку и выполнение индивидуального плана маркетинга
Полномочия формировать решения по стратегии маркетинга для каждого предприятия, принимать оперативные, тактические решения по вопросам маркетинга и нести за них ответственность
Разработка маркетинговой стратегии для отдельных предприятий на основе общей стратегии. Разработка общей коммуникационной политики
Полномочия формировать стратегические решения и нести за них ответственность.
Анализ и прогноз состояния и развития региональных рынков рыбопродукции. Разработка стратегии и политики маркетинга для всех предприятий, входящих в группу.
Разработка программы и стратегии рекламы, PR-кампании по продвижению рыбопродукции на внутрироссийские и международные рынки.
Полномочия формировать, принимать решения и нести за них ответственность по всем вопросам организации маркетинга для группы заинтересованных предприятий
Эффективность создания и деятельности единой маркетинговой службы для участников интегрированной группы определяется следующими причинами:
во-первых, тем, что участники являются звеньями интегрированной структуры и заинтересованы в согласовании объемов и цен поставки рыбопродукции в единой технологической цепи, разработке и реализации единой маркетинговой стратегии, политики ценообразования;
во-вторых, снижением затрат на проведение комплексных маркетинговых исследований и получение информации не только о конъюнктуре на рынках сбыта рыбопродукции предприятий, но и на сопряженных, косвенно связанных рынках (Листопад, 2005).
Для предприятий-участников создание единой маркетинговой службы обеспечит следующие преимущества:
• согласование производственных программ, объемов и цен отгрузки рыбопродукции своим партнерам-потребителям внутри отраслевой региональной структуры;
• формирование гарантированных рынков сбыта и эффективных кооперационных связей;
• снижение рисков непоставки рыбы-сырца, отгрузки рыбопродукции, своевременной оплаты и обеспечение бесперебойной ритмичной работы (Суханова, 2001).
Формирование и функционирование единой службы маркетинга в интегрированной отраслевой структуре является эффективным инструментом совершенствования механизма хозяйствования в условиях разобщения рыбохозяйствен-ных предприятий, повышения уровня использования экономического потенциала рыбной отрасли и базисом их развития.
Этап 2. Горизонтальная интеграция (интеграция на договорной основе)
Целью данного этапа является создание деятельной ассоциации рыбохозяй-ственных предприятий. В настоящее время в Камчатском крае существует большое количество союзов, ассоциаций рыбохозяйственных предприятий. Однако их совместная деятельность не продвигается дальше составления учредительных документов. Причина, по нашему мнению, состоит в том, что предприниматели не хотят поступаться самостоятельностью в решении самых насущных вопросов. Работа с единой маркетинговой структурой подвигнет предприятия к доверительным отношениям, что является непременным условием интеграции.
Дальнейшее развитие объединения рыбохозяйственных предприятий — третий этап интеграции — связан с потенциалом рынка и реализацией рыночно-конкурентных преимуществ предприятий и может происходить на базе вертикально интегрированных структур с участием рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих, судоремонтных и торгово-сбытовых предприятий.
Этап 3. Вертикальная интеграция (интеграция на имущественной основе)
Целью данного этапа является создание интегрированной рыбопромышленной компании (ИРПК) как корпоративной структуры (базовый вариант — холдинговая компания) в форме ОАО. В ведение материнской компании передаются все активы, необходимые для деятельности ИРПК в соответствии с ее стратегическим планом, в том числе активы бизнес-единиц, созданных на предыдущем этапе (ассоциация).
Целями экономического объединения ИРПК являются:
— обеспечение замкнутого цикла «добыча — переработка — реализация готовой продукции» с одновременно качественной и своевременной поддержкой технического состояния судов в рамках единого предприятия;
— поддержка и развитие прибрежного рыболовства;
— развитие береговой перерабатывающей базы;
— загрузка судоремонтных мощностей;
— выпуск высококачественной рыбной продукции на уровне международных стандартов;
— развитие взаимовыгодного партнерства и торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья;
— интеграция в международную систему маркетинга рыбных продуктов;
— повышение бюджетной эффективности, развитие региона.
Важнейшей задачей этапа 3 является формирование эффективного менеджмента ИРПК, прежде всего в части формирования квалифицированной управленческой команды, способной обеспечить повышение капитализации и ликвидности объединенных рыбохозяйственных активов путем создания высокодоходного и привлекательного для инвесторов бизнеса при соблюдении интересов государства по обеспечению социально-экономического развития региона.
На этом этапе реализуется система мер по повышению инвестиционной привлекательности компании на основе превращения ИРПК в публичную компа-
нию, использующую все существующие инструменты фондового рынка для повышения своей капитализации. Кроме того, предполагается завершение реализации всех основных процедур стандартизации корпоративного управления (международные стандарты отчетности, структура менеджмента, включающая независимых директоров, публичность деятельности), что обеспечит гибкие механизмы привлечения инвесторов как с участием в капитале, так и на долговом рынке (Ленский, Цветков, 1998). В конечном итоге объединение активов и создание ИРПК должны обеспечить формирование и реализацию эффективной стратегии развития рыбной отрасли Камчатского края и ее достойного позиционирования на отечественном и мировом рынке рыбопродукции (см. рисунок).
Интеграционный процесс создания рыбопромышленной компании в Камчатском
крае
Integration process of making fish-industrial company in Kamchatka Krai
Эффективность работы экономического объединения, в состав которого входит добывающее предприятие, во многом определяется техническим состоянием промыслового флота и его оборудования. В данном аспекте хозяйственной деятельности главными являются вопросы своевременного качественного судового ремонта и проведения межрейсовых технических обслуживаний. Являясь частью интегрированного рыбопромышленного объединения, судоремонтные предприятия получат возможность загрузки простаивающих мощностей, увеличивая тем самым объем налоговых перечислений.
В настоящее время эффективность создания вертикально интегрированных промышленно-финансовых групп определяется на основе сопоставления входящих и исходящих денежных потоков с учетом дисконтирования, а специализи-
381
рованные методики для оценки эффективности создания других вертикально интегрированных структур в отечественной практике не используются (Анбердин, Кибанов, 2003).
В некоторых отраслях промышленности для оценки эффективности слияния небольших компаний в вертикально интегрированные структуры используется широко известная 2-модель Альтмана, которая описывает финансовую устойчивость отдельно взятых предприятий до слияния и устойчивость вертикально интегрированной компании после слияния (Веснин, 1998).
Данная 2-модель имеет вид:
Z = 1,2 х XI + 1,4 х Х2 + 3,3 х Х3 + 0,6 х Х4 + 1,0 х Х5, (1)
где XI — отношение рабочего капитала к общим активам, где рабочий капитал определяется как разность между оборотными средствами и текущими (краткосрочными) обязательствами; Х2 — отношение накопленного капитала к общим активам. Накопленный капитал — та часть капитала корпорации, которая образовалась за счет нераспределенной прибыли прошлых лет; Х3 — отношение балансовой прибыли к общим активам; Х4 — отношение капитала корпорации к общему долгу; Х5 — отношение объема продаж к общим активам.
Сравнение величин 2-модели до и после слияния позволяет сделать вывод об эффективности создания интегрированной компании. Если величина 2 после слияния возросла по сравнению с величинами 2 компаний до слияния, то интегрированная компания имеет большую финансовую устойчивость, чем отдельные компании.
Использование этого метода характеризуется простотой расчетов. Особо следует отметить то обстоятельство, что для экспресс-анализа эффективности создания вертикально интегрированных компаний достаточно официально публикуемых отчетов о деятельности компании и не требуется дополнительной экономической информации, которая, как правило, является строго конфиденциальной.
Для адаптации метода экспресс-анализа эффективности создания вертикально интегрированных компаний применительно к рыбной промышленности автором предлагается изменить состав показателей, входящих в 2-модель, и саму структуру формулы. Поскольку числовые коэффициенты перед значениями X определены для конкретных отраслей промышленности, в число которых рыбная отрасль не входит, мы предлагаем обойтись без них и тогда формула принимает следующий вид:
R = XI + Х2 + Х3 + Х4 + Х5. (2)
Для модели экспресс-анализа эффективности создания интегрированной рыбопромышленной компании предлагается ввести следующие показатели:
XI — коэффициент производительности труда — отношение суммы выручки (млн руб.) к среднесписочной численности работающих;
Х2 — фондоотдача — отношение суммы выручки к стоимости ОПФ;
Х3 — коэффициент заимствований — отношение кредиторской задолженности к сумме выручки;
Х4 — коэффициент оплаты труда — отношение ФОТ к сумме выручки;
Х5 — коэффициент прибыльности — отношение балансовой прибыли к сумме выручки.
Методика использования предлагаемой модели экспресс-анализа эффективности создания интегрированной рыбопромышленной компании заключается в следующем. Определяется рейтинговое число для каждого предприятия, которое предполагается включить в состав ИРПК, до слияния. При этом рассчитываются показатели, входящие в состав расчетной формулы. Затем рейтинговые числа предприятий суммируются. После этого определяются показатели ИРПК, образованной в результате слияния исходных предприятий, и рассчитывается рейтинговое число. Если рейтинговое число интегрированной компании превышает
значение суммарного рейтингового числа отдельно взятых предприятий до их слияния деленное на количество интегрируемых предприятий, то объединение эффективно. Если нет, то объединение нецелесообразно.
Эффективность использования предложенной методики рассмотрим на гипотетическом примере создания интегрированной рыбопромышленной компании на базе пяти камчатских предприятий. Эффект от результатов интеграции по предлагаемой методике экспресс-анализа эффективности создания интегрированной рыбопромышленной компании оценивался как рост выбранных финансовых показателей ИРПК после объединения предприятий по сравнению с суммой этих показателей до объединения. Данные для проведения сравнительного анализа, рассчитанные по результатам работы предприятий в 2006 г., приведены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели эффективности создания интегрированной рыбопромышленной компании в Камчатском крае
Table 4
Indices of effectiveness of making integrative fish-industrial company
in Kamchatka Krai
До слияния ИРПК
Финансовый показатель ОРФ ОРКЗ Ра КТ В-Авто Вазиков после
слияния
Х1 — коэффициент производител-
ьности труда 1,23 1,03 0,89 0,89 0,75 1,09
Х2 — фондоотдача 2,44 2,77 1,83 2,09 2,28 2,92
Х3 — коэффициент заимствований 0,08 0,71 0,07 0,01 0,04 0,15
Х4 — коэффициент оплаты труда 2,75 2,27 2,15 1,96 1,91 2,46
Х5 — коэффициент прибыльности 0,04 0,20 0,14 0,14 0,03 0,10
Рейтинговое число R до слияния
предприятий 6,54 6,98 5,08 5,09 5,01 -
Средняя сумма рейтинговых чисел
предприятий до слияния 28,7 : 5 = 5,74
Рейтинговое число R1 после
слияния предприятий - - - - - 6,72
Примечание. ОРФ — ОАО «Океанрыбфлот»; ОРКЗ — ОАО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55»; Ра КТ — Рыбартель «Колхоз Красный труженик»; В-Авто — ООО «Витязь-Авто»; Возиков — ИП «Возиков».
Как следует из данных табл. 4, рейтинговое число ИРПК после слияния (6,72) выше усредненной суммы рейтинговых чисел отдельных рыбохозяйствен-ных предприятий до слияния (5,74). Это наглядно подтверждает вывод о том, что создание интегрированной рыбопромышленной компании в Камчатском крае является экономически эффективным процессом, что обусловлено в основном снижением издержек за счет эффекта масштаба обеспечения контролируемыми источниками сырьевого обеспечения, концентрации капитала и производства, контроля над рынками сбыта готовой продукции.
В результате объединения в крупные сообщества рыбохозяйственные предприятия могут рассчитывать на следующие положительные эффекты:
— сохранение и возобновление сложившихся производственно-технологических связей (и минимизации на этой базе издержек исходного периода, уменьшения последствий трансформационного спада);
— обеспечение благоприятных стартовых условий с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках (возможности конкурировать с ведущими корпорациями мира);
— устранение "двойной надбавки" (проблема "двойной надбавки" возникает в условиях самостоятельного принятия решений компаниями на последовательных стадиях технологической цепочки, когда обе компании обладают рыноч-
ной властью, последовательное ограничение выпуска в целях повышения прибыли каждой из компаний приводит к тому, что их суммарная прибыль снижается);
— увеличение размеров компании и приобретение возможности нарастить выпуск новых видов рыбопродукции до минимально эффективного объема;
— повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированной структуры;
— обеспечение мобильности и динамичности реализации инвестиционных процессов;
— перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;
— получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка.
Создание интегрированной рыбопромышленной компании в значительной мере способствует проявлению мультипликативного и социального эффекта, так как подобные действия способствуют образованию длинной цепи занятости — от добычи рыбы-сырца рыболовными траулерами и ее переработки на береговых рыбоперерабатывающих мощностях до потребителя (Фадеев, 2006). При этом объемы налоговых поступлений и добавленной стоимости, а также занятость населения достигают значительных размеров. Эффект от интеграции предприятий рыбной отрасли будет выражаться и в увеличении налоговых поступлений, поскольку налоговая нагрузка (включая ЕСН) по береговым производствам в 2,0-2,5 раза выше, чем на судах, а также в значительном росте численности занятого населения (Концепция развития ..., 2004).
Список литературы
Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: Учеб. пособие. — М.: ГАУ, 2003. — 417 с.
Ахметов Р.Г. О совершенствовании экономического механизма управления интегрированными формированиями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2002. — № 11.
Веснин В.Р. Менеджмент для предпринимателей. — М.: АНТИКВА, 1998. — 144 с.
Дементьев В. Интеграция предприятий и экономическое развитие. — М.: ЦЭМИ РАН, 1998. — 273 с
Концепция развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации (проект). 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ВНИРО, 2004. — 56 с.
Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и государственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. — М., 1998. — 295 с
Листопад М.Е. Роль стратегических альянсов и предпринимательских сетей в формировании организационных механизмов функционирования промышленности России. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. — 136 с.
Ромаков Е. Аналитическая записка. — 2004. http://www.impexbank.ru/
Суханова И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений России в условиях становления рыночной экономики : Дис. ... д-ра экон. наук. — М., 2001.
Фадеев А.М. Современная промышленная политика в рыбной отрасли : Дис. ... канд. экон. наук. — Мурманск, 2006. — 180 с.
Поступила в редакцию 4.10.2007 г.