УДК 330.332.2:333.43(571.66)
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ В ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ПОРТОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО И ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ (НА 2009-2025 ГГ.)
С.Р. Древинг (КамчатГТУ)
Рассмотрены перспективы выхода из депрессивного состояния предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатского края через призму проблем развития рыбной отрасли. Применяя кластерный подход к разработке стратегии развития рыбопромышленного комплекса края, стратегические инвестиционные проекты систематизированы по трем кластерам. Дана оценка показателей экономической эффективности проектов, представлены качественные характеристики результатов вложения средств. Особое значение придается созданию в крае крупного холдинга с государственным участием, реализующего механизм частно-государственного партнерства и эффективно сочетающего инвестиционные возможности государства с рыночными инструментами.
The perspective of egress from crisis offishing enterprises’ complex of Kamchatka Region is considered in the article. Investment projects are classified into 3 groups. The author gives estimation of economic effectiveness of investment projects. Special emphasis is given to the creation of a large holding by means ofprivate and federal investments in Kamchatka region.
Перспективы развития ведущей отрасли хозяйствования Камчатского края - рыбопромышленного комплекса неразрывно связаны с вложением средств в объекты реального инвестирования. Однако рыбопромышленный комплекс края является сегодня инвестиционно непривлекательным: доходность отрасли резко колеблется по годам, не превышая 7%, отсутствует опыт диверсификации деятельности, недостаточно действенна политика реинвестиций прибыли. Основные фонды флота характеризуются высоким уровнем износа, низкой эффективностью и неконкурентоспособностью по сравнению с зарубежными компаниями (низкие показатели производительности, высокие удельные затраты на ГСМ - в 3-6 раз выше, чем у ведущих конкурентов, низкий уровень переработки сырья, низкая рентабельность и доходность инвестиций). Медленный рост заработной платы, сохранение тяжелых условий труда, устаревшее оборудование привели к снижению престижа и привлекательности рыбопромышленного комплекса Камчатского края среди других сфер занятости, а в итоге - к дефициту квалифицированных и высококвалифицированных кадров. Отсутствие государственных крупных инвестиций в развитие рыбопромышленного комплекса края, слабое финансирование научных исследований прогноза вылова водных биологических ресурсов (ВБР), перспективных и конкурентоспособных технологий, основных фондов флота и инфраструктуры по сравнению с мировыми конкурентами, отсутствие системного подхода к решению ключевых проблем и попытки их решения путем разработки отдельных, зачастую неприоритетных проектов могут привести к экономическому краху. При сохранении сложившейся ситуации рыбопромышленный комплекс станет неконкурентоспособным на мировых рынках и государству будет намного выгоднее полностью перейти на импортозамещение рыбной продукции, чем поддерживать массу убыточных российских предприятий.
В условиях экономического кризиса, дефицита государственных финансовых ресурсов выходом из создавшейся ситуации может стать предоставление государством рыбопромышленному комплексу большой экономической самостоятельности, включая создание свободных экономических зон. В этом случае комплекс будет развиваться как саморегулируемая система. Но для этого необходимо предварительное решение проблем привлечения инвестиций, обновления флота и инфраструктуры.
При подготовке материалов по стратегии развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 г. нами были проведены исследования планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории края.
Применение кластерного подхода к исследованию направлений вложения средств в рыбопромышленный комплекс позволило систематизировать все инвестиционные проекты в рамках следующих кластеров: портово-логистического, рыбоперерабатывающего, воспроизводственного. Размещение инвестиционных площадок на территории Камчатского края представлено на рисунке.
Карта размещения перспективных инвестиционных площадок
В состав портово-логистического кластера мы включили ряд следующих стратегических проектов:
- создание биоресурсной портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Авача»;
- строительство оптово-розничного рыбного рынка;
- открытие пунктов пропуска судов;
- реконструкция портовых сооружений.
Основные показатели, характеризующие экономическую эффективность проектов, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка экономических результатов и эффективности проектов портово-логистического кластера
на 2009-2025 гг.
Экономические характеристики приоритетных проектов Создание и развитие ПОЭЗ «Авача», млн руб. Строительство рыбного рынка Модернизация перегружательной техники в рыбном порту г. Петропавловска-Камчатского Реконструкция портпункта в пос. Октябрьский Реконструкция объекта федеральной собственности морского терминала в Петропавловск-Камчатском морском порту Проектирование и строительство порта-ковша в пос. Озерновский Строительство парома Производство комбинированных канатов По всем проектам
Общие потребности в инвестициях, млн руб. Всего В том числе: 15242,0 275,8 371,0 500,0 905,0 990,0 75,0 10,0 18 368,8
инвестиции государственные, млн руб. 5 827,0 371,0 500,0 905,0 990,0 75,0 8 668,0
инвестиции частные российские, млн руб. 9 415,0 275,8 10,0 9 700,8
Срок реализации проекта 6,0 2,0 4,0 4,0 5,0 5,0 1,0 3,0 3,75
Средняя годовая чистая прибыль от проекта, млн руб. 55,0 74,0 181,0 248,0 2,5 560,9
Средняя годовая выручка от проекта, млн руб. 15 507,0 562,0 562,0 0,0 11,5 0,0 16 642,5
Чистая прибыль от проекта за 2009-2025 гг., млн руб. 46 521,0 717,6 816,2 0,0 1 810,0 2480,0 53,7 30,0 52 428,47
ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ И СРОК ОКУПАЕМОСТИ
Среднегодовая доходность инвестиций по периоду без учета роста стоимости бизнеса (Я01), % 33,9 20,0 20,0 0,0 20,0 25,1 5,1 25,0 25,4
Срок окупаемости инвестиций (по Я01) с учетом срока строительства, лет 8,9 7,0 9,0 Нет 10,0 9,0 20,6 7,0 7,7
Основные проекты биоресурсной ПОЭЗ представляют собой четыре крупных рыболовецких комплекса, включающие терминалы, перерабатывающие производства (с упором на глубокую переработку по современным технологиям), холодные склады, ремонтные мощности. Создание портовой особой экономической зоны в Камчатском крае должно предоставить к 2020 г. 4709 новых рабочих мест непосредственно в самой ПОЭЗ «Авача».
Открытие рыбного рынка в Петропавловске-Камчатском ставит целью создание нового рыночного механизма, обеспечивающего эффективный сбыт рыбной продукции, снижение трансакционных затрат, уменьшение количества посредников, рост рентабельности продаж и финансовой устойчивости рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих компаний; обеспечение минимального гарантированного сбыта рыбы, морепродукции и рыбопродукции, в первую очередь для мелких рыбопромышленников; рост качества обеспечения населения города и приле-
гающих населенных пунктов разнообразной рыбопродукцией через розничную торговую сеть; рост загруженности производственных мощностей береговых рыбоперерабатывающих предприятий высококачественным сырьем.
Проекты, предусматривающие реконструкцию и строительство портовых сооружений, предполагают переход к комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота, рост качества обслуживания, сокращение времени простоя судов, снижение судовых и портовых издержек на 15%.
Инвестиционные площадки биоресурсной ПОЭЗ «Авача» и оптово-розничного рыбного рынка локализованы в пределах Петропавловска-Камчатского. Остальные объекты находятся на побережье полуострова. По значимости результата реализации проектов кластер занимает лидирующее место. Проекты составляют 90% всех планируемых инвестиций комплекса, объемы государственных инвестиций планируются на уровне 8 668,00 млн руб. Расчеты показали достаточно высокую доходность инвестиций и приемлемые сроки окупаемости.
Проекты рыбоперерабатывающего кластера имеют целью открытие производств по глубокой переработке рыбного сырья и морепродуктов. Наряду с проектами по выпуску мороженой продукции и икры новые производства будут специализироваться на производстве консервной продукции, БАД, продукции из морского зверя. Результаты расчетов экономической эффективности проектов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка экономических результатов и эффективности проектов перерабатывающего кластера на 2009-2025 гг.
Экономические характеристики приоритетных проектов Строительство современного рыбоперерабатывающего завода в пос.Тымлат Строительство высокотехнологичного завода по переработке рыбопродуктов мощностью 200 т/сут Открытие производства консервов из краба Строительство перерабатывающего комплекса в г. Петропавловск-Камчатский Глубокая переработка продукции морского зверобойного промысла Производство пищевых добавок -высокотехнологичное производство По всем проектам
Общие потребности в инвестициях, млн руб. Всего В том числе: 300,0 175,0 72,0 18,5 399,5 12,0 977,0
инвестиции государственные, млн руб. 0,0
инвестиции частные российские, млн руб. 300,0 175,0 72,0 18,5 399,5 12,0 977,0
Срок реализации проекта 3,0 2,0 3,0 2,0 6,0 5,0 3,5
Средняя годовая чистая прибыль от проекта, млн руб. 60,0 4,6 57,0 1,4 123,0
Средняя годовая выручка от проекта, млн руб. 150,0 125,0 275,0
Чистая прибыль от проекта за 2009-2025 гг., млн руб. 720,0 650,0 500,0 60,2 513,0 14,0 2466,2
ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ И СРОК ОКУПАЕМОСТИ
Среднегодовая доходность инвестиций по периоду без учета роста стоимости бизнеса (Я01), % 20,0 28,6 57,9 25,0 14,3 11,7 25,6
Срок окупаемости инвестиций (по Я01) с учетом срока строительства, лет 8,0 5,5 4,7 6,0 13,0 13,6 6,6
Проекты кластера являются наиболее доходными, реализуют технологии, в том числе инновационные, и направлены на решение задач комплексной переработки ресурсов. Инвестиционные площадки расположены как на территории г. Петропавловска-Камчатского, так и на побережье Камчатки. Реализация проектов кластера позволит дополнительно обеспечить работой 863 человека и тем самым участвовать в трудоустройстве населения районов края.
Воспроизводственный кластер представлен проектами строительства двух рыборазводных заводов и реконструкцией одного завода, а также развитием хозяйств марикультуры. В большинстве своем проекты не имеют коммерческой эффективности. Их цель - сохранение и воспроизводство лососевых пород рыб на основе государственной поддержки. Основные расчетные показатели приведены в табл. 3.
Таблица 3
Оценка экономических результатов и эффективности проектов воспроизводственного кластера на 2009-2025 гг.
Экономические характеристики приоритетных проектов Плавучий комплекс для воспроизводства и передержки камчатского краба бассейновым способом Развитие марикультуры в Камчатском крае Строительство лососевого рыбоводного завода «Апачинский» на реке Камчатка (Усть-Большерецкий район) Строительство лососевого рыбоводного завода на реке Начилова (Усть-Большерецкий район) Реконструкция лососевого рыбоводного завода «Кеткино» (Елизовский район) По всем проектам
Общие потребности в инвестициях, млн руб. Всего В том числе: 62,00 130,0 635,3 120,0 200,0 1 147,3
инвестиции государственные, млн руб. 635,3 120,0 200,0 955,3
инвестиции частные российские, млн руб. 62,0 130,0 192,0
Срок реализации проекта 0,00
Средняя годовая чистая прибыль от проекта, млн руб. 12,4 21,7 34,1
Средняя годовая выручка от проекта, млн руб. 0,0
Чистая прибыль от проекта за 2009-2025 гг., млн руб. 186,0 325,5 0,0 0,0 0,0 511,5
ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ И СРОК ОКУПАЕМОСТИ
Среднегодовая доходность инвестиций по периоду без учета роста стоимости бизнеса (Я01), % 20,0 16,7 0,0 0,0 0,0 3,0
Срок окупаемости инвестиций (по Я01) с учетом срока строительства, лет Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Ряд проектов отнесен к группе перспективных в связи с тем, что они находятся на стадии разработки идей и по ним отсутствует в полной мере необходимая для анализа экономическая информация. К числу такого рода проектов отнесены следующие: создание в Камчатском крае крупного рыбодобывающего и обрабатывающего холдинга, реализующего механизм частногосударственного партнерства, строительство нефтеперерабатывающего завода, комплекс проектов по обновлению рыбодобывающих и перерабатывающих судов, создание сетей сбыта рыбной продукции в России и за рубежом, разработка логистических маршрутов, формирование и продвижение брэндов предприятий рыбодобычи и рыбопереработки края, развитие отраслевых лизинговых и инвестиционных компаний, развитие государственной и коммерческой систем отраслевой подготовки кадров. Исключительную значимость этих проектов для будущего развития
края подтверждают ожидаемые результаты их реализации: повышение продовольственной безопасности Камчатского края и страны, рост конкурентоспособности предприятий отрасли, повышение благосостояния населения региона, рост эффективности деятельности предприятий, внедрение в процесс производства новых научных разработок.
На сегодняшний день информация по стратегическим планам крупных компаний, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, отсутствует. Однако в ближайшее время в целях повышения конкурентоспособности компаний на внешних и внутреннем рынках целесообразно реализовать проекты «Создание торговых марок и брэндов рыбодобывающей промышленности» и «Создание торговых марок и брэндов рыбоперерабатывающей промышленности». Необходимость реализации проектов обусловил тот факт, что в настоящее время одним из уязвимых мест Камчатского рыбохозяйственного комплекса (РХК) является отсутствие брэндов, торговых марок, обладающих большим маркетинговым потенциалом и широко известных на внутренних и внешних рынках. Не обладая брэндом, можно легко потерять как внешние, так и внутренние рынки. Создание брэнда - важнейшее направление роста конкурентоспособности отрасли и неотъемлемая составная часть перспективного развития. Результатом вложения средств в такого рода проекты станет рост конкурентоспособности и изменение позиций компаний Камчатского края на мировом и внутреннем рынках, повышение эффективности деятельности и финансовой устойчивости, рост доходности инвестиций и рентабельности.
Реализация преимущественно рыбной продукции из сырца и без глубокой переработки в значительной мере объясняется неразвитостью логистических маршрутов и собственных сетей рыбной продукции как в России, так и за рубежом. При этом значительная часть добавленной стоимости остается торгово-сбытовым посредникам, что резко снижает доходность отрасли. Проект «Создание сетей сбыта рыбной продукции в РФ и за рубежом и разработка логистических маршрутов РХК Камчатского края» предполагает приобретение и разработку новых собственных сетей сбыта конечной продукции и логистических маршрутов компаниями РХК Камчатского края. Реализация проекта позволит отрасли влиять на ценовую политику рынков рыбной продукции, а новые логистические маршруты дадут возможность выйти на другие рынки, расширить ассортимент, освоить малоиспользуемые объекты промысла. Кроме того, этот проект будет способствовать развитию глубокой переработки рыбной продукции.
Для обеспечения роста конкурентоспособности отрасли и реализации государственной Концепции продовольственной безопасности целесообразно образование холдинга с государственным участием, реализующего механизм частно-государственного партнерства и эффективно сочетающего инвестиционные возможности государства с рыночными инструментами.
В течение последних пяти лет предприятия отрасли находятся в условиях финансового кризиса: им недоступен механизм государственной финансовой поддержки, растет число банкротств (в 2003 г. обанкротились 3 предприятия, в 2004 г. - 5, в 2005 г. - 9, в 2006 г. - 74, в 2007 г. - 16). По состоянию на 01.07.2008 г. складывается следующая ситуация: завершено конкурсное производство в отношении 7 предприятий, 30 предприятий проходят процедуру банкротства. Необходимы значительные инвестиции для обновления основных фондов, которые частные компании привлечь не могут. В этих условиях крупные предприятия с государственным участием имеют больше преимуществ по сравнению с малыми и средними компаниями. Крупные предприятия могут привлечь значительные инвестиции для обновления своей базы, им легче получить доступ на рынки сбыта, у них дешевле многие виды затрат. Создание холдинга с участием государства открывает доступ к крупным государственным прямым инвестициям, которые сегодня для частных компаний Камчатского края недоступны. Консолидация финансовых ресурсов в холдинге позволит реализовать политику обновления основных фондов, заменить устаревшие суда на наиболее экономичные (в первую очередь по ГСМ) и высокопроизводительные, осуществить возврат потерянных рынков добычи ВБР в океанах и их расширение, стимулировать в отрасли научно-технический прогресс на основе создания собственных лизинговых и инвестиционных компаний, объединения научных сил для реализации крупных научных проектов исследования рынка, строительства новых типов судов, развития инфраструктуры. Реализация стратегии диверсификации в границах холдинга будет содействовать получению крупных дополнительных прибылей, снизит риски изменения уровня ВБР и колебаний цен на рыбную продукцию, повысит устойчивость развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края.
Применение кластерного подхода к стратегическому планированию развития рыбопромышленного комплекса обеспечивает видение будущего состояния его основных структурный частей.
Систематизировав инвестиционные проекты по трем кластерам на первом этапе, мы изучили показатели экономической эффективности, качественные характеристики результатов вложения средств на втором этапе. Отдельные инвестиционные проекты не дают такого существенного результата, который способен кардинально изменить ситуацию в рыбопромышленном комплексе края. Выход отрасли на траекторию устойчивого развития требует стратегического подхода и значительных инвестиций. Крупный холдинг с государственным участием даже в самых неблагоприятных рыночных условиях даст возможность обеспечить жизнеспособность рыбопромышленного комплекса, в том числе за счет приобретения или косвенной поддержки убыточных компаний.