Научная статья на тему 'Роль рыбопромышленного комплекса Мурманской области в освоении Арктического региона'

Роль рыбопромышленного комплекса Мурманской области в освоении Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
224
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / СТАРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Храпов В.Е., Иванов Т.Н.

В статье рассмотрены вопросы развития приарктических территорий, и в частности Мурманской области. Проанализировано место рыбной промышленности в представлении государственных интересов в Арктике. Выдвинуты предложения по совершенствованию проводимой политики с целью более полного использования потенциала рыбопромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рыбопромышленного комплекса Мурманской области в освоении Арктического региона»

УДК 332.142

РОЛЬ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОСВОЕНИИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

В.Е. ХРАПОВ, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела экономики морской деятельности

khrapov00@mail.ru Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН

Т.Н. ИВАНОВ, аспирант кафедры экономики и финансов E-mail: timuriwanow@gmail.com Мурманская академия экономики и управления

В статье рассмотрены вопросы развития приарктических территорий, и в частности Мурманской области. Проанализировано место рыбной промышленности в представлении государственных интересов в Арктике. Выдвинуты предложения по совершенствованию проводимой политики с целью более полного использования потенциала рыбопромышленного комплекса.

Ключевые слова: рыбопромышленный комплекс, кластер, старопромышленный регион, Северный морской путь, конкурентные преимущества, региональная экономика

Рассмотрение проблематики развития рыбопромышленного комплекса северных регионов занимает значимую позицию в современных экономических исследованиях. В частности, современное состояние рыболовства Мурманской области и его связи с береговыми производственными предприятиями рассмотрены в работах [2]. Вопросы взаимосвязи состояния рыболовства и состояния промыслового флота рассмотрены в исследованиях [4]. Влияние развития морехозяйственного комплекса приморской территории рассмотрены в материалах [3] и [5]. Во всех работах признается важность разви-

тия отраслей рыбопромышленного комплекса для освоения северных регионов России, в частности для создания большого количества рабочих мест и возможностей для частного бизнеса. Сделан упор на необходимость модернизации и технического перевооружения отрасли рыболовства, привлечения дополнительных инвестиций.

По мнению авторов, вопрос развития рыбной промышленности в целях реализации государственных программ освоения и развития приарктических территорий получил недостаточное развитие в литературе, вследствие чего данный вопрос следует рассмотреть подробнее.

С точки зрения государственной политики рыболовная отрасль рассматривается, как правило, либо в качестве одной из основ продовольственной безопасности страны, либо градо- и поселкообразу-ющей сферы. Однако при этом не учитывается тот факт, что рыболовная сфера существует в тесной взаимосвязи с береговыми предприятиями, представленными портовой инфраструктурой, судоремонтом и судостроением, а также предприятиями, изготавливающими судовое снабжение.

Документальной основой государственной политики России в Арктике является Стратегия раз-

вития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года1 (далее - Арктическая стратегия). Этот документ призван установить цели, задачи, приоритеты и механизмы государственной политики в Арктическом регионе.

В качестве целей Арктической стратегии выделены защита государственного суверенитета в приарктических регионах и повышение социально-экономического потенциала и конкурентоспособности этих регионов.

Согласно Арктической стратегии, Мурманская область наряду с Архангельской областью и Красноярским краем отнесена к группе старопромышленных арктических регионов. Отмечается наличие выгодных природных особенностей и географического расположения региона, диверсифицированной структуры промышленности региона.

В качестве инструментов повышения инновационной активности и дальнейшей диверсификации экономической структуры в регионе называются технопарки, количество которых со временем планируется увеличить. Кроме этого, планируется создание пяти кластерных образований. И если технопарки в основном ориентированы на создание инновационной инфраструктуры, то планы по максимальному использованию конкурентных преимуществ области ложатся именно на планируемые кластеры.

Два из них полностью связаны с реализацией так называемых мегапроектов. Это проекты создания транспортно-логистического и нефтегазового кластеров. Предполагается, что двигателем в развитии транспортно-логистического кластера станет строительство объектов Мурманского транспортного узла. Основными предпосылками для успешного строительства являются выгодное географическое положение, статус Мурманского морского порта как незамерзающего, выгоды от освоения Северного морского пути.

Развитие нефтегазового кластера в целях освоения шельфовых углеводородных ресурсов означает необходимость создания соответствующей береговой портовой и перерабатывающей инфраструктуры.

Кроме этого, в качестве локомотивов роста

1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом РФ 08.02.2013 № Пр-232.

региональной экономики должны выступить туристический кластер, а также горно-химический и горно-металлургический кластеры, основывающиеся на производственных комплексах, расположенных на территории области.

Особое внимание уделено развитию рыбопромышленного кластера в Мурманской области. Однако описание существующего положения дел представляется излишне оптимистическим. В частности, в Арктической стратегии сказано, что «в области находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, которые востребованы рыбной промышленностью»2. В действительности в Мурманской области нет мощностей по строительству новых современных рыболовных судов. Все проекты по модернизации действующего флота и по строительству новых судов выполняются на иностранных верфях. Действующие судостроительные предприятия, расположенные в других регионах страны, также не обладают достаточным технологическим уровнем для производства конкурентоспособной продукции.

В Арктической стратегии выделяются четыре возможных сценария социально-экономического развития Мурманской области.

Наиболее инерционным сценарием является первый вариант, при котором структура ВРП остается на текущем уровне - с преобладанием производства, главной сферой которого останется горнометаллургическая. Среди продукции, направляемой на экспорт, будут преобладать товары, прошедшие слабую переработку. Это будет справедливо как для горно-металлургического, так и для рыбопромышленного секторов.

При данном сценарии получат продолжение негативные демографические тенденции, в результате чего население области существенно сократится ввиду отсутствия значительного роста количества новых рабочих мест, а также качественного улучшения уже имеющихся.

Второй вариант развития событий предусматривает развитие области за счет ее ключевого военно-стратегического положения. При этом в структуре ВРП не происходит никаких существен-

2 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом РФ 08.02.2013 № Пр-232. Раздел III «Социально-экономическое развитие приарктических субъектов Российской Федерации с учетом интенсификации межрегионального и международного сотрудничества».

ных изменений, отток населения продолжается, но меньшими темпами. При рассмотрении перспектив рыбохозяйственного комплекса и его влиянии на региональную конкурентоспособность данный вариант практически не отличается от предыдущего.

Третий вариант предусматривает преобладание вахтового метода в освоении регионального экономического потенциала. Также предусматриваются широкое иностранное участие в освоении природных ресурсов, а также развитие туризма. Рыбопромышленный сектор в этом случае получает инвестиционные возможности, достаточные для активной модернизации флота, однако объемы добычи водных биологических ресурсов (ВБР) остаются на неизменном уровне.

В качестве целевого принят четвертый сценарий, который в Арктической стратегии получил название «Стратегический центр освоения Арктики»3. При реализации данного сценария экономику Мурманской области ожидают бурный подъем, связанный с масштабной диверсификацией, возникновением новых сфер и секторов экономики, приток населения, активное развитие социальной инфраструктуры.

При этом основные надежды на реализацию именно этого сценария связываются с двумя масштабными мегапроектами - Штокмановским га-зоконденсатным месторождением и Мурманским транспортным узлом4.

Для реализации столь масштабных целей на уровне области была создана Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года5 (далее - Региональная стратегия).

В связи с обозначенными в Региональной стратегии вызовами и проблемами следует отметить, что многие из них являются также результатом упадка

3 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом РФ 08.02.2013 № Пр-232. Раздел V «Сценарии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Глава «Сценарии развития приарктических субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом интенсификации межрегионального и трансграничного сотрудничества. Мурманская область».

4 Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы): федеральная целевая программа, утверждена постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (в ред. от 01.11.2013).

5 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года: утверждена постановлением правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20.

морехозяйственного сектора в регионе, обозначившегося во времена рыночных реформ. Резкое сокращение объемов выловов, а также изменение законодательства привели к сокращению численности флота при одновременном процессе перехода оставшихся судов на обслуживание в иностранные порты, прежде всего норвежские. Это спровоцировало отток капитала и работников из секторов судоремонта, рыбопереработки и производства судового снабжения.

Увязка развития региона с реализацией мега-проектов представляется излишне рискованной по нескольким причинам. Во-первых, претворение в жизнь таких масштабных проектов, как освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения или строительство объектов Мурманского транспортного узла, не имеет твердых сроков реализации, а начало строительных работ уже несколько раз откладывалось. Во-вторых, финансирование данных проектов, которое, как предполагается, должно осуществляться за счет крупных корпораций, находится в тесной связи с мировыми ценами на ресурсы, подверженными сильным колебательным процессам. На фоне этого негативные демографические процессы, связанные прежде всего с пессимистическими ожиданиями населения относительно будущего региона, только усиливаются.

В связи с этим можно отметить, что и Арктическая, и Региональная стратегии фокусируют внимание на реализации потенциала региона, прежде всего как источника ресурсов и транзитной территории. При этом наиболее благоприятный сценарий развития из представленных в указанных стратегиях имеет небольшие шансы на реализацию. Рыбной сфере отводится скромное место, не учитываются ее инновационный потенциал, а также влияние на прочие сферы экономики. При должном управленческом подходе рыбопромышленный сектор смог бы играть куда большую роль в экономике региона, а также дать существенный импульс к росту его конкурентоспособности и привлекательности. Например, в 2005 г. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН исследовала рыболовную сферу России и пришла к следующим данным: в то время как первичная занятость в рыболовстве России составляет примерно 100 тыс. чел., вторичная занятость составляет 700 тыс. чел., т.е. соотношение первичной и вторичной занятости составляет 1:7. Проецируя эти данные на рыбопромышленный комплекс Мурманской области, получим, что примерно

6 000 чел., занятых непосредственно в рыболовных компаниях, должны создавать рабочие места для 42 000 чел. в смежных сферах. Активное развитие рыбопромышленного комплекса не только привлечет дополнительные рабочие места, но и создаст необходимый спрос для предприятий сферы услуг, прежде всего судостроительного и судоремонтного секторов. Работа с рыболовными предприятиями позволит морехозяйственным компаниям накопить необходимый опыт, освоить современные технологии работы и управления, окончательно оформить структуру и управление своих секторов. Обслуживание рыболовных судов является тем необходимым плацдармом для формирования в Мурманске базы обслуживания большого количества разнообразных судов в будущем, о которых говорится в федеральной и региональной стратегиях развития. Представляется, что одним из тормозов реализации масштабных проектов по превращению Мурманска в логистический узел мирового уровня является низкая степень готовности отечественных компаний к работе по мировым стандартам с разнообразными объектами. Во многих секторах еще не закончился переходный период, начавшийся в 1991 г. Системные преобразования в российском рыболовстве, до сих пор не завершившиеся, не позволяют рыбопромышленным предприятиям сформировать подлинно рыночную структуру, основанную на здоровой конкуренции и свободе выбора.

Рыболовный бизнес, обладающий большим количеством контактов и связей с уважаемыми иностранными компаниями, в силу своей значительной ориентации на экспорт в развитые страны [7] является наиболее передовым в плане инноваций и управления. Именно через работу с российскими рыбаками прочие сферы могут получить необходимый импульс к инновациям, а также стимул к повышению собственной производительности.

Совокупный спрос на товары, услуги, создаваемый рыболовными компаниями, позволит сформировать устойчивую основу для различных секторов экономики, что в свою очередь сформирует основу для их диверсификации и расширения сферы деятельности [6].

Неудовлетворительное состояние в размещении производств в настоящее время объясняется приверженностью мурманских рыбопромышленников к обслуживанию своих судов в европейских портах, а также большим количеством «незаходных» судов [1].

Представляется, что изложенный в Арктической и Региональной стратегиях подход, подразумевающий создание 5 кластеров на территории Мурманской области, нуждается в уточнении, прежде всего в части последовательности создания кластеров.

Рыбопромышленный кластер следует рассматривать в качестве предшественника и основы для развития масштабных и имеющих стратегическое государственное значение проектов создания нефтегазового и транспортно-логистического кластеров (см. рисунок).

Позиционирование развития рыбной промышленности Мурманской области как ядра рыбопромышленного комплекса и основы береговой инфраструктуры по облуживанию флота позволит встроить развитие рыболовства в общую государственную стратегию по представлению интересов России в Арктике. Рыболовству здесь должно быть уделено место инструмента, обеспечивающего морехозяйственную инфраструктуру стабильным спросом на товары и услуги, что станет основой для стабильного развития этих сфер. Первоначальное формирование рыбопромышленного кластера в области сделает дальнейшие масштабные проекты более осязаемыми, укрепит социальную и демографическую структуры региона.

Необходимым условием для начала кластерного развития рыбопромышленного комплекса на территории региона является перевод российских судов на обслуживание в порт Мурманск. Для достижения этой цели следует:

- в продолжение действия постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 9906, установившего, что с 2009 г. вся продукция, выловленная в Российской экономической зоне, должна доставляться на российский берег, распространить действие этой нормы на всю продукцию, выловленную в экономических зонах иностранных государств, с которыми РФ имеет договоры о совместном использовании ВБР;

- полностью освободить от таможенных платежей при заходе в Мурманск промысловые

6 О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции»: постановление Правительства РФ № 990 от 24.12.2008 (ред. от 30.06.2010).

руб. Финансирование создания ПОЭЗ в порту Мурманск должно стать федеральной задачей ввиду стратегической важности присутствия в арктическом регионе.

Учитывая экспортную направленность потенциального кластерного образования, большие перспективы получает возможность экспорта рыбной продукции в Азиатский регион через Северный морской путь. Данное положение может

Стратегия кластерной политики в Мурманской области

суда, построенные или отремонтированные за рубежом;

- создать в порту сырьевые рыбные аукционы, взяв в качестве примера норвежские Norges Sildesalgslag и Norges Rafisklag, чтобы создать для рыбаков легкий и быстрый способ сбыта рыбопродукции на российском берегу. В качестве материальной основы рыбных аукционов могут стать морозильные мощности ТПК «Севрыба», ООО «МРК Холод» и ООО «Мурманхолодсервис»;

- вернуться к идее создания портовой особой экономической зоны в порту Мурманск. По мнению авторов, основной причиной неудачи созданной в 2010 г. портовой особой экономической зоны (далее - ПОЭЗ) в Мурманске является именно невыполнение первых трех рекомендаций, что привело к фактическому отсутствию наполнения ПОЭЗ. При этом комбинация облегчения условий захождения судов в мурманский порт с упрощением административных и таможенных процедур, обеспечиваемых ПОЭЗ, будет мощным стимулом для привлечения судов к обслуживанию в Мурманске. Другой значимой причиной неудачи первого проекта ПОЭЗ явилась необоснованная финансовая нагрузка на региональный бюджет, составившая 150 млрд

дать дополнительную привлекательность региональным инициативам по развитию рыболовства. Северному морскому пути в последние годы посвящаются существенные усилия и внимание федеральных структур, в том числе Росатома, Русского географического общества, крупнейших нефтяных и газовых транснациональных корпораций. Сильная связь рыбопромышленников с предприятиями море-хозяйственного сектора будет способствовать повышению интереса к участию рыболовных компаний в проекте освоения арктических ресурсов, в частности в роли стабилизатора демографической и социальной ситуации в северных регионах России.

Росатом в настоящее время реализует проект по строительству нескольких атомных и дизельных ледоколов, которые должны прийти на смену ледоколам советской постройки, чей ресурс в ближайшие годы будет исчерпан. Правительство России уже несколько лет проводит активную копанию по привлечению иностранных судовладельцев к использованию Северного морского пути (СМП) для доставки грузов из Азии в Европу и обратно. Для данных проектов, особенно в период становления, чрезвычайно важно обеспечить их полную загруженность. В целях реализации планов по превращению СМП в транспортную магистраль мирового уровня жизненно необходимо обеспечить максимальную его загрузку в ближайшее время. Это позволит, во-первых, снизить уровень

затрат на ледокольное сопровождение в расчете на каждое транспортное судно и, во-вторых, набрать «критическую массу» данного транспортного маршрута и, как следствие, конкурировать с традиционными путями транспортировки. Следует признать, что рыболовная сфера не является крупным производителем, чьей продукции будет достаточно для решения подобных задач, но рыбопромышленники способны содействовать диверсификации номенклатур транспортируемых товаров, с одной стороны, и ускорению загрузки маршрута, с другой.

Таким образом, в целях реализации проекта по созданию рыбопромышленного кластера в Мурманской области необходимо встроить его в общую систему государственных проектов развития национальной экономики. Политика замкнутости и опоры исключительно на собственные силы в эпоху открытой экономики и быстрого усиления экономических связей не только между регионами, но и между отраслями, вряд ли будет иметь успех. Встраивание потенциала рыбопромышленного сектора в общую систему потенциалов различных сфер и регионов позволит достигнуть поставленных целей и осуществить прорыв в данном секторе.

Список литературы

1. Васильев А.М. Повышение эффективности функционирования рыбной отрасли России в Се-

веро-Восточной Атлантике: монография. Апатиты. 2006. 355 с.

2. Васильев А.М. Рыболовство Европейского Севера России: состояние, направления трансформаций // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 20.

3. Васильев А.М., Денисов В.В. Проблемы и перспективы комплексного подхода к организации морской деятельности в прибрежно-морском пространстве Мурманской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 24.

4. Васильев А.М., КурановЮ.Ф., Затхеева В.А. Обоснование направлений модернизации рыболовства Европейского Севера России в целях обеспечения национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 32.

5. Гогоберидзе Г.Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 14.

6. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 № 1256-р. (ред. от 21.07.2008). URL: http://fish.gov.ru/activities/Pages/Concept.aspx.

7. Fishery and Aquaculture Statistics 2010. FAO, October 2013, 107 p.

Region development strategy

THE ROLE OF THE MURMANSK FISHING COMPLEX IN THE ARCTIC REGION'S DEVELOPMENT

Vladimir E. KHRAPOV, Timur N. IVANOV

Abstract

The article considers the problems of development of the subarctic territories and, in particular, the Murmansk region. The paper studies the place of the fishing industry in the country's interests in the Arctic area. The authors put forward suggestions to improve the pursued policy in the area to utilize the fishing complex's potential in a more efficient way.

Keywords: fishing complex, cluster, outdated industrial region, Northern Sea Route, competitive advantages, regional economy

References

1. Vasil'ev A.M. Povyshenie effektivnosti funkt-sionirovaniia rybnoi otrasli Rossii v Severo-Vostochnoi Atlantike: monografiia [Increase of efficiency of functioning of fish branch of Russia in Northeast Atlantic: a monograph]. Apatity, 2006, 355 p.

2. Vasil'ev A.M. Rybolovstvo Evropeiskogo Severa Rossii: sostoianie, napravleniia transformatsii [Fishery of the European North of Russia: state, directions of transformations]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 20.

3. Vasil'ev A.M., Denisov V.V. Problemy i per-spektivy kompleksnogo podkhoda k organizatsii mor-skoi deiatel'nosti v pribrezhno-morskom prostranstve Murmanskoi oblasti [Problems and prospects of an integrated approach to the organization of sea activity in coastal and sea space of Murmansk region]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2012, no. 24.

4. Vasil'ev A.M., Kuranov Iu.F., Zatkheeva V.A. Obosnovanie napravlenii modernizatsii rybolovstva Evropeiskogo Severa Rossii v tseliakh obespecheniia natsional'nykh interesov [Justification of the directions of modernization of fishery of the European North of Russia for ensuring national interests]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2010, no. 32.

5. Gogoberidze G.G. Morekhoziaistvennyi potent-sial i strategii razvitiia primorskikh raionov Murman-skoi oblasti [Marine economy potential and strategy of development of coastal areas of the Murmansk region]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 14.

6. The concept of development of fishery of the Russian Federation for the period till 2020: № 1256-r is approved by the order of the Government of the Russian Federation of 02.09.2003 (edition of 21.07.2008). Available at: http://fish.gov.ru/activities/Pages/Con-cept.aspx. (In Russ.)

7. Fishery and Aquaculture Statistics 2010. FAO, October 2013, 107 p.

Vladimir E. KHRAPOV

Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of RAS, Apatity, Murmansk region, Russian Federation khrapov00@mail.ru

Timur N. IVANOV

Murmansk Academy of Economics and Management, Murmansk, Murmansk region, Russian Federation timuriwanow@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.