Научная статья на тему 'Формирование логистически ориентированного внутрифирменного механизма управления рыбохозяйственными бизнес-структурами'

Формирование логистически ориентированного внутрифирменного механизма управления рыбохозяйственными бизнес-структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / РИСКИ / RISKS / КАМЧАТСКИЙ КРАЙ / FISHERY BUSINESSSTRUCTURES / KAMCHATKA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина М.Ю.

В данной статье рассматривается система разработки и реализации стратегии логистического обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственных бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of logisticoriented intra-firm control mechanism of fishery business-structures

This article deals with elaboration and realization system of logistic provision strategy of fishery businessstructures competitiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование логистически ориентированного внутрифирменного механизма управления рыбохозяйственными бизнес-структурами»

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 338.43:639.2/.3(571.66)

М.Ю. Еремина

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: marina. eryomina@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ВНУТРИФИРМЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ

В данной статье рассматривается система разработки и реализации стратегии логистического обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственных бизнес-структур.

Ключевые слова: стратегия, рыбохозяйственные бизнес-структуры, внешняя среда, риски, Камчатский край.

M.U. Eremina (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003). Formation of logistic- oriented intra-firm control mechanism of fishery business-structures

This article deals with elaboration and realization system of logistic provision strategy of fishery business-structures competitiveness.

Key words: strategy, fishery business- structures, environment, risks, Kamchatka region.

Современная рыбопромысловая и рыбоперерабатывающая бизнес-структура представляет собой сложную структуру, динамизм и слаженность работы которой должны обеспечиваться гибким логистическим механизмом управления, устанавливающим рациональные внутренние связи между всеми хозяйственными звеньями, адекватно и оперативно реагирующими на все изменения во внешней среде. Значительное влияние на эффективность работы рыбохозяйственных бизнес-структур оказывают структуры управления, являющиеся упорядоченной совокупностью взаимосвязанных звеньев, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Таким образом, рациональность оргструктуры - это важная предпосылка успешной логистизации бизнеса [1].

Рыбохозяйственная бизнес-структура обычно состоит из добывающего флота, производственных подразделений - цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления, которые находятся в тесной взаимосвязи во время производственного процесса. В современных рыночных условиях залог успеха коммерческой организации, включая рыбохозяйственные, заключается главным образом не в пунктуальности использования существующих форм и методов управления, а в постоянном поиске, направленном на оптимизацию функционирования. С этих позиций большую значимость получает и задача постоянного развития оргструктуры.

Организации должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель. Современная система управления должна быть одновременно надежной и гибкой. Ее главными целями должны являться обеспечение эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности. Система должна иметь:

- по возможности небольшие подразделения, укомплектованные оптимальным количеством высококвалифицированных специалистов;

- минимально необходимое число уровней управлений;

- характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

В связи с этим базовой задачей внутрифирменной системы управления рыбным хозяйством является задача повышения рациональности самого внутрифирменного организационно-экономического механизма, то есть саморазвитие с нацеленностью на последовательную логи-стизацию бизнеса. При этом критерием оценки системы управления наряду с показателями эффективности производства и качества продукции может выступать быстрота и обоснованность принимаемых решений. Алгоритм принятия управленческого решения представлен на рис. 1.

Рис. 1. Схема формирования подходов к решению бизнес-проблем

Эффективность (логистическая нацеленность) принятия внутрифирменных управленческих решений должна обеспечиваться по всей технологической цепочке рыбного хозяйства в системе «разведка - добыча - транспортировка - хранение - переработка - реализация». Целостная стратегия хозяйственного развития на логистической основе должна предполагать реализацию совокупности взаимосвязанных программных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой рыбной продукции, усиление рыночных позиций компании и обеспечение ее бизнес-устойчивости. Состав стратегических направлений развития рыбохозяй-ственной бизнес-структуры и роль обеспечивающих программ в формировании его конкурентоспособности отражает рис. 2.

Как видно, стратегия рассматривается как траектория движения рыбохозяйственной организации в перспективном периоде, определяющая рациональные направления развития и сферы деятельности, систему взаимоотношений компании с другими субъектами хозяйствования и приводящая к достижению долгосрочных целей. Отметим, что если цели определяют количественные и качественные параметры деятельности, к которым стремится рыбохозяйственная фирма, то стратегия устанавливает, каким способом, с помощью каких средств и методов намечается достижение этих целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения.

К стратегическим направлениям развития рыбохозяйственных структур могут быть отнесены следующие: развитие собственного мощного мобильного рыбодобывающего флота, обеспечивающего независимость от поставщиков сырья; формирование логистических каналов сбыта с приоритетным вниманием к поставкам крупных партий рыбопродукции; систематическое обновление технологии и оборудования; укрепление сети надежных поставщиков материалов и комплектующих; активное ведение прибрежного рыболовства; совершенствование взаимодействия с иностранными партнерами и развитие функций региональных представительств на различных сегментах рыбного рынка; постоянная модернизация методов организации и управления хозяйствованием на логистической основе, включая улучшение информационного обеспечения, сегментирование рынка и воздействие на формирование потребностей покупателей с немедленным реагированием на вновь возникающие потребности рыбного рынка [2].

Как показывает практика, в ходе реализации указанных обеспечивающих мероприятий укрепляется деловая репутация компании и повышается хозяйственная устойчивость на основе достижения следующих конкурентных преимуществ: повышение качества выпускаемой рыбной продукции; обеспечение ее уникальности; формирование рационального ассортимента, то есть эффективная товарная политика, а также придание рыбной продукции новых потребительских свойств, позволяющих действовать в новой рыночной нише, еще не охваченной конкурентами; снижение себестоимости за счет логистического сокращения издержек производства и обращения, способствующее гибкой ценовой политике; опережение конкурентов на основе более мобильной логистической системы хозяйствования. При обеспечении отмеченных конкурентных преимуществ становится реальным достижение стратегических целей компании: расширение контролируемой доли рыбного рынка и увеличение получаемых доходов.

Регулирование внутренней среды рыбохозяйственной фирмы (как стратегическое на основе программного подхода, так и оперативное) должно осуществляться обязательно с учетом изменений во внешней среде хозяйствования.

Существующий уровень развития рыбохозяй-ственной бизнес-структуры

т

Внешние факторы устойчивого функционирования (благоприятные условия на всех уровнях хозяйствования: межгосударственном, внутригосударственном, региональном, межрегиональном, межфирменном)

Перспективный уровень развития рыбохозяйственной бизнес-структуры

Принципы закрепления на рыбном рынке: 1) добыча, переработка и продвижение рыбной продукции на логистических принципах и детальном анализе рыночной ситуации с мониторингом запросов потребителей; 2) активная адаптация к изменяющимся запросам с одновременным воздействием на формирование потребностей; 3) логисти-зация использования всех составляющих ресурсного потенциала

Оценка состояния и тенденций изменения внешней среды (прогнозно-аналитический блок)

Объекты анализа

- рыночные требования,

конъюнктура, конкурентоспособность рыбной продукции, география хозяйствования;

- результаты коммерческих переговоров и

специфика хозяйственных отношений с заказчиками и партнерами;

- экономическое положение фирм-контрагентов (действующих и потенциальных); уровень логистизации свойственных для них бизнес-процессов;

- данные о конкурентах,

включая их логистические возможности;

- состояние макроэкономической ситуации и системы госрегулирования, возможные изменения

Аналитические оценки условий и путей устойчивого функционирования

- перспективность конкретных региональных

рыбных рынков;

- целесообразный круг партнеров и

заказчиков на микроуровне; - состав и уровень различных рисков, возможные результаты хозяйствования;

- номенклатура рыбы и др.

морепродук-ции, наиболее целесообразная для продвижения на рынок, направления развития товарной и ценовой политики;

- пути логи-стизации продвижения рыбопродукции, рациональные формы бизнес-

партнерства

В

еч й

и С

ч тс

у й

ся

с з ы зо

дх е

ри ск й ит

р и

илу

утк кур

т

й о н н

р

я и

ч е п с е б бО

Стратегические задачи (ключевые условия) обеспечения хозяйственной

устойчивости рыбохозяйственной бизнес-структуры на основе формирования конкурентных преимуществ

Обеспечение стабильного доступа к сырью (наличие необходимых квот и лимитов на добычу гидробионтов)

Развитие и модернизация собственного рыбодобывающего флота с расширением возможности самообеспечения сырьевыми ресурсами

Оптимизация сети надежных поставщиков материалов и комплектующих, логистиза-ция закупочной деятельности

Постоянное обновление технологии и оборудования, внедрение более эффективного перерабатывающего и холодильного оборудования, по сравнению с основными камчатскими производителями рыбопродукции. Развитие производственной логистики в сфере рыбопереработки

Логистическая координация интегрированных бизнес-структур

Развитие сотрудничества с иностранными партнерами

Развитие системы обеспечения качества рыбной продукции

Логистизация сбыта с приоритетом поставок крупных партий рыбопродукции

Систематическое повышение квалификации персонала

Стратегические

цели развития

рыбохозяйствен-

ной бизнес-

структуры

н- тс о-

о са ор к ч п в т о тс д

ей ев еи йо ер во

н ом о т рен ме м кт ир еу а у ши иру кна д сРо ох Ро д

шас лои ынр аР отр р

Повышение качества выпускаемой рыбной продукции (превосходство по

качественным свойствам продукции основных производителей Камчатского края и других регионов)

Формирование рационального ассортимента, придание продукции особо ценных потребительских свойств, работа в новой рыночной нише, недостаточно занятой конкурентами

Снижение себестоимости за счет логистического сокращения издержек производства и обращения. Гибкая ценовая политика

Опережение конкурентов на основе мобильной системы хозяйствования и логистизации межфирменного взаимодействия

Постоянное логистически ориентированное уточнение методов организации и управления хозяйственной деятельностью, улучшение информационного обеспечения, сегментирование рынка и воздействие на формирование потребностей покупателей с немедленным реагированием на вновь возникающие потребности рынка

Развитие функций региональных представительств рыбохозяйст-венной бизнес-структуры

Рис. 2. Система разработки и реализации стратегии логистического обеспечения конкурентоспособности

рыбохозяйственных бизнес-структур

Анализ внешней среды позволяет: выявить изменения, которые могут сказаться на разных аспектах бизнес-стратегии; определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для добычи, переработки и реализации морепродукции; определить, какие благоприятные факторы внешней среды необходимо использовать для скорейшего достижения стратегических целей.

Таким образом, оценка внешней среды позволяет аналитикам рыбохозяйственной компании эффективно действовать в следующих направлениях: прогнозировать динамику развития; разрабатывать пути предупреждения неблагоприятных обстоятельств; трансформировать потенциальные угрозы в выгодные возможности.

На наш взгляд, анализ внешней среды помогает уточнить ряд принципиальных моментов: существующее положение рыбохозяйственной фирмы среди других участников бизнеса; целесообразное положение фирмы в перспективе; состав мероприятий, которые должны быть разработаны и реализованы рыбохозяйственной структурой, чтобы она оперативнее переместилась из существующего положения в то, которой ей целесообразно занимать.

Подчеркнем, что для результативного анализа внешней среды необходимо формирование специальной системы контроля за ее состоянием. Такая система предполагает как проведение специальных наблюдений, связанных с некоторыми исключительными обстоятельствами, так и выполнение регулярных наблюдений (мониторинг) за состоянием внешних условий.

Анализируя внешнюю среду, необходимо выяснить, какие она таит в себе угрозы и какие возможности, а также определить сильные и слабые стороны, свойственные рыбохозяйственной бизнес-структуре, с учетом которых можно успешно справляться с угрозами и эффективно использовать дополнительные возможности. Для решения этих задач может применяться методика, позволяющая на основе анализа внешней и внутренней среды установить связи между сильными и слабыми сторонами рыбохозяйственной компании, а также внешними рисками и возможностями. Уточнение всего спектра сильных и слабых сторон организации, выявление возникающих для нее угроз и возможностей, а также установление связей между ними должно служить основой для корректировки стратегии хозяйственного развития рыбопромышленной бизнес-структуры.

Устойчивое и конкурентоспособное функционирование рыбохозяйственных организаций требует определения детализированного перечня характеристик сильных и слабых сторон этих структур, а также угроз и возможностей для них со стороны внешней среды. Эффективным подходом, позволяющим произвести в совокупности исследование внешней и внутренней среды, является SWOT-анализ [3]. Его методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения стратегии организации. Для этих целей строится матрица SWOT, общий вид которой представлен на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы

Специфика бизнес-структуры Возможности Угрозы

Сильные стороны Сегмент «СИВ» Сегмент «СИУ»

Слабые стороны Сегмент «СЛВ» Сегмент «СЛУ»

Рис. 3. Матрица оценки силы и слабости позиций бизнес-структуры с учетом угроз и возможностей,

возникающих во внешней среде

Формируемые на пересечении разделов четыре сегмента: сегмент «СИВ» (сила и возможность); сегмент «СИУ» (сила и угроза), сегмент «СЛВ» (слабость и возможность), сегмент «СЛУ» (слабость и угроза) - определяют разработку направлений соответствующей стратегии развития бизнес-структуры. Выбор данного метода обусловлен его универсальностью. Мы считаем, что при выявлении закономерностей развития отечественных рыбохозяйственных бизнес-структур использование метода SWOT-анализа целесообразно как для отдельной организации, так и для группы бизнес-структур, объединенных рядом общих признаков.

Для совокупности рыбохозяйственных организаций Камчатского края эти признаки выражаются в единстве используемой сырьевой базы, географическом положении, едином экономическом пространстве, а также в примерно схожих технико-технологических возможностях.

Относительно высокая конкурентоспособность рыбных товаров по отношению к мясной продукции относится к сильным сторонам рыбохозяйственных организаций, так как она обусловливает устойчивый спрос на морепродукцию и наряду с этим определяет наличие достаточ-

но постоянной рыночной ниши, что определяет высокую инвестиционную привлекательность бизнес-структур рыбохозяйственной сферы. В качестве сильных сторон многих камчатский ры-бохозяйственных бизнес-структур следует учитывать, например: круглогодичный режим работы предприятия, наличие собственной приемной пристани и крупных современных холодильных установок, высокий уровень контроля качества выпускаемой продукции.

Слабые стороны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих бизнес-структур заключаются отчасти в отраслевых особенностях: сезонности промысла, неопределенности конечного результата ввиду постоянной миграции объектов лова, а также в высоком износе основных фондов организаций (добывающего и вспомогательного флота, производственных береговых мощностей).

К возможностям, характерным для всего комплекса рассматриваемых бизнес-структур, следует отнести такие факторы, как проникновение на новые рынки, рост старых и новых рынков. Эта ситуация обусловлена повышением потребления рыбы и морепродуктов как в России (в основном по причине низкой платежеспособности населения), так и во всем мире (вследствие популяризации концепции «о здоровой пище»).

Организации рыбохозяйственного комплекса Камчатского края пользуются рядом налоговых льгот. Естественно, в случае их отмены последует удорожание продукции, а следовательно, и падение ее конкурентоспособности. Также существует угроза дальнейшего роста транспортных тарифов, что приведет к тем же негативным последствиям, которые могут проявиться в частичном уходе российских рыбохозяйственных компаний Камчатского края с внутреннего рынка.

После определения обобщенных характеристик внешней и внутренней среды рыбохозяйст-венных организаций Камчатского края в соответствии с методологией SWOT-анализа выстраивается соответствующая матрица (рис. 4) и выполняется более углубленное исследование.

Перспективы

Специфика бизнес-структуры Возможности: 1. Растущий спрос на морепродукты Угрозы: 1. Снижение налоговых льгот 2. Рост транспортных и энергетических тарифов

Сильные стороны: 1. Высокая конкурентоспособность рыбных товаров I. Расширение производства за счет собственных средств, логистическое повышение эффективности бизнес-партнерства Ш. Свобода выбора в ориентации на рынки сбыта, расширение логистически организованной внешнеэкономической деятельности

Слабые стороны: 1. Сезонность промысла; 2. Высокий износ основных фондов II. Привлечение инвестиций для модернизации технологического потенциала, воспроизводство основных фондов на базе лизинга, логистизация бизнеса IV. Совокупность вариантов I и II

Рис. 4. Матрица SWOT для рыбохозяйственных бизнес-структур Камчатского края

На каждом из сегментов, образовавшихся в результате пересечения разделов (сложившихся предпосылок развития), представлен состав возможных принципов рационального хозяйственного поведения, отвечающих сложившимся условиям и повышающих эффективность хозяйствования.

Сегмент I. Специфика данного варианта заключается в экономической самостоятельности организаций, выражающейся в том, что предприятия вольны по своему усмотрению распоряжаться прибылью, в том числе и при расходовании ее на расширение, развитие производства и увеличение добывающих и перерабатывающих мощностей. Следует заметить, что формирование предпринимательской среды обусловливает свободу выбора деловых партнеров. Последнее обстоятельство позволяет организациям налаживать наиболее выгодные для себя логистически ориентированные бизнес-связи с поставщиками, организациями оптовой и розничной торговли, потребителями рыбных товаров.

Сегмент II. Ситуация связана с высокой инновационной активностью организаций и возрастающей требовательностью к качеству товара, что в свою очередь влечет за собой большие капиталовложения в существующие и вновь создаваемые производственные мощности. Решению подобных задач может способствовать привлечение инвестиций. Разумеется, для привлечения инвестиций организации должны сформировать у себя эффективную систему хозяйствования, которая позволила бы на логистической основе стабилизировать производство и, как следствие, гарантировать возврат вложенных средств, иначе говоря, создать инвестиционную привлекательность.

В условиях ограниченности собственных ресурсов бизнес-структуры ищут наиболее эффективные пути привлечения инвестиционных средств, одним из которых является лизинг [4]. Развитые лизинговые отношения способны поддержать отечественного товаропроизводителя, стать стабильным инвестиционным источником. В современных рыночных условиях лизинг является действенным механизмом инвестирования в реальный сектор экономики. Преимущества лизинга в сравнении с другими способами инвестирования заключаются в том, что организациям предоставляются не денежные ресурсы, контроль за обоснованным расходом которых весьма сложен, а конкретные средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного потенциала.

Лизинговые операции вовлекают в круг экономических процессов все большее число участников: производитель средств производства получает новые каналы сбыта; пользователь лизинговых услуг имеет возможность приобрести суда и оборудование без значительных первоначальных затрат; лизинговая компания выступает финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. Выигрывает и государство - растет производство, увеличивая налоговые поступления.

Многие рыбохозяйственные фирмы Камчатского края заинтересованы в новых судах, но не имеют средств, чтобы приобрести их. И здесь им целесообразно использовать лизинговые операции, позволяющие в короткие сроки провести техническое перевооружение производства, получить в пользование новые цехи, оборудование, суда и т. д. Отметим, что в силу специфики лизинговых договоров платежи могут быть существенно ниже рыночных ставок арендной платы.

Сегмент III. Децентрализация внешнеэкономической деятельности с развитием разностороннего взаимодействия непосредственных производителей товаров и услуг отвечает как потребностям, так и возможностям рыбохозяйственного комплекса России. На уровне бизнес-структур стал формироваться очень широкий спектр вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями по морепродуктам, их переработке и пр.

Анализируя возможные формы внешнеэкономической деятельности, следует отметить сохраняющийся интерес к совместному предпринимательству в рыбохозяйственном комплексе, предполагающему интеграцию партнеров нескольких стран в сфере добычи, переработки, обращения, научно-технической, инвестиционной и других областях.

Сегмент IV. Данный вариант характеризуется проявлением наиболее неблагоприятных факторов хозяйствования в рыбопромышленных организациях, а следовательно, требует более детальной проработки. Совершенно очевидно, что при таком положении дел необходимо применять комплекс мер, представленных в сегментах II и III. Также должна осуществляться поддержка рыбохозяйственного комплекса со стороны федеральных и региональных властей.

В целях обеспечения эффективной деятельности на рынке рыбопродукции необходим учет многочисленных хозяйственных рисков. Следует выделить сырьевые, экономические, социальные, технические и экологические риски. В частности для предупреждения финансовых рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, в контракте на поставку должен оговариваться максимальный срок задержки платежа, по истечении которого начинают действовать штрафные санкции. Для снижения рисков, связанных с повреждением и гибелью судов, должно осуществляться взаимодействие с рядом страховых компаний. В целях минимизации рисков, связанных со сложностями сбыта, необходимо постоянно развивать логистические торговые каналы, формировать надежных постоянных партнеров, проводить рекламную кампанию, активно участвовать в различных форумах, ярмарках и выставках. Риски, связанные с нестабильностью законодательства, в том числе с изменением налогового законодательства в части уменьшения льгот, должны также учитываться при формировании бизнес-стратегии.

Основные риски рыбохозяйственных структур могут быть сгруппированы и по стадиям их возникновения: факторы риска, влияющие на состояние сырьевой базы (потенциальные возможности вылова); факторы риска на стадии добычи гидробионтов; факторы риска на стадии обработки рыбопродукции; факторы риска на стадии реализации рыбных товаров [5]. Поэтому с целью более полного учета влияния тех или иных факторов необходимо проведение анализа чувствительности по таким параметрам, как состояние объемов производства и сбыта, уровень издержек и ряд других.

При реализации стратегии своего развития рыбохозяйственным структурам необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут трансформироваться в свою противоположность. Неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее учтет конкурент. Или, наоборот,

удачно предотвращенная угроза может усилить позицию рыбохозяйственной фирмы в том случае, если для конкурентов эта угроза сохранится. Успешное применение данной методологии анализа перспектив рыбохозяйственного бизнеса требует не только выявить угрозы и возможности, но и оценить их с точки зрения того, сколь важным является их учет в стратегии хозяйственного поведения.

С учетом этих методических подходов рыбохозяйственными бизнес-структурами оценивается состояние внешней и внутренней среды, анализируются возможные риски, осуществляется сегментирование рыбного рынка, разрабатывается логистически ориентированная стратегия хозяйствования, в частности анализируется:

- совокупность основных и специфических требований рынка к морепродукции, конъюнктура и конкурентоспособность продвигаемых товаров, география хозяйствования;

- экономическое положение фирм-контрагентов (действующих и потенциальных), уровень логистизации свойственных для них бизнес-процессов, результаты коммерческих переговоров и специфика хозяйственных отношений с заказчиками и партнерами;

- данные о конкурентах, включая их логистические возможности;

- состояние макроэкономической ситуации и системы госрегулирования, возможные коррективы на федеральном и региональном уровнях.

Приведенные направления анализа в сжатой форме представлены выше в составе прогнозно-аналитического блока на рис. 2.

На базе данного анализа становится возможным с большей точностью оценить следующие ключевые моменты: перспективность конкретных региональных рынков морепродуктов; рациональный круг партнеров и заказчиков; состав и величину различных рисков, а с их учетом возможные перспективы хозяйствования; оптимальный уровень качества продвигаемой продукции во взаимосвязи с направлениями развития товарной и ценовой политики; целесообразные пути и формы продвижения рыбопродукции с учетом логистических связей со звеньями инфраструктуры.

Нужно отметить, что весьма важной задачей является уточнение предпосылок конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций. Одним из ключевых критериев в этой области является конкурентоспособность производимого товара, так как она отражает и конкурентоспособность организации, и эффективность управления ею.

Продвижение на рынок конкурентоспособных товаров - это решающее условие работы коммерческих организаций любой отрасли. Вместе с тем конкурентоспособность бизнес-структуры не является внутренне присущим ей качеством. Это относительная характеристика, которая выявляется только сравнением между собой бизнес-структур, конкурирующих на конкретном сегменте рынка. Поэтому оценка уровня конкурентоспособности возможна в рамках группы организаций, относящихся к одной отрасли, либо структур, продвигающих товары-заменители.

Оценка товара по показателям качества и цены в существенной степени отражает конкурентоспособность фирмы-производителя. Чем выше показатели качества и ниже ценовые значения, тем устойчивей положение бизнес-структуры на рынке. Показатель конкурентоспособности товара К(т), выражается через эффективность его потребления:

K(m) = K, (1)

где К - качество товара (в баллах); Ц - цена (стоимость товара).

Наряду с конкуренцией на своем региональном рынке рыбохозяйственные предприятия Камчатского края конкурируют с различными рыбохозяйственными структурами на других сегментах общероссийского рыбного рынка, а также участвуют в конкуренции на мировом рыбном рынке. В этих целях на региональном уровне формируются консолидированные бизнес-образования, обладающие более мощными конкурентными преимуществами. Примером подобного образования является бизнес-группа «Salmonica Group», созданная при участии ОАО «Озерновский РКЗ № 55», ООО «Тымлатский рыбокомбинат» и ООО «Рыбхолкам».

Характеризуя методологию оценки конкурентоспособности организаций, отметим, что консалтинговая фирма «Дан энд Брэдстрит» предложила достаточно рациональную комплексную методику, базирующуюся на теории эффективности конкуренции [6]. Согласно положениям данной теории более конкурентны и устойчивы предприятия, где лучшая организация производства и сбыта, а также выше финансовые результаты. Анализ проводится по четырем группам критериев, отражающих различные стороны производственно-хозяйственной деятельности.

С учетом данных методических позиций может быть предложена методика анализа хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности, базирующаяся на анализе четырех укрупненных групп критериев: эффективность процессов добычи и переработки морепродукции и уровень их логистизации (Э(п)); финансовое состояние рыбохозяйственной фирмы (Ф(п)); эффективность организации продвижения товара на рыбном рынке с учетом возможностей логистики (Э(с)); конкурентоспособность рыбной продукции (К(т)). Коэффициент конкурентоспособности рыбообрабатывающих предприятий (К(кп)) можно выразить формулой:

К(кп) = 0,17Э(п) + 0,21 Ф(п) + 0,32Э(с) + 0,3К(т), (2)

где 0,17, 0,21, 0,32 и 0,30 - коэффициенты весомости показателей, определенные экспертным методом группой ученых ВНИЭРХа и руководителей рыбопромышленных предприятий. Показатели конкурентоспособности, сопоставляются с эталоном (лидером на рынке) или с показателями за прошлый период времени. Для сравнения могут использоваться также среднеотраслевые показатели по отдельным типам судов, рыбообрабатывающим организациям, сбытовым организациям и т. д. Оценка конкурентоспособности по данному методу позволяет с разных точек зрения оценить реальное положение рыбохозяйственной структуры и наметить пути его улучшения.

Литература

1. Карнаухов С.Б. Концепция логистики (системный анализ). - М.: Рос. экон. акад., 2003. -162 с.

2. Экономические проблемы развития рыбной промышленности и хозяйства России в свете реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года: материалы всерос. науч.-практ. конф. - М.: ВНИЭРХ, 2004. - 227 с.

3. Веснин В.В. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.

4. Методология и практика оценки инвестиционных лизинговых проектов: методическое пособие / сост. М.В. Фролова, Н.В. Воронина, В.Г, Зарецкая, И.Л. Скидан. - Хабаровск: Алина, 2001. - 194 с.

5. Горшечников В.П., Шпаченков Ю.А. Становление и развитие малого предпринимательства в рыбном хозяйстве Сахалинской области. - М.: ВНИРО, 1998. - 283 с.

6. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2004. - 424 с.

УДК 658.5:639.2/.3

Н.Г. Мищенко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: olegarh61@mail.ru

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предложенная в работе методика основана на разработке плана производства с учетом производственной мощности, емкости рынка, платежеспособного спроса населения, коэффициента эластичности спроса.

Ключевые слова: принципы планирования, план производства, производственная программа, производственная мощность, потенциал предприятия, платежеспособный спрос, план продаж.

N.G. Mishchenko (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003). Planning procedure of fishery enterprises production activity

The procedure described is based on the production schedule development taking into account manufacturing capacity, market capacity, effectual demand of population and demand elasticity coefficient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.