Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КОММУНИКАЦИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КОММУНИКАЦИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / образовательное учреждение / источник конфликта / конфликт / организационная культура / педагогический коллектив. / communication / educational institution / source of conflict / conflict / organizational culture / teaching staff.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Вера Сергеевна

Коммуникация внутри образовательных учреждений дошкольного возраста оказывает мощное влияние на развитие отношений между преподавателями, внештатным персоналом и администрацией. Информация, поступившая вовремя и недеформированная, способствует достижению оптимальной рабочей среды, что стимулирует участие членов педагогического коллектива образовательного учреждения к достижению поставленных целей. Также неизбежны порождаемые конфликтами, в свою очередь, мешающие коммуникативные факторы. Неуместные реакции порождают критику, адресованную как передатчику, так и приемнику. Внутриличностный конфликт также возникает, определяемый чувствами, убеждениями, внешним влиянием. Нередко возникающий межличностный конфликт развивается между членами коллектива, имеющими совершенно разные представления о ситуации, в которой они находятся. Печать этого противоречивого состояния лежит на эффективности деятельности членов общества, на их чувствах и эмоциях, вызывающих изменения в поведении, а также на способах решения новых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CONFLICT ON ORGANIZATIONAL COMMUNICATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Communication within preschool educational institutions has a powerful influence on the development of relations between teachers, freelance staff and administration. Information received on time and undeformed contributes to the achievement of an optimal working environment, which encourages the participation of members of the teaching staff of an educational institution to achieve their goals. It is also inevitable that conflicts, in turn, interfere with communication factors. Inappropriate responses generate criticism directed at both the transmitter and receiver. Intrapersonal conflict also occurs, determined by feelings, beliefs, and external influences. Often, an interpersonal conflict develops between members of the team who have completely different ideas about the situation in which they are located. The seal of this contradictory state lies on the effectiveness of the members of society, on their feelings and emotions that cause changes in behavior, as well as on the ways to solve new problems.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КОММУНИКАЦИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 373.2

Беляева Вера Сергеевна Belyaeva Vera Sergeevna

Магистрант Undergraduate

Московский государственный психолого-педагогический университет Moscow State University of Psychology & Education

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КОММУНИКАЦИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

IMPACT OF CONFLICT ON ORGANIZATIONAL COMMUNICATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация: Коммуникация внутри образовательных учреждений дошкольного возраста оказывает мощное влияние на развитие отношений между преподавателями, внештатным персоналом и администрацией. Информация, поступившая вовремя и недеформированная, способствует достижению оптимальной рабочей среды, что стимулирует участие членов педагогического коллектива образовательного учреждения к достижению поставленных целей. Также неизбежны порождаемые конфликтами, в свою очередь, мешающие коммуникативные факторы. Неуместные реакции порождают критику, адресованную как передатчику, так и приемнику. Внутриличностный конфликт также возникает, определяемый чувствами, убеждениями, внешним влиянием. Нередко возникающий межличностный конфликт развивается между членами коллектива, имеющими совершенно разные представления о ситуации, в которой они находятся. Печать этого противоречивого состояния лежит на эффективности деятельности членов общества, на их чувствах и эмоциях, вызывающих изменения в поведении, а также на способах решения новых проблем.

Abstract: Communication within preschool educational institutions has a powerful influence on the development of relations between teachers, freelance staff and administration. Information received on time and undeformed contributes to the achievement of an optimal working environment, which encourages the participation of members of the teaching staff of an educational institution to achieve their goals. It is also inevitable that conflicts, in turn, interfere with communication factors. Inappropriate responses generate criticism directed at both the transmitter and receiver. Intrapersonal conflict also occurs, determined by feelings, beliefs, and

153

Международная научно-практическая конференция external influences. Often, an interpersonal conflict develops between members of the team who have completely different ideas about the situation in which they are located. The seal of this contradictory state lies on the effectiveness of the members of society, on their feelings and emotions that cause changes in behavior, as well as on the ways to solve new problems.

Ключевые слова: коммуникация, образовательное учреждение, источник конфликта, конфликт, организационная культура, педагогический коллектив.

Keywords: communication, educational institution, source of conflict, conflict, organizational culture, teaching staff.

Приятная атмосфера, слаженность и оперативность действий в образовательных учреждениях - это результат, прежде всего, организационной культуры и общения, которые предотвращают образование конфликтных ситуаций. Коммуникация способствует нахождению путей разрешения и предотвращения конфликтов, возникающих в образовательном учреждении. Действительно, конфликт основан на ошибочной или отсутствующей коммуникации. Исходя из определения конфликта, он представляет собой процесс, который происходит, когда человек, группа или сектор организации не хватает чего-либо для достижения целей. Внутри образовательного подразделения присутствуют определенные установки и поведение, которые меняются при появлении конфликта.

Эти последствия ощущаются при проявлении дисфункций на уровне образовательного подразделения. Это тот случай, когда менеджер действует в рамках эффективного мониторинга соответствующего конфликта [1, с. 798]. Существуют различные причины возникновения конфликтов. В школьных подразделениях существует тенденция (для всех сотрудников) присоединяться к определенной группе. Отсутствие таких небольших групп зависит от способности руководителя обеспечить сплоченность коллектива образовательного учреждения. Таким образом, нередко существует давление на маленькие группы, чтобы обеспечить эту сплоченность. В свою очередь, он останавливает проведение нетрадиционных дискуссий, распространение слухов и других форм поведения, порождающих конфликтные состояния.

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Противоположными группами могут быть: управленческий персонал,

педагоги-воспитатели; учителя начального образования; женщины -

мужчины. Между этими группами существуют факторы, провоцирующие

конфликт:

а) завышение оценки соответствующей группы по сравнению с другими, откуда и получается неудовлетворительный результат;

б) жалобы обслуживающего персонала на поддержание чистоты в классах, в лабораториях, в коридорах, в канцелярии, жалобы, обвиняющие педагогический коллектив в том, что они не контролируют учеников во время перерыва, позволяя им устраивать беспорядок;

в) отсутствие или наличие поведенческих отклонений учащихся, влияющих на качество взаимоотношений с родителями, с руководителем образовательного подразделения;

г) разный уровень профессиональной подготовки (это может быть конфликтное состояние между руководителем и советом директоров, между уполномоченными и другими учителями, членами методических комиссий);

д) нечеткая формулировка целей, критериев эффективности, сроков выполнения задач, специфичных для деятельности школьных подразделений [1, с. 800].

Последствия конфликта можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной точки зрения. Как на уровне группы, так и каждого отдельного члена, входящего в школьную единицу коллектива, проявляются деструктивные эмоции и чувства (страдание, страх, стресс, агрессия, гнев, изоляция), пустая трата времени и энергии, что может дестабилизировать сплоченность членов группы, человек становится склонен к заболеваниям. С другой стороны, конфликт имеет и положительные стороны: он может привести к изменениям внутри образовательного учреждения в отношениях между его членами, может влиять на личностное развитие, стимулируя самокритичную рефлексию, стимулируя интерес и любопытство, определяя осознание содержания проблемы и стимулируя поиск решений. Таким

Международная научно-практическая конференция образом, важно понимать источник конфликта и наиболее подходящие пути

его разрешения.

Термин «конфликт» происходит от латинского глагола «confligo, to fight» со значением столкновения, ссоры, борьбы против кого-либо другого. Также определяют этот термин словами раздор, спор, война. Румынский энциклопедический словарь и американский Вебстер интерпретирую термин как «непонимание, столкновение, интерес, несогласие, антагонизм, ссора, дискуссия (насилие)» [2, с. 35]. Данный словарь углубляет определение, используя значение «несогласие или столкновение, которое связано с интересами, идеями и т. д.», что относится скорее к процессу, чем к результату. Конфликт обычно описывают, ссылаясь на четыре области отсчета: военный конфликт; конфликт как различие, т. е. несогласие между мнениями, принципами, личностями; психологический конфликт определяется противопоставлением стремлений, потребностей, сопутствующих тенденций, но неадекватных; литературный конфликт между персонажами [2, с. 37].

Между людьми всегда существовали и существуют множество различий. Таким образом, источники конфликта бесконечны. Существование противоречивых дискуссий накладывает свой отпечаток на индивидуальное поведение, на которое влияют также личностные черты и мышление. В результате чего коммуникативный процесс также может рассматриваться как источник конфликта, оказывающий влияние на вербальную коммуникацию, в том случае, если человек не говорит вслух о том, что его беспокоит, и накапливает внутри себя фрустрацию, которая находит благоприятный момент проявления [3, с. 111].

Конфликт - это динамичный процесс, который оказывает влияние на эффективность деятельности конкретного образовательного учреждения. Руководитель должен конструктивно управлять конфликтом, выявляя его причины и реализуя наиболее подходящие стратегии для достижения ожидаемой эффективности. Необходимо, чтобы руководитель был вовлечен в смягчение последствий внутришкольного блока, в его предотвращение, точно

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ определяя особенности каждого возможного конфликтного состояния. Это

также может быть возможно благодаря знанию и пониманию особенностей

своего педагогического коллектива. Управление конфликтным состоянием в

процессе деятельности образовательного учреждения - это непростой шаг,

поэтому руководители регулярно проходят курсы непрерывного обучения.

Эти конфликты также влияют на стиль руководства, определяют необходимость корректировки целей образовательного учреждения, усиливают чувство соперничества. Конфликтогенерирующие ситуации, способы их разрешения - это проблемы, с которыми члены педагогического коллектива сталкиваются в процессе непрерывного профессионального обучения. Это тот случай, когда организационная коммуникация играет важную роль, которая может быть таким «пусковым» моментом или же разрешением конфликта [4, с. 19].

Таким образом, чтобы уменьшить влияние конфликта в образовательном учреждении, следует обратить внимание на формы поведения, которые блокируют общение, такие как "глухой диалог", непрошеный совет, убеждение, ирония. Руководитель, занимающийся организационной культурой в рамках образовательного подразделения, придает большое значение не только личностным факторам, но и психическим процессам как, например, робости и ситуационным сильным эмоциям. В данном случае целью руководителя является оптимальное и эффективное функционирование образовательного подразделения и благоприятная среда в коллективе для реализации целей образовательного подразделения. Но не стоит игнорировать тот факт, что единство группе придает разнообразие, поэтому необходимо, чтобы руководитель обеспечивал основу для эффективной коммуникации, четко отдавая предпочтение ответственному управлению в случае возникновения конфликтов.

Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Савченко И. А. Технология управления конфликтами в современной организации / И. А. Савченко, О. Б. Кайманакова, О. С. Кожемяко // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 2-1 (67). — с. 796-802.

2. Кирсанов, А. И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтогенности образовательной среды / А. И. Кирсанов. // Язык и текст. — 2019. — № 4. — С. 34-43.

3. Пряжникова, Е. Ю. "Образ Я" учителя и ученика в конфликтной ситуации / Е. Ю. Пряжникова, Н. А. Зиновьева, А. С. Спяпина, М. Г. Сергеева. // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 3 (128). — С. 106-113.

4. Холикова, Г. М. Вовлеченность в работу как элемент мотивации сотрудников организации / Г. М. Холикова, И. А. Савченко. // Актуальные вопросы в науке и практике. — Уфа : Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2017. — С. 16-20.

УДК 159.98(075)

Джафарова Любовь Алексеевна Jafarova Lyubov Alekseyevna, Иванова Татьяна Анатольевна Ivanova Tatyana Anatolyevna, Шабанова Анна Евгеньевна Shabanova Anna Evgenievna

Тверской государственный технический университет, Тверь

Tver State Technical University, Tver

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА: КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ ANXIETY DISORDER: HOW TO DEAL WITH

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие тревожные расстройства как беспокойство, стресс и тревога. Приводятся практические советы: как справиться с данными тревожными расстройствами. В небольших дозах беспокойство, стресс и тревога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.