Научная статья на тему 'Влияние компьютерных игр на психологическое развитие учащихся'

Влияние компьютерных игр на психологическое развитие учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1391
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРДИКЦИЯ / КИБЕРДИКТ / ВИДЕОИГРОВАЯ АДДИКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ГАДЖЕТЫ / СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН / ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / РАЗВИТИЕ / КОНФЛИКТ / CYBERDICATION / CYBERDIKT / VIDEO GAME ADDICTION / COMPUTER GAMES / GADGETS / CELL PHONE / ADDICTION / VIRTUAL WORLD / DEVELOPMENT / CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поротова Ньургуйана Александровна, Афанасьева Лира Иппатьевна

В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы с компьютерной зависимостью, которые возникают у учащихся при длительном пользовании компьютером и сотовым телефоном. О том, какой вред они вносят в развитие ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поротова Ньургуйана Александровна, Афанасьева Лира Иппатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON THE PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article discusses the most common problems with computer addiction that occur in students with long-term use of a computer and cell phone. About the harm they do to the development of the child.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютерных игр на психологическое развитие учащихся»

2. Кузнецова Н.М. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге / Под ред. В.М. Мякишева. - М.: ФКУ НИЦ БДД МВД, 2014. - 67 с.

3. Левшина Е.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению педагогического процесса предупреждения правонарушений в сфере дорожного движения / Е.Н. Левшина // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3344/Дата обращения 15.10.2014.

4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации. http://stat.gibdd.ru/ Дата обращения 10.05.2019.

5. федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // http://www.fcp-pbdd.ru /Дата обращения 19.07.2013.

6. федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // http://www.fcp-pbdd.ru /Дата обращения 19.01.2014.

7. Щербакова Е.М. Дальнейшее старение населения неизбежно http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/barom03.php/Дата обращения 13.05.2019.

Педагогика

УДК 37.018.1

студентка 4 курса Поротова Ньургуйана Александровна

Педагогический институт

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы с компьютерной зависимостью, которые возникают у учащихся при длительном пользовании компьютером и сотовым телефоном. О том, какой вред они вносят в развитие ребенка.

Ключевые слова: кибердикция, кибердикт, видеоигровая аддикция, компьютерные игры, гаджеты, сотовый телефон, зависимость, виртуальный мир, развитие, конфликт.

Annotation. The article discusses the most common problems with computer addiction that occur in students with long-term use of a computer and cell phone. About the harm they do to the development of the child.

Keywords: cyberdication, cyberdikt, video game addiction, computer games, gadgets, cell phone, addiction, virtual world, development, conflict.

Введение. Компьютерные и видеоигры давно перешли из статуса рабочих программ в досуговые и имеют сегодня множество поклонников по всему миру. С каждым новым поколением растет количество людей, которые проводят в виртуальном пространстве очень много времени, со всеми вытекающими проблемам физическими и психологическими. Медики и психологи дали термин такого рода поведению -кибердикция, а людей, зависимых от видеоигр, называют кибердиктами. Видеоигровая аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков и детей младшего школьного возраста. В игре они перестают быть просто наблюдателями, они уже становятся частью этих игр, где могут активно влиять на события виртуального мира. При длительном пользовании теряется ощущение реального времени, то есть существует проблема «зависания» в игровом мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана, он погружается в собственный мир. При этом происходит переутомление, и даже истощение нервной системы, плюс к этому ухудшается зрение, пропадает интерес к активному здоровому образу жизни, ребенок плохо питается, не спит по ночам, также ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития. Итак, компьютерная игровая зависимость утрачивает способность вести нормальный образ жизни подростков и детей, выбивает все жизненные ценности, таким образом, что у него не остается других интересов, кроме видеоигры. Им становятся тяжело жить без нее. Она становится центром всего происходящего вокруг них. Поэтому можно сказать, что компьютерная видеоигровая зависимость - своеобразный вид игровой аддикции.

Изложение основного материала статьи. В основном, подростки и младшие школьники предпочитают игры, в которых содержатся сцены убийств, крови, драк. Эти игры блокируют процесс позитивного личностного развития. То есть развивают в них только плохие качества, которые делают их аморальными, бессердечными, черствыми, жесткими, раздражительными, сонливыми, ленивыми, агрессивными и эгоистичными. Все эти качества возникают вследствие того, что ребенок не досыпает нужное количество часов для нормального сна. И самое главное пропадает интерес к учебе, из-за которого начинаются недопонимания и конфликты с родителями, учителями.

Из всего этого, можно придти к выводу, что компьютерная зависимость у детей и подростков, в основном, возникает из-за социального окружения. Потому что видеоигра становится средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализоваться в виртуальном мире, а не в реальном. На первых порах компьютер и другие виды гаджетов компенсируют общение, потом окружающие становятся не важны.

Сейчас существует множество компьютерных игр или приложений, к счастью, не все они опасны. Опираясь на работы исследователя Зимина К. И. можно отметить, что компьютерные игры влияют на ребенка по - разному. В зависимости от вида игр у ребенка можно развить чувство эмпатии, логическое мышление, креативность, воображение. Полезные игры: предметно-манипулятивные — помогают получить азы вождения на машине, управление самолетом; квесты — развивают творческие способности, логическое и образное мышление при выполнении поставленных задач в игре, а также стандартные игры на компьютере — помогают отвлечься и расслабиться.

Со стороны девушек тоже наблюдается некая зависимость от телефонов и прочих гаджетов, что приводит к расстройству психического развития. Они становятся нервными, невнимательными, также страдают бессонницей. Но есть и положительные стороны, у них расширяется кругозор полезных знаний, которые могут пригодиться в реальной жизни.

Основная проблема заключается в том, что родители не контролируют времяпровождение своего ребенка за компьютером и за тем, в какие игры играют, какими сайтами, приложениями пользуются. Что приводит ребенка к вышеописанным последствиям, конфликтам.

В связи с этим нами был проведен опрос 7 класса Хамагаттинского Саха Французского Лицея, где участвовало 24 учащихся. Из них: мальчиков 14 и девочек 10. Вопросы были составлены вместе с классным руководителем, чтобы выявить уровень зависимости учащихся класса.

На первый вопрос « Вы испытываете чувство радости, когда играете в компьютерные игры или используете телефон?» 100% юношей и 100% девушек, безусловно, выбрали ответ «Да».

■ Да Нет

■ Да Нет

На следующий вопрос «Сколько времени вы проводите за компьютером?» можно заметить, что 45% юношей выбрало ответ «От 1 до 3 часов», а остальные 55% «Больше 3 часов», девушки 32% «Меньше одного часа», 41% «От 1 до 3 часов» и 27% «Больше 3 часов».

Юноши

Девушки

На вопрос «Что вы делаете первым делом, приходя со школы?». Мы видим, что 82% юношей выбрали ответ «Сесть за компьютером», 4% «Сделать домашнее задание», 14% «Покопаться в телефоне». 11% девушек выбрали «Сесть за компьютером», 14% «Сделать домашнее задание», 62% «Покопаться в телефоне», 13% «Прочитать книгу».

На вопрос «Как вы проводите свое свободное время?» 18 % юношей выбрали «Гулять с друзьями», 64% «Сижу за компьютером», 22% «Зависаю в телефоне». 52% девушек выбрали ответ « Зависаю в телефоне», 26% «Гулять с друзьями», 14% «Читаю книгу», 8% «Сижу за компьютером».

«Вы предпочитаете виртуальное общение, нежели лицом к лицу?» 85% юношей выбрали ответ «Да» и только 15% ответ «Нет». 88№ девушек ответили «Да» и 12% ответ «нет».

На следующий вопрос «Как часто проводите время с друзьями?» 64% юношей выбрали ответ « Иногда», 22% «Редко», 14% «Часто». 45% девушек выбрали ответ «Часто», 27% «Иногда», 18% «Редко».

На вопрос «Вы бы могли прожить неделю без компьютера или сотовых телефонов? » 100 % юношей и 100% девушек выбрали ответ «нет».

«Играя в онлайн-игры, часто ли вы пропускаете прием пищи?» 80 % юношей выбрали ответ «Да» и 20% ответ «Нет». 65% девушек ответили «Нет» и 35% «Да».

«С того времени, как вы используете интернет, у Вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?» 90% юношей ответили «Да», 10% «Нет». 78% девушек ответили «Нет» и 22% девушек «Да».

На следующий вопрос «Ваши родители, друзья, родственники говорили Вам, что Вы слишком много времени проводите в интернете?».

На вопрос «Контролируют ли родители ваше времяпровождение за компьютером или за телефоном?» у 74% юношей ответ «Нет» и 26% «Да». У 68% девушек ответ «Нет» и 32% «Да».

На следующий вопрос «Часто ли возникают конфликты между вами и родителями из-за вашего долгого зависания за компьютером или за другими видами гаджетов?» 62% юношей выбрали ответ «Да» и 38% «Нет». 74% девушек ответили «Нет» и 26% «Да».

На вопрос «Понимаете ли вы, за что вас ругают родители?» 72% юношей ответили «Нет» и 28% «Да». 78% девушек ответили «Нет» и 22% «Да».

Юноши

28% ■ Да

72% ■ Нет

Девушки

22% ■ Да

78% 1Нет

На следующий вопрос «Используете ли вы полученные знания из компьютерных игр или других видов гаджетов в повседневной жизни? Напишите примеры» 74% юношей ответили «Нет» и 26% «Да». 82% девушек выбрали ответ «Да» и 18% «Нет». Те, кто ответили «да» написали: юноши - «помогает в учебе», «воображение и логическое мышление улучшились»; девушки - «стала готовить разные блюда», «научилась редактировать фотографии», «записывать и делиться мыслями», «стать популярной» и т.д.

Юноши

■ Да

Нет

Девушки

■ Да

Нет

Выводы. Итак, подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости. Из данного опроса можно сделать вывод, что юноши более подвержены к влиянию компьютера, а девушки к телефону.

Подростки несколько часов проводят в виртуальном мире, что характерно влияет на их психическое развитие. И плохо то, что они этого не понимают, не осознают. Бывают случаи, когда ученик говорит: «Я же никому не мешаю, а просто играю или сижу в телефоне. Почему меня ругают?». Из - за этого недопонимания возникают конфликты между родителями и ребенком, что приводит к психическому расстройству в развитие ребенка. Отсюда следует, что надо чаще проводить профилактические беседы с родителями и учащимся о вреде долгого «зависания» в компьютерных играх и в сотовых телефонах, чтобы устранить в будущем недопонимания между ними.

Подростки и младшие школьники должны понять, что компьютерные игры и сотовые телефоны это разновидность веселого времяпровождения. Пользоваться ими можно, но не «зависать» в них целыми днями, так как это вредно для их физического и психологического развитий.

1. Зимина К.И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 43-45.

2. Артюнина, Г.П. Влияние компьютера на здоровье школьника / Г.П. Артюнина, О.А. Ливинская // Псковский регионолошческий журнал [Электронный ресурс]. - 2011. - № 12.

3. Шуляк, А.С. Влияние социальных сетей и компьютера на здоровье молодежи / А.С. Шуляк // Сборник научных статей по материалам XV Международной студенческой научной конференции. - Гродно, 2014. - Издательсш-полиграфический отдел УО «1ТАУ». - 412 с. С. 393-394.

Литература:

Педагогика

УДК: 796.011.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физической культуры и валеологии Приходов Дмитрий Сергеевич

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель Григорьев Владимир Викторович Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); преподаватель Юнусова Александра Витальевна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Реализация компетентностного подхода в современной высшей школе сталкивается с рядом проблем. Одна из проблем - недостаток объективных и информативных критериев оценки уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у студентов и выпускников вузов. В статье представлен анализ мнений ученых и педагогов по вопросам использования различных критериев оценки уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций у студентов в практике образовательной деятельности в высшей школе. Выявлен значимый недостаток объективных критериев оценки уровня практических навыков здоровьесберегающей деятельности. Авторы предлагают использовать в качестве объективных и информативных критериев данные динамики уровня физической и функциональной подготовленности студентов в различные годы обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход; здоровьесбережение; высшая школа; оценка данных.

Annоtation. The implementation of the competence approach in modern higher education faces a number of problems. One of the problems is the lack of objective and informative criteria for assessing the level of health-saving competencies of students and graduates. The article presents an analysis of the opinions of scientists and teachers on the use of various criteria for assessing the level of formation of health-saving competencies of students in the practice of educational activities in higher education. A significant lack of objective criteria for assessing the level of practical skills of health-saving activity is revealed. The authors propose to use as objective and informative criteria the data of the dynamics of the level of physical and functional readiness of students in different years of study at the university.

Keywords: competence approach; health care; higher education; data evaluation.

Введение. Известно, что современное образование в вузах должно быть направлено на формирование у обучающихся лиц профессиональных и социальных компетенций. Ученые отмечают, что актуальным и социально-важным педагогическим процессом является формирование у студентов в период их обучения действенных компетенций здоровьесбережения [9]. Данные компетенции включают в себя определенные ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни и успешный опыт здоровьесберегающей деятельности. Современные выпускники, помимо дипломов о высшем образовании, также должны обладать всеми необходимыми компетенциями по сохранению здоровья, как своего личного, так и ближайшего социального окружения, в течение максимально длительного периода жизни. Однако специалисты указывают, что для современной системы высшего образования в нашей стране проблемы качественного формирования необходимого уровня компетенций здоровьесбережения у студентов являются актуальными, поскольку система высшего образования в Российской Федерации не способна обеспечить достаточный уровень сформированности данных компетенций у обучающихся лиц [1]. Впрочем, проблемы повышения качества Российского профессионального образования в области создания объективных рейтинговых оценок эффективности образовательного процесса появились не сегодня и нуждаются в постоянном обсуждении специалистов сферы образования [2].

Ученые отмечают, что помимо педагогических проблем связанных с повышением качества процесса формирования подобных компетенций у будущих специалистов, присутствуют также определенные проблемы качества оценки уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у студентов [3]. Е.А. Югова утверждает, что основной проблемой является определенная сложность оценивания целостного результата формирования здоровьесберегающих компетенций (ЗК) у студентов в процессе получения ими профессионального образования [13].

Поскольку поиск оптимальных критериев оценки здоровьесберегающей компетентности студентов, формируемой у молодых людей в результате обучения в высшей школе, возможен лишь на основе структурного анализа общих подходов к системе оценок профессионального образования, на что указывает Э.Ф. Зеер [7], авторы статьи провели поиск и анализ современных научных данных, посвященных заявленной проблематике. Основной целью исследований стало определение объективных универсальных критериев оценки уровня сформированности действенных ЗК у студентов и выпускников вузов.

Изложение основного материала статьи. В условиях практической реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, оценка уровня сформированности компетенций у студентов на различных этапах обучения проводится за счет использования фондов оценочных средств (ФОС). В ФОСы входят контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно оценить уровень компетентности студентов и выполняющие функцию социальной меры качества системы высшего профессионального образования [5]. Е.С. Джевицкая указывает, что в практике современного профессионального образования измерение уровня овладения обучающимися профессиональными и общекультурными компетенциями происходит методом использования специальных кейсов. Данные кейсы предполагают применение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.