ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСОВ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В. ЛЕОНОВА, Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Украина
Аннотация
В статье исследуется влияние использования комплексов спортивной аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста. Результаты, которые были получены после эксперимента, подтверждают целесообразность использований комплексов спортивной аэробики с детьми младшего школьного возраста и дают основания рекомендовать их в учебный процесс общеобразовательных школ как эффективное средство физического воспитания.
Abstract
In the article the influence of the use of complexes of sporting aerobic on physical preparedness of children of junior school age is explored. Results, which were got after the experiment, confirm expedience of the use of complexes of sporting aerobic with the children of junior school age and ground to recommend them in the educational process of general school how the effective mean of physical education is.
Ключевые слова: спортивная аэробика, физическая подготовленность, комплексы, младший школьный возраст.
Актуальность
Младший школьный возраст является одним из ответственных периодов жизни человека. Формирование физического здоровья и двигательных навыков в этот период является фундаментом, который обязан обеспечить в будущем гармоническую, полноценную жизнь каждого школьника.
Анализ научно-методической литературы показал, что 30-35% детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств [1, 3]. В то же время анализ реальной практической работы в учебных заведениях показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья школьников.
Занятия по физическому воспитанию в школах, которые проводятся по типовой программе, часто не направлены на достижение соответствующей тренированности организма детей и не обеспечивают развитие физических качеств на должном уровне [1, 2]. Поэтому начиная уже с ранних периодов жизни возникает необходимость формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни, воспитанию интереса и необходимости к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Цель работы - определить влияние комплексов спортивной аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования
Для изучения уровня физической подготовленности мы использовали Государственные тесты, с помощью которых можно определить основные двигательные качества детей младшего школьного возраста - скорость, силу, выносливость, ловкость и гибкость.
Предыдущие исследования до эксперимента в соответствии с требованиями Государственных тестов
позволили установить средний уровень исходных данных физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
С целью определения эффективности использования комплексов спортивной аэробики нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 46 детей младшего школьного возраста. Дети были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную, по 23 чел. в каждой. До начала эксперимента эти две группы достоверно не отличались. Эксперимент длился 6 мес -с сентября 2006 по январь 2007 г., все учащиеся определены в основную медицинскую группу и раньше не занимались спортом. Ученики контрольной группы занимались в соответствии с действующей программой по физическому воспитанию, а в уроки экспериментальной группы кроме программных упражнений включались комплексы спортивной аэробики длительностью 20-25 мин.
В процессе построения комплексов упражнений по спортивной аэробике учитывались анатомофизиологические и возрастные особенности младших школьников. Для детей данного возраста характерна низкая выносливость, поэтому необходимо избегать значительных нагрузок. Вместе с тем необходимо постепенно подготавливать организм к нагрузке с помощью упражнений в умеренном темпе. Время поведения -в течение урока физической культуры.
Результаты экспериментального исследования представлены в таблице.
Скорость бега на 30 м у девочек младшего школьного возраста до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах значительно не отличалась. После эксперимента эти показатели улучшились; лучший из них - в экспериментальной группе и составляет 7,6 с, а в контрольной группе - 7,9 с. Скорость бега на 30 м у мальчиков этого же возраста до эксперимента в обеих
группах также существенно не отличалась. После эксперимента эти показатели улучшились, в контрольной группе они составляют 7,5 с, а в экспериментальной -7,58 с.
Для определения выносливости мы использовали бег 1000 м. До эксперимента этот показатель был почти одинаковым в обеих группах как у мальчиков, так и у девочек, но после эксперимента эти показатели улучшились, и выше они в экспериментальных
группах. У девочек они составляют 6,03 с, а у мальчиков - 5,42 с.
Для определения мышечной силы рук девочек и мальчиков этого возраста мы использовали тест сгибание -разгибание рук в упоре лежа. Так же, как и в предыдущих случаях, показатели в обеих группах значительно возросли, и наивысшие они у мальчиков и девочек экспериментальной группы. У девочек они составляют 9,3 раза, а у мальчиков - 13,2 раза.
Оценка уровня развития физических качеств школьников 7-8 лет в соответствии с Государственными тестами
Показатели физической подготовленности Возрастные группы 7-8 лет
Контр. группа до эксперимента Контр. группа после эксперимента Эксперим.группа до эксперимента Эксперим.группа после эксперимента
д м д м д м д м
Скорость (бег 30 м, с) 8,5 8,2 7,9 7,5 8,59 8,2 7,6 7,6
Выносливость (бег 1000 м, мин) 6,25 6,1 6,15 5,5 6,27 6,13 6,03 5,42
Сгибание - разгибание рук в упоре лежа 7,3 9,5 7,6 10,4 7,27 9,54 9,3 13,2
Ловкость (4x9 м, с) 13,8 12,6 13,5 12,3 13,7 12,7 13,4 12,3
Гибкость (наклон вперед из положения сидя на полу, см) 7,6 4,3 8,1 4,7 7,5 4,4 10,7 6,9
Аналогичная картина прослеживается и по другим показателям физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Показатели челночного бега до эксперимента были значительно ниже, чем после, и в обеих группах они существенно не отличались.
Для определения гибкости мы использовали тест -наклон вперед из положения сидя на полу. И наивысший результат показали девочки экспериментальной группы; он составляет 10,7 см, а у мальчиков экспериментальной группы - 6,9 см.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Использование комплексов спортивной аэробики на уроках физической культуры не мешает освоению программного материала по физическому воспитанию.
Комплексы по спортивной аэробике существенно повышают силу и гибкость у детей младшего школьного возраста.
Литература
1. Куц О.С. Фізкультурно-оздоровча робота з учнівською молоддю. Ч. І. - Киев; Вінниця: Континент-ПРИМ, 1995. - 124 с.
2. Ніколаєв Ю. Шляхи і форми фізкультурно-оздоровчої роботи з дітьми в школі // Здоров’я, фізична культура і спорт: Наук. вісник ВДУ. - Луцьк, 1997. -№ 6. - С. 72-75.
3. Присяжнюк С.І. Положення про фізичне виховання школярів середніх загальноосвітніх закладів освіти України (Аналіт. звіт про засідання круглого столу). -Киев: Б.в., 1998. - С. 1-4.