Научная статья на тему 'Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов'

Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК / КОНТРОЛИРУЮЩЕ-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК / АВТОРСКИЙ СПЕЦКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Полина Андреевна

Рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие организацию целенаправленных системных воздействий по стабильному повышению уровня управленческого мышления менеджеров на этапе вузовского образования. Автор выделяет в качестве таких условий: организацию образовательного процесса по обучению иностранному языку на основе авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении», применение профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку, создание билингвального образовательного реально-виртуального пространства. Теоретически обосновывается влияние обозначенных педагогических условий на функционирование блоков педагогической модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON THE EFFECTIVE REALISATION OF THE MODEL OF DEVELOPMENT OF MANAGERIAL THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS: THEORETICAL ASPECT

The pedagogical conditions for the organization of systematic inuences on the stable increase of the level of managerial thinking of managers at the stage of higher education are considered. Such conditions as the organization of educational process in teaching foreign language based on the author’s special course «Intercultural communications in management», the use of professional pedagogical stimulation at foreign language classes and the creation of bilingual educational real-virtual space are identied. The impact of the above mentioned pedagogical conditions for the functioning of blocks of the pedagogical model of development of managerial thinking of a bachelor of management are theoretically substantiated

Текст научной работы на тему «Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-3-81-95

УДК 378.14 ББК 74.484.4

П.А. Назарова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие организацию целенаправленных системных воздействий по стабильному повышению уровня управленческого мышления менеджеров на этапе вузовского образования. Автор выделяет в качестве таких условий: организацию образовательного процесса по обучению иностранному языку на основе авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении», применение профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку, создание билингвального образовательного реально-виртуального пространства. Теоретически обосновывается влияние обозначенных педагогических условий на функционирование блоков педагогической модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра.

Ключевые слова: управленческое мышление, педагогическое условие, целевой блок, содержательный блок, организационно-деятельностный блок, контролирующе-результа-тивный блок, авторский спецкурс, профессионально-педагогическое стимулирование, образовательное реально-виртуальное пространство.

P.A. Nazarova

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

THE INFLUENCE OF THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON THE EFFECTIVE REALISATION OF THE MODEL OF DEVELOPMENT OF MANAGERIAL THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS: THEORETICAL ASPECT

The pedagogical conditions for the organization of systematic influences on the stable increase of the level of managerial thinking of managers at the stage of higher education are considered. Such conditions as the organization of educational process in teaching foreign language based on the author's special course «Intercultural communications in management», the use of professional pedagogical stimulation at foreign language classes and the creation of bilingual educational real-virtual space are identified. The impact of the above mentioned pedagogical conditions for the functioning of blocks of the pedagogical model of development of managerial thinking of a bachelor of management are theoretically substantiated.

Keywords: managerial thinking, pedagogical condition, target block, content block, organizational-active block, monitoring-effective block, author's special course, professional pedagogical stimulation, educational real-virtual space.

ш

о

2 <У

^ ¡5 S S

i

го

ф ф я ^ н ГО О I к

ш <и

s I

о

.0

о о

? О - ф

т

I

ф

го

m

® го

с CP

го С

О 5у

Ф 1

5 н

ф

го ср

К Ф

ш О СО S

го ш о

го

СО

го X

Анализ работ по развитию разных видов мышления у студентов вузов обнаруживает, что недостаточно исследованным на данный момент остается содержание понятия управленческого мышления и определение возможности влияния комплекса педагогических условий на реализацию модели его развития у бакалавров вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (безотносительно специфики профессиональной деятельности). Данная ситуация осложняется наличием противоречия на теоретико-методологическом уровне между необходимостью организации процесса развития управленческого мышления менеджера-бакалавра и недостаточно полным исследованием методологических и теоретических основ реализации результатов моделирования этого процесса.

Ключевое понятие исследования -«управленческое мышление» - понимается как когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных теоретических и практических задач в управленческой деятельности.

В предыдущей нашей работе [15] мы рассмотрели возможность развития управленческого мышления у будущих менеджеров на занятиях по английскому языку и разработали для этой цели педагогическую модель развития управленческого мышления менеджера-бакалавра. К основным характеристикам разработанной модели следует отнести то, что она:

является нормативной и структурно-функциональной; включает целевой, содержательный, организационно-деятель-ностный, контролирующе-резуль-тативный блоки;

характеризуется последовательностью этапов: знаниевого, деятель-ностного, поведенческого; эффективность реализации модели развития управленческого

мышления менеджера-бакалавра достигается только в комплексе педагогических условий, обеспечивающих организацию целенаправленных системных воздействий по стабильному повышению уровня данного мышления.

Целевой блок, раскрывая назначение модели, подразумевает предполагаемый (планируемый) результат. Блок детерминирует цель модели, которая состоит в развитии управленческого мышления будущих менеджеров.

Сущностью содержательного блока является развивающее управленческое мышление наполнение дисциплины «Иностранный язык». Содержание дисциплины структурировано по модулям, каждый из которых развивает общекультурные и общепрофессиональные компетенции.

Усвоение содержания в процессе обучения происходит при помощи организа-ционно-деятельностного блока, отвечающего за организацию и осуществление деятельности преподавателя и студента. Взаимодействие педагога и обучающихся носит субъект-субъектный характер, сочетая в себе обучение и учение. Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе вуза раскрывается в виде процессуальных характеристик: этапов обучения, форм, методов и средств, соответствующих цели обучения (целевому блоку разработанной модели).

Контролирующе-результативный блок отвечает за контроль результатов обучения на каждом этапе.

Анализ педагогических исследований показал разные точки зрения ученых относительно понятия «педагогические условия».

Так, В. И. Андреев [1], Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева [30] и др. подразумевают под «педагогическими условиями» комплекс (совокупность) мер педагогического процесса, обеспечивающего достижение высшего уровня деятельности. В работах Ю. К. Бабанского [2], Н.В. Ипполитовой [7], Л.В. Львова [14]

и др. подчеркивается, что целесообразно употреблять категорию «условия» именно в значении «среды», в которой исследуемое явление - образовательный процесс образовательной организации не только существует, но и эффективно функционирует и развивается [14, с. 165]. Интерес представляет точка зрения признанного специалиста в области исследования педагогических условий А.Я. Найна [16], понимающего под педагогическими условиями совокупность компонентов педагогической системы, отражающих содержание, организационные формы и средства обучения.

Обобщая изложенные позиции и проецируя их на предмет исследования, под педагогическими условиями развития управленческого мышления мы понимаем системную сочетаемость составляющих профессионально-образовательной среды, способствующих максимально эффективному формированию и развитию управленческого мышления в процессе обучения иностранному языку.

Рассмотренные на начальном этапе нашего исследования теоретические положения позволяют предположить, что в качестве таких условий могут выступать:

- организация образовательного процесса по обучению иностранному языку на основе авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении»;

- применение профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку;

- создание билингвального образовательного реально-виртуального пространства.

Детальное теоретическое изучение первого педагогического условия - организация образовательного процесса по обучению иностранному языку на основе авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении» -позволяет сделать следующие выводы.

Расширение межкультурного общения людей по всему миру имеет в своем основании изменения в жизни общества

в конце XX - начале XXI века. Среди увеличившихся связей России с другими государствами следует особо отметить международные деловые контакты. Это, в свою очередь, диктует потребность в менеджерах, не только владеющих иностранным языком, но и компетентных в области межкультурной коммуникации, способных осуществлять управление в условиях различия культур.

По сравнению с экономическими и политическими изменениями культурные особенности более стабильны, и они выступают причиной противоречий. Мы разделяем мнение И.Н. Хохловой в том, что при изучении иностранных языков как средства коммуникации необходимо изучать языки в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках [28].

Несмотря на то, что в системе российского высшего образования имеют место определённые изменения, которые проявляются и в содержательной, и в организационной составляющих, значимость иностранного языка не снижается, а количество часов, отводимых программами на изучение данной дисциплины, остаётся прежним или растёт (на усмотрение учебных заведений) [21]. Однако следует отметить, что в связи с изменениями потребностей общества меняется содержательная часть курса «Иностранный язык». Согласно требованиям ФГОС ВО, в организациях высшего образования особое внимание следует уделять межкультурной коммуникации как составляющей дисциплины «Иностранный язык». Теоретическое осмысление проблемы на начальном этапе нашего работы позволило выявить особую значимость изучения иностранного языка для образовательно-профессиональной деятельности менеджера, в том числе и развития управленческого мышления.

Мы предположили, что повышение уровня управленческого мышления возможно при использовании метода упражнений аналитического и синтетического характера и специализированных заданий.

ш

о

со ^

СО

ш

о

5I

£ 5

ГО О I к

ш <и о 5

® го с а.

го

о ^

ф

ф

с

го

К Ф ^ ч с; о со ^

Принимая во внимание вышеизложен- лении» обладает возможностями влияния ное, утверждаем, что авторский спецкурс на развитие управленческого мышления «Межкультурные коммуникации в управ- менеджера-бакалавра (табл. 1).

Таблица 1. Влияние авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении» на развитие управленческого мышления менеджера-бакалавра

Влияние Средство влияния, предлагаемое спецкурсом

Повышение уровня мышления за счет развития психических процессов Сам процесс изучения иностранного языка как средства коммуникации оказывает развивающее влияние на познавательные, эмоциональные и волевые процессы

Повышение уровня мышления за счет совершенствования мыслительных операций Задания, направленные на развитие определенных мыслительных операций: - анализ; - синтез; - сравнение; - абстракция; - обобщение; - конкретизация; - классификация; - систематизация

Повышение уровня управленческого мышления за счет повышения уровня развития составляющих управленческого мышления Задания, направленные на развитие составляющих управленческого мышления: - когнитивный компонент (знания основ исходных значений и анализ понятий менеджмента (общего менеджмента, персонального менеджмента, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента) на английском и русском языке); - операциональный компонент (практические умения применять знания основ менеджмента на занятиях по английскому языку и общепрофессиональных дисциплин в заданном масштабе времени: планирование, организация личной деятельности и взаимодействия в группе, самомотивация, самоконтроль); - рефлексивно-мотивационный компонент (качества, необходимые для взаимодействия в преобразовательной деятельности: готовность к взаимодействию в группе, сформированность логических операций, ответственность, решительность, стрессовая устойчивость, минимизация временных потерь).

го Рассмотрим более подробно термин

Ш

^ «межкультурная коммуникация». Сама

го

3 межкультурная коммуникация является

X

^ полистатусным явлением, изучаемым в с таких науках, как философия, филоло-

гия, логика, психология. Исследования межкультурной коммуникации активно начинают развиваться за рубежом в 50-е годы XX века в рамках философской и культурной антропологии. В своих ра-

ботах Д. Трагер, Э. Холл и др. разрабатывают теоретические основы данной коммуникации, которая рассматривалась как особая область человеческих отношений. В России идеи межкультурной коммуникации стали активно развиваться в конце 90-х годов XX столетия, и первоначально они были связаны с идеями принципиально нового подхода к обучению иностранным языкам. Анализ диссертаций последних лет выявил, что в исследовательских проектах продолжает превалировать тенденция исследования отдельных структурных элементов межкультурной коммуникации, а именно: невербальной коммуникации, прагматических и ценностных аспектов межкультурной коммуникации, проблем двуязычия, проблем диалога культур. Анализ литературы по проблемам межкультурной коммуникации позволяет утверждать, что в качестве отдельного исследовательского направления можно выделить проблематику речевой коммуникации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес представляет неоднозначное понимание и интерпретация межкультурной коммуникации в работах отечественных учёных и исследователей.

Классическое определение в методике гласит: «межкультурная коммуникация означает адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» [4].

Однако С.Г. Тер-Минасовой предлагается более полное понимание этого феномена: «Межкультурная коммуникация -общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная ком-

муникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используется термин «кросс-культурная коммуникация» [25].

На основании существующих определений отметим, что межкультурную коммуникацию можно и следует определить, как организацию адекватной, объективной и корректной информационной среды посредством реализации сформированных у собеседников знаний, умений и навыков.

Относительно предмета нашего исследования максимально значимой является межкультурная коммуникация в сфере управления и на английском языке, поскольку, согласно А.К. Круп-ченко и А.Н. Кузнецову [10], позицию которых мы разделяем, качество языкового университетского образования не только является критерием личного профессионального успеха менеджера, но и опосредовано влияет на экономическое развитие государства и благосостояние общества.

При этом важной характеристикой образовательного процесса выступает цикличность. Под циклом понимается совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала).

Описывая содержание разработанного авторского спецкурса, следует выделить его основные характеристики, являющиеся отличительными чертами:

- преобладание упражнений анали-тико-синтетического характера;

- формирование и развитие навыков и умений управленческого общения как вида делового общения; иностранный язык как средство и как цель обучения менеджера-бакалавра.

ш

о

со ^

СО

ш

о

5I

£ 5

ГО О I к

ш <и о 5

® го с а.

го

о ^

ф

ф

с

го а

К Ф ^ ч с; о со ^

го m о ü го

СО

го

X

<

d

Относительно преобладания упражнений аналитико-синтетического характера следует заметить следующее. Основываясь на требованиях, предъявляемых к менеджерам и учитывая характеристики управленческого мышления, отметим, что в управленческой деятельности преобладают такие операции мышления, как анализ и синтез. Следовательно, для развития управленческого мышления максимально значимыми и продуктивными являются упражнения аналитического и синтетического характера, которые направлены на формирование у студентов умений отбирать, систематизировать и анализировать необходимый материал. Цель этих упражнений - формирование у студентов умений конструировать отдельные элементы текстов и далее строить текст самостоятельно, выстраивая речевое поведение, адекватное ситуации [22]. Таким образом, именно аналитико-синтетические упражнения обладают потенциалом развития и необходимой составляющей образовательного процесса по развитию управленческого мышления.

В отношении формирования и развития навыков и умений управленческого общения как вида делового общения подчеркнем, что при построении спецкурса мы обратили максимально пристальное внимание на управленческое общение по следующим причинам.

Согласно первой причине (общего характера), культура общения является фундаментальной составляющей современной культуры любых отношений, актуальной во всех сферах человеческой деятельности.

Согласно второй причине, овладение культурой делового общения позволяет менеджеру избежать конфликтов, угнетенного состояния, усовершенствовать свое искусство коммуникативного поведения, правильно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, что способствует общественному успеху, максимальной самореализации и самоактуализации личности [6].

Учитывая достаточно широкий спектр делового общения, в общем, и культуры делового общения, в частности, выделяем управленческое общение как одну из его составляющих. Управленческое общение определяется как «общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи» [8] и как «общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении» [17, с. 10]. Иными словами, принципиальной особенностью управленческого общения является то, что оно затрагивает все структурные компоненты деятельности менеджера (планирование, организация, стимулирование, контроль).

Кроме того, Р.Л. Кричевский [9], анализируя управленческую деятельность, связывает управленческое общение с тем, что оно определяется как «коммуникативно-регулирующая» или «коммуникативно-организационная» функция руководства. Управленческое общение обеспечивает эффективность и даже саму возможность управленческих действий и одновременно компонент этой самой деятельности, специфическое управленческое действие.

Вслед за А.А. Урбанович мы понимаем под управленческим общением «общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчи-ненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации» [27, с. 121].

В качестве третьей причины называем управленческое общение, осуществляемое в процессе устной и письменной речи, являющееся средством формирования и развития управленческого мышления как основного требования к руководителю любого звена и реализуется через активизацию совокупности знаний, на-

выков, умений (компетенций) в области деловой коммуникации.

Касательно третьей характеристики авторского спецкурса - иностранный язык как средство и как цель обучения менеджера-бакалавра - обозначим, что ранее мы уже отмечали значимость иностранного языка в процессе развития управленческого мышления, а также содержание и значимость понятия «межкультурная коммуникация». Для развития управленческого мышления в межкультурной коммуникации мы используем иностранный язык как средство и как цель:

1) как средство - построение заданий на аутентичных материалах сферы делового общения зарубежных деловых кругов, что позволяет постичь и усвоить всё многообразие языковых, культурологических и социокультурных особенностей управленческого общения представителей иноязычной культуры;

2) как цель - изучение иностранного языка для дальнейшего его применения в коммуникации, которое включает изучение аспектов и видов речевой деятельности.

Двойная направленность применения иностранного языка реализует еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму, что также способствует формированию культуры речи, являющейся одной из основ управленческого общения в рамках межкультурной коммуникации.

Таким образом, если знание характеристик и особенностей каждого типа управленческого общения позволит менеджеру любого звена демонстрировать управленческий склад ума и навыки, необходимые в сфере деловой коммуникации, то знание иностранного языка и особенностей социокультурного и языкового характера позволят менеджеру принимать активное и продуктивное

участие в межкультурной коммуникации в управленческой сфере.

Для достижения обозначенной цели мы разработали и применяли задания преимущественно аналитико-синтетиче-ского характера для развития управленческого общения на базе аутентичных текстов на английском языке по деловой коммуникации:

- задания по устным формам управленческого общения;

- задания по письменным формам управленческого общения.

В ракурсе влияния данного условия на блоки модели следует подчеркнуть, что, согласуясь с целевым блоком, оно будет определять наполнение содержательного, организационно-деятельност-ного и контролирующе-результативного блоков модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра.

Второе педагогическое условие -применение профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку.

Процесс педагогического стимулирования сложен по своей природе, что обусловливает наличие различных точек зрения и различного понимания данного термина.

По мнению Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др., педагогическое стимулирование представляет собой целенаправленный процесс формирования у студента позиции субъекта самообразования на основе отбора преподавателем комплекса педагогических стимулов, обращён-ных к мотивационной сфере личности студента, и побуждающих процессы стимулирования развития [3; 5; 23; 24].

По мнению Ш.М. Тиллаевой, методика педагогического стимулирования представляет собой систему средств, используемую для педагогически целесообразной организации общественно полезной деятельности детей, отношений между ними в коллективе и направленную на побуждение активности, интересов, нравственных мотивов их

ш

о

со ^

СО

ш

о

5I

£ 5

ГО О I к

ш <и о 5

® го

с СР

го

о ^

ф

ф

с

го ^р

х с;

К Ф

^ ч

с; о

со ^

го m о а го

СО

го X

поведения. Цель педагогического стимулирования - вовлечение обучаемых в активную общественно полезную и педагогически целесообразную деятельность - учение, труд, различные виды клубной работы и т. п. [26]. Основные методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

В рамках разработки предлагаемого нами педагогического условия по применению профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку мы считаем обязательным и актуальным обращение особого внимания на профессиональную составляющую стимулирования. Значимым нам видится научное положение Г.А. Лушниковой [12], которая выделяя несколько составляющих педагогическо-гостимулирования-эмоционально-моти-вационную, организационно-управляю-щую и информационно-содержательную - называет несколько релевантных стимулов, таких как:

- стимулы, связанные с содержанием учебного материала (информационно-содержательные);

- эмоциональные стимулы (похвала, одобрение);

стимул первого самостоятельного шага - это совокупность условий и средств, побуждающих возникновение познавательной активности при очень низком базовом уровне, когда динамика познавательной активности, на первый взгляд, практически невозможна из-за отсутствия интереса к предмету, мнимой самостоятельности, полной бездеятельности и практической необученности; стимул организаторского лидерства на основе превосходства знаний, умений, навыков, способности к логическому мышлению и обобщению, способности формулировать и решать проблемы; стимул ведущей идеи, связанный с необходимостью изучения сту-

дентами в дальнейшем основ своей будущей профессии, то есть обучение в профессионально ориентированной среде.

Преимущества и недостатки выделения подобного количества и содержательного наполнения стимулов могут представлять собой предмет отдельного исследования. Однако, основываясь на понимании педагогического стимулирования различными учёными и исследователями, отметим, что выделение стимула «ведущей идеи» представляет максимальный интерес для формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

В своей статье «Моделирование мо-тивационного механизма» Л.В. Львов [13] высказывает мнение по поводу такого сложного понятия, как мотивация и предлагает два постулата, на которых выстраивается его научная позиция:

- мотивация представляет собой процесс, поддерживающий поведенческую активность человека на определенном уровне;

- мотивация подразделяется на внутреннюю (самомотивация), трактуемую как самоосознание человеком необходимости и целесообразности действовать определенным образом, и внешнюю мотивацию, которую часто называют стимулированием (от слова «стимул» (лат. stimulus) - побудительная причина к действию) и понимают как побуждение человека к определенному поведению путем создания внешних факторов [13, с. 51].

Мы разделяем научную позицию Л.В. Львова и отмечаем, что она позволяет сформулировать определение профессионально педагогического стимулирования как педагогического условия развития управленческого мышления. Принимая во внимание содержание педагогического стимулирования и предлагаемый Г.А. Лушниковой стимул «ведущей идеи», а также основываясь на позиции

Л.В. Львова о мотивации, полагаем корректным и необходимым рассматривать профессионально-педагогическое стимулирование как внешнюю мотивацию, обеспечивающую профессиональное погружение будущих менеджеров, позволяющее им почувствовать себя в профессионально ориентированной среде в рамках образовательно-педагогического процесса.

Реализация стимулирования возможна через применение внешних стимулов, к которым в нашем исследовании мы относим такой обучающий метод проведения занятия, как деловая игра с элементами иностранного языка [29].

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности.

В процессе деловой игры предоставляется возможность применять такие инновационные технологии, методы и техники, как системный и ситуационный анализ, имитационное моделирование, разработка сценариев, исследование действием, развитие руководителей, активные методы социально-психологической подготовки, в том числе различные виды тренинга, консультирование, организационное развитие и ряд других.

Деловая игра как внешний стимул представляет особый интерес, так как:

1) в процессе вовлечения в деловую игру обучающиеся, приобретая в ходе игры недостающие знания (влияние на когнитивный компонент управленческого мышления), имеют возможность наглядно убедиться в необходимости профессиональных навыков и умений (влияние на рефлексивно-мотива-ционный компонент управленческого мышления);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) в ходе деловой игры повышается уровень мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, аб-

стракция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация) (влияние на операциональный компонент управленческого мышления);

3) деловая игра позволяет обратить внимание на сильные и слабые стороны обучающихся, включая профессиональные навыки и личностные качества участников (влияние на рефлексивно-мотива-ционный компонент управленческого мышления).

Таким образом, являясь внешним стимулом, профессионально-педагогическое стимулирование, реализованное в нашем исследовании через деловую игру, посредством погружения студентов в профессиональную среду в рамках образовательно-педагогического процесса создает внутренние мотивы для повышения их поведенческой и образовательной активности, влияя на все компоненты управленческого мышления.

Относительно воздействия данного условия на блоки модели необходимо отметить, что оно, отвечая целевому блоку, использует необходимые методы, формы и средства организации образовательного процесса, и тем самым оказывает влияние на организационно-деятельностный блок модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра.

Третье педагогическое условие - создание билингвального образовательного реально-виртуального пространства.

Актуальность и возможность данного условия обусловлены следующими факторами.

1. Билингвальность среды позволяет использовать два языка (родной и иностранный) для организации учебного процесса, для получения оригинальной информации по менеджменту, для совершенствования компонентов компетенций и составляющих управленческого мышления в аудиторное время.

2. Реально-виртуальные формы работы (например, участие в вебинарах с последующим обсуждением) представляют

ш

о

со ^

СО

ш

о

5I

£ 5

ГО О I к

ш <и о 5

® го с а.

го

о ^

ф

ф

с

го а

х с;

К Ф

^ ч

с; о

со ^

максимальный интерес и значимость по причине необходимости привлечения в образовательный процесс новейших технологий и возможностей выходить на связь в расширенном режиме с удалёнными собеседниками.

Для максимального полного, чёткого и транспарентного понимания предлагаемого условия рассмотрим и поясним термины «билингавальное образовательное пространство» и «реально-виртуальное образовательное пространство».

Под билингвальным образовательным пространством мы понимаем аудиторные занятия, которые строятся с учётом применения на них как родного, так и иностранного языка. Иностранный язык выступает на подобных занятиях не как цель, а как средство презентации и обсуждения рассматриваемого материала.

Под реально-виртуальным образовательным пространством подразумевается привлечение студентов к заочному участию в онлайн-обучении - вебинарах по менеджменту (виртуальная составляющая) с последующим обсуждением полученной информации на иностранном языке в аудиторное время (реальная составляющая).

Вебинар - это онлайн-мероприя-тие, организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. На вебинаре один или несколько спикеров могут проводить презентации, тренинги, сейлс-митинги, совещания для группы от нескольких человек до нескольких тысяч участников в Интернет или корпоративной сети. Во время онлайн-конференций каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинар не ограничивает число участников конференции, но не

ш

^ предоставляет возможности видеодиа-

3 лога. Если участник хочет задать вопрос х

^ докладчику, используется чат или опе-

с ратор контакт-центра. Таким образом, в

окне вебинара, кроме основного окна с докладчиком, есть окно со списком он-лайн-участников - тех, кто смотрит через сеть в окно чата и имеет возможность в письменной форме задать вопросы.

Для определения и раскрытия задач вебинаров следует назвать их виды и выделить те вебинары, которые представляют максимальный интерес в рамках нашего исследования.

В источниках по тематике вебинаров называются такие их виды, как: онлайн-конференции, виртуальные презентации, маркетинговые мероприятия, онлайн-встречи, клубы и совещания, видеособеседования, видеотренинги [18; 19; 20].

Учитывая специфику и направленность нашего исследования, особое внимание обратим на видеотренинги.

Основываясь на базовом определении тренинга, определяем видеотренинг как активное онлайн-обучение по развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков и профессиональных установок.

Профессиональные установки (от лат. profiteor - объявляю своим делом) - система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задач вхождения в мир профессий [11]. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности.

Тренинг как форма интерактивного обучения представляет собой вид веби-нара, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Он может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

- тренинг как своеобразная форма тренировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» нежелательные;

- тренинг как тренировка, в результате которой происходит форми-

рование и отработка умений и навыков;

- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Задачи видеотренингов и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом:

- профессиональное самоопределение в профессиональном обучении;

- достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности;

- профессиональная самореализация и овладение мастерством.

Преимущества вебинаров заключаются в следующем:

1) на вебинаре сохраняется энергетика, ритм, стиль, характерные для очного обучения;

2) есть возможность участия в групповых дискуссиях;

3) преподаватель находится в постоянной эмоциональной связи со слушателями;

4) есть возможность общаться со слушателями со всего мира, а следовательно, обмениваться опытом с более широким кругом специалистов;

5) наравне со слушателями в аудитории предлагаются реальные знания, а не банальная презентация курса.

Возможности вебинаров:

удаленный показ презентации и передача по сети голоса и видеоизображения участников создает «эффект присутствия» и позволяет проводить эффективные презентации и встречи, не покидая рабочего места;

- средства для совместной работы (виртуальная рабочая доска), мгновенного обмена файлами и документами, и возможности предоставления удаленного доступа к приложениям участников. Возможность записи онлайн-кон-ференции с последующим редактированием позволяет анализировать и повторно использовать материалы проведенной встречи в рабочем процессе;

- простота применения вебинаров обеспечивается удобным интерфейсом веб-приложения, которое не требует установки дополнительных модулей на компьютере участников;

- вебинары позволяют оптимизировать временные и бюджетные расходы на организацию встреч, переговоров и совещаний, оперативно решать возникающие вопросы и связываться с клиентами, партнерами и сотрудниками вне зависимости от их местонахождения.

Таким образом, основными задачами вебинаров являются:

- сформирование понимания содержания, значимости и перспектив получаемой профессии как на отечественном, так и зарубежном рынке труда;

- демонстрация будущим менеджерам специфики профессии;

- предоставление студентам информации об особенностях выбранной профессии за рубежом.

Обозначенное условие расширяет имеющиеся знания у студентов (влияние на когнитивный компонент управленческого мышления), задействует мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация) (влияние на операциональный компонент управленческого мышления) и создает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка и профессиональных дисциплин (влияние на

ш

о

со ^

СО

ш

о

5I

£ 5

ГО О I к

ш <и о 5

® го

го

о ^

ф

ф

с

го р

К Ф

^ ч с; о со ^

го со о а го

СО

го

X

<

с

рефлексивно-мотивационный компонент управленческого мышления).

С точки зрения влияния на модель, данное условие сообразно целевому блоку дополняет содержательный блок и оказывает действие на организационно-деятельностный блок модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра в части применения особых методов, форм и средств организации образовательного процесса. Особенность данных методов, форм и средств определяется спецификой билингвального образовательного реально-виртуального пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, можно утверждать, что с теоретической точки зрения все выявленные педагогические условия оказывают влияние на развитие компонентов управленческого мышления и на функционирование блоков модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра. Однако данное утверждение нуждается в экспериментальной проверке, что является следующим этапом нашего исследования.

Резюмируя вышеизложенное, отметим следующие позиции:

1. Управленческое мышление - это когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных теоретических и практических задач в управленческой деятельности.

2. Комплекс педагогических условий модели развития управленческого мышления менеджера-бакалавра включает в себя организацию образовательного процесса по обучению иностранному языку на основе авторского спецкурса «Межкультурные коммуникации в управлении», применение профессионально-педагогического стимулирования на занятиях по иностранному языку, создание билингвального образовательного реально-виртуального пространства.

3. Основные характеристики и отличительные черты разработанного авторского спецкурса: преобладание

упражнений аналитико-синтетического характера, формирование и развитие навыков и умений управленческого общения как вида делового общения, иностранный язык как средство и как цель обучения менеджера-бакалавра.

4. Профессионально-педагогическое стимулирование мы определяем как внешнюю мотивацию, обеспечивающую профессиональное погружение будущих менеджеров, позволяющее им почувствовать себя в профессионально ориентированной среде в рамках образовательно-педагогического процесса.

5. Под билингвальным образовательным пространством мы понимаем аудиторные занятия, которые строятся с учётом применения на них как родного, так и иностранного языка. Иностранный язык выступает на подобных занятиях не как цель, а как средство презентации и обсуждения рассматриваемого материала. Под реально-виртуальным образовательным пространством подразумевается привлечение студентов к заочному участию в онлайн-обучении - вебинарах по менеджменту (виртуальная составляющая) с последующим обсуждением полученной информации на иностранном языке в аудиторное время (реальная составляющая).

6. Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов на эффективность подготовки бакалавров-менеджеров представляет следующую задачу исследования. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновац. технологий, 2012. - 500 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. основы. - М.: Просвещение, 1982. -193 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. -256 с.

4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Рус. яз., 1990. -1038 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.

6. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. -Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. -С. 92-95.

7. Иполлитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. -2012. - №1. С. 8-14.

8. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. - 270 с.

9. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пособие. - М.: Статут, 2007. - 542 с.

10. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводи-дактики: Монография. - М.: АПКиП-ПРО, 2015. - 232 с.

11. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1983. - №2. С. 51-59.

12. Лушникова Г. А. Педагогическое стимулирование познавательной активности студентов высшей технической школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М: МГУ, 2004. - 16 с.

13. Львов Л.В. Моделирование мотива-ционного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - №3. С. 49-56.

14. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ - №2. - 2014. С. 162-172.

15. Назарова П.А., Львов Л.В. Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - №4. С. 139-151.

16. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждениям инновационного типа: монография. -Шадринск: ОСПО, 2008. - 325 с.

17. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж: монография. - М.: Дело, 2002. - 239 с.

18. Первый международный портал ве-бинаров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://webinary.com.ua

19. Площадка для проведения онлайн ве-бинаров [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://webinar.ru

20. Приборович Е.А. Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - №2. С. 57-61.

21. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41028) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 194217

22. Радченко И.С. Обучение технике деловой беседы студентов экономических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т., 2006. - 22 с.

23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шия-нов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2012. - 576 с.

ш

о

со ^

ш ш

о

5I

£ S

го " I к

ш <и о 5

£ го

с CP

го

о ^

ф

ф

с

го ср

К Ф

ш О СО S

24. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 343 с.

25. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 261 с.

26. Тиллаева Ш.М., Курбанова Ш.Х. Педагогическое стимулирование // Молодой ученый. - 2016. - №19. С. 394-396.

27. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Хар-вест, 2003. - 640 с.

28. Хохлова И.Н. Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, страте-

гии // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). -Пермь: Меркурий, 2012. - С. 98-101.

29. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Т.9. (1). - М.: Наследие ММК, 2005. - 288 с.

30. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

Поступила 22.09.2017

го ш о а го со ГО X

Об авторе:

Назарова Полина Андреевна, преподаватель кафедры лингвистки и межкультурной коммуникации, Частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), [email protected].

Для цитирования: Назарова П.А. Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 81-95. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-3-81-95

References:

1. Andreev V.I. Pedagogika: course for creative self-development. 3rd ed. Kazan: Centre of innovative technology, 2012. - 500 p. [in Russian].

2. Babanskii Yu.K. Optimization of educational process: methodic basics. M.: Prosveshchenie, 1982. - 193 p. [in Russian].

3. Babanskii Yu.K. Optimization of the learning process (General didactic aspect). M.: Pedagogika, 1977. - 256 p. [in Russian].

4. Vereshchagin E.M., Kostomarov V.G. Language and culture. M.: Rus. yaz., 1990. - 1038 p.

5. Vygotsky L.S. Selected psychological researches. M.: Publishing house of Academy of pedagogical Sciences of the RSFSR, 1956. - 520 p. [in Russian].

6. Igebaeva F.A. Culture of business communication and the features of its manifestation in the activities of a manager. Problems and prospects of socio-economic development of modern Russia. Collection of papers of the 2nd Russian scientific-practical conference. Saratov: Izdatelstvo «KUBiK», 2010. - P. 92-95. [in Russian].

7. Ippolitova N.V., Sterhova N. S. The analysis of the notion «pedagogical conditions»: essence, classification // General and Professional Education. - 2012. - No.1. P. 8-14. [in Russian].

8. Kishkel E.N. Managerial psychology. M.: «Vysshaya shkola», 2002. -270 p. [in Russian].

9. Krichevsky R.L. The Psychology of leadership: textbok. Moscow: Statut, 2007. - 542 p.

10. Krupchenko A.K., Kuznetsov A.N. Fundamentals of professional didactics. M.: APKiPPRO, 2015. - 232 p. [in Russian].

11. Kudryavtsev T.V., Shegurola V.Yu. Psychological analysis of the dynamics of professional self-determination // Voprosy psikhologii. - 1983. - No.2. P. 51-59. [in Russian].

12. Lushnikova G.A. Pedagogical stimulation of educational activity of students of higher technical schools: dis. ... cand. sci (Education). M., 2004. - 16 p. [in Russian].

13. Lvov L.V. Modeling of the motivation mechanism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - No.3. P. 49-56. [in Russian].

14. Lvov L.V. The educational and professional environment as a set of conditions for increasing the effectiveness of the designed pedagogical system // Vestnik of Chelyabinsk state pedagogical University. - 2014. - No.2. P. 162-172. [in Russian].

15. Nazarova P. A., Lvov L.V. The modeling of the development of managerial thinking of the future managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - No.4. P. 139-151. [in Russian].

16. Nayn A.Ya. Reflexive management of educational institutions of innovative type. Shadrinsk: OSPO, 2008. - 325 p. [in Russian].

17. Panasyuk A. Yu. Do you need an imagemaker? Or about how to create a personality. M: Delo, 2002. - 239 p. [in Russian].

18. The first international portal of webinars [Available at]: http://webinary.com.ua (date of access: 02.02.2017). [in Russian].

19. Platform for online webinars // [Available at]: https://webinar.ru/ (date of access: 02.02.2017).

20. Priborovich E.A. Modern pedagogical process: webinars as an information and communication technology // Bulletin of the Polesie state University. Series of social Sciences and Humanities. - 2016. - №2. P. 57-61. [in Russian].

21. Order of the Ministry of education of Russia from 12.01.2016 № 7 «On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.03.02 Management (undergraduate level)» (Registered in Ministry of justice of Russia 09.02.2016 No. 41028) // ConsultantPlus. [Available at]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_194217/ (date of access: 01.02.2016). [in Russian].

22. Radchenko I.S. Teaching technology of business conversation to students of economic specialities: dis. ... cand. sci (Education). Orenburg, 2006. - 22 p. [in Russian].

23. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: textbook for students of higher vocational education institutions / ed. by V.A. Slastenin. 11th ed. ster. M.: Izdatelstvo «Akademia», 2012. - 576 p. [in Russian].

24. Talyzina N.F. Managing the process of learning. M.: Publishing house of Moscow University, 1984. - 343 p. [in Russian].

25. Ter-Minasova S.G. Language and intercultural communication. M.: Slovo, 2000. - 261 p.

26. Tillaeva Sh.M., Kurbanova Sh.H. Pedagogical stimulation // Molodoy Uchyonyi. - 2016. -No.19. P. 394-396. [in Russian].

27. Urbanovich A.A. Psychology of management. Mn.: Kharvest, 2003. - 640 p. [in Russian].

28. Khokhlova I.N. Cross-cultural communication. Concept, levels, strategy. Topical problems of Philology: proceedings of the international scientific conference (Perm, October 2012). Perm: Mercuriy, 2012. - P. 98-101. [in Russian].

29. Shchedrovitsky G.P. Organizational activity game. A collection of texts. T.9. (1). M.: Nasledie £ MMK, 2005. - 288 p. [in Russian]. ro o

30. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of the results. Chelyabinsk: Publishing house of RBIU, 2010. - 316 p. [in Russian]. g ¡

m

о

2 <У

^ ¡5 s? g

ü -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ф

ü го I к

о

.0

о о

? О - ф

т

I

About the author:

Nazarova Polina Andreevna, Lecturer, Department of Linguistics and Cross-Cultural Communication, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), p.nazarova@ gmail.com. £

^ CIcû

For citation: Nazarova P. A. The influence of the complex of pedagogical conditions on the | effective realisation of the model of development of managerial thinking of university students: | theoretical aspect // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. -

ro

No. 3. Р. 81-95. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-81-95 ф ^

i ц

К Ф

s ч

m О

m s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.