Научная статья на тему 'Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров'

Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MANAGERIAL THINKING / МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / LINGUO-DIDACTIC APPROACH / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / TARGET BLOCK / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК / ORGANIZATIONAL-ACTIVE BLOCK / КОНТРОЛИРУЮЩЕ-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК / MONITORING-EFFECTIVE BLOCK / CONTENT BLOCK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Полина Андреевна, Львов Леонид Васильевич

Рассматривается процесс моделирования развития управленческого мышления менеджеров на этапе вузовского образования. Определяется теоретико-методологическая основа исследования, представленная совокупностью системно-синергетического, транс-дисциплинарного и лингводидактического подходов. Разработка модели основывается на принципах, которые представлены общедидактическими принципами, принципами профессионального обучения, принципами обучения иностранному языку (принципом ситуативности), принципом мониторинга (принципом оперативности управления), специфическим дополняющим принципом высшего образования (принципом стимулирования мыслительной деятельности). Разработанная структурно-функциональная модель развития управленческого мышления будущих менеджеров включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контролирующе-результативный блоки. Приводится содержательное наполнение каждого из выделенных блоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING OF THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL THINKING OF THE FUTURE MANAGERS

The article considers the process of modeling the development of managerial thinking of managers at the stage of higher education. Theoretical and methodological basis of the study is dened presented by a set of system-synergetic, transdisciplinary and linguo-didactic approaches. Model development is based on principles that include: general didactic principles, the principles of professional teaching, principles of learning a foreign language (the situational principle), the principle of monitoring (principle of operative control) specic complementary principle of higher education (the principle of stimulation of mental activity). The authors develop a structural-functional model of development of managerial thinking of the future managers, which includes target, content, organizational-active, monitoring-effective blocks. The content of each of the named blocks is presented

Текст научной работы на тему «Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-139-151

УДК 378.14 ББК 74.484.4

П.А. Назарова, Л.В. Львов

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Рассматривается процесс моделирования развития управленческого мышления менеджеров на этапе вузовского образования. Определяется теоретико-методологическая основа исследования, представленная совокупностью системно-синергетического, трансдисциплинарного и лингводидактического подходов. Разработка модели основывается на принципах, которые представлены общедидактическими принципами, принципами профессионального обучения, принципами обучения иностранному языку (принципом си-туативности), принципом мониторинга (принципом оперативности управления), специфическим дополняющим принципом высшего образования (принципом стимулирования мыслительной деятельности). Разработанная структурно-функциональная модель развития управленческого мышления будущих менеджеров включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контролирующе-результативный блоки. Приводится содержательное наполнение каждого из выделенных блоков.

Ключевые слова: управленческое мышление, модель, моделирование, структурно-функциональная модель, системно-синергетический подход, трансдисциплинарный подход, лингводидактический подход, принцип, целевой блок, содержательный блок, орга-низационно-деятельностный блок, контролирующе-результативный блок.

P.A. Nazarova, L.V. Lvov

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

THE MODELING OF THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL THINKING OF THE FUTURE MANAGERS

The article considers the process of modeling the development of managerial thinking of managers at the stage of higher education. Theoretical and methodological basis of the study is definedpresented by a set of system-synergetic, transdisciplinary and linguo-didactic approaches. Model development is based on principles that include: general didactic principles, the principles of professional teaching, principles of learning a foreign language (the situational principle), the principle of monitoring (principle of operative control) specific complementary principle of higher education (theprinciple of stimulation of mental activity). The authors develop a structural-functional model of development of managerial thinking of the future managers, which includes target, content, organizational-active, monitoring-effective blocks. The content of each of the named blocks is presented.

Keywords: managerial thinking, model, modeling, structural-functional model, system-synergetic approach, transdisciplinary approach, linguo-didactic approach, principle, target block, content block, organizational-active block, monitoring-effective block.

ш

о ш

л ^

т

го ш о

го

СО

го

X

<

с

Анализ психолого-педагогической литературы приводит нас к определению ведущего понятия «управленческое мышление», под которым понимается когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных теоретических и практических задач в управленческой деятельности. Большое значение и потенциал в развитии личности при изучении иностранного языка исследовался многими авторами (А.А. Леонтьевым [9], А.Д. Щербовым [21], Н.Л. Шибко [20] и др.). Так, например, А.Д. Щербов, связывает потребности личности в овладении иностранным языком с интересами, способностями и уровнем притязаний [21, с. 49]. Кроме того, рассмотренные на начальном этапе нашего исследования теоретические положения позволяют говорить о возможности развития управленческого мышления у будущих менеджеров на занятиях по английскому языку. В нашей работе для решения этого вопроса мы прибегаем к методу педагогического моделирования.

Модель в Педагогическом словаре трактуется как «теоретическая конструкция, отражающая существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощает его авторское понимание; графическое, схематичное или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» [14, с. 43-44]. Мы придерживаемся мнения, согласно которому объектом моделирования становится педагогическая система, способствующая решению конкретной проблемы путем ее внедрения в образовательный процесс [11, с. 184]. В нашем исследовании модель развития управленческого мышления у будущих менеджеров отражает основные черты данного процесса и направлена на его совершенствование на этапе вузовского образования.

Педагогическое моделирование включает в себя этапы (Е.А. Гнатышина [2], Л.В. Львов [10;11]; Н О. Яковлева [22]:

1) постановка задачи;

2) создание модели;

3) ее исследование;

4) перенос знания.

Отметим, что очередной задачей работы является исследование содержание процесса развития управленческого мышления у будущих менеджеров методом моделирования.

Перейдем к этапу разработки (создания) модели и определим теоретико-методологическую основу исследования. На философском уровне основу исследования составляют диалектическая теория познания, учение о противоречии как всеобщем источнике развития, принцип дополнительности Нильса Бора.

Ввиду системности управленческого мышления в частности и процесса его развития в целом мы считаем, что теоретико-методологическую основу исследования на общенаучном уровне может составлять системно-синергетический подход. Представляя собой симбиоз системного и довольно молодого (1980-е гг.) синергети-ческого подхода, системно-синергетиче-ский подход (Жидких Т.М. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Л.В. Львов, Г.Н. Сериков, И.В. Хащанский и др.) постулирует следующие основные положения:

1) изучение объекта с точки зрения системного отражения действительности и межсистемных связей;

2) рассмотрение любых сущностей «на всех уровнях действительности в качестве открытых взаимосвязанных систем, каждая из которых, находясь в процессе постоянного развития и изменения (флуктуации), переживает этапы более хаотичного, динамического и более стабильного, упорядоченного состояния» [8];

3) система обладает характеристиками саморегуляции (самоуправления), самоорганизации и саморазвития;

4) коэволюция элементов системы есть результат двух противоположных процессов (или категорий) спонтанности ее развития и самоуправления;

5) спонтанность как категория данного подхода не только разрушительна, но и созидательна;

6) процесс самоорганизации есть результат «взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости» [4; 6; 10; 11];

7) при резонансном воздействии на систему следует учитывать действенность не силы и интенсивности воздействия, а правильную пространственную организацию влияния. Как справедливо замечает И.Г. Кузина, существуют два механизма саморегуляции системы: адаптационный, который обеспечивает самонастройку и определенную степень ее стабильности в конкретных условиях среды; и бифуркационный, или катастрофический, связанный с переломными моментами ее развития. Зона бифуркации характеризуется принципиальной непредсказуемостью, следовательно, неизвестно, станет ли развитие системы после выбора одного из многих потенциальных путей ее эволюции более упорядоченным или более хаотичным [8].

Выделение системно-синергетиче-ского подхода позволило ученым говорить о системно-синергетическом мышлении - нелинейном мышлении, рассматривающем объекты в развитии и включенными в систему сложных связей. Мы полагаем, что такой характеристический признак относится и к управленческому мышлению.

Применительно к нашему исследованию системно-синергетический подход позволяет рассматривать:

1) процесс обучения и имплицитный процесс развития управленческого мышления как систему, находящуюся в состоянии перманентного движения и саморазвития, с определенными точками бифуркации;

2) системность управленческого мышления;

3) познаваемую действительность как систему, состоящую из множества развивающихся элементов;

4) иностранный язык и иноязычную

речь как систему языковых и речевых

единиц.

Исходя из того, что развитие управленческого мышления - это сложная динамическая система, функционирование которой неосуществимо средствами одной учебной дисциплины, на конкретно-научном уровне исследования мы выделяем трансдисциплинарный подход.

Зависимость качества решения личностью задач от развитости мышления отмечают в своей монографии Н.Н. Туль-кибаева и З.М. Большакова [19]. Понимая управленческое мышление как особый вид мышления, связанный с будущей профессиональной деятельностью менеджеров, мы полагаем, что невозможно решить практическую задачу его развития в рамках одной общекультурной, общепрофессиональной или профессиональной дисциплины, а также отдельно практики [10; 11].

Необходимость трансдисциплинар-ности в высшем образовании (В.Г. Буданов, И.А. Колесникова [5], Л.В. Львов [10; 11], М.С. Мокий, В.С. Мокий и др.) диктуется сложностью изучаемых явлений, постижение которых должно осуществляться с помощью «сложного» мышления. Э. Морен считает, что «основные принципы нового типа мышления определены нелинейной динамикой, фрактальной геометрией, теорией самоорганизации и автопоэзиса в сочетании со способностью ума к «связыванию» разнородной информации» [цит. по: 5]. С учетом анализа требований к деятельности менеджера (изложены в федеральном государственном образовательном [16] и профессиональном стандартах [17]) мы предположили возможность моделирования процесса подготовки к ней на основе трансдисциплинарного подхода.

Потребность в трансдисциплинарном подходе при моделировании профессиональной деятельности менеджера и подготовке к ней состоит в необходимости использования «увеличенного набора инструментов» и «междисциплинарных

ш

0 ф

* ф

1

ф

3

ю

ф

с; Э

0 ф

т

1

ф

ц

CG ГО

с

го

I

го ш о

S

ц ф

ч

о

ш

о ш

л ^

т

го ш о

го

СО

го

X

<

с

моделей» для решения сложных проблемных задач [7].

В рамках нашего исследования трансдисциплинарный подход проявляется в следующих позициях:

1) при учете необходимости развития управленческого мышления, выходя за рамки содержания одной учебной дисциплины;

2) в увеличении и расширении средств обучения за счет содержания и арсенала педагогических средств общепрофессиональных учебных дисциплин;

3) в увеличении полноты, глубины и системности знаний - выстраивании связей между имеющимися знаниями (увеличении мыслительных операций над имеющимися знаниями);

4) в связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, когда для решения профессиональной задачи необходимо интегрировать знания различных учебных дисциплин;

5) при применении знаний, полученных при изучении профильных дисциплин студентами-менеджерами, в частности дисциплины «Иностранный язык»;

6) в трансдисциплинарном содержании заданий (занятий) дисциплины «Иностранный язык». Поскольку развитие управленческого мышления будущего менеджера в нашем исследовании происходит в процессе изучения иностранного (английского) языка, мы считаем обоснованным выбор лингводидактического подхода на мето-дико-технологическом уровне.

Под лингводидактическим подходом (Я.В. Денисова [3], И.А. Зимняя, Л.Ф. Ми-ньяр-Белоручев, Н.М. Шанский и др.) мы понимаем опору в педагогической деятельности на идею о системообразующей позиции языка как общеродового свойства человека, что обусловливает развитие духовности, интеллекта и культурной идентификации обучающегося [3].

В ракурсе данного подхода язык предстает средством межкультурного взаимо-

действия, а с позиции педагогики еще и средством личностного развития студента. Мы разделяем мнение Н.Л. Шибко в том, что методическая формула линг-водидактического подхода - «развитие личности обучаемого через освоение культуры страны изучаемого языка и осмысление родной культуры средствами изучаемого языка» [20, с. 258].

Согласно Е.С. Глазыриной, с позиций лингводидактического подхода язык является:

а) каналом, по которому осуществляется познание;

б) средством, развивающим индивидуальность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) инструментом воспитания необходимых черт личности будущего специалиста;

г) способом передачи опыта и развития умений общаться [1, с. 61].

В нашем исследовании лингводидак-тический подход позволяет:

а) студентам:

- рассматривать иностранный язык как средство коммуникации и средство получения знаний по основному направлению подготовки;

- расширять личный и профессиональный кругозор посредством изучения английского языка;

б) преподавателю - развивать управленческое мышление студентов посредством английского языка.

При разработке модели (рис. 1) мы руководствовались общедидактическими принципами, принципами профессионального обучения, принципами обучения иностранному языку, принципом мониторинга и специфическим дополняющим принципом высшего образования.

Целевой блок, раскрывая назначение модели, подразумевает предполагаемый (планируемый) результат. Блок детерминирует цель модели, которая состоит в развитии управленческого мышления будущих менеджеров.

Социальный заказ

л

Целевой блок

у

С о держательный блок

Организационно-деятельностный блок

Контролирующе результативный блок

О»

ФГОС

ПС

Цель - развитие управленческого мышления будущих _менеджеров_

Содержание дисциплины «Английский язык»

Этапы: знаниевый, деятельностный, поведенческий

Метод: словесный

Формы: традиционные и сти мул ирую щи е мыслительную деятельность практические занятия

Средства: проблемные ситуации, учебно-речевые ситуации

Уровни: Критерии: Показатели:

\ недопустимый, когнитивныи, П1

оперативный, деятельностный, П2

тактическии и личностныи

стратегический Пп

Рисунок 1. Схема профессионально-развивающей модели развития управленческого мышления будущих менеджеров Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров

Данная цель диктуется социальным заказом общества, включающем запросы государства в виде требований вуза и работодателя, которые нормативно зафиксированы в федеральном государственном образовательном стандарте и профессиональных стандартах, а также личные ожидания студента (и его близких) о соответствии данным требованиям.

Остановимся подробнее на понятии «развитие» как ключевом понятии целевого блока данной модели и всего исследования.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова предлагает следующее определение: «развитие - действие по глаголу развивать», где развивать - «дать чему-нибудь разрастись, расшириться, помочь чему-нибудь приобрести силу, большие размеры» [18].

С философской точки зрения, развитие есть «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей» [12; 13].

В психологии развитие толкуется как «закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях» [15, с. 552]. Данное определение выбрано нами в качестве рабочего. Следовательно, под развитием управленческого мышления мы в дальнейшем будем понимать целенаправленное изменение составляющих управленческого мышления во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Целевой блок выполняет следующие функции (табл. 1).

Таблица 1. Функции целевого блока модели развития управленческого мышления

будущих менеджеров

Функция Содержание функции

Системообразующая Позволяет привести в систему все блоки модели, подчиняя их (и весть процесс обучения) единой цели.

Управленческая Позволяет управлять процессом обучения, направляет его к планируемому результату, влияя на выбор форм, средств, методов и критериев оценки развиваемого качества.

Мотивационная Позволяет пробуждать интерес у обучающихся и стимулировать преподавателей на целенаправленное развитие искомого качества.

т

я ш

о ^

го 00 го

X

<

н

Определяя наполнение каждого блока модели, целевой блок влияет, в первую очередь, на содержательный блок, очерчивая направление и границы материала для усвоения будущими менеджерами с целью развития управленческого мышления. Сущностью содержательного блока является наполнение дисциплины «Иностранный язык», развивающее управленческое мышление.

Поскольку содержание дисциплины структурировано по модулям, каждый из которых развивает общекультурные и общепрофессиональные компетенции, содержательный блок модели развития управленческого мышления у будущих менеджеров принимает следующий вид (рис. 2).

Содержание дисциплины «Иностранный

ЯЧЫ1Г»

Структура

Модуль 1 — Модуль 2 — Модуль... — Модуль п

Развиваемые V компетенции

ПК

огне

Рисунок 2. Схема содержательного блока модели развития управленческого мышления

у будущих менеджеров

Как видно из рис. 2, содержание обучения иностранному языку не сводится к передаче знаний, а направлено на развитие компетенций. К развиваемым компетенциям, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), относятся:

а) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

б) способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

в) способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

г) способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4) [16].

Данные компетенции, на наш взгляд, развиваются в равной мере в процессе изучения и построения коммуникации на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» и «Иностранный язык».

Усвоение содержания в процессе обучения происходит при помощи организа-ционно-деятельностного блока, отвечающего за организацию и осуществление деятельности преподавателя и студента. Взаимодействие педагога и обучающихся носит субъект-субъектный характер, сочетая в себе обучение и учение. Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе вуза раскрывается в виде процессуальных характеристик: этапов обучения, форм, методов и средств, соответствующих цели обучения (целевому блоку разработанной модели).

Определимся с терминологическим полем данного блока.

Этап обучения толкуется нами как стадия процесса обучения, которая характеризуется определенным типом обучения.

В теории педагогики под формой понимается способ существования учеб-

но-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания». Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Педагогические средства - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Мы опираемся на теорию смены этапов обучения Л.В. Львова, базирующейся на смене преимущественного (доминирующего) типа обучения (когнитивно ориентированного, личностно деятель-ностного, профессионально развивающего) [11]. Исходя из положений этой теории нами выделяются знаниевый, деятельностный и поведенческий этапы (рис. 3).

В нашем случае смена этапов будет знаменовать собой точки бифуркации в развитии управленческого мышления будущих менеджеров, воздействие преподавателя на которые поможет не только управлять развитием искомого качества, но и осуществлять этот процесс с максимальной эффективностью.

Усвоение наполнения содержательного блока происходит во время аудиторной работы в форме практических занятий: традиционных и стимулирующих мыслительную деятельность. Традиционные занятия по дисциплине «Иностранный язык» отнюдь не характеризуются негативно, а лишь противопоставляются предлагаемым занятиям. Учебные занятия, стимулирующие мыслительную деятельность, имеют те же этапы, что и традиционные (введение нового языкового материала, его отработка, закрепление и контроль усвоения изученного), однако отличаются проблемным изложением материала в проекции на будущую профессиональную деятельность.

ш

0 ф

* ф

1

ф

J

^

ю

ф

с; Э

0 ф

т

1

ф

CG ГО

с

го

I

го m о ü

s Ц

ф

Ч

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Точки бифуркации. Смена этапов (преобладающих типов) обучения созданием неустойчивости и точечного

воздействия на элементы системы, перевода ее на нужный путь развития компонентов мышления

Рисунок 3. Смена этапов обучения при развитии управленческого мышления

у будущих менеджеров

Принимая во внимание тесную взаимообусловленность языка и мышления, можно констатировать то, что доминирующим на всех этапах обучения будет словесный метод.

Организационно-деятельностный блок связан со всеми блоками модели: с целевым (подчиняется единой цели), содержательным (реализуется заявленное содержание), контролирующе-результа-тивным (используются результаты для оперативного педагогического управления развитием управленческого мышления у будущих менеджеров).

Контролирующе-результативный блок отвечает за контроль результатов обучения на каждом этапе. Данный блок объединяет в себе уровни, критерии и показатели развития управленческого мышления будущих менеджеров.

Уровень - степень, характеризующая качество, величину развития чего-ни-

будь [14]. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [14]. Показатель - явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса [14].

Опираясь на принятую в общем менеджменте классификацию уровней управления (В.Л. Полукаров, М.Х. Ме-скон, М. Альберт, Ф. Хедоури и др.), мы выделяем следующие уровни развития управленческого мышления будущих менеджеров: недопустимый, базовый, адекватный, повышенный. Означенные уровни развития управленческого мышления для будущего менеджера должны обеспечивать выполнение им профессиональных функций, следующим образом:

а) при решении оперативных задач (базовый, адекватный, повышенный уровни);

б) при решении тактических задач (базовый, адекватный уровни);

в) при решении стратегических задач (базовый уровень).

В качестве критериев выступают когнитивный, деятельностный и личностный. В каждом критерии выделены показатели (табл. 2).

Таблица 2. Критерии и показатели управленческого мышления будущих менеджеров

Критерий Содержание критерия Показатели

Когнитивный Знания основ исходных значений и анализ понятий менеджмента (общего менеджмента, персонального менеджмента, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента) на английском и русском языке. Полнота и глубина знаний.

Деятельностный Практические умения применять знания основ менеджмента на занятиях по английскому языку и общепрофессиональных дисциплинах в заданном масштабе времени: планирование, организация личной деятельности и взаимодействия в группе, самомотивация, самоконтроль. Скорость и точность действий.

Личностный Качества, необходимые для взаимодействия в преобразовательной деятельности: готовность к взаимодействию в группе, сформированность логических операций, ответственность, решительность, стрессовая устойчивость, минимизация временных потерь. Готовность к взаимодействию в группе, сформи-рованность логических операций, ответственность, решительность, стрессовая устойчивость, минимизация временных потерь.

m

0

ü ф

* ф

1

ф

J

^

ю

ф с; Э

S

е

о ^

0 ф

т

1

ф

ц

CG ГО

с

го

I

го ш о

s ц

ф

ч

о

Функциями данного блока являются:

а) осуществление контроля (преподавателем) и самоконтроля (студентом) уровня развития компонентов управленческого мышления на разных этапах обучения;

б) предоставление результатов для оперативного педагогического управления развитием управленческого мышления, для корректировки (если необходимо);

в) соотнесение полученных результатов с целью, формулировка дальнейших оперативных задач.

На данном этапе мы полагаем, что разработанная модель развития управленческого мышления будущих менеджеров обладает большими педагогическими возможностями. Однако следует

отметить, что наибольшей эффективности реализация модели достигнет в комплексе педагогических условий.

Принимая во внимание вышесказанное, мы приходим к следующим выводам:

1. Управленческое мышление - это когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных теоретических и практических задач в управленческой деятельности.

2. Под развитием управленческого мышления мы в дальнейшем будем понимать целенаправленное изменение составляющих управленческого мышления во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

m

о

CG Л

m

го ш о ü го со ГО

X

<

d

3. Методологической основой моделирования процесса развития управленческого мышления является совокупность системно-синергетического, трансдисциплинарного и лингводидак-тического подходов.

4. Принципы, на которых основывается разработка модели, включают в себя: общедидактические принципы, принципы профессионального обучения, принципы обучения иностранному языку (принцип ситуативности), принцип оперативности управления, специфический дополняющий принцип высшего образования (принцип стимулирования мыслительной деятельности).

5. Разработана модель развития управленческого мышления будущих менеджеров, которая характеризуется тем, что является нормативной и структурно-функциональной; включает целевой, содержательный, организационно-дея-тельностный, контролирующе-резуль-тативный блоки; характеризуется последовательностью этапов (знаниевым, деятельностным, поведенческим); эффективность реализации модели развития управленческого мышления будущего менеджера достигается только в комплексе педагогических условий. Библиографический список:

1. Глазырина Е.С. Лингводидактическая стратегия форсированного введения студентов-регионоведов в профессионально-ориентированный дискурс // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: сборник материалов пятой междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. С. 59-63.

2. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дис. ... д.п.н. - Челябинск, 2008.

3. Денисова Я.В. Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников на основе лингводидактиче-ского подхода: дис. ... к.п.н. - Рн/Д, 2005.

4. Жидких Т.М. Системно-синерге-тический подход как педагогическая проблема [Электронный ресурс]// Ярославский педагогический вестник. - Режим доступа: http:// vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_ psichologiy/33_2/

5. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - №4 (8). -Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/transdistsiplinarnaya-strategiya-issledovaniya-nepreryvnogo-obrazovaniya

6. Краевский В.В. Принципы лич-ностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Элитариум. -Режим доступа: http://www.elitarium. ru/princip-obuchenie-poznanie-celi-znanija-organizacija-soderzhanie-obrazovanija/

7. Крючков В.Н. Физические модели в управленческом консультировании: междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №3. - Режим доступа: http://www.mevriz.ru/ articles/2002/3/1006.html

8. Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. -230 с.

9. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Высш.шк., 1991. - 130

10. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ - 2014. - №2. С. 162-172.

11. Львов Л.В. Проектирование системы профессиональной подготовки на по-липарадигмальной основе: монография. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 512 с.

12. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов и фразеологических выражений. - М.: АСТ, Мир и образование, 2014. - 736 с.

14. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.В. Закировой. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 343 с.

15. Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 800 с.

16. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_194217

17. Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=187770#0

18. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ushakovdictionary.ru/

19. Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики: монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2008. - 162 с.

20. Шибко Н.Л. Личностный аспект современных лингводидактических направлений // Формирование языковой компетенции в процессе профессиональной подготовки специалистов: традиции, новации, опыт внедрения современных технологий обучения: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 24-25 марта 2011 г. / под ред. С. Н. Короткой. - Минск: ВА РБ, 2011. - Т.2. С. 258-261.

21. Щербов А.Д. К вопросу о целях обучения иностранному языку в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. - №2. С. 48-50.

22. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: монография. Челябинск: ЧГИ, 2008. - 279 с.

Поступила 14.12.16

ш

0 ф

* ф

1

ф

J

ю

Об авторах:

Назарова Полина Андреевна, преподаватель кафедры лингвистки и межкультурной коммуникации, ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Львов Леонид Васильевич, доцент кафедры менеджмент, ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, [email protected]

ф с; Э

0 ф

т

1

ф

ц

CG ГО

с

Для цитирования: Назарова П.А., Львов Л.В. Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 139-151. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-139-151

References:

1. Glazyrina E.S. Linguo-didactic strategy of accelerated introduction of students in regional studies in professional discourse // Foreign languages and literature in international

ro

x ro m о ü s

Ф

о

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12

13

14

15

16

17.

18

19.

20

21.

educational space: proceedings of the fifth Intern. scientific.-pract. conf. - Ekaterinburg: Publishing house of the UMTS UPI, 2015. - P. 59-63. [in Russian]

Gnatyshina E.A. Competence based management training teachers of vocational training. Doct, diss. - Chelyabinsk, 2008. [in Russian]

Denisova Ya.V. Spiritual and intellectual education of younger schoolchildren on the basis of the didactic approach. Doct, disss. - Rostov n/D, 2005. [in Russian] Zhidkih T.M. System-synergetic approach as a pedagogical problem // Yaroslavl pedagogical Bulletin. Available at: http://vestnik.yspu.org [in Russian]

Kolesnikova I.A. Transdisciplinary strategy of lifelong education research // Lifelong education: the XXI century. - 2014. -№4 (8). Available at: http://cyberleninka.ru [in Russian] Kraevskij V.V. The principles of student-centered learning // Elitarium. Available at: http:// www.elitarium.ru [in Russian]

Kryuchkov V.N. The physical model in management consulting: an interdisciplinary and transdisciplinary approaches // Management in Russia and abroad. - 2002. - No. 3. Available at: http://www.mevriz.ru [in Russian]

Kuzina I.G. Theory of social work: textbook. - Vladivostok: Publishing house of FESTU, 2006. [in Russian]

Leont'ev A.A. General methodology of teaching foreign languages. - M.: Vyssh.shk., 1991. [in Russian]

Lvov L.V. The educational and professional environment as a set of conditions for increasing the effectiveness of the designed pedagogical system // Vestnik of Chelyabinsk state pedagogical University. 2014. № 2. P. 162-172. [in Russian]

Lvov L.V. Design of training system on multiparadigm basis: monograph. - M.: Izd-vo SGU, 2013. [in Russian]

The newest philosophical dictionary / chief editor and compiler A. A. Gritsanov. - Minsk, 1999. Available at: http://www.e-reading.club [in Russian]

Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Explanatory dictionary of Russian language: 100 000 words and phraseological expressions. - M.: AST, Mir i obrazovanie, 2014. [in Russian] Pedagogical dictionary: a textbook for students of higher educational institutions / Ed. V.I. Zagvjazinskij, A.F. Zakirova. - M.: Akademia, 2008. [in Russian] Psychological dictionary / edited by P.S. Gurevich. - M.: OLMA Media Grupp, 2007. [in Russian]

The order of the Ministry of education of Russia from 12.01.2016 № 7 «On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.03.02 Management (undergraduate level)». Available at: http://www.consultant.ru [in Russian] The order of the Ministry of Labor of Russia from 06.10.2015 691h N «On approval of professional standard «Specialist in management of personnel». Available at: http://kcso18. eps74.ru [in Russian].

Explanatory dictionary of Russian language / ed.by D.N. Ushakov. Available at: http:// ushakovdictionary.ru [in Russian]

Tulkibaeva N.N., Bolshakova Z.M. Pedagogy: the link between science and practice: monograph. - Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical University, 2008. - 162 p. [in Russian]

Shibko N.L. The personal aspect of modern didactic directions // Formation of linguistic competence in the process of professional training: traditions, innovations, experience of introduction of modern technologies of education: materials of Intern. scientific.-method. conf. Minsk, March 24-25, 2011 / ed. by S.N. Korotkaya. - Minsk: VA RB, 2011. - T. 2. P. 258-261. [in Russian]

Scherbov A.D. To the question about the purpose of learning a foreign language in high school // Contemporary higher school: innovative aspect. - 2008. - №2. P. 48-50. [in Russian]

22. Yakovleva N.O. Pedagogical design of innovative educational systems: monograph. -

Chelyabinsk CHI, 2008. - 279 p. [in Russian]

About the authors:

Nazarova Polina Andreevna, Lecturer of the Department of Linguistics and Cross-Cultural Communication, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), p.nazarova@ gmail.com

Lvov Leonid Vasilievich, associate Professor of Department of management, Professor RAE, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, [email protected]

For citation: Nazarova P.A., Lvov L.V. The modeling of the development of managerial thinking of the future managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2016. - Vol. 8. - No. 4. P. 139-151. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-139-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.