Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНИК НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНИК НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ / ОБУЧАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ / НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Галина Анатольевна

Рассмотрено влияние коммуникативных техник на повышение эффективности обучения студентов гуманитарных вузов. Дано описание применения техник активного слушания в качестве методических приемов в процессе аудиторных занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНИК НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

и цикла общих гуманитарных дисциплин в естественно-научное и техническое образование. Таким образом основным средством реализации процесса гуманизации являются современные педагогические технологии, позволяющие усваивать знания, развивать познавательные процессы, коммуникативные способности, формировать этические позиции.

Литература

1. Психология: Словарь / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

2. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

3. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3.

4. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.; Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002.

7. Бунеев Р. Н. Личностно ориентированное образование // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сборник материалов в помощь учителям, администрации школ, студентам педагогических учеб. заведений / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс: РАО, 2003.

8. Азимов Э. Г, Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. СПб.: Питер, 2001.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002.

11. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.]; Под ред. С. А. Смирнова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

УДК 378:159.1

Г. А. Жукова

Влияние коммуникативных техник на эффективность обучающего взаимодействия в процессе подготовки специалистов гуманитарных специальностей

G. А. Zhukova. Influence of communication techniques on the efficiency of learning interaction in the course of training of humanitarian specialists

Рассмотрено влияние коммуникативных техник на повышение эффективности обучения студентов гуманитарных вузов. Да-

The paper deals with the influence of communication techniques on an increase in the efficiency of training of students of liberal

Галина Анатольевна Жукова — преподаватель Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

© Г. А. Жукова, 2010

но описание применения техник активного слушания в качестве методических приемов в процессе аудиторных занятий.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, техника активного слушания, обучающее взаимодействие, рефлексивное слушание, нерефлексивное слушание

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

education institutions. Consideration is given to application of active listening techniques as systematic methods in the course of classroom teaching.

Keywords: communicative skills, active listening skills, learning interaction, reflexive listening, non-reflexive listening

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. А

В современном мире студенту невозможно усвоить нарастающий объем учебной информации при любой организации системы образования. Поэтому акцент с передачи знаний стал переноситься на развитие учебно-познавательной деятельности, формирование навыков самообучения. В связи с этим педагогу необходимы не только знания учебного материала, но и владение методикой обучения, хорошо развитые коммуникативные навыки, среди которых особое место занимают техники активного слушания.

Принято считать, что коммуникативные навыки преподавателя способствуют формированию такого компонента учебно-познавательной деятельности как учебная мотивация. Но современные исследования, в основном, изучают только такие коммуникативные навыки, как умение говорить, а техникам активного слушания посвящено мало публикаций.

На наш взгляд, использование техник активного слушания на лекционных занятиях позволит развить учебно-познавательную деятельность, основанную на создании условий для осознанного восприятия учебной информации и повышении внутренней мотивации учащегося посредством формирования эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности.

Выделяют техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Нерефлексивное слушание поможет создать обстановку, способствующую диалогическому общению, что в целом активизирует внимание студентов. Использование техник нерефлексивного слушания на лекционном занятии предполагает учет обстановки на лекции и дистанции между преподавателем и студентами, а также невербальный контакт. При этом в процессе планирования лекции в зависимости от целей должна быть учтена расстановка столов и стульев.

Факторы невербального общения в значительной степени ответственны за эмоциональный настрой в процессе межличностного взаимодействия, что, в конечном итоге, сказывается на отношении к предмету, поэтому крайне важно, чтобы преподаватель отмечал невербальные послания студентов (выражение интереса, скуки, непонимания и т. д.), реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на студентов.

Выделяют несколько сфер невербального контакта, которым необходимо уделять специальное внимание в ходе беседы: взгляд, мимическая экспрессия, позы и жесты, тон и громкость голоса, комментарии к невербальным посланиям партнера по общению [1].

Что касается такого невербального контакта, как взгляд, то очень важно во время лекции периодически устанавливать контакт «глаза в глаза» с кем-либо из аудитории: не только во время диалога, но и при произнесении монолога. Это позволит создать доверительную обстановку и получить обратную связь (понятно или не понятно; интересно или скучно). Следует помнить, что «о собеседнике,

который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу» [Там же].

Значение мимической экспрессии в обучающем взаимодействии очень велико, поэтому педагогу необходимо следить за своим выражением лица. Лучше всего, если лицо будет выражать доброжелательное внимание, так как это поможет установить контакт с группой. Поскольку выражение лица является одним из основных источников информации, надо постоянно обращать внимание на лица студентов: это позволит получить обратную связь и в случае необходимости скорректировать подачу учебного материала.

Для эффективной коммуникации в процессе обучающего взаимодействия важно контролировать позы и жесты, которыми преподаватель сопровождает свою речь. Выделяют четыре типах движений тела:

• символы, заменяющие слова, например, помахивание рукой, означающее прощание;

• сопровождающие речь демонстрации, которыми делается попытка объяснить то, что говорится;

• регуляторы, дополняющие поток вербального взаимодействия, например, изменение позы, кивание головой и т. п.;

• адаптеры, т. е. движения тела, которые не имеют осознанной целесообразности, однако часто отражают мысли и чувства, например, покусывание губ и др. [Там же].

Правильный выбор позы и жестов способствует установлению психологи-ческо го контакта с группой, поэтому на первых этапах необходимо репетировать лекцию перед зеркалом. В то же время определенная поза студента может говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора, что позволит преподавателю получить обратную связь и облегчит установление контакта.

Тон и громкость голоса помогут активизировать внимание студентов, успокоить их, настроить на рабочий лад, поэтому необходимо отслеживать тон голоса (монотонный, бесчувственный, с измененной модуляцией, строгий, нежный, ласковый, уверенный, слабый, нерешительный, дрожащий, напряженный), темп речи (быстрый, умеренный, медленный), громкость голоса (сильная, умеренная, тихая), а также произношение (отчетливое, невнятное) [Там же].

Умение выдержать паузу также позволит активизировать внимание слушателей. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, однако пауза не должна быть чрезмерной, длительной: для нормальной паузы вполне достаточно 30-40 секунд.

Рефлексивное слушание, по сравнению с нерефлексивным, помогает добиться гораздо большей точности восприятия учебного материала, поскольку постоянно корректирует понимание с учетом поправок собеседника. В обучающем взаимодействии при помощи техник рефлексивного слушания преподаватель создает ситуацию, провоцирующую студентов на обратную связь, тем самым проверяя правильность понимания учебного материала, задавая нужное направление ответам студентов, мотивируя их активность.

В учебном процессе, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие рефлексивные техники активного слушания: непонимание, отражение, перефразирование. резюмирование, пояснение.

Использование в лекции техники непонимания позволяет создать проблему, которая будет решена совместно со студентами в процессе лекции, что позволит вызвать познавательный интерес, скорректировать ответы студентов. При этом следует помнить, что нужно не только выразить свое непонимание фразой «Я не понимаю, что вы имеете в виду», но и терпеливо ждать более точного ответа, не перебивая студента, не высказывая раздражения или неудовольствия.

Отражение — это повторение слов или фраз собеседника. Обычно оно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями. Как методический прием отражение уместно, когда студент дает ответ (правильный или неправильный), а преподаватель дословно повторяет его, при этом заостряя внимание на ошибках неверного ответа или выделяя ключевые моменты верного. Можно использовать отражение последних слов фразы, когда студент сделает паузу в процессе ответа, что поможет ему собраться с мыслями и продолжить свой ответ. Данная техника особенно эффективна в процессе семинарских и практических занятий, но также может быть использована на лекциях во время ответов студентов на активизирующие внимание вопросы.

Перефразирование может быть использовано как повторение другими словами содержания того, что только что высказал преподаватель. И. К. Шац выделяет следующие принципы, которые необходимо соблюдать, используя технику перефразирования:

• перефразирование должно быть кратким;

• перефразирование должно ограничиваться теми вещами, которые, с точки зрениям специалиста, являются существенными;

• перефразирование должно по возможности концентрироваться на основном содержании высказывания [Там же].

Использование преподавателем данной техники в качестве методического приема позволит разъяснить наиболее сложные понятия, помочь студентам грамотно высказать свои мысли, перефразировав его ответ. В процессе обучающего взаимодействия данная техника должна использоваться не только преподавателем, но и студентами. Для этого преподаватель должен обучить студентов этой технике и периодически создавать ситуации, провоцирующие их к ее использованию. Применение техники перефразирования позволит преподавателю проверить, насколько материал понят студентами, чтобы иметь возможность его откорректировать при недопонимании.

Резюмирование позволяет подвести итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Оно может осуществляться как самим преподавателем, так и студентами в устной или письменной форме. В процессе представления учебного материала резюмирование может завершать изложение отдельных вопросов или темы в целом.

На наш взгляд, не имеет смысла конспектировать дословно все, что говорит на лекции преподаватель, поскольку, во-первых, на это уходит много времени, а во-вторых, часть информации может быть либо уже известна студентам, либо, наоборот, не может быть понята, так как для этого нет соответствующей базы. Лекция — это гипертекст, который будет осознанно усвоен студентами только при условии, если они ознакомятся с материалом, в контексте которого этот гипертекст

составлен. Дословно следует записывать только резюме по отдельным вопросам лекции и общий вывод, что позволит создать канву будущего содержания лекции и существенно облегчит подготовку к ответу на экзамене. Письменное резюмирование студентами лекции может быть использовано для оценки правильного понимания лекционного материала, чтобы при необходимости своевременно исправить ситуацию.

Техника пояснения может применяться тогда, когда слушающие не поняли, о чем идет речь. Данная техника может использоваться в том случае, если студенты, не смотря на предыдущие техники активного слушания, не поняли материал. Задача преподавателя заключается в том, чтобы приучить студентов при необходимости использовать данный коммуникативный навык.

Основные техники, направленные на понимание рационального компонента сообщения, можно расположить следующим образом в порядке возрастания их силы: пауза, подбадривание (номинальная поддержка), непонимание, отражение, перефразирование, резюмирование, пояснение [2].

Использование различных типов вопросов способствует поддержанию диалогового стиля построения лекции, способствует познавательной активности. Техника постановки вопросов направлена на уточнение смысла отдельных высказываний партнера с помощью вопросительных слов «когда?», «где?», «кто?», «что?», «почему?» и предусматривает использование следующих типов вопросов.

Закрытые вопросы предполагают ответы «да», «нет» или однозначный ответ, например, «Вы принесли документы?», «Сколько человек сегодня присутствует на тренинге?». Данный тип вопросов ограничивает свободу высказываний собеседника и направлен на получение или проверку конкретной информации. Закрытые вопросы обычно содержат слова «есть», «является», «не так ли».

На открытые вопросы даются развернутые ответы. Данный тип вопросов направлен на поддержание коммуникации, сбор информации, прояснение ситуации. При этом вопросы содержат вопросительные слова «что?», «как?», «каким образом?», «как вы считаете?».

Косвенные вопросы являются разновидностью открытых вопросов, но задаются они утвердительным предложением. Такая форма вопроса более располагает и способствует самовыражению, например, «Подумай, как можно по-другому преодолеть эту ситуацию», «Расскажи, что ты можешь сделать еще, если переговоры не увенчаются успехом», «Мне было бы интересно узнать твое мнение по этому поводу», «Мне хотелось бы знать, что ты собираешься делать, чтобы твой отдел закончил проект в срок».

Альтернативные вопросы — это вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов, например, «Мы выслушаем Игоря, а потом вернемся к дискуссии, или мы закончим ее, а потом дадим слово Игорю?». Более эффективным является использование открытых вопросов, позволяющих получить более подробный ответ. При выяснении могут быть использованы следующие речевые шаблоны: «Пожалуйста, уточните...», «Как долго продолжается эта ситуация?», «Что вы можете сделать для изменения этой ситуации?», «Расскажите поподробнее о...» [Там же]. Этот методический прием позволит активизировать внимание, приводит к более осознанному восприятию информации.

Использование техник активного слушания в качестве методических приемов на аудиторных занятиях предполагает диалоговый стиль обучающего взаимодействия, формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности. Нами была исследована взаимосвязь использования техник ак-

тивного слушания, развивающих учебно-познавательную деятельность, особенно такой ее аспект как внутренняя мотивация, и академической успеваемости студентов очной формы обучения. В ходе эксперимента, который осуществлялся на базе Санкт-Петербургской академии управления и экономики, в течение одного семестра проводились аудиторные занятия с использованием техник активного слушания. В эксперименте принимали участие две группы студентов 1 курса направления «Туризм»: экспериментальная (12 человек) и контрольная (10 человек).

В качестве основного метода исследования при сравнении контрольной и экспериментальной групп было использовано тестирование промежуточного (рубежный контроль) и конечного уровней знаний студентов (промежуточная аттестация) с помощью тестов с четырьмя альтернативными вариантами ответов. Знания рассматривались как конкретные содержательные единицы (понятия, факты, даты, персоналии), а уровень их измерялся количеством правильных ответов на вопросы теста. С помощью одного тестового задания проверяли знание одной дидактической единицы курса на уровне узнавания.

Начальный уровень в обеих группах был принят за «0». Первое измерение было проведено в рамках рубежного контроля после 21 часа занятий по дисциплине «Психология», в результате чего определен прирост знаний (прирост 1). На втором этапе после завершения изучения материала в течение 51 часа были произведены измерения конечного уровня знаний (промежуточная аттестация), т. е. определен показатель «прирост 2». После обработки результатов были получены индивидуальные и средние по группам значения промежуточного (прирост 1) и конечного уровней знаний (прирост 2). Полученные данные позволяют сделать вывод о более значимом приращении знаний у студентов экспериментальной группы, что объясняется большей эффективностью занятий, проводившихся с использованием техник активного слушания.

Кроме того, было проведено исследование учебной мотивации посредством методики Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» [3]. Данная методика исследует мотивацию обучения в вузе по трем шкалам: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Результаты исследования показали, что на начальном этапе обучения (в начале семестра) основным мотивом в обеих группах был мотив получения диплома. В конце семестра в экспериментальной группе увеличилось число студентов с мотивом «приобретение знаний» за счет мотива «получение диплома». По шкале «овладение профессией» существенных изменений не произошло.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Использование техник активного слушании на аудиторных занятиях в качестве методических приемов в целом повышает прирост знаний, а также уровень учебной мотивации. Дальнейшую работу по исследованию эффективности использования техник активного слушания на лекционных занятий необходимо проводить в направлении определения их влияния на развитие познавательной потребности коммуникативной компетентности студентов.

Литература

1. Шац И. К. Коммуникативные навыки в психологическом консультировании. СПб., 2009.

2. Раннала Н. В., Сытько Т. И. Коммуникативный тренинг: [Электронный ресурс]. СПб.: изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.