ВЛИЯНИЕ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ Пожималин В.Н.1, Кожина В.А.2
1Пож~ималин Вячеслав Николаевич - доцент, кафедра физической подготовки и спорта, 2Кожина Валерия Александровна - студент, кафедра экономики и менеджмента, организации производственной деятельности и трудовой адаптации
осужденных, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания, г. Рязань
Аннотация: предметом статьи выступают теоретические аспекты командных видов спорта. Рассматривается влияние командных видов спорта на личность в разных сферах жизни: познавательная деятельность, нравственное воспитание, коммуникативный процесс и т. д. Отсутствие спорта в жизни студентов негативно сказывается на их самочувствии: как физическом, так и психоэмоциональным, что мешает комплексному развитию их личности. Таким образом, проблема взаимосвязи спортивной деятельности и личностной зрелости студентов актуальна в настоящее время.
Ключевые слова: зрелость личности, командные виды спорта, эмоциональная устойчивость, механизмы влияния, мотивация, физическое воспитание, спортивные ценности, виды человеческой деятельности, здоровье.
УДК 796.08
Физическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры. Физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно-этическое воспитание. Спорт вырабатывает уверенность в себе и своих силах. Влияние физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.
Студенчество - период активного формирования личности, поиска своего места в мире и определения жизненных приоритетов. В этот период особую актуальность приобретает вопрос становления личностной зрелости, которая предполагает наличие у человека определенных качеств, позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол и другие, предоставляют студентам уникальную возможность не только укрепить физическое здоровье, но и развить важные личностные качества, способствующие становлению зрелой личности.
Феномен зрелости личности в психологии спорта остается весьма многозначным, ёмким и малоизученным. Согласно модулярному подходу к категории зрелости она рассматривается как наличие у индивида различных модулей (социальная, эмоциональная, интеллектуальная, нравственная зрелость) психической организации. Зрелость описывается в рамках главенствующей или предпочитаемой теории личности, с точки зрения различных подходов к строению, изучению и пониманию личности. Взрослость и зрелость не тождественные понятия. Достижение психическими образованиями наивысшего значения, обеспечивающего личностный рост и наивысшие уровни развития, - наиболее важный аспект зрелости человека, мало зависящий от его биологических свойств [4].
Формирование данных индикаторов в существенной мере протекает по мере включения в спортивную деятельность, отличающуюся определенными социальными отношениями, представляющую микромодель общества, включающую индивида в определенные общности и организации.
Понятие «индикаторы» можно заменить термином «ключевые аспекты личностной зрелости», формируемые в командных видах спорта. Среди них:
• Социальная адаптация. Командные виды спорта способствуют развитию навыков эффективного взаимодействия в группе. Студенты учатся сотрудничать, доверять друг другу, решать конфликты и принимать решения в коллективе;
• Эмоциональная устойчивость. Соревнования и игры учат студентов контролировать эмоции, справляться со стрессом и принимать решения в условиях давления. Это способствует развитию эмоциональной устойчивости и умения сохранять спокойствие в сложных ситуациях;
• Ответственность. Участие в команде предполагает принятие ответственности не только за себя, но и за результат всей команды. Студенты учатся выполнять свои обязанности, соблюдать правила и уважать решения тренера и товарищей по команде;
• Целеустремленность. Спортивные цели и стремление к победе учат студентов ставить перед собой задачи, преодолевать трудности и настойчиво двигаться к достижению желаемого результата;
• Лидерские качества. В команде у студентов есть возможность проявить лидерские качества, научиться мотивировать других, принимать решения и брать на себя ответственность за результат. [3]
Командные виды спорта положительно воздействуют на личность студента посредством механизмов влияния. Можно выделить следующие механизмы влияния:
> Модель поведения: педагог и опытные игроки выступают в качестве ролевых моделей, демонстрируя студентам примеры ответственного поведения, целеустремленности и спортивного мастерства;
> Социальное одобрение: успехи в спорте и признание команды способствуют повышению самооценки и уверенности в себе;
> Соревновательный опыт: участие в соревнованиях учит студентов справляться со стрессом, принимать решения в сложных ситуациях и извлекать уроки из поражений [2].
Для подтверждения вышесказанных мыслей можно привести несколько примеров:
✓ Исследования показывают, что студенты, занимающиеся командными видами спорта, обладают более высоким уровнем социальной адаптации, эмоциональной устойчивости и лидерских качеств по сравнению со студентами, не участвующими в спортивной деятельности.
✓ Примером успешного влияния командных видов спорта на становление личности могут служить биографии известных спортсменов, которые достигли успеха не только в спорте, но и в других сферах жизни.
Также важно отметить, что без соответствующей помощи и мотивации со стороны ВУЗа студентам будет трудно добиться положительных результатов самостоятельно. Поэтому необходимо:
• Поощрение участия студентов в спортивной деятельности. Университеты и колледжи должны создавать условия для развития студенческого спорта, организовывать соревнования и предоставлять доступ к спортивным объектам;
• Интеграция спортивных ценностей в образовательный процесс. Внедрение в учебные программы элементов спортивной этики и психологии спорта может способствовать формированию у студентов важных личностных качеств;
• Сотрудничество с профессиональными спортивными организациями. Сотрудничество с профессиональными спортивными клубами и федерациями может способствовать популяризации спорта среди студентов и повышению уровня спортивного мастерства [5].
Наиболее ярким процессом в педагогической деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс физического воспитания [1].
Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе.
Это объясняется целым рядом причин:
1. Единство цели всех видов воспитания;
2. Диалектика самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом;
3. Наличие общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.
В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д.
Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.
Влияние командных видов спорта на становление личности студента можно проследить на примере здоровья студентов разных групп. Студенты первой группы регулярно принимали участие в коллективных играх, в отличие от студентов второй группы. В процессе наблюдения в выбранный период времени было отмечено развитие личностных качеств студентов.
Командные виды спорта оказывают существенное влияние на становление личностной зрелости студенческой молодёжи. Участие в спортивных играх способствует развитию социальных навыков, эмоциональной устойчивости, ответственности, целеустремленности и лидерских качеств, что является основой для успешной адаптации в современном обществе.
Список литературы
1. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Морозова О.В. Педагогическая оценка применения
командных видов спорта на занятиях физической культурой в различных медицинских группах
студентов / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.В. Ермолина, О.В. Морозова // Ученые записки
университета им. П.Ф. Лесгафта, 2023. №8 (222). С. 129 - 134.
2. Ермакова Е.Г. Роль командной игры в формировании важных качеств студента на занятиях физической культуры / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. №1 (52). С. 119 - 121.
3. Ермакова Е.Г. Формирование позитивной самооценки студента посредством участия в командных видах спорта / Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. №4 (43). С. 53 - 56.
4. Иванова М.М., Попова О.А., Смокотнина И.М., Бугунов М.Д. Психологическая подготовка игроков командных видов спорта к студенческим соревнованиям / М.М. Иванова, О.А. Попова, И.М. Смокотнина, М.Д. Бугунов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2022. №4. С. 73 - 79.
5. Кондрашкина О.А., Кажарская О.Н., Медведева С.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта / О.А. Кондрашкина, О.Н. Кажарская, С.А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №1 (8). С. 1 - 8.