Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зрелость личности / командные виды спорта / эмоциональная устойчивость / механизмы влияния / мотивация / физическое воспитание / спортивные ценности / виды человеческой деятельности / здоровье.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожималин Вячеслав Николаевич, Кожина Валерия Александровна

предметом статьи выступают теоретические аспекты командных видов спорта. Рассматривается влияние командных видов спорта на личность в разных сферах жизни: познавательная деятельность, нравственное воспитание, коммуникативный процесс и т. д. Отсутствие спорта в жизни студентов негативно сказывается на их самочувствии: как физическом, так и психоэмоциональным, что мешает комплексному развитию их личности. Таким образом, проблема взаимосвязи спортивной деятельности и личностной зрелости студентов актуальна в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожималин Вячеслав Николаевич, Кожина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ Пожималин В.Н.1, Кожина В.А.2

1Пож~ималин Вячеслав Николаевич - доцент, кафедра физической подготовки и спорта, 2Кожина Валерия Александровна - студент, кафедра экономики и менеджмента, организации производственной деятельности и трудовой адаптации

осужденных, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания, г. Рязань

Аннотация: предметом статьи выступают теоретические аспекты командных видов спорта. Рассматривается влияние командных видов спорта на личность в разных сферах жизни: познавательная деятельность, нравственное воспитание, коммуникативный процесс и т. д. Отсутствие спорта в жизни студентов негативно сказывается на их самочувствии: как физическом, так и психоэмоциональным, что мешает комплексному развитию их личности. Таким образом, проблема взаимосвязи спортивной деятельности и личностной зрелости студентов актуальна в настоящее время.

Ключевые слова: зрелость личности, командные виды спорта, эмоциональная устойчивость, механизмы влияния, мотивация, физическое воспитание, спортивные ценности, виды человеческой деятельности, здоровье.

УДК 796.08

Физическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры. Физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно-этическое воспитание. Спорт вырабатывает уверенность в себе и своих силах. Влияние физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Студенчество - период активного формирования личности, поиска своего места в мире и определения жизненных приоритетов. В этот период особую актуальность приобретает вопрос становления личностной зрелости, которая предполагает наличие у человека определенных качеств, позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол и другие, предоставляют студентам уникальную возможность не только укрепить физическое здоровье, но и развить важные личностные качества, способствующие становлению зрелой личности.

Феномен зрелости личности в психологии спорта остается весьма многозначным, ёмким и малоизученным. Согласно модулярному подходу к категории зрелости она рассматривается как наличие у индивида различных модулей (социальная, эмоциональная, интеллектуальная, нравственная зрелость) психической организации. Зрелость описывается в рамках главенствующей или предпочитаемой теории личности, с точки зрения различных подходов к строению, изучению и пониманию личности. Взрослость и зрелость не тождественные понятия. Достижение психическими образованиями наивысшего значения, обеспечивающего личностный рост и наивысшие уровни развития, - наиболее важный аспект зрелости человека, мало зависящий от его биологических свойств [4].

Формирование данных индикаторов в существенной мере протекает по мере включения в спортивную деятельность, отличающуюся определенными социальными отношениями, представляющую микромодель общества, включающую индивида в определенные общности и организации.

Понятие «индикаторы» можно заменить термином «ключевые аспекты личностной зрелости», формируемые в командных видах спорта. Среди них:

• Социальная адаптация. Командные виды спорта способствуют развитию навыков эффективного взаимодействия в группе. Студенты учатся сотрудничать, доверять друг другу, решать конфликты и принимать решения в коллективе;

• Эмоциональная устойчивость. Соревнования и игры учат студентов контролировать эмоции, справляться со стрессом и принимать решения в условиях давления. Это способствует развитию эмоциональной устойчивости и умения сохранять спокойствие в сложных ситуациях;

• Ответственность. Участие в команде предполагает принятие ответственности не только за себя, но и за результат всей команды. Студенты учатся выполнять свои обязанности, соблюдать правила и уважать решения тренера и товарищей по команде;

• Целеустремленность. Спортивные цели и стремление к победе учат студентов ставить перед собой задачи, преодолевать трудности и настойчиво двигаться к достижению желаемого результата;

• Лидерские качества. В команде у студентов есть возможность проявить лидерские качества, научиться мотивировать других, принимать решения и брать на себя ответственность за результат. [3]

Командные виды спорта положительно воздействуют на личность студента посредством механизмов влияния. Можно выделить следующие механизмы влияния:

> Модель поведения: педагог и опытные игроки выступают в качестве ролевых моделей, демонстрируя студентам примеры ответственного поведения, целеустремленности и спортивного мастерства;

> Социальное одобрение: успехи в спорте и признание команды способствуют повышению самооценки и уверенности в себе;

> Соревновательный опыт: участие в соревнованиях учит студентов справляться со стрессом, принимать решения в сложных ситуациях и извлекать уроки из поражений [2].

Для подтверждения вышесказанных мыслей можно привести несколько примеров:

✓ Исследования показывают, что студенты, занимающиеся командными видами спорта, обладают более высоким уровнем социальной адаптации, эмоциональной устойчивости и лидерских качеств по сравнению со студентами, не участвующими в спортивной деятельности.

✓ Примером успешного влияния командных видов спорта на становление личности могут служить биографии известных спортсменов, которые достигли успеха не только в спорте, но и в других сферах жизни.

Также важно отметить, что без соответствующей помощи и мотивации со стороны ВУЗа студентам будет трудно добиться положительных результатов самостоятельно. Поэтому необходимо:

• Поощрение участия студентов в спортивной деятельности. Университеты и колледжи должны создавать условия для развития студенческого спорта, организовывать соревнования и предоставлять доступ к спортивным объектам;

• Интеграция спортивных ценностей в образовательный процесс. Внедрение в учебные программы элементов спортивной этики и психологии спорта может способствовать формированию у студентов важных личностных качеств;

• Сотрудничество с профессиональными спортивными организациями. Сотрудничество с профессиональными спортивными клубами и федерациями может способствовать популяризации спорта среди студентов и повышению уровня спортивного мастерства [5].

Наиболее ярким процессом в педагогической деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс физического воспитания [1].

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе.

Это объясняется целым рядом причин:

1. Единство цели всех видов воспитания;

2. Диалектика самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом;

3. Наличие общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д.

Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

Влияние командных видов спорта на становление личности студента можно проследить на примере здоровья студентов разных групп. Студенты первой группы регулярно принимали участие в коллективных играх, в отличие от студентов второй группы. В процессе наблюдения в выбранный период времени было отмечено развитие личностных качеств студентов.

Командные виды спорта оказывают существенное влияние на становление личностной зрелости студенческой молодёжи. Участие в спортивных играх способствует развитию социальных навыков, эмоциональной устойчивости, ответственности, целеустремленности и лидерских качеств, что является основой для успешной адаптации в современном обществе.

Список литературы

1. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Морозова О.В. Педагогическая оценка применения

командных видов спорта на занятиях физической культурой в различных медицинских группах

студентов / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.В. Ермолина, О.В. Морозова // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта, 2023. №8 (222). С. 129 - 134.

2. Ермакова Е.Г. Роль командной игры в формировании важных качеств студента на занятиях физической культуры / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. №1 (52). С. 119 - 121.

3. Ермакова Е.Г. Формирование позитивной самооценки студента посредством участия в командных видах спорта / Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. №4 (43). С. 53 - 56.

4. Иванова М.М., Попова О.А., Смокотнина И.М., Бугунов М.Д. Психологическая подготовка игроков командных видов спорта к студенческим соревнованиям / М.М. Иванова, О.А. Попова, И.М. Смокотнина, М.Д. Бугунов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2022. №4. С. 73 - 79.

5. Кондрашкина О.А., Кажарская О.Н., Медведева С.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта / О.А. Кондрашкина, О.Н. Кажарская, С.А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №1 (8). С. 1 - 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.