РОЛЬ КОМАНДНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.Г. Ермакова, старший преподаватель
Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1054
Аннотация. В статье рассматриваются роль, основные цели, задачи командной игры на занятиях физической культурой. Дано определение командной игры, описывается влияние игр на формирование и совершенствование главных физических и духовных качеств личности студента. Также повествуется в целом о положительном влиянии физической культуры с элементами игры. Представлен перечень примерных командных игровых упражнений на свежем воздухе и в спортивном зале, используемых в рамках занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова: командная игра, физическая культура, физические и духовные качества, студент.
На сегодняшний день главная проблема у молодых людей общение в коллективе, проявление своих качеств на начальном этапе обучения в новом и не знакомом кругу сверстников. Занятия физической культурой являются отличной формой реализации своих эмоций, человеческих и физических качеств. В программу вузов по физической культуре входит раздел спортивные и командные игры.
Командные игры - это увлекательные, активные командные соревнования, которые помогают раскрыть потенциал каждого студента, позволяют им почувствовать себя важным командным звеном, сблизить участников команд между собой. Целью статьи является выявление значимости командных игр в формировании важных физических и духовных качеств в жизни студента, а также дальнейшее приобщение учащихся к активному участию в командных играх на занятиях физической культурой.
Командные игры могут предусматривать выполнение главной роли одного из игроков, когда другие участники помогают ему морально или физически, всячески подбадривая, тем самым способствуя его мотивации, что тоже весьма важно, но в большинстве случаев необходимо одновременное участие всех членов команды. Члены команды ставят перед собой общую
цель, принимают стратегические решения, общаются, решают конфликты и проблемы, дабы ничего не мешало игрокам в ходе игры. Чтобы достигнуть своих целей, им необходимы доверительные отношения друг с другом, но даже если это не так, игроки должны абстрагироваться от проблем вне их игры и добиться общими командными усилиями своих поставленных задач. Игра - это всегда участники, вовлеченные в команду. Она занимает важное место в воспитании дисциплины, чувства коллективизма, выдержки, целеустремленности, соблюдении правил, справедливости, объективности, стойкости характера, самоконтроля, несёт с собой получение удовольствия от побед, физической активности, радость взаимодействия. Физическая культура личности - это совокупность свойств, которые человек приобретает в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на совершенствование своей физической природы и ведение здорового образа жизни. Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Физическая культура развивает физические способности, обучает самостоятельности, самосовершенствованию и самоконтролю. Очень
важно иметь положительное отношение к физкультуре, желание регулярно заниматься спортом, находиться в движении, формировать здоровый образ жизни и совершенствовать своё физическое состояние, поэтому необходимо постоянно поддерживать физкультурный режим студента, чтобы развить в нём любовь к спорту. Соревновательный метод в свою очередь повышает интерес учащихся, способствует лучшему выполнению заданий, повышению результатов. И всё-таки, самым важным в игре является процесс, а не победа, ведь кто победит - дело случая, а участие даёт особый опыт участия в команде, взаимодействия с участниками, приобретение значимых в жизни качеств личности. Важнейшая роль командных соревновательных игр в том, чтобы воспитывать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то и чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества. В ходе игры также можно проявить свои лидерские качества, организаторские способности, самостоятельность, что в дальнейшем поможет проявлять себя в коллективе не только в играх, но и в других видах деятельности. Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к тому, чтобы прислушиваться к интересам всего коллектива, что помогает вырабатывать в
них полезные качества личности, например, адаптивность, бесконфликтность, воспитанность и многие другие. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, помогает поверить в свои силы, развивает решительность в принятии действий [1]. У каждого человека есть потребности. Потребности - это то, в чем нуждается человек, то, что ему необходимо для удовлетворения. Потребность студента может быть: в движении, проведении времени с товарищами, в играх, отдыхе, в самоутверждении. Всё это можно получить, участвуя в активной деятельности командных игр. Если в игре участвуют студенты, которые мало знакомы друг с другом, она поможет им лучше узнать друг друга, сплотиться, раскрепостить застенчивых и включить в активную деятельность. Двигательный режим учащихся заметно сокращается во время учебы, так как большое количество времени они проводят в университете, сидя на одном месте, а вечером делают домашние задания, остается мало времени на активную деятельность, поэтому хорошим средством для поддержания физической активности учащихся являются занятия физической культуры и игровая деятельность. Примерный перечень командных игровых упражнений, используемых на занятиях физической культуры представлен в таблице 1.
Таблица 1. Перечень командных игровых упражнений, используемых на занятиях физической культуры_
Описание упражнений_
ЭСТАФЕТА С ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ
В игре принимают участие 2-4 команды по 4-10 лыжников. Команды строятся в колонны по одному, по сигналу преподавателя от каждой команды стартует только один лыжник, пройдя один круг до флажка, он передаёт эстафету следующему участнику своей команды,
и так до тех пор, пока все участники не пройдут свои этапы._
«ГОНКА С ВЫБЫВАНИЕМ»
По сигналу преподавателя одновременно от каждой команды стартует по 1 -2 лыжника. После каждого круга лыжник, оказавшийся на данный момент последним, выбывает из игры. Так, при 6 стартовавших лыжниках после первого круга продолжают гонку 5, после второго 4 и т.д. Вариант игры: в гонке может участвовать и больше лыжников, но, чтобы число пробегаемых кругов не стало чрезмерно большим, можно установить, что после каждого круга выбывало 2 гонщика, оказавшиеся последними. Побеждает команда, участники
которой большее количество раз выигрывали в гонках._
«ВСТРЕЧНЫЕ СТАРТЫ»
Участники команд располагаются за противоположными линиями в шеренгах по одному с интервалом 3 шага (через одну лыжню), для того, чтобы при встречном движении не было столкновений. По сигналу руководителя игроки команд устремляются вперёд и стараются как можно быстрее занять исходное положение за линией противоположной команды. Выигрывает команда, игроки которой раньше
успели занять исходное положение соперника, расстояние 70-100м одна от другой_
«СТАРТЫ С ПРЕСЛЕДОВАНИЯМИ»
По сигналу преподавателя со стартовых отметок четверо участников начинают гонку и каждый стремится как можно быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Лыжник, которого настигли, выбывает из игры. Далее гонку продолжают 3 учащихся. Игра заканчивается, когда на лыжне остаётся один лыжник. Вариант игры: как только один из четырёх лыжников догонит бегущего впереди товарища, даётся сигнал, и гонка заканчивается. Выигрывает команда, участники которой большее количество раз выигрывали старт с преследованием_
Целью физической культуры является формирование высокого уровня физических и духовных качеств личности студента, а также достижения им высоких спортивных результатов. Физкультурные занятия положительно влияют на здоровье: на опорно-двигательный аппарат, нервную систему, органы дыхания, иммунитет, положительное отношение к жизни. Помимо физической активности, улучшения деятельности организма, увеличения работоспособности и укрепления здоровья, игры помогают отвлечься от умственных нагрузок, взбодриться, зарядиться хорошим настроением.
Таким образом, можно сделать вывод, что главными целями командных игр на занятиях физической культурой является формирование чувства коллективизма, воспитание дисциплины, целеустремлен-
качеств. Командные игры формируют в студентах такие важные качества личности, как самоконтроль, нравственные, эстетические качества, смелость, волю, инициативность, стойкость характера, позволяют проявлять лидерские качества, чувства справедливости и товарищества. Кроме того, занятия физической культурой формируют человека как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры, улучшают здоровье, а участие в командных играх позволяют отвлечься от умственных нагрузок, зарядиться хорошим настроением и улучшить отношения с товарищами. Занимаясь физической культурой человек учится регулировать зрительные, осязательные, мы-шечно-двигательные действия, вестибулярные ощущения и восприятие, развивается мышление, память, воля.
ности и многих других положительных
Библиографический список
1. Бурмистров А.М., Хлыстов А.В. Значение командных игр для направленного развития общепрофессиональных компетенций студентов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/12/03/znachenie-komandnyh-igr-dlya-napravlennogo-razvitiya
1. Канавцева Н.Г. Подвижные игры (картотека). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/podvizhnyie-ighry-kartotieka.html
3. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: учебное пособие. — СПб., 2011.
THE ROLE OF TEAM PLAY IN THE FORMATION OF IMPORTANT QUALITIES OF A STUDENT IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
E.G. Ermakova, Senior Lecturer
Perm State Agro-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)
Abstract. The article discusses the role, main goals, and tasks of team play in physical education classes. The definition of team play is given, the influence of games on the formation and improvement of the main physical and spiritual qualities of the student's personality is described. It also tells in general about the positive impact of physical culture with elements of the game. The list of approximate team game exercises in the fresh air and in the gym, used in the framework of physical culture and sports, is presented.
Keywords: team game, physical culture, physical and spiritual qualities, student.