Научная статья на тему 'Влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов'

Влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
680
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА / ПАРАМЕТРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / НАГРУЗКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLIMATIC CONDITIONS / ORGANIZM ADAPTATION / PARAMETERS / PHYSICAL CONDITION / LOADS / SANITARY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Московченко О. Н., Санина Л. А., Дашкова А. К.

В статье рассмотрено влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов. Экспериментальный материал позволил авторам констатировать, что уровень физического состояния первокурсников различных вузов Красноярска коррелирует с расположением вуза в экологическом районе города. Проблема имеет социальную значимость для субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Московченко О. Н., Санина Л. А., Дашкова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIMATIC CONDITIONS INFLUENCE ON THE ADAPTIVE ABILITIES AND PHYSICAL LOADS ON THE STUDENTS

Climatic conditions influence on the adaptive abilities and physical loads on the students is considered in the article. The experimental material allowed the authors to establish that the level of the physical conditions of the first year students from different high schools in Krasnoyarsk interconnects with a high school location in the ecological district of the city. The problem has social value for the subjects of the educational process in the high educational institutions.

Текст научной работы на тему «Влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов»

Литература

1. Сервисная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе / А.А. Бутенко, О.С. Воронцова, С.В. Дементьева [и др.]. - Томск, 2004.

2. Гусев, Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Сала-щенко. - М.: Дашков и К, 2005.

3. Черник, Б.П. Парадигма формирования выставочной культуры / Б.П. Черник // Философия образования. - 2003. - Вып.6. - С. 219.

4. Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б.П. Черник. - Новосибирск, 2001.

'--------♦-----------

УДК 502+612 О.Н. Московченко, Л.А. Санина, А.К. Дашкова

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрено влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов. Экспериментальный материал позволил авторам констатировать, что уровень физического состояния первокурсников различных вузов Красноярска коррелирует с расположением вуза в экологическом районе города.

Проблема имеет социальную значимость для субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: климатические условия, адаптация организма, параметры, физическое состояние, нагрузки, оздоровительные технологии.

O.N. Moskovchenko, L.A. Sanina, A.K. Dashkova

CLIMATIC CONDITIONS INFLUENCE ON THE ADAPTIVE ABILITIES AND PHYSICAL LOADS ON THE STUDENTS

Climatic conditions influence on the adaptive abilities and physical loads on the students is considered in the article. The experimental material allowed the authors to establish that the level of the physical conditions of the first year students from different high schools in Krasnoyarsk interconnects with a high school location in the ecological district of the city. The problem has social value for the subjects of the educational process in the high educational institutions.

Key words: climatic conditions, organizm adaptation, parameters, physical condition, loads, sanitary technologies.

Введение. Организм человека адаптируется к разнообразным изменениям окружающей среды. Среди них можно выделить: адаптацию к природным условиям и воздействию на организм неблагоприятных антропогенных факторов; адаптацию к социальным условиям (межличностные отношения, деятельность человека, образ жизни, традиции, ритуалы и т.д.). Человеку приходится работать в неадекватных условиях, либо проводить в них значительную часть времени (командировка, отдых, спортивные соревнования и т.д.), что не может не сказываться на функциональном состоянии различных систем организма и его психической сфере.

Адаптация человека к природным условиям среды в различных климатогеографических зонах изучалась отечественными [1-2; 6; и др.] и зарубежными исследователями [12-13; и др.].

Географические и климатические условия предъявляют к здоровью людей повышенные требования, вызывая, в первую очередь, развитие сложных процессов адаптации. Особенно проблема климатической адаптации касается людей, получающих физические мышечные нагрузки [11].

Отсюда, у исследователей проявился интерес не только к изучению приспособления человека к природно-климатическим условиям, но и физическим нагрузкам [3-5; 7-8; и др.].

На наш взгляд, конституциональные и морфофункциональные особенности человека, как фенотипическое проявление генетической программы, реализующейся в конкретных условиях внешней среды, должны рассматриваться как генетические задатки, оказывающие влияние на двигательную деятельность человека.

Цель работы - исследовать адаптивные возможности студентов для повышения эффективности проведения занятий по физической культуре.

Объект исследований - учебный процесс по физической культуре студентов, проживающих в Сибирском регионе.

Предмет исследований - управление учебным процессом за счёт целенаправленного воздействия физической нагрузки на основе оценки уровня физического состояния - критерия оценки адаптивных возможностей студента.

Результаты исследований и их обсуждение. Поскольку состояние здоровья организма динамично, то оно постоянно изменяется в процессе адаптации к физическим нагрузкам различной интенсивности, их длительности, а также к различным факторам внешней среды и климатическим условиям. Физическое состояние рассматривается нами, с одной стороны, как процесс формирования структурно-функциональных особенностей организма, характеризующих его адаптивные возможности, а с другой - как условная мера дееспособности (способный к действию), что позволяет говорить о новизне подхода.

С помощью автоматизированной системы АСУ «Здоровье студента» [10] обследованы первокурсники Красноярского государственного технического университета (КГТУ), Красноярского государсвенного аграрного университета (КрасГАУ), Красноярского торгово-экономического института (КГТЭИ), Томского государственного политехнического университета (ТГПУ), молодёжь студенческого возраста западного участка БАМа г. Усть-Кут (БАМ).

Ранее [9; 11] в результате автоматической классификации обработана база данных на 30557 испытуемых. На основе математического моделирования и применения информационных технологий нами выявлены достоверно значимые ф < 0,001) отличия каждого уровня физического состояния (с учётом региональных нормативов). При этом установлено, что в оценке УФС среднегрупповые показатели роста имеют два среза (первый - до 175 см, второй - 176 см и выше), которые соотносятся с антропометрическими показателями. В первом срезе показатели роста для женщин варьировали в пределах 160,6-175 см, 8 ± 6,0, во втором - 175,5-186 см; 8 ± 5,4. Для мужчин в первом срезе показатели роста варьировали в пределах 165,5— 175 см, 8 ± 6,5, во втором -175-193 см; 8 ± 5,2.

В результате проведённой классификации выделено пять уровней физического состояния (УФС): низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

К низкому уровню физического состояния отнесены лица, имеющие низкий рост, а также лица, имеющие длину тела от 176 до 180 см (±2 см), но со значительно сниженными морфофункциональными параметрами и массой тела по отношению к соответствующей возрастной норме. До 30 % лиц из числа отнесённых к данному УФС имеют вес менее 20 кг по отношению к возрастно-половым особенностям и 16 % - избыток массы тела. Антропометрические показатели заметно превышали или отставали от нормативных стандартов по отношению к соответствующей возрастной группе. У 60 % отмечено неудовлетворительное физическое развитие, у 68 % - низкие адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы на функциональную нагрузку.

У студентов с низким УФС до 75 % отмечены различные хронические заболевания. Болезни сердечнососудистой системы - у 36,0 %, из них гипертония - у 19,0 %, вегето-сосудистая дистония - у 9,0 %. Хронические заболевания органов дыхания - у 6 %, деформация и заболевания опорно-двигательного аппарата - у 18 %.

Уровень физического состояния «ниже среднего», также как и низкий УФС, характеризуется снижением отдельных антропометрических показателей и превышением массы тела по отношению к возрастнополовой норме. Показатели, характеризующие сердечно-сосудистую систему, имеют низкие или высокие значения в состоянии относительного покоя, а также неудовлетворительную адаптацию на функциональную нагрузку.

Средний уровень физического состояния характеризуется средними значениями антропометрических и морфофункциональных показателей по отношению к возрастным нормам. Показатели, характеризующие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, соответствуют физиологической норме в со-

стоянии покоя или имеют значения выше средних. При этом отмечается хорошая или удовлетворительная адаптация ССС на функциональную нагрузку.

Выше среднего уровень физического состояния характеризуется выше среднего значениями антропометрических и морфофункциональных показателей. У 95 % испытуемых, отнесённых к данному УФС, отмечалось оптимальное соотношение длины и массы тела. Функциональные и адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы (ССС) соответствовали физиологической норме при хорошей адаптации ССС на функциональную нагрузку.

Высокий уровень физического состояния характеризуется высокими значениями исследуемых показателей. При оптимальном соотношении длины и массы тела у 98,4 % лиц, относящихся к данному классу, отмечались высокие показатели морфофункциональных параметров, высокие и выше средних значения антропометрических показателей по отношению к возрастно-половым стандартам. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы соответствовали физиологической норме при хорошей адаптации ССС на функциональную нагрузку.

При исследовании показателей уровня физического состояния среди студенческой молодежи установлены определённые различия (табл.).

Сравнительный анализ уровней физического состояния студентов

Уровень УФС, % Высшие учебное заведение

КГТУ КГТЭИ КрасГАУ ТПУ Молодежь БАМа

Высокий 1,8-3,2 - - 1,2-2,0 0,35-0,85

Выше среднего 32-36 26-30 21,36 30-38 18-20

Средний 48-52 40-46 50-53 44-48 50-58

Ниже среднего 6-8 12-26 4-11 5-8 15-20

Низкий 4-7 8-13 4-9 3-6 7-12

У студентов КГТУ высокий УФС составил от 1,8 до 3,2 % в зависимости от пола, выше среднего - от 32 до 36 %, средний УФС - от 48 до 52 %, ниже среднего - от 6 до 8 %, низкий - от 4 до 7 %.

У студентов КрасГАУ высокий УФС не зафиксирован, выше среднего в зависимости от пола составил от 21 до 36 %, средний УФС - от 50 до 53 %, ниже среднего - от 4 до 11 %, низкий - от 4 до 9 %.

У студентов КГТЭИ высокий УФС не зафиксирован, выше среднего в зависимости от пола составил от 26 до 30 %, средний УФС - от 40 до 46 %, ниже среднего - от 12 до 26 %, низкий - от 8 до 13 %.

У студентов ТГПУ высокий УФС составил от 1,2 до 2,0 % в зависимости от пола, выше среднего - от 30 до 38 %, средний УФС - от 44 до 48 %, ниже среднего - от 5 до 8 %, низкий - от 3 до 6 %.

У молодёжи БАМа высокий УФС составил от 0,35 до 0,85 % в зависимости от пола, выше среднего -от 18 до 20 %, средний УФС - от 50 до 58 %, ниже среднего - от 15 до 20 %, низкий - от 7 до 12 %.

Анализируемые данные позволяют констатировать, что первокурсники вузов Красноярска и Томска имеют практически одинаковый процент первокурсников, отнесённых к УФС выше среднего и среднему. Молодёжь, проживающая на БАМе, имеет самый большой процент лиц отнесённых к уровню ниже среднего и низкому УФС. При этом отмечено меньшее количество лиц с астеническим типом сложения.

Анализ уровня физического состояния среди студентов вузов Красноярска показал, что УФС коррелирует с расположением вуза в экологическом районе города. Студенты, обучающиеся в КГТУ и КрасГАУ, в вузах, которые находятся, в экологически благоприятном Октябрьском районе, имеют меньшее количество низкого и ниже среднего уровня физического состояния по сравнению со студентами КГТЭИ, вуз которых расположен в относительно неблагоприятном Железнодорожном районе.

Вместе с тем полученные экспериментальные данные позволяют рассматривать уровень физического состояния как компонент морфофункциональных свойств организма, определяющих его адаптивные возможности, что важно учитывать при выборе специализации студентом и подборе индивидуальных программ оздоровительной направленности.

В настоящее время в сфере оздоровительной физкультуры пристальное внимание уделяется изучению такого фундаментального свойства человека, как способность к адаптации, во многом определяющей поведение организма как саморегулирующейся системы.

Под физической нагрузкой человека следует понимать специально организованную его двигательную деятельность, направленную на решение задач физического воспитания с целью укрепления здоровья, гар-

моничного развития мышечной системы, повышения адаптивных возможностей организма. Одним из средств физической нагрузки являются физические упражнения, позволяющие овладеть человеку основами движений и необходимыми прикладными навыками. Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных и образовательных задач физического воспитания. Уровень физического состояния важно учитывать при проведении занятий по физической культуре в вузе.

Преподаватель, получив информацию об уровне физического состояния студентов, оценивает уровень их физической подготовленности. В качестве оценки показателей физической подготовленности студентов использовались нормативы, предусмотренные учебными программами для вузов РФ. Сверив показатели функционального состояния организма, то есть УФС с показателями физической подготовленностью, преподаватели разрабатывали индивидуальные программы, которые бы позволили перевести организм студента на новый уровень функционирования, повысить его адаптивные возможности за счёт оздорови-тельно-тренирующего эффекта. К концу учебного года было отмечено, что чем выше УФС, тем больший процент студентов сдавали норматив по физической культуре на «отлично» и «хорошо». И, наоборот, чем ниже УФС, тем больший процент «удовлетворительных» и «неудовлетворительных» оценок.

Высокая степень корреляционной связи между сдачей контрольных нормативов и УФС (г = от 0,82 до

0.90.при Р<0,05) обусловлена значимостью учета региональных особенностей и тем обстоятельством, что оценка УФС, кроме функциональной подготовленности, отражает морфофункцональные параметры и уровень физического развития индивида.

Заключение. Несмотря на то, что влияние климатогеографических условий и природных факторов на адаптационные возможности организма взрослого человека изучены достаточно хорошо, проблема остается актуальной, так как постоянно меняются климатические условия и социальный статус человека (нарастающая урбанизация, информационные перегрузки, изменение ритма жизни), что приводит к эмоциональным срывам, неадекватным поведенческим реакциям, срыву адаптации. Практически отсутствуют исследовательские работы в данном направлении применительно к Сибирскому региону. Особенно это касается студенческой молодежи.

Выводы

Исследование влияния климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов имеют социальную значимость для субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях по следующим причинам:

- подбор физической нагрузки осуществляется на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния посредством использования современных компьютерных и оздоровительных технологий, что позволяет каждому студенту раскрыть свои потенциальные возможности и повысить двигательную активность;

- оптимизация физической нагрузки в соответствии с УФС обеспечивает выбор той стратегии, которая позволяет сохранить здоровье и создаёт предпосылки управлять оздоровительной физической нагрузкой на научной основе;

- в результате исследований предложен инновационный подход к построению педагогического процесса по физическому воспитанию студентов, который опирается на дифференциацию физических нагрузок с учётом адаптационных возможностей организма и влияния экологических факторов риска. Он открывает новые перспективы для повышения эффективности и интенсификации учебного процесса по физической культуре субъектов образовательного процесса вуза.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. - М.: ФиС, 1983. - 175 с.

2. Горская, И.Ю. Морфологические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №

10. - С. 54-56.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.

4. Булич, Э.Г. Здоровье человека: Биологические основы жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. - Киев: Олимп. лит., 2003. - 424 с.

5. Евсеев, А.В. Социальные проблемы студенчества и физическое воспитание в вузе / А.В. Евсеев, Л.К. Тропина // Актуальные проблемы укрепления и сохранения здоровья молодёжи Сибирского региона: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2006. - С. 36-37.

6. Ильюшенков, В.В. Некоторые вопросы «типовой» адаптации учащейся молодежи в условиях Сибири /

B.В. Ильюшенков // Эколого-физиологические проблемы адаптации: тр. Всемир. симп. - М., 1988. -

C. 89-90.

7. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: моногр. / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова [и др.]. - Иркутск: ИрГТУ, 2008. - 268 с.

8. Лубышева, Л.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 2-6.

9. Московченко, О.Н. Исследование закономерностей выделения уровней физического состояния человека с использованием непараметрических алгоритмов автоматической классификации / О.Н. Московченко, А.В. Лапко, Д.А. Шубин // Вестн. КрасГАУ. - 2004. - Вып. 4. - С. 47-51.

10. Московченко, О.Н. Автоматизированная система «Физическое состояние человека» / О.Н. Московченко, Н.Ю. Будков, Д.О. Капцов // Свидетельство РОСПАТЕНТа о регистрации программы для ЭВМ № 2002610465. - М., 2002.

11. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Н. Московченко. - М.: РГУФКСиТ, 2008. - 59 с.

12. Burd, R. Our navy explores Antarctica / R. Burd// National Geograph. Mag. - Vol. 92. - № 4. - P. 429-433.

13. Hampton, J.F. Effect of cold exposure in the Antarctica on heart elimination from the hands / J.F. Hampton // Fed. Proc. - 1969. - Vol. 28. - № 3. - P. 1129-1134.

'--------♦------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.