УДК 796(07)+7А
Л.Н. Калинина, О.Н. Московченко, Р.Я. Проходовский
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
СИБИРСКОГО РЕГИОНА
В статье рассматриваются вопросы оздоровительной направленности физического воспитания студентов, проживающих в экологических условиях Сибирского региона. Анализируется внедрение новых технологий и принципов оздоровительной направленности в подборе физической нагрузки.
Ключевые слова: физическое состояние, оздоровительные технологии, здоровый образ жизни, Сибирский регион.
L.N. Kalinina, O.N. Moskovchenko, R.Ya. Prokhodovsky STUDENT PHYSICAL TRAINING HEALTH ORIENTATION IN THE SIBERIAN REGION CONDITIONS
The issues of physical training health orientation for the students living in the Siberian region ecological conditions are considered in the article. Introduction of new technologies and principles of health orientation in the process of physical activity selection is analyzed.
Key words: physical condition, health technologies, healthy lifestyle, Siberian region.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств оздоровительной физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья.
В настоящее время одной из главных причин, которая самым неблагоприятным образом отражается на здоровье студентов, является недостаток движения. Двигательная активность у подавляющего числа студентов недостаточна. Согласно научным данным, для того, чтобы оставаться здоровым, человек должен расходовать на мускульные усилия 1000-1200 ккал/сутки, тогда как у лиц умственного труда - студентов -эти траты равны 500-700 ккал.
Недостаточная мышечная активность - гипокинезия (hypo - уменьшение, kinema - сила) и гиподинамия (dynamis - движение) - снижение объёма и интенсивности физической нагрузки, не только лимитируют адаптационные возможности организма человека, но в первую очередь отрицательно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А также приводит к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (сахарный диабет), снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервнопсихическим стрессам.
По данным Всероссийского НИИ физической культуры, более 70% студентов имеют недостаточную физическую активность, а 60% из них - дисгармоничное физическое развитие, которое связано с тем, что в детском возрасте не была выработана потребность и привычка к движению. Наиболее оптимальный для выработки этого качества сенситивный период - с 7 до 12 лет, именно в этот период формируются физические качества и координационные способности человека, закладывается осознанная потребность в движении, но, к сожалению, у большинства студентов этот период упущен.
С поступлением в вуз двигательная активность на 75% снижается, а это ведет к развитию гиподинамии. Гиподинамия снижает функциональные возможности молодого организма. Из-за условий проживания в Сибирском регионе студенты мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 ч). Кроме того, во многих вузах нарушается режим проветривания помещений аудиторного фонда, занижено искусственное освещение. Все это оказывает неблагоприятное воздействие как на функциональное состояние организма, так и на соматическое здоровье студентов.
Вместе с тем повышение энергетического потенциала человека за счет физических упражнений обуславливает и высокий уровень его здоровья. Люди с высоким показателем физической работоспособности обладают высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам окружающей среды, к переохлаждению, сохранению гомеостатических функций организма и многим другим показателям. Компенсацией дефицита двигательной активности может быть как целенаправленная физическая культура, реализуемая в образовательных учреждениях, так и самодеятельные, секционные и другие виды программы.
В последние годы приоритетными направлениями государственной политики являются национальные проекты, направленные на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни молодежи, о чем свидетельствует ряд документов. «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 года». Приказ Министра образования Российской Федерации № 1418 от 15.05.2000, рекомендация ректорам вузов Российской Федерации № 29/1530-6 от 03.05.01 и др. Данные документы являются основополагающими для совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях. В этой связи перед кафедрами физической культуры ставится задача не только создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов средствами физической культуры и спорта, но и формирование физической культуры личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.
На состояние организма большое влияние оказывает общий уровень двигательной активности, который включает в себя утреннюю зарядку, ходьбу пешком до места учебы, физические тренировки и т.д. Нормы общей двигательной активности не определены учебной программой. Однако специалисты в области физиологии и физической культуры [1-2] считают, что студенты нефизкультурных вузов должны в день делать минимум 10-15 тысяч шагов, чтобы повысить физическую работоспособность, но для этого необходимо соблюдать следующие правила, позволяющие повысить работоспособность и избежать преждевременного переутомления.
Во-первых, физические нагрузки по длительности и интенсивности должны быть адекватны функциональному состоянию организма. Рассчитать интенсивность нагрузки проще всего по частоте пульса. При низком уровне физической подготовки ЧСС в основной части занятий не должна превышать 65 % от максимальной, при среднем и высоком уровне - 75-80 %. Для возрастания уровня физической подготовленности необходимо заниматься не менее 3 раз в неделю.
Во-вторых, существует физиологический механизм потребности двигательной активности человека в зависимости от его генетической программы и это связано с появлением новых спортивно-оздоровительных технологий, которые выбирает молодежь - фитнес, ритмическая гимнастика, восточные единоборства, экстремальные виды спорта и др.
Познавательно-развивающая технология физического воспитания студентов должна быть основана на выборе оптимальных режимов двигательной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей и уровня адаптационного резерва организма. Критерии индивидуального здоровья рассматриваются как важнейшее условие для успешного усвоения двигательных навыков и физических качеств, что позволяет организовать индивидуально-дифференцированный подход к физкультурно-спортивной активности студента на учебном занятии и обуславливает оздоровительную направленность занятия [3].
Многолетний опыт работы со студентами и специальные исследования свидетельствует о том, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на гармоничное формирование физического развития, функциональное совершенствование особенностей организма [4-5]. Благодаря своевременному целенаправленному использованию физических нагрузок, можно корректировать уровень физического состояния, устранить дефекты осанки, но только при условии, что занятия физическими упражнениями должны иметь оздоровительный эффект с учетом функциональных возможностей студента.
Оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля над лицами, занимающимися физической культурой и спортом. При этом особое внимание должно быть обращено на студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
К специальной медицинской группе (СМГ) относятся студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Они занимаются по специально разработанным программам по физической культуре, освобождаются от участия в соревнованиях, но с целью адаптации в социуме привлекаются в качестве судей и их помощников во время проведения спортивных мероприятий. Нередко студентов с отклонениями в состоянии здоровья освобождают от занятий физической культурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в оздоровительной физической нагрузке.
Комплектование групп проводится врачом с обязательным участием преподавателя физической культуры. Наполняемость специальных медицинских групп не более 15 человек. Группы формируются на основании следующих заболеваний:
- нарушение работы внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
- нарушение работы органов зрения и функциональных расстройств нервной системы;
- нарушение функции опорно-двигательного аппарата, последствия травм и повреждений, заболевания суставов, врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата, органические заболевания нервной системы т.д.
Ведущим принципом в работе преподавателей специальной медицинской группы является индивидуально-дифференцированный подход к студентам с учетом их диагнозов заболеваний, индивидуальных особенностей организма и физической подготовленности, которая определяется с помощью контрольных тестов. В качестве тестов используются специфические упражнения. Дозирование нагрузки и ее варьирование по объему и интенсивности осуществляется по ЧСС, частоте дыхания и субъективным ощущениям. Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне. Особую значимость представляют занятия на свежем воздухе, несмотря на более суровые условия Сибирского региона.
В программу занятий включаются ходьба на лыжах, катание на коньках и бег в чередовании с ходьбой в осеннем и весеннем периоде, что позволяет улучшить функциональные возможности организма и, в частности, дыхательной системы. Занятия в спортивных залах проводятся только при неблагоприятных погодных условиях (низкая температура, дождь). Обучение правильному дыханию является одной из главных задач педагога. Упражнения на дыхание способствуют улучшению функциональных возможностей дыхательной системы, особенно у студентов со сколиотической болезнью, улучшению окислительновосстановительных процессов, общему оздоровлению организма. Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, от его умения дифференцировать физическую нагрузку.
На основании теоретических концепций и подходов к определению здоровья и здорового образа жизни нами разработана модель оздоровительной направленности физического воспитания студентов (рис.).
В системе оздоровительной направленности физической культуры особое значение придаётся реализации принципов формирования двигательной активности. Кроме основных принципов, принятых в теории физической культуры, - единство общей и специальной подготовки, постепенности, волнообразности изменения физических нагрузок, цикличности, мы выделили ещё три принципа. Принцип индивидуальности заключается в том, что сам процесс оздоровительной направленности и подобранный арсенал тренировочных средств (комплексы упражнений, их структура и характер) осуществляются в соответствии с личностными потребностями человека в соответствии с полом, возрастом, степенью функциональной и физической подготовленности, что позволяет каждому занимающемуся полностью использовать свои потенциальные возможности. Принцип креативности заключается в сознательном приобщении человека к физическому самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни, проявлению творческого подхода к подбору физической нагрузки, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Принцип опирается на потребностно-мотивационную сферу личности и непрерывность физических оздоровительных нагрузок. Интегративный принцип направлен на гармоничное развитие личности, опирается на всесторонность физической подготовленности, развитие когнитивных, психических, психомоторных функций и физических способностей. Он интегрирует все принципы оздоровительной тренировки. Каждый из них акцентирует внимание на усилении отдельных сторон и закономерностей одного и того же процесса - процесса формирования физического совершенства и внутреннего убеждения человека в социальной значимости двигательной активности как необходимого условия его жизнеспособности, стиля и качества жизни.
Важно, чтобы соблюдались цикличность и непрерывность, волнообразное изменение физических нагрузок, систематическое чередование нагрузок и отдыха, соотношение упражнений общей и специальной направленности. Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания у студентов уверенности в своих силах, а эффективность зависит от систематических занятий, адекватности сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и ведением здорового образа жизни.
Цель. Привитие навыков культуры здоровья средствами физической культуры и здорового образа жизни для улучшения качества жизни и повышения адаптивных резервов организма
1. Единство общей и специальной подготовки
2. Принцип постепенности
3. Принцип волнообразности изменения физических нагрузок
4. Принцип цикличности физической нагрузки
5. Принцип индивидуальности
6. Принцип креативности
7. Интегративный принцип
Индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию оздоровительной направленности
1. Формирование потребностей к систематической двигательной активности
2. Совершенствование функциональных возможностей организма
3. Подбор индивидуальных тренировочных программ
4. Привитие навыков ЗОЖ
Перевод организма на новый уровень функционирования
Рис. 1. Модель оздоровительной направленности физического воспитания студентов
При этом необходимо учитывать, что оздоровительная физическая или тренировочная нагрузка, воздействуя на организм, вызывает различные функциональные, морфологические сдвиги, которые необходимо учитывать при её всесторонней оценке. В связи с этим целесообразно выделять общепринятые понятия «внешней нагрузки», «внутренней нагрузки», «психологической нагрузки». «Внешняя нагрузка» отражает величину воздействий на студента, спортсмена, главным образом, за счет внешних, количественных проявлений, которые характеризуются выполненной работой. «Внутренняя нагрузка» характеризуется разной степенью мобилизации функциональных возможностей организма, а также величиной физиологических и биохимических сдвигов, происходящих в организме, связанных с «внешней» нагрузкой. «Психологическая нагрузка» отражает субъективные ощущения занимающихся, которые можно использовать для контроля и планирования нагрузок. Если иметь четкие представления о комплексном учете всех трех видов нагрузки, то можно конкретно дифференцировать нагрузку, используя индивидуально-дифференцированный подход.
Индивидуально-дифференцированный подход способствует более эффективному формированию потребностей в систематическом использовании физических упражнений, повышает интерес к физической культуре, формирует потребность к систематической двигательной активности после завершения обучения в учебном заведении. Позволяет добиваться более высокого уровня физической подготовленности, повышать функциональные возможности организма, привить навыки ЗОЖ, что обеспечивает гуманистический аспект гармоничного развития каждой отдельной личности, сориентированной не только на двигательную активность, но и на развитие интеллекта и сохранение здоровья.
Оздоровительная направленность физического воспитания, как одного из приоритетных направлений ЗОЖ, обуславливает высокую работоспособность организма и производительность труда, а значит материальный достаток и благополучие, обеспечивает высокую социальную активность и профессиональное самоопределение.
Эффективность перехода к здоровому образу жизни занимает важное место в системе социальных приоритетов общества по укреплению здоровья человека. Здоровый образ жизни положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.
Для экспериментальной проверки эффективности оздоровительных физических нагрузок на основе индивидуально-дифференцированного подхода проведён годичный эксперимент, в котором приняли участие четыре группы испытуемых в количестве 180 человек.
К первой экспериментальной группе отнесены студенты Красноярского государственного аграрного университета (КрасГАУ). Ко второй экспериментальной группе отнесены студенты Иркутской государственной медицинской академии (ИГМИ). К третьей экспериментальной группе отнесены студенты Сибирского федерального университета (СФУ). К четвертой экспериментальной группе (группа «Г») отнесены студенты специальной медицинской группы (СМГ) КрасГАУ, занимающиеся по специально разработанной программе с учетом климатических условий под руководством преподавателя. На зимние и летние каникулы каждый студент получал индивидуальную программу для самостоятельных занятий.
Критерием эффективности внедрения здоровьесберегающих и педагогических технологий принят уровень физического состояния (УФС) индивида (табл.).
Сравнительная оценка УФС в начале и после эксперимента
Уровень физического состояния студентов до и после годичного эксперимента Обследуемый контингент, чел. Субъективная оценка времени утомления с 13 до 15 ч
Студенты КрасГАУ Студенты ИГМА Студенты СФУ Студенты (СМГ) КрасГАУ
Высокий Исходный - - 3 - -
После - - 5 - -
Выше среднего Исходный 16 14 26 6 3 из 62 чел.
После 20 19 30 10 1 из 79 чел.
Средний Исходный 23 25 14 24 27 из 86 чел.
После 24 24 9 28 18 из 85 чел.
Ниже среднего Исходный 4 5 2 8 12 из 19 чел.
После 1 2 1 2 3 из 6
Низкий Исходный 2 1 - 2 4 из 5
После - - - - -
При динамическом наблюдении за оценкой УФС нами дополнительно учитывались данные анкетирования о характере, времени утомления в ходе учебной деятельности.
Из анализа данной таблицы следует, что уровень физического состояния у студентов КрасГАУ и ИГМА не имеет существенных различий. Студенты СФУ существенно отличаются от своих сверстников, 62% имеют высокий и выше среднего УФС. Среди них самое меньшее количество студентов, которые отметили утомление. На наш взгляд данное различие обусловлено тем, что студенты СФУ имеют хорошую спортивную базу и лучшие условия для занятий во внеучебное время.
Сравнительный анализ о характере и времени наступления утомления до и после годичного эксперимента показал, что утомление в процессе учебной деятельности до эксперимента отметили 45 человек, что составило 25%. В основном это студенты со средним, ниже среднего и низким УФС. В 97% случаев отмечено время утомления с 13 до 15 ч, что указывает на снижение работоспособности в ходе учебного процесса. Характер утомления в 57 случаях был обусловлен отсутствием всякой двигательной активности за исключением учебных занятий по физической культуре. В структуре утомления во всех группах преобладало общее утомление, усталость глаз, тяжесть в шейном отделе позвоночника и позвоночном столбе.
В соответствии с УФС и по результатам анкетирования о характере утомления были разработаны индивидуальные оздоровительные программы для самостоятельных занятий. Особое значение придавалось педагогическому и медико-валеологическому контролю, который проводился в начале и конце каждого семестра.
Несмотря на то, что занятия имели типовую структуру, физическая нагрузка строго дифференцировалась для студентов с низким и очень низким УФС, объем нагрузки и интенсивность регламентировались для высокого и выше среднего уровня. Подготовительная часть (3-5 мин) направлена на решение организационных задач, повышение эмоционального фона занимающихся, подготовку организма к основной физической нагрузке. Основная часть (25-50 мин) направлена на комплексное решение образовательных и оздоровительных задач, общее укрепление организма, повышение работоспособности, физического потенциала, адаптивных возможностей и резистентности организма. На каждом занятии ставились конкретные задачи, раскрывалась физиологическая сущность характера нагрузки, что усиливало мотивацию к занятиям. Заключительная часть (5-10 мин) включала упражнения на релаксацию в сочетании со специальными дыхательными упражнениями и ассоциативным представлением, что способствовало более быстрому восстановлению истраченной энергии и приведению функциональных систем к физиологической норме.
Таким образом, динамические наблюдения показали, что уровень физического состояния студентов после внедрения оздоровительных технологий и индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой значительно улучшился во всех группах, включая специально-медицинскую группу. Из 4 студентов с низким УФС два перешли в средний уровень и два - в ниже среднего. Из 12 студентов с ниже среднего УФС три остались на том же уровне, 9 - перешли в средний уровень, тем самым повысив свои функциональные возможности организма и уровень физической подготовленности по результатам педагогического контроля. В конце эксперимента только 22 человека отметили утомление, что составило 12 %, из них 8 % указали время утомления с 17 до 18 ч.
Переход студентов на более высокий уровень функционирования произошел за счет целенаправленного развития физических качеств с учетом функциональных возможностей организма. Совершенствование учебного процесса группы СМГ в значительной мере было обусловлено его оздоровительной направленностью с использованием педагогического контроля и контроля над функциональным состоянием в каждом семестре с дальнейшей коррекцией физической нагрузки. Систематические занятия в СМГ в течение года проводились на открытом воздухе и в спортивных залах под надлежащим контролем преподавателя, где в едином комплексе спланированы общеразвивающие упражнения, ускоренная ходьба, оздоровительный бег и дозированные спортивные игры, которые дают хороший общеукрепляющий и закаливающий эффект. Кроме того, увеличилась двигательная активность, на каникулы каждый студент получал индивидуальную коррекционную программу в соответствии с уровнем физического состояния.
Литература
1. Кураев Г.А. Программа здоровье и образование // Проект Мин-ва образования. - М., 2003.
2. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: учеб. пособие. - М., 2002. - 320 с.
3. Московченко О.Н. Индивидуальное здоровье человека: аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации // Валеология. - 2000. - № 4. - С. 8-13.
4. Гришина Г.А., Проходовский Р.Я., Московченко О.Н. Физическая культура. Основы здоровья: учеб. пособие. - Иркутск: ИрГМА, 2009. - 181 с.
5. Moskovchenko O.N., Shubin D.A. Features of valuelogical approach to health restoring of students with limited physical opportunities (from an operational experience) // SCIENTIFIC NOTES. - Boston, 2005. -
Vol. 3. - P. 232-237.
61.2
01 Щ 01OZ %tfJ>ovdyi}>inHiuod®