Научная статья на тему 'Влияние кластерной организации предприятий сферы услуг в рамках ГЧП на финансовую устойчивость'

Влияние кластерной организации предприятий сферы услуг в рамках ГЧП на финансовую устойчивость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камаева Ю.С., Соколова Е.Л.

В настоящее время, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных отраслях экономики в Российской Федерации, лишь некоторые российские организации сферы услуг объединяются в кластеры, хотя данное направление очень перспективно. Показаны преимущества кластерной политики в сфере услуг, как для участников кластера, так и для региона в целом. Выявлено, как кластерная организация влияет на показатели предприятия, в частности на финансовую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние кластерной организации предприятий сферы услуг в рамках ГЧП на финансовую устойчивость»

Секция «Инновационные технологии в финансовом менеджменте»

осуществление концедентом выплат в случае прекращения концессионного соглашения напрямую банкам во избежание связанных с возможным банкротством концессионера рисков.

Результатом невозможности формирования адекватного ожиданиям участников глобального рынка капитала обеспечительного пакета всегда становится сложность в привлечении внешнего финансирования и, как следствие, затруднения в реализации проектов ГЧП [2].

Исходя из Закона о концессиях основополагающий фактор, сдерживающий рост рынка ГЧП-проектов, это запрет на залог объекта концессионного соглашения, хотя предоставление его в залог инвесторам является необходимым условием получения концессионером финансирования и исполнения обязательств. Запрет залога объекта концессионного соглашения необходимо отменить и предусмотреть возможность залога в пользу инвесторов. Другое сдерживающее условие - запрет залога концессионера по концессионному соглашению (кроме объектов коммунального хозяйства) и запрет уступки таких прав до момента ввода в эксплуатацию объекта [3]

Возможность уступки концессионером прав по концессионному соглашению является важным инструментом рефинансирования инвестиций в концессионный проект (например, путем секьюритизации доходов от эксплуатации объекта). Поэтому наличие возможности залога таких прав в пользу инвесторов, а также их уступки позволит компаниям чувствовать себя свободнее при принятии решения об инвестировании в ГЧП-проекты, так как для них появится еще один понятный источник дохода, нивелирующий риски.

Библиографические ссылки

1. О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ.

2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2011. № 6.

3. Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнерство № 819 от 18 октября 2011 г.

© Гавриленко И. В., 2013

УДК 658.14/.17

Ю. С. Камаева Научный руководитель - Е. Л.Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЛИЯНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В РАМКАХ ГЧП НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

В настоящее время, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных отраслях экономики в Российской Федерации, лишь некоторые российские организации сферы услуг объединяются в кластеры, хотя данное направление очень перспективно. Показаны преимущества кластерной политики в сфере услуг, как для участников кластера, так и для региона в целом. Выявлено, как кластерная организация влияет на показатели предприятия, в частности на финансовую устойчивость.

В условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции, одним из эффективных способов развития малых и средних организаций сферы услуг является их объединение в кластеры. Создание кластера - не только способ выжить для всех его участников, это еще и возможность расширить рынки сбыта, повысить рентабельность, финансовую устойчивость и наладить принципиально новые взаимосвязи со своими партнерами [1].

Кластеры в сфере услуг - это группы организаций, расположенных на одной территории, представляющие разные отрасли сферы услуг, но взаимосвязанных предприятий и организаций, характеризующихся общностью и взаимосвязанностью своей деятельности, ее нацеленностью на удовлетворение потребностей граждан в определенного вида услугах [1].

Важнейшим преимуществом кластеризации в сфере услуг являются особые инфраструктурные и другие возможности для формирования нового бизнеса, прежде всего среднего и малого, сопряженные, в частности, со льготными условиями кредитования и

предоставления консалтинговых услуг, с относительно низкими рисками. Следует отметить, что государственные и муниципальные органы управления с принципиально большей готовностью реагируют на проблемы развития кластеров в целом, нежели на «сигналы» отдельных ассоциативных организаций бизнеса и населения, а установление тесных связей производителей, поставщиков и потребителей создает основу для заключения многосторонних договоров и становления партнерских отношений [2].

Участники кластера при этом получают следующие преимущества:

1) доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе (при наличии конкурентоспособных местных поставщиков);

2) снижение транзакционных издержек;

3) доступ к накопленной внутри кластера информации по маркетингу, технологиям;

4) взаимодополняемость видов деятельности участников кластера;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

5) расширенный доступ к организациям и общественным благам за счет связей, существующих в пределах кластера;

6) оперативное решение или смягчение организационных проблем;

7) понимание и реальное осуществление инноваций;

8) снижение барьеров выхода на новые рынки;

9) достижение стабильности и повышение финансовой устойчивости [3].

Взаимодействие между звеньями цепи кластера помогает достичь оптимального для всех уровня доходности, который, в свою очередь, полностью укрепляет позиции кластера, что невозможно для среднего игрока, действующего на рынке, что называется, в одиночку [2].

Кластерная основа расширяет возможности пространственной организации рынка потребительских товаров в организациях сферы услуг за счет вовлечения независимых организаций с ее корневым бизнесом и поддерживающими отраслями, тем самым повышая параметры, напрямую влияющие на финансовую устойчивость. Финансовая устойчивость характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Как уже было указано выше, при кластерной организации предприятий наблюдается позитивные изменения в их деятельности, которые отражаются на параметрах, на основании которых рассчитываются показатели финансовой устойчивости. В результате создания кластера в организациях сферы услуг достигается увеличение таких относительных показателей, как наличие собственных оборотных средств, степень независимости предприятия от заемных источников финансирования, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами финансирования, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент маневренности, который показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение данных коэффициентов положительно характеризует финансовое состояние предприятия [3].

Также при создании кластера в организациях сферы услуг достигается стабильность и повышается финансовая устойчивость в развитии отрасли; повыша-

ется конкурентоспособность российских товаров; за отечественными производителями закрепляются сегменты на внутреннем рынке, и происходит усиление их позиций на зарубежных рынках; привлекаются инвестиции (в том числе иностранные, на техническое перевооружение и модернизацию производства). Создаются конкурентоспособные производственные системы, развиваются устойчивые кооперационные связи, межтерриториальная и межотраслевая кооперация, создается цивилизованный рынок потребительских товаров. Тесная взаимосвязь между звеньями кластера может принести значительную выгоду, а именно: информацию и возможность комплексного решения проблемы, от которого бы выиграли все, в том числе и потребители. Еще одним преимуществом кластера организаций сферы услуг является возможность регулировать цены. Все его участники в пределах цепочки могут делиться издержками, чтобы не перекладывать их рост на потребителя, то есть не повышать цену продукции [3].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что выгод для организаций сферы услуг от развития кластера много, и в целом они состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении финансовых показателей, главным образом финансовой устойчивости, гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий [3].

Библиографические ссылки

1. Бейдель Т. В., Пономарев Н. Н. К вопросу создания оптово розничных объединений потребительской кооперации // Новый век - новые горизонты науки: Материалы региональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2. Новосибирск : СибУПК. 2004.

2. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики : учеб. пособие. М. : Академкнига, 2004. 216 с.

3. Перспективные направления развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspe ktivnye-napravleniya-razvitiya-organizatsionno-ekono micheskih-form-hozyaystvovaniya-v-sfere-uslug#ixzz2 IzDOfFHj.

© Камаева Ю. С., 2013

УДК 334.723

Д. А. Катющик Научный руководитель - А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ФАКТОРА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЧАСТНОГО УЧАСТНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП-ПРОЕКТОВ

Статья посвящена актуальной теме государственно-частного партнерства. Автором дается определение государственно-частного. Анализируется необходимость учета фактора кредитоспособности частных участников государственно-частного партнерства. Качество подготовки проектов в целом остается низким, в этой связи существует необходимость совершенствования механизмов подбора частных участников реализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.