Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Особенностью сегодняшней оценки залогов является то, что оценивать предмет залога необходимо не только на входе (при формировании предмета залога и заключении договора клиента с банком), но все чаще и на выходе, при необходимости реализации предмета залога, арестованного банком при невыплате кредита.
На сегодняшний день существует объективная необходимость в создании четких и формализованных требований к подходам и методам оценки объектов для целей залога с последующей выработкой в данной области единой нормативно-методической базы, которая должна разрабатываться с учетом российского и
международного опыта в данной области и опираться на существующие стандарты в оценочной деятельности.
Библиографические ссылки
1. Слуцкий А. А. Банковские залоги: «страшно интересный» «страховой интерес»// Банковское кредитование. 2009. № 6. С. 36-42.
2. Ильясов С. М. Об оценке кредитоспособности банковского заёмщика // Деньги и кредит. 2008. № 9. С. 28-34.
© Гавриленко И. В., Катющик Д. А., 2013
УДК 336.77.067.32
И. В. Гавриленко Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЛОГА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЕКТЫ ГЧП
Статья посвящена актуальной теме государственно-частного партнерства. Анализируется необходимость внесение поправок в действующий федеральный закон о концессиях.
Государственно-частное партнерство - форма коммерческого сотрудничества публичного (государственного или муниципального) и частного секторов в сферах, которые традиционно считались «зоной ответственности государства», - общественная инфраструктура, дорожное строительство, строительство трубопроводов, аэропорты, объекты здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство.
Концепция партнерства государственного и частного секторов экономики предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество. ГЧП рассматривается как эффективный способ привлечения частных инвестиций в те виды деятельности, в которых не предполагается проведение приватизации.
Распределение ролей государственного и частного партнера в части финансирования, как правило, таково: государство предоставляет землю или действующий объект, подлежащий реконструкции, а частный партнер отвечает за финансирование и общий менеджмент. Одной из причин недостаточной востребованности инструментов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) является ограниченный перечень источников, которые могут использоваться для финансирования подобных проектов.
Поскольку банковский кредит должен быть обеспечен (как правило, залогом), а имущество, включенное в проект, недостаточно для привлечения необходимого финансирования, то рассматриваемый вид финансирования, как правило, не может закрыть существующую потребность в инвестициях (объем необходимого финансирования значительно превышает стоимость имеющегося внутри проекта объекта залога).
Ввиду большого объема необходимых инвестиций проекты ГЧП, особенно проекты в сфере ЖКХ, требуют привлечения инвестором внешнего (банковского) финансирования. При этом на современном глобальном рынке капитала привлекательность проекта для финансирующих организаций обусловлена как общими политическими и экономическими факторами, так и факторами юридического характера, ключевым среди которых является предлагаемый обеспечительный пакет, призванный обеспечить интересы финансирующих банков в связи с возвратом денежных средств.
При этом Закон о концессиях содержит ряд ограничений в отношении формирования обеспечительного пакета, препятствовавших привлечению частных инвестиций в концессионные проекты, в частности:
1) прямой запрет передачи в залог объекта концессионного соглашения (ч. 6 ст. 3 Закона о концессиях);
2) прямой запрет передачи в залог прав по концессионному соглашению (ч. 2 ст. 5 Закона о концессиях);
3) прямой запрет уступки прав и перевода долга по концессионному соглашению до завершения строительства (ч. 2 ст. 5 Закона о концессиях) [1].
Кроме того, Закон о концессиях изначально не предусматривал заключение традиционных для мировой практики ГЧП прямых соглашений между финансирующими проект банками и концедентом, традиционно предусматривающие право банков на замену концессионера, если это необходимо для реализации проекта, обязательство концедента не расторгать концессионное соглашение в таком случае, а также иные права и гарантии, предоставляемые банкам, например
Секция «Инновационные технологии в финансовом менеджменте»
осуществление концедентом выплат в случае прекращения концессионного соглашения напрямую банкам во избежание связанных с возможным банкротством концессионера рисков.
Результатом невозможности формирования адекватного ожиданиям участников глобального рынка капитала обеспечительного пакета всегда становится сложность в привлечении внешнего финансирования и, как следствие, затруднения в реализации проектов ГЧП [2].
Исходя из Закона о концессиях основополагающий фактор, сдерживающий рост рынка ГЧП-проектов, это запрет на залог объекта концессионного соглашения, хотя предоставление его в залог инвесторам является необходимым условием получения концессионером финансирования и исполнения обязательств. Запрет залога объекта концессионного соглашения необходимо отменить и предусмотреть возможность залога в пользу инвесторов. Другое сдерживающее условие - запрет залога концессионера по концессионному соглашению (кроме объектов коммунального хозяйства) и запрет уступки таких прав до момента ввода в эксплуатацию объекта [3]
Возможность уступки концессионером прав по концессионному соглашению является важным инструментом рефинансирования инвестиций в концессионный проект (например, путем секьюритизации доходов от эксплуатации объекта). Поэтому наличие возможности залога таких прав в пользу инвесторов, а также их уступки позволит компаниям чувствовать себя свободнее при принятии решения об инвестировании в ГЧП-проекты, так как для них появится еще один понятный источник дохода, нивелирующий риски.
Библиографические ссылки
1. О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ.
2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2011. № 6.
3. Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнерство № 819 от 18 октября 2011 г.
© Гавриленко И. В., 2013
УДК 658.14/.17
Ю. С. Камаева Научный руководитель - Е. Л.Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В РАМКАХ ГЧП НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ
В настоящее время, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных отраслях экономики в Российской Федерации, лишь некоторые российские организации сферы услуг объединяются в кластеры, хотя данное направление очень перспективно. Показаны преимущества кластерной политики в сфере услуг, как для участников кластера, так и для региона в целом. Выявлено, как кластерная организация влияет на показатели предприятия, в частности на финансовую устойчивость.
В условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции, одним из эффективных способов развития малых и средних организаций сферы услуг является их объединение в кластеры. Создание кластера - не только способ выжить для всех его участников, это еще и возможность расширить рынки сбыта, повысить рентабельность, финансовую устойчивость и наладить принципиально новые взаимосвязи со своими партнерами [1].
Кластеры в сфере услуг - это группы организаций, расположенных на одной территории, представляющие разные отрасли сферы услуг, но взаимосвязанных предприятий и организаций, характеризующихся общностью и взаимосвязанностью своей деятельности, ее нацеленностью на удовлетворение потребностей граждан в определенного вида услугах [1].
Важнейшим преимуществом кластеризации в сфере услуг являются особые инфраструктурные и другие возможности для формирования нового бизнеса, прежде всего среднего и малого, сопряженные, в частности, со льготными условиями кредитования и
предоставления консалтинговых услуг, с относительно низкими рисками. Следует отметить, что государственные и муниципальные органы управления с принципиально большей готовностью реагируют на проблемы развития кластеров в целом, нежели на «сигналы» отдельных ассоциативных организаций бизнеса и населения, а установление тесных связей производителей, поставщиков и потребителей создает основу для заключения многосторонних договоров и становления партнерских отношений [2].
Участники кластера при этом получают следующие преимущества:
1) доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе (при наличии конкурентоспособных местных поставщиков);
2) снижение транзакционных издержек;
3) доступ к накопленной внутри кластера информации по маркетингу, технологиям;
4) взаимодополняемость видов деятельности участников кластера;