Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТОМСКА)'

ВЛИЯНИЕ КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТОМСКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / КЛАССОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЖАНР / КУЛЬТУРА / MUSICAL PREFERENCES / CLASS AFFILIATION / INFLUENCE / SOCIAL NETWORK / GENRE / CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кабанова А.В.

В данной статье рассматривается проблема влияния классовой принадлежности индивидов на их музыкальные предпочтения. Обсуждается переход от идей классиков социологии к концепциям современных авторов проведена обработка полученных эмпирических данных посредством представленного теоретико-методологическим аппаратом. Исследование проведено при помощи методики определения классовой принадлежности по Н.Е. Тихоновой, адаптированной к методу анализа контента социальных сетей. Показано, что имеют место как склонности представителей различных классов к прослушиванию музыки определенного жанра, так и значительное влияние массовой культуры на все слои общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CLASS AFFILIATION ON THE FORMATION OF THE MUSICAL PREFERENCES (ON THE EXAMPLE OF TOMSK’S INHABITANTS)

This article is devoted to the problem of influence of the individuals’ class affiliation on the formation of their musical preferences. There is a transition from the classical sociological ideas to the thoughts of modern authors with framing by empirical data obtained by the theoretic-methodological apparatus. The study was carried out by using N.E. Tikhonova’s methodics of determing class affiliation, adapted to the method of analyzing the content of social networks. It is shown that there are propensities to listen to music of a certain genre, observed in representatives of different classes. Also the scale of the influence of mass culture on all strata of society is shown.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТОМСКА)»

УДК 316.34:316.74:78

ВЛИЯНИЕ КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТОМСКА)

А.В. Кабанова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

В данной статье рассматривается проблема влияния классовой принадлежности индивидов на их музыкальные предпочтения. Обсуждается переход от идей классиков социологии к концепциям современных авторов проведена обработка полученных эмпирических данных посредством представленного теоретико-методологическим аппаратом. Исследование проведено при помощи методики определения классовой принадлежности по Н.Е. Тихоновой, адаптированной к методу анализа контента социальных сетей. Показано, что имеют место как склонности представителей различных классов к прослушиванию музыки определенного жанра, так и значительное влияние массовой культуры на все слои общества.

Ключевые слова: музыкальные предпочтения, классовая принадлежность, влияние, социальные сети, жанр, культура.

В современном мире музыка все более входит в жизнь людей. Музыкальные предпочтения не могут не влиять на предпочтения в интересах, окружении,

общности, в которых они состоят. Что касается более фундаментальных положений, то, как отмечает Сорокин, личные черты субъектов взаимодействия (как индивидов, так и групп) не могут быть поняты без знания социокультурной среды, в которую они включены [1, с. 185-186, 218]. Требуется изучать общество и культуру, в рамках которых происходит социализация. Музыка является неотъемлемой частью культуры и, следовательно, всех процессов влияния культуры на общество. Более того, американские исследователи Уильям Рой (Университет

© Кабанова А.В., 2018

штата Калифорния) и Тимоти Доуд (Университет Эмори, штат Джорджия) отмечают, что музыка предстает тем видом социального взаимодействия, который выражает и конституирует социальные отношения на различных уровнях общества, таких как субкультуры, классы, этносы, нации, глобальное общество [2, p. 184]. Еще Пьер Бурдьё писал о склонностях господствующих социальных групп к прослушиванию музыки, отличной от той, к которой склонны подчиненные социальные группы. Он объяснял данный феномен тем, что музыкальный вкус выступает своеобразным символом принадлежности к той или иной социальной группе. Актуальны ли его выводы на сегодняшний день? С одной стороны, музыка стоит над классами, и представители различных классов могут предпочитать музыку различных жанров, стилей и направлений. С другой стороны, многие жанры и направления в музыке изначально создавались как отражающие идеи, представления и мировоззрение тех или иных классовых общностей, другие жанры стали ассоциироваться в массовом сознании с определенными классами уже после своего оформления.

Обращение к истории социологии музыки невозможно без упоминания о Теодоре Адорно, сыгравшем наиболее значительную роль в становлении социологии музыки. Его главной целью в исследованиях социологии музыки являлось выявление типов слушания музыки. На его взгляд, не существует «чистого» типа, но возможно выявить уровень восприятия музыкального текста и определить главные трудности общения с ним. Саму музыку Адорно определял как непонятийный язык, как субститут реальных процессов, как шифр социального, при этом социальное содержание музыки должно быть объективировано эстетическим. Появляется задача социолога, исследующего процессы музыкальной жизни: научить людей понимать музыку, а также понимать само общество посредством музыки, изучать само восприятие музыки в обществе [3, с. 173-174]. В работе В.С. Цукермана «Музыка и слушатель» излагается содержание понятия «музыкальный вкус», фактический материал о предпочтениях различных социальных групп. Э. Алексеев изучал массовые музыкальные вкусы аудитории концертных залов, радиослушателей, покупателей грампластинок. Также он описал 443

метод «звучащей анкеты», когда респонденту предлагается отвечать на вопросы об определенных мелодиях с их воспроизведением. Музыкальная проблематика часто имеет место в трудах классиков социологии. Например, Макс Вебер изучал математические аспекты ритма и мелодии в контексте культур различных народов и исторических эпох.

Существует множество научных дискуссий о структуре современного общества, в частности, о структуре современного российского общества. Одно из представленных в современной российской социологии мнений на этот счет выражено в монографии Н.Е. Тихоновой «Социальная структура России: теории и реальность». Автор выступает за точку зрения о классовом характере современного российского общества. Однако какая модель классовой структуры общества применима к России? Основными современными моделями стратификации являются такие подходы, как неомарксистский,неовеберианский и ресурсный. Концепция неомарксиста Э. Райта способна дать представление о масштабах эксплуатации в современном обществе России, а также об их отличиях от аналогичных показателей зарубежных стран, однако малопригодна для выявления представлений о реальной стратификационной системе - если в один класс попадает более 80 % всего населения, возникает необходимость дальнейшего дробления в рамках рассматриваемой модели. Широкое распространение в Западной Европе получила классификация ESOMAR, основанная на принципах неовебери-анства. В России данная классификация эффективна при анализе социально-профессиональной структуры, но малоинформаивна при попытках выделения иерархической системы классов, составляющих российское общество. Данная система здесь строится не на формальных социальных или профессиональных статусах, имеющих к тому же и несколько иные смыслы, нежели в Западной Европе.

Причинами сложности применения западных подходов к анализу российского общества стали также сравнительная новизна процесса формирования в России классовой структуры общества и его неоэтакратическая природа [4, с. 243]. В отличие от США и западноевропейских стран имущественные характеристики индивидов, их экономический статус слабо связаны с

их производственными позициями. По этой причине наиболее подходящим в условиях российских реалий остается ресурсный подход, однако и в случае его применения необходимо разрешить ряд вопросов. В итоге Н.Е. Тихоновой удалось создать собственный подход к анализу современной социальной структуры России, вывести показатель «индекс уровня жизни», основываясь на следующих ресурсах как изучаемых показателях:

1. Экономический;

2. Квалификационный;

3. Образовательный;

4. Социальный;

5. Властный;

6. Культурный;

7. Личностный;

8. Символический;

9. Физиологический.

Социолог разбивает общество современной России на пять классов по уровню жизни: бедствующие, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные и высокообеспеченные. В предлагаемом исследовании влияния классовой принадлежности в формировании музыкальных предпочтений индивидов применяется именно такой подход к социальной структуре современного российского общества.

Данное количественное исследование проведено на материалах социальной сети «ВКонтакте», так как она является самой массовой в современной России; более того, с ее помощью можно выявить и музыкальные предпочтения индивидов. Применение данного метода обосновано его более рациональным характером, чем, например, у опросного метода в данном случае, поскольку увеличивается доступность представителей высших классов, репрезентованных в данной социальной сети, но труднодоступных в случае применения традиционных социологических методов. Возраст информантов не превышает 30 лет, поскольку изучается молодежь как преемник старших поколений и отображение многих социальных тенденций в будущем, а согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р с приведенными в приложении «Основами государственной молодежной политики Российской 445

Федерации на период до 2025 года», молодежь включает в себя граждан в возрасте от 14 до 30 лет [5].

Социальные сети в Интернете стали неотъемлемой частью жизни людей. Особый интерес представляет их изучение с социологической точки зрения, так как социальные сети изначально являлись отражением взаимодействий, бытующих в реальном обществе, и только затем начали проявляться обратные влияния. Американские психологи Роберт Уилсон, Самуэль Гослинг и Линдси Грэхэм в статье «A Review of Facebook Research in the Social Sciences» говорят о важности изучения такой социальной сети, как «Facebook» [6, p. 203]. Необходимость изучения материалов из социальных сетей по причине собственно социальной активности, предпринимаемо на данных площадках: связь с другими людьми, выражение предпочтений, предоставление сведений и социальных изменениях. Такие данные представляют интерес для широкого круга дисциплин: от социологии, юриспруденции, экономики и психологии до менеджмента, маркетинга и информатики. В зависимости от научного направления и целей исследования пути изучения данных социальных сетей могут значительно варьироваться, равно как и применяемые при этом методы. Однако весь спектр исследований данной тематики, как утверждают данные ученые, несмотря на увеличение числа исследований, является весьма разрозненным, статьи на данную тематику публикуются в широком круге международных журналов и сборников материалов конференций, многие из которых не включены в базы данных, традиционно отслеживаемые социальными учеными.

При изучении материалов социальных сетей возникают некоторые сложности, обусловленные значительным объемом информации, подлежащей анализированию. Работу с данными материалами облегчают специальные инструменты. Например, для анализа материалов российской социальной сети «ВКонтакте» был разработан web-инструмент «TargetHunter». Данный инструмент относится к категории т.н. «инструментов таргентин-га» и изначально был разработан для облегчения выявления аудитории для распространения целевой рекламы на сайтах социальных сетей, однако данные, получаемые с помощью данного Интернет-ресурса, интересны и социальным ученым, пригод-

ны для проведения социальных исследований. «TargetHunter» обладает широкими функциональными возможностями [7]. Особую роль для данного исследования играет возможность выявления музыкальных предпочтений группы пользователей, задаваемой в качестве аргумента.

Использовалась адаптированная под данное исследование методика определения классовой принадлежности в современной России социолога Натальи Евгеньевны Тихоновой с построением индекса уровня жизни. С помощью Web-ресурса «Target Hunter» была создана база данных томичей-пользователей социальной сети «ВКонтакте», имеющая пригодный для социологического анализа вид. В данной базе нас интересовали такие показатели, как уровень образования, знание языков, трудовая деятельность, количество «друзей» и «подписчиков». Именно эти показатели вписываются в методику определения классовой принадлежности Тихоновой, за них каждый включенный в выборку пользователь получал баллы. Классовая принадлежность определена по сумме полученных баллов по данным показателям:

• Бедствующие (до 3 баллов);

• Малообеспеченные (3-6 баллов);

• Среднеобеспеченные (7-10 баллов);

• Обеспеченные (11-14 баллов);

• Высокообеспеченные (15 баллов и более).

Были проанализированы данные 1000 томичей-пользователей социальной сети «ВКонтакте». Выделяемые Н. Тихоновой классы распределились среди выборки следующим образом: бедствующие составляют 6,4 % среди всей выборочной совокупности, малообеспеченные - 43 %, среднеобеспеченные - 33,6 %, обеспеченные - 13,8 %, высокообеспеченные - 3,2 %. Дополнительно можно провести объединение в укрупненные группы классов: высшие классы, складывающиеся из обеспеченных и высокообеспеченных, составляют 17 %, низшие классы, объединяющие бедствующих и малообеспеченных, составляют 49,4 %.

Инструмент «Target Hunter» позволяет выявить предпочитаемые жанры музыки конкретных пользователей социальной сети «ВКонтакте». Как уже было описано ранее, инструмент обладает широкими функциональными возможностями и среди множества других показателей позволяет выявлять музыкальные предпочте-447

ния пользователей социальной сети. Получаемые данные агрегируются инструментом по трем пунктам: исполнители, жанры, композиции. Наиболее пригодным для проведения анализа музыкальных предпочтений выступает пункт «жанры», поскольку, например, при выводе информации о конкретных композициях мы получаем неклассифицированные и слишком дробящиеся данные, вывод данных о предпочитаемых исполнителях уже позволяет говорить о некоторых музыкальных предпочтениях тех или иных групп пользователей, однако также является весьма дробящимся распределением. Именно вывод по жанрам позволит выявить преобладающие музыкальные предпочтения индивидов, распределенные по их классам и представленные в их многообразии. В качестве аргументов при применении данной функции инструмента «TargetHunter» были заданы ссылки на страницы пользователей, принадлежащих к различным классам, заранее выделенным по уже описанной методике. Сопоставив результаты применения инструмента с ранее выявленной классовой принадлежностью индивидов, а также проведя всю выборочную совокупность через инструмент «Target Hunter», мы получили следующие распределения слушателей тех или иных жанров музыки. Следует сразу пояснить, что все представленные распределения слушателей по музыкальным жанрам в сумме будут давать более ста процентов по причине того, что, как правило, отдельный индивид не ограничивает предпочитаемые жанры каким-либо одним жанром, а слушает произведения из различных музыкальных направлений. Возникает ситуация, подобная происходящей при применении вопросов с множественными ответами в более традиционном социологическом исследовании, когда исследователь рассматривает доли в возникающих распределениях не как части от числа изучаемой выборочной совокупности, а как доли от бытующих в данном обществе мнений, поддерживаемых его членами. Диаграммы, визуализирующие распределения музыкальных предпочтений по классовой принадлежности, представлены в приложениях.

В целом по рассматриваемой выборочной совокупности можно сделать выводы о безусловном преобладании жанра популярной музыки, оправдывающего свое название - его слушателями являются 57 % молодежи Томска. На втором месте по

популярности располагается рок-музыка - ее слушателями оказались 46 % молодых томичей. С небольшим отставанием от рока располагаются рэп-музыка и хип-хоп - слушателями этих жанров являются 42 % томской молодежи, 31 % молодежи Томска слушают электронную музыку, 21 % - этническую музыку. Столько же пришлось на выделяемый инструментом отдельно жанр альтернативного рока, 15 процентов слушателей проявляют определенный интерес к жанру «метал». Интерес в социологическом плане вызывают также жанры, традиционно относимые к определенным группам населения - это шансон (имеющий 16 % слушателей среди всей изучаемой совокупности) и классическая музыка (13 % слушателей). Следует отметить, что в этом и в каждом приводимом в дальнейшем распределении ярко проявляются лидирующие жанры.

Для получения более детальных выводов было произведено распределение индивидов, предпочитающих те или иные музыкальные жанры, по классам. В связи с малочисленностью крайне полярных классов - высокообеспеченных и бедствующих - они были объединены с ближайшими к ним категориями населения. Из высокообеспеченных и обеспеченных была сформирована группа представителей высших классов, а из бедствующих и малообеспеченных - низших классов. Группа среднеобеспеченных изменена не была. На такие группы индивидов накладывались музыкальные предпочтения и выявленные. Было выявлено, что три преобладающих в целом жанра не изменились ни качественно, ни по сравнительному уровню популярности по сравнению с изучаемой выборочной совокупностью в целом. Поп-музыка занимает первое место среди музыкальных предпочтений у 46 % представителей низших классов, 64 % среднеобеспеченных и 72 % высших классов. На втором месте по-прежнему располагается рок (36 %, 54 %, 62 % соответственно), на третьем - рэп и хип-хоп (35 %, 46 %, 52 %). Не в последнюю очередь это может быть связано и с тем, что музыкальные предпочтения представителей высших классов оказываются более широкими, чем у других классов. Интерес, например, к этнической музыке также увеличивается от низших к высшим классам (13 %, 26 %, 34 % соответственно). Четвертым по популярности жанром является электронная музыка, представленная, как правило, таким 449

жанром, как хаус (и танцевальная музыка), набирающий 31 % среди всех слушателей, 27 % у низших классов, 34 % у средних классов и 40 % у высших. Следующую позицию, как правило, занимает еще один представитель электронной музыки - выделяемый отдельно жанр «электропоп», обычно набирающий от пяти до десяти процентов слушателей меньше, чем хаус.

Что касается таких жанров, как шансон и классическая музыка, между этими жанрами наблюдается сходная картина: шансон набирает 12 %, 17 % и 28 % слушателей соответственно в низший, средних и высших классах. Однако различия в количестве слушателей классической музыки являются более ощутимыми: от 8 % в низших классах, 15 % среди средних классов до 28 % в высших классах. Таким образом, классическая музыка действительно является более предпочитаемой среди высших классов.

С другой стороны, возрастание числа слушателей в процентном выражении от низших классов к высшим по всем жанрам может говорить о том, что музыкальные предпочтения расширяются от низших классов к высшим.

Если же проводить сравнение распределений по выделенным изначально классам, то и в данном случае можно говорить о наличии в каждом классе преобладающих жанров, причем всякий раз к таким жанрам будут относиться поп-музыка, рок и рэп (хип-хоп). Например, 19 % бедствующих слушает поп-музыку, 14 % слушателей интересен такой жанр, как рок, 16 % бедствующих слушают рэп. Меньшие доли приходятся на различные виды электронной музыки (по 9 %, 3 % в случае жанра «транс»), по три процента слушателей из данного класса слушает классическую, этническую музыку и шансон. Столь сравнительно небольшие доли обусловлены довольно неширокими музыкальными предпочтениями бедствующих, что органично подтверждает ранее выдвинутую гипотезу. Отмечаем, что рэп в среде бедствующих имеет большую популярность, нежели рок-музыка.

Вторым рассмотренным классом являются малообеспеченные. Их музыкальные предпочтения являются более широкими по сравнению с бедствующими. В случае малообеспеченных преобладающими жанрами остается триада поп - рок - рэп. Популярная музыка увлекает 51 % малообеспеченных. Однако слушателей рока и рэпа среди малообеспеченных оказалось рав-

ное количество - по 39 %, поэтому на третье место уместно поставить следующий жанр - хаус и танцевальную музыку, относящиеся к широкой группе жанров электронной музыки. Электронная музыка в виде хауса (и танцевальной музыки) практически всегда располагается после выделенной триады наиболее популярных жанров, а в случае приблизительно равного количества слушателей у какого-либо из трех самых популярных в целом жанров занимает третье место по распространенности. Затем следует жанр электропоп (22 %), занимающий привычную позицию после хауса. Классическую музыку слушают уже больше людей по сравнению с бедствующими - 12 % малообеспеченных относятся к слушателям данного музыкального направления. Более распространенным по сравнению с бедствующими является и шансон (13% у малообеспеченных).

14 % слушателей составляют любители этнической музыки,

15 % - альтернативного рока.

Музыкальные предпочтения среднеобеспеченных были описаны ранее, поэтому перейдем к распределению жанров у такого класса, как обеспеченные. По сравнению с предыдущими классами обеспеченные демонстрируют еще большую широту музыкальных предпочтений. Преобладающие жанры сохранили свои позиции со следующими результатами: поп-музыку предпочитают 72 % обеспеченных слушателей, к року склонны 59 %, рэп слушают 49 % слушателей, 39 % и 31 % предпочитают электронную музыку жанров хаус и электропоп, соответственно. Средние показатели имеют такие жанры, как шансон (24 %) и классическая музыка (23 %), несколько большая часть слушателей предпочитает этническую музыку (32 %).

Однако наиболее широкими музыкальными вкусами обладают высокообеспеченные. Конечно, они не отличились иным составом жанров-лидеров - это по-прежнему поп, рок и рэп, причем расположившиеся именно в такой последовательности по популярности с показателями в 75 %, 69 % и 66 %, соответственно. Особенностью высокообеспеченных является преобладание жанра электропоп над хаусом (50 % против 44 %, соответственно), однако электронная музыка в целом располагается на том же месте, что и в большинстве остальных распределений. Характерной особенностью высокообеспеченных является уве-451

личение широты музыкальных вкусов практически по всем жанрам, причем данное увеличение колеблется от приблизительно 5 % до более 20 % по различным жанрам.

Конечно, жанры, положение которых позволяет рассмотреть применение инструмента «Та^еШиПег», не сводятся лишь к тем, что по большей части были описаны ранее. Существуют и «жанры-аутсайдеры», набирающие минимальные значения во всех рассматриваемых распределениях. Это, например, такие жанры, как дабстеп, регги, инди-поп, набирающие от 5 % до 12 % в распределении по всей выборке и иногда большие, чем в целом, проценты в других распределениях. По данным жанрам также возможно отследить расширение музыкальных вкусов от бедствующих к высокообеспеченным классам

Подводя итоги интерпретации данных, полученных с помощью инструмента «Тш^еШиШег», мы можем утверждать, что, хотя возможно проследить некоторые влияния классовой принадлежности в формировании музыкальных предпочтений, сводящиеся к различиям между количеством слушателей тех или иных жанров в рамках одного класса, к расширению музыкальных предпочтений от бедствующих к высокообеспеченным, наглядно представленных на диаграмме 1, полученные графики имеют в целом похожую форму. Эти сходства заданы в основном проявлениями массовой культуры в современном обществе, выражающимися в преобладании жанра поп-музыки при высоком уровне популярности рока, рэпа и электронной музыки. Классовые различия, замеченные еще Пьером Бурдьё, прослеживаются на менее популярных жанрах музыки - классической музыке и шансоне, однако эти различия имеют весьма слабую степень выраженности, за исключением группы высокообеспеченных.

Одной из задач исследования было определение склонности тех или иных классов к элитарной и массовой культурам. Согласно результатам, полученным методом анализа контента социальных сетей, можно сделать выводы о том, что массовая культура, одной из составляющих частей которой является массовая, популярная музыка, прочно встроилась в культурные пласты представителей всех классов, поскольку жанром-лидером во всех случаях является именно популярная музыка. Однако высшие классы по сравнению с остальными все же бо-

лее склонны к прослушиванию музыки, традиционно ассоциируемой именно с ними, а именно классической музыки. Отчасти это вызвано еще и тем, что при наблюдениях от низших к высшим классам проявляется расширение музыкальных вкусов: у каждого жанра в процентном отношении становится больше слушателей, чем в более низком классе, соответственно, множества слушателей тех или иных жанров музыки пересекаются большей площадью от низших классов к высшим.

Концепт широты культурного потребления рассматривается российским социологом Михаилом Соколовым [8, с. 117]. Он же рассматривает и различные подходы к пониманию причин выбора культурных предпочтений. Социолог заявляет частичном наличии корреляций между художественными вкусами и принадлежностью к определенной социальной категории. Изучением данных корреляций занимался Пьер Бурдьё, причем он изучал именно музыкальные предпочтения, придя к выводу о том, что индивиды из более высоких по статусу групп населения легитимируют свою привилегированность при помощи более изысканного вкуса, которым также ограничивают доступ в свой круг, таким образом происходит сортировка культурных сред [9]. Данный тезис получил название «тезис гомологии»: обнаружены и описаны системы вкусов, коррелирующие с уровнем формального образования, и предпочитаемые произведения располагаются в некоторой иерархии согласно среднего образовательного уровня, характера занятости (является ли труд индивида физическим или нефизическим), а эффекты статусной культуры накладываются на поколенческие эффекты (склонность к различным жанрам у разных поколений либо меняться в зависимости от текущего этапа жизни в рамках одного поколения), гендерные эффекты (противостояние «мужских» и «женских» жанров имеет место в низкостатусной, но не в высокостатусной культуре. В работе «Различение» Бурдьё описывает результаты проведенного исследования: выяснилось, что высшая буржуазия предпочитает Стравинского и Малера (представители неоклассической музыки), а рабочие слушают Азнавура (представителя французского шансона). Особенные музыкальные предпочтения позволили буржуазии доказывать свою привилегированность за счет «утонченного вкуса»; кроме того, был ограничен доступ в социальные 453

сети привилегированных классов. Знатоки Малера всегда знают, о чем можно поговорить друг с другом, носители сходных вкусов склонны общаться друг с другом, и таким образом происходит сортировка культурных предпочтений в разных средах. Тезис гомологии был выдвинут французским социологом в 1980-е гг., во времена существования и противоположной теории - теории массовой культуры, зародившейся в 1950-е гг. [10], что являлось на то время революционными взглядами. В отличие от Бурдьё, отстаивающего мнение о том, что классовые различия в культурных предпочтениях не исчезают, несмотря на всю социальную динамику, и что массовой культуры с отсутствием дифференциации по классовому признаку не существует, теория массовой культуры, поддерживаемая американскими социологами во главе с Ричардом Петерсоном, говорит о том, что привилегированные в обществе группы потребляют в принципе больше любого искусства, и что элиты отличаются не «элитарным потреблением», как мыслил Бурдьё, а разнообразием своих вкусов [11, 12]. По мнению Р. Петерсона и его соавторов, «Слушатели делятся не на тех, кто слушает Малера и презирает шансон, и тех, кто слушает шансон, а на тех, кто слушает только шансон, и тех, кто слушает шансон, Малера, а заодно этническую музыку, григорианские хоралы и рэп». Последний вариант в данной цитате выдает индивидов, принадлежащих к высшему классу.

Элиты были охарактеризованы как обладатели широкого разнообразного музыкального вкуса, а не как группы, отвергающие «неэлитарную» музыку. Тезис о музыкальной «всеядности» нашел даже кросскультурное подтверждение [13]. Были обнаружены и более глубокие закономерности. Представители высших классов способны назвать большое число предпочитаемых ими жанров, но далеко не все жанры попадают в перечень фаворитов [14]. Представители средних и высших классов с университетским образованием обычно избегают жанров, широко распространенных в среде наименее образованных людей, причем среди музыкальных предпочтений образованных людей не последнее место занимает музыка, практически неизвестная малообразованным людям. В ходе социальной динамики музыкальные жанры могут изменять ассоциирующиеся с ними группы, что произошло, например, с джазом, классическим рок-н-

роллом. Высшие классы слушают музыку, ассоциирующуюся с непривилегированными группами, зачастую с подчиненными группами - однако классовые границы сохраняются [15].

Преобладание представителей популярной музыки объясняется широчайшим распространением массовой культуры в современном обществе. На сегодняшний день можно утверждать, что некоторые теоретические концепции классификации слушателей, описанные в первой главе работы, преобразованы. В книге «Массовая культура: мифы и реальность» В.Н. Сыров объясняет, что произошло стирание граней места и времени культурного потребления и остальных аспектов повседневной жизни. В частности, благодаря современным технологиям музыка сопровождает всю жизнь человека во всех ее проявлениях: в работе, в общении, в досуге, в повседневных действиях. Напротив, в прошлые эпохи потребление музыки требовало значительно больше ресурсов, для встречи с ней требовались определенные время и место [16, с. 113-114]. Широкую распространенность получили и такие жанры, как рэп и хип-хоп, представляющие собой «протест против официальной культуры», а вклад в распространенность выделенных наиболее популярных жанров музыки вносят и способы распространения музыки, например, отмечается, что поп-музыка пишется для музыкального телеканала «MTV» [16, с. 115]. Произошла революция в содержании культуры: разрушены устоявшиеся приоритеты, десакрализованы высокие образцы, смешалось «важное» и «неважное», будни легитимированы как эстетический и культурный объект. Например, музыка рок-группы «The Beatles» и многих других рок-групп в современности исполняется даже симфоническими оркестрами, ранее ассоциируемыми исключительно с высокой, элитарной культурой.

«Массовость» массовой культуры отражается не только в средствах ее распространения, существенно облегчившими доступ к музыке во всех классах общества, но и в сопровождающих ее социальных практиках, таких как туризм, походы в магазины, на занятия спортом, на вечеринки. Однако мир, созданный массовым искусством, и инструменты создания такого мира выглядят не по канонам высокого искусства, а «демократически», пытаясь более всего соответствовать ожиданиям публики, тогда как высо-455

кое искусство, не обладая демократической легитимацией, нравится лишь немногим. Более не существует грани между искусством и реальностью, артистам уже не требуется обладать профессионально достаточными актерскими, музыкальными, поэтическими навыками, тем не менее, они остаются востребованными публикой. Довольно распространены представления об элитарном потреблении на уровне высших классов общества при скептическом отношении к «неэлитарной» культуре, однако и высшие классы оказались охвачены массовой культурой: оппозиции «массовое - элитарное», «низкое - высокое» оказались лишь максимальным упрощением попыток понимания социальной реальности, имеющую более сложную природу. Массовую же культуру следует рассматривать не как оппозицию культуре народной, высокой или элитарной, а как культуру, строящуюся на других основаниях, а точнее, традиционные основания были утрачены, и такая культура теперь функционирует, не нуждаясь в «онтологическом фундаменте» целостных, иерархически организованных ценностей [16, с. 264-265].

Можно выделить еще одну причину сходств конфигурации музыкальных предпочтений в контексте классовой принадлежности. Н.Е. Тихонова утверждает, что в современном российском обществе классы лишь недавно начали получать свое оформление. Исторически предшествующее общество - общество Советского Союза - характеризовалось яркой классовой стратификацией при идеологических стремлениях к созданию бесклассового общества. После распада СССР общество вступило в фазу трансформации, переход от неоэтакратической к классовой структуре общества до конца не завершен и часть классов не обрели свои ориентиры до сих пор [4, с. 178]. Верно это и в культурном отношении.

Таким образом, современная массовая культура оказала значительное влияние на музыкальные предпочтения индивидов. Они оказались размыты при рассмотрении музыкального потребления, спроецированного на классовую структуру общества, при этом преобладающими жанрами среди всех классов оказались поп-музыка, рок, рэп и хип-хоп, а также электронная музыка. Немаловажное значение в этом имеет увеличившаяся доступность музыки с помощью технических средств. Тем не менее, со-

хранились некоторые особенности музыкальных предпочтений, зависящие от конкретной классовой принадлежности индивидов, например, расширение музыкальных вкусов от бедствующих классов к высокообеспеченным сопровождается увеличением предпочтительности классической музыки, традиционно считающейся примером элитарного культурного потребления.

Библиографический список

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

2. Roy W. G., Dowd T.J. What Is Sociological about Music? // The Annual Review of Sociology. № 36. 2010. P. 183-203.

3. Дамберг С.В., Семенков В.Е. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII, № 2. С. 173-181.

4. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф: Ин-т социологии РАН, 2014. 408 с.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 10.03.2018).

6. Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. A Review of Facebook Research in the Social Sciences // Perspectives on Psychological Science. 2012. Vol. 7, iss. 3. P. 203-220.

7. Краснов С.В., Бугаева О.Г., Федосеева О.Ю. Определение целевой аудитории для интернет-продаж медико-технической продукции // Вестник Волжского университета имени

B.Н. Татищева. 2018. № 1, т. 2. С. 156-164.

8. Соколов М.М., Соколова Н.А., Сафонова М.А. Статусные культуры, биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах читателей петербургских библиотек // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX, № 3(86).

C. 116-135.

9. Bourdieu P. Distinction: The Social Critique of the Judgment of Taste. L.: Routledge, 1984. 613 p.

10. MacDonaldD. A Theory of Mass Culture // Diogenes. 1953. No. 1(3). P. 1-17.

11. Peterson R.A., Kern R.M. Changing highbrow taste: From snob to omnivore // American Sociological Review. 1996. No. 61(5). P. 900-907.

12. Peterson R.A. Understanding audience segmentation. From elite to mass and from snob to omnivore // Poetics. 1992. No. 21(4).

P. 243-258.

13. Katz-Gerro T. Cross-National Cultural Consumption Research: Inspirations and Disillusions // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 2011. No. 63. P. 339-360.

14. Bryson B. «Anything but heavy metal»: Symbolic exclusion and musical dislikes // American Sociological Review. 1996. No. 61(5).

P. 884-899.

15. Savage M., Gayo M. Unravelling the omnivore: A field analysis of contemporary musical taste in the United Kingdom // Poetics. 2011. No. 39(5). P. 337-357.

16. Сыров В.Н. Массовая культура: мифы и реальность. М.: Водолей, 2010. 328 с.

THE INFLUENCE OF THE CLASS AFFILIATION ON THE FORMATION OF THE MUSICAL PREFERENCES (ON THE EXAMPLE OF TOMSK'S INHABITANTS)

A. V. Kabanova

National Research Tomsk State University

This article is devoted to the problem of influence of the individuals' class affiliation on the formation of their musical preferences. There is a transition from the classical sociological ideas to the thoughts of modern authors with framing by empirical data obtained by the theoretic-methodological apparatus. The study was carried out by using N.E. Tikhonova's methodics of determing class affiliation, adapted to the method of analyzing the content of social networks. It is shown that there are propensities to listen to music of a certain genre, observed in representatives of different classes. Also the scale of the influence of mass culture on all strata of society is shown.

Keywords: musical preferences, class affiliation, influence, social network, genre, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.