Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 15-16 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 15-16 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЛЫЖНИЦЫ-ГОНЩИЦЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головко Д.Е., Загревская А.И., Шилько Т.А.

Цель исследования - определение влияния кинезиологических средств на двигательную подготовленность лыжниц-гонщиц 15-16 лет. Методика и организация исследования. В научном эксперименте использовались следующие методы: анализ литературных источников по методике организации тренировочного процесса лыжниц-гонщиц, тестирование двигательной подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДЮСШ №1 Томского района Томской области. В исследовании приняли участие 120 лыжниц 15-16 лет, из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 60 девушек в каждой группе. Результаты исследования и выводы. В процессе исследования был разработан блок средств, включающий в себя четыре кинезиологических модуля различной целевой направленности: подготовительно-разминочный, базовый (нагрузочный), базовый (укороченный), разминочно-соревновательный. Каждый из данных модулей решал конкретные цели и задачи, в зависимости от периода подготовки. В результате исследования зафиксирован достоверный прирост результатов двигательной подготовленности спортсменок экспериментальной группы, что указывает на эффективность предлагаемых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Головко Д.Е., Загревская А.И., Шилько Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF KINESIOLOGICAL MEANS ON MOTOR FITNESS OF 15-16-YEAR-OLD SKIERS-RACERS

Objective of the study was to determine the effect of kinesiological means on the motor fitness of 15-16-year-old ski racers. Methods and structure of the study. The following methods were used in the scientific experiment: analysis of literary sources according to the methodology of organizing the training process of cross-country skiers, testing of motor fitness, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Experimental work was carried out on the basis of the Children's and Youth Sports School No. 1 of the Tomsk region of the Tomsk region. The study involved 120 skiers aged 15-16, of which experimental and control groups were formed, 60 girls in each group. Results and conclusions. In the course of the study, a block of tools was developed, which includes four kinesiology modules of various target orientations: preparatory and warm-up, basic (load), basic (shortened), warm-up and competitive. Each of these modules solved specific goals and objectives, depending on the period of preparation. As a result of the study, a significant increase in the results of motor fitness of female athletes of the experimental group was recorded, which indicates the effectiveness of the proposed means.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 15-16 ЛЕТ»

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 15-16 ЛЕТ

УДК/UDC 796.92

Поступила в редакцию 20.09.2022 г.

Аспирант Д.Е. Головко1

Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1 Доктор медицинских наук, профессор Т.А. Шилько1 1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

INFLUENCE OF KINESIOLOGICAL MEANS ON THE MOTOR FITNESS OF 15-16 YEARS-OLD SKIERS-RACERS

Postgraduate student D.E. Golovko1

Dr. Hab., Associate Professor A.I. Zagrevskaya1

Dr. Med., Professor T.A. Shilko1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: a.zagrevskaya@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - определение влияния кинезиологических средств на двигательную подготовленность лыжниц-гонщиц 15-16 лет. Методика и организация исследования. В научном эксперименте использовались следующие методы: анализ литературных источников по методике организации тренировочного процесса лыжниц-гонщиц, тестирование двигательной подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДЮСШ №1 Томского района Томской области. В исследовании приняли участие 120 лыжниц 15-16 лет, из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 60 девушек в каждой группе. Результаты исследования и выводы. В процессе исследования был разработан блок средств, включающий в себя четыре кинезиологических модуля различной целевой направленности: подготовительно-разминочный, базовый (нагрузочный), базовый (укороченный), разминочно-соревнова-тельный. Каждый из данных модулей решал конкретные цели и задачи, в зависимости от периода подготовки. В результате исследования зафиксирован достоверный прирост результатов двигательной подготовленности спортсменок экспериментальной группы, что указывает на эффективность предлагаемых средств.

Ключевые слова: кинезиологические средства, двигательная подготовленность, лыжницы-гонщицы, тренировочный процесс.

Abstract

Objective of the study was to determine the effect of kinesiological means on the motor fitness of 15-16-year-old ski racers.

Methods and structure of the study. The following methods were used in the scientific experiment: analysis of literary sources according to the methodology of organizing the training process of cross-country skiers, testing of motor fitness, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Experimental work was carried out on the basis of the Children's and Youth Sports School No. 1 of the Tomsk region of the Tomsk region. The study involved 120 skiers aged 15-16, of which experimental and control groups were formed, 60 girls in each group. Results and conclusions. In the course of the study, a block of tools was developed, which includes four kinesiology modules of various target orientations: preparatory and warm-up, basic (load), basic (shortened), warm-up and competitive. Each of these modules solved specific goals and objectives, depending on the period of preparation. As a result of the study, a significant increase in the results of motor fitness of female athletes of the experimental group was recorded, which indicates the effectiveness of the proposed means.

Keywords: kinesiological means, motor readiness, skiers-racers, training process.

Введение. Современные лыжные гонки характеризуются не только видом спорта на выносливость, но и скоростно-силовым и ситуационным видом спортивной деятельности, что значительно увеличивает требования к двигательной, технической и скоростно-силовой подготовке лыжниц-гонщиц.

Неотъемлемой частью лыжных гонок является тренировочная и соревновательная деятельность, которая представляет собой многокомпонентный интегративный процесс психомоторного развития и двигательной подготовленности спортсменок [1, 2, 4].

В связи с этим актуализируется проблема поиска эффективных средств, направленных на улучшение двигательной подготовленности спортсменок, от которой во многом зависит результат соревновательной деятельности. На наш взгляд,

эффективными средствами развития двигательных качеств являются кинезиологические средства, которые оказывают интегративное влияние как на двигательную подготовленность, так и на психомоторное развитие лыжниц-гонщиц.

Цель исследования - определение влияния кинезио-логических средств на двигательную подготовленность лыжниц-гонщиц 15-16 лет.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДЮСШ № 1 Томского района Томской области. В исследовании приняли участие 120 лыжниц 15-16 лет, из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 60 девушек в каждой группе. Педагогический эксперимент по определению эффективности применения кинезиологических средств

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц 15-16 лет проводился в течение одного года.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе эксперимента нами был разработан блок средств, включающий в себя четыре кинезиологических модуля различной целевой направленности: подготовительно-разминочный, базовый (нагрузочный), базовый (укороченный), разминочно-соревновательный. Каждый из данных модулей решал конкретные цели и задачи, в зависимости от периода подготовки. Продолжительность применения подготовительно-разминочного модуля составляла 20 минут (11,2% от общего времени тренировочного занятия). Данный модуль включает в себя пять строго регламентированных упражнений: «Рука - Ладонь - Кулак» (зрительная команда); «Рука - Ладонь - Кулак» (звуковая команда); «Всплески, лежа на животе (звуковая команд)»; упражнение «Всплески, лежа на спине (зрительная команда)». Подготовительно-разминочный модуль применялся в восстановительном и подготовительном периодах подготовки, а также в подготовительной и заключительной части занятия в соревновательном периоде.

Базовый (нагрузочный) кинезиологический модуль применялся в подготовительном периоде в основной части спортивной тренировки. Продолжительность применения данного модуля составляла около 30 минут (16,7% от общего времени

тренировочного занятия). По содержанию базовый кинезио-логический модуль состоит из семи строго регламентированных упражнений, таких как: «На носок» - На пятку - На колено»; «Стойка лицом вперед - упор лежа (звуковая команда)»; «Стойка лицом вперед - упор лежа (зрительная команда)»; «Выпрыгивания в сторону на опорную ногу (звуковая команда)»; «Выпрыгивания в сторону на опорную ногу (зрительная команда)»; «Всплески в движении, повернувшись лицом вперед (зрительная команда)»; «Всплески в движении, повернувшись спиной вперед (звуковая команда)».

В соревновательном периоде базовый (нагрузочный) ки-незиологический модуль применялся в укороченном варианте (базовый укороченный модуль) продолжительностью до 15 минут (8,3% от общего времени тренировочного занятия). По содержанию базовый (укороченный) модуль состоит из четырех строго регламентированных упражнений, таких как: «На носок» - На пятку - На колено»; «Стойка лицом вперед - упор лежа (зрительная команда)»; «Выпрыгивания в сторону на опорную ногу (звуковая команда)»; «Всплески в движении, повернувшись лицом вперед (зрительная команда)».

Во время соревновательного периода с ноября по апрель, в структуре разминки непосредственно перед соревновательной деятельностью применялся разминочно-соревнователь-ный кинезиологический модуль, который по своей структуре

Таблица 1. Сравнительная характеристика тренировочного процесса лыжниц экспериментальной и контрольной групп (ЭГ - 20 чел.; КГ -20 чел.)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Часть тренировки Продолжительность части тренировки КГ (п =20 чел.) ЭГ (п =20 чел.)

Подготовительная (разминка) До 35 мин Комплекс ОРУ - 20 мин; стретчинг -15 мин Стретчинг - 15 мин; кинезиологические упражнения для разминочной части занятия - 20 мин

Основная (нагрузочная часть тренировки) От 45 до 120 мин Комплекс ОФП, СФП - 30 мин; равномерная или интенсивная тренировочная работа, в зависимости от целей и задач тренировки (кросс, кросс-имитация, катание на лыжах или лыжероллерах) - от 60 до 90 мин Кинезиологические упражнения для основной части занятия - 30 мин; комплекс ОФП, СФП - 15 мин; равномерная или интенсивная тренировочная работа, в зависимости от целей и задач тренировки (кросс, кросс-имитация, катание на лыжах или лыжероллерах) - от 60 до 90 мин

Заключительная (заминка) От 15 до 30 мин Стретчинг - 15-30 мин Кинезиологические упражнения для заключительной части занятия - 15 мин; стретчинг - 15 мин

Разминка (перед соревнованиями) От 35 до 50 мин ОРУ - 10 мин, бег в низком темпе или катание на лыжах, лыжероллерах в первой пульсовой зоне интенсивности - 25-30 мин; стретчинг - 10 мин Кинезиологические упражнения для формирования состояния боевой готовности - 15 мин; бег в низком темпе или катание на лыжах, лыжероллерах в первой пульсовой зоне интенсивности - 25 мин; ОРУ - 10 мин

Зарядка До 35 мин ОРУ - 10 мин, бег в низком темпе 15-20 мин; стретчинг - 10 мин Комплекс кинезиологических упражнений для зарядки - 20 мин; стретчинг - 10 мин

Выходной день от тренировок До 30 мин Отсутствие тренировочной нагрузки Комплекс кинезиологических упражнений для зарядки - 15-20 мин; стретчинг - 10 мин

Таблица 2. Сравнительный анализ изменения показателей двигательных способностей лыжниц-гонщиц 15-16 лет ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента

Тест Этап эксперимента Контрольная группа Экспериментальная группа р

X— ± а ± т X— ± а ± т

Бег на 60 м (с) До эксперимента 11,1 ± 1,8 ± 0,03 11,5 ± 2,1 ± 0,03 0,7

После эксперимента 11,0 ± 2,1 ± 0,03 10,3 ± 1,7 ± 0,03 0,04

р 0,2 0,03

10

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) До эксперимента 32 ± 8 ± 1 33 ± 9 ± 1 0,8

После эксперимента 34 ± 6 ± 1 46 ± 7 ± 1 0,03

р 0,4 0,02

Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с (кол-во раз) До эксперимента 18 ± 5 ± 1 17 ± 3 ± 1 0,5

После эксперимента 20 ± 4 ± 1 26 ± 4 ± 1 0,03

р 0,3 0,02

Наклон вперед из положения стоя с выпрямленными ногами (см) До эксперимента 9 ± 7 ± 1 9 ± 6 ± 1 0,9

После эксперимента 10 ± 4 ± 1 16 ± 5 ± 1 0,04

р 0,3 0,03

Прыжок в длину с места (см) До эксперимента 181 ± 12 ± 2 183 ± 13 ± 3 0,8

После эксперимента 189 ± 5 ± 1 191 ± 6 ± 1 0,7

р 0,04 0,04

Метание мяча 0,3 кг на дальность (м) До эксперимента 27,7 ± 7,4 ± 0,8 28,1 ± 8,1 ± 0,9 0,6

После эксперимента 28,1 ± 6,4 ± 0,7 37,8 ± 4,5 ± 0,7 0,03

р 0,4 0,03

Бег на лыжах 3000 м Классический стиль (мин, с) До эксперимента 13:25 ± 1:27 ± 2,4 13:11 ± 1:23 ± 3,3 0,5

После эксперимента 13:20 ± 1:15 ± 3,2 11:07 ± 0:45 ± 2,2 0,04

р 0,7 0,02

Бег на лыжах 5000 м Свободный стиль (мин, с) До эксперимента 19:18 ± 1:33 ± 2,8 19:29 ± 1:21 ± 3,4 0,4

После эксперимента 18:10 ± 0:55 ± 2,9 17:13 ± 0:42 ± 3,1 0,03

р 0,03 0,01

Экспандер лыжный 3 мин (кол-во движений) До эксперимента 38 ± 5 ± 1 37 ± 6 ± 1 0,5

После эксперимента 41 ± 4 ± 1 50 ± 3 ± 1 0,04

р 0,4 0,02

состоял из трех строго регламентированных упражнений: («Стойка лицом вперед - упор лежа (звуковая и зрительная команда)»; «Выпрыгивания в сторону на опорную ногу (зрительная команда)»; «Всплески в движении, повернувшись спиной вперед (звуковая команда)».

Максимальная продолжительность соревновательно-раз-миночного модуля составляла 15 мин (в среднем 37,5% от общего времени разминки перед соревнованиями).

Следует отметить, что более подробно содержание кине-зиологических модулей различной целевой направленности рассматривалось нами ранее [3]. В зависимости от периода подготовки, целей и задач конкретной тренировки применялся тот или иной кинезиологический модуль. Педагогический эксперимент по определению эффективности применения кинезиологических модулей в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц 15-16 лет проводился в течение одного года (годичный цикл подготовки). Отличительные особенности тренировочного процесса участниц эксперимента представлены в табл. 1.

Вывод. В заключение можно отметить, что в экспериментальной группе наблюдается достоверное улучшение показателей двигательной подготовленности в большинстве тестируемых физических качеств спортсменок (табл. 2), что может указывать на эффективность использования кинезиологи-ческих модулей в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц 15-16 лет.

Литература

1. Бальсевич В. К. Стимулируемое развитие кинезиологического потенциала человека / В. К. Бальсевич // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 5 (47). - С. 7-9.

2. Головко Д. Е. Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом / Д. Е. Головко, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. -

2019. - № 11. - С. 80-82.

3. Головко Д. Е. Влияние кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность лыжников-гонщиков / Д. Е. Головко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 22-24.

4. СосуновскийВ. С. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников / В. С. Сосуновский, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. -

2020. - № 11. - С. 68-70.

References

1. Balsevich V.K. Stimuliruyemoye razvitiye kineziologicheskogo potentsi-ala cheloveka [Stimulated development of human kinesiological potential]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2013. No. 5 (47). pp. 7-9.

2. Golovko D.E., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskiy potentsial sports-menov kak faktor upravleniya trenirovochnym protsessom [Kinesiology potential of athletes as a factor of training process control]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 11. pp. 80-82.

3. Golovko D.E. Vliyaniye kineziologicheskogo modulya «Psikhoemot-sionalnyye vspleski» na psikhomotornuyu podgotovlennost lyzhnikov-gonshchikov [influence of the kinesiology module "Psycho-emotional bursts" on the psychomotor readiness of racers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 11. pp. 22-24.

4. Sosunovsky V.S., Zagrebskaya A.I. Kineziologicheskaya obrazovatel-naya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Kinesiology educational technology of physical education of preschoolers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 11. pp. 68-70.

№12 • 2022 Декабрь | December

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.