УДК 796.92
МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МАКРОЦИКЛЕ ДЛЯ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена Анатольевна Шагарова, преподаватель, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск; Анатолий Николаевич Нефедченко, преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения
Аннотация
В статье рассматривается методика тренировки высококвалифицированных лыжниц-гонщиц на примере сборной Тюменской области. В спортивном сезоне 2016-2017 гг. была изучена годовая динамика показателей физического и функционального состояния спортсменок, проведен анализ тренировочной нагрузки, оценивались показатели соревновательной деятельности в течение сезона. В спортивном сезоне 2017-2018 гг. тренировочные планы спортсменок были скорректированы с учетом лимитирующих факторов, которые влияют на спортивный результат лыжниц. Определены объемы тренировочной нагрузки, а также соотношение средств подготовки лыжниц высокой квалификации. Уточнено распределение нагрузки по зонам интенсивности в годичном цикле у спортсменок. В статье представлены планируемые и достигнутые результаты лыжниц-гонщиц (находящихся в составе экспериментальной группы) сборной команды Тюменской области в спортивном сезоне 2017/18гг.
Ключевые слова: лыжные гонки, физическая подготовка, тренировочный процесс, макроцикл.
MODEL OF PHYSICAL TRAINING IN A MACROCYCLE FOR HIGHLY
QUALIFIED SKIERS
Elena Anatolyevna Shagarova, the teacher, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Education, Omsk; Anatoly Niko-laevich Nefedchenko, the teacher, Omsk State University of Communications
Annotation
The article discusses the methodology of training highly qualified skiers-racers on the example of the team of the Tyumen region. In the sports season 2016-2017 the annual dynamics of the indicators of the physical and functional state of the athletes was studied, the analysis of the training load was carried out, and the indicators of competitive activity during the season were evaluated. In the sports season 2017-2018 the athletes' plans were adjusted taking into account the limiting factors that affect the athletic performance of skiers. The volumes of the training load, as well as the ratio of training means for highly qualified skiers-racers, are determined. The distribution of the load across the intensity zones in the annual cycle for athletes has been clarified. The article presents the planned and achieved results of skiers-racers (who are part of the experimental group) of the team of the Tyumen region in the sports season 2017/18.
Keywords: cross-country skiing, physical fitness, training process, macrocycle.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует множество различных систем, методик тренировки лыжников-гонщиков, но вопрос как выбрать наиболее рациональную, эффективную, чтобы добиться успеха, остается открытым. Тренеры не могут прийти к единому мнению, даже в национальных командах лыжников-гонщиков разделяют на группы, в которых идет подготовка по разным системам.
В подготовке высококвалифицированных лыжниц-гонщиц основной задачей тренера является определение средств тренировочного воздействия, позволяющих добиться повышения физической и функциональной подготовленности спортсменок. Для достижения высоких результатов в спортивном сезоне, лыжницам необходимо набрать нужную кондицию, владеть тактическим мастерством и быть психологически устойчивыми [2, 3].
На современном этапе подготовки лыжниц, необходимо уделять большое количество времени для развития общей выносливости в аэробном режиме, силовой подготовки, ско-ростно-силовой, скоростной, силовой выносливости, чтобы добиться наилучшего спортивного результата [1].
Цель исследования: изучение, анализ и коррекция физической подготовки лыжниц-гонщиц высокой квалификации в спортивных сезонах 2016-2017 гг., 2017-2018 гг.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предварительное исследование было проведено в спортивном сезоне 2016/17 гг. на базе «Жемчужина Сибири» г. Тюмень. В исследовании приняло участие 20 высококвалифицированных лыжниц-гонщиц. Эксперимент был проведен в спортивном сезоне 2017/18гг., на базе «Жемчужина Сибири», в котором приняли участие 8 человек экспериментальной группы (ЭГ), 12 человек контрольной группы (КГ).
Методы исследования: анализ дневников тренировок лыжниц-гонщиц, анализ ЧСС и объемов тренировочной нагрузки с использованием программы Polar Flow, анализ протоколов с соревнований спортсменок в спортивных сезонах 2016-2017 гг., 2017-2018 гг., педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведя мониторинг физического и функционального состояния спортсменок в спортивном сезоне 2016-2017 гг., удалось выявить факторы, способствующие спортивному результату и лимитирующего его. В предварительном исследовании отмечено, что спортсменки с более высоким порогом анаэробного обмена, высокими показателями мощности плечевого пояса и силовых качеств, были успешнее в соревнованиях, чем их соперницы по команде.
В связи с этим была разработана модель физической подготовки, которая наиболее рационально подходит для лыжниц-гонщиц высокой квалификации. Определены методы и средства подготовки лыжниц-гонщиц и их оптимальное сочетание в годичном макроцикле с учетом текущего функционального состояния, на основе чего была выстроена модель физической подготовки для высококвалифицированных лыжниц-гонщиц.
При относительно равном объеме нагрузки, тренировочный процесс для КГ и ЭГ отличался в различном соотношении интенсивности нагрузки, разном соотношении и чередовании средств специальной подготовки, на различных этапах подготовительного и соревновательного периодов, объемом силовой подготовки лыжниц-гонщиц.
Отличительными особенностями предложенной модели физической подготовки высококвалифицированных лыжниц-гонщиц являются акцентирование силовой подготовки в годичном цикле тренировки; использование техники «даблполинг» на лыжах и лыжероллерах, в качестве средства силовой подготовки лыжниц-гонщиц; изменение соотношения интенсивности нагрузки по принципу 86-90% низкоинтенсивной работы и 10-14% работы в 3, 4 и 5 зонах интенсивности в течение годичного цикла подготовки; увеличение вариативности средств подготовки лыжниц-гонщиц высокой квалификации.
Полученные в ходе исследования данные об объемах тренировочной нагрузки высококвалифицированных лыжниц за период подготовки в сезоне 2017/18 представлены на рисунке 1.
Период подготовки лыжниц-гонщиц был разделен на этапы: переходный, подготовительный, соревновательный. На каждом этапе решались определенные задачи.
Распределение средств физической подготовки разной направленности в предложенной модели отражено на рисунке 2.
1000
900
800
я 700
? 600
я 500
s 400
- <о 300
О 200
100
0
945
992
^ + ' / J
f
785
jP
832
□ Кривая нагрузки
^638.
С?
Г J
203
О^ ^
Период подготовки
Рисунок 1 - Распределение тренировочной нагрузки в годичном цикле у высококвалифицированных лыжниц-
гонщиц
Рисунок 2 - Соотношение средств разной направленности в разработанной модели физической подготовки высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в годичном цикле подготовки
Проанализировав тренировочные планы и данные с мониторов сердечного ритма в программе Polar Flow высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в течение годичного цикла можно заключить, что большая часть тренировочной нагрузки у лыжниц, приходится на первую и вторую зоны интенсивности (56% и 30%). Общегодовой объем нагрузки третьей, четвертой и пятой зон интенсивности составил 14% (рисунок 3).
100% г
60% 40% 20% 0%
^ J* J& J? & #
^ А ^ ^
Су о- V ^
□ 1 зона Ш2 зона Ш3 зона Ш4-5 зона
Г J
* /
Рисунок 3 - Распределение тренировочной нагрузки в годичном цикле по зонам интенсивности у высококвалифицированных лыжниц-гонщиц
Выполненные нагрузки были в основном в аэробном режиме работы. Данный вид нагрузки необходим для лыжниц-гонщиц, так как в таком режиме стимулируется рост сети капилляров в мышцах, которые позволяют эффективнее доставлять кислород, а также увеличивают число митохондрий. Соответственно повышается мощность аэробного энергообеспечения [4].
Лыжницы-гонщицы отводят много времени для работы в 1 и 2 зонах интенсивности, от 1 часа до 4-5 часов низкоинтенсивной нагрузки в день. Такой вид тренировок является фундаментом в подготовке лыжниц-гонщиц и активно используется в начале подготовительного периода для адаптации спортсменок после переходного периода. Работа в первой и второй зонах является основой в подготовке высококвалифицированных лыжниц-гон-щиц и может доходить до 80-90% годового объема работы спортсменок.
Если рассмотреть результативность лыжниц-гонщиц экспериментальной группы в спортивном сезоне 2017/18 г., можно сказать, что план намеченных результатов выполнен (таблица1). Четыре спортсменки принимали участие в Кубках Мира, где смогли показать планируемый результат.
В таблице 1, можно наблюдать, в каких дисциплинах лыжницы-гонщицы занимали высокие места. Практически все лыжницы смогли показывать высокие результаты на протяжении всего соревновательного периода. В Чемпионате России команда Тюменской области заняла 1 место в эстафете, что говорит о высоком уровне подготовленности спортсменок. Одна из спортсменок стала Чемпионкой России на дистанции 30 км, свободным стилем.
Таблица 1 - Планируемые и достигнутые результаты (место в соревнованиях) в спортивном сезоне 2017/18гг. лыжниц-гонщиц сборной команды ГАУ ТО «ЦСП», находящихся в составе ЭГ
Ф.И. ВС Тёя ВС Тюмень ЭКР Кировск ККЕ Москва ПР U-23 КМ Planica КМ Ruka ЧР Сыктывкар
Р.О. 6-15(10) - 6-15 (14) - - - - 3-10 (1)
А.Т. 1-6 (1) 5-10 (8) 3-6 (4) 3-6-(4) - 15-30(15) - 3-10 (1)
С.Е. 10-20 (н/с) 20-30 (15) 3-10 (6) - - 10-30 (19)
О.Е. 3-8 (1) 20-30 (20) 3-10 (6) 6-10 (9) - 30-45 (45) - 3-10 (15)
Б.А. 40-60 (51) 50-60 (52) - - 15-25 (44) - - 40-60 (46)
Р.А. 15-30 (24) 20-30 (35) - - - - - 15-30(11)
в.д. - 10-15(19) 3-6 (5) 6-10 (15) - - 20-40 (38) 3-15 (н/с)
Ж.А - 15-20(21) - - - 20-40 (34) 3-10 (1)
* - в скобках указан результат в гонке
ВЫВОД
Предложена модель физической подготовки в макроцикле для лыжниц-гонщиц высокой квалификации с использованием результатов мониторинга физического состояния для планирования, индивидуализации и коррекции тренировочных нагрузок. Модель включает поэтапный план общей и специальной физической подготовки, направлена на развитие силовых, скоростно-силовых качеств и выносливости спортсменок. Основными отличительными особенностями предложенной модели являются акцентирование силовой подготовки в годичном цикле тренировки; использование техники «даблполинг» на лыжах и лыжероллерах, как средство силовой подготовки лыжниц-гонщиц; изменение соотношения интенсивности нагрузки по принципу 86-90% низкоинтенсивной работы и 10-14% работы в 3, 4 и 5 зонах интенсивности в течение годичного цикла подготовки; увеличение вариативности средств физической подготовки лыжниц-гонщиц высокой квалификации, использование мониторинга функционального состояния для текущего и этапного контроля, индивидуализации и коррекции нагрузок.
Эффективность модели прослеживается в результативности лыжниц-гонщиц в сезоне 2017/18 гг. Команда Тюменской области стала Чемпионками России в эстафете; три
спортсменки участвовали в Кубках Мира, показав высокий результат в гонках; неоднократно становились призерами и чемпионами России в дистанционных и спринтерских гонках в сезоне. Так же после проведенного лыжного сезона две спортсменки были приглашены в основной состав сборной России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К. Буццичелли. - М. : Спорт, 2016. - 384 с.
2. Hoff, J. Maximal strength training improves aerobic endurance performance/ J. Hoff, A. Gran, J. Helgerud // Scand J Med Sci Sports. - 2002. - No. 12 (5). - Р. 288-295.
3. Helgerud, J. The effect of maximal strength training on endurance performance in upper body for highly trained male cross-country skiers / J. Helgerud, J.T. Vik, J. Hoff // Corpus, Psyche et Societas. -2001. - No. 8 (1-2). - Р. 90-103.
4. Physiological determinants of sprint and distance performance level in elite cross-country skiers / О. Sandbakk, C.A. Grasaas, E. Grasaas [et al.] // 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg. - Austria, 2013. - P. 93.
REFERENCES
1. Bompa, T. and Buzzicelli, K. (2016), Periodization of sports training, Sport, Moscow.
2. Hoff, J., Gran, A. and Helgerud, J. (2002), "Maximal strength training improves aerobic endurance performance", Scand J Med Sci Sports, No. 12(5), pp. 288-295.
3. Helgerud, J., Vik, J.T. and Hoff, J. (2001), "The effect of maximal strength training on endurance performance in upper body for highly trained male cross-country skiers", Corpus, Psyche et Societas, No. 8 (1-2), pp. 90-103.
4. Sandbakk, О., Grasaas, C.A., Grasaas, E. et al. (2013), "Physiological determinants of sprint and distance performance level in elite cross-country skiers", 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp. 93.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2019
УДК 378.147
ДИАГНОСТИКА ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна
Хорошун, кандидат педагогических наук, доцент, Раиса Юрьевна Арустамян, ассистент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье обосновано, что именно инфометрия должна быть научной основой для диагностики поликультурного социального пространства образовательной среды. Известно, что образовательная среда, как и любая другая социальная система, является полиэтнической, следовательно, мультикуль-турной. Также известно, что менталитет нации отражён, прежде всего, в её эпосе (в том числе в народных сказках), который представляет собой метасистему информации. Для авторов настоящей статьи очевидно, что наличие схожих элементов эпоса различных народов, во-первых, обеспечивает необходимую информационную избыточность полиэтнического социума, во-вторых, обеспечивает благоприятные предпосылки для диалога культур в социальных системах любого масштаба (уровня иерархии), в том числе в образовательной среде. Авторами настоящей статьи выделены показатели, отражающие межкультурное сходство, следовательно, духовное единство социально-педагогической системы, и в этом - научная новизна результатов исследования.
Ключевые слова: образовательная среда, студент, диагностика, диалог культур, духовное единство, инфометрия, критерий.