Научная статья на тему 'Влияние Карла фон савиньи на кодификацию немецкого права'

Влияние Карла фон савиньи на кодификацию немецкого права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1003
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛ ФОН САВИНЬИ / ПРОЦЕСС КОДИФИКАЦИИ ПРАВА / КОДИФИКАЦИЯ В ГЕРМАНИИ / КОДИФИКАЦИЯ НЕМЕЦКОГО ПРАВА / CARL VON SAVIGNY / THE CODIFICATION PROCESS OF LAW / THE CODIFICATION IN GERMANY / THE CODIFICATION OF GERMAN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джумагулов Даниил Дмитриевич

Влияние Фридриха Карла фон Савиньи на кодификацию немецкого права было огромным. Не являясь политиком, но талантливым ученым, он смог последовательно доказать необходимость следования историческим особенностям народа в процессе законодательства. По этой причине рассмотрение правовых взглядов данного ученого имеет повышенный интерес для понимания процесса кодификации, который до сих пор происходит в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Karl von Savigny on the codification of German law

The influence of Friedrich Carl von Savigny on the codification of German law was enormous. Not being a politician, but a talented scientist, he was able to consistently prove the necessity of following the historical peculiarities of the people in the process of legislation. For this reason, the consideration of the legal views of this scientist has an increased interest in understanding the process of codification, which is still happening in Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние Карла фон савиньи на кодификацию немецкого права»

Влияние Карла фон Савиньи на кодификацию немецкого права The influence of Karl von Savigny on the codification of German law

Джумагулов Даниил Дмитриевич

Студент 3 курса Факультет Права Высшая школа экономики Москва, Большой Трехсвятительский переулок, 3 e-mail: 3rezloy@gmail.com

Dzhumagulov Daniil Dmitrievich

Student 3 term Faculty of Law Higher School of Economics Moscow, Bolshoy Trehsvyatitelsky Lane , 3 e-mail: 3rezloy@gmail.com

Аннотация.

Влияние Фридриха Карла фон Савиньи на кодификацию немецкого права было огромным. Не являясь политиком, но талантливым ученым, он смог последовательно доказать необходимость следования историческим особенностям народа в процессе законодательства. По этой причине рассмотрение правовых взглядов данного ученого имеет повышенный интерес для понимания процесса кодификации, который до сих пор происходит в России.

Annotation.

The influence of Friedrich Carl von Savigny on the codification of German law was enormous. Not being a politician, but a talented scientist, he was able to consistently prove the necessity of following the historical peculiarities of the people in the process of legislation. For this reason, the consideration of the legal views of this scientist has an increased interest in understanding the process of codification, which is still happening in Russia.

Ключевые слова: Карл фон Савиньи, процесс кодификации права, кодификация в Германии, кодификация немецкого права.

Key words: Carl von Savigny, the codification process of law, the codification in Germany, the codification of German law.

Вопрос о кодификации законодательства встает перед каждым государством на определенном пути его развития. Такие политические и территориальные гиганты как Англия, Франция, Российская Империя решали этот вопрос по-своему, отталкиваясь от особенностей своих традиций, своего политического и общественного развития. Германия, когда пришла её очередь решать вопрос о кодификации права, ответила на него качественно другим подходом. и это произошло, во многом благодаря только одной фигуре.

Насколько сильно может повлиять один человек, не являющийся политиком, на процесс кодификации законодательства в конкретном государстве? Для того чтобы иметь полное представление о возможном влиянии одного человека на все национальное право необходимо узнать о таком ученом, как Фридрих Карл фон Савиньи.

С самого начала Фридрих Карл фон Савиньи предложил провокационное решение вопроса о необходимости кодификации германского законодательства. Всю последующую жизнь он сражался с представителями естественно-правовой школы и яркими сторонниками кодификации, такими как Антон Фридрих Юстус Тибо. Этот человек внес огромную пользу в развитие правовой мысли в Германии и качественно улучшил процесс кодификации немецкого права. И для того чтобы понять влияние этого человека на процесс кодификации немецкого права рассмотрим ту историческую канву, в которой и были написаны его работы.

Начало XIX века ознаменовалось для немецкого народа серьезной войной, поражением от противника -Франции и официальным роспуском Священной Римской империи Наполеоном в 1806 году. После фактического

освобождения бывшей территории Священной Римской империи от захватчиков перед немецкими королевствами, герцогствами и княжествами, городами-республиками и империей Австрией встает вопрос об объединении в одно государство. Это и произошло после Венского конгресса, с созданием Германского союза 8 июня 1815 года. Однако процесс объединения немецких государств в единое государство, в единый регулируемый организм серьезно тормозился из-за многих социальных, политических, а также правовых причин. Существование правового партикуляризма привело, что вполне естественно, к идеям о кодификации и спорах о том, как она должна быть осуществлена и на каких принципах она должна базироваться. Именно этот серьезный спор стал той отправной точкой, благодаря которой, собственно, историческая школа и Фридрих Карл фон Савиньи получили известность.

Брошюра и, пожалуй, самая известная работа Ф.К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» являлась ответом на эссе Антона Фридриха Юстуса Тибо «О необходимости создания общегерманского гражданского кодекса» и выразила его личное отношение и отношение исторической школы права к кодификации немецкого права как к несвоевременной реформе. Именно в ней рационализму был противопоставлен историзм, именно в ней было заявлено: «право имеет историю». Безусловно, позиция Ф.К. Савиньи была последовательна и доказательна, а главное своевременно выражена, иначе бы она просто не смогла тягаться с аксиомой о том, что систематизированное законодательство и процесс систематизации есть безусловное благо. Именно этот спор в немецкой юридической литературе получил известное название Kodifikationsstreit.

В позиции Ф.К. Савиньи содержался принцип «народного духа» (Volksgeist), который и обуславливает внутреннюю закономерность права, обуславливает исторические особенности развития народа. Грубо говоря, именно этот принцип и ограничивает действия реформаторов и законодателей. В силу своей власти законодательный орган может принять что угодно, но если это что-то не будет отражать народный дух и его уже сформированную необходимость в этом, то это либо не будет работать, либо навредит народу. Из этого следует, что законодатель должен опираться на историческую особенность своего народа, на его подготовленность к тем или иным реформам, которую, в свою очередь, можно проследить исторически. Несмотря на то, что право для исторической школы не имеет состояния покоя и является непрерывным явлением, Ф.К. Савиньи ввел понятие возраста «народного духа» и разделил его на конкретные промежутки: младенчество, юность, зрелость, старость. Именно в зрелости народный дух достигает необходимости в кодификации, но, по мнению Ф.К. Савиньи, по крайней мере, на начало XIX века, германский народ еще не достиг стадии зрелости.

Влияние исторической школы права в начале XIX века было колоссальным: с ними спорили, им доказывали, к ним прислушивались. Конечно, это произошло не только из-за вклада Ф.К. Савиньи, но и благодаря основателю-отцу правового историзма Густава Гуго. Также важен вклад Карла Фридриха Эйхгорна, который не только занимался индивидуальной научной деятельностью, но и вместе с К.Ф, Савиньи издавал журнал исторической юриспруденции, который, в свою очередь, увеличивал количество адептов исторической школы права и их влияние в Германии.

Однако жизнь Ф.К. Савиньи не была только спором, в ней было место и на фундаментальную деятельность, которая поднимала его авторитет как ученого.

Многие работы Ф.К. Савиньи часто были ориентированы на римское право по ряду причин. Таким образом он изучал особенности народного духа Германии, так как римское право, по мнению Ф.К. Савиньи, значительно влияло на обычаи и законы немецкого народа. Детальное изучение римского права было ему необходимо для формирования более конкретной позиции исторической школы права в вопросе становления права, его постепенного развития. Также это было методом борьбы с критикой в адрес исторического подхода к

праву. Его оппоненты часто ставили акцент на том, что немецкое право зависит от римского права. Как может право зависеть от народного духа, если его большая часть не придумана самим народом, а взята из законов другого народа? На это довольно серьезный вопрос немецкий ученый отвечал так: римское право не перестало существовать с падением Западной Римской Империи, оно существует и развивается благодаря немецкому народу - самому близкому по «народному духу» соседу. При постепенном развитии немецкого народа оно принимало нормы римского права, развивало их в соответствии со своими потребностями. То есть рецепция римского права не была навязана законодателем, а является объективной необходимостью для немецкого народа, поскольку эти нормы являются частью «народного духа», частью сознания народа. Наиболее фундаментальное рассмотрение немецким ученым римского права, в том числе и его влияние на немецкое право, было выполнено в его работе «Система современного римского права», которая до сих пор считается одной из самых полных и качественных работ по исследованию римского права.

Но с развитием немецкой юриспруденции шло и социальное развитие Германии. Промышленный переворот, происходивший в тридцатых годах XIX века и создание в 1834 году Таможенного союза под предводительством Пруссии послужило серьезным толчком к развитию новых экономических отношений, которые, в свою очередь, требовали соответствующего законодательства. Нельзя сказать, что развитие законодательства было чрезмерно долгим и затягивалось специально - стоит учитывать сложность законодательного процесса для все еще раздробленной политически и до конца необъединенной территориально Германии.

Все большая потребность в новом регулировании, по крайней мере, экономических отношений, привела к учреждению особого поста прусского министра «по пересмотру законов» в 1842 году, на который и был назначен Фридрих Карл фон Савиньи. Вскоре он был вынужден оставить этот пост из-за отклонений его предложений ландтагом, однако его влияние на принятый вскоре Единый германский вексельный устав в 1847 году не отрицается. Данный закон является весьма проработанным, необходимым для экономических отношений того времени - вексель являлся практически самым распространенным инструментом удовлетворения торговых потребностей в обороте. Данный закон закрепил существующие принципы для векселя: формализм, абстрактность, универсальность.

Рассматривая процесс принятия данного закона можно отметить, что германское право развивалось, а не стояло на месте. Его развитие было медленным, но продуманным. Оно не противоречило старым конструкциям и не нарушало устойчивость торгового оборота. Можно сказать, что Единый германский вексельный устав не был экспериментом, а был тем необходимым законом, которого требовал «народный дух».

Влияние Ф.К. Савиньи на процесс кодификации законодательства немецкого права было наибольшим именно в 1842 году - он координировал действия по принятию одного из основных законов своего государства. По сути, именно в 1842 году его позиция и позиция исторической школы права стала официальной, государственной позицией по вопросу кодификации немецкого права.

Более того, влияние немецкого ученого существовало и при принятии Общегерманского торгового уложения 1861 года, которое было принято в год смерти немецкого юриста. Этот закон, хоть в его создании и не принимал участие Ф.К. Савиньи, было под влиянием исторической школы права. Общегерманское торговое уложение, как и Единый германский вексельный устав, создавалось по методологии исторической школы права - это был осторожный, качественный закон. Этот закон ни в коей мере не был революционным - он отражал своевременные потребности немецкого народа в регулировании торговых отношений, а также регулировал некоторые институты гражданского права, например, общие положения о сделках, закрепленные в одной из пяти книг «О торговых сделках».

Таким образом, влияние Фридриха Карла фон Савиньи на кодификацию немецкого права было огромным. Не являясь политиком, но талантливым ученым, он смог последовательно доказать необходимость следования историческим особенностям народа в процессе законодательства. Тем самым он не затормозил процесс кодификации, а качественно улучшил его с помощью правового историзма, помог сделать законы Германии более продуманными и действительно нужными.

Список используемой литературы:

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. — 480 с.

2. Савиньи Ф.К. фон. Система современного римского права: В 8 т. Т. II / Пер. с нем. Г. Жигулина; Под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. - М.: Статут; Одесса: Центр исследования права им. Савиньи, 2012. - 573 с.

3. Savigny F. K. von. Das Obligationenrecht als Theil des heutigen römischen Rechts. Berlin: Veit, . Bd. 1 -VII, 520 S.; Bd. 2 - IV, 331 S.

4. Savigny F. K. von. System des heutigen Römischen Rechts. Bd. 1. Berlin: Veit, 1840. - L, 429 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.