7. Султанов А.Д. Государственная политика стратегического планирования развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях санкций запада // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 272-276.
8. Трипольский В.Б. Направления совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. // Государство и право. 2007. № 7.
9. Харченко С.Г., Ананьева Р.В. О необходимости дифференциации понятий «безопасность» и «национальная безопасность». Вестник Академии военных наук. 2010, №1(30), с. 54-59.
10. Воронцов С.А. Проблемы национальной безопасности через призму взаимоотношений религиозных и политико-правовых институтов государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 3 (58). С. 37-42.
11. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7. С. 180-185.
12.
УДК 338.45 Долгушина
М.А.
ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.:к.п.н., Крицкая А.А.
ВЛИЯНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
РЕГИОНА
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и особенности реализации государственной кадровой политики на региональном уровне. Выделяются факторы, влияющие на повышения
конкурентоспособности региона. Выявлена взаимосвязь эффективной реализации государственной кадровой политики с повышением конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: кадровая политика, кадровая безопасность, региональная политика, политический процесс, политическое управление.
В настоящее время очень большое внимание уделяется кадровой основе региона. На данном этапе невозможно достичь развития и стабильных конкурентных преимуществ, при этом оставаясь в рамках прежней системы управления кадрами. Необходимо выработать прогрессивные подходы к управлению кадрами региона, организовать широкомасштабное обучение навыкам их использования на практике.
Формирование государственной кадровой политики - сложный, многогранный процесс. Кадры - наиболее стабильный социальный элемент
27
общества и государства, носитель их традиций и опыта. При модернизации современного общества особую актуальность приобретает проблема кадровой политики. Это объясняется тем, что в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности региона является кадровый потенциал. А его обеспечение возможно только благодаря разработке кадровой политики региона, для этого необходимо рассмотреть данную составляющую более подробно.
Проблемы кадровой политики представляют собой наиболее важный
вопрос в деятельности законодательной и исполнительной власти как на
28
федеральном уровне, так и в регионах. Формирование кадрового состава государственного аппарата управления — процесс длительный и сложный.
27 Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: учебное пособие/ Вечер Л.С— Минск: Вышэйшая школа, 2013. с. 3-4
28 Иванова Л.Л., Крицкая А.А. Кадровая безопасность в сфере государственного управления (региональный аспект) // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 2 (80). С. 109-115.
Основные его концептуальные принципы определены в концепции «Реформирование государственной службы в Российской Федерации» (2009
29
- 2013г). К наиболее новым документам можно отнести Указ Президента РФ от 13.12.2012 N 1653 (ред. от 01.07.2014) "О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации" (вместе с "Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации").
В связи с тем, что социально-экономическое развитие страны имеет достаточно устойчивый характер, предпринимаются попытки создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и объема внутреннего рынка. На сегодняшний день формирование условий для поддержания наметившегося экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов.
Регионы нашей страны имеют неодинаковые природные условия и
30
ресурсы, а также показатели валового регионального продукта.
Именно поэтому, развитие регионов и повышение их конкурентоспособности имеет большую важность.
До сих пор не выработана единая методика оценки конкурентоспособности региона. Разработать концептуальные подходы к построению методики оценки уровня конкурентоспособности удалось
31
немногим. Для оценки конкурентоспособности экономических систем
29 Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы). Российская газета// Режим доступа// http://rg.ru/2009/03/13/programma-dok.html
30 Поляк Г.Б. Региональная экономика : учебник/ Поляк Г.Б., Тупчиенко В.А., Барменкова Н.А.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— c 6
31 Методические подходы к оценке конкурентоспособности региона// Режим доступа// http://sovman.ru/article/2702/
разного уровня (товар, фирма, отрасль, регион и т.д.) широко применяется метод интегральной оценки в виде суммы показателей конкурентоспособности. Показатели высчитываются с учетом коэффициентов весомости. Применительно к регионам, интегральная оценка проводится для измерения социально-экономического положения региона, которая в свою очередь может рассматриваться вне связи с конкуренцией. Поэтому метод интегральной оценки конкурентоспособности не отвечает требованиям сути понятия.
Существуют и другие точки зрения на оценку конкурентоспособности региона. Некоторые авторы обуславливают конкурентоспособность региона с его выгодным географическим положением и наличием высокого ресурсного
32
(в первую очередь сырьевого) потенциала.
Наличие у региона определенных «естественных» преимуществ по отношению с другими имеет место быть и не нуждается в доказательстве. Эти преимущества в российских реалиях играют одну из ключевых ролей в высоком уровне межрегиональной социально-экономической дифференциации. Но необходимо помнить, что не менее важным фактором конкурентоспособности региона является кадровая политика. Правильная кадровая политика может организовать работу кадров таким образом, чтобы использовать все преимущества региона, преумножать их и находить новые положительные аспекты. Поэтому сводить конкурентоспособность региона к наличию в нем определенных «естественных» преимуществ является не совсем правомерным по отношению к другим субъектам РФ.
В подтверждение данных слов можно отметить, М. Портер утверждает, что конкурентоспособность экономики в первую очередь зависит от её способности производить инновации и модернизироваться. Поэтому
32 Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.
необходимо оценивать конкурентоспособность региона по более широкому кругу показателей.
Поскольку развитие региона, прежде всего, зависит от конкурентоспособности организаций и компаний, расположенных на его территории, поэтому, более приемлемой является трактовка конкурентоспособности региона как способность создавать условия для устойчивого развития и функционирования предприятий и организаций, расположенных на его территории.
Эффективная кадровая политика призвана обеспечивать повышение производительности и качества труда работников. Ее необходимо рассматривать в тесной связи с основополагающими принципами и нормами государственной кадровой политики, а также через призму особенностей и специфики регионов и муниципальных образований. Представляется, что суть кадровой политики выражается в совокупности принципов и форм организационного механизма по выработке целей и решения задач, направленных на сохранение и укрепление кадрового потенциала.
Важнейшим условием успешного решения многих проблем и задач, стоящих перед обществом, выступает совершенствование, преобразование и
33
оптимизация кадровой политики на всех уровнях управления. 33 Не стоит забывать о проблеме кадрового обеспечения региона. Эффективные кадры способны повысить конкурентоспособность региона. Это относится к подготовке специалистов к работе на создаваемых высокотехнологичных рабочих местах необходимо проведение мероприятий по регулированию рынка труда и повышения его эффективности.34 Ведь эффективные кадры могут влиять на способность территории производить и оказывать услуги,
33 Формирование и развитие кадровой политики в регионе// Режим доступа// https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=6635
34 Крицкая А.А., Шлеверда И.Н. Имидж как репрезентация государственной кадровой политики: аспект национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 430-435.
которые соответствуют требованиям зарубежных рынков, одновременно
35
поддерживать высокий и стабильный уровень доходов своего населения.
Рассмотрим важнейшие функции кадровой политики региона. Так, обязательно проводится анализ с целью оценки фактического размещения кадров на территории региона и уровня их использования. Планируется движение кадров для обеспечения сбалансированного и рационального размещения, эффективного использования, а также повышения их профессионального уровня. Цель организационной функции управления кадровой политики - создание инновационных рабочих мест, инновационных технологий и условий для подготовки инновационных кадров. 36
Таким образом, кадровая политика как целостная система подвергается изменениям вследствие циклического социально-экономического развития региона. В настоящее время экономика России и ее регионов переходит к инновационному типу своего развития. Следовательно, инновационная направленность требует решения проблемы подготовки кадров инновационного типа. Необходимо отметить, что учеными на сегодня не разработана единая методика оценки конкурентоспособности региона, существует необходимость детального исследования в данном направлении. Стоит отметить, что данная методика должна соответствовать основным положениям конкурентоспособности региона как объекта управления.
Список использованной литературы
35 Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 130-138
36 Некрасов В.Н., Пивоваров И.В. Современные механизмы повышения эффективности реализации государственной кадровой политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 62-68
1. Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: учебное пособие/ Вечер Л.С— Минск: Вышэйшая школа, 2013. с. 3-4
2. Иванова Л.Л., Крицкая А.А. Кадровая безопасность в сфере государственного управления (региональный аспект) // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 2 (80). С. 109-115.
3. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы). Российская газета// Режим доступа// http://rg.ru/2009/03/13/programma-dok.html
4. Поляк Г.Б. Региональная экономика : учебник/ Поляк Г.Б., Тупчиенко В.А., Барменкова Н.А.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— c 6
5. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региона// Режим доступа// http: //sovman.ru/article/2702/
6. Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.
7. Формирование и развитие кадровой политики в регионе// Режим доступа// https://interactive-plus.ru/discussion platform.php?requestid=6635
8. Крицкая А.А., Шлеверда И.Н. Имидж как репрезентация государственной кадровой политики: аспект национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 430-435.
9. Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 130-13
10. Некрасов В.Н., Пивоваров И.В. Современные механизмы повышения эффективности реализации государственной кадровой политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 62-68
11. Овакимян М.А., Буров А.В. Стратегия социально-экономического развития современного муниципального образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 21-24.
12. Овчаренко Р.К. Теоретические основы управления гражданской службой // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30. С. 6.
УДК 327 Мирзоян С.Э.
ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.п.н., доц. Ароян А.С.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ
И ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
Аннотация: Статья посвящена анализу межнациональных конфликтов, рассматривается их характеристику, причины и основные классификации. Исследование феномена этнических конфликтов представляется принципиально важным в целях сохранения национальной идентичности как одного из определяющих факторов социокультурной динамики современного общества. Автор статьи рассматривает данные проблемы в преломлении к одному из конфликтов, а именно, Нагорно-Карабахскому.