ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
О.Г. Кугуелова, студент
П.М. Мартынова, студент
Д.А. Толмачёв, д-р мед. наук, доцент
Ижевская государственная медицинская академия
(Россия, г. Ижевск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-25-29
Аннотация. Сон, его качество и продолжительность, имеют важное значение для жизни студентов и могут оказать значительное влияние на их успехи в учебе. Качественный сон является ключевым фактором для улучшения умственных способностей, особенно памяти. Недостаток сна может негативно сказываться на обучении студентов, влияя на их успеваемость. Осуществлён опрос с целью изучения взаимосвязи между качеством сна и успеваемостью студентов-медиков, что позволит разработать рекомендации для повышения качества сна и обучения.
Ключевые слова: качество сна, успеваемость студентов, когнитивные функции, концентрация, память, продуктивность.
Сон - это процесс, который оказывает влияние на все аспекты нашей повседневной жизни. Он играет ключевую роль в нашем здоровье, состоянии духа, поведении, эмоциональном фоне и профессиональной деятельности. В процессе сна наш организм восстанавливает энергию, потраченную за день, а также обрабатывает информацию, сохраняя в памяти важные сведения. В последнее время наблюдается возрастание интереса к проблемам со сном среди молодежи. Исследования показывают, что студенты высших учебных заведений сталкиваются с более низким качеством сна по сравнению с общей популяцией. Симптомы стресса, такие как усталость, бессонница, чрезмерная дневная сонливость, тревожность, раздражительность и депрессия, распространены среди студентов. Учеба в университете требует значительных усилий и сопряжена с множеством стрессовых факторов, что может способствовать развитию нарушений сна. Часто студенты не осознают серьезность этих проблем, что может привести к отрицательным последствиям для их здоровья и учебных успехов. На успеваемость студента воздействует не только его интерес к предмету, умственные способности, стремление и характер, но также физическое состояние и эмоциональное настрое-
ние, которые в значительной степени зависят от уровня его сна [4, 7, 13].
Сон представляет собой ключевое состояние активности мозга, играющее критическую роль в поддержании физического и психического благополучия. В наше время многие люди, в том числе студенты, рассматривают сон как излишнюю роскошь, полагая, что выгоды от недосыпания или его сокращения превышают возможные негативные последствия. Это мнение является ошибочным. Оптимальное количество часов сна, необходимое каждому человеку, варьируется в зависимости от индивидуальных потребностей. В общем, для взрослых людей нормой считается 7-8 часов ночного отдыха. Для детей в возрасте от 5 до 7 лет рекомендуется спать около 10 часов, а для детей от 8 до 10 лет — не менее 9 часов. Студенческая жизнь, как уникальная социальная группа, имеет важное значение для определения здоровья молодых людей. Следование принципам здорового образа жизни позитивно сказывается на физическом состоянии молодежи, их личностных качествах и успехах в учебе. Связь между здоровьем и академической продуктивностью ясно прослеживается: чем лучше состояние здоровья студента, тем более продуктивным оказывается процесс обучения [1, 5].
Студенты, сталкивающиеся с насыщенным графиком занятий, клиническими практиками и подготовкой к экзаменам, часто жертвуют сном в пользу учебы. Такое поведение может оказать негативное влияние на их способность усваивать информацию, а также на навыки критического мышления, которые необходимы для успешной практики в медицине [11, 12]. Недостаток сна приводит к ряду серьезных проблем со здоровьем. В краткосрочной перспективе нехватка сна вызывает усталость, ухудшение способности к обучению и память, а также может сделать человека более раздражительным. Для поддержания хорошей работы иммунной системы необходим полноценный отдых. Постоянное недосыпание может ослабить иммунную защиту, увеличивая риск заболеть такими инфекциями, как грипп. постоянное недосыпание может влиять на психическое здоровье студентов. Увеличение уровня стресса и тревожности среди будущих врачей может привести к выгоранию и даже депрессии. Это, в свою очередь, ставит под угрозу не только их учебный процесс, но и общую удовлетворенность жизнью, что имеет долгосрочные последствия для их профессиональной практики. Неполноценный сон может привести к ошибкам в клинической практике, что в конечном итоге может повлиять на качество медицинского обслуживания [2, 6].
Для улучшения качества сна студентам следует принять определённые меры. Во-первых, важно создать комфортные условия для сна: обеспечить тишину и прохладу в комнате, а также выбрать удобное место для отдыха. Во-вторых, полезно установить стабильный распорядок сна, чтобы ложиться и вставать в одинаковое время каждый день. В-третьих, стоит организовать своё время так, чтобы ночью была возможность для полноценного сна. В-четвёртых, старайтесь организовать свой учебный и повседневный график так, чтобы это не отрицательно сказывалось на вашем сне [3, 10]. Установите приоритеты - здоровье и образование. В-пятых, постепенно перенесите время отхода ко сну ближе к рекомендованным нормам. Помните, что отдых в течение часа до по-
луночи и пробуждение в 7 утра соответствуют естественным биоритмам человека, что способствует восстановлению сил, поддерживает продуктивность и помогает сохранять здоровье [8, 9].
Цель выполненного исследования -проанализировать влияние качества сна на успеваемость среди студентов 4 курса медицинского вуза лечебного факультета.
Материалы и методы. В проведенном опросе приняло участие 128 студентов медиков Ижевской Государственной Медицинской Академии (ИГМА). Результаты анкетирования были обработаны в программе Microsoft Office Excel 2013.
Полученные результаты. Данные анкетирования дают представление о качестве и продолжительности сна студентов, а также о связи этого фактора с их успеваемостью. Кроме того, результаты выявляют причины проблем со сном ночью и наличие дневного сна на повседневную жизнь студентов.
В данном исследовании 84,0% респондентов - это женщины, в то время как мужчин среди участников лишь 16,0%. Результаты показывают, что, говоря о сне, женщины в среднем испытывают нарушения сна чаще, чем мужчины.
Распределение возрастных групп среди участников опроса выглядит следующим образом: 31,2% составляют испытуемые в возрасте 19 лет, 40,6% - 20 лет, и 28,2% -21 год. Основная масса респондентов относится к юношескому возрасту, когда сон играет важную роль в их жизни, однако различные привычки и нагрузки могут оказать отрицательное влияние на его качество. Студенты часто пренебрегают сном из-за учебных задач, трудовых обязанностей или вечерних увлечений, что может привести к снижению их концентрации и продуктивности в течение рабочего дня.
Лишь треть опрошенных (38,0%) ложится спать в промежуток с 22:00 до 00:00, что соответствует рекомендациям для поддержания хорошего здоровья. В то же время вызывает обеспокоенность тот факт, что более половины участников (53,8%) засыпают позже, между полуночью и 2:00. Позднее начало сна может от-
рицательно сказаться на циркадных ритмах и ухудшить качество отдыха, особенно если это связано с недостаточной продолжительностью сна. Также небольшой процент (8,2%) респондентов ложится спать после 2:00, что может указывать на существенные нарушения в распорядке дня.
Продолжительность сна студентов оказывается следующей: 56,9% респондентов спят по 5 -6 часов в сутки, в то время как 21,5% участников получают 7-8 часов, что является минимально допустимой нормой. Однако настораживает тот факт, что почти та же доля (21,5%) спит менее 5 часов, что считается недостаточным для нормального функционирования организма. Хронический недостаток сна может негативно сказаться на когнитивных функциях, снизить продуктивность и повысить риск развития различных заболеваний. Никто из опрошенных не спит более 8 часов в течение учебной недели.
Преобладающее большинство (75,4%) не высыпаются, а остальная часть (24,6%) высыпаются.
Следующий вопрос дал возможность сделать выводы о том, засыпают ли студенты на занятиях. На вариант ответа «да» согласились 50,8% респондентов, что превышает половину опрошенных.
Большинство студентов (73,8%) уверены, что качество их сна оказывает влияние на учебные достижения.
Студенты оценивают свою учебную успеваемость следующим образом: 7,7% респондентов получают оценку «отлично», 50,8% учатся на «хорошо», в то время как 21,5% довольствуются оценкой «удовлетворительно». Кроме того, 20,0% студентов «часто посещают отработки».
В ходе опроса было установлено, что недостаток сна у студентов проявляется в виде повышенной раздражительности, невнимательности, физической слабости и агрессивного поведения. Такое состояние может отрицательно влиять на когнитивные функции, внимательность и эффективность студентов в медицинском университете.
Половина студентов (52,3%) отмечают, что им сложно сосредоточиться на каких-либо задачах.
На вопрос «бывают ли у вас ошибки по невнимательности в учёбе» почти половина (47,7%) ответили часто, ещё 46,2% -редко допускают ошибки в работе.
Нарушение сна в ночное время приводит к тому, что студенты начинают спать днем. Среди опрошенных, 56,9% участников заявили, что они спят днем ежедневно, это настораживающий знак, свидетельствующий о затяжном недостатке сна. В то время как 43,1% никогда не спят в дневное время, что может свидетельствовать о здоровом режиме сна и хорошем качестве ночного отдыха.
Почти все опрошенные (85%) указали, что их сон влияет на концентрацию и продуктивность в течение дня.
Больше половины (52,3%) респондентов оценивают свой уровень стресса как средний. Каждый третий (38,5%) имеет высокий уровень стресса в жизни. И только малая часть (9,2%) отмечают низкий уровень стресса.
Вывод. Анализ данных показал, что средняя продолжительность сна у опрошенных ниже физиологических норм.
Преобладающее большинство не высыпаются, засыпают на занятиях и спят днём. Недостаток сна влияет на поведение студентов, которые в это время становятся рассеянными, раздражёнными, чувствуют слабость, не могут сосредоточиться на задачах и допускают ошибки по невнимательности. Причинами недостатка сна являются загруженность учебой или работой, большой объем домашней работы, бытовые дела, посторонние факторы. Таким образом, успеваемость студентов напрямую зависит от качества сна.
Несоблюдение режима сна и бодрствования у студентов может приводить к различным негативным последствиям:
Во-первых, это может вызывать хроническую усталость, снижая общую работоспособность и концентрацию.
Во-вторых, недосып нарушает процессы памяти и обучения, что негативно сказывается на успеваемости.
В-третьих, постоянная нехватка сна также внедрять практические рекоменда-может приводить к ухудшению психоэмо- ции по его нормализации, такие как созда-ционального состояния, возникновению ние регулярного расписания сна, избега-тревожности и депрессии. ние использования электронных устройств
Для улучшения ситуации необходимо перед сном и поддержание комфортной проводить просветительскую работу среди обстановки для отдыха. студентов о важности здорового сна, а
Библиографический список
1. Агаджанян Н.Л., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003г.- С. 117-119.
2. Бакиева Э.М., Габдрахманова Л.Р., Толмачев Д.А. Качество сна студентов четвертого курса медицинской академии во время сессии // MODERN SCIENCE. - 2021. - № 5-2. -C. 13-20.
3. Бахитова Н.М., Оздоева З.М. Влияние режима сна студентов медицинского университета на качество жизни и успеваемость / Н.М. Бахитова, З.М. Оздоева // За качественное образование. - 2020. - С. 38-46.
4. Борисова С.Н. Сон как психическое явление // Будущее клинической психологии. -2008. - Вып. 2. - C. 9-16.
5 Газенкампф К.А. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов / К.А. Газенкампф, Н.А. Шнайдер, Д.В. Дмитренко, и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-2. - С. 257-260.
6. Залата О.А. Качество сна и тревожность у студентов-медиков в начале и конце учебного года / О.А. Залата // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины.
- 2017. - Т. 7. - №3. - С. 22-27.
7. Карпова Т.В. Влияние сна на организм человека / Т.В. Карпова // Медицинские науки. - 2015.
8. Лейбин В.М. «Толкование сновидений» как психобиография З. Фрейда // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 99-111.
9. Попов, А.В. Программа и методика комплексного социально-гигиенического исследования здоровья студентов медицинского ВУЗа / А.В. Попов // Профилактика заболевания и укрепление здоровья. - 2007. - № 3 (23). - С. 31-36.
10. Попова Н.М. Влияние продолжительности и качества сна на успеваемость студентов медицинского вуза / Н.М. Попова, А.В. Свидетелева, О.С. Бочкарева // Дневник науки.
- 2023. - № 10. - С. 1-8.
11. Сахно С.Р. Как сон влияет на учебную жизнь учащихся / С.Р. Сахно // Комплексные исследования детства. - 2022. - Т. 4. - № 3. - С. 212-225.
12. Толмачёв Д.А., Иванова А.С., Туктарова З.С. Влияние учебы на образ жизни у студентов 1 курса // Психология человека и общества. - 2019. - № 5(10). - С. 793-797.
13. Фисенко С.А. Влияние качества сна на успеваемость студентов-медиков / С.А. Фисенко, Е.Е. Калинин, Е.А. Лесовой // Человек. Социум. Общество. - 2024. - № 7. -С. 56-61.
THE INFLUENCE OF SLEEP QUALITY ON THE ACADEMIC PERFORMANCE
OF MEDICAL STUDENTS
O.G. Kuguelova, Student P.M. Martynova, Student
D.A. Tolmachev, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor Izhevsk State Medical Academy (Russia, Izhevsk)
Abstract. Sleep, its quality and duration, is essential to students' lives and can have a significant impact on their academic success. Quality sleep is a key factor in improving mental performance, especially memory. Lack of sleep can have a negative impact on students' learning, affecting their academic performance. A survey was conducted to investigate the relationship between sleep quality and academic performance of medical students, which will allow us to develop recommendations to improve the quality of sleep and learning.
Keywords: sleep quality, student performance, cognitive functions and concentration, memory, productivity.