Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО СНА / КАЧЕСТВО СНА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / SLEEP DISORDER / SLEEP QUALITY / ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY OF MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмедов Р.Н.

В статье анализируется проблема расстройства сна и ее медико-социальное значение. С помощью авторской анкеты проводится оценка качества сна студентов медицинского вуза. Выявляется гендерная специфика качества сна в исследуемой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY OF MEDICAL STUDENTS

In article the problem of sleep disorder and its medico-social value is analyzed. By means of the author's questionnaire the assessment of sleep quality of students of medical school is carried out. The gender specifics of sleep quality in the studied group come to light.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 159.963.01

Ахмедов Р.Н. студент 3 курса ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация: В статье анализируется проблема расстройства сна и ее медико-социальное значение. С помощью авторской анкеты проводится оценка качества сна студентов медицинского вуза. Выявляется гендерная специфика качества сна в исследуемой группе.

Ключевые слова: расстройство сна, качество сна, оценка качества сна студентов медицинского вуза.

Ahmedov R.N. student of the 3d year Saratov State Medical University n.a. V.I.Razumovsky

Saratov, Russia

ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY OF MEDICAL STUDENTS

Abstract: In article the problem of sleep disorder and its medico-social value is analyzed. By means of the author's questionnaire the assessment of sleep quality of students of medical school is carried out. The gender specifics of sleep quality in the studied group come to light.

Keywords: sleep disorder, sleep quality, assessment of sleep quality of medical students.

Согласно определению С.И.Ожегова, сон - это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Сон является основным и ничем не заменимым видом отдыха, способствующим восстановлению сил и энергоресурсов. Нарушение режима и продолжительности сна может привести к снижению активности участков мозга, а в дальнейшем снижению памяти, мышления, концентрации и объёма внимания [1]. Всё это отрицательно отражается на результатах учебной деятельности, а также влияет на эмоциональный фон человека, он становится раздражительным, пассивным в проявлении интереса и участия в жизни близких, что постепенно приводит к проблемам социального взаимодействия. Расстройство сна является одной из самых распространенных проблем, с которыми люди обращаются к специалистам. Таким образом, в современном мире эта проблема приобретает важное медико-социальное значение.

Студенты вузов — это особый социальный слой населения. В силу объективных обстоятельств студенты имеют значительно худшее качество сна по сравнению с общей популяцией, так как сталкиваются с новым

опытом проживания в общежитии, новым режимом сна и бодрствования, свободой от опеки родителей [2]. У них формируется новый распорядок дня, включающий не только подготовку к учебным занятиям, но и посещение внеаудиторных студенческих мероприятий, ночных клубов, подработку в ночную смену. Все это может выражаться в существенном сокращении или даже депривации (лишении) сна, а также разрушительному воздействию на организм студентов.

Причинами нарушения сна также могут быть: стресс, злоупотребление алкоголем, и тонизирующими напитками, приём наркотических средств, тревожное или депрессивное состояние, соматические и неврологические заболевания, постоянное переутомление, несоблюдение гигиены сна и его неблагоприятные условия (спёртый воздух, внешний шум, избыточная освещённость), приём лекарственных средств (снотворных) [3]. Фармаколог А. Борбели [4], утверждает, что «идеальных» лекарственных средств, без побочных эффектов и последствий, просто не существует, а также подчеркивает, что нет такого нарушения сна, при котором нельзя обойтись без снотворного, но однако нельзя обойтись без терапевтического вмешательства, даже при приеме лекарственных средств.

Целью данного исследования выступила оценка качества сна и выявление гендерных особенностей нарушения режима сна у студентов медицинского университета. Исследование было выполнено на базе Саратовского Государственного Медицинского университета им. В.И. Разумовского, в котором принял участие 71 студент третьего курса стоматологического факультета. С целью проведения исследования была использована анонимная анкета, по результатам которой оценивался режим сна студентов, их образ жизни. Респондентам были заданы следующие вопросы:

1)Ваш пол?

а) мужской

б) женский

2)Ваш возраст?

3) В какое время вы ложитесь спать?

а) до 22:00

б) не позже 24:00

в) после 24:00

4) В какое время вы просыпаетесь?

а) до 6:00

б) с 6:00 до 8:00

в) после 8:00

5) Высыпаетесь ли вы?

а) да

6) скорее нет, чем да

в) никогда

б) Что чаще всего мешает вам уснуть?

а) мысли о предстоящих или прошедших событиях,

б) переживания, эмоции,

в) внешние факторы (шум, свет и т.д),

г) боль, дискомфорт в организме

7) Вас клонит в сон во время учебных занятий?

а) никогда

б) иногда

в) почти всегда

8) Вы употребляете лекарственные препараты (снотворные препараты) для того, чтобы уснуть?

а) никогда

б) периодически

в) очень редко

9) Обращались ли вы за помощью к специалистам

а) да

б) нет

в) собираюсь это сделать

10) Что вы чаще всего используете для борьбы со сном?

а) тонизирующие напитки

б) медицинские препараты

в) смена вида деятельности, переключение внимания

г) никогда не сталкивался с такой проблемой

11) Сколько часов вам нужно поспать, чтобы чувствовать себя бодрым?

а) менее 6

б) от 6 до 8

в)от 8 до 9

г) больше 9

12) Сон влияет на вашу успеваемость?

а) да

б) нет

13) Напишите, что для вас является необходимым для полноценного сна?

В результате анкетирования были получены следующие данные. Респондентами выступили студенты Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского (71 человек), в возрасте от 19 до 23 лет, мужского и женского пола. Большинство опрошенных (53.5%) ложатся спать после 24:00, при этом среди них половина респондентов мужского, а половина - женского пола. Не позже 24:00 регулярно засыпают 40.8% опрошенных, из них большинство лиц мужского пола (16 человек). Только 5.6% студентов ложатся спать до 22:00.

Анализ результатов показал, что ежедневно с 6:00 до 8:00 просыпаются 46.5% (среди них преобладают женщины). До 6:00 просыпаются 18.3% (из них чаще это делают мужчины, чем женщины). А

остальные 32.2% студентов (большинство из которых женщины) просыпаются после 8:00.

Результаты анкетирования показали, что 11.3% студентов (из них большинство женщин) никогда не высыпаются, а 38.0% студентов (из них половина мужчин, а половина женщин) были удовлетворены своим сном. Однако остальные 50.7% студентов высыпаются, но редко.

Выяснилось, что большому количеству студентов - 60.0% для полноценного качественного сна мешают мысли о предстоящих или прошедших событиях. 28.6% студентов не могут уснуть из-за переживаний и эмоций, а остальным респондентам (11.4%) мешают внешние факторы.

На вопрос «Клонит ли вас в сон во время учебных занятий», большинство студентов ответили - «Иногда» (54.9%), «Никогда» (29.6%) и «Почти всегда» (15.5%) респондентов.

Выявилась тенденция к употреблению снотворных препаратов - 12.9% студентов (из них мужчин в два раза больше, чем женщин) периодически употребляют снотворные препараты, другие студенты - 5.7% (только женщины) очень редко прибегали к ним, а остальные 81.4% никогда не принимали их.

Оказалось, что 14.1% респондентов обращались за помощью к специалистам, другие 8.5% собираются обратиться к специалисту, а остальные 77.5% отметили, что в данной помощи не нуждаются.

Для борьбы со сном большее количество студентов отдало своё предпочтение тонизирующим напиткам - 32.4% (из них мужчин в два раза больше, чем женщин). Другие студенты прибегают к смене вида деятельности 29.6% (чаще женщины, чем мужчины). 8.5% используют медицинские препараты. Остальное количество респондентов никогда не сталкивались с этой проблемой - 29.5%.

Для большинства студентов (49.3%), чтобы чувствовать себя бодрыми необходимо от 6 до 8 часов сна. От 8 до 9 часов спят 26.8% (из них большинство мужчин). Менее 6 часов спят 14.1% опрошенных респондентов. Более 9 часов отдыхают 9.9% опрошенных.

Основная часть студентов (66.7%) утверждают, что сон влияет на их успеваемость, а остальные студенты (33.3%), поддерживают мнение, что напротив от сна это не зависит.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что более 60% студентов, основную часть которых составляют мужчины, имеют нарушения в режиме сна и бодрствования. При этом большинство респондентов (32,4%), основную массу которых составляют мужчины, прибегают к употреблению тонизирующих напитков и медицинских препаратов для борьбы со сном. Дефицит сна испытывают более половины опрошенных, также большинство опрошенных нарушают нормы гигиены сна. Так как качество сна отражается на психическом, эмоциональном и физиологическом состоянии студентов и влияет на качество обучения, то его оценка является необходимым элементом медико-социального

сопровождения студентов.

Использованные источники:

1. Якупов Э.Я. Нарушения сна как междисциплинарная проблема // МС. 2016. №11. С. 42 -- 47.

2. Латышевская Н.И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н.И. Латышевская, С.В. Клаучек, Н.П. Москаленко // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С.51-54.

3. Gobin C.M. Poor sleep quality is associated with a negative cognitive bias and decreased sustained attention / C.M. Gobin, J.B. Banks, A.I. Fins, // J.Sleep Res. 2015. № 24. P.1 -- 8.

4. Борбели А. Тайна сна. М.: Знание, 1989. - 192 с.

УДК 159.9.07

Ахмедьянова З.И. студент магистратуры 2курса факультет: Защиты в чрезвычайных ситуациях

УГАТУ Россия, г. Уфа

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ 1КУРСА ОТ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРНОГО

ОБЛИКА

Аннотация

В статье предпринята попытка определить зависимость между музыкальным предпочтениям студентов и их культурным обликом. Целью данной работы является анализ результатов социологического опроса, выявление связей, выдвижение гипотезы. Рассмотрены вопросы относящиеся к тематике данного исследования. Ключевые слова

Музыкальные жанры, студенты, опросный листок, зависимость, культурный облик студента, анализ, метод ранжирования.

Akhmedyanova Z.I. Master's student 2 courses Faculty оf «protection in emergency situations»

USATU Russia, Ufa

ANALYSIS OF THE DEPENDENCE OF THE MUSICAL PREFERENCES OF THE 1 COURSES STUDENTS ON THE CHARACTERISTICS OF THE CULTURAL

LOOK

Annotation

The article attempts to determine the relationship between students' musical preferences and their cultural appearance. The purpose of this work is to analyze the results of a sociological survey, identify links, put forward a hypothesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.